Украина / Спортивный туризм | Пешеходный туризм
 

Байдарское "кольцо", или горячее лето 2010-го

20 - 25 июля 2010 г.

Байдарское "кольцо", или горячее лето 2010-го

Идет загрузка карты ...
Время для походов по Крыму - самое неудачное. И, похоже, это становится традицией - предыдущий поход был в январе... Конечно, я с большим удовольствием махнул бы на Полярный Урал или в Хибины. Но - мне необходимо было уложиться в 6 дней. Потому и планировал извлечь из них максимальную пользу: -попробовать ходить по яйлам на автономном запасе воды; -отработать питание в условиях жаркой погоды; -записать координаты ключевых точек; -и попасть на парад в Севастополь.
 

 Не за огонь люблю костёр... Не за огонь люблю костёр...
Ай - Петринская яйла утром Ай - Петринская яйла утром
Стоянка на Ай - Перинской яйле Стоянка на Ай - Перинской яйле
  20 июля. Горный Крым.
 Впервые сажусь в поезд в Харькове один. Валера приехал на полчасика, отдал мне обратные билеты, забрал тушёнку для байдарочного похода, и мы с ним распрощались.
 У меня впереди – совсем коротенький поход по Крыму. Но, однако, он не совсем прост. Во-первых, я впервые один. В общем-то – ничего особенного. Люди по Крыму ходят, и не только по Крыму. И психологически я  уже созрел для «соло». Но – во-вторых – время для похода выбрано самое худшее – июльская жара. Вдобавок лето стоит аномально жаркое: вчера и позавчера у нас дома было +37+38. Отличия от командного похода начинаются уже в поезде: сел – и тебе ничего не нужно: ни доставать какие-то вещи из рюкзака, ни бегать за кипятком в соседний вагон, ни переодеваться. Забросил рюкзак на полку и сидишь, пока пассажиры начнут укладываться. Конечно, в тех – предшествующих походах – была неповторимая прелесть. Собирались компанией в 10-15 человек, садились в поезд в 11 вечера и начинали поедать жареную курицу, варёные яйца и картошку в мундирах, «проталкивая» всё это тостами «за здоровье» сначала поимённо, а потом всех «списком». Но – всему своё время. Отшумели те походы. Ушли безвозвратно многие из тех людей. А осталось то главное, ради чего все походы и делались: пожить хоть 2 недели в году естественной жизнью, с естественным кругом забот. Просто раньше это было главным, а теперь становится единственным. И, похоже, дело идёт к тому, что почти все походы будут либо в маленькой компании, либо сольными.
  День первый. Родниковое – пер. Шайтан - Мердвен
  Где-то в центре полуострова, уже после рассвета, поезд въезжает в такой туман, что не видно придорожных посадок. Но к Симферополю его растягивает. Нежарко – наверное, градусов 25, есть облачка и ветерок. Ещё через пару часов я в Севастополе. Корабли на рейде уже дымят – похоже, готовятся к параду. Но флагмана не видно – наверное, ещё не дошёл из Владивостока.  Поэтапно решаю задачи:
 - расписание электричек в Симферополь (понадобится через 6 дней);
 - цены в комнатах отдыха вокзала;
 - переезд на пригородную автостанцию «5-й километр»;
 - минеральную воду и зажигалку.
 Поехал! Автобус до Родникового идёт 1.20, петляя по всей Байдарской котловине. Орлиное – неожиданно большое село: с рынком, кафе и банкоматом. В общем-то, неудивительно: это ведь старая дорога Севастополь – Ялта! В Родниковом – немалая проблема найти воду. Есть, оказывается, водопровод, подающий воду 3 часа утром и 3 вечером. И есть личные колодцы – но не в каждом дворе. Минут 15 у меня уходит на поиски. Набрав 6 литров воды (а 2 у меня уже есть), вхожу в лес и, найдя первую красную метку на дереве, устаиваю привал с завтраком. Окончательно стартую только в 2 часа. Подъём, конечно, тяжёл. Я, как обычно, недооценил трудность этого первого дня пути, выглядящего на карте зелёненьким лесочком. Да и на спутниковых снимках он выглядит так же. Впрочем, в Крыму любой первый день начинается подъёмом. И легко ещё ни разу не было. Температура к этому времени повысилась,  груза у меня с водой 27 кг, а тренированность, и просто собственный вес оставляют желать лучшего. Ну что же у меня так много груза? Когда только мы научимся ходить налегке? Я ведь не взял спальник, у  