Ульяновская область / Самостоятельная поездка | Водный туризм | Спортивный туризм
 

По реке Большой Черемшан от посёлка Заречный до города Димитровград

23 - 28 июня 2018 г.
100 км прогулка за шесть дней.
Нитка маршрута
п.Заречный (Нурлатский район) - Ст.Максимкино - Новочеремшанск - Ст.Сантимир - Ивановка - Ст.Бесовка - мост на обводной дороге г.Димитровград
 
Предисловие.

Любое путешествие имеет три части: планирование и разработка, прохождение, воспоминание. И чтобы вторая и третья части принесли удовольствие необходимо тщательно подойти к части первой, каким бы простым не казался маршрут и район путешествия.
При разработки сплава по реке Большой Черемшан в первую очередь я обратился к интернету. К сожалению толковых описаний маршрута нашлось немного:
1. http://stksplav.narod.ru/reports/2017/Gavrilov_B.Cheremchan1kc-2017.pdf Отчет о прохождении водного туристского спортивного маршрута первой категории сложности по реке Большой Черемшан в республике Татарстан, Самарской и Ульяновской области, совершенного туристической группой г. Ульяновска в период 19.08.2017 - 26.09.2017 Маршрутная книжка No 4-17В Руководитель: Гаврилов А.С. (Ульяновск) Адрес: 432045, г. Ульяновск, ул. Отрадная, 85 mail: andreikin@inbox.ruна
2. http://komanda-k.ru/%D0%A2%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD/%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9-%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D1%88%D0%B0%D0%BD
3. https://simbiblis.livejournal.com/283609.html Большой Черемшан с высоты птичьего полета
4. https://ulpressa.ru/2012/07/12/simbiblis-v-verhovya-cheremshana-fotoreportazh/ В верховья Черемшана. Фоторепортаж.
Если быть точным, то толковое описание одно, на нём я и основывался при разработке сплава.
 
Сперва предполагалось пройти классическим маршрутом М135 описанным в книге По рекам и озёрам Средней России, автор Рыжавский Г.Я., но в связи с ограниченностью по времени маршрут решили сократить, а точнее уполовинить. Начать с точки где-то между посёлком Заречный и селом Юган (Нурлатский район, республика Татарстан) и закончить в пригородах Димитровграда (Ульяновская область) у одного из мостов, т.е. приблизительно около 100 км пути.
Приблизительный план маршрута:
 
1ый день.
6-00 старт с Управленческого
10-00 прибытие в поселок Юган (Нурлатский район, 180 км от Самары, туда-обратно 360 км, это 54 литра салярки, в рублях________________)
11-00 – 11-30 отплытие по реке Большой Черемшан
12-00 – 14-00 обед. Приблизительно в 3х км. Ниже посёлка Юган (правый берег) и Старое Максимкино (левый берег)
14-00 – 17-00 следование по маршруту 10 км до стоянки, впадение ручья справа.

2ой день.
6-00 подъем, завтрак
8-00 старт
8-00 – 12-00 следование по маршруту 10 км, до впадения слева притока Кармала
12-00 – 14-00 обед
14-00 – 17-00 следование по маршруту 10 км, стоянка на одной из излучин

Возможна днёвка (она одна)
 

3ий день.
6-00 подъем, завтрак
8-00 старт
8-00 – 12-00 следование по маршруту 10 км, до Новочеремшанского моста
12-00 – 14-00 обед
14-00 – 17-00 следование по маршруту 10 км, стоянка на правом берегу, т.к. на левом село Старый Сантимир

Возможна днёвка (она одна)
 

4ый день
6-00 подъем, завтрак
8-00 старт
8-00 – 12-00 следование по маршруту 10 км, до моста (трасса) и еще 1км за него.
12-00 – 14-00 обед, либо левом берегу не доходя деревни Ивановка, либо на правом берегу за деревней.
14-00 – 17-00 следование по маршруту 10 км, до места стоянки ниже деревни Старая Бесовка, до места впадения справа р.Письмирь
 

