Мурманская область / Водный туризм | Автотуризм | Рыбалка | Спортивный туризм

Из Екатеринбурга на Кольский за адреналином и семгой

29 мая - 17 июня 2017 г.
Авто-водно-рыболовное путешествие с элементами экстрима.
Екатеринбург - Никольск - Вытегра - Кандалакша - Алакуртти - Черненькая - Кутсайоки - Тумча - Кандалакша - Кузомень - Кемь - Соловки - Няндома - Вельск - Великий Устюг - Екатеринбург

Дорога Екатеринбург-Кандалакша

Идея нашей поездки созрела после прошлогоднего путешествия по Ципе и Витиму. Нашим водникам захотелось пройти чего-то посложнее, а мне захотелось побывать в новых для себя местах и поймать семгу, которую я до этого никогда не ловил. Хотя в процессе зимнего обсуждения участвовали и новые люди, в итоге состав сложился тот же самый: Виктор – наш идеолог и неформальный руководитель, две Наташи, Леня, я и моя жена Оля. Замена произошла только нашего капитана Жени из Иркутска на пару инструкторов из Петрозаводска и Брянска, которых нам предоставила фирма Стелла из Петрозаводска, специализирующаяся на организации активных туров по Карелии.

28.05.17 Выезжаем в 6 утра, вторая машина под управлением Наташи с Виктором выехала с вечера и ночует в Перми у второй Наташи. Дорога довольно хорошая и знакомая – Пермь, Киров, Котельнич. По дороге созваниваемся, сообщаем о своем продвижении, о приличных заправках. Догоняем друзей на своротке на Никольск с трассы Р243, в районе Шарьи

Ночуем в Никольске, в центральной гостинице Юг (названа так не в честь стороны света, т.к. Никольск вообще-то довольно северный город, а в честь реки Юг, на которой стоит город), которая принадлежит местным теплосетям, шутим что жили практически на теплотрассе.

29.05.17 Едем дальше на северо-запад в сторону Тотьмы, по пути посещаем живописную часовню

Далее в направлении Вологды и от нее на север в сторону Онежского озера, с посещением Ферапонтова монастыря, знаменитого росписями Дионисия

Ночуем в живописном месте почти на берегу Онежского озера, в деревянном коттедже среди сосенок на турбазе (сам коттедж почему то не попал на фото, но он действительно был удачным и совсем недорогим – 3000 руб. за 6 человек)

30.09.17 С утра едем на север вдоль Онежского озера посмотреть гору Андома

Погода не балует, поэтому небольшая фотосессия и выдвигаемся дальше

После Пудожа делаем крюк километров 100, соблазнившись указателем на Онежские петроглифы. Доезжаем почти до озера, где выясняем, что до петроглифов надо еще искать лодку и плыть по озеру. В общем, минимум на полдня приключений, а нам сегодня надо добраться до Кандалакши.

Заезжаем в городке Повенец на Беломоро-Балтийский канал, фото с интересной, хотя и странноватой бетонно-деревянной церковью.

Дальше через Медвежьегорск, по пустынной трассе через Карелию едем на север. Пересекаем Полярный круг, погода прохладная, вдобавок начинают появляться озера, покрытые льдом, что совсем не внушает оптимизма.

В Кандалакшу приезжаем уже поздно, в центральной гостинице Гринвич перепутали и забронировали место только для одного человека вместо шести, но, к их чести и нашей удаче договорились с коллегами и поселили нас за эти же деньги в значительно лучшем месте – на горнолыжной базе, в отличном деревянном коттедже со всеми удобствами.

Продолжение следует... А пока посмотрите ролик в приложенных файлах
Сплав Красненькая - Кутсайоки - Тумча

DSCN3143 DSCN3143

С утра прекрасное солнце, приезжают наши гиды со снаряжением, знакомимся – Сергей и Андрей, опытные гиды, Сергей уже не раз сплавлялся по этому маршруту, а Андрей идет его в первый раз.

Садимся на микроавтобус  и выезжаем в сторону Финляндии, в поселок  Алакуртти, где нас ждет полноприводный Камаз. По дороге солнце сменяется облаками, в лесу появляется снег, а по приезду в поселок снег уже начинает идти с неба

Водители говорят, что вчера забрасывали на реку группу, еле пробились через глубокий снег, ехали почти 9 часов.