меня простенький коврик, нет тёплой одежды… Ну -  взял я джинсы, чтобы потом было,  что надеть в городе. Ну – взял 3 баллона газа, чтобы не зависеть от дров. Ну – продукты «брутто» потянули больше, чем я рассчитывал. Конечно, у меня для «соло» тяжеловата палатка. Но легче 1,5 кг даже одноместных не существует, а эта разница в 1,5кг меня не спасёт! Зато 2 кг фотоаппаратуры я набрал совершенно сознательно. Получается, что и сэкономить не на чем. Пока тропа не начинает хоть немного выполаживаться, останавливаюсь через каждые 10 шагов. А цифра расстояния до ближайшей контрольной точки на упрямом навигаторе почти не уменьшается! Когда до развилки, от которой нужно начинать подъём без тропы (так рекомендует карта), остаётся 600 м, показания навигатора начинают вновь расти. Сбрасываю рюкзак и обследую полянку, которую только что прошёл. Никаких ответвлений! Продолжаю двигаться по тропе и вскоре выхожу на явно посещаемую седловинку. Пытаюсь пойти от обратного – определить координаты и «привязаться» к карте. Получается какая-то чертовщина. Ну не могу я быть там, где он пишет! И по видимым вершинам не сходится. Меж тем, от седловины в направлении перевала идёт чёткая тропа по можжевеловому редколесью, и на развилке привязана цветная ленточка.
N 44.26,771
EO33,51,777
Сбрасываю рюкзак и начинаю заниматься  дневником и фотографированием. В общем-то, могу здесь и остаться до завтра: место мне нравится, вода с собой, а спешить мне некуда. По прямой до перевала навигатор показывает 2,6 км, и направление тропы совпадает. Я нахожусь на высоте 600 м – так что набор высоты если и будет, то минимальный. Поэтому, передохнув, вновь укладываю рюкзак. Тропа взбирается на одиночную вершинку, с которой хорошо вижу сам перевал – до него остаётся 1,8 км. Выглядит он как лесистая седловина. И – я явно иду не тем маршрутом, что нарисован на карте. Ну не возвращаться же! А остановиться я могу в любой момент и в любом месте. Пересекаю вершинку и оказываюсь на настоящей дороге. (Которая на карте обозначена метрах в 300 восточнее). Она серпантином спускается в балку – пока в сторону от перевала. Но, веруя в мудрость предшествующих поколений, я всё же следую дороге, и вскоре цифры на навигаторе начинают меняться в сторону убывания. На дне балки прибор «тухнет», но это уже не имеет значения. Кормушка. Потом какой-то домик. Крошечный заросший  прудик. Памятник партизанам. Значит, я на перевале. Людей не видно, лишь проходящий грибник из Фороса показывает мне, где набрать воду.
  N44,25,504
  EO31,51,047
Спускаюсь немного по тропе в сторону южнобережья, пока не откроется ракурс для съёмки. Со штатива на камнях снимать побаиваюсь, поэтому автопортрет делаю в широкоугольном режиме на вытянутой руке. Посылаю SMS домой – в лесу потом может не быть связи (как и оказывается). Теперь – снова набирать высоту с рюкзаком и запасом воды. Но это – последний на сегодня «рывок». Люди у колодца есть, но где они ночуют – понять не могу. Выбираю место и ставлю палатку. Сначала готовлю себе бульон. Атакуют комары. А ведь одежды у меня – только флисовый анорак и джинсы. Ладно – у костра мне не возиться, а посидеть на камне можно и в джинсах. Тепло, но не так невыносимо жарко, как у нас дома. Мокрую спину даже холодит. Жена написала мне, что у них жара чудовищная, и они с сыном собираются вечером на речку. Готовлю себе жиденький супчик из концентрата с самодельным сушёным мясом. Есть не хочется. Но после Валеркиного  <Жесткин>  «лекарства» удаётся его съесть – правда, без хлеба. Большего организм не принимает. Но зато очень хорошо поглощаются конфеты с чаем. Поужинав, убираю всё в тамбур и, взяв фотосумку со всеми ценностями и всей аппаратурой, возвращаюсь к началу спуска – откуда открывается вид на южнобережье. Легко дозваниваюсь Валере. Без четверти 10 в лесу уже темно. Делать нечего – забираюсь в палатку. В ней становится жарко даже с открытыми «москитками». Ладно – жару мы к утру преодолеем. Хуже, если будет холодно, потому что спальника у меня нет – только лёгкая накидка из подкладки с синтепоном.