5ый день
6-00 подъем, завтрак
8-00 старт
8-00 – 12-00 следование по маршруту 10 км
12-00 – 14-00 обед, в районе озера Якушка на левом берегу
14-00 – 17-00 следование по маршруту 10 км, примерно в 6 км послен обеда справа впалает Тия. Стоянка в 9,82 км от обеда смотреть на правом берегу, на левом к деревне Курлан отходит канал (каналы, арыки)
 
6ой день1.1 6ой день1.1 6ой день1.2
6ой день.
6-00 подъем, завтрак
8-00 старт
8-00 – 12-00 следование по маршруту 10 км. Скорее всего 3,7 км до моста на обводной дорге, тут стапель I. Если не получится, то идём до пригородов Димитровгада около 8 км и обедаем.
12-00 – 14-00 обед не доходя пригородов Димитровгада, обед на левом берегу.
14-00 – 17-00 следование по маршруту до автомобильного моста у Димитровграда, тут три варианта стапеля. До Димитровгадских стапелей 140 км, в две стороны это 280 км, это 42 литра салярки, в рублях_____________
День 1ый. 23.06.2018.

От Самары стартовали в 6 утра и к 9ти уже выгружались у реки на дороге от Заречного к Югану. Качество дороги мягко говоря отвратительное, при езде стоит сохранять осторожность. От дороги до реки буквально несколько шагов вниз по склону. Небольшая площадка. Для большой группы скорее всего будет не удобно, но нам втроём на одной лодке более чем хватило.
 
Прежде, чем продолжить маршрут представлю участников:
руководитель, капитан, лагереустановщик, костровой - Егор Малахов (https://vk.com/id34894929)
Сок 2017
зам.руковолителя, матрос, идейный вдохновитель, завхоз, повар, врач, фотограф - Оксана Малахова (https://vk.com/id36294339)
4Sj-BXJLZPw
боцман, ВОХР, инсектецид - Мэник
_DSC0004
 
В 10:09 были уже на воде и начали непосредственно сплав.
_DSC0003
_DSC0005
_DSC0011
_DSC0015
_DSC0016
 
Ходового времени затратили 3 часа, пройдя 12,4 км. Правда отдыхали на воде, просто причалив в тени у правого берега. Умудрились даже часок поспать. При стапеле выяснилось, что дома забыли пакет с первым готовым перекусом. Зато взяли вместо него пакет с пилингом, скрабом и еще какой-то косметикой, ну т.е. просто перепутали. Сотовая связь почти не работает, но удалось как-то позвонить матери и попросить забрать этот пакет с едой, пропадёт же.
В 14:00 нашли приемлемое место стоянки на левом берегу. Координаты N54'27.513' E 050'15.957' ( после первых цифр должен быть значёк градусов, но я не знаю как его вставлять). От воды стоим буквально в метре, выход довольно пологий.
_DSC0021
_DSC0022
_DSC0023
_DSC0027
За 12 км в принципе исчезающе мало пригодных мест для стоянки, очень неудобные выходы на берег. Во первых они высокие, во вторых сильно заросшие травой и папоротником. И очень, очень сыро. Была, правда, одна хорошая оборудованная столиком стоянка стоянка на левом берегу, в 4,5 км от старта. Но нам показалось, что пройдено еще мало даже для первого дня, к тому же относительно недалеко село. Хотя дорога к стоянке и была сильно заросшей, решили пройти еще ниже по реке. Ну в итоге встали, где встали.
При проезде утром мимо посёлка Заречный, на его окраине видели несколько палаток. Стояла какая-то довольно большая группа туристов. Вечером они прошли мимо нас, очевидно сплавляются не первый раз и хорошо знают реку, раз идут довольно поздно. байдарок 6-7, причём в некоторых сугубо детские экипажи.
День 2ой.24.06.2018.

