Лыжный поход по известному маршруту на Южном Урале
г. Большой Шелом - пос. Александровка - пос. Тюлюк - кордон "У трех вершин" - г. Большой Нургуш - оз. Зюраткуль - пос. Зюраткуль

Фото: Илья Култаев, Ольга Григорьева

Целью похода являлось прохождение стандартного маршрута по Южному Уралу от окрестностей поселка Малая Катавка (границы Южноуральского заповедника) до пос. Зюраткуль на одноименном озере.

В качестве бивачного снаряжения использовались классическая палатка «Зима», самодельная стальная печь, силиконовый тент 4х4 м. Для последних четырех ночевок палатка и печка не использовались. Костровое снаряжение – титановые каны объемом 4 и 7 л.

Дневник похода и техническое описание маршрута

28е декабря. Старт из Москвы с Казанского вокзала в 21.22.

29е декабря. В дороге. Без происшествий.

30е декабря. В 01.55 по местному времени прибываем на станцию Усть-Катав. Легкий морозец, снега сантиметров 10 - 15. Забросчик на УАЗе-«буханке» уже ждет. Грузимся и едем до пос. Верх. Катав, он же Малая Катавка, примерно 50 км. Дорога расчищена, занимает около часа. По приезде водитель устраивает нас ночевать в гостевом доме с заранее протопленной печкой, стоимость 300 руб. с носа. Подъем в 6.00, быстро завтракаем (в доме есть газовая плита), собираемся и выезжаем в районе 8-и утра, получив по дороге заранее заказанное разрешение на посещение Южноуральского заповедника. Дорога здесь идет по насыпи бывшей узкоколейки, по которой нам вскоре предстоит идти. Перед нами кто-то ездил, колея в снегу есть, что сильно радует, поскольку снега здесь уже заметно больше, чем в Усть-Катаве. Доезжаем до кордона заповедника, предъявляем разрешение и едем дальше до бывшей станции Двойниши, от которой осталась полуразрушенная кирпичная коробка, уже почти утонувшая в лесном пейзаже. Здесь наезженная колея кончается. УАЗ при развороте буксует, приходится выталкивать. Перед отъездом водитель сообщает, что неделю назад отвозил сюда двоих, которые поднимались на Большой Шелом. Разгружаемся, надеваем лыжи, ориентируемся, адаптируемся. Встает солнце, небо практически чистое, температура около минус 10и. Бывшая узкоколейка идет в направлении В.-Ю.-В, на С.-В. отходит занесенная снегом колея, в том же направлении должна начинаться тропа подъема на г. Большой Шелом (1427 м НУМ). Сама вершина за лесистым склоном не видна, но общее направление движения понятно. Оставляем прямо возле дороги рюкзаки и начинаем подъем. Вскоре колея теряется. Двигаемся напрямую через лес, снега где-то по колено, уклон градусов 10 – 15. Ориентируясь по GPS-у, метров через 500 подсекаем маркированную тропу, на которой под снегом хорошо читаются следы предшественников, видимо, тех двоих, о которых говорил наш водитель. Вскоре уклон увеличивается, снимаем лыжи и идем дальше пешком. Подъем сначала по смешанному лесу с преобладанием ели и осины, затем по чуть более пологой полке с высохшим и частично поваленным ельником. Бурелом не мешает, тропа его обходит. Дальше уклон увеличивается, снова начинается живой лес, на высоте 1200 переходящий в густой молодой ельник. Отсюда уже виден купол Большого Шелома, и выглядит он не слишком приятно – крупнообломочный курум, частично под снегом. Еще 50 м по вертикали – и зона леса заканчивается, дальше – заснеженный курум, пока еще пологий. Поверхность снега здесь задутая, более плотная, чем внизу, но вес человека держит плохо, периодически проваливаемся. Доходим до подножия купола около 13.30. Наверх решаем не ходить: камни, торчащие из снега, скользкие, местами обледеневшие, промежутки между ними под снегом, провалиться и повредить ноги – раз плюнуть. Кроме того, подъем на купол и спуск с него по предварительной оценке могут занять около 2х часов, потом еще спускаться до рюкзаков и искать место для стоянки, а в темноте этого делать не хочется. В результате максимальная высота подъема 1315 м. Устраиваем фотосессию. Погода шепчет, видимость отличная до самого горизонта. Идентифицируем легко узнаваемый купол горы Ямантау в направлении Ю.-Ю.-З. Впитав сколько нужно солнца и морозного ветерка, начинаем спуск. До рюкзаков доходим около 4х вечера. В наше отсутствие мимо проехал снегоход. Нам нужно найти место для стоянки: здесь, возле дороги, все открыто и нет дров. Едем по свежей буранке на юг, метров через 100 переходим по льду р. Большой Катав, проезжаем еще метров 500 по открытому и встаем на границе леса рядом с большой сушиной, определенной на дрова. Мороз резко крепчает, доходя до минус 18и. Первый опыт установки палатки «Зима» при помощи растущих вокруг палочек и успешные огневые испытания новой печки. Ужин, совмещенный с обедом, отбой в 22.00. Итог дня – 11 км, +650/-650 м по вертикали. Можно оценить подъем на Бол. Шелом до вершинного купола зимой как 1 КС.