Но делать нечего, не возвращаться же домой, поехали

Приезжаем на место за 5 часов, обстановка не радует, но хотя бы вода из замерзшего озера вытекает

водители на всякий случай спрашивают: «не хотите ли уехать обратно?» и  уезжают.

Начинаем ставить лагерь и собирать катамараны

Наутро погода не особо лучше, но хотя бы снег не идет. Традиционное фото перед стартом и отплываем

Мы с Олей первый раз на спортивном катамаране, до этого сплавлялись на туристических по более спокойным речкам и в прошлый год по Ципе на рафте. Немного мандражим, купаться в ледяной воде при такой погоде совсем не хочется. И вот первый порог – Каньон Короткий.

Осматриваем, выставляем страховку – все как полагается. Каньон довольно тесный, да еще и расход воды приличный. В результате, все три катамарана не избежали контактов со скалой, и на нашей четверке сломало раму от удара, хорошо не Наташину ногу, которая была буквально в нескольких сантиметрах от места удара.

Ремонтируем раму подручными средствами и идем дальше

Следующий серьезный порог –Щечки, его тоже надо осмотреть и страховать, но из-за высокой воды Сергей пропускает место, где надо было причаливать и мы вылетаем на него с ходу. В последний момент Сергей дает команду причалить к скале, но у скалы сильным течением внешний баллон задавливает под воду и, не успев оглянуться, мы оказываемся в воде под перевернувшимся катамараном!  Наташу откидывает далеко от катамарана и уносит в порог, а мы втроем успеваем залезть на перевернутый катамаран и падаем в порог уже на нем. В бочке Олю и Сергея вновь смывает, помогая друг другу, снова вылазим на перевернутую палубу.  Видим, что Наташа уже ниже порога на берегу, а нас держит в бочке, из-за двух смывов у нас уже не осталось ни одного весла в руках. В этот момент на нас сверху падает двойка и выбивает нас из бочки, как шар кеглю, а сама застревает на нашем месте. Нас прибивает к скале чуть ниже и нам удается вытащить из-под катамарана запасное весло. Третья двойка тоже падает в котел и какое-то время они варятся там вместе, но потом сначала одной, потом другой двойке удается выгрести из бочки. Мы тоже отчаливаем от скалы и с помощью одного весла и двух рук с трудом причаливаем к берегу на плесе, буквально в паре десятков метрах от начинающегося порога Кавказский, переходящего в еще один порог Горки. На берегу всех колотит от адреналина, холода практически не чувствуется. Вытаскиваем вещи, переворачиваем катамаран, вроде почти ничего не уплыло, кроме пары весел, одно из которых позже нашли. Даже непривязанный мяч каким то чудом уцелел, я его инстинктивно закинул на палубу еще при первом купании и потом он как-то остался на месте. Все это приключение не попало на фото, только снято на гоупро со второй двойки, в приложенных файлах можно посмотреть.

Дальше длинная связка бурных порогов, принимаем решение обнести часть вещей, и пройти их налегке.  Долго таскаем вещи по крутым заснеженным склонам, потом проходим пороги,

искупавшиеся девушки на сегодня освобождаются от потенциального второго купания.

Встаем на берегу широкого разлива, в который можно приплыть с другого места через Голубые озера. «Карельский Башкаус» остался позади, дальше, по словам Сергея, все пороги уже локальные, разделенные спокойными плесами.

Сушим вещи, насколько это возможно под мокрым снегом

Греемся у костра под тентом, делимся впечатлениями и эмоциями от столь насыщенного событиями дня

Наутро снова выпал снег

Но никто не унывает

Следующий порог – Сомнительный, долго сомневаемся, стоит ли  идти его, в итоге отправляем со страховкой двойку

Которая тут-же киляется через правый баллон.

Отлавливаем парней ниже и решаем обносить остальные суда, купаться больше никому не хочется.

Пороги Муравей и БСТ проходим без особых проблем

И подходим к порогу(водопаду) Оба-на. По этой воде, без вариантов, его надо обносить, хотя в малую воду его ходят по левому скату.

