Лыжная 1-ка с элементами 2-ки горной:) по Кузнецкому Алатау, с восхождением на в. Верхний Зуб 2178м
ст. Лужба - р. Чистайга - р. Бельсу - траверс [пер. Волчьи ворота - в. Верхний Зуб 2178м. - пер. Козьи ворота] (1Б) - скально-ледовые занятия (1Б) :)) - пер. Караташ (н/к) - р. Мал. Казыр - ст. Лужба
Часть 1
Отморозки в поисках ледяной свежести

Наш путь извилист, но перспективы светлые.. Мао Цзе Дун
Начало..

Походный дневник глазами участника. Автор: Таня Емелина

Как всегда, к походу мы подошли концептуально. Будучи обеспокоенными наступлением глобального потепления, с января 2007 года мы начали внутреннее расследование с целью выявить места, где это потепление ещё не наступило. Первым делом было решено обследовать район Поднебесных Зубьев, и работа закипела… Подбором кадров заведовал Вова, он же занимался экипировкой команды. На место медика он завербовал молодого, но подающего надежды врача Ильенко Галю. Потенциальные пациенты не возражали, и Галю утвердили, выдав на руки список желаемых колёс. Должность главного шеф-повара, завхоза, занял Саша Ливенец. На этом посту он дебютировал, и Вова особенно пристально следил за его приготовлениями. Хранителем ремнабора единогласно был избран Серёжа Козей. Все остальные при предложении этой должности дружно промолчали. Хронометристом стала я, а штатным фотографом – Саша Демура. Уля в списке значилась как участник, но все знали, что должность няни на все руки закреплена за ней по умолчанию…
Помолившись на дорогу и собравшись, в том числе духом, 26 января мы выезжаем из Новосибирска. В поезде долго выясняем отношения с проводницами, которые что-то имеют против наших лыж и объёмных рюкзаков. Едем со всеми мыслимыми и немыслимыми удобствами, по-буржуйски. Галя и Вова взяли постельное бельё, мы с Улей дрыхли в спальниках. Всю ночь беспокоили соседей… Проводницы настоятельно рекомендовали больше, чем по трое не собираться, поэтому в одном купе ехали мы с Вовой, в другом Уля с Сашей Л., в третьем Галя, и в других вагонах ехали Серёжа и Саша Д. До утра страдали бессонницей и издержками компьютерного воспитания.
На следующий день мы прибыли в Новокузнецк, откуда электричками добрались до Междуреченска и, наконец, до Лужбы.
День первый, или Здравствуй Лужба

Первой со ступенек электрички в открытое пространство шагнула Ульяна. По пояс провалившись в сугроб, она отгребла в сторону, освободив посадочную площадку для десантирования следующего участника. Лужба встречала нас обильным снегопадом, не жалея осадков для ищущих ледяную свежесть. Мы сразу поняли, что напали на след. По натоптанной тропинке дошли до нового домика спасателей, где оставили до нашего возвращения спелеоснарягу для последующего её использования в пещере. Сразу после лыжного похода все участники, за исключением предводителя отряда, собирались залезть в дыру. Облегчив рюкзаки, группа заметно повеселела и стала с оптимизмом смотреть вперёд… Правда, впереди виднелась лишь стена снега.
Первый спуск на лыжах от домика спасателей ознаменовался падением ниц четырёх участников. Наблюдавший наш старт спасатель пожалел нас и пожелал удачи. Положили удачу в карман, уверены, что пригодится. Первый километр лыжи исправно справлялись со своей задачей, сносно скользя по истоптанной ботинками лыжне. Когда лыжня избавилась от дыр, начался подлип. Лыжи при подъеме ног вытаскивали из лыжни целые айсберги снега, лишние килограммы на ногах не способствовали увеличению скорости движения. Пройдя 3-4 километра за 2 часа, мы обнаружили, что энтузиазм немного поугас, связки на ногах потянуты, а снег всё идёт и идёт… Устроили привал на мосту через р. Амзас, подкрепились и немного отдохнули. Отрешённо наблюдали, как чёрная вода течёт между белыми пушистыми островками снега, хаотично разбросанными по руслу реки, и за тем, как хлопья мокрого снега соприкасаются с водой и мгновенно исчезают. Пора тропить дальше.
