НЕ Путевые заметки

След ледокола След ледокола
Загружаемся в поезд 382-й Москва – Мурманск и через 10 минут он увозит нас на Север. К этому времени мы уже слегка «расслабились» у наших московских друзей, поэтому задержку рюкзаков, ехавших  отдельно на автомашине от Люблино до Ленинградского вокзала, перенесли достаточно спокойно. Все хорошо, что хорошо кончается, и поезд не пришлось догонять. Нас четверо. Двое – из Белгорода. Один из них – новичок Александр Кормилин, программист, молодой человек 27 лет, любитель активного отдыха. Второй – бывалый, Сергей Коноваленко, врач-реаниматолог и по совместительству бессменный походный повар, в нашем случае – кок (путешествие – то морское!) и наш руководитель. Еще двое из Протвино Московской области. Владимир Лапыгин, инженер-физик и автор этих «творений» Лосев Григорий, инженер небольшой приборостроительной компании. Постоянный активный участник северных путешествий Александр Бакшеев повредил руку и вынужден пропустить сезон.

21.02. День в поезде. Из окна заметно, что зима в этом году правильная не только в Москве. Из примечательного,  традиционные пироги–рыбники на перроне в Медвежьегорске были только у одного человека и невкусные.  В этом путешествии у нас GPS-навигатор. Саша заносит в него координаты ключевых точек маршрута, считанных из Google-планета Земля.

22.02. В 2:35 выходим в Пояконде. Морозно, безоблачное небо. По предварительной договоренности нас должны ждать в гостевом домике Беломорской биологической станции (ББС) МГУ. Идем через весь поселок. Из далека видим избу со светящимися окнами и идущим из трубы дымом. Нас встречает хозяйка Нина Михайловна с внуком лет шестнадцати. Узнаем друг друга. Год назад мы завершали поход в Пояконде и случайно вышли с залива (по местному – губа) к этой избе.
Краткий инструктаж. Мы расплачиваемся за ночлег (350 рублей с человека). Хозяйка сообщает, что на улице – 30°С. К сожалению, свой термометр мы умудрились в поезде разбить.
В доме натоплено. Укладываемся спать в спальные мешки. Кто на пол, кто на панцирные кровати.
Встаем в 8 часов. Готовим завтрак и перекус на обед. Заправляем два термоса: один чаем, второй – бульоном из кубиков. Собираемся. Смазываем все молнии на спальниках и палатке специальным жировым составом, приготовленным Саней Бакшеевым и, что немаловажно, протестированным на морозе.
Выходим в 10:30. Облачно. Мороз до –20 градусов. Через 25 минут мы на Ругозерской губе. По ней нам идти километров 15. Дует сильный встречный ветер со снегом летящим горизонтально. Дедушка Север решил сразу устроить нам ходовые испытания. Идти неприятно. Надеваю маску. Однако через отверстия для глаз задувает так, что в углах глаз образуются сосульки. Остальные участники идут без масок. У Сережи уже через час вместо докторских усов, между ртом и носом сплошная льдина.
Движемся по губе, лавируя между островами. Видимость 300 – 700 метров. Иду с мыслью, что ветер вот-вот стихнет. Но не тут-то было. Стихает он только когда в 16 часов, пройдя за день километров двенадцать, сворачиваем за мыс скрываясь в редколесье. Ставим палатку, обустраиваем лагерь. Вот и первый сюрприз: не работает мультитопливная горелка. Для нее взят хороший бензин. Попытка реанимировать это, прямо скажу, недешевое чудо техники, закончилась неудачей. Зажигаем две газовые горелки и Сережа начинает готовить ужин. Он признанный эксперт в области приготовления пищи. Умело приготовленное им и приправленное шутками и анекдотами несет позитивный заряд и создает приподнятое настроение. В подобных походах, как правило, на аппетит никто не жалуется. А если, не дай Бог, это и произойдет, больной немедленно попадет на прием к реаниматологу Коноваленко, и доктор, хорошо зная свое дело, конечно, сделает верное назначение, и, по прошествии не более 15 минут, приняв граммов 50 из волшебной бутылочки, выздоровевший, порозовевший и довольный жизнью участник снова встанет в строй (то бишь в очередь за кашей).
Кушаем, немного общаемся. Пора на отдых в «разогретый» спальный мешок.

