Матрас шестой категории. Крым, весна 2006

Идет загрузка карты ...
Пеший некатегорированный поход, 100 км, дней 5 Город Алушта – г. Парагельмен – траверс Бабуган-Яйла – г. Роман-Кош (1545 м, восх.) – пер. Гурзуфское Седло – траверс Ялтинская яйла – пер. Акташ – гонный поселок под пер. Акташ
Матрас Шестой Категории 

Майские праздники 2006 года наступили неожиданно быстро. Поскольку не удалось сходить в лыжный поход, то хоть в мае надо сбежать на природу. За зиму накопилась большая усталость, которую можно ?вышибить? лишь походом. Групп идущих в серьезный маршрут найти не успел. Что остается? Выезд на Южный Урал: хр. Таганай, г. Иремель, сплав по рекам Зилим или Инзер. Места, безусловно, красивые: инзерские скалы нависающие над водным потоком, "долина сказок" – это на Таганае.

Можно долго вспоминать сколько раз я здесь был и т.д… Появляется вариант, мой брат неоднократно бывал в Крыму. Его друзья – альпинисты приглашают меня в Крым. Что ж это не самое плохое место: горы, знаменитые скальные маршруты, жаркое солнце, теплое Черное море, крымские вина! Но поход – МАТРАС, зато крымский. На Черном море я не был. Так, что лучше один раз увидеть, чем сто раз – не увидеть! Что надо взять? Много денег и мало барахла. Кто отдыхал на юге, говорят: ?Шорты самое то?. Решено – в Крым!

Небольшой тайм-аут, перед отдыхом в горах. Прогулка по центру Киева. Стадион Динамо им. Лобановского, Центральная Рада и Национальный банк Украины. От здания с вывеской ?Штаб партии зеленых? (гринписовцы или махновцы?) перехожу дорогу и попадаю в объятия Центрального музея Вооруженных сил Украины. Четыре часа провел в трехэтажном здании, осматривая экспозиции – мундиры, награды и оружие со времен скифов, сарматов и гуннов до личного оружия президента Украины. Под занавес – злато скифских курганов. По звонку охрана запускает меня в зал. Двери закрываются. После осмотра, охрана открывает двери, и … я свободен! Еду на автобусе к моим знакомым, киевским альпинистам – организаторам похода. Покупаю талон (полгривны). Кондуктор спрашивает: ?Пробить талон или нет?? Я еду почти до конечной остановки, он пробивает. А если недалеко, то еще не один раз можно ехать с талоном. Вершина демократии – солидарность пассажиров и кондукторов! Очевидно в Киеве самое дешевое метро в мире, тоже полгривны, притом, что бензин дороже российского.

Наш вояж начинается с города Симферопля. Уже в 3 веке до н.э. на этом месте была столица Скифского государства – Неаполь Скифский, затем татарские крепость Керменчик и поселение Ак-Мечеть. Трудно себе представить те времена, глядя на красивое, современное здание железнодорожного вокзала. Экскурсия по историческим памятникам программой не предусмотрена. Знакомлюсь с участниками от 20 до 70 лет. Все люди достойные и спортивного вида, но больные. Надо им каждую весну гулять по Крыму. Я четырнадцатый по счету пациент группы. Далее путь лежит в город-курорт Алушта по самой длинной в Европе горной троллейбусной трассе Симферопль-Ялта. Он основан в 6 веке как византийская крепость Алустон, развалины которой сохранились до наших дней. ?Глазею? по сторонам: Ангарский перевал, хребет Чатыр-Даг, гора Демерджи, Долина Привидений (здесь снимали кинофильм ?Кавказская пленница?).

1 мая праздник. Все туристы встречают его на тропе. Идем в свободном темпе, но явно не прогулочном. Обходим гору Парагельмен (место тренировок альпинистов, маршруты до 5 к.с.). На яйлах (от тюркского – летнее пастбище на горном плато) с дровами ?напряженка?. Заносим их снизу. С водой тоже не все просто. Вместо майских маевок наши ?тетки? катаются в купальниках верхом на ковриках, по снежному склону. А мы? – топим снег и готовим ужин.