31е декабря. Подъем в 6.00, который растягивается почти до 8.00. Завтрак, сборы, выходим около 11и. Пасмурно, слабый снег, температура быстро поднимается, к вечеру до минус 7и. Возвращаемся по буранке на узкоколейку и отсюда начинаем тропить. Под снегом читается колея – кто-то здесь проехал перед последним снегопадом. Лыжи проваливаются неглубоко, чуть выше щиколотки, тропить легко. Переходим мост через р. Бол. Катав. Дальше бывшая узкоколейка, траверсируя склон г. Харитонова, делает два резких поворота и описывает 6-километровую петлю. На спутниковых снимках хорошо читается дорога-срезка, позволяющая сэкономить два-три километра, но на местности под снегом никаких следов нет, поэтому решаем идти дальше по узкоколейке. На втором повороте на север ответвляется проселок, и следы автомашины, помогавшие тропить, уходят туда. Тропежка резко становится сложнее, проваливаемся уже почти по колено. Проходим так около 3х км и встаем в 17.00 рядом с дорогой, найдя рядом пару сушин. Итог дня – 11 км. Обед снова совмещается с ужином. Установка палатки сегодня проходит намного быстрее и легче. Делаем грог, достаем праздничные ништяки и отмечаем Новый год в палатке возле раскаленной докрасна печки. Снаружи умеренной интенсивности снег, который заставляет натянуть на палатку тент, заметно теплее, чем было утром. Отбой в районе 1.00.

CPu5GNYl5Mo
Сухостой и бурелом на подъему к вершине Бол. Шелома

BImT1oibXmo
Граница зоны леса на подъеме

GaKq9RvAVbo
На подходе к вершинному куполу

4ARLsGgVBCw
Фотосессия у подножия вершинного купола Б. Шелома

1е января. Подъем в 8.00. Продолжается легкий снегопад, тепло, в районе -5и. Из неприятного – выясняется, что заболела руководительница – кашель, судя по ощущениям, повышена температура. Это в дополнение к хроническому кашлю одного из участников. Тем не менее, собираемся и выходим в районе 11и. Сразу впахиваемся в тяжелую тропежку: снега прибавилось, идем по колено, носки лыж тонут. Часто меняемся. Участник на узких беговых лыжах от тропежки отстраняется. Снова идем без обеда ради экономии времени, перенося его на вечер, после завершения ходового дня. Вокруг лес, иногда открываются склоны соседних горок. До наступления сумерек проходим всего километров 8. Здесь дорога траверсирует довольно крутой склон, места под палатку нет. Проходим еще километр, местность выполаживается, по карте здесь должны быть родники, но все под снегом. Уже в полной темноте начинаем выбирать место для лагеря. Некоторая проблема с поисками дров: в темноте сложно отличить лиственницы, которых здесь попадается довольно много, от еловой сушины. В конце концов находим две сухих елки рядом с дорогой, ставим палатку, ужинаем. Снег продолжается, снова приходится натягивать на палатку тент. Состояние руководительницы неважное. Решаем завтра устроить дневку, оставить двоих простуженных в палатке и налегке пробить лыжню до дороги на Александровку, где есть надежда выйти на буранку, если по этой дороге ездят. Отбой в 23.00. Итог – 9 км.