Тропили по-разному. И в порядке очереди, и без рюкзаков… Мне повезло: когда настала моя очередь тропить, я скинула рюкзак и пошла вперёд, но через пару минут навстречу вышли два человека. Разумеется, мы расценили это как знак свыше и воспользовались их лыжнёй.
Дошли до резкого поворота Амзаса, поднялись в горку и решили, что хорошего понемногу, пора вставать на ночёвку. Время – 17.20, начинает темнеть, а мы уставшие, мокрые и голодные. Первая ночёвка означала долгую установку палатки, долгую пилку дров, долгое разжигание костра и долгое приготовление ужина, но спешить нам было некуда, и мы в полной мере насладились процессом приведения стоянки в божеский вид. На ужин был один большой пельмень, который важно плавал в котле, ожидая, когда его раздробят на мелкие пельмешки. В качестве десерта к чаю, приготовленному в котле из-под пельменей, и подкрепления ночным дежурным – подарок, банка консервированных ананасов.
В 23.30 нам захотелось тепла и уюта, и мы соизволили залезть в палатку. Первый дежурный закинул в печку первую дровину…
Второй дежурный поддержал первого и, судя по всему, за час дежурства закинул в печку всего одну дровину.
Третий дежурный не смог остановить необратимого процесса затухания огня в печке, и около 4х утра огонь потух. Воскресить пламя Саше Демуре не удалось, поэтому спать дальше решили без печки, и продрогший Саша продолжил своё замерзание в спальнике.
День 2й, "..встретили трёхногого туземца Васю и тёплую печку"

Несмотря на то, что все просили будильник разбудить нас пораньше, подъём состоялся только в 8.30, потому что вылезать из нагретых спальников не хотелось никак. Никакое самовнушение, угрозы Вовы или уговоры участников не помогали.
Нехотя натянули холодные замёрзшие треки, принявшие вчера вечером и сохранившие до сих пор некую форму ледяные пуховки и штаны, отправились в долгий путь к дыре с остатками вчерашнего костра. Глубина дыры впечатляла – около 2х метров. Вчера при растаптывании места под костёр Галя шагнула не очень осторожно и ушла под снег по шею. Расковыривали её долго, но после выполнения этой трудоёмкой работы мы получили очень уютное убежище, со всех сторон защищённое от ветра и посторонних глаз. Однако Вова решил использовать его с другой, не менее важной целью, и яма была превращена в уютную газовую камеру и солярий одновременно. Саша Д. периодически подкидывал туда еловые ветки, Серёжа активно хобил, а Вова стоял поодаль и наслаждался производимым эффектом, бурно радовался, когда стена дыма в очередной раз скрывала нас. При этом все прилежно сидели над ямой, не делая попыток скрыться от дыма, и сушили промокшие вещи.
Пообедав, или всё же позавтракав, пошли дальше. Подлипа нет, но жёлтая зараза набирает обороты. Тропим по очереди с Галей, Сашей Д., и Вовой, ближе к приюту Глухариный начинаем уставать. Но снова тропим. Лыжи катятся просто замечательно, если бы не постоянный набор высоты, то цены бы такой прогулке не было. Справа и слева от лыжни произрастают пушистые пихты, ввиду невообразимого количества осадков они едва не ломаются от снежных шапок на лохматых ветках. Некоторые несчастные кренятся к земле, на особенно несчастных уже нет верхушек. К иголкам прилепились тоненькие сосульки, которые очень приятно запихивать в рот на бегу, когда страшно хочется пить. Сосульки мгновенно тают, и во рту остаётся несколько капель еловой воды.
Постепенно день подходит к концу, непривычно белый снег перестаёт слепить, всё приобретает сине-серый оттенок, лыжня сливается с остальным пейзажем, трудно определять, где же, собственно, ехать… Раз от раза лыжи съезжают с лыжни и приходится щуриться и вглядываться вперёд, чтобы понять, что сделал не так.