Чуть ниже - непроходимый для катамаранов водопад Маманя,

обносим его через правую горку и тут догоняем пришедшую сюда вчера группу. Оказывается, это земляки, спортивная группа из Екатеринбурга-Челябинска. Они тоже не избежали киляний, но поменьше, чем мы. Единственная небольшая площадка занята,

поэтому пьем чай и уходим ниже по плесу, находим ночевку в лесочке на сухом полуострове.

На следующий день у нас запланирована дневка, гуляем на водопад

На приток с каньоном

Пытаемся рыбачить, но безуспешно – вода слишком высокая и холодная.

На следующий день идем дальше, проходим пороги Тесный

Ступенька

И еще кучу более мелких порогов и шивер и приходим к порогу Водопадный, где опять догоняем наших земляков

Переночевав на пороге, желающие проходят его налегке

Потом еще два несложных порога и река Кутсайоки впадает в реку Тумча. От места слияния поднимаемся чуть выше по Тумче и встаем на живописном месте на широком разливе ниже порога Котел

Вечером ловлю первую (и единственную на этом сплаве) форельку, которую мы торжественно изжарили и съели, разделив на всех.

На следующий день у нас дневка - покатушки на пороге Яма с многочисленными оверкилями, вечером – жаркая баня

Погода, наконец, установилась и радует нас теплом и полярными белыми ночами

8 июня – последний сплавной день, проходим порог Карниз с оверкилями всех трех катамаранов, но благодаря теплой погоде и хорошей страховке это уже не кажется чем-то экстремальным,

напоследок – порог Шляпа

и дальше уже по спокойной воде на место, где нас завтра должен забрать катер.

Погода прекрасная, сплав завершен (как, говорится: «закончен поход без единого трупа» :-))

Довольные участники на финише:

Наташа

Оля

Вторая Наташа

Виктор

Леня

И автор этих строк

Катер пришел в 3 часа ночи, с утра грузимся вместе с земляками и вперед

На водохранилище еще есть лед

И наш катер идет как ледокол, оставляя за собой след

На этом вторая часть нашего путешествия подходит к концу, продолжение следует…

А пока рекомендую посмотреть короткий и динамичный ролик о сплаве, есть в приложенных файлах и на ютюбе: https://youtu.be/a__Ikre3XW0

Кузомень

Следующим пунктом нашей поездки была запланированная после сплава рыбалка на семгу, т.к. для рыбака быть на Кольском и не попытаться поймать семгу это просто немыслимо. В качестве места для рыбалки выбрали речку Кица с проживанием в селе Кузомень по принципу, что это наиболее удаленная точка, куда можно доехать на своих машинах, в надежде, что там будет поменьше народу, подешевле проживание и побольше рыбы. Да и вокруг расположено несколько достопримечательностей.

Сложили ненужные на рыбалке вещи в одну машину, оставили ее на стоянке и на одном пикапе впятером выдвинулись вдоль по южному берегу Кольского полуострова. Кузомень – старинное рыбацкое село, расположенное на песчаной косе между морем и широким заливом, образованном устьем реки Варзуга

Заселились в новый рыбацкий домик на берегу, проживание стоит 10 000 рублей в день, что не так уж мало, но в эту сумму входит доставка на моторке до мест рыбалки и баня (в другой части села, мы ей так и не воспользовались). Кидаем вещи, покупаем лицензии и сразу на реку

Нас высаживают на крутом берегу речки Кица, чуть выше впадения ее в Варзугу. Погода солнечная, вода хоть и высокая, но довольно чистая.

Напротив, на низком берегу, ловят нахлыстовики

Наташа отдыхает на солнышке

В принципе, поймать рыбу довольно сложно, по словам нашего гида, последние дни не каждый рыбак мог похвастаться тем, что поймал хотя бы одну семгу. И первые часы так и происходит – поклевок нет, перебираем все возможные варианты блесен, скорости и стиля проводки – все бесполезно. Но вот на очередном забросе сильный удар, сердце заколотилось, это точно семга и вот после 5-10 минут вываживания она показала свои золотые в ярком солнце бока

Еще немного борьбы вот она – моя первая семга!

Серебристая красавица килограмма на три, только что зашедшая в реку из моря

Схватила на небольшую, но тяжелую колебалку, которую удалось провести почти по дну.

