Скандинавская сага!

Идет загрузка карты ...
Велопутешествие на велосипеде дикарем с ночевками в палатке по маршруту: Санкт-Петербург - Кронштдт-Helsinki-Stockholm-Mariehamn-Turku- Salo-Inga-Espoo-Helsinki-Porvoo-Lovisa-Hamina -Торфяновка-Выборг-Приморск-Зеленоград-Сестрорецк-Санкт-Петербург
 
Скандинавская сага!

Стокгольм Стокгольм
СТОКГОЛЬМ-ХЕЛЬСИНКИ-ПИТЕР
После велопохода по Крыму от отпуска еще оставалось около месяца отдыха и, как планировал, решил посетить Европу. В июле месяце у меня уже была получена виза в Шенген. Виза обошлась мне в 60 евро.
Конкретного плана путешествия у меня не было. Решил выехать в Санкт-Петербург и действовать по обстоятельствам. Из Череповца выехал 24 августа 2010 года в 21:57 – час на поезде Вологда - Санкт-Петербург.
Утром по приезду в Санкт-Петербург сразу поехал искать Паромно-туристическое агентство « Е. и С.» осуществляющее продажи билетов на морские паромы. Адрес агентства узнал в Интернете. По дороге в книжном магазине приобрел карту Питера и Скандинавии.
Поблудив по городу по адресу ул. Чайковского, дом 16\18 нашел спрятанный во дворах офис агентства. В теплой гостеприимной обстановке офиса, без всяких очередей я заполучил билеты на три парома, которые мне обошлись в 4603 рубля. В эту сумму еще входила и стоимость провоза велосипеда, по 10 евро за каждый паром и стоимость одного завтрака 9,50 евро.
Решил плыть паромом в Хельсинки, там провести сутки и на следующий день отплыть следующим паромом в Стокгольм. В Стокгольме переночевать и отплыть в столицу Аландских островов город Мариехамн. А там уж начать передвигаться на велосипеде в сторону Санкт-Петербурга.
На ночевку меня пригласил череповецкий велолюбитель Александр Афонин сейчас проживающий в Питере на Васильевском острове. Саша работал в день и до 18 часов я был предоставлен самому себе. Убивать время решил, осматривая достопримечательности Питера.
Начал с попавшего мне по пути крейсера «Аврора». Для тех, кто не помнит или не знает, именно с этого военного корабля 25 октября 1917 года был подан сигнал к штурму Зимнего двора, и началась, на мой взгляд, черная полоса у России. Вход на крейсер был на удивление бесплатным, и я с удовольствием осмотрел корабль, который на удивление оказался таким маленьким.
Потом сходил на экскурсию в домик Петра I, что на Петровской набережной. В экспозиции музея представлены предметы быта петровского времени, а также личные вещи Петра I. Также представлена лодка-верейка, построенная, по преданию, самим Петром I.
Дальше по пути посетил единственную в Питере мечеть. Соборная мечеть Санкт-Петербурга — мусульманский храм, памятник исламской культовой архитектуры. Открыт в 1913 году. Мечеть имеет два минарета. Высота каждого по 48 метров. Высота главного купола 39 метров. Вмещает до 5000 человек. На первом этаже расположен огромный зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной медресе, где преподаются уроки арабского и татарского языков, а также основы ислама.
"Коран говорит: " Бог красив и любит красоту". «Мечеть наша будет красивой и послужит славой архитектуре и красой городу. Такой Мечети, какая будет в Петербурге, нет ни в Париже, ни в Лондоне. Мечеть красива, но надо, чтобы она блистала не одной внешней красотой, и надо молить Аллаха, чтобы Мечеть эта совершенствовала нас в духовно-нравственной красоте" - сказал Ахун Баязитов на церемонии закладки мечети.
Но на данный момент по информации с сайта www.islam.ru мечеть работает по жесткому графику учреждений и не выполняет функций по духовно-нравственному воспитанию мусульман. Попасть в мечеть, чтобы совершить намаз очень сложно, а купить исламскую литературу в духовном центре которым является мечеть невозможно.
Мне удалось, в отсутствии «бабая из мечети», сняв обувь зайти и сфотографировать внутренний интерьер молельного зала. Где-то отсутствующий сторож после его появления уже никого в мечеть не пускал.
Погода была теплая, по небу гуляли тучки, через которые изредка проглядывало солнышко. Посидев в парке рядом с Заячьим островом, я пошел осматривать Петропавловскую крепость. С велосипедом меня не пустили, и пришлось его оставить около будки охранника.
Крепость расположена на Заячьем острове и соединена с материком Иоанновским мостом. Петропавловская крепость никогда не использовалась по своему прямому назначению. Она функционировала как тюрьма для политзаключенных. Внутри крепости много музеев. Посетив Петропавловский собор и Тюрьму Трубецкого бастиона поехал в Военно-исторический музей артиллерии расположенный в кронверке Петропавловской крепости. На территории музея расположена целая коллекция вооружения и военной техники разных эпох.
Устав от осмотра достопримечательностей около 17 час поехал в направлении Васильевского острова, на поиски нужного мне адреса. Дождь застал меня практически у дома Сашки, но так как его дома еще не было, мне пришлось спрятаться от ливня во дворе морга, находящегося поблизости.
Здесь во вратах морга я встретил велосипедиста Александра который после перенесенного инсульта лежал в больнице. Инсульт его прихватил во время покатушки. Перенес его на ногах, но после обращения к медикам был направлен в стационар. Дождик закончился, подошел Саша, и мы пошли к нему на квартиру.
Утром Саше надо было идти на работу, а я решил съездить в Кронштадт. Выехал в 7:00- час утра, немного моросил дождик и слегка болела голова. Алкоголь зло!!!!
До Кронштадта с Василевского острова было около 60 км. Дорога на выезд с Питера была загружена мало, основная масса машин ехал в Центр города. Немного поплутав, я по Приморскому шоссе доехал до искусственной дамбы соединяющей материк с островом.
Дамба является защитным сооружением построенным с целью защиты Санкт-Петербурга от наводнений. Полная протяженность защитных сооружений 23,4 км. По дамбе идет автодорога и ведутся строительные работы. С дамбы открывается красивый вид на острова Балтийского моря с виднеющими остатками полуразрушенных военных сооружений.
В Кронштадт приехал около 10 часов утра. Кронштадт находится на острове Котлин в Финском заливе. Город построен Петром I в 1704 году.
Улицы бывшего города крепости тихи и безлюдны. В порту стоят военные корабли.
Покатавшись по городу и пообедав в кафе «Штиль» я поехал обратно в Санкт-Петербург. В город Ломоносово попасть по дамбе не удалось. Как пояснили местные жители морской тоннель еще не достроен и попасть на материк с этой с этой стороны острова нельзя.
Погода целый день была солнечной, но дул холодный ветер. Приехав в Санкт-Петербург разведал обстановку на Морском вокзале, завтра мне с него надо будет отправляться на пароме в Европу. За день наездил 157 км. Остаток дня до прихода Александра с работы провел на берегу моря, рядом с вокзалом.
Утром выехал в 7:00 - час утра. Погода была серенькой, и я решил время до посадки на паром провести на берегу моря. Выехав на берег моря, рядом с каким то отелем, на Васильевском острове поставил палатку и лег спать.
Поспав, поев и почитав книжку в 14:00 - час выехал на поиски книжного магазина. Купил английский, финский и шведский разговорники и поехал на Морской вокзал.
Круизный десятипалубный паром «Princess Maria» маршрутом St.Petersburg-Helsinki отплывал в 19:00 - час, а регистрация на рейс начиналась в 15:00 - час. Зарегистрировавшись и получив посадочные билеты на место «С» в каюте 2000, и на велосипед (Bicycle) начал проходить пограничный и таможенный контроль. Велорюкзак просветили на рентгеновской установке, а все остальное смотреть не стали.
Процесс погрузки и посадки на паром не представлял, и поэтому пришлось консультироваться у работников порта. Закатил велосипед на грузовую палубу, с кормы судна. Прицепив тросиком велосипед к борту и забрав ценные вещи я пошел искать лифт чтобы, как я думал подняться наверх к себе на палубу. Знакомые очертания лифта, как назло нигде не попадались. Пришлось опять обращаться к грузчикам. Оказывается, лифт скрывается за большой откатной дверью, с красной буквой «А».
На лифте спустился к себе на палубу. Первая цифра номера каюты соответствует номеру палубы. Моя палуба эконом – класса находилась практически на самом дне судна, похоже даже ниже ватерлинии. Ниже жили только крысы!!! Похоже, предстояло путешествовать, в подводной лодке!!!
Посадочный билет кроме функции пропуска еще и выполняет функции ключа от каюты. Как показывают в кино, суете билетик в замочную скважину и после электронного писка и поворота ручки дверь открывается. Но иногда приходится, и помучатся, ну ни как не хочет она открываться. Первый раз пришлось попросить помощи у какого-то иностранного моряка.
В каюте, размером немного по больше купе поезда, было пусто. Четыре заправленные шконки, санузел с душем и шкаф для верхней одежды. Минусом было только отсутствие иллюминатора. Времени до отплытия было много, и я успел помыться и переодеться.
Из 10 палуб три построены только для развлечения пассажиров. 2 ресторана, около десятка баров, казино, кинотеатр, магазины, сауна и бассейн. И все работает всю ночь. Услуги и товар можно оплатить как российской валютой, так и евро. Часы на борту переводятся на местное время в 00:00 - час. На корабле может размещаться более полутора тысяч пассажиров.
Отплытие традиционно, как принято у нас в России задержалось на полчаса. Пассажиры как обычно пришли на регистрацию только к отплытию, и процесс посадки затянулся надолго. На входе в корабль у пассажиров проводился командой корабля шмон. Как я понял, искали спиртные напитки. Русские они ведь умные, понимают, что на корабле цены антироссийские и много не выпьешь и не съешь. А душа русская открывается в процессе отдыха широко. А широкой русской душе всегда мало спиртного. В палатку за паленой водкой тут не сбегаешь! Поэтому всей правдой и неправдой проносят спиртное и закусь. Большая часть народа ехала отдыхать на выходные в Хельсинки. День экскурсий и шопинга по городу и опять ночь гуляний на паром до Питера.
Дул холодный пронизывающий ветер с Балтики. У меня в каюте пассажиров прибавилось, все трое были с Питера. Выпив кофе, в 22:00 - час лег спать.
Утром в баре перекусил пиццей с кофе, заплатив за это удовольствие 7 евро. Цены по сравнению с моими доходами кусачие. Погода за бортом была серенькой, небо затянуто тучами и дул холодный ветер. Около 8:30 – час подплыли к Хельсинки, и началась высадка пассажиров. Я без всяких очередей через грузовую палубу выехал с корабля и, пройдя паспортный контроль, въехал в город.
Хельсинки — столица и крупнейший город Финляндии. Расположен на юге страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Население 578 126 человек. Хельсинки вместе с городами спутниками Вантаа, Эспоо и Кауниайнен образует столичный регион с населением более миллиона человек.
В городе сразу же бросается в глаза чистота на улицах. Очень много людей занимается спортом, бегают и катаются на велосипедах. Поехал искать себе пристанище на ночь, был адрес хостела недалеко от центра города. Адрес хостела и карту города нашел в рекламном проспекте в каюте парома. Каюсь, но пришлось его стащить. Начинался процесс вживания и выживания в чужой стране!
Немного опережая события, скажу, что все путешествие пользовался информацией полученной из туристических карт и путеводителей которые можно найти в информационных центрах в каждом городе и книгой Ильи Гуревича «Велопутешествия за рубежом. Выпуск 1.Финляндия». В информационных центрах иногда попадаются путеводители и на русском языке, и они содержат хоть и минимальную, но очень необходимую для путешествия информацию.
Дорога идет по набережной. Здесь все сделано для безопасности и удобства людей. Отдельная дорога для машин и тротуар, разделенный дорожной разметкой, где могут, не создавая помех друг другу, двигаться и пешеходы и велосипедисты. Очумелые иностранцы, испытывая культурный шок, ходят, как у себя на родине, где попало. Город, как и сама страна для меня были новыми, и я двигался как в тылу врага осторожно, почти «по-пластунски». Все было для меня стрессом.
По российской привычке часто нарушал правила дорожного движения, двигаясь по традиционным, впитанных с детства, с молоком матери принципам: « В России живут не по закону, а по понятиям», « В России нет дорог, есть одни направления». Перестраиваться очень тяжело, особенно когда языка страны не знаешь и большинство надписей для тебя «темный лес». Хотя в большинстве случаев можно всегда догадаться, включив зачатки логического мышления.
В нужном мне хостеле мест свободных не оказалось. Решил не зацикливаться на поиске ночлежки и ночевать по обстоятельствам. Поехал осматривать город. В первую очередь заехал в виднеющий из далека Кафедральный собор, расположенный на Сенатской площади. Собору уже более 150 лет. Вход в него свободный.
Двигался по городу сумбурно, высматривая достопримечательности,
как визуально, так и по карте и двигаясь в их направлении. По пути заскочил в еще несколько хостелов, но они были или закрыты или мест свободных уже не было. Туристы ждали своей очереди, сидя на диванах в фойе.
Времени до вечера было много, и я заехал в туристический информационный центр, расположенный в центре города в доме №19 на улице Похьойсэспланади. Здесь мне удалось запастись путеводителями по Финляндии и туристическими картами, и на халяву, выйти на связь с Родиной, оставив сообщение в Контакте.
Совершив экскурсию по супермаркету, приобретя навыки приобретения продуктов питания в иностранных магазинах. Около 18:00 - час, поняв, что найти пристанище за недорогую плату невозможно поехал искать место для ночевки в палатке. В городе найти укромное место для палатки очень сложно. Все леса ухожены и просматриваются, да и не принято у финнов жить в городе в палатках.
Пока искал место для ночевки, случайно попал на музейный остров Сеурасаари. На острове собрано около ста сельских деревянных домов и усадеб 17-19 веков, которые привезены в музей со всей Финляндии. Пройти по мосту на остров можно бесплатно. Чтобы осмотреть дворы и постройки нужно купить билет.
Погуляв по острову, в присмотренном в стороне от дороги местечке, в сумерках поставил палатку. Зная, что в Финляндии цены на продукты дорогие мною были взяты из России супы быстрого приготовления и крупы. Ужин готовил на мультитопливной горелке. Воду пришлось набирать в каком-то ближайшем пруду.

