Вело-водный поход по Полярному Уралу

Идет загрузка карты ...
«Сурова, но величественно прекрасна природа Полярного Урала. Его бурные полноводные реки, низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера с хрустально-чистой бирюзовой водой, дремучие леса на юге, пышные горные луга и синеющие дали хребтов навсегда останутся в памяти человека, побывавшего в этом крае» Кеммерих А. «Полярный Урал»: ст. Пернашор - р. Уса - ферма Юньяха - р. Большая Ниедзью - р. Левая Лохорта - р. Большая Лагорта - пос. Вершина Войкар
 
Описание маршрута

К ферме Юньяха К ферме Юньяха
Вот идем по реке Вот идем по реке
Перевал Перевал
Кат Кат
Подъем на перевал "Лагорта" Подъем на перевал "Лагорта"
Бредем через р. Бол. Ниедзью Бредем через р. Бол. Ниедзью
А вот идем вдоль озера по затопленной дороге А вот идем вдоль озера по затопленной дороге
На перевале "Лагорта" На перевале "Лагорта"
Состав:
Исупова Мария: завхоз
Клочко Юрий: реммастер
Исупов Павел: руководитель

Идея сходить в такой поход существовала около года. Еще с участия в "Волжской лыжне". Долго выбирали место путешествия: необычное по климату (тундра, степь, или еще что-нибудь где не были), доступное для транспорта, не очень людное, не требующее специальных и дорогих разрешений (как например в «Югыд-Ва»). Полярный Урал подходил отлично.
В походе все было для нас новое. Наверно такие группы выпускать нельзя. Никто из нас не был летом в тундре. В длительные водные и велосипедные походы кроме меня никто не ходил. А я ни разу не собирал катамаран и никогда не проходил никаких порогов. Осложнений добавил огромный разлив – по словам рыбаков - такой первый за последние 15 лет. Все непредвиденные обстоятельства были учтены и все отлично получилось.

Всю дорогу Маша нам вкусно готовила и этот абзац посвящен ей. Она сделала очень важную работу до похода - написала раскладку и составила списки: кому и что купить. также она создавала отличное настроение. Особенно во второй половине похода)

Утром 12 августа встретились с Машей - приехала на поезде из Перми.
Вечером выехали из Кирова. Вещи: 3 велосипеда, катамаран, 3 велорюкзака, 3 маленьких рюкзака, сумка с поездной едой, отдельно спальник и пенка с покрышкой и сапогами, 2 колеса еще отдельно. Очень много.

Утром 13 августа прибыли в Котлас. Через два часа сообразили, что катамаран при выгрузке забыли в поезде. Нашелся на одиннадцатом пути. Вагоны вообще не заперт и можно запросто зайти. Как то это непривычно, когда в Казани везде стоят охранники и милиция.
Маша с Юрой гуляли по Котласу. Купили вино и сыр косичкой - про запас. А я купил «подлипки» - какие-то интересные местные пирожные. Что-то вроде медовых коржей…


Самым тяжелым был первый день:
Все что было плохо в походе - было в этот день. Только дождя не было. Он на следующий день пошел)
Утром 14 августа вышли на ст. Пернашор.
На платформе множество мошки. От нее не спасает ни одежда, ни «рефтамид». Но вроде меня спасала, хоть и неприятно, что набивается везде. Вот в такой мошке мы и прособирались часа четыре. Первые 4 километра мы прошли по железной дороге. Потом шли 9 км по разбитой вездеходной дороге до р.Усы, Велосипеды в основном толкали. Лужи, кочки, разбитая тропа, валы жидкого торфа. И так до того момента пока не выехали на берег р. Уса.
Дальше 3 км по галечному пляжу – наконец ехали. Преимущества найнера очевидны. Вечером на другой берег р. Уса нас переправил рыбак на моторке. Уснули мертвым сном. Пройдено 15 км, 3 брода.


Второй день был лучше. Но только немного. Дорога чуть улучшилась, но из-за постоянной мороси идти не хотелось) Дорога выкатилась на пляж р. Юньяха и исчезла. Встали на пляже. Дорога нашлась чуть выше. Рыбацкая тропа идет вдоль берега, а вездеходка по надпойменной террасе.

За ночь все вымокло. Решили остановиться на дневку и поискать дорогу.
Вернулись к домикам на ферме Юньяха, чтобы отдохнуть и просушить вещи. Наша дорога была вовсе не такой безлюдной. Мимо нас прошло группы четыре разных рыбаков. Все в основном местные. Идут пешком в болотниках с рюкзаками к "своим" местам на р. Юньяха, где у них закопаны палатки, сплаьники и т.д...Рыбаки из Воркуты подарили нам удочку.
Проходила даже одна пара: Пал Палыч и Тамара. У них небольшой пеший рыбацкий поход вдвоем.
Рыбу ели целый день: малосольную, жареную, вареную. Удочка на так и не понадобилась, но ловить пробовали. Собирали и готовили грибы. Грибов множество.
Топили печь найденным неподалеку углем - было очень тепло и уютно.