Когда до Соболиного оставалось несколько бесконечных километров, появилась лыжня трёхногого туземца, который тропил для бурана, туда и обратно. По этой странной лыжне мы добежали до приюта, где встретили трёхногого туземца Васю, тёплую печку и горячий чай… В результате уйти оттуда не смогли и остались на ночь.
В этот день мы наконец-то получили представление о лыжном походе, вчерашний день не в счёт. Особенно впечатлились новички, которые посвятили этот день обучению горным лыжам на спусках, беговым лыжам на прямых участках, подводному плаванию при падениях и многому-многому другому. Ещё мы поняли, что снега не много, а столько, сколько обычно не бывает, то есть очень много. Вспоминая летние походы по этим местам, я восстановила в памяти месторасположение домиков и беседок приюта. Очертания домиков угадывались по торчащим из снега крышам, а вот беседок не было, только еле заметные пупыри на их местах… А высота беседок 3-4 метра.
День третий, или чисто Чистайга:)

Сделали несколько попыток проснуться… Неудачно. Приложили чуточку больше усилий и дело пошло. Первыми встали Серёжа и Саша Д, растопили печку и поставили греться воду для каши. Около 7.30 наблюдаем шевеление в остальных спальниках. Нежиться в тёплом помещении слишком приятно, а высовывать утром голову из спальника и не упираться в иней на тенте приятнее вдвойне, и мы старательно растягивали это удовольствие.
Скоро уже был приготовили завтрак, который мы благополучно употребили внутрь, а то, что осталось, было предложено местной собачке. Акт перекладывания каши из нашего ведра в аналогичную кастрюлю одомашненного животного показал, что мы совсем не лучше собаки. :) Совершенно не удручённые этим фактом, вымыли ведро и стали собираться. Оказалось, что за один вечер и утро мы раскидали по приюту почти все свои вещи, поэтому сборы слегка затянулись, и всё равно кое-что было забыто.
Мы с Демурой отправились тропить, остальные последовали за нами чуть позже. Тропить хорошо. Я это сразу поняла и нагло пользовалась. Лыжи скользят в той мере, в которой это требуется, назад не едут, подлипа пока нет… Перед глазами белые просторы – тропи не хочу. Выбирать дорогу просто, особенно если учесть, что я здесь уже бывала летом. Вон слева знакомый огрызок скалы, значит, скоро поворот направо. А там уже и Маруха недалеко, значит, скоро нам всем придёт счастье…
Некоторое время после слияния Амзаса и Чистайги тропили вдоль склона по Амзасу, потом нас догнал Вова, и мы с ним стали тропить проспект Карла Маркса. Получился замечательный проспект из четырёх полос, кольцо и площадь, по которому тут же проехались первые лыжелюбители в количестве пяти штук.
Прошли ещё около километра и полезли на склон. Это был первый опыт подъёма серпантином. Нескольких десятков метров хватило за глаза… Начинался подлип, он коварно появлялся и исчезал, и понять, когда он появится вновь было невозможно, поэтому на подъёме лыжи то отказывались двигаться с места, то могли внезапно покатиться вниз. Мы прокопали глубокую и широкую траншею, огромный вклад в раскопки траншеи внесли Саши… Благодарственные письма прилагаются. :)
После подъёма серпантином лёгкий набор высоты по ребру склона не впечатлил никого. Вова, Демура и я, скинув рюкзаки на одном из промежуточных финишей, решили покататься в своё удовольствие по натоптанной лыжне вниз, до крутого подъёма, где всё ещё не покладая ног трудились Саша, Серёжа и Ульяна. Вскоре наклонные окопы для вероятного противника были достроены, диверсионная группа выползла наверх, и мы отправились на локальную переносную базу, где нас ждала Галя.