Стартовали в 9:00.
_DSC0028
_DSC0029
Через 15 минут хода, в 1,7 км от первой ночёвки, слева неплохой выход на берег, сыровато-гряновато, но полого. Сверху хорошая площадка. 40 минут хода, 3,7 км от ночёвки, на поворотое русла, внутренний левый берег еще одна хорошая стоянка. 1 час 20 минут хода, 7,2 км от ночёвки, на левом берегу перед старым мостом (остались одни стойки) очень хороая стоянка, хороший пологий выход, сверху площадка. Тут и стояла группа прошедшая вчера вечером мимо нас.
Обедали N 54'25.445' E 050'13.670', на осторовке в месте впадения р.Кармала. С обеденной стоянки ушли в 13:15, решили передохнуть в тени на воде. На берегу очень много оводов и прочей кусачей нечисти. Масюн с удовольствие их ловит и ест, в качестве добавки к своему рациону. Но даже его они достали. А я, привыкнув к холодным сплавам, не озаботился нормальными репелентами. Есть какая-то спиралька, но на неё у местной фауны реакции нету ни какой.
_DSC0033
N 54'25.518' E 050'12.674' на левом берегу перед развилкой реки хорошее место стоянки (13,6 км от ночевки). N 54'24.818' E 050'11.812' стоянка с лесенкой к воде, столики лавки (16 км от места ночёвки).
N 54'23.770' E 050'11.940' в 15:15 встали на ночёвку на правом берегу, песчаный пляжик, небольшой, на группу из 3-4 байдарок должно хватить.
_DSC0040
_DSC0045
Дрова в шаговой доступности и их много. Противоположный берег высокий, обрывистый. Была некоторая проблема с теньком, пришлось собрать нашу фирменную конструкцию из перевёрнутой байдарки на вёслах и тента.
_DSC0064
_DSC0046
_DSC0042
За 4 часа ходового времени пройдено 19,7 км. Стоим в запланированном районе, между 1ой и 2ой из запланированных на второй день мест стоянки.
День 3ий. 25.06.2018.

Стартовали в 8:25. В 1,5 км достигли первого слива Черемшанского порога. П описаниям порог проходим, но я всё-таки решил сходить на разведку. От начала порога на правом берегу есть улов, в котором удобно поставить лодки. Сверху очевидно отходит тропа обноса, но до её конца я не дошёл. Пошёл осмотреть порог, проход есть вдоль правого берега. Прямо по центру сразу за сливом поперёк русла лежит ствол дерева. Возможно на каркасной байдарке какой-нибудь мастер весла и смог бы пройти этот слив и увернуться от ствола. Мы рисковать не стали и провели байдарку вдоль берега.
_DSC0076
К сожалению фотографий порога мы не сделали, кроме того самого бревна после слива. Метров через 500 за поворотом направо второй слив. Его прошли ближе к левому берегу. Сразу хочу сказать, что Налим Н300 на валах то ещё развлечение. Корпус изгибается очень сильно, несмотря на полную загрузку и лежащие на дне пенополиэтиленовые маты толщиной в 5 см. На валу Оксану захлестнуло по шею, Мэника скинуло с носа в трюм, где он и был пойман. В общем если река изобилует подобными явлениями, то надо делать жёсткий каркас вдоль бортов и иметь какую-то импровизированную юбку. Воды мы хватанули с ведро.
После порога река спокойная, правда много топляка. Во множестве появляются песчанные берега, наподобии того где мы ночевали. Можно сказать, что наша стоянка была на первом песчаном пляже. На подходах к Новочеремшанску несколько старых и относительно новых мостов, остатки каких-то гидротехнических сооружений, и вообще в русле и по берегам много строительного мусора. Но всё удалось пройти без волоков и обносов.
На обед встали в окрестностях Новочеремшанска за мостом N 54'22.139' E 050'08.932' около 11 часов дня. С места ночёвки пройдено 9,4 км. Похоже я сильно ошибся с мостом в селе. Ожидал реальный автомобильный мост, а тут оказалась какая-то грейдерная времянка, которую очевидно восстанавливают ежегодно.
С обеда вышли в 13:00, но по пути еще несколько раз вставали в тени на берегах и охлаждались. Температура воздуха за 30.
На стоянку встали на правом песчаном берегу N 54'20.135' E 050'04.929'. Пришлось правда подняться на терасу метров 20 от уреза воды.
_DSC0087
_DSC0091
_DSC0084
_DSC0089
_DSC0081
_DSC0080
Зато хороший тенёк от кустов, с утра правда его не будет совсем. За день пройдено 20,9 км, время в движении 3 часа 54 минуты, ну и около 2х часов на остановки.
День 4ый. 26.06.2018.

В принципе можно было делать днёвку, но Оксана отказалась. Место открытое с востока и тут почти до вечера будет пекло. Проснулись около 5ти утра, стартовали тоже рано, до жары.
_DSC0094
_DSC0095
_DSC0097
На обед встали встали ниже деревни Старая Бесовка N 54'18.967' E 049'56.074'. На момент остановки пройдено 21,7 км. Но это с заходом в р.Малый Чермшан. По описаниям там в 200 метрах от устья должна быть сосновая посадка. Мы поднялись почти на километр, нашли лишь пару чахлых сосёнок.
_DSC0104
_DSC0106
В итоге снова вышли на Большой Черемшан.
_DSC0101
_DSC0108
_DSC0113
_DSC0115
После автомобильного моста у деревни Ивановка (сразу после впадения рМалый Черемшан) стали попадаться посадки сосны. Хотели остановиться именно в сосняке, но он был либо на высоком берегу, либо далеко от воды за ивняком. Так постепенно и дошли до места обеда на левом берегу. Встали больше из-за жары и надвигающейся грозы. На время обеда поставили тент, но гроза прошла стороной. В итоге на этом месте и остались на ночёвку. В-принципе это первое из планируемых мест стоянки на сегодня, до второго около 2 км, но проверять не пошли.
_DSC0120
_DSC0121
_DSC0122
_DSC0140
_DSC0138
Под палатку и тент зачистил от лопухов две площадки. Снова установил тент, больше от солнца, но и на случай осадков. Только специально опустил его ниже обычного, на стульях под ним было уже не посидеть, зато было хорошо спать.
_DSC0119
С вечера сварили на утро кашу и компот на день. Мы каждый вечер его варим, а утром разливаем во фляжки.
День 5ый. 27.06.2018.

В этот раз отказались от днёвки по причине не реально огромного количества слепней. Они набились под тент и в лодку, казалось, что если они договорятся, то запросто утащат эту конструкцию.
Оводы
в 8:24 мы достигли впадения р.Письмирь, напротив него на левом берегу отличное место для стоянки.
_DSC0162
_DSC0164
_DSC0165
_DSC0166
В 8:40 (3 км от стоянки) слева отличная поляна с пляжем, недалеко сосняк, места хватит на большую группу.
На обед встали в 10:30, пройдя 9,82 км за 2 часа, на левом берегу на слегка заросшем пляже N 54'17.173' E 049'51.087'.
_DSC0188
_DSC0192
_DSC0193
_DSC0195
На обед нас накрыла гроза. О ней первым предупредил боцман, бегал по берегу и лаял не понятно на что, потом и мы услышали гром. Поставили тент из двух пончей-дождевиков и продрыхли под ним до 14:30. Если бы не пёс, ставили бы уже под дождём и ветром.
_DSC0191
Около 16-30 достигли крайней стоянки ниже впадения р.Тия. Можно было встать на правом берегу немного раньше, но там к берегу подходит наезженная колея, поэтому останавливаться не стали. Поэтому остановились на левом берегу N 54'16.082' E 049'45.830' . Берег очень высокий, выход не удобен и крут. Причалили метров на 50 ниже и заволокли снаряжение и лодку через лес за пару ходок.
_DSC0202
_DSC0203
_DSC0205
_DSC0196
_DSC0200
За 4 часа 11 минут пройдено 19,7 км, и часа 4ре занял обед с дневным сном в грозу. До р.Тия стоянок много, а вот после ко всем стоянкам подходят дороги, народ тут отдыхает часто. Знакомство с местными отдыхающими в наши планы не входило, поэтому и пришлось искать место на левом высоком берегу.
День 6ой. 28.06.2018.

