Сентябрь на Полярном Урале.

Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Некатегорийный пеший поход

Вступление

Идея посетить Полярный Урал ,и посетить именно осенью, зрела давно . Люблю север , люблю осень . О суровом климате тех мест и нестабильной погоде мы знали . Было разработано две нити маршрута , Длинная : ст.Полярный Урал-пер.Хараматолоу--р.Харуташор-пер.Северный-пер.Седло-оз.Кэчпельты-пер.Западно-Пайерский-р.Лев.Пайера-Пятиречье-р.Бурхойла-р.Лекхойла-р.Малая Хараматолоу-р.Тышор-р.Изъякырю-р.Еджидшор-р.Елец-р.Лек-Вож-ст.Полярный Урал. и сокращенная , на случай ,если не удастся выйти в Пятиречье из-за обильных снегопадов ,предусматривающая возвращение через Б.Хараматолоу и Изъякыръю . При избытке времени на любом из вариантов маршрута возможны были заходы к озёрам Пайта-Ты и Кузь-Ты .

День Первый 02.09.2014:Первое знакомство.

До места назначения добрались поездом Москва — Лабытнанги ,вышли на станции Полярный Урал . Оказалось ,что с нами тем же рейсом ехал мужик из нашего родного Липецка , некто Виталий , путешествующий пенсионер . Если честно , то встречаясь с подобными людьми испытываю одновременно чувство тревоги и восхищения.

"В молодости не было возможности ,но всю жизнь мечтал ,вот детей воспитал , на пенсию вышел , теперь терять нечего , путешествую . Дома , правда , все сумасшедшим считают."- говорит он о себе . Снаряжение его и впрямь вызывает оторопь , но ходит дедушка так , что многие молодые позавидовали . Так сложилось ,что до места первой стоянки нам предстояло идти вместе.

Шли мы по вездеходной дороге на юго-запад,несколько раз переходили истоки ручья Хребет-Шор вброд. Местность заболоченна ,в первый раз порадовались ,что захватили сапоги — забродники , в которых , кстати ,и прошли большую часть нашего маршрута . На стоянку стали близ впадения ручья Лек-Вож в реку Елец,где-то в полукилометре увидели стойбище оленеводов ,но ни оленей , ни людей , ни признаков какой-либо деятельности не видели , потому знакомиться не пошли . Неподалёку от стоянки сделали небольшой привал-хотелось пофотографировать скалы - останцы.

Погода в тот день была замечательная (что для тех мест вообще-то редкость),синее небо ,светит солнце ,лишь после заката затуманило ,пошел редкий снежок . Но к этому времени мы уже поужинали и отправились спать . По эту сторону хребта время всё ещё московское , но ориентироваться стоит всё-же на +2 : светает очень рано , и рано темнеет , однако по-настоящему тёмных ночей нет - север. Первые пару дней приспосабливались.

День Второй 03.09.2014.Болотными тропами .

Подъём ранний,всё в тумане , ночью шел снег,всё запорошено . Ветер порывами , заряды ледяной крупы . Быстро завтракаем , сворачиваем лагерь .Прощаемся с Виталием - здесь наши тропы расходятся .Напоследок оставляю ему свой телефон , как знать , может свидимся . Следуем вездеходкой Елец - Я-Йю ,мимо Яй-Мыльк,и далее к ручью Нангыт-Еган . Дорога порядком заболочена , видимо виноваты прошедшие накануне дожди . Утомляют длительные переходы : мой рюкзак с учетом фотоаппаратуры весит сорок кило , а поставить его и передохнуть негде ,под ногами хлюпает . При каждом шаге проваливаюсь чуть не по колено.

Тяжело не только мне-Николай на особенно зыбком участке провалился разом чуть не по пояс . Стащили с него рюкзак , расстелили на кочках пенку и вытащили его из сапогов на твердь земную . Забродники его вытаскивали отдельно в четыре руки , чуть не оторвали голенища , трясина никак не хотела отдавать свою добычу . После этого случая пыл умерили , старались идти там , где к колее вплотную подходят заросли ивняка . Дороги , которая судя по карте, от р.Нангыт-Еган идет в сторону р.Янас-Шор мы не обнаружили , долго и нудно продирались сквозь заросли ивняка.

