Симферополь - Алушта - Ялта - Алупка - Форос - Ласпи - Балаклава - Севастополь - Симферополь
По южному берегу
День 1

Симферополь. Автобусная остановка возле аэропорта. Симферополь. Автобусная остановка возле аэропорта.
До Симферополя летел самолетом Аэрофлота из Шереметьево. Не стал искушать судьбу и не поехал в аэропорт на велосипеде. Разобрал его дома (причем разбирал полностью, так что размер ограничивался только длиной рамы и диаметром колес, получилось где-то 120х70х40 см), запаковал в специально сшитый для него чехол (чехол шил сам из ткани Oxford) и доехал до аэропорта на такси. По аэрофлотским правилам можно провезти вел бесплатно, если вес багажа не превышает 23 кг, поэтому вещей брал по минимуму, палатка одноместная, комплект теплой одежды, шорты, пара маек, смена белья. Вес вела – 16 кг, с частью шмоток в чехле получилось 21 кг, плюс в ручной клади рюкзак, который сам весит 2,5 кг и в нем еще кило 5 всякого барахла, получается как бы перегруз, но на рюкзак просто закрыли глаза. Крым встретил меня теплой солнечной погодой. Прорвавшись сквозь толпу таксистов, наперебой предлагавших отвезти меня в любую точку Крыма за 1500 р, я устроился на автобусной остановке и распаковал велосипед.
Симферополь. Автобусная остановка возле аэропорта.
Неспешно, с перекурами и беседами "за жизнь" с водилами автобусов, в течение полутора часов собрал вел и двинул в сторону Симферополя, было около двух часов дня по местному времени. Температура примерно 25-27 - не жарко, солнце светит, кузнечики стрекочут, красота! Чистый воздух по сравнению с московским позволяет комфортно ехать даже по трассе, тем более что машин опять-таки в сравнении с Москвой немного. В общем, наслаждаясь теплом, солнцем, воздухом и крымской природой я свернул не туда, вернее не глядя на указатели, поехал по дороге со свежим покрытием, решив, что она приведет меня в город. Но, как оказалось, это была свежепостроенная развязка и часть окружной(?) дороги, ведущей в объезд города. Упрямо вкрутив в гору, отплевываясь от туч мелких мошек, которые роились вдоль обочин, я понял, что еду не совсем туда, куда мне нужно, я ехал явно по какой-то деревне. Найдя первый попавшийся просвет между домами, я нырнул туда, и передо мной открылась панорама города Симферополь с высоты.
Панорама Симферополя
Красиво, конечно, но мне надо попасть в сам город, сверился с навигатором - он убедил меня, что если я буду двигаться дальше по дороге в том же направлении, я приеду к шоссе, которое и приведет меня в город. Все так и вышло, я доехал до Севастополя, сделав вокруг него небольшой крюк. Обменяв часть имевшихся у меня денег на гривны, сделав кой-какие закупки и немного поколесив по городу, я отправился на вокзал, чтобы проверить, возможно ли уехать в Алушту на троллейбусе. Троллейбус до Алушты уже стоял на остановке и несколько человек сидело внутри. Спросив у водилы, можно ли загрузить вел и получив утвердительный ответ, я, чтобы не терять времени, тут же погрузился в троллейбус, заплатил 7,5 грн до перевала (я решил заночевать на Ангарском перевале, чтобы с утра спуститься в Алушту) и мы двинулись. В самом начале в троллейбусе было пять человек, но по мере движения по городу он заполнился полностью, а поскольку я вальяжно раcположился, заняв 4 задних места, пришлось мне двигаться, но все равно я сидел на 2х местах с рюкзаком. Удивило, что народ совершенно спокойно реагировал на вел, который стоял в проходе и мешался, никто ничего не сказал. Я совершенно не засекал времени и не знаю, долго ли я ехал :) Немного подремал, вокруг было абсолютно темно, кто-то сходил на промежуточных остановках в каких-то селах, троллейбус постепенно пустел и я уже начал беспокоиться, что водила забыл про меня и увезет сейчас в Алушту, но он не забыл :) открыл заднюю дверь и я выгрузился в ночь. Спросив дорогу у сидящих тут же вдоль дороги продавцов-лотошников с вареньями и луком, пошел по дороге в темный лес :) Услышав журчание воды, бросил велосипед и пошел вдоль ручья. Нашел родник, от него отходила труба к виднеющимся неподалеку домам (как узнал позже, это метеостанция), вода холодная и вкусная, напился и набрал воды в питьевую систему. Когда вернулся от родника на дорогу, мимо меня прошмыгнуло какое-то существо с рюкзаком, я последовал за ним и вышел к турстоянке - на поляне было установлено 3 или 4 палатки, рядом находились домики, в которых тоже жили туристы. Поставил палатку и завалился спать. Высота перевала - 750 м над уровнем моря и под утро было весьма прохладно, а так как спальник я не брал, решив заменить его флисовыми штанами и толстовкой в комбинации с штормовыми брюками и курткой, пришлось оперативно во все это облачаться.

