Башкирия - конный край
Здравствуйте

Звать меня Юрий. Я поведаю Вам про конный поход “Башкирия - конный край”, в котором мне посчастливилось принять участие в августе 2011 года.
Из-за персонального финансового кризиса в это лето я не планировал никаких отпусков и путешествий. Но в июле мое намерение было сломлено заманчивым предложением от подруги Карины. Она с подругами собиралась в бюджетный конный туру по южному Уралу. В описании тура встречались такие привлекательные фразы, как “6 часов/день верхом на лошади (чередуя шаг-рысь и галоп)”, “продолжительное время ехать облегченной рысью”, “не для новичков”, ну и конечно “если комфортные конные туры для Вас – пройденный этап, и для путешествия не хватает только доброго коня, мы приглашаем Вас принять участие в этой программе”. Да и стоимость тура 5700р сыграла немалую роль. Пятая точка зачесалась в ожидании приключений, а голова поняла, что шансов отмазаться уже нет. Что ж, дело осталось за малым - заявление об отпуске, билеты, рюкзак за спину и вперед - навстречу приключениям.
От Москвы до села Кага

Ничего особенного в перелете от Москвы до Уфы не было. Внуково, толкающаяся очередь на регистрацию, штатная улыбка служащей аэропорта, взвешивание багажа, шуршащие бахилы, рамка металлоискателя, белый самолет, приветливые стюардессы, резкий разгон, отрыв, истошно кричащие дети, мягкая посадка в Уфе. У трапа самолета нас встречал милый утренний дождик.
        Из Москвы нас ехало трое - я, Карина и Наташа (третья девушка, к сожалению, поехать в тур не смогла). Остальные участники тура собирались попасть на базу днем раньше. Мы же прибывали в Уфу в первый день тура, и нам нужно было успеть добраться до села Кага, где находится конно-туристическая база “Сухов Ключ”, а это 200 километрам по автомобильным дорогам Башкирии. Для этого мы заранее заказали Белорецкое такси, решив, что ждать 7 часов маршрутного такси до Каги нам будет скучно. И мы не ошиблись - развлечения мы добыли. Несмотря на то что водитель такси был хмур и не особо разговорчив мы быстро очнулись от дремы бессонной ночи и усталости перелета. Причиной тому был не только бархатно-багровый рассвет, пробивающийся через расступающиеся дождевые тучи. Нашему пробуждению главным образом поспособствовал стиль вождения шефа. Езда не была лихой, как у сочинских таксистов на захватывающих дух серпантинах, не было эмоциональных переживаний и едких комментариев московских повелителей баранки. Наш экземпляр был тих, сосредоточен на дороге, и лишь иногда он отрывал взгляд от дороги, прикладываясь к двухлитровой бутылке фанты. Не помню точно, когда мы начали настораживаться - то ли после второго выезда на встречку, то ли после третьего заскока на обочину. Но окончательно с нас сон сняло сладкое похрапывание, мирно уснувшего таксиста, и это при скорости 80 км/ч. Но ничего страшного, нам его удалось достаточно быстро разбудить. Я на всякий случай пристегнулся. Храп раздавался еще пару раз, счет встречкам и обочинам уже был потерян. Но судьба и пустынные утренние дороги Башкирии были благосклонны к нам. На вежливые предложения сменить рулевого, водитель только мотал головой и глубже вдавливал педаль в пол. Уж не знаю что взяло верх, то ли похмелье, от которого так и не помогала фанта, то ли бессонная ночь (ведь выехать из Белорецка на встречу с нами, по всем расчетам, такси должно было в час ночи), но водитель сдался. Тихий час был устроен недалеко от заправки. На трясущихся ногах мы побрели осматривать местные достопримечательности, а водитель засопел, удобно устроившись на штурвале своего пепелаца. С королевской точностью через час шеф просигналил, мы с опаской забрались в машину и продолжили путь. Остаток дороги до Каги прошел без приключений. Немножко проблуждали при поиске туристической базы, так как попавшиеся нам сельчане ни слухом ни духом про нее не ведали. Но по наитию, смутным воспоминаниям схемы на сайте и счастливому случаю мы угадали 3 поворота и прибыли на базу.
        Несмотря на все богатство впечатлений и эмоций, пережитых нами от проделанного пути, позвольте все таки Вам посоветовать - если соберетесь поехать в село Кага, то пользуйтесь маршрутным такси которое указано на сайте туроператора, ибо не всегда фортуна благосклонна и встречная свободна. Кроме того, организаторы тура, размещающие способы прибытия в начало маршрута, как правило, заинтересованы в живых и целых туристах и не будут советовать плохого. Постарайтесь учиться на ошибках других. Как показала обратная дорога, мы были не способны учиться даже на своих...
Группа в сборе