Проснулся в шесть утра от стука дождя по палатке. Похоже, мои планы посетить зоопарк и крепость Свеаборг накрылись «медным тазом». Провалялся в платке до 12 час, благо была книжка, и было чем заняться. Из-за своей лени опять оставил рюкзак на улице и поплатился из-за этого частично промокшими вещами. Разогрев и перекусив оставшимся с вечера супчиком прямо в палатке, около 14 часов выехал в путь. Паром на Стокгольм отходил в 17 час.
По дороге к морскому терминалу случайно заехал на блошиный рынок и приобрел там за 25 евро самый настоящий судовой колокол (рында). На ученный горьким опытом ценового беспредела на корабле, в ближайшем маркете прикупил с собой на судно копченой колбасы и хлеба.
Проходил регистрацию на рейс вместе с автомобилями. В России, почему-то велосипедисты считаются простыми пассажирами, и из-за этого постоянно приходится мучаться, протаскивая велосипед через турникеты и другие приспособления, созданные для фильтрации и досмотра пассажиров.
Регистрацию со мной проходили три соотечественника. Два велотуриста и один байкер. Велотуристов из Москвы, молодого человека и девушку после посадки на судно уже и не видел. Ехали они с Санкт-Петербурга на велосипедах в Норвегию. Байкер же на мотоцикле ехал с Москвы в Португалию.
В Стокгольм отплывал на пароме «Силья Серенада» финской компании «Silja Line». Получил три посадочных билетика, один из которых давал мне возможность утром позавтракать на корабле. Завтрак стоимостью в 9,50 евро был мною оплачен еще при приобретении билетов в Санкт-Петербурге. Билет с завтраком и провозом велосипеда обошелся мне в 2020 руб. Паром отплыл как положено у нормальных людей в 17 часов.
Уже адаптировался к ценам и с осторожностью, но начал осваивать торговые точки европейского общепита. Зашел в кафе и перекусил гамбургером с кружкой пива, гамбургер и пиво обошлись в 9 евро. Аппарат с кофе стоял в зале, и я решил, что кофе должно быть на халяву, тем более клиенты заведения неоднократно к нему подходили. Поэтому, набравшись смелости, испил еще и кофеёчку.
Со мной в каюте ехало двое эстонцев и один русский украинского происхождения. Соотечественник Геннадий, работающий пенсионер, проживающий в Норильске. Геннадий путешествует по Европе с рюкзаком и палаткой. Есть у него в мыслях желание поменять страну проживания, и уехать жить и работать в Европу.
Эстонцы ехали работать в Норвегию на рыбный завод. С работой у них на родине совсем туго. А здесь вахтовый метод, полгода работы и 2000 евро в месяц зарплата.
Питались мои соседи по каюте за счет взятых с собой продуктов питания. Геннадию жена в путь положила кипятильник и мы как настоящие россияне вскипятили в каюте чайку. А колбаску я не зря купил! Тут она и пригодилась!
Вечер проходили с Геннадием по злачным местам корабля, купив по баночке колы в Дюти-фри. Финны и шведы ходили по кораблю все уже пьяные с проснувшейся тягой к общению. На корабле ехало много пассажиров пожилого возраста, вели себя они в этой злачной среде естественно и непринужденно. Были активны и полны жизненной энергии.
Российские пенсионеры в этом же возрасте чаще всего отдыхают уже на грядках с тарелками салата и стаканом водки. По кораблю ходил наряд моряков, который делал внушение зарвавшимся европейцам, которые пили уже, где попало. Около 23:00 - час, переведя часы на шведское время, а оно там отстает на два часа от московского, пошел спать в каюту.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Проснувшись, первым делом, пошел завтракать, предъявив на входе талон на питание. Первый раз прикоснулся к таинству поглощения продуктов со шведского стола. Благо рядом была куча продвинутых европейцев и я, копируя их действия, сделал несколько подходов к некоторым вкусным блюдам.
В 9:30 - час паром прибыл в Стокгольм. Стокгольм - столица Швеции расположен на 14 островах соединенных 55 мостами. Набережные усеяны пришвартованными разномастными морскими судами.
В городе шел дождь. Деваться было некуда, и я поехал искать банк, чтобы обменять евро на шведские кроны. По городу двигался, ориентируясь по карте взятой на пароме. В Стокгольме также как и в Хельсинки много велодорожек, по которым когда едешь приходится не зевать. То и дело носятся в разных направлениях велосипедисты.
После обмена валюты поехал в Информационный центр расположенный в центре города. Надежда воспользоваться Интернетом не оправдалась. Помещение центра находилось в стадии ремонта и кроме консультаций никаких услуг не предлагало. Находящиеся в информационном центре магазинчики по этой же причине распродавали весь сувенирный товар со скидкой в 50 процентов. Прикупил здесь себе футболочку со шведской символикой. В 11 час дождь закончился, и я поехал осматривать город.
Покатавшись по центру города, поехал на дневку в парк расположенный рядом со стадионом. Там за чашечкой кофе и книжкой провел несколько часов. Паром на Аландские острова у меня уходил на следующий день в 7:10 - час утра. Решил ночь провести в городе, не устанавливая палатку.