Отличное оказалось место. Тихое и спокойное. Пляжа правда нет, но при желании искупаться можно. Проспали до 7:00. До первого антистапеля нам осталось около 5 км. К 12ти за нами туда должны приехать. Оксана сказала, что дневку мы лучше сделаем дома. В-принципе в этом что-то есть.
Неспешно позавтракали, попили кофе.
_DSC0207
_DSC0210

_DSC0225
_DSC0226
Боцман философски посидел на берегу.
_DSC0223
Потихоньку собрались. Грузиться решили непосредственно под лагерем, не тащить вещи на место высадки.
_DSC0248
_DSC0249
_DSC0250
_DSC0253
_DSC0256
_DSC0257
_DSC0258
При погрузке я таки умудрился съехать в воду до пояса, думал, что остался без связи. Но телефончик краткое погружение выдержал без последствий.
В 10:00 стартовали. Расстояние до моста составило 4,96 км, прошли его часа за полтора с купаниями. Мост на обводной дороге Димитровграда N 54'14.761' E 049'44.320'. Стапель сделали на левом берегу, нам так удобнее, хотя в-принципе можно и на правом. Машинам всё равно куда подъезжать.
Вскоре приехал Диман и отвёз нас домой.
_DSC0259
Послесловие.

Вот, что написала Оксана по окончании сплава: "Путешествие на байдарке по р.Большой Черемшан было протяженностью 100км. Дневной переход составлял по 20км. За каждым поворотом открывалась живописная картина, возникал новый пейзаж. Трудно передать словами чувства и эмоции, возникшие при сплаве.. В какой-то момент пути, ты начинаешь чувствовать реку, как огромное живое существо, с оттенком мистического восторга и уважения. Позади топкие низкие берега Чертова болота, с ограниченным числом сухих стоянок, участки реки с перекатами, быстринами, сливами, многочисленными завалами, разрушенными мостами, зарослями, мелями, рыбацкими заколами. Были, конечно, и спокойные участки, где можно отдохнуть, они и остались на фотографиях.
Быть 24 часа на природе- это значит быть в потоке непрекращающихся звуков , получать разнообразные тактильные и температурные ощущения, испытывать на себе изменения погоды (два раза была гроза на маршруте), получать огромное количество зрительной информации. Восприятие событий всеми органами чувств позволяют проживать жизнь наполнено, и именно они превращают простые моменты жизни в драгоценности. Духом и душой я породнилась с этими местами.." (https://vk.com/wall36294339_4426).
Добавить к сказанному в общем-то нечего.
От себя добавлю, что данное описание не претендует на полноту и не стоит слепо выполнять данные тут советы, например по прохождению порожка. Ситуация на реке изменчива даже не год от года, а скорее день ото дня. Там где мы прошли с легкостью могут образоваться не проходимые завалы и т.п. А вообще основными препятствиями на этом маршруте у нас были рыбацкие заколы, они перегораживают русло целиком и не всегда через него есть проход. Но провести байдарку не разгружая удавалось всегда. Хочу отметить, что эти заколы зачастую стянуты металлическим тросом, который я со своим плохим зрением замечал в последний момент. Со всеми старыми и новыми мостами нам повезло, не на одном из них не было нагромождения брёвен и плавника, все они были легко проходимы.
Успехов идущим следом!

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте