Первая самостоятельная вылазка в горы. Достаточно успешная и лайтовая. Получен бесценный опыт организации подобных походов.
ст. Имандра - пер. Юмъекорр - пер. Вост. Арсеньева - р. Малая Белая - оз. Тахтаръявр - г. Юдычвумчорр - пер. Рамзая - оз. Малый Вудъявр - Кировск
Фотоотчет с пояснениями о походе в Хибины в августе 2016-го

Путешествующий живёт четыре жизни: в одной он планирует путешествие, в другой совершает его, в третьей — вспоминает, а в четвертой — живёт, как все остальные смертные.

Восточная мудрость

Место проведения: Хибины

Даты проведения: 5-11 августа

Число ходовых дней: 6

Количество участников: 1

Пройденное расстояние: 82,5 км

Погодные условия: солнечно в основном, последний день дождь.

4-е августа. По пути в Мурманскую область на станции Медвежья горка первый раз в жизни увидел вживую зэков. Их перегружали из автозака в последний вагон нашего поезда. Люди с автоматами, собаки, громкие окрики – все по серьезному! Отцепили их спустя полдня на станции Сегежа. Там находится исправительная колония, где проводил лета г-н Ходорковский.

Здание вокзала Медвежья горка красивое аутентичное.

Приехали. 7:20, 5-е августа. Поезд стоит ровно минуту, достаточно чтобы спрыгнуть на платформу, вздохнуть свежего северного воздуха, оглядеться: тааак, ну где тут горы? Пока вздохнул и огляделся поезд тихи тихо уполз дальше на север. На платформе остались только попутчики-коллеги по временному отшельничеству.

Несложное здание вокзала станции Имандра. Впечатление необитаемости царит во всем поселке. Хотя в огородах поспевает урожай. Значит люди есть.

Одев поудобнее тяжеленный рюкзак, ну чтобы давил равномерно на плечи, и настроив радиокомпас на нужный привод, я тронулся в путь. Фотик повесил на шею и закинул за плечо, чтоб удобно и оперативно доставать. Шея конечно потеет и трет ремень, но зато если вдруг белка, то опа! – вот вам и фотка. Потом стал на шею платок вязать, чтоб не терло. А потом вообще стал фотик убирать в рюкзак, когда уже все горы были отсняты ? Это, кстати, первая и последняя фауна встреченная в походе. Есть с чем сравнить: росомахи Камчатки, привет!. Остальной зверь ушел на дальний кордон, весь.

Чудный подвесной мостик в начале пути через речку Гольцовка. Думаю, если по нему идти вдвоем, то только в ногу – раскачивается жутко.

Шел по лесу около часа, дорожка медленно поднималась вверх и вдруг, ух! – красота! Сразу такой вид. Невольно вырвалось: ни фига себе! Остановился, отдышался и крикнул вдаль: ЭГЕГЕЕЕЕЙ! Гей не отозвался, нету их тут, тишина. Озеро Имандра, за ним город Мончегорск.

Спустился в ущелье, называемое «Крест». Далее прошел в ущелье Аку-Аку, названное первыми туристами по аналогии с островом Пасхи – в ущелье есть глыбы, напоминающие истуканов с этого острова.

Украшает ущелье Аку-Аку одноименное озеро, зеленющее.

Тропа идет по балкону, нависающему над озером. Это первое стремноватое место, где пришлось очень-очень сбавить ход и буквально еле дыша преодолевать препятствия с 25-ю килограммами за спиной :-)

В 12:00 дня припарковался. Можно было бы ещё конечно пройти, и даже до второй запланированной стоянки, но не хотелось в первый день рвать колени.

Зато спокойненько расположился, постирался, посушился, перекусил и полез на ближайшую горочку дабы осмотреться и послать смс близким. Вид на ущелье Юмъекорр, завтра туда.

Вот такого добра в Хибинах навалом. Но я не являюсь знатоком грибов и большим ценителем их, поэтому придерживался принципа: не уверен – не срывай. Хотя тут четко видно, что это какой-то под…овик. А вот ягоды пожалуйста! Тут их море, присел и тут же, не вставая, полстакана набрал.