Знакомство Знакомство
Запруда Запруда
Купание Купание
Спешили-спешили, прибыли в КТБ Сухов-Ключ к 11 часам утра, а оказалось что первый пробный верховой выход намечен на 6 часов вечера. Ну раз лошадки откладываются, то нам нужно... Познакомиться с группой? Осмотреть базу? Разместиться? Не угадали - первым делом - завтрак! Нас высадили из такси как раз перед столовой, так что проблемы паники, беготни и поисков были решены сами собой. Мы побросали в прихожей рюкзаки и проследовали в едальню, где, уже трапезничала остальные участники нашей группы. Что ж, поедим и заодно познакомимся.
        Как оказалось, собрались люди со всей России и более того. Ну начнем конечно же с нас: я сам из Саратова, Карина из Москвы, Наташа из Одессы. За столом мы познакомились с Ольгой и Катериной из города Можга, Катериной и Татьяной из Уфы, Юрием и Катериной из Ижевска, Настей из Чебоксар и Валерией из Магнитогорска. Итого 11 человек. Это я сейчас так лихо всех перечислил, на самом же деле в тот момент запомнил только, что у нас в группе 3 Кати и Леру. Вот такая у меня скверная память на имена. Кроме того, я очень сильно был увлечен поеданием вкусняшек, которыми нас почивали приветливые кухарки. Сверх нормы мне перепали еще пара порций каши от быстро насытившихся подруг.
        За столом обсуждали, кто как добрался до базы. Оказалось что мы не единственные пережили приключения в пути. Некоторые из группы решили ехать в Кагу через Белорецк, куда они добрались без проблем, но пересесть на автобус до Каги им не удалось. В результате пришлось ночевать на лавочках под открытым небом.
        Подкрепившись мы начали размещаться и осваиваться. База представляет из себя три свежих деревянных домика, один из них это уже упомянутая кухня, 2 других - жилые. Кроме того наличествуют конюшня, баня и удобства на улице. Но домики это не про нашу честь - мы же в эконом туре, так что мы разместились рядом в палатках.
        Я думал что после обеда и бессонной ночи единственное на что у меня хватит сил - разбить палатку, уложить вещи, себя и усиленно надавить на фазу. Но сон не шел, кроме того просочилась информация, что рядом есть запруда, в которой можно искупаться. Этим мы и занялись. Водоем был мелким и небольшим, но это компенсировалось чистой водой и вышедшим из-за туч солнцем. После водных процедур в ожидании выезда все разбрелись по палаткам где нас таки догнал послеобеденный сон.
Тест драйв

Не ломать строй! Не ломать строй!
Репелленты Репелленты
Ведьмино озеро Ведьмино озеро
Я на Мустанге Я на Мустанге
Дождаться приглашения мы не стали. Кто-то сорвался первым, за ним другой и все остальные пошли в конюшню подбирать коней. Там нас встретили удивленные инструктора - типа где вы пропали, почему еще не в седле, с утра вас ждем, глаз не смыкаем. Ладно, шутки-шутками, но надо готовиться к выезду, а для этого нужно выбрать своего - коня. А как это сделать в темной конюшне, ума не приложу. Спросил у... Да, кстати, инструкторов звали Саша(помоложе) и Леша(покрупней), они и поведут наш тур. Так вот, спросил я у Саши - посоветуй, мол, какого конягу мне взять чтобы порезвей, да повеселей, а главное - покрасивей. Мне посоветовали Алмаза - серый в яблоко потомок рысаков, с куцей гривой и потрепанной уздечкой, белая ворона на фоне остальных лошадей. Мне он естественно не понравился(я же самый умный). Стал выбирать коня по своему вкусу и нашел - пышные грива и хвост, мощный гнедой корпус. Не конь, а картинка, звать Мустангом. А Алмаза забрал Юра из Ижевска.
        Так конь выбран, теперь надо немножко привести его в порядок. Попытался я расчесать ему гриву, а в челке репьев больше чем жвачек под крышкой школьной партой. Стал я их выбирать, а просто так их не выдерешь - все запутались, замотались и слиплись. Пришлось выбирать каждый по отдельности, кропотливо выпутываю каждую прядь. На что не пойдешь ради красоты.
        В это время Карина и Наташа обрабатывали своих коней репеллентами. На улице стояла жара и вероятность налета оводов и слепней была крайне высокая. У меня репеллентов не было поэтому я сильно переживал, как будет вести себя мой конь под нажимом жалящего гнуса.
        Дальше инструктаж. После жестких требований которые были приведены в описании тура, я думал что инструктажа вообще не будет - все опытные наездники, родились в седле и провели верхом ни один год. Так что же мы узнали во время инструктажа, ну примерно так: это конь, сидеть на нем нужно сверху, за эти веревки держаться, что бы остановиться за них тянуть на себя, что бы повернуть - в сторону. Ну может быть не все было так тривиально, но где-то рядом. Приехали, я аж испугался, что это очередной шаговый поход с нытьем, что “не надо рысью я за час уже всю попу стер“. Хотя я заметил интересные вещи: категорически запретили затягивать верхнюю подпругу, мол пусть кони едят во время переходов. Никогда раньше не встречался с таким либеральным подходом к кормежке.
        Все формальности были выполнены, мы разместились по седлам и двинулись в путь. Как показали первые минуты, разбираться в тонкостях психологии и нравов Мустанга не придется, едет и едет, слушается, не упрямится. Так что внимание можно переключить на созерцание окружающих красот и общение с народом. Хотя через некоторое время нас начали одолевать жужжащие твари и пришлось уделять внимание им тоже. Я сорвал веточку и нарек ее репеллентом.
        Первый выход был недолгий и спокойный, час шагом и рысью до небольшого озера. Название свое Ведьмино озеро получило от того, что по приданию там ведьм топили. Постояли у озера, выяснили, что у всех все в порядке и двинулись в обратный путь.
        На обратном пути попросили и получили галоп. Мустанг не отличился скоростью, веточку я неудачно обломал на старте и подгонять было нечем. Кроме того, после галопа он взмок, как после десятикилометровой пробежки в костюме химзащиты. Видимо мохнатость и упитанность коня не такой уж и плюс летом. Теперь все оводы были наши.
        Еще через час вернулись на базу. Все были целы, здоровы, полны сил и требовали продолжения банкета. Алексей успокоил нас, пообещав устроить нам что-то незабываемое на следующий день.
Прощание с цивилизацией

