Водный поход по Кольскому п-ву, по реке Умбе с 2-хдневным радиальным пешим выходом в Ловозерские тундры.
Радиальный выход в Ловозеры
С 1 по 2 июля– день сборов, отъезд (воскресенье)

Это был для меня один из самых незабываемых дней! Вроде все как обычно – сборы как сборы: суета перед отъездом, выходим из дома в притык по времени. Но когда не знаешь людей, а тебе нужно с ними ехать куда-то в неведомые дебри.… Наверное, я безбашенная!..
Когда мы прибыли на вокзал, увидели море (в буквальном смысле) команд, готовых к сплаву. Добирались до вагона парами, чтобы не возникло трудностей с проводниками. Но проблем, к счастью, не оказалось.
В одном вагоне с нами ехали курсанты военно-морского училища NN-ного города: отправлялись на практику в Мурманск, а точнее – Североморск. Попутчик Игорь (моряк с удивительно добрыми и умными глазами) рассказал нам, что полярные дни предназначены молодежи: можно гулять от рассвета до рассвета и главное – видно глаза любимых.… То, что север – территория свободных женщин (была не в столь отдаленные времена). На Кольском полуострове в сталинские времена здесь располагались концлагеря (не только простых преступников, но и ученых).
Чем дальше от Москвы, тем светлее становилось небо, тем больше вокруг дороги водоемов, тем все чаще земля сменялась монолитными пластами горной породы.
Путь от Москвы до Апатитов занял сутки (1-2 июля).
Наверное, самое время познакомить с нашей командой. Нас было шестеро: Сергей Багаев – наш капитан, руководитель похода, по совместительству врач; Олеся Середа – наш завхоз, фотограф;
Дима – капитан катамарана, по совместительству гитарист (забавлял нас веселыми и не очень песенками); Ян – лоцман, ответственный за поджоги; Андрюха – главный механик; Наталья Реутова – летописец, по совместительству фотограф. А главное: все просто хорошие люди!
В нашем активе были плавсредства: катамаран «Кулик» 4-х местный – 1 шт., Байдарка КНБ
«Свирь» 2-х местная -1 шт.
3 июля – Апатиты (понедельник)

В Апатитах нас встретил проводник Павел с водителем (стыдно, но не помню, как его звали) на вездеходе уазике («буханке»). Сначала мы заехали в апатитский филиал Мурманрыбвод
для получения разрешений на сплав по семжистой реке Умба. Затем выгрузили свои вещи в холостяцкой квартире нашего проводника и, взяв все необходимое, отправились в Ловозерье.
Дорога в эти магические места оказалась нелегкой: ухабы, сваленные деревья, маленькие каменистые речки. Но бодрый уазик довез нас, несмотря на все преграды. Поразила необычайная природа тех мест: обилие озер, рек и болот с монолитными, громоздкими камнями, очень нежными и чуткими деревьями и растительностью вообще. Вода бесподобно чистая и вкусная – пить можно прямо из водоемов. Так же поразила численность комаров и вообще летучих гадов (для меня, жителя средней полосы России). По пути дорогу нам пробежал северный олень, в горах мы встретили «истеричную» северную курицу – куропатку.
Перед вылазкой в горы, мы остановились у Умба озера – одно из огромных озер Кольского полуострова. Как сказали наши проводники – это своеобразное знакомство с природой тех мест…
Мы проезжали через заброшенные деревушки. Они произвели жуткое зрелище: жителей нет, а вещи до сих пор сушатся на веревках в двориках…
И вот первая преграда – переход через стремительный не сильно глубокий, но жутко холодный ручей. Казалось, что дальше все будет гладко…
Из полосы лесотундры мы плавно перебрались в тундру. Вокруг растелились низкорослые деревья и кустарники. Ни одного высокого дерева, только мох и камни.
Дальше наш путь устремился в горы (а если быть точной, сопки). Наша цель – горное озеро Рай Явр. Оно лежит у подножия горы словно кратер, либо «отполированный» кулон. Вода в нем, как и во всех реках и озерах потом, чиста и вкусна (даже сладковата). Добравшись до него, мы сделали стоянку. Парни искупались в этой до жути ледяной воде, а мы в это время готовили ужин.
4 июля – озеро Рай Явр (Ловозерье) (вторник)

На следующее утро мы двинулись в путь – обратно к тому месту, где оставил нас наш водитель.
Мы решили совершить круг – за одно взглянуть на Сельдозеро, славящееся своей красотой и обилием семги и прочей водной живности. Красота там небывалая!..
Для совершения нашего «маневра» мы взобрались на вершину сопки (горы, лучше я буду называть ее так). С утра нас окутал густой туман. Взбираться на гору пришлось в тумане. Поднимаясь все выше и выше, мы почувствовали на себе законы физики – что-то происходило с нашим дыханием, сердце биением. А там уже, у наших ног, раскинулось это прекрасное, словно жемчужина в оправе, горное озеро Рай Явр!
Дальше, сверяя свой путь по карте, мы двинулись к ущелью, чтобы издали взглянуть на Сельдозеро. Мне казалось, что, поднявшись на такую высоту, эти приставучие (а может наоборот дружелюбные) насекомые оставят нас, но… их численность только увеличилась. Откуда они там? Чем питаются? Вопросов осталось тьма.
Вершина сопки напоминает площадь, на которой кто-то основательно намусорил: тут и там разбросаны острые камни разной величины, покрытые с северной стороны лишайником. По пути нам встретилась необычная для этих мест пирамида. Она была выложена из плоских практически одинаковых плит, уменьшающихся к вершине. А наверху, наподобие тибетских ступ, маленький куполок с чем-то внутри.
Через n-нное количество времени мы подошли к ущелью. Честно, такое я видела только в кино…
Рядом с таким ущельем ощущаешь свою ничтожность или, напротив, значимость происходящего и свою роль в нем. Стоит сказать, что там я чувствовала, словно я вернулась домой.
В этом месте было ощущение, как будто за тобой постоянно кто-то следит. Все время было желание обернуться.
Спустившись поближе к краю ущелья, мы увидели ровное плато, с выложенными по его краю плоскими, небольшими по диаметру плитами. Это место сильно контрастировало с царящим вокруг него беспорядком. По центру на вершине стояла ромбовидной формы глыба на двух небольших камнях у его основания. Так же в этом месте, на краю с южной стороны, мы заметили еще одну пирамидку поменьше. Острые углы плоских камней были направлены по частям света (это мы сверили с gps`кой). Позже мы узнали, что подобные места представители племени саамов устраивали для поклонения своим богам. В жертву они приносили рога (и что-то еще) северных оленей, которых и разводили.
Дальше нас ожидала долгая дорога по разнообразным глыбам и камням. Там нас застал ливень.
По пути нам встречались пару раз пирамидки, значит, мы двигались в верном направлении.
Нас ожидал крутой спуск с горы. В это время ливень усилился, началась гроза – гром с молнией. Стоит отметить, я первый раз оказалась во время грозы в горах. Может быть, и остальные члены команды тоже.
Спуск оказался быстрым, безопасным и отчасти веселым. Мы практически играли на перегонки!
Когда мы спустились, дождь прекратился, только поднялся сильный и настойчивый ветер. Мы все вымокли до нитки.
Решили разбить лагерь на холме. Нам с Олесей эта затея показалась сомнительной. «Зато не будет комаров!» - парировали парни. Все же мы установили палатки. Ветер все не заканчивался.
Переодевшись в то, что осталось сухим в наших рюкзаках, мы готовились отдохнуть. Наши парни из соседней палатки чудом приготовили ужин. В итоге мы не остались голодными! Шумно посидели, поиграли на гитаре. И по палаткам.
Вот здесь и началось все самое интересное!!!! Ветер усилился, температура постепенно понизилась (с +20 до +6). Ветер был настолько сильным, что поднимал наши рюкзаки, поднял даже палатку с двумя парнями (из которой мы благополучно выбрались). В итоге, мы ночевали вшестером в трехместной палатке! Не знали, что происходит на улице, что за осадки выпали и когда закончится это безобразие…
5 июля – стоянка в поселке Титан (среда)

Андрюха решил все же подглядеть – что же происходит на улице. Так мы узнали, что выпал снег. Но на сколько? Какое-то время это было для нас загадкой.
Взяв себя в руки, мы двинулись в путь. Оказалось, что осадки выпали в горах: верхушки были покрыты обильно снегом. Ветер оказался не таким сильным (это в палатке он казался ненастьем).
Мы без особого труда дошли до места встречи с проводником. Нас уже ждал водитель. Теперь мы могли расслабиться, поспать. Сделали стоянку в поселке Титан. День сушки.
Поделившись с проводниками всем случившимся с нами в горах, нам ответили: «Это положительный опыт для сплочения вашей команды!». И, если быть честной, они были правы.