На площади, в центре Стокгольма до темноты слушал рок-н-ролл в исполнении четырех уже седеющих музыкантов. Здесь собрались среднего возраста стокгольмцы и сидя на скамейках, весело притопывали под музыку. Пьяных никого не было. Все вели себя культурно, не сравнить с российской действительностью.
После концерта, уже в сумерках, поехал кататься по вечернему городу. В Старом городе случайно обнаружил доступ в Интернет, в кафе-магазине и просидел там два часа. 120 минут - это минимум, который дается при оплате через кассу магазина. Стоит это удовольствие 29 крон. Пробивается кассовый чек, в котором указан логин и пароль. После сеанса связи с Родиной поехал искать место для ночевки по спокойнее, где нибудь в отдаленном парке.
Заметил такие особенности приятно противоположные России. В супермаркетах нет такого изобилия растворимого кофе; крепкие спиртные напитки продаются только в специализированных магазинах; практически отсутствуют туристические продукты - консервы (рыбные и мясные); не видно пьяных граждан и людей, распивающих спиртосодержащие напитки на улицах; в городах чистота; много людей увлекающихся бегом, игрой в гольф и ездой на велосипеде. Хотя климат и схож с Россией, но условия для занятий спортом созданы лучше. На стадионах, в выходные дни много занимающихся с детьми родителей.
На пароме Хельсинки-Стокгольм встретил много европейцев, которые за ночь круиза напиваются до чертиков, но ведут себя все-таки приличнее, чем аборигены из России. А престарелые европейцы, как они танцуют и кадрят противоположный пол, не смотря на возраст!!! Наши пенсионеры в этом возрасте им проигрывают!!!
Около 2 часов ночи забрался, наконец, то в какой, то отдаленный парк на острове и расположился прямо на скамейке. Было холодно и все было в тумане. Попив чайку и почитав книжку, провалявшись в спальнике несколько часов, в начале шестого часа утра выехал в сторону порта. Ночь практически не спал, так как аккумуляторы сотового телефона сели полностью. Телефон разрядился, а зарядку для него я не мог найти в своем рюкзаке. Думал, что забыл в Питере.
Сегодня было 31 августа и мне исполнилось 39 лет. Встречать день рождения в Стокгольме в безлюдном ночном парке на скамейке мне понравилось. А впереди еще сегодня была Финляндия.
Паром у меня отправлялся в Мариехамн - столицу Аландских островов в 7.10 - час. Торопился зря, посадку начали только в 7:00 - час утра и мне пришлось убивать время ездой на велосипеде по безлюдным и холодным улицам Стокгольма.
После погрузки на грузовую палубу велосипеда я был зажат со всех сторон автомобилями, что создало даже трудности самому мне подняться на верхние палубы. Паром плыл до Турку, а мне надо было вылезать по середине пути. Билет до Мариехамна стоил 18 евро. Из этой суммы большую часть стоимости занял провоз велосипеда – 10 евро. Остальная же часть суммы в 8 евро оплачивала мой проезд без места в каюте. Паром прибывал к месту назначения в 13:35-час. Время пути провел, гуляя по магазинчикам и кафе, транжиря на право и на лево оставшиеся кроны. Пассажиров было мало, вероятно основная масса их отсыпалась в каютах.
Паром в Мариехамн прибыл в 13:35 час. В 13 час я спустился на грузовую палубу, где зажатый машинами стоял мой велосипед. У парома два загрузочных люка, находящихся в противоположных концах парома. В трюм влезает почти 400 машин. Какой люк должен открыться я не знал. Спросить это я тоже не знал как. Стоянка в порту всего 10 мин. О том, что уже начинается подготовка к отплытию я еле заметил. Погрузочный люк был открыт в противоположной стороне, и до него было около 170 метров палубы заставленной разномастными автомобилями.
Вести велосипед с рюкзаком было не возможно. Когда подбежал к люку он уже был закрыт. Грузчик пояснил, что надо обратится в информационный центр. Пролетев несколько этажей без лифта, я на смеси англо-русского языка обратился к какому - то моряку в погонах объяснив свою проблему. По радиостанции была дана команда об остановке парома и открытии люка. Этот же моряк побежал со мной в грузовой трюм и помог мне дотащить велосипед до выхода с парома. Поверить, что ради меня остановили целый морской паром, который вмещает около полутора тысяч человек было сложно, но это произошло. «Косяк» был явно со стороны грузчиков парома, которые должны смотреть при погрузке посадочные талоны и указывать, куда ставить транспорт. В данном случае я мог реально плыть дальше в Турку, и никто бы этого не заметил.
С парома вылетел весь в мыле, мне было без разницы, где вылезать, но пропустить известные среди велообщественности России Аландские острова не хотелось.
Ала?ндские острова? , архипелаг в Балтийском море на входе в Ботнический залив. Принадлежат Финляндии и составляют её автономную провинцию. Единственным официальным языком Аландских островов является шведский.
Группы островов на финской стороне соединены Кольцевой Архипелаговой Дорогой — цепью мостов и переправ. Более отдалённые острова соединены паромными переправами. Паромные переправы делятся на две категории. «Жёлтые» паромы оперируют на коротких дистанциях между крупными соседними островами, имеют большую вместимость, до 200 тонн, автомобили размещаются на одном, двух этажах под открытым небом. «Белые» паромы оперируют на более длинных путях, охватывающих несколько меньших или более удалённых островов, ходят по более редкому расписанию, иногда не каждый день, имеется салон для пассажиров, ресторан-кафе, открытая палуба. Большие крейсерские паромы соединяют финские города Турку и Хельсинки с Аландами и Швецией.
Аландские острова — полностью демилитаризованная территория. Здесь нет воинских частей и военно-морских сил. В отличие от всех остальных граждан Финляндии, жители Аландских островов не призываются на воинскую службу. Также запрещено хранение и ношение любого огнестрельного оружия, кроме охотничьего (исключение — полиция).
Выехав с терминала, поехал в информационный центр, чтобы запастись картой и воспользоваться Интернетом. В центре Интернет оказался дорогим, просили за 10 минут – один евро. «Жаба» победила, на связь с Родиной не вышел. Сегодня решил сделать себе праздник, все-таки день рождения, однако! Поехал искать по карте кемпинг. Город небольшой и кемпинг нашел быстро.
Кемпинг под названием GRONA UDDENS CAMPING находился на берегу моря и представлял из себя облагороженную территорию, оборудованную парковкой для автотуристов, коттеджами, местами для палаток и подсобными помещениями. В ассортименте сервиса был представлен прокат велосипедов (скутеров), сауна. В связи с окончанием летнего сезона в кемпинге было безлюдно. Кемпинг работает с 1 мая по 15 сентября. Попал в обеденный перерыв, и пришлось ждать администратора, чтобы поселиться в своей палатке. Ночевка в палатке мне стоила 14 евро, из которых 7 евро платишь за палатку и 7 евро за себя. Проживание в кемпинге стоило 50 евро.
Заполнив своими данными подданный администратором бланк, я получил напечатанный на бумажке код от замка душевой комнаты и туалета. Сегодня решил больше уже никуда не ездить и, поставив палатку на зеленной лужайке, я занялся стиркой одежды. Еду готовил на кухне, где можно было воспользоваться электрической плитой, микроволновой печью, холодильником, тут же рядом было место для приготовления барбекю. Пользовался этим я один, больше никто туда не заходил, хотя на самой окраине кемпинга стояли автотуристы, а пара туристов с палаткой ушли после моего приезда.
Обратил внимание на две особенности пользования душем и электрической плитой:
- душ устроен так, что надо периодически примерно через каждые 20-30 сек нажимать на кнопочку, иначе вода прекращает литься;
- электрическая плита будет работать в том случае, если вы включите таймер отключения плиты.
Территория кемпинга не охраняется и на это как-то дико смотреть, у нас в России давно бы уже разворовали все. Частная собственность - это сила!!! Воспитательное воздействие ее на лицо!!!