Улыбаемся Улыбаемся
Неприступная скала Неприступная скала
Просто красота Просто красота
Поужинав мы обнаружили, что солнце пока еще не село. Вечерняя баня откладывается до 23:00, так как ее оккупировали немцы (откуда на южном Урале немцы, что они там забыли?). Сходили искупались, все равно еще есть время. Мы с Настей решили пойти пофотографировать отпущенных на волю коней, благо закатное солнце придает фотографиям особый шик.
        Попутно за конюшней были обнаружены древние телега, сани и косилка. Весь этот инвентарь, как нам сказали местные, действующий и пользуется большим спросом.
        Найти коней оказалось не так просто, хоть и стреноженные они умотали на километр от конюшни и найти их удалось только по звукам колокольчиков. При этом пришлось два раза форсировать неглубокую речку. Кони разделились на две группы, одна тусовалась на поле, другая объедала траву в глубине рощи. Лазить по бурелому и искать партизан у нас не было никакого желания, поэтому мы устроили фотосессию с первой группой. Слава богу, кони, не отвлекаясь от процесса поедания травы, подпустили к себе без проблем, позволяли забираться на себя и совершенно не стеснялись камеры.
        Наснимавшись всласть мы решили покорить скалу, покрытую лесом. Склон был достаточно крутой и покрытый замшелой травой и реденькими кустарником, что отнюдь не упрощало подъем. Но в итоге пыхтя и роняя тапки нам удалось покорить вершину, конечно не Эверест но для любителей в шлепанцах пойдет. Наградой была распростертая под нами закатная поляна с жующими коняжками. Солнце уже начало касаться горизонта, так что, для того что бы избежать ночевки на вершине, нам пришлось ускоренно спуститься с гор и вернуться в базовый лагерь. Охота за фотографиями была признана успешной.
        Вечером после бани я пошел спать, а остальные развели костер и полночи травили байки. Так что быстро заснуть мне не удалось, но хоть сказок наслушался вдоволь.
Первый шаг - он трудный самый

Хмурое утро Хмурое утро
Роса на палатке Роса на палатке
Пора на работу Пора на работу
Вдоль газопровода Вдоль газопровода
Галоп Галоп
Брод Брод
Водные туристы Водные туристы
Катерина Катерина
Хмурое небо и блеклое солнце встречали нас утром. Окрестности покрыли низкие облака или верховой туман. Палатки были усыпаны блестящими капельками росы, скатывающимися в траву от малейшего прикосновения.
        Выезд у нас был назначен на 11 часов. До этого времени нам предстояло поесть и собраться. Для перевозки вещей был приспособлен трактор с прицепом будкой, так что путешествовали мы налегке.
        Прошлой ночью перед сном я окончательно определился с тем, что мне не понравился Мустанг и я решил выбрать другого коня. К счастью, оказалось, что Юра тоже решил поменять своего Алмаза (того коня, которого мне изначально советовал Саша). Так что в поход я пошел на неопробованном коне.
        Снова предстояла чистка. Опять вся челка в репьях. Но привести Алмаза в порядок было гораздо проще чем Мустанга - преимущества короткой стрижки.
        В то утро я первый раз самостоятельно седлал коня (перед прошлым выходом кони уже ждали нас заседланными). Главное делать все аккуратно и внимательно, проверить чтобы не было мусора ни на коне ни на седле, выровнять подпруги и попрятать пряжки на подпругах и стременах.
        Помахав на прощанье персоналу базы, мы двинулись в путь. Грохоча и расплескивая воду из фляжки в прицепе нас обогнал трактор с вещами и скрылся за горизонтом. Шли мы по полянам и небольшим рощицам, особой красоты не наблюдалось из-за хмурой и промозглой погоды.
        Темп движения был быстрый, много рыси. Алексей(инструктор) сказал, что в этот день у нас будет большой переход - мы пропустим одну стоянку и сразу выйдем ко второй. Это и был обещанный ранее сюрприз. Так что он посоветовал нам беречь силы.
        Постепенно мы углубились в лес, где наткнулись на строящийся газопровод и пошли вдоль него. Спустившись с очень крутого склона, мы попали в пойму реки Белой вдоль которой и пролегал наш дальнейший маршрут.
        По берегам реки раскинулись просторные поля, манившие нас и коней. Идти шагом по такой местности было откровенным преступлением и мы дали жару! Поле галопом, шаг - отдых, поле рысью, собираем отставших, галоп и по новой. Александр был прав - Алмаз был конем специально для меня, скорость набирает в лет. В галоп уходит не спеша, пропуская вперед дам, но после аккуратно и играючи обходит группу приходя к финишу в первых рядах. Не могу назвать себя опытным всадником, боюсь пускать коня во весь опор и подгонять его всеми силами, но думаю что под умелым наездником Алмаз был бы первым без особых проблем.
        В пути мы встречали очень много групп водных туристов, сплавляющихся по Белой. За день мы многократно переходили речку. На бродах она не очень глубокая - максимум коню до брюха. Так что переправы были не сложные и можно было фотографировать друг друга, чем мы и занимались. Кроме водников мы встретили пеших туристов - отца и дочь. Тяжело наверное ходить на такие большие расстояния, но усталости в них заметно не было - веселые и приветливые люди.
        Где-то через четыре часа перехода я начал понимать, что моя подготовка не совсем соответствует поддерживаемому ритм движения. Кроме того, как объяснила Карина, я ехал неправильно рысью - строевой (это когда привстаешь через такт), а нужно ехать учебной и не отрываясь от седла правильно двигать тазом - плавно и расслабленно. Попытавшись последовать ее советам, я убедился, что ухайдоканый таз отказывается понимать слово расслабленный. Обучение было отложено на другой раз. К 6часам вечера сил у меня уже практически не оставалось. Ноющая попа создавала ощущение катастрофы, я то и дело переваливался с одной ноги на другую с трудом укладываясь в ритм. Никакой речи о правильной осанке в седле быть уже не могло. А ведь это только первый день. Остаток пути я провел в молитвах о скорейшем привале.
Кривая Лука

