Водный поход по Мещерскому краю, по рекам Бужа и Пра. Протекая через Клепиковские озера Пра делится на два рукава, образуя западное и восточное озерные полукружия. А вместе - озерное ожерелье.

Предисловие

В мае 2007 года я купил свою первую в жизни байдарку. Это была Щука-1. Мне нужно было скорее экспедиционное, чем спортивное судно. И, в целом, я в ней не разочаровался. Обкатку (и некоторую доработку) провел на нескольких малых реках родной области, а местом проведения первого длительного похода выбрал Мещеру. Выбор был неслучаен. Хотелось пройти по красивой и несложной (некатегорийной) реке достаточно большое расстояние. В памяти как-то сами собой всплыли читанные в школьном возрасте рассказы Паустовского о Мещерском крае.

Основной водной артерией Мещеры является связка из реки Бужа, впадающей в озеро Святое, истекающей из него реки Пры, проходящей через ряд озер, образуя озерное кольцо и, собственно, самой Пры, вышедшей из озер перед городом Спас-Клепики и впадающей в Оку перед городом Касимов.

Почитав отчеты коллег (а маршрут весьма популярный), понял, что условно путешествие можно разбить на два этапа. Первый – по Буже и озерам до Спас-Клепиков. Второй – от Спас-Клепиков по Пре до дер. Брыкин Бор. Причина такого разделения проста – участок по Буже и озерам лучше всего проходить в апреле-мае, по относительно высокой воде и до тех пор, пока не появилась водная растительность. Летом Бужа заметно мелеет, из-под воды появляются дополнительные коряги и песчаные косы, что усложняет продвижение. Озера к концу июня сильно зарастают, оставляя для прохода лабиринт проток в камышах. Участок от Спас-Клепиков можно проходить в любое время. Характер участков тоже различается – озерно-болотный первый и речно-лесной второй. В моем распоряжении был отпуск в начале августа, посмотреть хотелось как можно больше, поэтому я после некоторых колебаний решил пройти оба участка.

Наименование рек: река Бужа, озера: Святое, Имлес, Дубовое, Шагара, Иванковское, Мартыновское, река Пра.
Сложность: фон 0кс, максимально 0кс.
Дата прохождения: 3-13 августа 2007 г.
Погода: в основном ясно, днем +20-25, изредка переменная облачность с небольшим дождем.
Маршрут водной части: по Буже от ж/д моста на дороге Москва-Муром до впадения в оз. Святое далее по Пре пересекая озера Имлес, Дубовое, Шагара, Иванковское, Мартыновское и снова по Пре до пос. Брыкин Бор.
Протяженность маршрута: 215 км.
Ходовых дней: восемь.
Заброска: поезд Орел-Москва, электричка Москва-Вековка до станции Тасино, пешком вдоль ж/д путей до моста через Бужу (примерно 2,5км).
Эвакуация: автобус Брыкин Бор-Рязань, автобус Рязань-Москва, поезд Москва-Орел.
Течение (скорость): от слабого до нулевого.
Ширина реки: Бужа от 20 м на просторе, до 3 метровых проток в болотах, озера до 2 км шириной, Пра в среднем метров 25.
Дно: в основном песчаное.
Цвет воды: цвета средне-заваренного чая, с торфяным привкусом.
Берега: берега озер часто заболочены и поросли камышом, иногда твердого берега нет вообще, берега Пры после озер песчаные, поросшие лесом, либо луговины, часто попадаются песчаные косогоры и косы.
Естественные препятствия: русло, теряющееся в протоках, песчаные мели, заросли камыша и прочей водной растительности, завалы.
Искусственные препятствия: несколько мостов (все проходимы), рыбацкие заколы (по большей части проходимы).