Утро было солнечным, покупавшись в Архипелаговом море и переждав небольшой дождик, оставив все свои вещи, поехал гулять по городу. Город тихий, много велосипедных дорожек. Машин мало. В библиотеке удалось 20 - мин посидеть в Интернете. Эта услуга у них бесплатна. Полученные поздравления с днем рождения захлестнули меня волной ностальгии по Родине. В городе на 126 евро прикупил себе одежды.
Вернувшись в кемпинг, пообедав, не торопясь в 16 час, выехал в путь. Дальше путь у меня лежал в сторону острова Lemland, откуда с местечка Svino я должен был переправиться на остров Foglo.
Попутно, в Mariehamne заехал в морской музей, посвященный основному занятию местных жителей – постройке лодок и кораблей. Экскурсия по музею обошлась в 4 евро.
Полупустынная асфальтированная дорога бежала по острову. Тут же рядом шла велодорожка, как будто созданная для меня одного. Ехал я в полном одиночестве. Людей было не видно. Все асфальтированные и грунтовые дороги на Аландах красноватого цвета. Причиной этого служит скальная порода красноватого цвета, которую используют при строительстве дорог.
Если у нас в России все живут скученно в одном поселке или деревне, то на Аландах дома стоят в одиночестве друг от друга. Красный домик, возделанные поля и ухоженные лужайки. Заборов практически не встречается.
Вдоль полей со скошенной травой лежат белые тюки. Сначала я не понял что это, но потом догадался. Скошенная трава у них автоматически упаковывается в пленку.
К 19 часам подъехал к пристани у поселка Svino. Паром уже не ходил. Все постройки стояли открытые. Инструмент, электроприборы все лежало без присмотра. Стояли моторные лодки и катера. Правда, как мне показалось, вдалеке все-таки прятался сторож.
Погода стояла хорошая и, забравшись по пустынной грунтовке в лес, я разбил там лагерь.
Решил попасть на первый паром, поэтому встал в 6:30-час. Перекусив оставшейся с вечера пищей поехал к пристани. Паром приплыл около 9:30 –час утра. Забрав меня и с десяток машин, паром поплыл на остров Foglo. Проезд был бесплатным и через 20 минут паром приплыл к местечку Degerby. На пароме было кафе, и я за 1,5 евро успел выпить чашечку кофе.
Закупив продуктов в маркете, поехал в глубь острова. По указателю Kyrkan свернул к церкви расположенной недалеко от перекрестка. Церковь стоит на кладбище, вокруг тишина и покой. Пасутся кони и не видно совсем людей.
Погода была солнечная, но дул холодный ветер. Вел себя как в тылу врага. Начитавшись книжек, боялся даже отходить в сторону от дороги. Вдруг чью-то частную собственность потопчу! Поэтому, на обед в лес забегал короткими перебежками, дождавшись отсутствия транспорта на дороге.
Вообще костров и дыма я в Финляндии не видел совсем. То ли конспираторы хорошие, то ли на самом деле костры там не разводят совсем. Меня спасала взятая с собой мультитопливная горелка. Вдоль дорог часто попадаются дикие яблони, и я частенько пополнял запасы витаминов.
Перекусив, поехал к пристани в местечко Overo. Оттуда я планировал завтра отплыть на пароме в Турку. Острова небольшие и путь по ним занимает очень мало времени. На пристани дул сумасшедший холодный ветер, хорошо подталкивающий в спину. Изучив расписание паромов, я поехал искать место для ночевки.
Отъехав в сторону, на несколько километров, я нашел полузаросшую полянку, где и поставил палатку. Как всегда все культурно, тихо и безлюдно!