Кашеварим Кашеварим
Моем коней Моем коней
Отдыхаем Отдыхаем
Наконец мы прибыли. Вот она долгожданная земля, поцеловать ее не получалось, так как ноги не гнулись. Не знаю, как у остальных, но у меня всегда после долгого перехода наблюдается походка типа “циркуль”. Но нам еще предстояла разгрузка, разбивка палаток, разбор вещей и подготовка ужина. Еда! А еще пиво. Во! Так, надо пошевеливаться.
        Место где мы остановились называлось Кривая Лука. Стоянка располагалась в лесочке на берегу Белой. Наш берег пологий, напротив отвесная скала, нависающая над рекой. Вниз по течению на небольшом отдалении от нас расположились отдыхающие на машинах, выше - была стоянка у водных туристов (они нам представились студентами-художниками).
        Палатки были разложены, началась суета по приготовлению пищи. Хорошо, когда в походе столько женщин. Инструкторы развели костер, а мой вклад в ужин ограничился ведром воды из речки и открытыми консервными банками. В остальное время я наслаждался кружечкой холодного пива, подворовывая обрезки колбасы и сыра.
        После ужина Карина и Наташа занялись гигиеной средств передвижения. Для этого у них были припасены специальный коняший шампунь и щетка. Они взяли своих коней и отправились к реке. Вскоре многие последовали их примеру. Шампунь ушел на уран. Помывка коня - это не самое простое занятие, особенно на быстром течении, когда вода норовит утащить тебя вниз, а конь - назад в лагерь. Хотя, некоторые кони в итоге начали проявлять некоторый энтузиазм, начали фыркать от удовольствия и плескать воду копытом, помогая смывать шампунь.
        Спокойно докупать коней нам не удалось, пришли отдыхающие, расположившиеся ниже по течению и начали возмущаться тем, что мы засоряем реку конями. Мы были засняты на камеру, координаты туроператора были записаны и нам пригрозили ужасными карами. В общем, не успевшие принять водные процедуры кони были ограничены только водопоем.
        Кони были отпущены, а их место в деле загрязнения реки заняли мы. Как я уже говорил, Белая в месте нашей стоянки была не особо глубокой, но течение было очень быстрым. Так что, идти по каменистому дну, рискуя поломать пальцы на ногах, было не очень сложно, то лежать в воде было крайне затруднительно. Течение увлекало купальщика и тащило переворачивая и вертя вниз. Решение проблемы было найдено быстро - если лечь в воду и упереться ногами в массивны валун, то можно расслабиться и наслаждаться чудным гидромассажем. Главное аккуратно сохранять баланс.
        Остаток вечера я провел пытаясь запомнить, как правильно нужно привязывать коня к дереву. Уже три года я пытаюсь выучить калмыцкий узел, даже специально сохранил себе картинку-инструкцию и все равно через год забываю как вяжется этот узел. Поэтому я вспомнил его сам и попытался научить еще пару еще человек, авось так лучше запомню.
        Сон после 6ти часового перехода был крепким как гранит.
Земляничная тропа

Пасемся Пасемся
Она самая Она самая
Сытые и довольные Сытые и довольные
Скоро привал Скоро привал
Наутро перспектива провести еще один день в седле вселяла ужас. Если ноги за ночь практически восстановились, то спину и особенно шею ломило невыносимо. Настя попыталась размять мне плечи, но любое прикосновение вызывало боль, а при разминании приходилось напрягать все внутренние резервы, дабы не обогатить лексикон филолога (специализация Насти) новыми фразеологизмами. Массаж был отложен на вечер, и эта перспектива отчасти помогла мне мобилизовать силы на предстоящий переход.
        Инструктора сказали, что наша следующая стоянка находится не так уж и далеко - каких-то полкилометра. Сказали и заулыбались. Оказалось, что это по прямой, через скалу. А наш предстоящий маршрут проляжет по прекрасным окрестностям реки Белой и будет “чуточку” подольше.
        Но, как говорится, не так страшен черт, как его малюют. Через несколько минут в седле мышцы размылись, азарт и скорость взяли свое. Остатки дискомфорта и усталости, которые не удалось выкорчевать сну, отлетели сами собой. К тому же, через некоторое время мы углубились в лесную чащу где особо не погалопишь.
        Зато рыси было достаточно, и я решил возобновить самообучение. Я давно замечал, что некоторые люди умудряются на рыси сидеть в седле как влитые. Временами мне казалось, что они просто так незначительно облегчаются, что отрыв от седла незаметен, но повторить это у меня не получалось. В этот раз Карина объяснила мне, что для того, что бы так ехать, нужно совершенно по другому двигаться. Что нужно расслабить поясницу и пытаться амортизировать каждый такт хода лошади движением таза вперед.
        На теории все просто и понятно, как едут другие я вижу, но повторить тоже самое у меня никак не получалось. Я пытался усесться в седле, но меня трясло и выкидывало. Держаться ногами не получается. Корпус по привычке тянет вперед, хотя все говорят, что нужно откинуться назад. Весь день мучился, но это пустяки. Главное я боялся своими экспериментами сбить коню спину. В итоге все обошлось - башкирские кони очень крепкие.
        По пути в лесу мы останавливались несколько раз на перекус, кони паслись ели траву, всадники ползали и набивали нутро земляникой (вернее дикой клубникой).
        Мы вскоре вышли и опять попали в пойму Белой. По дороге нам попадалось очень много косарей, большинство полян были скошены, поэтому галопить по ним было нельзя, попортили бы сено.
        Вскоре мы пришли на новую стоянку. Весь переход занял около 4-х часов. Я даже утомиться не успел.
Баня

Без задних ног Без задних ног
Сплав - наш вариант Сплав - наш вариант
Вид из бани Вид из бани
Сама банька Сама банька
Нам предстояла самая продолжительная стоянка - вечер, сутки и утро. Благо развлекательная программа намечалась обширная. Лагерь опять располагался на Белой, рядом была баня и пасека.
        Разместившись, как обычно, занялись приготовлением еды. Надо отметить, что в этом плане нам особенно повезло, так как с нами была Лера, которая взяла все кухонно-кулинарные вопросы в свои руки и очень умело организовывала стол. Лера подбирала меню, руководила приготовлением еды и умела из не особо богатого набора походных продуктов подобрать и приготовить потрясающие блюда. Рыбные и мясные супы, молочные и мясные каши, жаренные макароны с мясом и многое другое. От единообразия на столе мы точно не страдали.
        Ближе к вечеру у нас появились гости. “Из-за острова на стрежень” выплыли лодки, причем над первой из них развивался белый флаг. Лодки остановились за 50 метров от нашей стоянки, с них сошел парень и направился в нашу сторону. Мы застыли в недоумении - вроде бы не объявляли никому войны, а если и объявляли, то какие требования стоит предъявлять сдающемуся в наши руки? Оказалось, что это прибыла группа водных туристов от дружественной базы. Они заняли соседнюю стоянку.
        Остаток дня мы посвятили водным процедурам. Была растоплена баня и подготовлены березовые веники. Баня на маршруте отличалась от бани на базе. Если на базе баня чистая, со светом и хорошо протопленная, то на маршруте баня по черному, световое окошко совсем маленькое, растопить нам ее удалось с большим трудом. Если будете в тех краях и соберетесь в баню, то не забудьте взять фонарик - не повторяйте наших ошибок. Хотя все эти недостатки с лихвой компенсируются наличием в 3-х метрах от бани речки. Попариться, окунуться в прохладную чистую Белую, выпить кружечку душистого травяного чая и по новой - неземное удовольствие.
        Вечер мы провели вокруг костра - сушили промокшую за день одежду и травили байки. Особенно мне запомнились разговоры патологоанатома Леры и филолога Насти. Они обе, мило грассируя, рассказывали интересные случаи из своей практики и просто интересные вещи, причем с одной стороны наблюдался некий медицинский сарказм и прагматизм, а с другой стороны излучалась духовность светской беседы и возвышенно патетические нотки. Но они нашли друг друга, остальные с неподдельным интересом слушали их разговор по мере возможности участвуя в нем, уточняя непонятные термины и выведывая подробности.
Дневка

Цветы к чаю Цветы к чаю
Отогреваюсь Отогреваюсь
Счастливого пути Счастливого пути
Все промокло Все промокло
Пасека Пасека
Экскурсия Экскурсия
Жарим сыр Жарим сыр
Утром меня разбудил шелест дождя по палатке. Но это был не самый страшный ранний гость. Я осознал, что ко мне в палатку пробрался ужасный холод. Я забыл взять с собой в поход термобелье и шапочку, а самой теплой одеждой была х/б кофта. Слава богу, спальник был теплый, поэтому сняв кофту и соорудив из нее чалму, я укутался поглубже в мешок и решил держаться до последнего.
        Постепенно я выбрался из палатки и занялся подготовкой чая. Дождь продолжался и если меня спасал дождевик, то костер был беззащитен. Пришлось потратить изрядную долю сил и сообразительности, чтобы вскипятить воду. Немного погодя на треск сырых поленьев и дребезг ложки в кружке начали выбираться остальные лежебоки.
        Погода была отвратительная, одежда и обувь отсырели, а еще нужно было заниматься готовкой завтрака, и все это в отвратительно шуршащих дождевиках. Мы поняли, что радиальный выезд, намеченный на этот день, отменяется и настроение опустилось ниже плинтуса. Но спасение подкралось неожиданно. Что нужно для того, чтобы несчастному человеку стало лучше? Правильно - ему нужно показать человека которому еще хуже. И тут нашим взглядам предстали соседи - водники. Им предстоял сплав в эту катастрофическую погоду. Кроме того, им нужно было собирать палатки, таскать вещи к реке и загружать их на катамараны. В глазах их читалась печаль и безнадежность. Короче - наше настроение заметно улучшилось. Появились темы для шуток, улыбки на лицах и блеск в глазах. Какие же мы сволочи :-)
        Через некоторое время мы остались одни на берегу, но так продолжалось недолго. Через пару часов на смену уехавшей группе с белым флагом пришла другая, тоже с флагом, не с белым, а уже с триколором. Но это совсем не был бело-сине-красный триколор, тот флаг был черно-красно-желтым. Нас догнала группа немецких туристов с Сухова Ключа. И если мы думали, что уплывшая группа была подавлена и печальна, то в глазах немцев явно читался ужас и крах всех устоев (во всяком случае, нам так представилось).
        Мы решили устроить экскурсию на пасеку. Там нам показали домики пчел, рассказали об радостях и невзгодах пчеловодства и Настю укусила пчела. В общем интересная экскурсия. Меда нам не дали и даже отказались продать - сказали что не сезон. Так что мы ушли несолоно хлебавши, а так как руки у нас были свободны, то нас еще и нагрузили дровами.
        В тот день залезть в воду решился только я один, да и то сильно пожалел - холодно. В основном сидели вокруг костра, сушили вещи, пили чай и в тот день мы обнаружили в коробках с продуктами сгущенку. Катя немедленно съела целую банку.
        В общем, дневка была не самой веселой, и все с нетерпением ждали следующего дня.
Малинник

На горе Маяк На горе Маяк
Пейзажик Пейзажик
Прощание с Белой Прощание с Белой
Сладкая парочка Сладкая парочка
Нас не догонишь! Нас не догонишь!
Клубничные скалолазы Клубничные скалолазы
Наутро нас разбудил совсем не дождик. Мы подверглись вероломному нападению. Нет, что Вы, не немцев. Они были мирные и цивилизованные, а вот коварные коровы с пасеки оказались не такими дружелюбными. В предрассветных сумерках, ровно в четыре часа, они прокрались к нашему лагерю, маскируя звон своих колокольчиков в перезвоне конских. Вражье племя молниеносно набросилось на беспечно оставленную на столе еду. Перспектива питаться остаток похода земляникой и тушенкой нас не радовала, поэтому внезапной контратакой мы выбили противника на прежние рубежи. Потерь среди личного состава не было. При расследовании последствий нападения, было обнаружено что уничтожены две буханки хлеба, просыпана крупа, покусаны две банки со сгущенкой и на территории лагеря оставлено несколько мин.
        Так как погода разъяснилась, то, опасаясь повторного нападения, мы двинулись в путь. Можно сказать, что это был уже обратный путь, хотя мы шли по другому маршруту.
        По дороге мы заехали на гору Маяк, которую должны были посетить днем раньше в рамках радиального выезда. На фотографиях вы можете увидеть оценить красоту вида, открывающегося с вершины горы.
        Мне же любование красотами быстро надоело и я решил развлечься попытками встать на седле. Оказалось, что ничего сложного в этом нет. Главное чтобы конь стоял спокойно, тогда на седле можно стоять спокойно, как на гимнастическом коне.
        Спустившись с горы мы пересекли несколько больших полей, на которых нагалопились всласть. Покидая эти поля я неожиданно заметил, что у меня стало получаться ехать учебной рысью. Немножко криво, не совсем расслабленно, но все же я сидел в седле. Значит меня еще можно обучить чему-то новому, не все потеряно. Осталось шлифовать приобретенный навык. На это у меня было два с половиной перехода.
        Миновав поля и проехав вдоль трассы Кага - Магадеево, мы углубились в лес по насыпной дороге. В какой-то момент Алексей слез с коня и, сославшись на развязавшийся шнурок, направил нас дальше. Подвох мы поняли не сразу, а только заметив что этот хитрый человек, оставив шнурок и довольно улыбаясь, углубился придорожные заросли. Тут-то все и заметили разросшиеся по краям дороги кусты одичавшей малины, богато усыпанные ягодой. Группа покинула седла без команды и разбрелась каждый по своему кусту. Я так увлекся сбором и поглощением сахарной и душистой ягоды, что не заметил как коварный Алмаз выскользнул из уздечки. К счастью конь проявил благоразумие и не стал бегать от меня по окрестностям, а присоединился ко всем и начал поедать ботву малины.
        После того, как вся малина была подъедена, мы двинулись дальше. Вдоль дороги тянулся крутой осыпавшийся склон. Леша на своем коне смело штурмовал этот склон и бесстрашно спускался назад, рискуя кувыркнуться и свернуть шею. Поначалу мы думали, что он бравирует и выделывается перед нами. Но когда в один прекрасный момент он поднялся на склон и пропадал там дольше обычного, мы, наученные горьким опытом, все поняли. Кто пришпорив коней, а кто пешком мы ринулись наверх и конечно же обнаружили там заросли земляники. Все, стоп новое пастбище.
        Спуск с осыпающегося склона верхом оказалось гораздо страшнее подъема. Наверное, причиной этому было отсутствие стимула в виде вкусной ягоды. Мы вернулись на маршрут и через некоторое время прибыли на место стоянки рядом с горой Большой Апшакай.
Большой Апшакай

Рудник Рудник
Мордовник Мордовник
Катерина Катерина
Вершина Вершина
Анастасия Анастасия
Закат с Апшакая Закат с Апшакая
Несмотря на то, что переход занял у нас более 4-х часов, мы не собирались сидеть на одном месте весь оставшийся день. После того, как лагерь был разбит и мы подкрепились, предстоял радиальный выход на гору Большой Апшакай. За 3 дня конных переходов мы так привыкли быть в седле, что даже целый день верхом не особо нас выматывал.
        По дороге к Апшакаю мы прошли через хромовый рудник, который охранялся сторожем со слепой собакой. Кроме них на руднике никого заметно не было. Вскоре от нашей группы отделился Алексей, он поехал пополнить запасы сигарет, а остальные продолжили путь.
        Подножье горы было покрыто лесом, и только выйдя из него мы заметили как высоко забрались. Лес постепенно сменился кустарником, который вскоре тоже почти пропал. Подступы к вершине горы были усыпаны мордовником - это такая трава, как чертополох, только не колючая.
        Не дойдя до вершины примерно полкилометра мы слезли с коней и привязали их. Дальше идти верхом было тяжело для коней и опасно. Хотя в одном из отчетов конных туристов, ходивших по этому же маршруту, есть упоминание того что они переходили верхом через вершину Большого Апшакая. Позже, поднявшись на макушку, я был в сильном недоумении - как туда можно затащить коней?
        Дальнейший путь мы проделали пешком. Попутно все стали фотографироваться в лучах заходящего солнца и на фоне потрясающих видов раскинувшихся у наших ног.
        Насладившись пейзажем и напрыгавшись по горам, мы пустились в обратный путь. Вскоре мы вернулись в лагерь, встретив по дороге Алексея. Сигарет он не смог раздобыть и сказал, что местные видели в окрестностях медведя, так что нужно было быть осторожнее.
        Ужинали мы уже в сумерках, и многие после еды разбрелись по своим палаткам спать. Инструктора заняли свое место в прицепе трактора. Прицеп трактора был оборудован рукотворной будкой, внутри которой располагались два топчана с одеялами. Я думаю это были самые комфортные спальные места из всей группы.
        Те кому не хотелось спать, а таких набралось около 4-х человек, разместились у костра и вели душевные беседы. В их числе был и я. Долго ли, коротко ли, стемнело, дрова постепенно закончились, костер потрескивая стал затухать, и я начал подумывать о сне. Но внезапно произошло, что-то странное. Лера, которая стояла рядом со мной, неожиданно сорвалась с места, схватив по дороге Таню и прокричала что-то про лавку. Катя, которая стояла с другой стороны, взвизгнув тоже исчезла в направлении прицепа инструкторов. Все это длилось доли секунды, одновременно я стал понимать, как что-то огромное, ломая кусты, несется на лагерь. Я находился посередине между костром и источником шума, лицом к костру. Через мгновение я перепрыгнул через костер, убедился что под столом все места заняты и понял что деваться некуда, надо держать оборону. Глаза, привыкшие к костру, ничего различить в темноте не могли. Выхватив из углей догорающую головню, я запустил ее в сторону шухера, вскрикнув при этом как-то нечленораздельно и, как мне тогда показалось, грозно. В сноп искр от головни, высветил в темноте огромный двухметровый силуэт, который как-то обижено сказал “Что же вы делаете-то!?!?” На нас выехали 2 всадника.
        Из прицепа подоспел Леша, посетовав на то, что его по пути чуть не сшибла с ног пролетевшая куда-то вдаль Катерина. Люди постепенно начали приходить в себя и вылазить из под лавок. Я занялся приглаживанием вставших дыбом волос, и проверкой целостности организма. Оказалось, что ребята привезли Леше сигареты и очень обиделись на то, что мы их не очень радушно встретили. Ага, а где мы теперь Катю будем искать? Но она вскоре сама вышла на свет. Тут же начались шутки, рассказы о том кто что подумал, на веселье подтянулись уже легшие спать. Оказалось, что топот копыт было слышно давно, а мы, кто был у костра, как-то его прослушали. Пошутили, повеселились и пошли спать. Но сон почему-то не шел, и я полночи прислушивался к разным шорохам и вспоминал где лежит топор.
По горам и долам