День 2-3, Алушта

Дом в Алуште Дом в Алуште
Участок шоссе Алушта-Ялта Участок шоссе Алушта-Ялта
Мост Ба-Лев Мост Ба-Лев
Дорога от Алушты до Ялты. Тучка Дорога от Алушты до Ялты. Тучка
Утром с восходом солнца резко начало теплеть и к тому моменту, как я окончательно проснулся, умылся и начал собираться, стало уже припекать. Наскоро перекусил сушеными клюквой и финиками, распивать чаи не хотелось - я планировал по-быстрому добраться до Алушты и нормально позавтракать там. Вечером местные туристы говорили мне про некую хозяйку, которая собирает деньги (5 грн/палатка + 5 грн/чел), но ни вечером ни утром я ее не видел и искать ее у меня не было никакого желания, а так как собирался я довольно-таки долго, думая, что она сейчас подойдет, то не дождавшись ее и не заплатив никому денег я спокойно уехал.
Перевал
Выехав из леса и улыбнувшись обалдевшим сонным гайцам, пост которых находится тут же, я покатился вниз, к морю. Спуск с горы, оказывается, отнимает ненамного меньше сил, чем езда по ровной дороге, правда основная нагрузка приходится на руки и голову - нужно держать вел, при этом подтормаживая, стараясь не пережать тормоза, держать равновесие и следить за дорогой, чтобы ни на что не налететь, вписаться в очередной поворот и не попасть под машину :) Слава богу, рюкзак за спиной и вел в целом не позволяли мне разгоняться выше 60 км/ч, но таких ровных участков было не много - сплошной серпантин, на котором приходилось следить за скоростью и за покрытием дороги на поворотах. Перепад высот там приличный и при спуске даже слегка закладывало уши.
Виноградник на спуске к Алуште
Где-то в середине пути увидел рядом с дорогой виноградники и решил перекусить халявным виноградом.
В одном месте виноград был черным, очень сладким, но я из скромности отломил только небольшую веточку, в другом месте почти такой же черный виноград был уже не таким сладким.
Две грозди винограда полностью удовлетворили мою потребность в еде, и я уже спокойно докатил до Алушты. Там возле какой-то центральной площади я увидел вывеску "стоматология" и, решив, что было бы неплохо полечить зубы, припарковался рядом. И очень удачно: тут же висела табличка о сдаче жилья и, спросив хозяйку о цене, я решил остаться тут - это оказалось самое дешевое жилье за все время моего пребывания в Крыму - 50 грн в сутки. Рядом с домом находился рынок (по-моему центральный).
Комната в Алуште
Комната на мансардном этаже, вполне нормальная для проживания, туалет с душем в коридоре на 5 комнат. Но 2 комнаты пустовали все время, что я находился там, в одной жила пожилая пара украинцев, в другой - молодая пара местных, то ли дочка хозяйки с мужем то ли еще кто-то того же рода - я их почти не видел и не слышал.
Дом в Алуште
Небольшая кухонька на улице на веранде, плюс большая открытая площадка, оплетенная виноградом - было очень уютно и комфортно, с соседями я практически не пересекался.
Остался бы там на все время, но я всё же собирался проехать вдоль всего побережья. Да и еще пляжи - на городском открытом была куча народу, да и море было холодное - пришло какое-то холодное течение, поэтому искупался всего пару раз. Вдоль всего побережья находятся закрытые (платные) пляжи, относящиеся к многочисленным санаториям и домам отдыха, расположенным тут. В Алуште я задержался на два дня - залечивал зубы, катался по городу, по набережной.
15.09  2 день в Алуште.
Проехав вдоль всей набережной, мимо несчетного числа маленьких закрытых пляжиков, нашел один бесплатный, на отшибе, но вполне оборудованный. На пляже располагалась база аквалангистов, были разнообразные плавсредства. Только пива там не продавалось :( Но море уже немного нагрелось, поэтому удалось нормально искупаться и позагорать.
Где-то в Алуште
На обратном пути, свернув с набережной на какую-то дорогу, долго вкручивал в гору, проехал мимо какого-то пионерлагеря и неожиданно оказался на Ялтинском шоссе, в месте, где установлен памятник крымским партизанам - большой монумент, позади которого находится небольшая смотровая площадка-садик, на которой росло первое и единственное, увиденное мной в Крыму, миндальное дерево.
Памятник партизанам на шоссе над Алуштой
Дорога не пользуется большой популярностью - машины ездили очень редко, поэтому быстро и весело спустился обратно к набережной.
Над Алуштой
Симпатичный кустик
Дорога над Алуштой
Чатыр-даг
На набережной несколько кафешек, есть столовая, еда в которой мне совершенно не понравилась. Почему-то увидел только пару мест, где продавались чебуреки, да и были они не очень вкусными (я помнил вкус чебуреков, которые ел на пляже в Севастополе пару лет назад).
День 4, Алушта-Ялта

Выспавшись как следует, не спеша собрал вещи и, попрощавшись с хозяйкой прекрасного дома, двинул в сторону Ялты. Решил довериться навигатору и поехал по дороге, которая должна была вывести меня на Ялтинское шоссе, в надежде, что она будет менее крутой, чем вчерашняя, по которой я выбрался к памятнику партизанам. Но не тут то было! Дорога, начавшись со средней крутизны подъема, продолжала подниматься, петляя между домами. Местами приходилось объезжать наиболее крутые участки, сверившись с навигатором. В одном особо крутом месте пришлось пройти пешком.
Дорога от Алушты
В конце концов выкатился на шоссе, и через некоторое время проехал мимо памятника партизанам. Дальше двигался по шоссе в среднем темпе, оно плавно то поднимается, то опускается, ехать вполне комфортно, хотя и не очень легко на затяжных подъемах.

Слева внизу море, справа уходят вверх горы.
Участок шоссе Алушта-Ялта
Мост Ба-Лев
Дорога от Алушты до Ялты. Тучка
Дорога от Алушты до Ялты. Где-то в районе Партенита
На обед решил заехать в Гурзуф. Свернул на развязку, под мост и покатил вниз. Дорога уходит круто вниз, но быстро скатиться не получилось - передо мной тошнил дико скрипя тормозами рейсовый автобус. Решил остановиться и подождать, когда он проедет. Съехав и поплутав по улочкам, которые вели все вниз и вниз под какими-то дикими углами, уперся в тупик - дальше вниз уходила лестница. Рядом увидел вывеску кафе и не долго думая, решил там пообедать. Позабавила надпись над стойкой - "Водки нет!!!". В меню лагман, шурпа, куриная отбивная, долма и что-то еще в таком же духе. Цены вполне адекватные, еда вкусная. Прикинув расстояние до Ялты и сопоставив со временем и внутренними ощущениями, решил все же ехать. С большим трудом выбрался на шоссе, останавливаться приходилось часто, но пешком вроде нигде не ходил.
Мост над Гурзуфом
Этот перегон получился самым длинным за все мое путешествие - около 45 км, а по времени занял 5 часов.
Артек
Зад медведя
Эпическая остановка
Ялта
До Ялты добрался уже с наступлением темноты. Пропустил центральный поворот и съезд в город и, проехав немного дальше, свернул в первый попавшийся съезд и заехал в город откуда-то с окраин. Долго блуждал там, благо направление держать легко - все время вниз :) Наконец выбрался куда-то к набережной, сориентировался и поехал обратно вверх, к автовокзалу - я знал, что там тусуются бабульки, предлагающие жилье. Ялта - самый дорогой город. Цены на жилье у бабулек - от 100 грн, причем многие предлагали комнаты в многоквартирных домах и с велосипедом меня брать не решались. Одна затребовала 150 грн! Ну да делать нечего, пришлось согласиться. Жилье оказалось вполне сносным - небольшой домик, прилепленный к трёхэтажному панельному дому. Комната с кроватью, душ, кухня. Бабулька спала в крошечном сарайчике, пристроенном к дому. Дом находился рядом с центральным рынком. Оставив вещи, пошел к набережной ужинать. Ялта - самый пафосный и дорогой город. В сторону крутых ресторанов даже не смотрел, между ресторанами нашлась кафешка, хотя и тоже с претензией на гламурность и находящаяся как-бы на берегу (правда с видом на грузовую пристань), но цены оказались вполне приемлемыми. Перекусив, прогулялся немного по набережной, посмотрел на этот цирк - всё население женского пола от мала до велика с подведенными черными тенями глазами, девицы в коротких юбках. Некоторые под руку с кавалерами в парадно-выходных льняных костюмах, все чинно прогуливаются по набережной.

День 5, Ялта - Алупка

С утра скатился к набережной и увидел примыкающий к набережной небольшой пляжик с камнями, на котором отдыхало некоторое количество местного населения.
Центральный городской "пляж" Ялты
Решил искупаться в море - хотя и слегка штормило, но вода была довольно приятная.
Пляж Ялты
После вернулся за рюкзаком, душевно пообедал и двинул в сторону Алупки. Это я сейчас пишу про Алупку, хотя когда ехал, никакого плана путешествия у меня не было - доезжал до того места, где хотелось остановиться или, как в случае Ялты, приходилось останавливаться на ночь. Пообедал я так душевно, что как и по каким дорогам я выезжал из города, почти не помню :) Судя по фотографиям, забираться наверх к севастопольскому шоссе не стал, поехал по объездному. Проехал Ливадию, Кореиз, особо не обращая на них внимания, где-то по пути увидел рядом с дорогой фиговое дерево и нарвал инжира. Все бы хорошо, только под деревом росли кусты шиповника – весь ободрался :) В каком-то месте из-за поворота дороги впереди, за скалами вверху показался храм. Как узнал позже, это храм Архистратига Божия Михаила.
При подъезде к храму стали слышны песнопения, в храме проходила служба, кажется венчание, и транслировалась наружу через громкоговорители. Неописуемое ощущение - подниматься к храму под эти звуки - солнце блестит на золотых куполах, вокруг красивейшие горы, просто сказочное место. Возле храма есть смотровая площадка, откуда видна скульптурная композиция, посвященная альпинистам, которая находится на небольшой скале. Парень страхует поднимающуюся к нему девушку, сделаны они из бронзы, а вот веревка, которая должна их соединять - настоящая, вернее должна быть, потому что ее там нет - альпинисты растащили на сувениры.
Смотровая площадка возле
И еще, парочка альпинистов, парень с девушкой, тренировались тут же рядом на скале, уходящей вверх, парень снизу страховал и обучал девушку. Рядом женщина рассказывала семье своих родственников, что это она изображена на скульптуре девушкой, а юноша - ее муж(?) или друг, которого эти родственники тоже знают, собственно автор этой скульптурной композиции. Не знаю верить или нет... но тетка такая бойкая, чувствуется спортивная выправка, рассказывала про то, как их готовили к соревнованиям... Гаспру проехал, на "Ласточкино гнездо" посмотрел издали и решил, что ради него спускаться-подниматься не стоит, да и солнце уже собиралось опуститься за горы.
Гаспра
Ласточкино гнездо
Поэтому я покрутил к Алупке. Решил не подниматься на Ай-Петри, проехал Кореиз и, увидев первое же попавшееся объявление о сдаче жилья, поселился в домике у очень милого дедушки-армянина. Огромная комната, три кровати на выбор :) , все удобства, за 70 грн. В качестве бонуса огромное фиговое дерево во дворе, с которого я нарвал наверно с пару килограмм инжира за все время, что я там находился. Инжир рвал по всей Алупке, куда доставали руки, по дороге на пляж на следующий день. Вечером, прогулявшись в сумерках вниз до кафешек, расположенных возле конечной автобусной остановки, понял, что дороги очень крутые и лучше по Алупке передвигаться пешком. Дорогу до дома в темноте нашел с трудом, чуть не заблудился. Весь поселок погружен во тьму, окна в домах светятся, но их загораживает плотная растительность. Перед сном пил чай, сидя во дворе под фиговым деревом и слушая скрежет цикад :)

День 6, Алупка - Форос

Алупка Алупка
Утром я отправился на прогулку по Воронцовскому парку. Здесь очень хорошо гулять по многочисленным дорожкам в тени деревьев. Пройдя по набережной, поднялся к дворцу. Дворец меня совсем не впечатлил снаружи, а изнутри его осматривать у меня пропало желание, как только я увидел очередь из туристов, ждущих экскурсии. Ограничился просмотром буклетов с комментариями продавщицы. Побродив еще немного по парку и полазив по красивым нагромождениям огромных валунов, спустился к морю. Искупаться решился на ближайшем пляже - им оказался детский пляж.
Это небольшая бухточка, окруженная огромными камнями. Купил пива, тут же рядом с палаткой парень с машины продавал копченую рыбу. Рыба великолепная и недорогая: 6 рыбок на палочке - 20 грн, взял ассорти из ставридки и барабульки. Будний день в несезон - народу было не много, и детей особенно. Море уже начало прогреваться и температура была вполне комфортной. Народ прыгает с камней в море, для этого на одном из камней даже устроена небольшая бетонная площадочка, только что бы добраться до неё, нужно перейти с одного камня на другой по стрёмному мостику из пары гнилых досок с таким же хлипким поручнем. Мне хватило прохода по этому мостику, прыгать я не решился. Зато на одном из камней было очень удобно загорать - он плоский, с идеальным углом уклона в сторону моря - эдакий природный шезлонг. Накупавшись, назагоравшись и напившись пива (с обалденно вкусной ставридкой), я решил что нужно ехать дальше. Пообедав в кафешке, я двинулся вверх по дороге к дому. Подъем скрашивали фиговые деревья, ветви которых перевешивались через забор, и при достаточном везении на них можно было найти плоды. Попрощавшись с дедушкой Ахмедом и нарвав на прощание немного инжира с его дерева, я двинул по севастопольскому шоссе. Сейчас, смотря на карту, я вижу, что можно было не делать крюк через верх, а проехать понизу, ближе к морю, через новую-санаторную Алупку, Симеиз, обогнуть гору Кошка со стороны моря, мимо бомжтауна (вот этот момент только немного напрягает, и даже не тем, есть или нет в том месте дорога, а слухами о тамошних обитателях, недаром место называется «голубая лагуна» :))) ), проехать Кацивели и выехать на Южнобережное шоссе в районе Понизовки. Но на тот момент, взглянув на навигатор я решил ехать через шоссе. Поднявшись к горе Кошка, увидел карман дороги, на котором расположились тетки-лотошницы, продающие фрукты. У подножия горы стоит указатель на тропу для подъема на гору - это место популярно у туристов, здесь часто останавливаются автобусы. На стояночной площадке было с десяток лотков с одинаковым ассортиментом: лук, инжир, виноград и по мелочи другие фрукты-овощи и сувениры.
Оставив велосипед с рюкзаком привязанным к дереву на краю обрыва позади лотошниц, достал припасенную в Алупке бутылку пива и довольно резво поднялся на гору. На удивление легко было подниматься - тропа утоптанная, высота относительно небольшая, но из-за того, что гора выдается к морю, такой вид открывается на все побережье!
Налюбовавшись красотами и допив пиво, собрался спускаться, но тут мне навстречу начали подниматься туристы с экскурсией, решил подождать и послушать, но, как оказалось, ничего интересного экскурсовод не рассказывал. Говорил что-то неинтересное про ай-петринскую канатную дорогу, еще что-то, в общем, я спустился вниз и поехал дальше. Через некоторое время впереди показался тоннель с надписью "До города-героя Севастополя 52 км", а рядом с тоннелем не то стройка, не то расчистка завала, по викимапии тут идет строительство противооползневых сооружений.
Какое-то бетонное сооружение с многочисленными колоннами торчало из-под завала вверху, не понятно только, был ли это случайный обвал или он был вызван специально в ходе строительства. После тоннеля быстро докатил до Фороса и встретился с друзьями, которые ждали меня там. Они приехали накануне и снимали неболшой домик, поэтому вопроса с жильем не возникло, за что я им очень благодарен. Было много вина и посиделки в центральном сквере, являющим собой оплот цивилизации в этом захолустье :))) Нет, вру, еще там есть большой парк, но проход в него осуществляется через кпп санатория, а нас с вином туда не пустили, сволочи! :( И дискотека, на которой никого не было. А еще там есть суши-бар :)

День 7, Форос - Ласпи

Наутро, распрощавшись с друзьями, я двинул на пляж. С утра, пока эти сони спали, я обожрался инжиром из хозяйского сада, попробовал грецкие орехи, но их, спелых, было немного, они созревают чуть позже, и нарвал лаврового листа :) Форос знаменит прежде всего храмом Воскресения Христова, торчащим высоко на скале.
Ночью это завораживающее зрелище - освещаемый прожекторами храм парит в высоте. Сам же поселок небольшой, зато здесь делали очень вкусные чебуреки, впервые за поездку я попробовал нормальный сочный чебурек :) Еще на меня произвела впечатление возвышающаяся посреди поселка бетонная башня сотовой связи. А посмотрев в викимапии, я очень сильно удивился, увидев, что в этом месте находится котельная и прачечная, то есть, вероятнее всего, это - труба этой самой котельной, ни за что бы не подумал - она бетонная, огромная и четырехгранная, а еще сверху висят антенны сотовой связи :)
Проход к морю нашел с трудом. Как выяснил позже из викимапии, местное население использует пляж на территории санатория, но так как на тот момент я этого не знал, нашел какой-то проход в виде лестницы, уходящей круто вниз между заборов новостроек-коттеджей. Вел пришлось привязать рядом с лестницей. Море штормило и почти никто не купался, да и на пляже была всего пара десятков человек. А вот я отрывался! Ощущения незабываемые, когда тебя швыряет на волнах, главное не потреять ориентацию :), и плавки, и следить, чтобы камней поблизости не было.
Накупавшись, двинулся в путь. Отобедав в каком-то пафосном ресторане, меню и качество еды в котором ничем не отличалось от большинства кафешек, в которых я побывал, привычно уже вкрутил в гору. Куда ехать дальше, я даже примерно не представлял, потому как ближайший населенный пункт на навигаторе находился явно на большем расстоянии, чем дистанция моего ленивого дневного перехода. Был вариант хорошенько вкрутить, чтобы сегодня же попасть в Балаклаву, либо заночевать рядом с дорогой в первом же попавшемся месте, либо же понадеяться на авось, посмотреть что будет, и я, как русский человек, последовал 3 варианту. Скажу пару слов про Южнобережное шоссе, по которому я ехал. Шоссе довольно узкое, всего по одной полосе в каждую сторону. Ехать я старался по 30-сантиметровой полосе обочины, потому как там сохранилось старое покрытие - более гладкое. А по сторонам от дороги практически на всем протяжении трассы идет тротуар с довольно высоким бордюром. Ширина тротуара менялась в разных местах от полуметра до 3 метров, а где-то тротуар обрывался (в основном перед мостами), поэтому ехать на веле по тротуару практически невозможно, пришлось бы постоянно скакать. Зачем было делать такой широкий тротуар - непонятно, уж лучше бы сделали более широкую обочину. Остался приятно удивлен культурностью местных водителей - в населенных пунктах всегда уступают пешеходам, меня попутные машины старались по возможности объезжать чуть ли не по встречке, уступали, когда я перестраивался в левую полосу для поворота.
Название "Ласпи" было на слуху, что-то где-то я про него читал, но естественно, не помнил. Времени уже было много, солнце скатывалось за горы, да еще как назло я забыл запастись водой, поэтому увидев указатель, я не думая свернул. Спустившись немного, увидел площадку с торговой палаткой, от которой отходили вниз две дороги. Купил в палатке воды и спросил, где тут можно остановиться, на что продавщица с радостью объяснила мне, что куда бы я ни поехал, везде найду ту или иную турстоянку. Выбрав левое направление, я полетел вниз по пустой, крутой, без серпантина, дороге. Под конец спуска увидел впереди огромный шикарный отель, первая мысль - "куда же я еду? какие палаточные стоянки?", но проехав мимо, сразу за забором отеля, практически на берегу моря, увидел стоянку. Цены и условия проживания меня вполне устроили и я решил остановиться тут. На стоянке среди деревьев оборудовано около десятка деревянных помостов для установки палаток, туалет, есть даже некое подобие душа, но я им не пользовался. Море в 20 метрах, на пляже кафешка, где недорого и неплохо кормят, людей на пляже очень мало - сюда приходят редкие постояльцы отеля, да еще какие-то люди забредают, под вечер набирается человек 40. К тому моменту, как я поставил палатку и разобрался с вещами, солнце зашло за горы мыса Айя, начались сумерки и я решил, что сегодня лучше не купаться. Поэтому спокойно поужинал в кафешке, посидел попивая пиво и наслаждаясь видами моря, тишиной и спокойствием.
Посетителей в кафе практически не было, работал телевизор - спутниковая тарелка висела на дереве неподалеку от моей палатки :) На стоянке, когда я только приехал было 2-3 палатки, но позже вечером подъехала компания хохлов на макси-скутерах, человек 10, лет по 40. Я уж было решил, что спать мне не дадут, но вели себя они вполне тихо, к тому же у меня с собой были беруши. На удивление было очень тепло и вечером и где-то до середины ночи, спал не одевшись и застегнув палатку только сеткой. Но под утро все же похолодало, пришлось одеваться.

День 8. Ласпи - Первомайка (почти Балаклава)

Ласпи Ласпи
Севастополь. Балаклава Севастополь. Балаклава
Наутро увидел, что ночью подошли еще люди, но они быстро собрались и утопали куда-то. Кипятком для чая меня угостила компания хохлов-скутерастов. По-быстрому перекусив, пошел на пляж. Солнце уже было довольно высоко, но воздух еще не прогрелся и на пляже были только прогуливающиеся сонные туристы и одинокие купальшики-моржи, они с кряканьями и фырканьями искупались и, растеревшись полотенцами ускакали, вроде-бы в отель. Полазив немного по камням, погуляв немного по пляжу, я заказал в кафешке завтрак и сел, попивая пиво, дожидаться когда же можно будет купаться. На пляж пришла парочка, муж с женой. Мужик, при помощи жены облачившись в гидрокостюм и навесив на себя акваланг, уплыл в море, а жена осталась ждать его на берегу. Я сходил за полотенцем и рискнул зайти в воду, вода была явно теплее воздуха. Искупавшись, я растянулся на коврике. Пляж постепенно наполнялся людьми. Я сгонял за маской и трубкой и понырял - вода очень чистая, на дне много больших камней, живности полно, хотя ни крабов ни рапан не видел. Водолаз выплыл только через час с лишним с мешком рапан. Сняв с себя костюм он принялся выковыривать рапан из раковин, зашвыривая раковины в море. Увидев это, какая-то женщина подошла к нему и попросила отдать раковины ей. Довольная, ушла с пакетом раковин. А водолаз с женой ушел, наверно продавать мясо рапан в какой-нибудь ресторан. В таком месте отдыхать сплошной кайф - дом рядом, еда с пивом - прямо тут же, я бы остался еще на день, но ближе к обеду начался зуд в ногах. Зуд не прошел даже после того, как я съездил наверх в магазин, узнав что там можно обменять валюту, так как гривны у меня заканчивались. Подниматься по этой дороге, да еще по жаре - занятие не из приятных, хотя я часто останавливался и фотографировал красоты, окружающие меня.
Вокруг – пустынный лес, заросли можжевельника и дубов, все это на достаточно крутом склоне, вдалеке виден мыс Ай-Я.
В магазине хитрая продавщица на прямой вопрос, где тут обменять деньги, сперва не призналась, но когда я купил у нее бутылку пива, посетовав на то, что денег осталось ещё только на одну, созналась, что можно обменять у нее. Обменял 500р на гривны по курсу 1 к 2,5 (или по-другому 4 к 1 – стандартный курортный крымский курс), затарился пивом и скатился вниз. Пообедав и еще несколько раз искупавшись, решил-таки ехать. Собрал вещи, расплатился с хозяином стоянки (35 грн = 20 палатка + 15 с человека) и двинул все по той же невыносимой дороге наверх.
Вечерело. Магазин был уже закрыт, поэтому пришлось обойтись без пива в дорогу. Поднимаясь вверх по дороге, я видел вдалеке на горе некое сооружение с колоннами, примерно в том месте, где проходит шоссе.
И подъехав поближе, увидел, что это крытая галерея, сделанная вероятно для защиты от обвалов.
Без пива я жил недолго, сразу за галереей показался островок цивилизации: ресторан, палатки с сувенирами, даже небольшой отельчик. Это место - перевал Ласпи, последний перевал через горный хребет, который тянется вдоль всего южного берега Крыма. Я остановился возле мужика, торговавшего самсой из тандыра, установленного на прицеп машины. Самса действительно очень вкусная, из баранины, а мужик посоветовал оставить рядом с ним вел, пообещав охранять его. Но я и так уже пристегнул его рядом к фонарному столбу. А сам, купив пива в палатке, пошел к месту, где виднелся народ. Это оказалась смотровая площадка. На самой площадке были еще палатки с сувенирами и разным барахлом.
Скалы вокруг все исписаны памятными надписями и любовными посланиями, оставленными туристами.
Пофотографировал место моей бывшей стоянки, которое было хорошо заметно благодаря огромному отелю. Стремительно вечерело, выдержки на фотоаппарате уже не хватало, чтобы сделать нормальные фотографии и я поспешил поехать дальше. Спросив у продавца самсы, много ли еще подъемов по дороге, с радостью узнал, что мне нужно будет всего пару раз подняться на небольшие возвышения, а потом дорога будет идти все время вниз. Солнце уже село, были короткие южные сумерки, когда я покатил по дороге в сторону Балаклавы. Я успел подняться до перевала и скатиться в пологую долину, прежде чем стало совсем темно, пришлось прицеплять фонарь. Проехав какое-то расстояние, я увидел впереди далекие огни Севастополя.
Был уже поздний вечер, а как обстоят дела с жильем в Балаклаве я не знал. Судя по навигатору, справа от меня была деревня Первомайка и я решил заночевать в палатке неподалеку от нее. Заехав в деревню, нашел магазин, закупился там провиантом и поехал дальше по дороге за деревню. Там, поднявшись на небольшую возвышенность, после непродолжительных поисков, нашел подходящее место для палатки в небольшой ложбинке. Место было абсолютно не заметно со стороны дороги проходящей рядом и тем более со стороны деревни. Установил палатку и завалился спать, предварительно одевшись по полной программе, потому что вдруг стало очень холодно.
День 9. Балаклава

Ночевка в поле. Балаклава Ночевка в поле. Балаклава
Балаклава Балаклава
Проснулся рано утром от холода. Солнце только-только показалось над горами. Палатка вся мокрая изнутри - конденсат (она оказалась мокрой с двух сторон - сверху от росы). Вылез, немного размялся... и мне стало жарко - солнце вылезло из-за гор. Ощущения очень необычные - холодно, кругом роса, а солнце жарит. В траве началось копошение, всякие насекомые стали просыпаться и жрать друг друга. На палатку набросились улитки и саранча, которые собирали росу.
На разложенном для просушки с вечера полотенце (которое стало насквозь мокрым), здоровенный богомол жрал кузнечика, другой богомол, поменьше, прятался от меня на стойке палатки.
Но и я конечно не упустил возможности устроить завтрак беар грилз стайл :) Наловив с десяток саранчи, я полакомился их задними лапками, поджарив их на небольшом костерке. Чтобы есть таких больших кузнечиков целиком, их нужно жарить в масле, потому как на открытом огне они просто сгорают, не успевая прожариться внутри, а вот лапки - вполне можно жарить хоть на зажигалке. Большой костер разводить не решился - вокруг поле сухой травы. Высушив вещи, я упаковался и покрутил в сторону Балаклавы. На въезде в город, по обеим сторонам дороги находятся виноградники Золотой балки, попробовал я и этот виноград, он был белым и кислым, зато вкус оказался очень знакомым, сразу вспомнилось шампанское.
Проехав по городу до набережной, заприметил интернет-клуб и столовую. Добравшись до центральной «Площади 1 Мая» (она же стоянка, она же конечная остановка автобусов), увидел сидящую там женщину-агента, предлагавшую жилье. Мне было предложено остановиться в доме у некой бабульки, за 100 грн, что меня вполне устроило. Разместившись, решил позавтракать в столовой, которая как раз была неподалеку. Столовая, по всей видимости, в советское время была рестораном - при входе сохранились остатки гардероба, на потолке и стенах - гипсовая лепнина (хотя, может быть это уже поздние доработки).
Есть замечательный балкончик с парой столиков – обнаружив его, я предпочитал сидеть там каждый раз, когда приходил.
Еда вполне съедобная, несколько наименований первого и второго, напитков, было даже пиво, правда только светлая оболонь в бутылке. Разобравшись что к чему, впоследствии приходил со своим пивом, или с вином. Один раз на балкончике четверо ребят даже распивали пузырь водки, а мне в таком климате даже думать не хотелось о чем-то крепче вина. Позавтракав и закупившись пивом в находящейся тут же рядом палатке, я покатил к музею подводных лодок, решив, что надо все же посетить этот объект. Дорогу на западную сторону бухты без навигатора найти сложно - в этот проезд через промзону я бы никогда не догадался свернуть. Нужно проехать мимо заборов базы украинских морских пограничников и рудоуправления. Добыча руды идет круглосуточно, с горы спускается транспортер, по которому руда спускается вниз и грузится в вагоны. Шум стоит соответствующий, но через какое-то время к нему привыкаешь и перестаешь обращать внимания. Купив билет и узнав, что до начала экскурсии осталось 45 минут, я решил прокатиться и разведать местность, потому как на этой стороне бухты я еще не бывал. Проехав дальше вдоль бухты, увидел разрушенное здание, дальше их было еще несколько, обнесенных заборами.
Как выяснил позже из викимапии - это остатки войсковой части. Дорога серпантином поднимается на гору, и я поднялся по ней, вид на город отсюда замечательный.
Если ехать дальше по дороге, можно добраться до отличного пляжа, но меня остановили заросли ежевики :) я душевно полазил по ним, ободравшись с ног до головы, но наевшись ежевики до отвала. Время было ехать обратно и я скатился вниз к музею. В музее экскурсовод честно предупредил, что объект очень большой, пройти нужно будет большое расстояние, поэтому придется осматривать все очень быстро.
И действительно, мы очень долго ходили по коридорам, останавливаясь ненадолго в ключевых точках, так что рассмотреть всё как следует не очень получалось.
Много закрытых помещений, экскурсия проходит по технологическому туннелю, так что большую часть сооружения увидеть невозможно.
В начале 90-х завод был разграблен, так что там мало что сохранилось из оборудования, но в общих чертах получить представление о том, как там все было, можно. На осмотр той части музея, где представлены разные экспонаты типа оборудования подводных лодок, торпед и прочего барахла, что для меня представляло наибольший интерес, времени было отведено очень мало, так что толком ничего не удалось рассмотреть.
После посещения музея и пообедав в знакомой столовой, отправился к крепости Чембало, хотя я там и был пару лет назад, захотелось еще раз взглянуть на разрушающиеся памятники прошлого.
Крепость практически не изменилась с тех пор, как я ее видел в последний раз, донжон продолжают реставрировать (его стена и часть купола обвалились где-то в середине двухтысячных). Не удержался, залез по лесам и посмотрел, что же там успели наваять мастера-реставраторы.
Восстановили часть обрушившейся стены, практически не заметно, если не приглядываться.
В средней жилой комнате выложен новый колодец, облицован камин и оконные проемы - выглядит это как вставные белоснежные зубы во рту старика, но все же радует, что не забросили это дело, может быть когда-нибудь и восстановят все полностью.
Посещение крепости было не единственной целью подъема на крепостную гору, отсюда я провел разведку тропинок, по которым можно было проехать к серебряному пляжу.
Стремительно вечерело, поэтому, спустившись с горы я вернулся домой, оставил вел и решил провести вечер так, как его проводит основная масса отдыхающих, в праздных шатаниях по набережной. Поужинал в столовой, вечером там работает "буфет" в котором продают остатки того, что не было съедено днем. Я, как умудренный опытом, был вооружен бутылкой белого полусладкого. После ужина отправился допивать вино на набережную. Потом поднялся по лестнице к началу тропы на серебряный пляж, заодно разведав на обратном пути нормальную въездную дорогу, которая довольно полого поднимается в гору параллельно набережной позади домов. Вернувшись в свое жилище я чуть не получил инфаркт. В проходной комнате бабуля смотрит телевизор и при моем появлении в проеме двери заявляет: "Давай поженимся!", после трехсекундной паузы в течение которой я судорожно пытался сообразить, что вообще происходит, она говорит "Смотришь?". Тут у меня отлегло от сердца, я понял-вспомнил, что есть вроде такая передача, но так как по телевизору я смотрю только три канала - дискавери, моя планета и россия 24, в первое мгновение было, мягко говоря, как-то не по себе :)))

День 10. Балаклава, день 2

С утра, выпив чая у юморной бабули, закупившись пивом и позавтракав полноценным обедом с борщом в столовой (эх, все же 100 грамм под борщ бы не помешали :))) ), я покрутил по разведанной накануне дороге в сторону серебрянного пляжа. До площадки, куда приводит лестница с набережной дорога вполне нормальная, вначале асфальтированная, затем просто хорошо укатанная каменистая грунтовка, а после площадки начинается горная пешеходная тропа. Вначале она довольно широкая, очень каменистая и огорожена сеткой. Метров через 50 она становится уже, но и более гладкой, ограждения дальше нет. Тропа ведет по склону горы мимо ущелья, в котором расположен родник, к неким постройкам. Если верить навигатору и интернет-картам, эта тропа - Историческая улица :))) Постройки в конце тропы по викимапии - отель, рядом неработающий радиопередающий центр. К этому месту можно подъехать, обогнув гору со стороны Благодатного. Дальше тропа идет по склону следующей горы на высоте примерно 150м от уровня моря. На велосипеде вполне проезжабельно, хотя у встречавшегося мне люда глаза округлялись при виде меня :))
Дорога к серебряному пляжу
Проехав некоторое расстояние я добрался до железного мостика, дугой выгнувшегося над пропастью, видимо в этом месте произошел обвал, мостик совсем новый. Оставив вел, прошел чуть вперед и убедился, что дальше на веле ехать нереально. Пришлось привязать его к мосту.
Дальше отправился пешком. Как сюда каждый день не надоедает ходить народу я не представляю! После мостика тропа становится совсем козьей, с перепадами, ступеньками и ужасно каменистой. Но за поворотом уже становится виден пляж.
Дальше был совершенно скалолазный спуск между валунами к пляжу. По всему склону растет можжевельник, временами он помогал при спуске. Но добравшись до пляжа про все забываешь - солнце, чистое теплое море, мелкая галька на пляже - красота. И народу не много, причем пляж довольно протяженный, метров 200 в длину. Я расположился недалеко от того места, где спустился. Рядом в море торчит огромный валун, скатившийся с горы.
Порода, составляющая эти горы представляет из себя эдакий природный бетон - слежавшийся или спёкшийся гравий с песком, слепленный не то осадочными морскими породами, не то вулканическими, от этого все валуны похожи на куски каких-то развалившихся колоссальных строений для полноты картины не хватает торчащей арматуры. Тропа приводит к одному краю пляжа, а на другом краю находится палатка с пивом и закусками, там в море расположены сети рыбаков, туда причаливают ялики, привозящие и увозящие отдыхающих. Так что народ по пляжу располагается по увеличению количества в ту сторону. Весь день провел на пляже, купаясь и загорая, море было очень теплое. Вернувшись, решил пообедать в ресторане на набережной. Заказал жареной барабули - копченая, которую я покупал у парня в Алупке была в сто раз вкуснее. С пивом во всех ресторанах и кафе на украине вообще туго - хочется попить местного, украинского, причем какого-нибудь необычного, типа темной "Белой ночи" или "Белого льва" а предлагают местное светлое Черниговское или Славутич и импортное, производства скорее всего Российского, ту же Балтику продают чуть дороже местного. В этом ресторане не было даже местного, пришлось пить Балтику, которую мне предложили по той же цене, что и Черниговское. Поняв, что не наелся в ресторане, решил зайти еще и в столовую. Купив на розлив литр белого полусладкого в магазинчике на центральной площади и перекусив в столовой, решил съездить на разведку дороги к "Бочке смерти" - с пляжа ее было видно, торчит над обрывом высоко вверху. Её посещение было одной из целей моей поездки. Поехал через Благодатное. При въезде в это село находится отличная чебуречная. В меню около десятка наименований чебуреков с разными начинками, жалею, что только что поел, и меня хватило только на один - он был очень вкусным. Поехал дальше прямо по дороге и проехав село насквозь, заехал в лес, плавно поднимаясь в гору. Доехал до небольшой поляны, от нее расходилось несколько дорог, и они шли уже под большим углом в гору, но уже темнело и я, решив, что спускаться в темноте с горы будет небезопасно, повернул назад.
День 11, последний велосипедный. Балаклава, день 3

Утром бабуля на радостях, что я у нее так долго живу, наварила мне картошки, вернее сделала национальное блюдо - мятая картошка с яйцом. Я был в шоке, обычно я на завтрак ем очень мало, чай с чем-нибудь сладким, но пришлось есть - не обижать же старушку. Собрался и поехал к "Бочке смерти". В Благодатном закупился виноградом и пивом. До конца села не доехал, свернул на грунтовку, которая вела через поля в сторону гор. Проехал мимо виноградников и оказался чуть дальше и выше места, где был накануне, когда ехал на "серебряный пляж". Понял, что сделал приличный крюк, можно было проехать короче, хотя дорога там выглядела не очень проезжей. В гору вела еле заметная тропинка, но возвращаться совершенно не хотелось, поэтому решил подниматься в этом месте. Подъем в этом месте очень крутой, тропинка с песком и мелкими камушками, так что пришлось пару раз слазить с вела и тащить его на себе. Поднявшись, увидел впереди и еще выше собственно саму бочку, проехав по тропе дальше, выехал на нормальную дорогу, которая вела к вершине. Проехав какое-то расстояние увидел рядом с дорогой заброшенные укрепления, казематы из толстенного бетона, решил оставить здесь вел и дальше прогуляться пешком, тем более, что дальше уже ехать было и не куда - впереди был обрыв, на краю которого можно увидеть остатки площадок для артустановок. На вершине горы над обрывом нависает металлическая "бочка" с бойницами, слева и справа от бочки отходят бетонные защитные сооружения с местами для артустановок и бойницами. С этого места далеко внизу виден серебряный пляж. Когда поднялся к бочке, встретил там одинокого хохла, которому помог сфотографироваться на фоне гор. На самой верхней точке горы торчит столб со знаком триангуляции. Отсюда открываются замечательные виды на окружающие горы и море. Подошли двое русских, походили, пофоткались и ушли. Облазив все казематы, перекусив купленным в Благодатном виноградом и выпив пива, я покатил по дороге, спускающейся серпантином вниз. Перед спуском подсказал дорогу двум ребятам, пешим украинским туристам, которые, свернув не на ту дорогу, пришли сюда, вместо Балаклавы. Поверхность дороги представляет из себя смесь из песка и пыли, сквозь которую торчат острые грани камней, которые образуют гору. От движения по дороге машин, камушки дробятся, перемалываются в песок, песок выносится на поворотах на наружный край дороги, образуя отвалы, которые я принял за твердый грунт, потому как все покрыто однородной пылью. Проехав пару поворотов нормально, я потерял осторожность, и на последнем повороте не заметил этот коварный песок по краю. Скорость набрал приличную, сильно наклоняюсь внутрь поворота и чувствую, что выносит меня юзом наружу, колеса по песку проскальзывают, выворачиваю руль, перетормаживаю и лечу вперед вела по дороге, ободрал бок, разодрал локоть почти до кости. Крови почти нет, рана вся в песке, даже пару маленьких камушков оттуда выковырял, промыл рану хлоргексидином - единственное лекарственное средство, которое вожу с собой, и поехал в Балаклаву искать травмпункт. Оставил вел дома, бабулька тут же запричитала, спросил ее про травмпункт, она показала, где находится городская поликлиника. Тамошний травматолог уже заканчивал прием, время было два часа. Но это было и плюсом в данной ситуации, потому, как в регистратуре меня обрадовали, что, поскольку я иностранный гражданин, мне придется писать заявление на имя главврача, платить деньги, заводить карту, в общем бюрократии выше крыши, но сперва отправили узнать, успеет ли меня принять врач. Врач сразу же осмотрел и перевязал мне рану и сказал, что поскольку он заканчивает прием, нужно ехать зашивать в травмпункт в Севастополь. Денег не взял, за это ему спасибо. Пришлось ехать на маршрутке. Маршрутка ходит до "седьмого километра" - это большой пересадочный пункт, откуда ходят маршрутки и автобусы по всем окрестностям. Там же находится большой рынок, продовольственный, хозяйственный, и строительный. Травмпункт находится на площади с забавным названием - площадь Восставших. Каждый раз не могу сдержать улыбку, когда слышу это название. Если серьезно, то ничего забавного в этом нет, площадь названа в честь трагически завершившегося восстания народа против царской власти в 1905 году, но звучит все равно презабавно, сразу в голову приходят мысли о разных зомби и ходячих мертвецах :)) В травмпункте меня заштопали, врач долго ковырялся в ране, вымывая песок. Да еще сделали прививку от столбняка, так как я никогда не прививался - 4 укола в разные части тела в течение часа. За всё это удовольствие я заплатил 150 грн. В результате травмы пришлось менять все планы, в срочном порядке созвонился со знакомой, испросив разрешения пожить у нее. Договорившись приехать на следующий день, вернулся в Балаклаву. Спал с трудом – боль адская при попытке повернуться, всю ночь ворочался и просыпался. Под утро только смог отключиться.
День 12. Балаклава-Севастополь

Нашел такси в Балаклаве и переехал в Севастополь. В Севастополе я отдыхал с девушкой два раза, с двухлетними интервалами, как раз у этой знакомой, поэтому город знаю довольно хорошо. Переехав, почувствовал себя снова просто отдыхающим: маршрутки, улица Ленина; Большая Морская и Нахимова, на пересечении которых находится макдональдс. Вечером погулял по парку возле Площади Нахимова, это центральное тусовочное место города. Там установлено несколько цветомузыкальных фонтанов, один, самый большой и красивый, ближе к площади Нахимова. Молодежи практически не было, видимо где-то она тусовала в другом месте, зато был целый хор из пожилых женщин, поющих очень красиво какие-то старые песни.

День 13. Севастополь пешеходный. Сапун-гора.

С утра, по совету знакомой, отправился на Сапун-гору, там я еще ни разу не был. Там же я и позавтракал в пафосном ресторане, в котором были на удивление низкие цены. Причем меню очень большое и разнообразное. Ресторан оказался не рестораном, а комплексом Лесной. В нем есть и гостиница и сауна, и много чего еще. Весь комплекс выполнен в сельском стиле - все постройки бревенчатые, столики на 6-10 человек в уютных беседках, какие-то декоративные мельницы, плетни и т.п.
На самой Сапун-горе находится храм-часовня святого Георгия Победоносца, диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944г", мемориал с вечным огнем. Вокруг установлены образцы военной техники - с одной стороны ряд танков разных моделей, с другой - различные передвижные орудия от зенитки до тяжелой пушки. Чуть подальше морская тематика - катер, различные корабельные пушки. Рядом с диорамой на склоне горы находятся реконструированные немецкие окопы и блиндажи, здесь же расположены остатки немецкой техники - какие-то непонятные артустановки без табличек, их по всей видимости специально, для контраста, держат в таком проржавевшем виде. Купив билет на экскурсию и в ожидании начала, погулял, посмотрел технику, попивая прихваченную заранее бутылку ставшего уже традиционным "Качинского муската", на всякий случай, спрятав ее в черный пакет.
Экскурсия интересная - рассказывали про оборону Севастополя, оккупацию и освобождение. Музей небольшой, из экспонатов - личные вещи, награды известных людей, принимавших участие в войне, много фотографий. Диорама не настолько впечатлила, как панорама "Оборона Севастополя", но все равно, от посещения музея остались приятные впечатления, если бы еще не было такого количества народа, но что делать - выходной день...
Вернувшись в город, пообедал в чебуречной на спуске к Площади 300-летия Российского Флота, откуда раз в полчаса на катере или пароме можно перебраться на северную сторону. Этот аттракцион стоит всего 2,5 грн - паром считается городским транспортом, можно всего за 5 грн совершить часовую (из-за того, что паром ходит раз в полчаса) прогулку по морю)) У меня с собой оказалась еще одна бутылка "Качинского муската", которую я открыл на борту катера и допил, прогулявшись по радиогорке. Я был совершенно не подготовлен в информационном плане и абсолютно не знал что буквально в нескольких десятков метров от меня, в этой на вид неказистой, выглядящей полуразрушенной и, как я считал, заброшенной, старинной батарее (Михайловской) находится новый крупный и очень интересный музей Севастополя, о котором я узнал только после поездки, случайно, рассматривая викимапию в поисках чего-нибудь интересного на радиогорке. А так как я не знал о его существовании, то прошел мимо, прогулялся немного по совершенно обычным улицам, совершенно обычной, похожей на наши спальные районы, части города и вернулся обратно.
День 14. Пешеходный Севастополь, день 2. Херсонес