QJgJhMfw_L8
Колея, оставляемая санями

2е января. Подъем около 8и. С утра пасмурно, слабый снег, днем переменная облачность, к вечеру снова слабый снег. Температура около -10и. Завтракаем и около 10и утра выходим вдвоем, налегке, дальше по узкоколейке до точки, где она поворачивает почти на 360 градусов к пос. Юрюзань. Поворот – граница заповедника. За километр до поворота – ответвление на Ю.-Ю.-В., туда идет основная наезженная дорога (на карте в этом месте обозначен разъезд 60 км, на местности никаких следов не осталось), а по бывшей узкоколейке, идущей к повороту у границы, судя по всему, давно не ездят, периодически начинают встречаться завалы. Здесь проще идти по лесу параллельно дороге. На повороте узкоколейки сворачиваем, уходим в лес и чуть больше 1 км идем по азимуту в направлении на С. к просеке, по которой проходит дорога на Александровку. На протяжении этого километра плавный подъем на 70 м, максимальный уклон 5 град. Лес хорошо проходимый, местами встречаются бурелом, кусты, кочкарник. Тропежка на подъеме довольно жесткая, снег глубокий, сразу идти с рюкзаками было бы тяжело. Доходим до просеки, свежих следов здесь нет, но хорошо читается старая буранка под снегом, идти по ней намного легче, чем по целине. Проходим 1 км в сторону Александровки, убеждаемся, что дорога хорошо проходима, перекусываем и поворачиваем обратно. Вскоре встречаем мужика на снегоходе, едущего нам на встречу. Поздравляем друг друга с праздниками. Мужик в ответ на наш вопрос подтверждает, что едет в Александровку (впрочем по этой дороге в этом направлении больше ехать некуда). Таким образом, перед нами – свежая буранка, по которой мы планируем завтра быстро доехать до Александровки. По своей лыжне возвращаемся в лагерь в 15.20, дальше отдыхаем, заготавливаем дрова на вечер и на утро, и даем отбой пораньше, чтобы завтра выйти не позже 9и утра, максимально используя световой день.

RfqvjkPvOkA
KAG3S-TXGwQ
Пейзажи бывшей узкоколейки

3е января. Подъем в 6.00. Самочувствие руководительницы улучшилось. Выходим около 9и, еще в сумерках. Холодно, около минус 20и, первый раз за поход хочется на ходу опустить балаклаву. После восхода быстро теплеет: небо чистое, солнце заметно подогревает. Сначала едем по узкоколейке, потом начинается подъем через лес. Множество следов зайцев, копытных, по нашей вчерашней лыжне пару сотен метров прошел волк. Вокруг смешанный лес, по мере набора высоты ель уступает место лиственнице. По протоптанной лыжне катим каждый со своей скоростью, со сбором в конце подъема перед поворотом на буранку к Александровке.  Проезжаем немного по ней и, пользуясь хорошей погодой и экономией времени, в 14.00 останавливаемся на обед. После обеда быстро доезжаем до Александровки, помогает длинный спуск к р. Бол. Морган. Поселок с виду ухоженный, на полях вокруг стога сена. Внушительный вид на хребет Бакты к востоку, по ПБ р. Юрюзань. От поселка начинается накатанная автотранспортом дорога, ведущая в пос. Тюлюк. Едем по ней 4 км до моста через р. Сухой и сразу за мостом встаем около 17и часов слева от дороги на большой поляне. Итог дня – 15 км.

При оборудовании стоянки и заготовке дров происходит непонятное – вполне товарного вида еловая «сушина» (правда лежащая), распиленная и наколотая для печи, оказывается сырой и гореть не желает от слова совсем. Кое-как удается растопить печь примерно на час, после чего объявляется отбой около 23х. Под вечер мороз усиливается, несколько раз слышатся характерные «щелчки» деревьев в лесу.

4е января. Подъем в 6.00, стартуем в 10.00. Кашлявший в течение всего похода участник (по совместительству идущий на узких лыжах) со вчерашнего вечера показывает явные признаки переутомления и задумывается о снятии с маршрута. Сказался избыток веса снаряжения и лишних продуктов. Отбираем у него сани (примерный вес 20 кг) и прицепляем их к другому участнику, демонстрирующему признаки нехватки физической нагрузки. В связи с отставанием от графика и переизбытком веса снаряжения отменяем пересечение хребта Бакты и радиалку на г. Бол. Иремель и решаем двигаться дальше по дороге прямо в Тюлюк, где можно организовать выброску. Дорога хорошо раскатана. Трое идут на лыжах, один пешком, приторочив лыжи к саням (получается быстрее и легче). Переменная облачность, температура в районе минус 10и градусов. Дорога идет по ЛБ Юрюзани, местами подходя вплотную к реке, в прорехах леса справа и слева периодически видны хребты Бакты и Зигальга, что вносит разнообразие в монотонное движение. Через 9 км дорога переходит на ПБ Юрюзани (мост полуразрушен, переход по льду), и еще через 3 км выходит на обширное поле вокруг пос. Тюлюк. Здесь пасутся лошади, и дует довольно сильный ветер, к счастью в спину. На краю поселка церковь и кладбище, мусульмане и православные вместе в одной ограде. Отсюда идем в контору нацпарка Зюраткуль за разрешениями. Здесь происходит расставание – участник, не выдержавший единоборства с лишней едой, снарягой и узкими лыжами, уезжает на заказанной машине в Златоуст, где собирается сдать билеты и вписаться в поезд. После недолгого совещания отправляем с ним палатку и печку, решив дальше ночевать под тентом (ИМХО – каковое решение надо было принять еще в Москве, облегчив вес группового снаряжения на 13 кг). Оставшиеся трое, не сворачивая в магазин, выходят по туристской тропе, идущей вдоль ЛБ р. Березяк. Тропа хорошо накатана снегоходами, идем быстро. Чередуются плавные подъемы и спуски. Ночевка запланирована через 10 км на р. Кандрюш – на оборудованной стоянке, представляющей из себя три деревянных навеса с оборудованным кострищем. Приходим туда уже в сумерках, ожидаемо выхватывая проблему с дровами: искать в густом лесу в темноте и глубоком снегу сушину, конечно, можно, но только в том случае, когда точно знаешь, что она где-то там есть, а в местах регулярных ночевок множества групп (здесь как раз такое), все сухие палки выбирают иногда в радиусе полукилометра. В результате спиливаем гнилую ольху в болотце рядом с дорогой и греемся в режиме строгой экономии. Между тем заметно холодает, похоже, температура не выше минус 15и, показываются звезды. Отбой в 22.30. Устраиваемся на ночлег под навесом, некоторое время уходит на гнездование в спальнике с пуховиком поверх него, наконец организм вырабатывает нужное количество тепла и приходит сон. Итог дня – потеря участника и 22 пройденных км.

LzeZBoV0cq4
На горизонте - хребет Зигальга

B3utWDF0sP0 (1)
Лошади на выпасе перед пос. Тюлюк

5е января. Под утро потеплело, небо затягивают облака. Подъем в 6.00, готовим завтрак на остатках вчерашней ольхи. Собираемся неторопливо: на сегодня запланирован переход всего лишь в 15 км по накатанной буранке до избы недалеко от стрелки рр. Большой и Малый Березяк. Согласно описаниям, в избе есть печь, и мы планируем провести в ней следующую ночь (если ее не займут более расторопные туристы). В районе 10и утра выдвигаемся. Катить по буранке одно удовольствие, периодически жизнь разнообразят несложные подъемы и спуски. Вокруг смешанный лес, попадаются могучие ели и лиственницы, наверное, старше сотни лет. В паре мест тропа подходит к самому берегу Большого Березяка. Вспоминается, что это сплавная, местами вполне серьезная речка, которую ходила с кучей приключений сборная команда, в которой были в том числе ребята из родного одному из нас КВТ МГУ (https://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=f41e3021-7566-4d8a-84a7-c39fe66a0e08). Вскоре после старта один из участников с согласия руководителя уезжает вперед, имея невысказанное желание как можно раньше добраться до избы и застолбить место. Навстречу попадаются несколько групп, но аншлага нет, и изба остается за нами. Собираемся в ней как раз к обеду. Изба стоит в достопримечательном месте, под столбчатыми скалами (так называемые скалы Гребешок). Дрова здесь также ожидаемо выбраны, в лесу торчит множество пеньков, но метрах в 300х находятся товарные сушины, разделать которые по светлому времени – никаких проблем. Топим печку, в какой-то момент температура доходит до 40 градусов (в избе и снаружи на крыльце висит по термометру, за бортом минус 7). Дальше живем с открытой дверью. Отбой в 21.00. Вечером и ночью непрекращающаяся возня мышей, которые тщетно мечтают добраться до продуктов, запакованных в гермы.

KfyruJMUM48
Буранка вдоль р. Березяк

ZskRWNM1Hsk
Изба

6е января. Подъем по-спортивному в 6.00. Температура минус 3, облачно. Выдвигаемся в районе 10и по дороге, идущей общим направлением на С. и пересекающей седловину хребта Нургуш (перевал НК), в направлении кордона «У трех вершин» (на картах «Олимпиев кордон»), где есть гостевые домики и достопримечательности в виде питомника для лосей и источника Кипящий Ключ. Поскольку дорога до р. Большая Калагаза одна без развилок, едем каждый со своей скоростью, планируя собраться и пообедать на Калагазе. Длинный пологий подъем и такой же длинный и пологий спуск, с парой более крутых ухабистых нырков, заставивших усиленно плужить. Тепло, мглисто, периодически сыпется снежная крупа. Обедаем как и планировали, за 500 м до Калагазы. Переход на противоположный берег – несколько бревен, санки приходится переносить на руках. Доезжаем до кордона. Свободных домов здесь нет, все забито отдыхающими, приезжающими сюда на машинах. Смотрим на лосей в загоне (лоси как лоси), едем до Кипящего Ключа. Это оборудованный срубом с деревянной крышей родник на ПБ Бол. Калагазы, действительно, вода в нем как будто кипит от поднимающихся пузырьков какого-то газа (без запаха, так что явно не сероводород). Переходим Калагазу по корявому мостику и едем по утоптанной многочисленными туристами тропе километров 5 до стоянки перед подъемом к самой высокой точке хребта Нургуш (1406 м НУМ). Даются эти километры довольно тяжело, тропа ощутимо забирает вверх. Навстречу попадается несколько больших групп, в праздники здесь настоящий аншлаг. Стоянка – что-то вроде деревянного чума или вигвама, по сути – навес. Приезжаем уже в темноте. Здесь нам улыбается везение – в лесу метрах в 50и от навеса находим здоровенную сосновую сушину, которую совсем недавно кто-то свалил бензопилой, но не использовал. Разделываем ее, рядом вешаем тент, складываем нодью. Температура сильно опускается, по ощущениям подходит к минус 20-и. Нодья горит почти всю ночь, два раза подкладываем свежие бревна. Под тентом тепло и уютно. Итог дня – 21 км, набор/сброс высоты +650/-300 м. Отбой в 23.00.

UjtI6ArS5Nw
Переправа через р. Бол. Калагаза

7е января. Подъем поздний, в районе 9и: вчера устали довольно сильно. Переменная облачность, температура не ниже 10и градусов. Решаем провести ревизию продуктов перед подъемом на Нургуш и оставить явно лишние. Избавляемся от большей части круп и сладкого. Выдвигаемся в 12 часов и начинаем подъем по тропе. Идем пешком: уклон местами до 15и градусов. Смешанный лес, молодые березы норовят провести по голове нависающими ветками и осыпать снегом. Идем параллельно с большой группой местных отдыхающих, то обгоняющих нас, то снова отстающих. Вверх, вверх, вверх… наконец лес разом обрывается, и перед нами – тундровое плато Нургуш. Тоже своеобразная достопримечательность – тундра на широте Серпухова! Погода шепчет, ветер есть, но не сильный. Фотосессия. Дальше около 2х км по ровному плато, в начале – несколько неприятных мест, где из-под снега вылезает крупноглыбовый курум с глубокими дырками между камней, дальше хорошо читаемая тропа по тонкому слою слежавшегося снега, все ровно, задуто. Еще одна фотосессия на высочайшей точке хребта Нургуш (1406 м НУМ). Дальше предстоит спуск по северному склону в направлении г. Лукаш и оз. Зюраткуль, которое хорошо просматривается в 10и км к северу от нас. Здесь уклон местами до 20и град., чередуются курумы, скальники и глубокий снег. Встречаем двоих местных туристов, поднимавшихся от оз. Зюраткуль и теперь возвращающихся назад. Они идут на снегоступах – на таком рельефе то, что нужно! Идем по их следам и вскоре спускаемся до хорошей стоянки с кострищем и большим количеством сушин вокруг. Вообще, северный склон хребта Нургуш в плане доступности дров выгодно отличается от всех мест наших прошлых стоянок в этом походе. Дров МНОГО! Решаем дальше не спускаться и еще засветло оборудуем лагерь. После наступления темноты выходит почти полная луна, но вскоре прячется в тучах. Думаем над планами на завтра. До пос. Зюраткуль 15 км, это полдня пути. На какие-либо достопримечательности вроде фонтана в верховьях р. Малая Сатка уже не успеваем. Поэтому предварительно решаем заканчивать маршрут на день раньше, завтра, 8го января. Ночь теплая, даже минус 10и, скорее всего нет, поэтому спим без костра. Итог дня – 6.5 км с набором/потерей высоты +450/-300 м. Технически переход плато Нургуш можно оценить как 1 КС.