Утром ветер дул по-прежнему не стихая. Паром подплыл к пристани около 9 : 50 - час. В планах сегодня было попасть уже на материк, и я настроился на четыре часа сиденья в кают-компании корабля. На пароме рассчитывал сегодня доплыть до местечка Galtby на острове Korppoo. Дул непрекращающийся холодный ветер, небо было затянуто тучами, правда, иногда раздвинув тучи, проглядывало солнышко. Доплыв до острова Kokar я заподозрил неладное. Пассажиры, почему-то все стали выгружаться на берег. Посмотрев расписание еще раз, понял, что я лоханулся, до этого не все тонкости межостровного мореплавания в нем увидев. Паромы ходят регулярно по времени, но рейсы в зависимости от дня недели имеют разные финальные точки. Сегодняшний утренний рейс заканчивался здесь, а следующий уже дневной был до местечка Galtby.
Мой следующий рейс до архипелага Турку был в 18:35 - час. Решил за это время обследовать остров. Дул холодный ветер. Выпив чашечку кофе в информационном центре расположенном прямо на пристани и получив бесплатную карту, я поехал в глубь острова.
Первым делом поехал к церкви расположенной около местечка Hamno. Церковь из серого гранита построена на руинах францисканского монастыря в 1784 году. Рядом находится часовня и археологический музей с остатками фундамента монастыря. Музей открыт, никаких смотрителей и надзирателей. Полное самообслуживание.
Так как на островах проблема с водой то, набрав две бутылки воды в туалете, я поехал дальше. Вообще будущим путешественникам дал бы совет!
Так как вода в магазинах дорогая, колодцев как в России нет на каждом шагу, а попрошайничать за границей я думаю, не принято, то выходов из этого положения нашел несколько:
- заправка водой на кладбищах, благо там водопровод есть и открыт для пользования народом;
- платные туалеты (50 цент.) - в сравнении с Россией здесь часто водопровод попадается даже в деревянных туалетах;
- фонтаны и пруды. Пусть воду там и нельзя возможно пить сырую, но для кипячения она подойдет как раз.
Дальше мой путь лежал в бутик. Продукты на островах представлены на продажу в маленьком ассортименте, по сравнению с супермаркетами и цены на них дороже. Ценники висят не на весь товар.
Закупив продукты, поехал искать Интернет. В школьной библиотеке мне пояснили, что Интернет не работает. Тут же меня поймал в свои сети Патрик - свидетель Иеговы, загрузив меня книжками на русском языке с Библейскими комментариями. Экипаж свидетелей был видно на задании и разъезжал на автомобиле по островам, проповедуя свои религиозные взгляды. Самым продвинутым был Патрик, который на ломаном русском языке объяснил, что он бывал в Питере и расспрашивал меня, куда я еду.

По дороге к местечку Hellso я посетил этнографический музей, посвященный жизни местных жителей на этом острове. Вход в музей стоит 3 евро. В нескольких зданиях собраны предметы быта, фотографии, сельскохозяйственная и промысловая техника. Все экспонаты можно потрогать и пощупать. У нас в России в противоположность этому все спрятано за стекло и перекрыто канатами. У каждого экспоната стоит бабулька - надзиратель. Друг другу у нас не доверяют! Кругом вандалы и воры!
После музея в стороне от дороги, на свалке перекусил чаем с бутербродами и не торопясь, поехал на пристань. На пристань приехал рано, и промерз там больше часа. Паром прибыл около 19 часов. Всю дорогу провел в кафе. В пути начался дождь и выгружался я в Galtby под его неусыпным вниманием.
В 21:00 – час уже было темно. Свернув на какую - то грунтовку я расположился ночевать рядом с дорогой. Дождь шел и шел, еду пришлось готовить в палатке.

Проснулся около 7 час утра. Ночью замерз. Дождя на улице не было Испив чайку в 9 утра выехал в направлении Турку. Было прохладно и пришлось одевать купленные на Аландах перчатки. Окружающая обстановка изменилась, стало больше возделанных полей, лесов и мусора!! Больше стало ездить машин. Дорога идет через острова архипелага Турку, соединенные мостами и паромами. Все паромы бесплатные. На встречу часто попадаются велосипедистки с рюкзаками, но приставать с разговорами мне лень!!
По пути, устав от скучной и однообразной дороги в придорожном кафе выпил чашечку кофе. Часто по дороге попадались знаки, указывающие на местные достопримечательности, но ехать не охота. В районе города Kaarina начинается автомагистраль, мне туда нельзя! Подробной карты местности не было, а автомобильная карта возможности соориентировася на местности не давала. Слегка поплутав и узнав направление движения, от какой то аборигенки, я через небольшой перелесок въехал в Турку.
Турку — самый старый город Финляндии и бывшая ее столица. Официальной датой основания города считается 1229 г. Город расположен у впадения реки Аурайоки в Архипелаговое море. Турку считается воротами на Запад. В городе находится крупный порт и паромное сообщение на Аландские острова и в Стокгольм. Турку известен как культурный центр. Турку совместно с Таллинном избран культурной столицей Европы 2011 года.
Первым делом на глаза мне попался заяц, который нагло перебежал мне дорогу прямо в городе. Финны молодцы!!! Им удается жить в гармонии с флорой и фауной и еще самим не голодать. В городах постоянно встречаются белки, на набережных гуляют утки. Бездомных собак и кошек в городе совсем нет.
Мне нужно было выбраться в центр города, к реке. В какой части города я находился, я не знаю. Сориентироваться удалось только по картам установленным на автобусных остановках. На картах нанесены маршруты движения автобусов, номера маршрутов и номера остановок. Каждая остановка имеет свой индивидуальный номер, нанесенный к тому же и на самой остановке. Так что достаточно было найти на карте место своего нахождения и поехать в нужном направлении. По дороге в центр города заскочил погулять по торговому центру. Цены здесь Европейские и мне с моей зарплатой в 500 евро тут делать было нечего. Родина нас хорошо ценит!!! Из всего выставленного ассортимента товаров смог себе только позволить зайти в первоклассный бесплатный туалет торгового центра.
По городу где, не попадя, висят и лежат прицепленные на тросики остатки велосипедов (колеса, рамы), это единственный мусор, который можно найти на улицах. Вероятно этот мусор святой, как корова в Индии!
В субботу информационный центр работал до 16:00 – час и я еле успел попасть в него до закрытия и запастись картой города. Сегодня хотелось пожить в комфорте! Ориентируясь по карте, поехал искать Ruissalo Camping расположенный на острове Руйссало, в 10 километрах от центра города.
Дорога по острову идет среди лесов и лужаек. Много тропинок и лесных дорожек, поля для игры в гольф, тут же на полях отдыхают сотни гусей, ни кого не боясь. Окружающие их граждане, не высказывают к ним ни какой агрессии и не лезут в их птичью жизнь. Все сосуществуют в мире и покое.
Приехав на территорию кемпинга, находящуюся на самом конце острова долго не мог найти, кто же меня куда поселит. Сам ставить палатку без разрешения не решился, да хотелось, и помыться сегодня по человечески. Когда уже мое терпение стало заканчиваться. И я уж хотел ехать искать укромное место для ночевки появился человек на автомобиле. Он довел меня до стоянки автокемперов и предложил мне поставить палатку на лужайку перед будкой администратора. На мой вопрос, сколько это будет стоить для меня, он махнул рукой. Показав мне, где находится ключ от кухни и душа, он удалился восвояси. Была теплая кухня и горячий душ. Минусом было отсутствие работающих электрических плит. Готовить пришлось на газовой горелке. Но в связи с тем, что жил я бесплатно - это было праздником.
Ночью спал плохо. Проснулся с симптомами ОРЗ. Был заложен нос, першило в горле. За комфорт приходится все-таки расплачиваться!!! С утра принял душ для согрева и позавтракав выехал с кемпинга. Погода была теплая. Заехал в замок Турку – шведский замок являющийся государственным средневековым замком Финляндии. Замок расположен в устье реки Аура-Йоки. В помещениях замка функционирует исторический музей города Турку. Погуляв во дворе замка, и пожалев 7 евро на посещение музея, я поехал по набережной в центр города. Вдоль набережной стоит много разномастных судов, от военных кораблей до парусных судов. С утра в городе людей гуляет мало, и в большинстве случаев - это туристы.
Заехал в информационный центр и взял путеводитель по Турку на русском языке. В информационном центре опять нашел возможность выйти на связь с Родиной, воспользовавшись услугой доступа в Интернет. Здесь доступ в Интернет устроен по-особому. Стоит монитор, а внизу под столом аппарат для принятия денежек. Отпускаешь монетку и Интернет заработал. Как оплаченныйлимит пользования заканчивается, так доступ в инет и отключается. Обходится это удовольствие в 3,6 евро в час.
Напомнив россиянам, что я еже живой я поехал на выезд из города в направлении Хельсинок. По дороге заехал в супермаркет и купил продуктов. Вроде начал привыкать к магазинам, уже лучше ориентируюсь в товаре. Потихоньку расширяю ассортимент продуктов. В магазинах обнаружил, что на некоторые товары, особенно когда подходит конец срока годности товара вывешивается специальная наклейка и товар можно купить со значительной скидкой. Например, на отдельные виды хлеба скидка была 30%.
В Хельсинки поехал по дороге №110. Дорога в отличном состоянии, машин мало, так как основную часть нагрузки взяла на себя автомагистраль Е-18. Вдоль дороги идут обработанные поля, на которых, несмотря на выходной, идут работы по уборке урожая. Тут же рядом на полях для игры в гольф соревнуются между собой финны. Сколько же надо труда и денег чтобы поддерживать поля для гольфа в хорошем состоянии, а играют там простые люди!! Проехав местечко Salo решил остановится на ночевку. Времени было около 18 часов. Съехав с дороги, на какую-то заброшенную дорожку, прямо под ЛЭП поставил палатку. Хоть эта земля государственная, а не частная!

