Я поехала в Пермь, потому что захотелось посетить северный посёлок Ныроб, где есть Никольская церковь, а в ней фреска с изображением Святого Христофора в виде псоглавца.
Пермь - Сокликамск - Чердынь - Ныроб

Есть разные версии от чего происходит слово "Пермь". Возможно Пермь это парма, то есть холм покрытый лесом. Ещё есть версия, что Пермь это перамаа, то есть задняя земля.

В 1720 году по приказу Петра I капитан-поручик артиллерии Василий Татищев отправляется в Сибирскую губернию для постройки заводов по выплавке меди и серебра. Кстати, до 1782 года в состав Сибирской губернии входили территории Сибири и Приуралья. Татищев выбрал место для постройки завода около деревни Егошихи вблизи устья реки Егошихи, впадающей в Каму, так как там была руда и удобно было вывозить продукцию. В 1721 году преемником Татищева был назначен Георг Вильгельм де Геннин. Он одобрил проект Татищева и в 1722 году распорядился готовится к постройке завода.
Годом основания Перми считается 1723 год, когда начали строить Егошинский медеплавильный завод.
В 1780 году Екатерина II, носившая титул княгини Пермской, подписала указ об образовании губернского города Перми на основе Егошинского завода.
9 августа

Начинается моё знакомство с Пермью с улицы Монастырской. Я подхожу к Свято-Троицкой церкви или Слудской церкви, построенной в 1845-1849 годах. Пермский купец Егор Шакуров мечтал построить церковь на Слудской горе. Получить разрешение он не успел и завещал своему сыну капитал, что бы он исполнил его мечту.
1845-1849
Далее на улице Куйбышева находится сохранившийся памятник арихитектуры - Усадьба купца А. Г. Гаврилова, построена во второй половине XIX века.

1850-ые (вторая половина XIX века)
По улице Куйбышева сохранились два торговых пассажа (№ 1 и № 2) Чёрного рынка.
Пассаж торговый № 1 и 2 Чёрного рынка
И ещё дальше сохранилась Пермская книжная типография.
Пермская книжная типография № 2

Далее я выхожу к Комсомольскому проспекту и вижу Часовню Стефана Великоперсмкого, построенную в 1882 году. Хотя Стефан Великоперсмкий не был в этих местах, его чтят в Перми, так как он распространял христианство в Перми Вычегодской, возглавлял Пермскую епархию, переводил церковные книги на язык коми-зырян.
1882

Далее иду по улице Ленина. Эту улицу я определила как самую красивую, так как там много исторических зданий. Передо мной Духовное училище, построенное в 1885 году.
1885
Затем здание, в котором с 1874 по 1902 год был кинотеатр "Триумф"
1874-1902
Далее по улице Ленина жемчужина архитектуры города Перми дом купца Грибушина. По предположениям литературоведов этот дом является прототипом "дома с фигурами" в романе Пастернака "Доктор Живаго".
1906
Затем я возвращаюсь на улицу Монастырскую и подхожу к вокзалу "Пермь I", построенному в 1878 году.
1878
Затем я подхожу к дому Дом проходчика Н. В. Мешкова, построенного в 1820 году. По желанию владельца дом строился так, что бы быть лицом города для проплывающих на пароходах по Каме путешественников.
1820-ые
Сейчас в этом доме один из филиалов краеведческого музея.

Затем по улице Монастырской подхожу к дом В. Е. Вердеревского, построенного в 1842-1844 годах. Предприимчивый Вердеревский открыл в доме трактир "Славянский базар" с "арфистками и прочими увеселениями публики", где были и гостиничные номера.
1842-1844
Сейчас этот дом принадлежит Транскапиталбанку, который позаботился о сохранении памятника.

Далее по этой же улице находится торговая баня мещанки Е. П. Кашиной, построена в 1874 году.
1874
Сворачиваю на улицу Сибирскую, которая мне тоже очень понравилась.
1910
Королёвские номера - общежитие для артистов Пермского академического театра оперы и балета им П. И. Чайковского. Здание построено в 1910 году.
Гостиница "Королёвские номера" предлагала европейский комфорт: электрическое освещение, водопровод и водяное отопление.
С этим зданием связано печальное событие. Михаил Романов, брат Николай II, жил в Перми в ссылке. Из этой гостиницы в ночь с 12 по 13 июня 1918 года его вместе с секретарём похитили, отвезли в лес и расстреляли. Место захоронения до сих пор неизвестно.
В 1928 году в покоях № 13 несколько дней жил В. Маяковский. Поэт любил играть в бильярд, чего в гостинице не было, поэтому он переехал в гостиницу "Центральная".