Ручей в лесу Ручей в лесу
По дороге с облаками По дороге с облаками
На горе На горе
Следующий переход ничем особым не запомнился. Шли мы между горами по лесным дорогам, любоваться кроме деревьев и травы было нечем. Под ногами изредка попадалась земляника, но смысла из-за этих нескольких ягод останавливаться не было. Поэтому я начал изучать джигитовку пытаясь собрать ее на ходу. Сначала пытался сорвать высокую траву, уворачиваясь от встречных деревьев. Потом траву пониже, и еще нижу. Самым лучшим результатом был сорванный цветочек. Землянику я так и не поймал, обидно.
        Через некоторое время мы вышли в долину реки Каги, где мы и расположились на последнюю стоянку в этом походе. Этот переход, как и предыдущий, занял немного времени и сил. Так что после обеда мы поехали покорять безымянную высоту, оставив на костре кипеть котел, куда покидали банки со сгущенкой.
        Поднявшись на гору. Сфотографировались по одиночке, вместе, стоя на конях и стоя на конях вместе. Леша сказал, что Алмаз умеет вставать на свечку, и предложил мне попробовать заставить коня подняться на свечку. Раньше я никогда не поднимал коня на дыбы, поэтому Алексей объяснил, что нужно поводья тянуть на себя и все получится. Я стал тянул поводья на себя, дергал их, но Алмаз не вставал. Пару раз приподнял передние копыта и все. Но постепенно я понял, что надо действительно тянуть поводья на себя, не дергать, а просто потихоньку тянуть. Да и Алмаз не дурак, тоже смекнул что от него хотят и стал делать свечку по первому требованию.
Стоянка у заповедника

Сбор земляники Сбор земляники
Сокровище Сокровище
Свечка Свечка
Когда мы вернулись в лагерь нас ждало лакомство, сгущенка уже сварилась. Не знаю кому-как, но мне сгущенка больше нравится вареной. Три банки ушли влет. После обеда все разбрелись кто-куда и занялись своими делами. Я и несколько девочек пошли собирать землянику, но там, куда мы пошли ее было не очень много и мне это занятие быстро наскучило. Вскоре на территории заповедника была обнаружена богатейшая земляничная поляна, где девчонки за полчаса умудрились набрать тазик ягоды. Через некоторое время все объелись так, что видеть не могли землянику.
        Когда к ягоде интерес был потерян, было найдено новое занятие. Я понял почему Алмаз не хотел вставать на свечку. Он опытный конь, он знал чем это обернется. Ближе к вечеру он был отловлен из табуна, и каждый сделал себе фотографию на свечке, на лучшем коне всех времен и народов. Алмаз понял - чем быстрее мы получим снимки, тем быстрее отстанем от него и работал на камеру не покладая копыт.
        Ночью мы любовались сказочным звездным небом, которое рассекал млечный путь. Августовское звездное небо - самое выразительное и красивое.
Возвращение на базу

Завлекают Завлекают
Вышли на базу Вышли на базу
Прибыли Прибыли
Утром нас ждала обратная дорога в лагерь. Инструктора попытались скрасить нашу печаль, разрешив доесть оставшуюся сгущенку, но хотелось не сгущенки. Душа требовала продолжения похода, еще более долгих переходов, еще больше неизведанных мест, еще, еще и еще. Но нужно было возвращаться. А с другой стороны, завершать поход с таким хорошим настроением очень даже здорово. Остаются только прекрасные воспоминания, маршрут не успел надоесть, и запомнится он веселым и радостным событием в жизни.
        Обратная дорога проходила по уже хорошо нам известной долине реки Кага. Несколько лихих галопов были подарены нам на память о завершении похода. Как же быстро пролетели эти 3 часа последнего перехода. Вскоре мы вышли на базу и подошли к конюшне. Там нам предстояло попрощаться с нашими коняшками и пожелать им удачи. Алмаз мне очень понравился, и я очень благодарен ему, хороший конь.
Дорога до Уфы

По дороге в Уфу По дороге в Уфу
На базе мы посетили баню, скушали прощальный ужин и собрались ехать в Уфу. Но здесь нас поджидала проблема. Мы заранее заказали места в автобусе от Каги до Уфы еще из похода (связь ловила почти на всем маршруте). Прибыв на базу, мы еще раз позвонили и подтвердили наше намерение ехать. Но через час перезвонили из диспетчерской и сказали, что места в автобусе неожиданно ушли, и нас забрать не получится.
        Инструктора еще в походе предупреждали, что нужно заказывать тот автобус, который рекомендовал Сухов Ключ, но мы заказали другой. А нам нужно было обязательно попасть в этот день в Уфу. В итоге добираться нам пришлось с пересадкой на двух микроавтобусах - один от Каги до Белорецка, другой до Уфы. И это встало в копеечку. Придерживайтесь рекомендаций устроителей тура.
        В Уфе нас приютила Татьяна, и нам не пришлось ломать голову где провести ночь. За это ей огромная благодарность и почтение, привет Таня! Мы мило поужинали, поболтали, обменялись контактами и на следующее утро разъехались по своим городам.
Заключение

Если вы читали текст написанный выше, то наверное уже не стоит говорить, что тур понравился. У меня есть небольшой опыт конных походов, и есть с чем сравнивать, я был верхом в Адыгее, в Карачаево-Черкесии и на Байкале. Возможно есть места красивее, есть условия проживания лучше. Но в совокупности это был лучший конный поход. В нем очень много именно “конного”. За неделю я научился ездить учебной рысью, поднимать коня на свечку, стоять на коне и срывать на ходу цветы. Этот тур налегке, так что можно во всю насладиться верховой ездой, это именно полноценный поход, а не радиальные выезды, постоянно меняются окружающие пейзажи, горы, поля, леса, реки. Виды потрясающие. Персонал - отличный, приветливые и обходительные люди, огромное спасибо Леше и Саше, нашим гидам. Удачи Вам, надеюсь еще увидимся.