Перед подъёмом на Маруху нам нужно было потерять только что взятую высоту. Подлип уже не стеснялся и был в самом расцвете сил. И если с горем пополам мы спустились с горки, то подняться на Маруху оказалось задачей нетривиальной. Снежные айсберги снова вытягивались лыжами на поверхность сугробов, солнце от избыточной любви к нам пригревало так, что с ёлок капала талая вода, снег под ними становился мокрее с каждой минутой, и каждый горизонтальный метр давался с большим трудом. Сначала тропил Вова, затем я тоже удостоилась чести и немного пошагала вверх по целине… Мне нужно было совсем немного, чтобы почувствовать, что на самом деле такое «щас сдохну». Тропить серпантином было не обязательно. Несмотря на довольно большую крутизну склона, можно было идти прямо, не опасаясь того, что лыжи вдруг покатятся вниз, напротив, они надёжно приклеивались к мокрому снегу и не желали с ним расставаться. Мы боролись со склоном довольно долго… Борьба сопровождалась доносящимися издалека звуками сходящих лавин и звучащими прямо под ухом звуками звонко падающих с пихт капель, скрипящего под лыжами снега и пыхтением навьюченных рюкзаками туристов-мазахистов. Наконец, склон стал выполаживаться, и мы вздохнули посвободнее. Саша Л., Серёжа и Ульяна скрылись из вида, но по лыжне должны скоро догнать. Встаём на привал. У нас обед.
За 1 час 40 минут приготовили чай и пообедали. Мимо прошла знакомая группа старшего поколения новосибирцев. Спросили, чем мы нагрузили нашего отставшего товарища Сашу Л. Они встретили его дважды в одной и той же позе – сидя в сугробе с таким выражением лица, что вопросы «Как дела?» или «Не правда ли, отличная погода?» задавать было бы не просто глумом, а оскорблением, достойным объявления вендетты. Мы заверили встретившуюся группу, что если через 15 минут Саша не появится в поле зрения, то мы вышлем в его сторону засланца, который его встретит и разгрузит. Но когда засланец уже был готов выйти навстречу затерявшемуся, Саша вылез на нашу стоянку. На вопрос «Ну как?» запыхавшийся потеряшка ответил «Красиво…» В результате группа снова разделилась, часть народа ушла вперёд, а часть осталась с Сашей.
Ушли мы недалеко. Протраверсировав склон, плавно поднялись на вершину Марухи, где снова встретили группу старших новосибирцев, они встали на ночёвку перед спуском. Мы решили поупражняться в спуске и потеряли несколько десятков метров высоты. Сбросили рюкзаки, сели на них верхом и стали думать, что делать дальше. Выбор не велик: можно спуститься вниз, а можно ночевать на вершине, недалеко от идущей с нами нога в ногу группой. Взвесив все «за» и «против», решили возвращаться наверх и ночевать там.
Поставили палатку, развели костёр. Нашли в снежных дебрях длинное сухое бревно и стали пилить его с двух сторон двумя связками Уля-я, Вова-Саша Д. В это время оставшиеся участники пилили брёвнышки помельче или кололи спилы на дрова для печки. Лесоповал навёрстывал упущенное, пилил изо всех сил, с наслаждением от любимой работы… У нас было 2 большие ручные пилы «Дружба» и штуки 3 цепных, а ещё 2 топора и куча ножиков. :) После того, как связки допилили бревно, в Вову вселился дух папы Карло, он остервенело колол спилы на маленькие аккуратные чурбачки, при этом издавал такие звуки, что, не видя Вовы, можно было подумать, что он занимается чем-то намного более приятным, чем колка дров. Было видно, что он получает от этого занятия огромное эстетическое удовольствие и вообще с пользой для духа и тела проводит этот долгий зимний вечер.
Обогревательное устройство типа «печка походная» было установлено на две пилы, потому что лопату мы потеряли в снегах вокруг палатки… Поэтому постоянно приходилось подкидывать под печку и по её бокам снег, иначе бревна сбоку и под печкой начинали дымиться, а спать в газовой камере нам совсем не улыбалось.
Дежурили по часу, для всех, кроме Ульяны и Вовы, это был первый опыт ночного бдения на пару с печкой. Но в целом все справились. :)