Воодушевленные удачей, принимаемся за рыбалку с новой силой и до конца дня мне удается поймать еще две рыбы – но поменьше, килограмма на полтора, и другого вида – кумжи, которые сразу отправляются в реку без фотосессии.

Первый день прошел удачно и назавтра я запланировал попробовать половить нахлыстом. Высадился на низкий берег, позабрасывал мух, но поклевок не было почти ни у кого, только один опытный нахлыстовик поймал пару небольших кумж. После обеда опять перешел на спиннинг, но так за весь день ни я, ни Витя так и не дождались поклевки. Ну что же, такое тоже бывает, но то она и рыбалка, что результат никому не гарантирован.

Наши друзья в этот день не поехали на реку, а отправились на осмотр окрестных достопримечательностей. Съездили в поселок Варзуга, где собраны несколько старинных деревянных церквей

Дальше их путь лежал на мыс Кораблик

Рядом можно найти аметистовые щетки

Вечером отмечаем очередной хороший день

И решаем на третий день уже не оставаться, и отправляться в обратный путь.

Продолжение следует…

Дорога домой

По дороге домой у нас по плану было посещение Соловков. Выехали из Кузомени поутру, забрали в Кандалакше вторую машину и отправились на юг. Приехали в поселок Рабочеостровск уже под вечер, поселились в гостиничном комплексе Причал, где останавливаются все туристические группы.  Поужинали в местном ресторане, который несмотря на совдеповский вид порадовал вкусными и красиво оформленными блюдами с северным колоритом.

Оказалось, что большой катер назавтра уже полон, но нам дали телефоны частных катеров, которые за 1500 рублей с человека всегда готовы доставить всех желающих на Соловки быстро и в любое время. Учитывая, что большой катер стоит 1200, идет в два раза дольше и только один раз в день, очень неплохо.
Переночевали и с утра отправились на острова на маленьком, но мощном катере
Катер несется по волнам, трясет нещадно, немного страшновато, если представить что будет, если на такой скорости налететь на плавучее бревно, которые время от времени встречаются на воде.
Полтора часа пролетели и вот перед нами Соловецкий монастырь
Приехали рано, музей еще закрыт, поэтому отправились на осмотр острова. Первым делом дошли до лабиринта. Хоть это и новодел (оригинальный лабиринт был разобран во времена Гулага), но все равно интересно пройти лабиринт полностью.

Следующий пункт программы осмотра - Переговорный камень
Надпись повествует о переговорах архимандрита монастыря с командиром английской эскадры, согласно которым англичане требовали продать им быков на мясо, но монахи им отказали, а брать монастырь штурмом англичане не решились, настолько неприступной выглядела крепость.
Вернулись в поселок, посетили музей Гулага и отправились на осмотр монастыря, как раз только началась экскурсия большой группы из Питера.

Узнали много интересного из истории монастыря, полдня пролетели незаметно и в три часа мы садимся на заказанный заранее катер
Выдвигаемся дальше, наш путь лежит на юг, мимо Онежского озера. Ночуем в городке Пудож, из него едем другой, более северной дорогой, намереваясь посетить по дороге Великий Устюг, родину Деда Мороза. Дорога сначала относительно неплохая, но между Каргопоплем и Няндомой асфальт кончается и начинается мокрая и скользкая от дождя дорога без покрытия. Вдобавок, по закону подлости, пробиваю колесо, да хорошо так, сразу в трех местах. И это при том, что запаски в Х3 в принципе нет. Загружаем колесо в пикап, едем до Няндомы, там с трудом находим свободный шиномонтаж, ставим заплату, причем без гарантии, что она пройдет хотя бы 100 км. По дороге ищем запасную покрышку, но моего типоразмера нигде нет, с помощью интернета и Авито находим аналог в городке уже за Котласом. Ну ладно, может дотянем.
Ночуем в мотеле перед Нюксеницей, из-за потерянного на колесо времени проехали меньше, чем планировали.
Наутро едем в резиденцию Деда Мороза.

В это время народу совсем немного, но Дед Мороз и Снгегурочка работают

Поехали дальше, через Котлас - Киров выходим на знакомую дорогу домой. Ночуем в лесу на берегу озера в Кировской области

Последние фото с дороги на память перед отъездом

и к вечеру мы дома, в Перми и Екатеринбурге.

Путешествие завершено, но память о нем останется надолго.