Заброска

Сборка велосипедов в аэропорте Тиват Сборка велосипедов в аэропорте Тиват
Аля и Санек на велотрейлере Аля и Санек на велотрейлере
Авиабилеты покупали через интернет на сайте s7.ru за 2,5 месяца до вылета. Перелет Москва-Тиват -Москва обошелся в 10000 руб. со всеми сборами. Коля и Гоша покупали билеты позже, но уже дороже (у Гоши дороже на 2 тыс.) В середине сентября билетов на этот рейс уже не было.
До аэропорта нас довозил Паша на микроавтобусике за вполне небольшие деньги (3500руб. Владимир- Домодедово).
Ожидаемых проблем с перевозкой велов и всего багажа в аэропорту не возникло. Никто габариты наших разобранных великов с линейкой не выверял, взвешивали весь груз на группу, а не на каждого человека, что очень удобно… Часть вещей из пакетиков мы не взвешивали совсем, а просто потом запихали в ручную кладь. Наверное, к подобным туристам в Домодедово уже привыкли, поэтому никто нас особо не напрягал.
Как ни странно, но в Тивате драгоценные велосипеды предстали перед нами без видимых повреждений и достаточно быстро собрались прямо на лужайке перед зданием аэропорта. Дежурившие рядом со зданием таксисты пели нам какие-то дифирамбы и особо удивлялись чудо-трейлеру со скачущим рядом ребенком.

Знакомство с Черногорией

наша группа наша группа
подъем к селу Дурашевичи подъем к селу Дурашевичи
спуск к морю - пляжу Яз спуск к морю - пляжу Яз
заброшенная дорога с дикими гранатами и личи заброшенная дорога с дикими гранатами и личи
Собираем виноград в заброшенном саду Собираем виноград в заброшенном саду
Гранаты ростут прямо вдоль автомобильных трасс Гранаты ростут прямо вдоль автомобильных трасс
Едим гранаты на подъеме к Старому Бару Едим гранаты на подъеме к Старому Бару
Знакомство началось прямо у здания аэропорта, пообщавшись с таксистами мы поняли, что с языком и общением проблем у нас быть не должно. Многие слова имеют знакомые нам корни, язык напоминает украинский или белорусский, многие знают русский или английский, т.е. знают некоторые слова и даже иногда понимают некоторые фразы. Вдоль дорог растет большое количество плодовых растений: это и мандарин, и инжир, и гранат. Последним мы прямо-таки обжирались и очень часто использовали на привалах как средство утоления жажды. В один из вечеров мы встали на территории заброшенного кемпинга с целой плантацией спелого винограда и зарослями киви (в октябре киви еще не совсем спелые, как и хурьма). В общем, есть фрукты и ягоды в Черногории можно бесплатно, хоть в местных магазинах они стоят дешевле, чем у нас.
Что касается названия страны, то у многих оно вызывает ассоциацию со слова «черная гора» или по-ихнему «Crno Gora», на самом же деле название относиться не столько к горам, сколько к лесам, которые на этих самых горах растут. Венецианский топоним «Монтенегро» прижился во всех странах и стал международным, посему все вывески на дорогах радостно приветствовали нас «монтенегровским» ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Сейчас не секрет, что российских граждан в Черногории очень много… и тянет их туда дешевая недвижимость, невысокие цены на продукты и развлечения, теплое Адриатическое море и, конечно же, офигенные красоты: горы, реки, острова, заливы. Собственно и мы ехали туда именно по этим причинам и за этими самыми красотами. Красиво было уже у здания аэропорта, а чем дальше мы продвигались нашим маршрутом, тем виды становились насыщеннее и краше :)
Вдоль дорог растет большое количество плодовых растений: это и мандарин, и инжир, и гранат. Последним мы прямо-таки обжирались и очень часто использовали на привалах как средство утоления жажды. В один из вечеров мы встали на территории заброшенного кемпинга с целой плантацией спелого винограда и зарослями киви (в октябре киви еще не совсем спелые, как и хурьма). В общем, есть фрукты и ягоды в Черногории можно бесплатно, хоть в местных магазинах они стоят дешевле, чем у нас.
 