Проснулся около 8 утра. Погода была чудесной. Выехал только в 11 часов. Решил разнообразить маршрут и свернул с автодороги №110 на дорогу в направлении местечка Villikala. Проехав грунтовками с десяток километров, выехал на дорогу №186 в районе Kisko.Вся дорога между этими двумя населенными пунктами проходит по малонаселенной местности. Несмотря на то, что часто попадаются жилые дома людей не видно совсем. На 10 км хорошей дороги встретил только 3 машины. Праздно шатающихся людей не как у нас в России, не видно вообще, не говоря уж о наших деревнях, где, куда ни глянь, везде пьяные колхозники бродят. А потом удивляемся, чего мы так плохо живем? Развратил нас социализм со своими колхозами и совхозами. Разучились мы, единолично трудится!!
А наши традиции! Если не выпили на работе, значит после работы обязательно по бутылочке пивка. Ну, а пятница и зарплата - это праздники, тут одной бутылочкой пива не обойтись!!! Для нас, найти бы повод только выпить, без разницы праздник это или похороны. Все равно напьемся!!! Религиозны мы только на словах. Любая религия осуждает пьянство, но для нас напиться на похоронах - это святое!!!
Кричим на всех углах, что мы христиане, и верим в бога! Обряд крещения у нас - это дань моде и дополнительный приработок церкви. Опять же с развалом Союза в моду вошло венчание новобрачных – только почему- то брачные узы становятся не крепче! Может проблема в том, что мы больше говорим, а меньше делаем. Истинно верующих фанатиков единицы!! Все остальные играют только в глубоко верующих. Истинно верующий человек с моей точки зрения должен жить этим! А наши христиане ничего про своего любимого Бога не знают! Мне, так как я не приверженец не одной религии, намного проще.
Считаю, что в религию человек должен приходить осознано, должен быть какой-то определенный возрастной ценз, определенный уровень дееспособности. А обычно - это получается так, родители тебя в младенчестве загонят в купель, и получи крест на всю жизнь!
Проехав Kisko, на каком то безымянном озерце рядом с дорогой устроил привал. Позади было уже 43 км. Покупался в озере и перекусив бутербродами с чаем поехал дальше. Доехав до перекрестка, свернул на дорогу № 51, которая ведет в Хельсинки. Трафик на дороге ощутимо усилился, но дорога широкая и места всем хватает.
Около Degerby рядом с дорогой в память о сражениях второй мировой войны стоит прикованная цепью к дереву 45-мм пушка, и находятся развалины дота.
В Хельсинки попасть сегодня не успевал, поэтому через десяток километров, свернув в сторону от трассы, в лесу устроился на ночлег. В лесу во всю хозяйничают комары, а под ногами стоят ни кому не нужные белые грибы!! Земля только сверху казалась ровной, на самом деле пришлось располагаться на сон между мелких кочек.
Проснулся в 6 утра по будильнику, но вставать не хотелось. Спина после сна на кочках болела, как будто побывал в шкуре принцессы на горошине!!! Теперь я понимаю эту бедную девушку!!!
Сегодня надо было пораньше выехать в путь. Необходимо было попасть в центр Хельсинки как можно раньше. В моих планах было оставшиеся 40 км проехать в течение 3 часов, но в действительности оказалось все намного сложнее.
На дороге как назло появились знаки, запрещающие проезд на велосипеде, а велосипедные дорожки петляли как следы зайца, иногда обрываясь, а иногда уводя в неизведанное направление. Карта, которая была у меня с собой, со схемой велосипедных дорожек помогала, но ориентироваться по ней было сложно. В некоторых местах велись дорожно-ремонтные работы и велодорожки там обрывались, а проезд был запрещен.
В городе Espoo заскочил в Макдоналдс. Первый раз в жизни попробовал, что это такое. Проблемой было заказать то, что хочешь, так как язык то иностранный я не знал!! Отсюда у меня стал вырабатываться комплекс, который мне пришлось, и побороть, сделав покупку. Ну, вроде бы купил, кое-как!! Ничего особенного, только испачкался весь, пока это кулинарное изделие поглощал. Биг-Мак и Кока-кола обошлись в 4,95 евро.
Не смотря на все мои велоблуждания, проехав город Espoo, и намотав 52 км, я в 14 часов все-таки попал в центр Хельсинки. Времени до вечера было предостаточно, и я решил посетить морскую крепость Суоменлинна (Свеаборг) находящуюся на 4 островах у берегов Хельсинки. Строительство крепости началось в 18 веке, когда Финляндия входила в состав Королевства Швеции. Суоменлинна представляет собой крепость бастионного типа неправильной формы, построенную на пересеченной местности, на отдельно стоящих островах. Сегодня крепость является оживленным районом города и одной из популярнейших достопримечательностей Финляндии. Крепость открыта в течение всего года.
В Суоменлинну можно добраться только по воде. Дорога занимает около 15-20 мин. Паромы отправляются с восточного конца торговой площади Кауппатори, напротив президентского дворца. Обратный паром отправляется с главной пристани на острове Исо-Мустасаари. Билет в оба конца стоит 3,80 евро. Билеты на паром можно купить в билетном автомате на пристани отправления.
Ходил я вокруг да около и гадал, как приобрести билет. Все обозначения и меню в автомате написаны на трех языках: шведский, финский и английский. После повторного закипания мозгового вещества мне удалось все-таки найти в меню нужный раздел, отпустив 4 евро в монетоприемник, я получил сдачу и заветный билетик. Опыт, приобретенный при покупке билета на паром через пролив Босфор годом ранее, здесь мне и пригодился!
До отправления парома было около 40 мин, и я прямо на пристани перекусил в кафе, заказав какое-то сложное блюдо компонентами которого были рис, овощи, сосиски и еще что-то непонятное. Сие удовольствие обошлось мне в 8 евро.
Насытив свою утробу и оставив велосипед на пристани, я отплыл на кораблике с названием «Suomenlinna - Sveaborg». Крепость занимает большую площадь, острова соединены между собой мостами. Пробродив по территории крепости около полутора часов и порядком устав, я вернулся обратно на материк. Велосипед оставленный мною на причале предано меня ждал.
Решил сегодня опять ночевать в Хельсинки, уж больно мне город люб! Поехал на свое уже обжитое место для ночевки, по уже знакомому маршруту. Все увереннее и смелее чувствую себя в Европе, если первой ночью чувствовал себя, как на вражеской территории, боялся полиции и аборигенов которые могут согнать меня с насиженного места, то теперь уже вел себя почти как дома.