8NwVsFT80TI
VwDoFNCoYqQ
WMTmV8GuUI8
Пейзажи плато Нургуш

8е января. Подъем в 6.00. Выходим в 10.30. Пасмурно, идет снег. Продолжаем спуск без лыж. Снег глубокий, до метра, держит плохо, порой проваливаемся по развилку, но крутой уклон и встречающиеся местами курумы шанса лыжам на дают. После выполаживания склона обуваемся. Лес здесь легкопроходимый, в конце спуска со склона Нургуша выходим на просеку, ведущую к озеру Зюраткуль в обход г. Лукаш. По просеке идет лыжня, протоптанная двоими нашими вчерашними знакомыми на снегоступах. Вскоре снова их встречаем, они переобулись в таежные лыжи и не спеша идут по своей лыжне к озеру, т.е. туда же, куда и мы. Также не торопясь, едем за ними. На озере весь снег практически сдуло, на широких лыжах местами получаются танцы в стиле «корова на льду». Приходим в пос. Зюраткуль в начале четвертого. Итог 15 км и -320 м по высоте. Обедаем в местном кафе, вызываем такси и едем в г. Сатка, где заселяемся в мажорную гостиницу с блэкджеком и горячим душем! Ужинаем и падаем в 21.00.

2GGIKpqZD3w
 Озеро Зюраткуль

9е января. В 12.00 вызываем такси и едем в поселок Сулея на ЖД-станцию, где до 19.10и коматозим в ожидании нашего поезда. Рядом со станцией продуктовый магазинчик, почта, где можно кинуть деньги на телефон (с очень зубастой комиссией), церковь и мечеть. Садимся в поезд без проблем, начинается полуторасуточный рейс на Москву.

10е января. Целиком в пути, без происшествий. Поезд пассажирский, останавливается у каждого столба.

11е января. В 5 утра прибытие в Москву, Казанский вокзал.

Выводы и рекомендации

Нами пройден лыжный маршрут 1й КС, длиной 126 км (без учета пешей разведки/тропежки на 4й ходовой день), суммарным набором/сбросом высоты +2820/-2750 м. Поход проходил в условиях глубокого снегового покрова (от 40 см до 1м) и умеренных температур, не опускавшихся ниже минус 20и град. Были совершены восхождения на г. Большой Шелом (до подножия вершинного купола, 1315 м) и самую высокую точку хребта Нургуш (1406 м).

Изменения относительно первоначально заявленных планов (переход через хребет Бакты, радиальный выход на г. Бол. Иремель и подход к наиболее высокой точке хребта Нургуш с юга) были вызваны наличием высокого снегового покрова, избыточным весом общественного снаряжения и раскладки, а также сложным состоянием здоровья руководительницы и одного из участников. Следует отметить также отсутствие оптимизации веса личного снаряжения по крайней мере двоих участников. Использование одним из участников узких беговых лыж возможно в коротких выходах при заранее известной небольшой высоте снежного покрова (например, в Подмосковье), но совершенно неприемлемо в условиях длительного похода, когда даже неглубокий снег в начале маршрута может стать непроходимо глубоким в конце в результате снегопадов или движения в сторону района с большим локальным снегонакоплением. Сумма этих факторов привела к изменению нитки маршрута и сходу с маршрута участника на 6й день активной части похода. Остальные трое членов группы завершили маршрут (с указанными изменениями) на 1 день раньше намеченного срока без происшествий.

Использование классической палатки «Зима» с достаточно большой печкой (объем топки >20 л) малой группой (4 чел. в нашем случае) представляется неоптимальным решением вследствие высокого веса. Альтернатив может быть две – жертвовать комфортом и использовать паробарьеры, конденсатники и обычную палатку либо тент, или самостоятельно шить легкую палатку из силиконки и мастерить титановую печку меньшего объема.

Использование саней для транспортировки груза спорно. В месячных экспедициях в Заполярье, выше/севернее зоны леса, когда необходимо помимо прочего груза нести еще и топливо – однозначно нужны. В зоне леса в походе на 10 дней – скорее нет. Плюсы – разгружают спину и плечи. Минусы – сильно тормозят движение, мешают на пересеченке, особенно на спусках. В коротком несложном походе предпочтительнее оптимизировать вес и нести все в рюкзаке.

На длинные маршруты в условиях многоснежья предпочтительна большая группа численностью 6 - 8 чел. для организации эстафеты при тропежке. Малые группы оказываются в невыгодном положении, когда при тропежке в глубоком снегу участники вынуждены меняться слишком часто, так что не успевают при этом полноценно отдохнуть перед следующим заходом.