Погода радовала разнообразием-то тёплое ясное безветрие , то шквальный ветер со снежными зарядами , то туман и мелкий моросящий дождь . Зато пейзажи вокруг-осень в Арктике во всей красе.

Но все равно , нужный темп в тот день мы выдержали , прошли около 18 км , правда сильно устали . Встали близ вершины 268 м , место не очень удачное в плане воды , есть лишь небольшой ручеёк метрах в ста от стоянки , зато сухая и ровная площадка . В путевом журнале я записал:" СУРОВО , ОЧЕНЬ СУРОВО! "

День Третий 04.09.2014.В поисках тропы

Встали не слишком рано , проспал будильник . Только начали собираться, пошел мелкий моросящий дождь , который длился весь день . Идти опять тяжело-дороги к пер . Хараматолоу нет и в помине . Николай снова увяз , правда на этот раз выбрался почти без посторонней помощи . Пытались двигаться по GPS , выбирая места , где должна быть дорога , но всё больше увязали в болотах . Потом наметили путь " верхами ". Дождь всё это время усиливался.

Вышли к ручью Янас - Шор . Михаил , самый глазастый из нас , и всегда замечающий всё первым , углядел впереди , метрах в 200 медведя .Тот перебирался через ручей . Свистнули в свисток . Медведь ненадолго замер , посмотрел в нашу сторону , потом встряхнулся и начал ковыряться на ягодной поляне , не обращая на нас внимания . К сожалению , сфотографировать зверя не получилось-сильный ветер с дождем , да и нет хорошего телевика . Некоторое время наблюдали за медведем ,потом отошли на безопасное расстояние и под всё усиливающимся дождём разбили лагерь.

Ужин готовили в моей палатке , ели там — же . В тот день я основательно продрог ,так что сидеть в сухости около пышущей жаром горелки было приятно , хотя обычно стряпать в палатке я не люблю . На следующий день решили никуда не идти , а сделать днёвку , отдых нужен был , как воздух , благо график позволял . Ночью долго не мог уснуть , лежал и вслушивался в тревожные разговоры , доносящиеся из соседней палатки.

День Четвёртый 05.09.2014.О дожде , еде , комарах и моральном духе

Итак — дневка . Как и многие последующие-по преимуществу — палаточная . Не могу сказать , что к сюрпризам погоды мы были не готовы-все читали отчёты , знакомились с метеоархивами прошлых лет , но одно дело-читать,совсем другое-прочувствовать на своей шкуре.

Выспальсь , встали с настроением никуданеидтиииславабогу , неспешно сготовили завтрак и поели . Готовили и ели снова в палатке , это стало нормой на весь поход - экономится газ .Тепло и уютно . Хотя меня это нервировало , потому лишние люди немилосердно изгонялись из палатки (прошу простить).После всего этого обнаружилось, ч то жизнь идёт своим чередом , и ничего особенного не случилось.И в погоде наметился перевес:по-прежнему сильный туман и низкая , скрывающая вершины хребтов облачность ,но тепло,дождь-мелко-моросящий и полосами , временами штиль-на час , полтора .Да и режим питания на днёвках усиленный ,с супом на обед , полдником с киселём,и кучей вкусностей.

После обеда сходили с Николаем на разведку в сторону перевала Хараматолоу.На другом берегу Янас-Шор заросли ивняка , но вполне проходимые , далее-равнина с мелкими останцами . Кругом следы медведей ,потому шли , громко переговариваясь . Снова кругом болота , так что следовать указанной на карте дорогой нет смысла . Видны следы глобального потепления - термокарстовые провалы , сфотографировал обвалившийся наполовину холм : с одной стороны- болото , с другой-кусок выпирающий из-под почвы кусок льда в полметра толщиной , а под ним-вода.

Пришли в лагерь к ужину . Потеплело , сквозь плотный туман пробивается предзакатное солнце , ветра нет . И комары . Тучей . Летом их наверное ещё больше , но и так хватило . Своеобразная протеиновая добавка к ужину.

По мере возможностей в перерыве между моросью выбегал фотографировать.

А вот ночью снова влило.

День Пятый 06.09.2014 Туманный Хараматолоу

"Дождь , начавшийся ночью , быстро кончился , утром проснулись-кругом плотный туман,видимость-метров 50,штиль и тепло , явно выше +10" (из путевых заметок)

До перевала Хараматолоу шли по GPS , Памятуя о виденных накануне следах , старались вести себя как можно шумнее .Вспомнился известный мультфильм...Который про ёжика.

При выходе на сам перевал видимость упала совсем , немного камней , снова болото , и перевал мы заметили только по данным на экране GPS . Вышли к оз . Монта-Лор , туман-хоть ложкой загребай . Пара минут и начало развеиваться . Где-то по озеру плывут гуси , слышим их кагакание , но самих не видим . Постояли , сфотографроваись . Чуть спустившись , нашли вездеходную колею . Погода снова поменялась-облачно , но иногда сквозь пелену пробивается солнце . Вышли к Большой Хараматолоу . Вершины гор в плотных облаках , вокруг живописные скалы . Впервые за долгое время следы человека-нашли пустую пачку от таблеток . Небольшая остановка , чтобы сделать несколько кадров , и мы уходим вверх по Хараматолоу . Идти легко и приятно , берега твёрдые,есть желание переобуться в ботинки , но временами удобнее идти прямо по руслу реки.

Погода вновь портится , минуем несколько очень хороших мест под стоянку , Миша возмушается:"Только просохли , к чему опять мокнуть?"Но промокнуть пришлось . До плановой стоянки оставалось ещё около 6 км , как влило по-серьёзному,останавливаться всё-же пришлось.

О стоянке . Когда-то здесь была база геологов . Теперь-разбросанный там и здесь хлам : спинки панцирной кроват и ,буржуйка , куски труб и арматуры . А так же несколько досок и куски рубероида.

Лило не долго ,так что отсидевшись в палатках пошли погулять . Недалеко от лагеря-остатки ледника(или снежника).

Ужин готовили в укрытой от ветра скалами ложбинке , потом решили поднять настроение котелком киселя . Легли спать довольно поздно

День Шестой 07.09.2014 .Дивный вечер на Харута-Шор.

Утро холодное , идет мелкий снег . Завтрак в палатке , ранние и быстрые сборы . Снова туман клоками , снова низкая облачность . Выдвинулись в верховья Бол . Хараматолоу . Дорога сносная-редкий невысокий кустарник ,под ногами временами хлюпает ,но никто по-пояс не проваливается . Снег кончился , довольно тепло , ветра нет .На перевале красивое заболоченное озерцо , берега поросли пушицей.

Далее по маршруту — курумник . Переобулись в ботинки . До разливов Харута-Шор добрались рано , около 14 часов по Москве . Долина ручья очень живописна , одно из красивейших мест на нашем маршруте , и , несмотря на солидный запас ходового времени решили остановиться здесь.

Хорошую стоянку пришлось поискать . После обильных дождей большинство пригодных для этого мест оказались залиты водой.

Долго гулял по окрестностям , благо время позволяло . Места чудесные : недалеко от лагеря водопад ,на редкость приятная погода , окружающие горы присыпаны снегом , вершины утопают в облаках . Ложится спать в тот день никто не спешил , гоняли чаи , расщедрились на какао с сахаром.

День Шестой 07.09.2014 .Дивный вечер на Харута-Шор.

День Седьмой 08.09.2014.Трудный день.

В тот день планировали пройти к р . Харута через пер . Северный и далее через пер . Седло спуститься к оз . Кечь-Пель-Ты . С самого утра пошел снег . Перешли руч . Харута-Шор,начали подниматься . Снег всё усиливался-прямо настоящая зима . По мере подъёма видимость падала . Чем выше в гору ,тем толще снежный покров , камни обледенели , очень скользко .В поисках приемлемого подъёма сильно уклонились к югу . Скоро стало очевидно , что продолжать движение становится небезопасно ,а лезть на следующий день на Западно - Пайерский перевал в подобной обстановке-тем более . Решили спускаться и ставить лагерь.

Спустившись до высоты шестьсот метров вышли из облака . Снег не идёт,сквозь просветы видно синее небо , долина Харута-Шор-как на ладони . Передохнули , пофотографировали , спустились поближе к воде , разбили лагерь . Так как времени до сумерек оставалось очень много , сходили с Андреем к водопадам чуть выше по течению ручья.

День Восьмой 09.09.2014.Днёвка-2

Ночью поднялся сильный ветер . Дождь и снег чередовали друг друга . Утром прояснилось , температура упала гораздо ниже нуля и все камни покрылись тонкой коркой льда . Призрачная надежда уйти в Пятиречье хотя-бы через Восточно-Пайерский перевал растаяли , оставался лишь сокращенный вариант.Теперь можно было не торопиться . Решили стоять на месте в ожидании хорошей погоды . Далеко от лагеря в этот день не ходили-сильный холодный ветер не утихал . Занимались хозяйственными делами:тот-же ветер отлично просушил спальники и ботинки , проветрили палатки (высушить их до этого не представлялось возможным).Часть дня читал , слушал плеер.

День Девятый 10.9.2014.Снова Большая Хараматолоу.

Всю ночь ветер не стихал , снова падал снег-на этот раз мелкие , похожие на иголки снежинки.Опять похолодало . Собираться было очень некомфортно -тент палатки ледяной , пальцы рук даже в перчатках моментально теряют чувствительность . С неба периодически сыплет снежной крупой . Стоило выйти , как ветер стих , прояснилось.

«Покидаем ледяной ад».-пошутил кто-то из попутчиков . Идти скользко-кругом лёд.Сломал победитовый наконечник одной из палок-застряла меж камней . Места по которым заходили сюда позавчера преобразились-всё припорошено мелким снежком , тумана нет , окружающие горы во всей красе , очень живописная картина . Часто останавливались-спешить теперь нет никакой нужды (билеты в обратный путь были куплены заранее ,а пути отхода проработаны ).Спустились к Б. Хараматолоу,переобулись в сапоги.

Сюда зима ещё не добралась-снега нет , тундра в осеннем убранстве .Поставили лагерь на живописной развилке реки , рядом небольшой водопад , светит солнце , довольно тепло . Долго гулял по окрестностям , фотографировал . Надеялся на красивый закат , но тщетно ,к вечеру снова с гор натянуло тумана и пошел снег.

День десятый 11.09.2014.Пайта-Ты.

Снег ночью сменился нудным осенним проливным дождем . Утром несколько раз просыпались ,и оценивали обстановку , очень не хотелось снова мокнуть ,в итоге погода наладилась только к 10 часам утра.

До озера Пайта - Ты добрались без приключений и сюрпризов со стороны погоды , сильный ветер не в счёт.

На берегу озера мест для стоянки нет-нагромождения крупного курумника , потому встали лагерем чуть выше ,на маленькой площадке около ручейка . Ходил фотографировать озеро . Ветер выдул почти весь снег из цирка , временами начинало накрапывать , так что картинка могла быть живописнее . По планам должны были стоять здесь ещё день ,но из-за нестабильной погоды и открытой всем ветрам стоянки решили на следующий день уходить к реке ,и ,как выяснилось , не зря.

День одиннадцатый 12.09.2014.И опять непогода.

Утром снова ходил на озеро пофоткать, время позволяло . Как только собрались ,погода испортилась . Поднялся сильный ветер ,полил дождь ,но при этом сквозь тучи светило солнце . До Хараматолоу дошли часа за три , основательно вымокли(куртка хорошо держит влагу , а вот косой ветер задувает капли дождя в сапоги , снова пожалел , что не купил хорошие самосбросы ) .Палатки ставили под дождём ( уже вошло в привычку ) . До ужина читал , потом , пользуясь перерывом между дождями ходил фотографировать реку . Здесь Хараматолоу течёт по дну ущелья меж скальных стен , много красивых порогов . Ветер носит над горами черные тучи , картинка мрачно — величественная . Съёмке мешал сильный ветер , буквально сносило с ног , на кадрах много "шевеленки", штатив ощутимо трясло . К сумеркам ветер усилился до ураганной силы , долго не мог уснуть , слушал завывания из ущелья да хлопанье тента палатки.

День двенадцатый 13.09.2014.И снова непогода.

Утром без изменений-шквал,то дождь , то метель . Идти куда-либо-ни смысла , ни желания. В ту палатку , которая без юбки ветер задувает капли дождя , пришлось прикрыть с наветренной стороны костровым тентом ( хоть на что-то сгодился ) . Почти весь день безвылазно сидели по палаткам.

День тринадцатый 14.09.2014.Изъякыръю-волшебная река.

Осадки прекратились , а вот ветер утихать не желал...Некоторое время медли со сборами-ждали улучшения , но так и не дождались . Температура ниже нуля-снег не тает ,в котелках толстый слой льда .Собираем палатки ничего не чувствующими руками , выходим.

Постепенно распогодилось , даже выглянуло солнце , заметно потеплело . Миша выдал дежурную шуточку про " проклятое место " . Вообще в тот день погода всё-же решила дать нам передышку . Перешли на левый берег реки , наткнулись на хорошую вездеходную дорогу , не обозначенную ни на одной карте . Временами колея терялась в болотах или уходила на противоположный берег .Тогда приходилось продираться сквозь довольно плотные в этих местах заросли ивняка . Впрочем места довольно наезженные , так что быстро отыскивали новый вездеходный след . У Ивтыысь-Шор впервые за несколько дней наткнулись на следы стоянки-кострище и несколько консервных банок.( Не понимаю , трудно за собой убрать?).

Растительность по берегам сильно изменилась-по местным меркам целый лес : заросли кривых березок под три мета высотой , кусты рябины , встречаются лиственницы . Очень красиво , прямо волшебное место . От впадения в Б.Хараматолоу ручья Ты-Шор хорошая дорога . Разок правда потеряли её в очередном болоте ,но потом быстро нашли . На берегу Изъякыръю обнаружили оборудованную стоянку .Даже есть печка , позаимствованная , по-видимому из брошенного балка геологов . Есть даже подобие туалета-но с разобранными стенами . Место пользуется популярностью отдыхающих-по кустам бутылки от алкоголя , банки от консервов . Хотя захламлено не сильно , по сравнению с подобными местами в других регионах , из тех , что мне довелось посещать . Ужинали вне палатки , долго гоняли чаи . Ходил фотографировать , просто сказка кругом какая-то,да и погода к нам по-прежнему благоволит . Начались проблемы с батарейным блоком-быстро разряжается . До этого переживал , что много лишних батареек с собой взял ,а теперь длительное пребывание на холоде сказывается . С этого дня батарейный блок носил отдельно в кармане , а на ночь прятал в спальник.

День четырнадцатый 15.09.2014.Днёвка

Ночь была ясная , и потому очень холодная ,пожалел ,что не опустил юбку на палатке , зато сухо-никакого конденсата . Рассвет проморгал-выглядывал с утра из палатки-вроде как дымки нагнало , никуда не пошел . Начал готовить завтрак-небо заиграло всеми красками , но бежать куда-либо было поздно.

Зато после завтрака сходили в радиалку на холм неподалёку (вершина 261м по карте)-великолепная картина ,осень в самом разгаре . Бросилось в глаза ,что лиственницы в этих краях только-только начали желтеть,где-нибудь на Алтае они уже сбрасывают иголки . Да и вообще,всё здесь спешит жить , некоторые растения до сих пор цветут , стоит пригреть солнцу-вылазят насекомые.

День по-преимуществу ясный и солнечный , лишь изредка ветер приносит облака , высыпаюшие на нас заряды снега с дождём . Растянули над лавочкой в лагере тент .

Видели останки оленей-обглоданные кости и куски шкур : по видимому в этих местах разбойничают волки.

Обратил внимание ,что многие лиственницы наклонены в сторону и у них отсутствуют верхушки : зимой на них налипает мокрый снег , а затем ломает ветер .После недолгих поисков разжились дровами , и в первый (и единственный) раз за поход готовили на огне-затопили печку . Буржуйка дурацкой конструкции : очень частая решетка , более предназначенная для топки каменным углём .Огня от дров много ,жара мало . Раскалённые угли ссыпаются вниз , вода закипет долго , зато можно было погреться-побеседовать в тепле , да на берегу реки . Можно было развести костёр,но поганить красивое место кострищем рука не поднялась . Чай пили с веточками можжевельника , черникой,побегами лиственницы, обнаружились излишки сахара и какао, к оторые до того " зажимали ".

После обеда ходили разведать путь в сторону станции . Дорога в хорошем состоянии - пробита до каменного основания , никаких болот , по всем приметам этим путём часто пользуются.

День пятнадцатый 16.09.2014.И зима следовала за ними...

Ночью очень холодно , даже вылазил из спальника чтобы утеплиться . Встали-позавтракали-собрались очень рано , впереди длинный день , да и мало-ли,каких вывертов ждать от погоды . По первой идти было очень хорошо , солнышко,хорошая дорога . Дорога ведет выше и выше , вершины гор скрыты облаками.

В облаках-зима и снегопад , первое время иногда проглядывало солнце . Видели большое стадо оленей , которые при виде нас ушли выше в горы . Но никаких следов людей .По мере подъема снег усиливался , видимость падала . Дорога скрылась под толстым слоем снега , временами выше колена . Дороги почти не видно , ориентируемся по навигатору и торчащим из сугробов верхушкам кустов ивняка посреди колеи.

По плану должны были стоять на берегу озера близ горы Степ-Рузь . Но погода такая , что почти ничего не видно ,а снег всё усиливается , хорошо хоть ветра нет . Останавливаться в таких условиях-искать проблем себе на голову . Как минимум-откапывать по утру лагерь , а потом долго и нудно поочередно тропить тропу ,и то , если погода окончательно не испортится.

Потому , миновав пологий перевал , вышли из облака и спустились в долину ручья Еджид-Шор . Здесь всё лишь слегка припорошено снегом , вездеходная колея хорошо просматривается .

Ранний подъём оказался как нельзя к стати , ужинали ещё при дневном свете.Во время ужина слышали звук взрыва , даже гора под нами вздрогнула .По-видимому работы на руднике на горе Рай - Из .Выходил прогуляться из палатки , показалось , что слышу звук мотора неподалёку . Спросил у народа-никто ничего не слышал...

В тот день в шутку вместо постскриптума записал в дневнике пожелание:"Эх , погоды бы нам , погоды ..."

День шестнадцатый 17.09.2014

"За погоду спасибо!"-вынужден был написать в этот раз . Зима на время оставила нас в покое . Снега ночью не было .На ночь обложил ветрозащитную юбку камнями , потэтому в палатке много конденсата ,так что по утру вылазить из спальника было противно.

Повезло с дорогой : обнаружили нигде не обозначенную дорогу через безымянный перевал в долину р . Елец ,так что пробираться сквозь кустарник не пришлось.

Впервые более чем за две недели встретили людей .Издалека заметили два квадроцикла с прицепами-санями,мы как раз отдыхали , сидя на рюкзаках . Оказалось -оленеводы . Примерный диалог:

-День добрый

-И вам здравствуйте

-Откуда?

-Из Липецка.

-Прямо из Липецка пешком идетё ?

-Ааа,здесь..С Большой Хараматолоу на станцию.

-Оленей не видели ,когда шли?

-Стадо видели

-А где ? Это наши олени , со вчера ищем.

Объяснили , показали место на карте , и двинулись дальше . В долинах рек Елец и Лек-Вож снег еще не лежит , но трава пожухла , кусты стоят уже без листвы , поздняя осень . Лагерь разбили на берегу Лек-Вож ,площадка ровная , хорошая , без камней .На стоянку встали задолго до обеда . Нечего и говорить , в этом походе длительными марш-бросками мы себя не утруждали . И в запасе ещё один день . С соизволения погоды основательно просушили все вещи , после обеда долго гулял , снова ждал заката , снова безрезультатно.

Провели ревизию-еды вдосталь,где-то что-то сэкономили и Н . З . нетронут.

День семнадцатый 18.09.2014.

Стоим в 8 км от станции, делать особо нечего , билеты куплены заранее, поезд послезавтра . Утром с Николаем на перевал чуть восточнее горы Шлем ,с дохлой надеждой попробовать позвонить домой .Телефон ловит сигналы BeeLine и Мегафон , но связи нет " кроме экстренных вызовов ".Дорога в сторону станции хорошая , снега пока мало .Вернулись в лагерь , пообедали.

Как всегда , под конец похода становится немного печально , долго бесцельно бродил неподалёку от лагеря . А вечером пошел снег.

День восемнадцатый 19.09.2014.

Там-же. Б удильник не ставили ,но всё равно проснулись рано . После завтрака долго сидели в палатке , вели обстоятельные беседы ни о чем , уничтожали остатки продуктов . Временами вылезал пройтись . Зима пришла на долго , кругом белым-бело,температура минусовая.

День девятнадцатый 20.09.2014.К станции

Утро , туман ,снегопад . Дорогу сильно замело , думали , что до самой железной дороги .Но по эту сторону гор всё ещё осень . Рюкзаки лёгкие,переход не занял ни длительного времени ,ни сил.

Лагерь разбили в двух с половиной километрах от станции ,сходили сфотографироваться на Перевальное озеро.

Начался массовый отлёт птиц .Весь день над нами с тоскливыми криками пролетали клинья гусей .На душе всё печальнее.

День двадцатый 21.09.2014.В Воркуту!

Утром сильно удивились , проснувшись всё ещё в осени , снег а,ожиданиям вопреки ,так и не выпало .Очень плотно позавтракали (ни грамма с собой )!пошли в сторону железной дороги .

Станция-домик весёлой желтой расцветки ,внутри очень тепло ,есть даже крохотный зал ожидания с целой оранжереей на подоконнике и фотографиями в рамочках на стенах.

Пару часов в ожидании поезда шлялся вдоль путей ,сидеть в помещении не хотелось.

Поезд "Лабытнанги-Воркута" (всего из двух вагонов , купейный и общий),в обычные дни пустой , оказался под завязку набит школьниками-подростками,их возили на выходные на экскурсию на Собь. Плюс несколько нетрезвых вахтенных работяг и два семейства оленеводов , места , несмотря на билеты ,нам едва-едва хватило.

В Воркуту прибыли затемно , до забронированной гостиницы добирались пешком , общественный транспорт здесь в это время уже не ходит . По прибытию-небольшое разочарование .В отеле прорвало трубу и холодной воды нет .Время позднее ,а ночевать где-то надо , пришлось заселяться .К нашему счастью горячая вода здесь таковая лишь по названию ,так что искупаться удалось . На всякий случай администратор гостиницы предоставила нам тазики и несколько бутылей от куллера с холодной водой .Хотя в целом-милая уютная гостиница за смехотворные деньги.

День двадцать первый 22.09.2013.Отъезд

Утром с Николаем вышли прогуляться по городу . Впечатления ровные . Обычно после похода городская суета меня раздражает . Здесь -северный провинциальный город , кругом запустение и реликты советской эпохи . Теплее , чем в горах , моросит мелкий дождь.

После обеда отправились на вокзал .По дороге — фото сессия у местных достопримечательностей.

На вокзале порадовало нововведение-вариант на тему бук-кроссинга . Свободная библиотека , стеллаж ,с которого можно бесплатно взять с собой книгу в дорогу ,либо оставить свою .Видел подобное в библиотеках своего города ,но на вокзалах , на мой взгляд , куда актуальнее.

Поезд в Москву — полупустой , доехали без происшествий.