Четвертый день. Рыбацкую тропу вдоль берега, по которой мы еще вчера ехали, полностью скрыло под водой. Вода поднялась метра на полтора. Тяжело переправились через большой ручей, которого вчера еще не существовало. А затем быстро дошли до урочища «Три лиственницы» - уже к 11ти.
Там было много рыбаков, которых мы видели и Пал Палыч с Тамарой.
Нас накормили, напоили чаем и переправили на другой берег.
Дальше дорога снова вездеходная - опять болото и мох. Поля голубики с морошкой. Вечером на р. Большая Ниедзью снова встретили Пал Палыча. Вместе поужинали. Они пошли дальше, а мы остались на ночь.
Вечером готовили рыбу. Маша приготовила вкусных хариусов над углями. Обмазывала их майонезом и перцем.
К ночи пошел дождь. Всего за день прошли 16 км.


Пятый день. Шли уже нормально. Втянулись) По пути обогнали Пал Палыча с Тамарой. Последний раз, когда мы видели людей на европейской части пути. Первый был брод с утра - через Б.Ниендзью (шир.-20м, глуб.-0,5м), потом было еще 6 (шириной по 3м, глуб. 0,5-0,7м). Вода уже холоднее. К 16 часам дошли до перевала, встали у кустов, прямо в палатке на горелке сделали гречку с мясом и сыром.
Вечером дождь. За день прошли 20 км.


Шестой день. Трудный, но интересный день. Дождь, плохая дорога, поломки багажников, проколы колес, сильный ветер и снег кругом встречается. Шли по курумникам - камни очень крупные, идти тяжело. Иногда ехали - мало и настырно. Прошли перевал - границу Европы и Азии, на которой нашли записку в бутылке - Князева Александра из Перми 2009го года. На перевале холодно, ветер сильный, сбивающий с ног. Красивые и суровые пейзажи. С азиатской стороны иногда выглядывало солнце, которого мы давно не видели. Обрадовались, что попали наконец, в Азию. На спуске с перевала у всех нас сломались багажники. У Юры был прокол колеса, поэтому стоянка была вынужденной - выбрали место, где ветер не очень сильный, а просто сильный) Морось к тому же постоянная. Камни влажные, крупные.
Обстановка хмурая, но природа невероятно красивая. Признаков жизни нет. Когда ложишься в траву - нет даже насекомых. За день прошли 23 км.


Седьмой день. Прошли 7км. пешком с разбитыми велосипедами до истока реки Б.Лагорта. Она очень мелкая и каменистая. Деревьев еще нет, поэтому раму пришлось собрать практически из кустов. Смотреть на нее страшно и весело)
Пока мы с Юрой собирали раму, Маша набрала грибов и пожарила их с сушеным мясом и майонезом - вкусно.
На катамаране проплыли 10 км - ветер дикий и на поворотах встречный. Тащили катамаран волоком.
Беспокоились за катамаран - все таки новые полиэтиленовые баллоны.
Всего прошли-17км.


Восьмой день. Ветер такой же дикий. Куча камней и перекатов. Сплошная борьба с ветром и течением. Лагорта - интересная, извилистая река в верховьях. Быстрые перекаты чередуются с длинными, почти стоячими озерами и водой. Дальше камни пошли больше. Но быстро привыкли)
На границе леса встретили костровище. Там валялась рассыпанные гречневые хлопья – съели) Обрезанные валенки – взяли с собой. Служили мне в походе очень хорошо. Наверно здесь место высадки рыбацких групп.



Девятый день. Все пошло на лад) Погода стала лучше, к вечеру вышло солнце. Потеплело. В том числе и вода. Нам с Юрой это важно. В воде мы каждый день) Протаскиваем кат через перекаты. По пути нас сопровождают утки и утята. Еды осталось на 4 дня - экономим продукты)


Десятый день. Отличный день! Прошли 32 км. Утром пересобрали раму и выплыли. Через некоторое время на берегу заметили лагерь геологов. Как увидели геологов – обрадовались) Зашли к ним в бытовку: Сидят в полутемной, прокуренной бытовке пять заросших мхом мужиков. Бороды у всех. Вид неживой, но в общем то добрые. Дали нам большой пакет сухарей, которые пахли немного соляркой, и 2 банки сгущенки. Настроение сильно улучшилось. Дальше еще лучше: встретили большую группу рыбаков из Перми. Специально для нас и на камеру показали поимку хариуса.
В этот день Юра сообразил и мы с ним реализовали идею - к катамарану приделать руль. Рулила Маша. А я командовал)
Вечером встали недалеко от рыбаков-москвичей. Подарили копченого хариуса и болтушку для удочки..
Пытались ловить рыбу, правда, безуспешно. Наверно просто попривыкнуть надо.