Первый перекус. В фольге сало-колбасяра, ммм! Для уюта развел костер, хотя в этом походе понял, что газ-это круто. Не надо ломать голову где взять в тундре и скалах дрова, да ещё и сухие, не надо чистить закоптевший котелок, можно просто, даже в палатке, на горелочке подогреть чуток воды и смастерить кашку с тушеночкой а потом ароматного чайку заварить.

Автопортрет с видом на озеро Имандра.

6-е августа. Проснулся в 6:30. Спалось хорошо, крепко. Вечером правда прислушивался к каждому шороху, а вдруг Михалыч придет за тушенкой или змий опасный проползет под тент. Стоянок туристов поблизости не было, как я понял, т.е. в радиусе 10 км никого. Немного не по себе, но это прошло вместе с пришедшим сном. Журчащая рядом река почему-то иногда издавала звуки, напоминающие гулкие басы: а у реки, а у реки, а у реки, гуляют девки гуляют мужики, меня это успокаивало, раз гуляют, значит медведю тут некомфортно тушенку есть. Пока проснулся, умылся, собрался, позавтракал, по неопытности часа 2,5 прошло и вот я на пути к ущелью Юмъекорр, вид назад.

Западная библиотека Хибин. Книги кочуют через перевалы и долины из одной библиотеки в другую, их тут три. Подборка неплохая. Рэя Брэдбери только что прочитал, поэтому приятно улыбнуло наличие её тут. Есть блокнотик и ручка, оставил запись о себе: кто я, откуда я, и моя жизненная позиция :-)

В полной амуниции, даже гамаши одел – думал осыпушка будет. Больше не одевал.

Ущелье Юмъекорр – западные ворота в Хибины. Ущелье мертвых – переводится. Тут шведов завалило в 16-м веке, не без участия лопарей - местных. Тут встретил группу воронежских туристов, с которыми в поезде ехал, они на встречу шли радиалкой. Подъем в ущелье несложный, осилил.

Ещё раз взгляд назад.

И вот передо мной долина ручья Меридиональный.

Сам ручей.

От ручья Меридиональный мой путь пролегал в долину реки Гольцовка. Путь я решил срезать, взобравшись на гору. В результате неизвестно что я выиграл в плане расстояния, но в плане видов скорее всего приобрел. Вид на долину реки Гольцовка.

Ручьи и речки настолько чистые и манящие, что не выпить из них невозможно. Река Гольцовка.

Вторая парковка. Позади пройденная долина Гольцовки. Моя чудо палатка 2х2: двухкилограммовая, двухместная, двухслойная, двухвходовая ? Под палаткой мягчайший мох и кустики, спалось как на хорошем матраце. И кругом черника, черника, черника, все ноги и носки фиолетовые были.

Укромное местечко для готовки ужина.

7-е августа. Проснулся опять в 6:30, а думал, что в походе уж отосплюсь, в 10 вставать буду. Ага! В 6 часов вставал и все тут, наверное, светлое желтое покрытие внутренней палатки вкупе с взошедшим солнышком дают команду НЕ спать! Короче, вылез и увидел массированное наступление тумана из долины вверх прямо на меня. Зрелище потрясное! Я успел только воду вскипятить и одеться, а он за это время проделал путь километра 3 и охватил меня вокруг. Выглядело это как проносящаяся мимо армия нежити наступающая на армию Мордора ? Мимо летят клочья тумана как привидения со скоростью 30-40 км/ч примерно, но при этом нет полного затуманивания, видимость 500х500 :-)

В общем, впечатлило. Но еще больше впечатлила скорость исчезновения всей этой туманной армии, буквально, только успел покушать и собраться, а тумана уже нет и сияет солнце. Круто!

Сегодня запланирована радиалка в цирк Ферсмана. Цирк - это небольшая компактная долина округлой формы, окруженная горами, этакий котлован.. Радиалка – радиальный поход налегке с возвратом на базу, подразумевающий оставление базы на весь день на совесть проходящим мимо. Вот тут в принципе видно, что такое цирк. Снято со склона горы Часначорр. В левой части виден перевал Ферсмана 1Б категории сложности с плавным подъемом направо на гору Ферсмана – 1179,3 м. Изначально планировал просто зайти в цирк и обойдя его вернуться на базу. Но буквально перед выходом родилась идея обойти цирк не внизу, а по хребту по кругу, заодно поймать связь и сообщить родным и близким, что все ок, ленивая группа осталась внизу отдыхать а я пошел один на скалу, чтобы поймать МТС :-) Ложь во благо!

Почти все склоны гор в Хибинах представляют собой так называемый курумник – это скопление остроугольных глыб фракции 100 – 3000 мм :-) Идти по такому покрытию вначале мне показалось сущим адом, но потом я приноровился и даже очень полюбил курумник. С палками и при должной аккуратности такие участки проходятся довольно быстро без особых энергозатрат. Вообще палкам отдельный респект! Как дополнительные две ноги! Даже при упирании в наклонную сторону глыбы, карбид-вольфрамовый наконечник палки уверенно удерживает навалившийся на него вес меня и рюкзака. Особенно ценными палки оказались на спусках. Но вообще колени жалко. Палки только облегчили их страдания. После похода я дня 3-4 ещё не мог спокойно и непринужденно присесть.

Вид на долину, где стоит палатка. Искать её бессмысленно. Она – пиксель фотографии к тому же зеленый. Я потерял её из виду уже когда поднялся на 600 м, а это фотка с 1100 м.

Туман отступает.

Вершина горы представляет собой вот такой плоский красочный пейзаж – уплотненный курумник с заклинкой.

Подойдя к краю склона, можно лицезреть соседний цирк с перевалом Южный Чорргор и парой изумрудных озер. На правом хребте где-то покоятся останки самолета Ил-28, разбившегося здесь в 50-60-х годах. Экипаж там же был, но вроде его вывезли и поставили табличку. Сколько не смотрел не обнаружил, видимо нужно было конкретно лезть туда конкретно с целью найти обломки.

Дошел по хребту до перевала Крестовый 1Б категории. Тут, глядя что меня ждет впереди, коленочки подогнулись второй раз за поход, но обратно идти вообще не вариант, и я полез. Фото из седловины перевала. Гора Петрелиуса вдали и перевал Западный Петрелиуса. В левой части видна стена, с которой я слезал. Брррр.

А это уже подъем из седловины перевала Крестовый снова наверх. Мой путь правее и вверх. Белое пятнышко по центру - это памятная табличка разбившемуся в 1999 –м туристу. Тут я отобедал и убрав фотик в рюкзак полез. Достал его вновь только преодолев следующий перевал Ферсмана. Болтающиеся 1,5 кило за плечом не способствуют удобству преодоления таких препятствий.

Преодолев перевал Ферсмана и поднявшись на одноименную гору, я выдохнул и достал фотик. Фото обратно на перевал Ферсмана, только что пройденный.

Долина, где стоит родная палатка. Ээээй, палатка, мигни фонариком хоть!

Вот тут виден хребет, по которому я шел и два перевала: Крестовый и Ферсмана.

Спускаться в долину я решил по перевалу Восточный Арсеньева 1А категории зимой и н/к летом, чтобы посмотреть что меня ждет завтра. Картина огорчила – сплошной курумник, достаточно крутой и затяжной. Пришел на базу возбужденный пройденным маршрутом и огорченный завтрашними испытаниями.

Перевал Восточный Арсеньева, вид снизу уже.

Наградой за день было вот такое лакомство:

И чай, подогретый на сухом спирте под тентом, потому что шел мелкий дождик. Сухое горючее, кстати, взял только потому что дома оно валялось уже много лет без нужды, а тут для подогрева чая – идеально.

И ещё вот такая красота:

8-е августа. Снова убрал фотик в рюкзак и набравшись терпения полез на перевал Арсеньева Восточный. Сегодня по плану после обеда стоянка у подножия горы Юдычвумчорр – гудящей горы. На полпути нашлись силы скинуть ношу и достать аппарат. Склон перевала вниз – пройденный уже путь. Наверх ещё столько же.

Преодолев перевал, самое время скинуть рюкзак и попастись по ягодным лугам.

Спускаясь далее по долине ручья Ферсмана попадаем к реке Малая Белая. Она то нам и нужна, по ней то мы и пойдем вверх к месту крайней стоянки. Тут тундра сменяется густым лесом и группы встречаются чаще – как медведи хрустят в зарослях, едят ягоды.

Поднимаюсь по долине вверх, лес кончается, кончается березовое криволесье и вот опять тундра, мхи и озера.

Острое желание искупаться удовлетворил в речке, найдя место и поставив лагерь. До чего же кайфово окунуться в ледяную воду, поорать пару секунд и потом стоять на солнышке, подсушивая тело ? К сожалению эти фото не попали в отчет за неимением стороннего наблюдателя. Зато есть закатное фото. Солнце уже ушло за Юдыч и осветило вершины багровым!

Кружечка вечернего какао на сухом спирте :-)

9-е августа. Ночью спал хреново – сказывается неудачное место для палатки, ямы и бугры под спиной всю ночь не давали найти дзен. В итоге проснулся снова в 6 утра с больной головой. Ну да ладно, распогодится. Сегодня по плану лезть на самую высокую точку Хибин – гору Юдычвумчорр 1200,6 м. Погода, кстати, радует уже пятый день подряд: в основном солнышко, осадков минимум. Что же будет дальше?

Подъем на Юдыч занял 1,5 часа по любимому уже курумнику. Промежуточное фото долины, где стоит палатка. На неё я нацепил оранжевый мешочек с надеждой увидеть её с высоты. Какой там! Хотя неет, видать, вооон там…

А вот тут виден перевал Рамзая, вернее ущелье – южные ворота Хибин. Мне туда идти завтра.

Вершина Юдыча представляет собой опять же скудную на ориентиры плоскость. Но виды с него компенсируют это. Долина реки Гольцовка и даже Симбозеро вдали виднеется.

Изумрудные глаза озер в долине Малой Белой.

Сложно сочлененный минерал. Зеленый кусок - это эгирин. Остальное пока не знаю. Набрал кстати разных камушков на горе, чтобы в дальнейшем их опознать в минералогическом музее г. Кировск.

Вдали Имандра и хвостохранилище рудников.

Спустился другим путем неожиданно быстро – за полчаса по осыпушке. Накануне, кстати, ко мне подошла вечером группа и спросила где тропа на Юдычвумчорр. Мой ответ, что тропы нет, идите сразу вверх видимо не устроил и ребята пошли траверсом по склону. Я их долго наблюдал, вплоть до часов 9 вечера по мельканию оранжевого рюкзака. К этому времени они не преодолели и трети высоты. Как они действовали дальше осталось загадкой. Надеюсь они добрались затемно до вершины и имели удовольствие наблюдать Персеиды. Я так и не смог ночью найти время для этого.

Для веселухи – оочень живописная вершина Юдычвумчорра. В этот момент снова налетела армия нежити. Спускаться приходилось под усиливающимся дождем, поэтому в палатку я буквально влетел с ходу вместе с палками и рюкзаком :-) А потом уже спокойно в сухости разделся и лег отдыхать.

10-е августа. Сегодня день выброски, предстоит в спокойном темпе пройти километров 17 до цивилизации, там вызвать такси и ехать спокойно в гостиницу, готовится к отъезду. У Хибин был другой план. Хмурое утро.

С утра решил сходить к маленькому озеру с отметкой 564,5. Вообще расстояния в горах очень обманчивы. То, что на взгляд кажется близким и доступным в один шаг, на деле оказывается радиалкой по 1-1,5 км в одну сторону и не меньше обратно, и все это по мхам и курумнику и ещё вверх-вниз. Я к чему это все. Легкая прогулка до озерца 564,5 вылилась в часовую радиалку. Но оно стоило того – там я сделал свою любимую фотографию. Нет, пока не эту. Тут озеро скрыто холмом.

А вот это она. Эту фотку я назвал Горная свежесть. От неё веет прохладой. Озеро окружают скалы, их вершины в тумане. Как будто стражи охраняют бирюзовое око гор. Подойдя к озеру, я даже невольно поздоровался со скалами (это нормально в одиночном походе). Эта фотка является частью серии фотографий, которые я планирую сшить в панораму. Так, что с композицией не все гладко.

Осмотрев напоследок всю долину, я двинулся к ущелью Рамзая на выход. Было уже пасмурно и летела тонкая морось. Но то что было в ущелье и после в течении 3-х часов я бы назвал: Хибины напомнили мне, что я в Хибинах. Проливной дождь и ветер в лицо, скользкие камни, а потом ещё мокрющие кусты и лужи не оставили шансов ни одной ниточке моей одежды остаться сухой. Дождевик держался первый час, но потом сдался и все-таки пустил воду к телу. Поначалу стесняясь луж, я их обходил или перепрыгивал, но когда из швов на ботинках стали брызгать фонтанчики я потерял всякое стеснение и пошел напрямую по лужам. Бумажная карта в кармане расщепилась на атомы, но навигатор, висевший на карабине на поясе держался молодцом. И тут мне встречается пара, которая пытается найти молибденовые штольни в горе Тахтавумчорр. Самое время поискать штольни, ребята, - сказал я им, да ещё по смартфону. Ну фиииг знает, озера видал, штольни нет. Ну все, удачи вам! Как потом оказалось, они были совсем рядом. Через 3 часа дождь поутих, и я вышел на лесную проезжую дорогу, а потом и на карьерную трассу. Вылив воду из ботинок и посмотрев, что до города осталось 7-8 км, а пройдено уже 17, я решил обойтись без такси и убиться окончательно, дойдя пешком до самой гостиницы в Кировске. А вот и он показался.

Гостиница Спорт за 1000 р – мечта туриста! Горячую воду правда нужно прогонять минуть 40 через все трубы пока она дойдет до тебя. А в остальном все ок. Обложив вещами обогреватель, я поужинал походными остатками, приготовленными здесь же в номере на газе, и лег переваривать прожитое :-)

Потом немного прошелся по городку. Очень компактный и уютный городок, зажатый между гор и живущий апатитовым рудником. Есть тут своя корпорация Амбрелла – ГК Фосагро. Детские сады, спорткомплексы, бассейн, озеро в центре города, жилищный комплекс, горнолыжные спуски, транспорт – все это дело рук Фосагро. Посетил отличный музейно-выставочный комплекс, тоже носящий название Фосагро. История компании, история добычи нефелино-апатитовых руд, история освоения Хибинского массива, минералогия гор, технология добычи руд и разработки рудников – все это есть тут и бесплатно. 2,5 часа пролетели незаметно.

Все это здорово конечно, но в результате деятельности человека горы обретают вот такой вид. Благополучие региона пока важнее сохранения первозданной природы. Надеюсь со временем тренд изменится.

На схеме ниже видно, как человек вгрызается в природу, оставляя все меньше и меньше мест где она естественно прекрасна.

Немного фоток города. Центральное озеро с фонтаном

Нескучайка

Спуск к центральной площади

Результатом похода является масса положительных эмоций и обретение ценного опыта организации самостоятельных вылазок. Составлен список лишнего и необходимого снаряжения. Появилось представление о питании в походе, сколько и в каких количествах нужно есть. Возник интерес к легкоходству – жесткому и бескомпромиссному снижению веса, носимого за плечами. Появилась необходимость приобрести супер-пупер нестачивающийся наконечник трекпалки, утерянный где-то в курумнике.

Так как маршрут похода был составлен на основе анализа коммерческих и любительских походов толпами, считаю, что для одиночного или малолюдного группового похода количество стоянок можно проредить, доведя дневной пробег до 15-20 км. Таким образом мой маршрут проходится не за 6 а за 4 дня. Такие выводы я сделал, основываясь на времени непосредственного передвижения и потребности в еде. Выходя из лагеря редко позже 10, я вставал на следующую парковку обычно уже до 15:00 часов и спокойненько бездельничал. Погода и длительность светового дня позволяли без спешки спокойно идти до 19.00 часов. Питание брал из расчета 650 г в день, и этого было избыточно. Человек я не худой, до похода весил 82,5, после – 81. Иногда запихивал еду в себя просто для того чтобы набрать калорий :-) Думаю, можно было съедать по 500-550 гр и перемещаться на 20 км, осмотрев в два раза больше площади. Ещё необходимо провести ревизию содержимого рюкзака и постараться довести его «полную взлетную массу» хотя бы до 15-18 кг. Но это все выводы на будущее.