Далее выхожу к Пермскому театру оперы и балета имени П. И. Чайковского
1895
Пройдя через сквер можно увидеть два красивых здания. Слева Мариинская женская гимназия.
1887
У этого места есть история. В 1840-х годах на этом месте строился дом Елисея Чадина, дворянина. Ему показалось слишком дорогим строительство и он решил сэкономить, построив печь из чугунных надгробий. На свои именины Чадин позвал видных людей города. Когда с именинного пирога сняли покрывало была отчётлива видна Адамова голова - череп и кости. Гости сбежали, а хозяин от переживаний умер. Этот дом стали называть "дом с кикиморой". Во время большого пожара 19 сентября 1843 года, когда сгорело 300 домов, чадинский дом устоял. Говорили, что видели кикимору в белом платке, которая мелькала в окне и отгоняла пламя. В итоге дом снесли, а на этом месте построили Мариинскую женскую гимназию, названную в честь императрицы Марии Александровны.

Справа особняк Тупицыных, построенный в 1888 году.
1888
Затем я возвращаюсь на улицу Сибирскую и подхожу к дом губернатора, построенного в 1790 году.
1790
Дом принадлежал И. Д. Пряшникову, который приехал в Пермь вместе с другими чиновниками направленными служить во вновь отрытом пермском наместничестве. Стены выстроены из лиственницы, обложен кирпичом.
К 1840 году этот дом принадлежал казне и назывался домом преподавателей, так как здесь жили преподаватели мужской гимназии.
В этом доме квартировала семья А. Бланка, деда Ленина.
Всего в этом доме проживало 15 губернаторов и каждый переделывал его по своему усмотрению.

Затем я иду по улице Екатерининская, где вижу ТЮЗ, который раньше был домом пароходчика И. И. Любимова, построенного в конец XIX века.
1871
Не могу вспомнить как я оказалась рядом с этим домиком
Конец XIX - начало XX
Это особняк К. Ф. Токарёвой, построен в конец XIX - начале XX века. Здание занимает кафе "Зелёный дворик".

На этом моё знакомство с дореволюционной частью города окончено.
10 августа

Сегодня знакомство с Мотовилихой.

Сначала я пошла в музей артиллерии, который находится в здании, где в 1917-1918 размещался районный комитет РСДРП большевиков.
1909
Около входа можно увидеть пермскую царь-пушку
Если стоять перед пушкой и заглядывать ей в дуло, то слева можно увидеть здание Мотовилихинского завода.
Затем прогулявшись по улице 1905 года
выхожу к Свято-Троицкому Стефанову монастырю, построенному в 1790 году
1790_
А потом прохожу по Райскому саду
и выхожу к народному дому, построенному в 1911-1925 годах
1911-1925
 От народного дома можно подняться наверх и попасть в музей-диораму, где есть смотровая площадка, с которой ничего хорошего не видно. Смотровая площадка есть у планетария, где тоже к сожалению виды не очень хорошие.
11 августа

В этот день начиналась экскурсия "Соликамск-Чердынь-Ныроб" рассчитанная на 2 дня, ради которой я и приехала в Пермь.
Мероприятие начиналось в 8:00, автобус отходил от памятника "Пермяк - солёные уши".

По преданию, жители Прикамья трудились на соляных приисках в районе современного Соликамска. Соленосцы переносили мешки с солью на головах. Сохранились документы, где говорится, что в среднем соленосец получает около 40 копеек в день, работая по 11-12 часов. От тяжести череп соленосцев деформировался, часто отказывали мышцы лица, кожу головы и ушей проедал соляной раствор.

В 12:00 мы приехали в Соликамс, где у нас был обед. Соликамс - город, основан в 1430 году. Жизнь а название городу дала соль. В этом городе у нас было две экскурсии: в Богоявленской церкви
и в доме воеводы
По пути в Чердынь остановились в лесу
Примерно в 17:00 мы приехали в Чердынь. Первое упоминание в 1451 году. Название города происходит от двух коми-пермяцких слов: чер — "приток" и дын — "устье", — то есть "поселение, возникшее при устье ручья". В прошлом Чердынь была столицей огромной территории Пермь Великая.

Рядом с городом река Колва.
Преображенская церковь и Вознесенский собор
Видна гора Полюд
Вот такая в городе архитектура
Пк
Здесь же у нас был ужин. А недалеко от города в бывшем здании аэропорта оборудована гостиница, где мы ночевали.
12 августа

Позавтракав в Чердыне мы поехали в Ныроб. Первое упоминание в 1579 году.

В посёлке в 1601 году отбывал ссылку Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Когда был убит царевич Дмитрий, расследованием занялся Борис Годунов, который мечтал о троне. Его противниками были Романовы. Годунов обвинил Романовых, что они хотели его отравить и отправил всех в ссылку в разные места. Михаилу Никитичу досталась участь отбывать ссылку в Ныробе. Для него была вырыта яма - куб размером 2х2х2, посредине столб, к которому приковали узника кандалами весом 50 кг. Когда стражники узнали, что будут охранять узника пока он жив, они перестали его кормить. Жители посёлка подкармливали Михаила Никитича. Таким образом он прожил год. Но умер не своей смертью, а его задушил один из стражников.
На месте ямы сейчас часовня.
На месте могилы сейчас разрушенный храм.
А рядом с разрушенным храмом Никольская церковь 1705 года постройки - цель моего путешествия.
По легенде: "...Храм этот строился мастерами, неизвестно откуда пришедшими, неизвестно кем нанятыми. Когда постройка была почти окончена, мастера внезапно скрылись... Никаких лесов и подъёмов у них не было, строили прямо от земли, а что за день настроят, то за ночь в землю уходило. Утром, смотришь, опять постройку от земли начинают. И так до последу. А на послед, как мастера ушли, наутро церковь вся, как есть, как следует, вышла уз земли и стоит до наших дней".
1704
Внутри храм интересный - под куполом как будто вдавленные кресты, паломники говорят, что такого нигде не видели. И ещё достопримечательность этого храма - фреска Святого Христофора в виде псоглавца (редко где встречается). Вообще святых в антропоморфном виде запрещено изображать в 1722 году.

Далее мы держим путь обратно в Пермь. Приехали в 21:40.
13 августа

Продолжаю знакомится с городом Пермь.

Недалеко от дома, где я поселилась, на улице Ленина есть два дома, построенные в 1939 году для работников завода им. Ф. Э. Дзержинского
1939
Далее улица Екатерининская, где есть Вознесенский храм, построен 1903-1904 годах на пожертвованные деньги и строительные материалы.
1903-1904
Далее выхожу на улицу Сибирская

Дом чекистов 1932 года постройки.
1932
Сверху здание напоминает букву "С", что символизирует Сталина.

Ещё на улице Луначарского есть дом горсовета 1930 года постройки
1930
14 августа

День начинается с набережной. Затем посещение Художественной галереи, где мне очень понравилось.

После прогулка по Комсомольскому проспекту.

По пути располагается Парк Горького, где можно покататься на колесе обозрения
Затем встречаю одно из самых знаменитых зданий на "компросе" - дом учёных, строился с 1948 по 1955 годы.
Для удобного проживания видных деятелей культуры были предусмотрены пятикомнатные квартиры с шикарной отделкой (большие светлые комнаты, лепные потолки, наборные дубовый паркет, просторные парадные подъезды, чёрный ход и комнаты для прислуги). Однако из-за большого количества нуждающихся в жилье учёных в ходе строительства квартиры были перепланированы - там где должны быть пятикомнатная, появились две трёхкомнатные, были объединены санузлы, уменьшены площади подсобных помещений.
1954
Дальше передо мной открывается вид на Комсомольскую площадь и вид на Башню смерти
1952
Строилась с 1949 по 1952 годы и вот такая легенда есть о ней:
"Ночью возле Башни смерти появляется чёрный воронок. Он подъезжает к какому-то подъезду, из него выходят 2-4 личности в чёрных тужурках, а лица и глаз не видно. Они вытаскивают из подъезда человека, который кричит и отбивается, но его не слышно, запихивают в машину и везут к Башне смерти. Но на площади перед ней наползает туман и воронок растворяется в нём. А изуродованные трупы забранных людей потом находят в Башне смерти, в подвалах.
В полнолуние с крыши и из подвалов Башни смерти слышны стоны".

В городе на асфальте можно найти две линии, красную и зелёную. Это путеводные линии, по которым можно изучить историю города.