История и культура

Кладбище у дороги Кладбище у дороги
Церковь на кладбище Церковь на кладбище
городское кладбище в Цетине городское кладбище в Цетине
Богатой историей и культурными памятниками Черногории хвастаться не приходится… Куда ей до России? Ну жили в горах современного Монтенегро и сражались за эти земли иллирийцы, римляне, византийцы, сербские князья. В 16-17 веках Черногория немного как бы побыла под Османской империей, на самом деле власть оставалась в руках местных кланов, а в начале 18 века поубивали местных мусульман, установили политические связи с Россией и даже повоевали вместе с нами против турков. До 20 века продолжались всякие внутренние разборки, периодически воевали и мирились с турками, дружили с Россией, Сербией. После окончания первой мировой войны все вокруг оказались за Югославию, и черногорцы тоже. Так они и просуществовали в составе СФРЮ, пока не началась вся «балканская возня». Военные конфликты 90-х годов 20 века обошли Черногорию стороной, и она последней из югославских республик стала независимой лишь в 2006г. – совсем недавно.
Но, тем не менее, музеев по стране наделали массу, кое-где берут деньги за осмотр старых городов с разрушенными строениями и остатками каких-то достопримечательностей. На дорогах постоянно встречаются указатели с названиями церквей, которые по сути своей имеют абсолютно одинаковый внешний вид и отличаются лишь размерами кладбищ, на которых они стоят.
Посему наш ненапряжный вело-маршрут то и дело разбавлялся пешими прогулками среди могил и склепов (почему-то большая часть церквей постоянно закрыта); карабканиями на стены очередного старого полуразрушенного городка с целью поглазеть на море и открывающиеся виды; а также сонными брожениями по музеям, дабы хоть как-нибудь культурно просветиться и спрятаться на время от дождя. Про ДОЖДЬ – разговор отдельный…

Небольшие напряги, которые не сломили участников нашего похода

Шторм на море Шторм на море
Едем под дождем в Бар Едем под дождем в Бар
Прячемся от дождя в доме албанской семьи Прячемся от дождя в доме албанской семьи
Черногорская горелка - кувало Черногорская горелка - кувало
дорога вдоль Скадарского озера дорога вдоль Скадарского озера
На перевале Острос На перевале Острос
 Основным напрягом в походе стал КИША – так местные именуют дожди. Они начались уже на 3 день нашего пребывания в стране и, по всей видимости, заканчиваться особо не собирались. Сначала мы отчаянно прятались от кишы в кафешках и магазинах, потом даже принесли в жертву морю гошины кроссовки… Столь великая потеря очень напрягала Гошу пару дней, пока он был вынужден ездить на веле в горных трекингах и шерстенных носках (все что осталось в рюкзаке) до тех пор пока не купил новые кроссы, зато Адриатическое море с благодарностью приняло жертву, поубавила размер волн и развеяла некоторые облака, благодаря чему дождики стали непродолжительными.
 Стоило нам свалить от моря ближе к горам, как засада с дождями начала набирать новые обороты. Я каждый час просыпалась в палатке и думала: сейчас дождь стал тише, чем час назад? или усилился?... ответ получила только утром, когда услышала чвакающие шаги дежурных возле палатки. С места нашей ночевки у озера Шаско мы в прямом смысле выплывали.
В итоге нам пришлось просить помощи у местного населения и проситься в дома. Повезло нам практически сразу. В черногорском городе с названием, по случайному совпадению, Владимир нас приютила мусульманская албанская семья.
 В дальнейшем нам еще не раз пришлось воспользоваться апартаментами, потому как просушить вещи или развести костер нам не всегда представлялось возможным.
Что касается приготовления пищи, то мы также испытывали небольшие напряги с «кухней»… Газовых баланов под наши горелки мы в Монтенегро так и не нашли, пришлось использовать то, что было… а именно – своеобразное устройство, называемое у местных – Кувало дало нам надежду на беззаботное приготовление пищи. Купленная за 5 евро пластмассовая горелка вспыхнула уже через 10 минут после начала эксплуатации. Потушив пламя уже закипающей водой из котла и песком, мы реанимировали пластмассовый аппарат, вставили новый газовый баллон и с опаской приготовили вечернее блюдо. Но, по всей видимости, жить этой штуковине оставалось не долго… подвела она нас снова уже на следующий день… мы с горя даже отказались от горячего ужина, нажравшись булок и виноградного компота, завалились спать.
Второе кувало оказалось более стойким и продержалось дежурств 5-6. Нам вновь пришлось отказаться от еды, но уже от завтрака, а на ужин поглощать недоваренный картофель – благо, что ужин был прощальным, а завтракали мы в кафе в 3 км от аэропорта. Недееспособный черногорский трофей пришлось оставить на родине. Местное население сообщило нам, что дольше 2 недель кувало у них не работают. Вот вам и продукт, который пользуется большим спросом в стране.
Почему кувало у них столь популярны, так и осталось для нас загадкой… Все дома обогреваются дровами или электричеством, газа в Монтенегро нет (наши еще туда газопровод не дотянули)… То ли местному населению влом топить печь, то ли экономят на электричестве, но от чашечки утреннего кофе они не в состоянии отказаться – вот и юзают подобные горелки себе на радость…
 Теперь про кафе… его, конечно, назвать напрягом нельзя, но когда утром хочется где-нибудь в кафе поесть хоть какой-то еды возникает проблема следующего содержания… Примерно в 80% случаев в кафе еда до 12 дня не предлагается вовсе… Зато попить кофе, пива и крепких алкогольных напитков можно в каждой забегаловке. Эти же напитки, конечно, распивают и во второй половине дня, хотя после обеда меня это так сильно уже не раздражало… А вот заходить во все кафе подряд и выяснять есть ли у них что-нибудь из съестного, ловить на себе изумленные взгляды посетителей, попивающих кофе и дымящих сигарами – занятие не из приятных.
Курят в Монтенегро все подряд, мужчины и женщины, молодые и старики. В ресторанах и кафе залов для некурящих не предусмотрено… Радует только то, что в 90% случаев мы восседали в ресторанах в гордом одиночестве – посему запах табака и алкоголя особо не раздражал наше обоняние.
Обоняние страдало только от выхлопных газов подержанных автомобилей, которых в стране превеликое множество (именно поддержанных, а не автомобилей вообще!) Т.е. на дорогах нельзя сказать, что машин уж слишком много… Даже на трассе Подгорица – Цетин (государственная и культурная столицы Черногории, что-то типа нашей Москвы и Питера) плотного машинного потока мы не увидели.

Ну, едут себе какие-нибудь тарантайки – старенькие фольцвагены и фиаты по горному серпантину с периодичностью 1 машина в 10-20 минут… а ты так себе вкручиваешь в гору, успевая обозревать открывающиеся просторы и красоты, наслаждаешься так сказать влажным воздухом и радуешься окончанию очередной лужи на асфальте…, и вот тут тебя начинает обгонять эта самая машиненка, как назло набирать обороты и выбрасывать прямо в твою физиономию клубы дыма и жуткий смрад выхлопных газов… И главное обгоняет водила тебя так неохотно, и едет перед тобой еще несколько сотен метров, надеясь, наверное, добить тебя выхлопами своего авто окончательно, а потом скрывается за очередным поворотом, оставляя вереницу жуткого запашка… В эти моменты даже как то не верится, что едим мы по горным дорожкам вдоль Скадарского озера, что внизу оно – озеро – одно из самых больших пресных озер в Европе, а начинает чудиться, что облако, в котором мы движемся уже N-ное количество времени – это сплошное облако выхлопных газов, и что даже дождь не способен исправить столь пагубную ситуацию… Минуты через 3 обонятельные рецепторы приходят в норму и мы снова наслаждаемся туманной дорогой и маячащим впереди знакомым силуэтом коллеги: «у него там, наверное, еще воняет…»


Позитивные моменты вело-экспедиции

стоянка у Адриатического моря стоянка у Адриатического моря
пляж Яз пляж Яз
ночевка с видом на Котор ночевка с видом на Котор
Общежитие в Подгорице Общежитие в Подгорице
Хозяйка съемных аппартаментов Хозяйка съемных аппартаментов
Печное отопление квартир в Черногории Печное отопление квартир в Черногории
В кафе Мимоза В кафе Мимоза
Проблем с отсутствием стоянок у моря мы не обнаружили, 3 раза стояли абсолютными дикарями в 5-10 метрах от моря, 2 раза останавливались в авто-кемпингах, также рядом с морем.

Что касается бюджета поездки, то мы уложились в достаточно скромную сумму около 20тыс. руб. с каждого включая перелеты и переезды. В черногорских кемпингах предлагаются туалеты, душ с горячей водой и возможность пользоваться кухней (сервис зависит от уровня взаимопонимания договаривающихся сторон). Кемпинг у моря в 10 км от Ульциня (Оливия) обошелся всей нашей группе (6 взрослых и ребенок) в 22 евро, за ночь в кемпинге Ловчен недалеко от паромной переправы Лапетани мы заплатили 10 евро за всех. Что касается апартаментов или собов (местное название), то самое дорогое жилье нам досталось в Цетине (40 евро, но зато все 33 удовольствия: начиная от огромного блюда с виноградом и чистого постельного белья, заканчивая горячими батаряеми, душем и возможностью хозяйничать на кухне маленького кафе-бара).
 Зато самую дешевую комнату мы нашли в столице Монтенегро – Подгорице. За 15 евро нам предоставили комнату с четырмя двухэтажными кроватями в каком-то общежитии гастрбайтеров. В комнате воняло перегаром, и все внутреннее убранство свидетельствовало о недавней пьянке.
Пока мы кашеварили ужин на общей кухне, мускулистые грязные парни из соседних комнат с опаской интересовались о времени, требуемом для приготовления нашего варева. Один из них отважился на продолжительный разговор с нами, рассказал, что живет на севере страны – в горах, а в столице работает на стройке; потом попытался описать нам достопримечательности Подгорицы, но после активных нападок Али с расспросами, где бы нам поесть мяса, он по-тихому свалил с кухни, опасаясь, наверное, того, как бы «эти русские» не начали на единственной плитке готовить еще и мясные блюда. Мы ограничились макаронами. В комнате между кроватями развесили свои сырые пропахшие костром шмотки и уже через час поняли, что царивший до этого в комнате запах перегара был гораздо менее заметен для наших соседей.
 Конечно, мы бы не прибегали к помощи населения и цивилизованным апартаментам будь бы на улице хорошая погода. Но по воле природы хорошей погода была только 2 раза: первые 2 дня после прилета и 2 заключительных дня перед отлетом. Конечно, все другие дни были тоже хорошими… было тепло и сыро, мерзли мы только на крутых спусках, зато безумно радовались любому солнцу и каждому часу, проведенному без дождя.
Обедали мы в кафешках и ресторанах. Порции в подобных заведениях огромные – из ряда «кормление на убой», мы просекли эту фишку в первый же день, поэтому при заказе обеда всегда разбивались на пары-тройки и съедали комплексные обеды коллективно.
 Национальное фирменное блюдо – «пршут» - вяленую свинину, мы особо не оценили… ну, разве что в пицце она хорошо смотрится.
Попробовали местной брынзы, которой особенно много продают в деревеньках национального парка Ловчен.
Меню в ресторанах страны нельзя назвать разнообразным. Из салатов выбор совсем мизерный - всего два: микс (помидоры и огурцы, иногда перец и салат) и шопский (тоже самое, но с сыром). Супов, в нашем понимании, они практически не едят, у них горячее жидкое блюдо называется чербой (выбор тоже хилый: говяжая, томатная черба или супец из бобовых). Да и на горячем мы особо не извращались… Коля с Юлей экспериментировали по части вегетарианской еды, а мы с Алей и Саньком частенько заказывали мясо-микс (500гр. жареного мяса с гарниром – обычно это картофель фри).
Что касается алкоголя, то пили мало – чисто в целях ознакомления…. в основном домашнее красное вино или пиво. Что такое глинтвейн черногорские официанты не знают, но успешно грели нам вино.
Официанты редко говорят на английском, как в прочем и продавцы в магазинах. Но зато все очень уважительны и заботливы.
В одном из магазинов требуемый дешевый сыр нам продавать отказались, заявив, что он «Дэбильный» (сначала мы правда решили, что это слово имеет отношение непосредственно к нам, на что всерьез решили обидеться, но после того как нам дали попробовать соевого продукта с низкой ценой, мы сочли сербское слово, охарактеризовавшее данный продукт, очень подходящим для данного рода сыров. Впредь «дэбильных» продуктов мы избегали).
Продукты на ужин-завтрак закупали каждый день, обычно средний чек выходил на 7-8 евро (2 приема пищи на 7 человек без изысков). В магазинах особого разнообразия не найти… продают свежие овощи, чечевицу, макароны и рис. Иногда встречается овсянка и кукурузная каша. Мясные продукты: консервы не понравились – гуляш вроде бы из настоящего мяса залит томатным соусом, вкус не запоминающийся; колбасы – не хуже наших, но зато дороже российских аналогов. Молоко, йогурты и кефиры покупали периодически – ничего так… пить можно :)
По стране много пекарен, в которых продают дешевые булки и пиццы… уж не знаю чем, но манили нас эти заведения: то ли там тепло и уютно, то ли булки действительно вкусные, то ли выбор большой, а попробовать хочется всего… так или иначе, но каждый день непременно посещали PEKARу





Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2