Решил посетить Херсонес, за 4 года воспоминания о нем как-то поистерлись. Вход на территорию этого древнего города стоит 20 грн, плюс 15 за фотосъемку, не сообразил спрятать фотоаппарат - на территории, естественно, никто не спросил про оплату съемки. Вход на территорию этого музея находится рядом с участком стены, которая окружала город. Стена вызывает уважение - толщиной 4 метра, с воротами, над которыми находится калитка для прохода людей. Стену и находящиеся дальше сооружения реставрируют - все в лесах. В центре городища находится собор Св. Владимира, построенный в 19 веке над остатками древнего храма. Вокруг него - раскопанные руины жилых кварталов. Стены, в основном высотой около метра, так что с небольшого возвышения можно увидеть как выглядел когда-то город в плане. В некоторых местах стенами домов образованы целые лабиринты. На некоторых стенах можно увидеть таблички "По стенам не ходить". В нескольких местах между домами находятся резервуары для воды - облицованные камнем прямоугольные "бассейны" 3х4 метра, и метра 4 глубиной. Резервуар чуть поменьше - для засолки рыбы, не представляю себе, как это могло выглядеть. Где-то должен был быть еще водопровод из керамических труб, подводивший воду откуда-то из-за города, но я его не видел. Видел пару колодцев, расширяющихся книзу и, судя по всему, сообщающихся - не то канализация, не то водопровод. Видел пару рабочих, занимающихся раскопками - лопатами и скребками они подкапывались под стену одного из зданий, вернее один копал, а другой отвозил землю на тачке. За время, что я находился недалеко от них, они нашли маленький кусочек керамики. Ходил я там долго, мне все было интересно и я бы там провел целый день, прогуливаясь между остатками древних сооружений, но природа требует своё - нужно было искать пищу. Находящиеся рядом с центральным входом ресторанчики меня не особо вдохновили и я поехал к своему излюбленному месту кормежки - спуску к площади 300-летия Российского флота. В этом месте есть неплохая вареничная, стилизованная под советские времена, пиццерия (ни разу там не был), вполне приличная чебуречная и просто кафе-столовая с самообслуживанием, тоже неплохая, на другой стороне улицы - более крутое и дорогое (кажется) заведение, стилизованное под украинский хутор с соответствующим меню. Пообедав, решил попрощаться с морем - отправился в Парк Победы. Надо сказать, что погода еще накануне начала портиться - днем температура была около 22, дул северный ветер. Прогулявшись по парку, основными посетителями которого в это время были в основном мамаши с маленькими детьми и весьма немногочисленные остатки отдыхающих, вышел к городскому пляжу. К моей радости, старая знакомая чебуречная еще работала и к еще большей радости, вкус у чебуреков остался точно таким же, каким я его помнил (а прошло 2 года!) и я смог снова насладиться этими замечательными чебуреками под шум слегка штормового моря. Купающихся было всего человек пять, и я не мог составить им компанию - швы на локте мочить мне не разрешили. Но я все же помочил напоследок ноги - вода была просто горячая, по сравнению с воздухом.
День 15. Электричка Севастополь-Симферополь, отлет

27.09.11
Утром, разобрав вел не до конца, на такси доехал до вокзала. Там уже закончил разборку и упаковал его. Погрузился в электричку и доехал до Симферополя. Приехав, очень хотелось пить, поскольку спешил на электричку и не успел купить воды, поэтому первым делом купил в ближайшей палатке пива, открыл его и стал пить, по-ходу замечая, что никто в округе пиво не пьет и вообще как-то что-то не так, на всякий случай отхожу чуть в сторону за палатку. Ко мне подходит парень и говорит, чтоб я был поаккуратнее, а то пиво может мне очень дорого обойтись. Понимаю, что закон о нераспитии на Украине все же есть, но пиво все-таки допил, причем первого за все путешествие мента я увидел только уже когда пошел к выходу с территории вокзала. Вел сдал в камеру хранения и решил пойти пить пиво и обедать куда-нибудь в более приятное место. На привокзальной площади меня поразило огромное количество народа - отвык как-то за 2 недели :) C площади виден памятник сидячему Ленину в начале бульвара его имени. На автобусы-троллейбусы тоже садилось порядочное количество людей, а у меня за плечами был довольно большой рюкзак, и толкаться в транспорте совсем не хотелось, поэтому решил прогуляться пешком до центра города: сперва по бульвару Ленина, потом по улице с забавным двойным (старым-новым?) названием Розы Люксембург/Александра Невского вышел к круговой развязке - Советской площади, рядом с которой расположен кинотеатр Симферополь. Дальше за кольцом уходит улица Ленина, налево-направо - проспект Кирова. Рядом заметил кафе-столовую, где и пообедал. Заказав такси в аэропорт от вокзала, потому как привокзальные таксисты содрали бы с меня втридорога, решил выпить кофе в какой-то адски-пафосной кафешке тут же рядом. Кафешка расположена в подвальном помещении, но отделана с шиком, в духе театра - портьеры, шикарная мебель, плюшевые подушечки, холеные официанты - и ни одного посетителя :) И тут заваливаюсь я с рюкзаком и заказываю чашечку кофе за 20 грн и кусочек шарлотки за ту же цену (примерно как у нас в Кофе-Хаусе или Шоколаднице) :))) Доехав на автобусе до вокзала и забрав велосипед из камеры хранения, сел в такси и доехал до аэропорта. Там, выпив пива на знакомой остановке, встретился с друзьями, которые улетали на час раньше меня - посидели, попили пива. Распрощавшись, я поспешил пройти регистрацию, а как оказалось, зря - пришлось целый час сидеть в зале ожидания, в котором не было курилки. Садился в самолет с последними лучами солнца, последний вдох теплого крымского воздуха - и через полтора часа я оказался в промозглой осенней Москве, где накрапывал дождик. Спасибо моей бывшей девушке, Лере, за то, что согласилась подвезти меня от аэропорта.