Маршрут Новокузнецк-Кемерово-Шарыпово-Абакан-Кызыл- Ак-Довурак-Абаза-Абакан любителям автотуризма хорошо известен, неоднократно мною пройден, но всякий раз не устаю любоваться красотами Саян, каждый раз всё по-другому, гора новых впечатлений. В этот раз поездка по Большому Саянскому Кольцу была дополнена посещением золотого прииска в верховьях правого притока Каа-Хема - реки Дерзиг.
Путь в Туву на реку Дерзиг
Новокузнецк, Кемерово, Верх. Чебула, Тисуль, оз. Инголь, Шарыпово, Шира, Абакан, Кызыл, Кунгустуг, База Копту, прииск Кара-Ос, река Дерзиг.
На золотые прииски

река Дерзиг, приток Каа-Хема река Дерзиг, приток Каа-Хема
Кедры на перевале Кедры на перевале
Охотничья заимка на реке Дерзиг Охотничья заимка на реке Дерзиг
Такой пейзаж оставляют после себя золотодобытчики Такой пейзаж оставляют после себя золотодобытчики
Поездка в Туву на автомобиле по трассе Абакан-Кызыл для меня не в диковину. В своё время приходилось ездить в Саянах по таким перевалам, как Кулымыс, Весёлый. Новая трасса проложена мимо этих перевалов. Она стала более скоростной и менее опасной. Однако расслабляться не следует. Горы не прощают легкомыслия. Неоднократно ездил и по трассе Ак-Довурак - Абаза - Абакан, но возможность проехать за один раз по Большому Саянскому Кольцу представилась впервые.
Были сборы не долги... и вот уже наш УАЗик оставляет под колёсами километры Кемеровской области. Какая же огромная у нас страна. За день удаётся проехать только из одного региона в другой. К вечеру мы приезжаем к озеру Инголь, где и останавливаемся на ночёвку. озеро красивейшее. Можно больше никуда не ехать. Загорай, купайся, рыбачь сколько хочешь. Но планы есть планы, и с утра опять километры, километры...
Вторая ночёвка в Кызыле у знакомых, и снова в дорогу.  Теперь наш путь лежал к реке Дерзиг, правому притоку Каа-Хема (Малого Енисея) с посещением золотого прииска Кара-Ос. Наш приятель как раз работает на этом прииске, он-то и сказал, что дорога, на прииск нормальная, "хоть боком катись", что мы в последствии и делали неоднократно. Он, видимо, имел ввиду, что дорога нормальная для тракторов и Уралов. Но в общем-то и наш УАЗик с поставленной задачей справился, хотя приходилось и из грязи его вытаскивать и огромные валуны с "дороги" кантовать. Основной маршрут проходит по руслам ручьёв и речушек.  Но все наши "мучения" с лихвой окупились, когда мы прибыли на место. Красота неописуемая... Рыбалка отменная. Весь бы остаток жизни там прожил. Но снова зовёт дорога, и, попрощавшись с гостеприимным местом, трогаем в обратный путь.

К слиянию Бий-Хема и Каа-Хема

Долина реки Каа-Хем (Малый Енисей) Долина реки Каа-Хем (Малый Енисей)
У Центра Азии У Центра Азии
Фото на память Фото на память
У дракона У дракона
Только что были горы, была тайга, и вдруг внезапно лес, практически, закончился, только вдоль русла Каа-Хема (Малого Енисея) небольшая полоса тополей, тальника, черёмухи. Час езды и мы снова в Кызыле. Именно в Кызыле происходит слияние двух красивейших рек - Бий-Хема и Каа-Хема, Большого и Малого Енисеев, в результате чего и образуется Енисей-батюшка (Улуг-Хем - великая река).Смотрим достопримечательности, фотографируемся у Центра Азии. Если мне не изменяет память, но когда-то центр Азии находился метров триста-четыреста западнее. Просто стоял камень высотой около метра и на нём была табличка "Геоографический центр Азии". Очень выразительны драконы перед входом на аллею, ведущую к центру Азии. Делаем снимки на память и снова в путь. Цель нашего следующего этапа путешествия - рыбалка на реке Хемчик - левом притоке Улуг-Хема (Енисея)