 21 июля.  День 2-й. Пер Шайтан–Мердвен – г. Форос.
Ночью совсем не холодно. Я даже  анорак не стал надевать – подложил под себя. Зато всю ночь сражаюсь с любопытной мышью, заинтересовавшейся моим мешочком с конфетами. Будильник звонит, как на работу: в 6.15. Сквозь ткань палатки вижу, что ещё темновато, и какое-то время дремлю. Встаю – не знаю во сколько. Возможно, в такую жару и стоило бы выходить без завтрака, чтобы сэкономить ещё час прохлады. Но – идётся мне без завтрака неважно – пару раз пробовали. Быстро появляется чувство голода, и приходится останавливаться, чтобы хоть что-то съесть. Правда, это было зимой, когда аппетит другой. Думаю, постепенно оптимальный распорядок дня выработается. А пока – готовлю себе картофельное пюре с мясом и выпиваю 2 кружки чая. Возвращаюсь к колодцу и набираю 8 л воды. В книге «Перевалами горного Крыма» читал, что вода в этом колодце на перевале Шайтан-Мердвен не лучшего качества. Однако на вид и запах она вполне нормальная – разве что прозрачность чуть снижена. Может, в другом колодце она и получше – проверять уже некогда.

 Если от основного колодца у крошечного прудика пройти на запад несколько сот метров по дороге, придерживаясь всех правых ответвлений, метрах в 15 справа от дороги будет виден ещё один колодец, почти не выступающий над землёй и закрытый деревянной крышкой.

7.40  От прудика ориентируюсь заново, придерживаясь всех левых развилок дороги. Примерно через километр прохожу рядом с громадной поляной, и на ней стоят палатки. Ориентироваться здесь не нужно – всё время по дороге. Яйла здесь имеет в сечении форму «подрытого» со стороны моря хребта, и дорога идёт по её северному склону. В некоторых местах можно подойти к обрывам и полюбоваться морем. в одном месте ответвляется тропа, срезающая излучину, и она промечена громадными – чуть ли не до пояса – турами из камней. Прямо на краю яйлы – крошечная стояночка, нигде не упоминающаяся: навес, несколько деревьев, остатки невысокой круглой стенки из камней, следы бетона и кирпича. Похоже, когда-то и строение какое-то было.
N44,24,390
EO33,48,380