Выехал с места ночевки около 9 час утра. С погодой везло, видно наступило бабье лето. Первым делом поехал искать интернет. В процессе поиска на площади около Кафедрального собора обнаружил выставку разрисованных медведей, около 30 шт. Медведи были отлиты из какого-то материала, и рисунок на них олицетворял какую то конкретную страну. Россия – медведь, разрисованный в виде матрешки, Америка- медведь в виде статуи свободы и т.д.
Интернет нашел в здании мэрии, здесь мэр не боится народа и его рабочее место не охраняет милиционер в роли швейцара, как принято у нас в России. Там похоже мэр на службе у народа, а не народ слуги мэра!!! Здание мэрии доступно для всех, в фойе проводятся выставки и экспозиции. Кроме этого, любой страждущий выйти на связь с родиной иностранец может воспользоваться доступным и бесплатным Интернетом. В фойе установлены 6 компьютеров, доступ к которым осуществляется по предъявлению паспорта. Предъявляешь паспорт на ресепшене, получаешь заветную бумажку с логином и паролем, и на целый час мир у твоих ног.
Отчитавшись перед Родиной, поехал искать веломагазины. Цены там бешенные, поэтому купил только велозамок за 10 евро. Дальше мой путь лежал на выезд из Хельсинки по национальной велодорожке в сторону города Porvoo. Велодорожка идет преимущественно по паркам, вдоль моря и езда по ней доставляет удовольствие. По дорожке выехал на автодорогу №170.
Начал заканчиваться газ и я наконец-то на автозаправке нашел нужный мне баллон. Баллоны продавались на всех автозаправках, но часто не той конструкции, которая была мне нужна для мультитопливной горелки PRIMUS. Цена на газ была такая, что «жаба», проснувшись во мне начала меня «душить». С «жабой» все-таки пришлось найти консенсус, и 425 граммовый баллон за 11,35 евро был мною приобретен. Сейчас по окончании путешествия, я думаю, что «земноводное» было право, и газ мне так и не пригодился в конце похода.
Около Porvoo свернул не на ту дорогу, карта для автомобилистов ничего полезного не приносила. Проехав 5 км и заподозрив не ладное спросил у женщины правильно ли я еду. Женщина подтвердила мои сомнения. Пришлось возвращаться обратно, времени уже было около 17 час. Решил на сегодня хватит блудить и пора готовиться ко сну. Не очень укромненькое место нашел только рядом с кладбищем. Весь вечер около меня ходили финны, подозрительно поглядывая на меня. В сумерках, когда я уж засыпал, подошел какой-то финн с велосипедом и начал расспрашивать меня. Поняв, что я ни «б», ни «м», ни «кукареку» он попрощавшись мило от меня, отцепился.
9 сентября 2010 г. выехал около 9 час утра. После себя оставил почти девственно чистую полянку, которая приютила меня на ночь. Вот только травку, примятую моим бренным телом, не удалось выправить. Вообще веду себя как диверсант, на задании в тылу врага.
Но здесь в Европе все-таки безопаснее, чем в России, там до путешественников домогаются пьяные бездельники, хапуги - минты, чиновники – вымогатели. Кругом помойки, разбитые дороги и безбашенные водители.
Ночевал, оказывается почти в самом городе. Проехав пару километров сразу попал в центр города. Порвоо – второй по старшинству город в Финляндии. Здесь в исторической части города до сих пор сохранилась средневековая планировка с узкими извилистыми улочками и закоулками. Крохотные скверы, мощенная мостовая все это располагает к размышлениям. Город знаменит своими амбарами красного цвета находящимися на берегу реки, между двумя мостами, которые как бы являются визитной карточкой города.
Покатавшись по городу, поехал в информационный центр, где запасся бесплатными туристическими путеводителями и воспользовался опять интернетом. Интернет здесь предоставляется бесплатно и только на 15 мин. Я просидел больше оного и никто мне и слова ни сказал. Видно такие пользователи здесь не частые гости. Погуляв по магазинам, зашел испить кофеечку с пироженным, что обошлось мне в 3,80 евро. Перекусив, в 10 утра поехал смотреть старую ратушу, построенную в 1764 г.
После беглого осмотра города, около 11 часов выехал в направлении города Loviisa. На въезде в центр города стоит неоготический собор 20 века. Фасад собора обращен сторону центральной площади. Городок небольшой. Покатавшись по году, перекусив в парке бутербродами, поехал в город Котка. На выезде из города по обеим сторонам Королевской дороги видны земляные крепостные сооружения Унгерна и Розена. Внутри не осталось никаких сооружений, зато хорошо сохранились валы и бастионы с обложенными камнем стенами. Форт был построен в 1791 году под руководством Суворова.
Планировал сегодня заночевать около Kotki. Около 18 час, увидев удобный и безлюдный заезд в лес, свернул с трассы, где под ЛЭП и разбил лагерь. Сегодня была последняя ночь на чужбине. Уже чувствовалось приближение родины. Обочины дорог в мусоре. Появились рекламные вывески на русском языке: «Рыба», «Б\у шины», «Дешево». Приближение к Родине меня не радовало!
_____________________________________________________________
Выехал 10 сентября около 9 час утра. Погода была хмурая. До Kotki было около 15 км. С дороги осмотрел каменно-земляные бастионные сооружения крепости Кюменьград или по-фински Коменлинна, расположенные на реке Кюмиёки на острове Ховинсаари, что у бывшей Королевской дороги. Первые фортификационные работы здесь были начаты в 1791 г под непосредственным руководством и попечительством знаменитого А.В.Суворова. Крепость закрыта для свободного посещения, говорят посетить ее можно только с экскурсией из Котки. Вокруг безлюдно только вдоль стен пасутся коровы.
Дальше слегка поплутав, въехал в Котку – город, расположенный на берегу Финского залива в устье реки Кумийоки. Город строился как город-порт. Порт Котки является одним из самых крупных грузовых портов Финляндии, а в области транзитных перевозок занимает лидирующие позиции в стране.
Покатался по центру города, сходил на шопинг в супермаркет и купил себе карту юга Финляндии за 17,90 евро. С таким большим количеством дорог разной значимости карта для автомобилистов не дает возможности познать и вкусить все прелести сельских дорог. Как обычно в информационном центре вышел на связь с Родиной и около 12 час выехал в направлении государственной границы.
На пути был город Hamina, последний город на пути к России. Хамина имеет уникальную звездообразную городскую планировку. Крепостные сооружения в форме звезды закрывают окружность старого центра. От Ратушной площади лучами расходятся восемь улиц. Эта планировка унаследована от первоначальной шведской крепости Фридрихсгамн, построенной в 1721–1723 годах. От самой крепости того времени не осталось ничего, однако бастионы, валы и куртины, которые сегодня можно увидеть — это следы других, более поздних укреплений, построенных в 1803 году по проекту Петера ван Сухтелена. Город еще известен тем, что именно здесь в 1809 году был подписан русско-шведский мир, по которому Финляндия отошла к России.
На въезде в город у моста стоит громаднейший деревянный бык, высотой, наверное, около 10-15 метров. Говорят у гостей часто возникает вопрос – это бык или корова? Я решил, что это бык! Вообще финны индивидуалы в обстановке интерьера дворового ландшафта. Заборы встречаются у них редко, зато каждый фасад жилого дома это достопримечательность, обставленная со вкусом разными ненужными в хозяйстве предметами.
Чем ближе к границе, тем чаще встречаются в информационных туристических центрах обслуживающий персонал, говорящий на русском языке. Покатавшись по городу, я выехал опять на 170 автодорогу и поехал к пропускному пункту в Торфяновке. Дорога плавно перешла в автомагистраль, блудить по объездным дорогам не хотелось и нарушая все ПДД я поехал не сворачивая прямо.
Не доезжая несколько километров до Virolahti, свернул по указателю Bunkkerimuseo и заехал на территорию музея под открытым небом. Экспозиция музея посвящена событиям второй мировой войны. В этом месте проходила линия Салпа – самая протяженная из финских сухопутных оборонительных линий. Строительство линии началось сразу после окончания советско-финляндской войны в 1940 году. Сегодня на территории музея никого не было. Под открытым небом стояли артиллерийские орудия, находились в хорошем состоянии окопы и блиндажи. Тут же было два железобетонных бункера.
На подъезд к границе все больше стало появляться автомашин с российскими номерами. Появились придорожные магазины с вывесками на русском языке. На финском пропускном пункте Vaalimaa вопросов никаких не задавали, поставили печать в паспорт и послали домой. Таможенникам я тоже был не нужен!
На КПП в Торфяновке, как принято у нас в России - очередь, чтобы попасть на родину. Сначала проверяют документы пограничники, потом делают вид, что что-то ищут таможенники. Документы посмотрели, а вот вещи мои им было вероятно лень смотреть. На КПП две очереди: на проверку документов – это для тех, кто едет на автобусах и для всех остальных. И как принято у нас в России один сотрудник работает, а несколько рядом стоят и лясы точат! Бардак в России начинается уже на границе!!! На выезде с территории КПП проверяют документы еще раз. Это вероятно типа заградотряда времен Великой Отечественной войны, не доверяют видно своим сослуживцам!
В общем, пересек я границу и поехал по родной и заваленной мусором дороге. Тут же в придорожном магазинчике купил зефира, как же я соскучился по дешевому сладенькому! Отъехав на пару километров, свернул на какую-то грунтовку, углубившись в лес, разбил лагерь.