Путешествие продолжается по Романовскому шоссе, проложенному в 1913 году в местах охоты российских императоров, через широкие пространства Бабуган-Яйла с высшей точкой Крыма горой Роман-Кош (1545 м). Отсюда открываются великолепные виды на гору Ай-Петри (1245 м) и далекий Кара-Даг. Спускаемся на перевал Гурзуфское Седло и с километровой высоты любуемся Черноморским побережьем. Внизу – маленькие точки домов поселка Гурзуф, гора Медведь (570 м), под которой приютился, широко известный в советские времена Всесоюзный пионерский лагерь Артек (основан в 1925 году). Выходим на асфальтовую дорогу, по которой с ревом проносится несколько квадроциклов, а за ними группа велосипедистов. На краю пропасти одиноко стоит ?Беседка ветров?. Отсюда по легенде сбрасывали неверных жен.

Весна, но по-осеннему, холодный ветер. Развести костер и погреться нельзя – Ялтинский горно-лесной заповедник. Готовим на примусах и спать. Ночью ветер неистовствует. Впечатление такое, что улетишь вместе с палаткой. Вспоминаю предпоходную подготовку к жаркому Крыму: ?много денег, мало барахла?. Да, если 500-рублевые купюры разменять на бумажные гривны и набить ими спальник, то спать будет теплее. Черте, что лезет в голову, пока тело мерзнет.

3-го мая на завтрак топим лед (ночью термометр показывал минус 5 градусов). Продвигаемся в тумане по Ялтинской яйле. Вдоль газовой трассы – брошенная техника. Выходим к обелиску советским воинам, разгромившим здесь три батальона немцев во вторую мировую. Идем мы, идет и дождик. Направо уходит дорога к Большому Каньону Крыма, глубина которого 300 метров, но при этом его ширина по дну местами всего 3 метра! Там не пройти. По информации от встречных туристов уровень воды в нем высокий. Сворачиваем на дорогу сначала к Симеизской астрономической обсерватории, потом к лесничеству. На слабохолмистой равнине – карстовые воронки, в которых растут буки. Раздолье для спелеологов.

5 мая. Позади холодные ночевки, впереди – последний перевал Акташ, виды на море с высоты птичьего полета и долгий, долгий спуск по крутой дороге до высокогорного поселка. Нам везет, подходим к остановке одновременно с автобусом. Активная часть ?матраса? закончилась, теперь – ?расслабуха?. В поселке Кацивели (в переводе с греческого – цыган) табором вываливаемся к автобусной остановке. Здесь тоже холодный дождь. Оставшееся время можно жить в палатках, но энтузиазма никто не проявляет. Гостиница – 10 долларов с человека в сутки. Случайно находим хорошее жилье, в частном секторе, за 15 гривен (почти 90 рублей, в сезон оно же – 1000 рублей). Так, что когда холодно не всегда плохо.

Утром экскурсия через поселок к долгожданному, теплому морю. Ныряю в плавно покачивающиеся волны Черноморского прибоя и плыву, плыву, плыву, … метров десять. Не такое уж оно и теплое. Проплыв метров сто убеждаюсь окончательно, что море совсем не теплое. Судорогой сводит ногу, потом другую. Со мной был похожий случай летом 1978 года на Каспийском море, когда больше километра пришлось плыть на спине, работая только руками. А тут всего сто метров. Вылезаю на берег. Выбор есть. Или холодное пиво или вино. Сижу, греюсь на солнце. Загорающих много. Купающихся – не видно. Стаканчик вина и – не дальше 30-ти метров. Солнечная ванна. Стаканчик и – не дальше 20-ти метров. Солнечная ванна. Стаканчик и – не дальше 10-ти метров. Солнечная ванна. Раз добрался до Черного моря, то и накупаться надо по-черному.

Последний день. Загораем, фотографируем стаю дельфинов. Время на приготовление шашлыка не стали тратить. Все просто и непритязательно, по спартански – на ковриках у побережья, к пиву и вину – рыба, поджаренные на костре сосиски и песни.
Вот и закончились майские праздники. Закончился и крымский праздник жизни. Надо возвращаться домой, и готовиться к отдыху на маршруте 6 к.с. Давно я так не замерзал на матрасных выездах.

P.S. В июле-августе 2006 года удалось отдохнуть на Алтае с туристами из Пермской области в пешем походе 6 к.с.

Участник матраса м/с Сергей Новоселов, г. Уфа.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Крым
еще маршруты
О Маршруте