2 часа движения по яйле, и я на перевале Байдарские ворота. С километр пришлось пройти по асфальтовому шоссе. На перевале – сувенирный рынок и ресторанчики. Судя по всему, и какой-то водопровод имеется, потому что возле ресторана наполнен бассейн крошечного фонтанчика. Думаю, на одного человека воды здесь можно было бы раздобыть. Но мы – лёгких путей не искали! Воды у меня в рюкзаке - аж 8 л! Правда, и потребление её за вчерашние сутки – с допитым в поезде пивом - составило 7 л! Сегодня себе такого позволить нельзя – на этих 8 л мне существовать как минимум 2 суток. Не удаётся только пополнить телефонный счёт карточкой экспресс – оплаты, и звоню Валере с просьбой положить мне денег. Вот они – заботы современного туриста! Дров не нужно, но зато и в походе приходится платить за телефон. Пройдя прямо через площадку ресторана к ближайшей опоре высоковольтной линии, нахожу возле неё тропу и начинаю по неё подъём куда-то. Разумеется, на карте этой тропы нет. Определяться по навигатору не хочу, потому что он «не стыкуется» с картой. Вся надежда – на логику людей, протоптавших эту тропу. Мыслит-то каждый турист примерно одинаково… В чём меня убеждает очень симпатичная стояночка на одиночной круглой вершине в лесу. С неё виден кусочек моря западнее. Думаю, куда-то по этой тропе я приду. На обзорные точки так далеко не ходят. Тем более, с кострищами и 5-л бутылями воды. Где я нахожусь, я примерно знаю. Большая загадка – это куда эта тропа ведёт. Видимо, сегодняшний переход я закончу здесь. Палатку пока не ставлю, просто готовлю себе зелёный чай. Чтобы не пропадало даром время на этой полуднёвке, продолжаю опыты с водоснабжением. Развешиваю на солнечной опушке 3 мешочных конденсатора из чёрной полиэтиленовой плёнки. Приведя в порядок дневник, пытаюсь осмотреться. Ясности это не вносит. Думаю, что тропа идёт по морскому склону Байдарской яйлы и в конечном итоге выведет к «зубьям дракона», а потом спустится в Ласпи. Становится жарко – даже в тени потею, а чтобы проверить свои конденсаторы на солнечной поляне, приходится наматывать на голову бедуинскую «куфию». Съесть колбасы с хлебом удаётся только с применением «анестезирующего». Иначе бы – есть вообще не хотелось. По стоянке снуют любопытные ящерицы, и одна залазит мне на ногу. Ставлю палатку и пытаюсь поспать. на короткое время удаётся отключиться, но потом меня будят детские голоса где-то неподалёку. Впрочем, до моей палатки они так и не дошли. Пока я дремал, появились облака, и с моря время от времени тянет ветерком. В стороне Байдарской котловины пару раз громыхнула гроза. Собираю дрова; вечером, если не пойдёт дождь, можно будет и костерок развести.
 Вечереет. 3 моих конденсатора накопили глоток воды. Завершаю эксперимент с отрицательным результатом. Возможно, в 50-градусную жару это и работает, но при такой температуре производительность, конечно, неэффективна. Впрочем, как говорят в науке – отрицательный результат – тоже результат! Просмотрев утренние снимки, определился, где я нахожусь. Я всё-таки на Байдарской яйле! Воды на завтра остаётся 4 л. Уже неплохо по сравнению со вчерашним! Да и нести будет легче. Но к вечеру нужно будет решать проблему водообеспечения. Если я с этим запасом останусь на завтрашнюю ночь, для завтрака и перехода у меня уже ничего не будет. Когда солнце уходит за скальную стену, развожу костёр. Созваниваюсь с Валерой: на 6-е августа он договорился с микроавтобусом сразу до Савинцев. Приходит сообщение из дому: они только идут с пляжа на вокзал. Вдалеке морем проходит  какое-то судно в сторону Ялты. По скалам надо мной ходят люди – слышны голоса. Доносится шум дороги у Байдарских ворот; а южнобережное шоссе «молчит», хотя до него не больше 1,5 км по  прямой – видимо, сказывается  разница в высоте.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Украина
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: н\к