Утром было пасмурно. Серый безликий пейзаж, кругом мусор. Около 11 час начался мелкий моросящий дождик, который сопровождал меня вплоть до Выборга.
По дороге встретил велотуриста с Питера - Николая, который ехал на выходные в Лоперанту. Хорошо Питерцам, заграница у них под боком! Визы делай в удобное для себя время, и в какую надо страну. А нам с периферии одни проблемы. Чтобы получить визу, надо съездить два раза в Москву, и это не считая расходов на оформление самой визы. Да и гарантий стопроцентных нет, что ее выдадут, а денежку ни кто уж не вернет. Конечно, можно обратиться в турагентство, так как многие агентства стали предоставлять услуги по получению виз. Но в Череповце все равно с этим напряг. Не во все страны мира они это могут сделать. Например, оформление визы в Финляндию в 2010 году стоило 3900 руб. Приносишь необходимые документы и через определенное время получаешь свой паспорт, с вклеенной марочкой.
В Выборг въезжал по мосту Дружбы, перекинутому через Сайменский канал. Мост находился на ремонте, движении по нему было закрыто, но на велосипедистов и пешеходов внимание ни кто не обращал. В городе посетил Выборгский замок, потратив на экскурсии 100 руб. Ничего примечательного в музее не заметил, но сам замок посмотреть стоит.
Обратил внимание, что и в России появились информационные туристические центры. Правда, ассортиментом предоставляемых услуг не блещут. Туристические буклеты в большинстве случаев платные. Интернет услуги - это запретный плод.
Комплексный ланч в кафе обошелся мне в 160 руб. При отказе от какого-то блюда цена ланча нисколько не менялась. Кроме этого напитки в комплекс тоже не входят. Буржуи, однако!!! Заманить и обобрать!! Вот они грабительские законы торговли! Но порциями, конечно, не обижают, можно просто лопнуть.
Поплутав по городу, я поехал в Приморск. Ехать 140 км по автодороге Е-18 в Питер не хотелось. Поехал вдоль Финского залива, хоть и крюк, но зато вдоль моря. Здесь и дороги по тише и леса по глуше. В Приморске стоит красивая церковь, используемая в качестве дома культуры. Решил переночевать в городе, моросил дождь и в лес ой как не хотелось! Нашел маленькую частную гостиницу, единственную городе. Место в номере стоит 700 руб. Администратор приняла меня не по - европейски, а по совковски, была злая и недовольная!! Я ей видно помешал пребывать в нирване, на работе. При моем появлении на ресепшене даже задницу с кровати не оторвала, так и лежала в позе Данаи. Общаясь со мной, успевала еще и телевизор посматривать. Жить в этой стране мне не хотелось, от Родины тошнило! В состоянии токсикоза поехал искать место для ночевки, туда, где человек еще не все испоганил продуктами своей жизнедеятельности.
По дороге заехал в магазин, где купил бутылочку коньяка и эклеров. Продавщицы в магазине тоже были заняты своими личными делами и на клиентов внимание не обращали. Как же бросается в глаза наше российское бескультурье и хамское отношение к людям. Не зря коммунисты нас держали за «железным завесом»!! Опасно нам видеть, как хорошо живут за границей люди. Зачем я вернулся на Родину? Хочу обратно в «загнивающий» капитализм!!
Выехав за город и свернув в лес, я около какой-то помойки разбил лагерь. Дождик уже не прекращался 2 часа. Только залез в палатку, как дождь усилился еще больше. Ужин готовил прямо в палатке. Стресс от возвращения на Родину заедал эклерами и запивал коньяком!
12 сентября 2010. Утром дождя уже не было, но небо было затянуто хмурыми тучами, висел белой ватой туман. Выехав с места ночевки, в 13 часов уже был в Зеленогорске. Так как погода была препротивнейшая, постоянно моросил дождь, то осматривать город не хотелось. Вдоль дороги постоянно попадаются грибники, похоже «охота» в самом разгаре! С дороги иногда видны взорванные доты и противотанковые надолбы - все, что осталось от линии Маннергейма.
В Сестрорецке посетил Храм Святых равноапостольных Петра и Павла. Рядом с храмом, на берегу озера Сестрорецкий Разлив, стоит «потаенное судно» или бочка Никонова. В 1721 году крестьянин Ефим Никонов, продемонстрировал императору Петру I это «потаенное судно» — прообраз подводной лодки. Испытания окончились неудачей.
На выезде с Сестрорецка на выстрел лопнула камера. При осмотре покрышки обнаружил дырку в районе корда. Заменив камеру и поменяв покрышки местами поехал дальше. До финала путешествия оставалось 40 км.
Дождь периодически уделял мне внимание, а в Питере даже пришлось от него прятаться на бензозаправке, и за чашкой кофе пережидать ненастье. В 17 час путешествие закончил на Васильевском острове в квартире Александра Афонина.
На следующий день - 13 сентября, выехал от Саши в 7 час утра. Поехал на Ладожский вокзал покупать билет до Череповца. Билет удалось купить на поезд Питер-Екатеринбург. Перекусив в Макдоналдсе, я поехал на поиски веломагазина. Пока изучал ассортимент магазина «Бивак» колесо спустило полностью. Хорошо, что через 100 метров был веломагазин, где я и купил покрышку. Заменив покрышку и камеру я с облегчением поехал на вокзал. Поезд отходил в 15:24 – часа. Ночью уже был в Череповце. Поход закончился!!

4 Снкт-Петербург - Кронштдт-Helsinki-Stockholm-Mariehamn-Turku- Salo-Inga-Espoo-Helsinki-Porvoo-Lovisa-Hamina -Торфяновка-Выборг-Приморск-Зеленоград-Сестрорецк-Санкт-Петербург
1 день25.8.10Санкт-Петербург24,96
2 день26.8.10Санкт-Петербург - Кронштадт - Санкт-Петербург132,89
3 день27.8.10Санкт-Петербург - паром (Helsinki)10,00
4 день28.8.10Helsinki43,76
5 день29.8.10Helsinki-Паром(Stockholm)10,00
6 день30.8.10Stockholm54,00
7 день31.8.10Mariehamn4,83
8 день1.9.10Mariehamn-Svino38,00
9 день2.9.10Svin-Degerbu-Overo29,53
10 день 3.9.10Overo-Kokuro-Galtbi32,12
11 день 4.9.10Galtbi-Turku-Russialo101,31
12 день 5.9.10Russialo-Turku-Kaarina-Salo81,05
13 день 6.9.10Salo-Villikala-Kisko-Inga-Degerbu 105,59
14 день 7.9.10Degerbu-Espoo-Helsinki68,02
15 день 8.9.10Helsinki-Porvoo80,40
16 день 9.9.10Porvoo-Perna-Lovisa92,00
17 день 10.9.10 Lovisa-Kotka-Xamina-Торфяновка107,71
18 день 11.9.10 Торфяновка-Выборг-Приморск111,73
19 день 12.9.10 Приморск-Зеленоград-Сестрорецк-Санкт-Петербург141,19
20 день13.9.10Санкт-Петербург29,55

ВОООбщем ИТОГИ!!!!
20 ходовых дней
14 ночевок в палатке
1298 км на велике
10 паромов и 2 паравоза.

Потратил в чистом виде только на путешествие: 18972 руб.
из них:
- Виза=2500 руб
- Страховка= 581 руб.
-Транспорт=6545 руб
-Экскурсии=1000 руб
-Проживание в кемпинге=560 руб (1 ночь)
-Интернет=260 руб
Еда и питье=7526 руб

Истратил дополнително на шопинг 12588 руб.
Фото здесьhttp://foto.mail.ru/list/buharikus/

Сироткин Андрей maxatma@list.ru





















Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Финляндия
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: н/к