23.02, К утру снегопад закончился, ветер стих. Малооблачно. Морозик градусов 15. Завтракаем, собираемся и в 10:30 трогаемся в путь. Сегодня он пролегает вдоль открытой воды. Полынья тянется до слияния Ругозерской губы и Бабьего моря. Место это называется Городецкий порог. В прошлом году здесь был птичий базар – тысячи две полярных уток – гаг. Нынче их нет. Видимо, из-за суровой зимы вынуждены были улететь в теплые края J L.
Скорее всего, огромная, открытая полынья образуется из-за мелководья, через которое во время приливов и отливов, вода переливается из Ругозерской в Бабье море и обратно. Место очень красивое. Неподалеку два отстоящих на полкилометра друг от друга домика. Это кардоны егерей. Места эти входят в Кандалакшский заповедник.
Погода – просто блеск. Тихо и солнечно. Идти одно удовольствие. Переходим из губы в море. Двигаемся на северо-восток. Наш путь лежит к острову Великий, который мы должны обойти по льду и выйти в Кандалакшский залив. Но до него еще километров семь. По дороге встречаются совсем маленькие острова поросшие елью и березой. Пейзаж радует глаз. К вечеру достигаем северо-западной оконечности острова и останавливаемся в живописном лесу. Ставим лагерь, хорошо оборудуем его. Помогает походная снеговая лопата. Делаем стол из снега. Застилаем его скатеркой. Расчищаем дорожки к палатке и «туалету». Юбку палатки по периметру утепляем снегом. Удается напилить хороших дров. Сережа готовит праздничный ужин на костре. В этих широтах такое бывает нечасто. Хотя лес кругом, найти дрова удается редко. Впервые используем стальной тросик для подвески котлов над костром. Удобная штука, но надо будет доработать конструкцию.
На наших глазах солнце садится в тучку L. Удивительно, но есть сотовая связь, хотя ближайший ретранслятор на ББС, в Приморском, километрах в восьми от нас. Домашние поздравляют с Днем защитника отечества. В 22 часа отужинав и наговорившись, отходим ко сну. Спалось очень хорошо.

24.02. Утром пасмурно, около –15°С. Ветрено. Слышно завывание ветра на море. Готовим завтрак на костре. Забираем с собой остатки напиленных накануне вечером дров. Короткий траверс мыса через лес по глубокому снегу, и мы в узком, метров 400, проливе между Бабьим морем и Кандалакшским заливом. Идем, прижимаясь к южному берегу. Метет метель, с сильным встречным ветром. Видимость 400-600 метров. Иногда лыжи проваливаются до воды. Проходим небольшие заливы. Вокруг очень красиво Часа через два подходим к порогу Купчинный, связывающему Бабье море и Кандалакшский залив. На правом по ходу островном берегу –  кордон. Два небольших домика и еще какое-то подобие мини-пирса. Видимо летом сюда приходят по воде любители отдыха на морских просторах. Наверняка здесь хорошая рыбалка. Правда, это место заповедное, как и большинство других островов этого района.
Продолжающийся снегопад и ветер мешают заснять все красоты этого залива. Мы продолжаем движение, огибая остров по мысам. Все чаще на нашем пути попадаются торосы. В районе 14 часов замечаем на льду недалеко от берега металлическую банку объемом кубометров шесть, обросшую льдом. Решаем устроить перекус, укрывшись по возможности от ветра. Меню из года в год одно и то же. Выглядит оно так: 200 граммов горячего бульона, два бутерброда с салом и сырокопченой колбасой, 250 граммов чая с печеньем, карамелью и горсть сухофруктов (курага и изюм) с грецкими орехами. Этого вполне хватает, чтобы спокойно дожить до ужина. Вообще, как говорит доктор Бакшеев, по калоражу наш дневной рацион на человека составляет около 3500 килокалорий, что вполне достаточно.
Обед занимает минут 20 и снова в путь. Ветер потихоньку стихает, снегопад заканчивается, видимость улучшается.
В 16:30 начинаем поиск места для стоянки. Заходим в маленькую, уютную бухточку за мысом Подкорожный. Минут 15 спустя находим прекрасную стоянку в живописном, засыпанном снегом кусочке леса, закрытом от моря небольшим холмом. Мы прямо-таки в гостях у дедушки Севера.

25.02. Подъем как обычно в 7 часов. Раньше нет смысла – темновато. Мороз 20-25 градусов. Малооблачно. Вновь вспоминаются слова из песни «нас утро встречает прохладой». В 10 часов выходим на залив. Солнечная погода, сильный боковой ветер с залива. Надеваю маску, но даже в ней и под глубоким непродуваемым капюшоном хорошей штормовки ветерок неприятно, до боли захолаживает висок с наветренной стороны. Приходится регулярно его оттирать рукой. Но делать нечего, как говорится, за тем и ехали. Слева по курсу теперь бесконечные просторы Кандалакшского залива. В этом месте его ширина достигает 70 километров.
Все чаще на нашем долгом пути попадаются торосы. На бескрайних морских просторах у Солнца, снега, ветра и воды больше возможностей для творчества. И они эту возможность не упускают. Это еще не поля торошения. Торосов, пока немного, но уже интересно, они привлекают взгляд. Глаз пытается отыскать, зацепиться за что-то, что может как-то нарушить бесконечную белизну белого безмолвия. Это дает возможность немного расслабиться, восстановить ориентацию в пространстве и времени слегка нарушенную усталостью от длительного перехода.
Плотный наст. Идется легко. Проходим пролив Великая Салма и становимся на ночлег на берегу острова Покормежный. Место классное, с видом на море. Чтобы выйти со льда, приходится преодолевать довольно высокий снежно-ледовый барьер. Часто вперемешку со снегом и льдом встречается наволок из стволов деревьев, обточенных соленой водой и береговым песком словно на токарном станке.