Одиннадцатый день.
Выплыли на р.Войкар. Река широкая, спокойная, плыть скучно. После впадения р. Варчато-Вис стала мутной. Маша рулит. Мы почти не гребем. Рыбаков уже много и из разных городов. Есть и на моторках и на тримаранах. Встретили рыбаков из Верещагино, Пермский край.


Двенадцатый день.
Скучно плыли целый день. Войкар стал еще шире. Ветер холодный, солнце ясное, замучались плыть. Делать нечего, да еще и холодно. Ночевали в избушке Уро РАН на острове. Даже что-то оставили из еды – какой-то крупы немного.


Тринадцатый день.
Утром прибыли в поселок хантов – пос. Вершина-Войкар. Только подплываем, а хант на моторке уже встречает и предлагает до Мужей довезти по 2,5 тыс. за человека. Дорого. Согласен был на велосипед, но Маша пожалела свой отдавать. В итоге договорились ехать по 2000р. с человека.

До пос. Мужи доплыли к вечеру, часа за два. Обь конечно большая река. Но мы плыли протоками. Речное хозяйство на р. Оби огромное. Порты, корабли и т.д…Но по словам местных - все сокращается, распадается и умирает..

Ночевать решили в Мужах на дебаркадере. Это предложил нам местный охранник дебарокадера - Олег. Связь есть.
Сходили в дорогущий магазин - купили сухарный лом, испорченные бананы и воду. Еду приготовили прямо на вокзале на горелке. Перед сном пришел Олег и стал просить еще денег, сначала 500, потом меньше, потом хотя бы 100. Денег ему конечно не дали, но ночевать пошли на окраину поселка – у ржавого остова какого-то катера. Кто их знает…


27-28 августа
Проснулись и пошли к вокзалу на утренний Метеор. Переполнен. Мы в него не влезли, как и еще больше половины желающих. Следующий был только после обеда.
На дебаркадере мы встретили знакомых "верещагинцев". У них были лишние щуки и мы развели костер прямо неподалеку - щук пожарили и поели)
Вообще вид наверно очень колоритный у нас: рваная и грязная одежда, дорогие велосипеды, мусорный костер на берегу великой реки.
В Салехарде повезло: взяли такси - газель за 1000 на всех. Просто верещагинцы вызвали такси, а потом договорились с кем-то другим – вот и повезли нас за такую небольшую плату. Водитель - хант покатал нас по Салехарду, свозил к памятнику «Северное сияние». Город новый и очень красивый, население маленькое, всего 43 тыс.
Приехали в Лабытнанги. Маша с Юрой сходили в магазин. Поели, и спали прямо на вокзале на полу. Вокзал современный и дорогой, а вот отношения и люди - как в советское время: спать можно на полу, можно бродить всю ночь, можно в туалете мыться бесплатном. Ночью пришли ханты с мешаками рыбой и пол обляпали рыбьей кровью
В поезде до Инты с нами ехал еще турист с велосипедом из Инты. Жаль что у нас таких туристов уже мало. Обычно сейчас они какие-то все экстремалы, а собственно туризмом и не занимаются, а только так выглядят.....


29 августа
В Киров приехали где-то в 9 вечера. Юру сразу посадили на маршрутку до Йошкар-Олы. Маша билет до Перми купила на 6 утра, и мы поехали к Чернышеву. С ним посидели недолго и легли спать. Утром в 4 уже встали и проводили Машу.
Вообще поход конечно классный:
Очень холодные реки и озера, красивые и очень суровые горы, бескрайняя тундра и отличные люди. С велочастью не очень с погодой. А в целом велотуризм в тундре – очень реально. Но стремиться надо подняться выше, чтобы большая часть проходила по плато.
Говорят надо покупать Surly Pugsley. С резиной на 3,8 дюймов и очень высокие. Но в целом все возможно и на наших простых байках. Тормоза конечно лучше гидравлика – или все забьется травой. Багажники нужны чрезвычайно надежные. Обычные разваливаются на глазах.
Водная часть прошла без проблем и с удовольствием. Наш катамаран надежен, прост, легок!
Все мы конечно довольны.
Как приехал - сразу захотел обратно)

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Полярный Урал
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2
Ссылка: