Швеция / Самостоятельная поездка

Швеция: по озерам на велосипеде

6 - 23 июля 2018 г.
Я люблю воду: моря, реки и озера. Люблю ездить на огромных морских и маленьких речных паромах. Люблю, когда облака отражаются в лужах. Поэтому мне понравилась Швеция – страна зеленых лесов и синих озер. Две недели по маршруту «из Стокгольма в Стокгольм»: два человека, два велосипеда и меленькая палатка.
гео-теги: Европа Швеция

Как все начиналось

Давным-давно, года четыре назад, я случайно попала в Стокгольм. Меня пригласили на день рождения. Мы провели день в Питере, затем на автобусе доехали до Хельсинки, из Хельсинки на пароме в Стокгольм, и обратно тем же путем.

Время, проведенное на пароме, и полдня в Стокгольме произвели на меня большое впечатление. Помню, был ясный, но прохладный сентябрьский день. Разноцветные дома на густо синем небе, полупустые улицы, яхты у набережной, музей затонувшего больше трехсот лет назад корабля.

Все это я видела впервые. И пообещала, что когда-нибудь обязательно вернусь сюда с велосипедом. Обещание как-то забылось. Однако когда в конце мая встал вопрос о летнем велосипедном походе, вспомнился Стокгольм. Так мы поехали в Швецию.

Самолет до Хельсинки. Невеселый таможенник, подробно выясняющий цель нашего приезда. Галопом от аэропорта до морского вокзала. Регистрация и получение номеров, часовое стояние в автомобильной очереди на паром (мы же не какие-то там сухопутные пассажиры, мы же с велосипедами!).

Рядом с нами расположилась группа мотоциклистов и молодая пара велосипедистов с ребенком. Нас - «двухколесных» - загрузили последними. В каюту мы поднимались, когда паром уже начал свое движение. Утром следующего дня мы выехали из грузового отсека и смешались с идущими пассажирами. Так начались две недели в Швеции.

4.Паром1.Паром2.Паром
6.Паром5.Паром7.Паром

Ландшафт

Задумка была простая: поездить побольше, покрасивее и попроще. Сережка проложил маршрут на юг от Стокгольма. Почти нет перепада высот, зато много озер. Маршрут оказался абсолютно расслабляющим. Никаких тебе больших городов, памятников истории и архитектуры. Поля, фермы, леса, небольшие городки, озера и снова поля.

И так двенадцать дней. Двенадцать дней одно-двухэтажных красных домов (дома других цветов встречаются гораздо реже, и преимущественно в городах), желтых полей, синих рек, придорожных почтовых ящиков и коров.

29.Дорога27.Дорога28.Дорога
30.Дорога31.Дорога58.Дорога
34.Дорога33.Дорога44.Дорога
51.Дорога49.Дорога50.Дорога
32.Дорога59.Дорога57.Дорога
61.Дорога60.Дорога62.Дорога
65.Дорога63.Дорога66.Дорога
79.Дорога82.Дорога80.Дорога

Иногда на фоне этих пейзажей появлялись окруженные кладбищами церкви, небольшие города и лошадиные пастбища.

77.Дорога75.Дорога81.Дорога
Самыми необычными стали общественный книжный шкаф, через который желающие могут обменяться книгами, и естественные поля для гольфа, по которым бродят игроки с тележками.

53.Дорога23.Дорога24.Дорога

Помимо этого, глаз радовали дорожные знаки. Чаще всего встречались сумасшедшие (или пьяные) лоси с заплетающимися ногами. Лось вообще оказался популярным животным. Теперь у нас в шкафу стоит меховой лось, а на стене висит деревянный.
64.ДорогаЗнаки7Знаки6Знаки2
Знаки3Знаки4Знаки1
Знаки5Знаки8

И конечно, веселые фигурки на городских площадях. Чаще всего встречаются абстрактные формы, но иногда попадаются и вполне опознаваемые.

54.Дорога68.Дорога56.Дорога
67.Дорога55.Дорога

Дороги

Автомобильные дороги выше всяких похвал: ровные, гладкие, с большими аккуратными обочинами. Даже при небольшом перепаде высот мы легко разгонялись до 30-35 километров в час. При этом можно было не бояться, что попадешь в какую-нибудь выбоину.

Временами встречались довольно длинные велосипедные дорожки. В поселках и городах они были обязательно, между населенными пунктами – в основном недалеко от Стокгольма. Чаще всего, это были полноценные асфальтированные дороги, в редких случаях – грунтовки.

Секрет хороших дорог, по-видимому, кроется в том, что за ними ухаживают. В одном месте мы стали свидетелями замены дорожного полотна. Выглядело это следующим образом: на дороге стояло около десяти грузовых машин трех разных видов; все они участвовали в укладке асфальта. Сначала на одной стороне дороги, потом на другой.

При этом движение не блокировалось полностью. Автомобили собирались в колонны и под предводительством специальной машины с «мигалкой» объезжали место работ по другой полосе. Мы обошли весь участок по обочине, но остановились просто посмотреть на происходящее.

Время от времени вдоль дорог попадались площадки для отдыха. Стол, скамейки, живописный вид на озеро. Не знаю, как машинам, а нам это помогало.
36.Дорога78.Дорога22.Дорога
19.Дорога20.Дорога21.Дорога

Погода

Перед началом похода мы посмотрели данные по среднемесячной температуре в Швеции и прогноз погоды на ближайшую неделю. Однако ни то, ни другое не помогло нам понять, с чем мы встретимся. Возникает впечатление, что это шведское лето было аномально горячим.

Большую часть маршрута нам было жарко, временами – очень жарко. Пот тек под очки и мешал смотреть на дорогу. Облака воспринимались как манна небесная. Флисовые куртки остались невостребованными. Спальники на ночь не застегивались. Единственной неприятностью стали комары, на которых мы как-то не рассчитывали.

Любопытная подробность: последние два дня перед паромом мы жили в стокгольском Park Inn. В не самой плохой гостинице не было кондиционеров. Видимо, обычно они не нужны. Однако в день нашего заезда в комнате стоял вентилятор, и висело объявление о непростых погодных условиях, для борьбы с которым предназначался вышеупомянутый агрегат.

Стоянки

Обычно во время путешествий мы рассматриваем три варианта стоянок: самостоятельные стоянки, кемпинги и гостиницы. В этом походе доминировали кемпинги. В гостиницу мы въехали только на две ночи перед паромом, когда осматривали Стокгольм. Сами по себе мы тоже стояли всего три раза.

Все остальное время мы провели в кемпингах. Это произошло по трем основным причинам: погода была сухой и жаркой, поэтому мы не мокли и не мерзли; кемпингов было много; эти кемпинги чаще всего располагались на озерах и занимали лучшие места.

К тому же в кемпингах были электричество и вода, а жители соблюдали режим:  вели себя спокойно, не кричали и не пели по ночам. Как показывает опыт, по ночам веселиться хорошо, когда ты сам это делаешь, а не когда то же самое делают твои соседи.

14.Кемпинг13.Кемпинг15.Кемпинг
16.КемпингЛось217.Кемпинг

Все кемпинги, в которых мы останавливались, располагались на берегу озера. В каждом кемпинге были площадки для автодомов и для палаток. Автомобилистов всегда было гораздо больше, чем велосипедистов; в некоторых местах мы были единственными двухколесными существами.

37.Кемпинг39.Кемпинг38.Кемпинг
41.Кемпинг40.Кемпинг42.Кемпинг

При этом кемпинги различались по местоположению, цене и набору дополнительных возможностей. Одни кемпинги стояли в лесу, другие – на голой, открытой поляне. В одних кемпингах был магазин, общая кухня и стиральная машинка, а в других нет. В одних кемпингах «бонусом» были шныряющие под ногами утки, в других – минигольф, в третьих – детские площадки.

45.Дорога43.Кемпинг46.Кемпинг
47.КемпингЛось148.Кемпинг

В большинстве кемпингов работники говорили по-английски. Если нет, то, по крайней мере, знали ключевые для бизнеса английские слова. Особенно радовало, что работали  они без выходных и допоздна. Однако о режиме работы, цене и возможностях кемпинга лучше узнавать на сайте. (Однажды мы приехали в кемпинг, у которого не было сайта, и выяснили, что и самого кемпинга тоже нет.)

72.Кемпинг73.Кемпинг74.Кемпинг

Интересная подробность: в Швеции существуют кемпинговые клубные карты. В одном из первых кемпингов нас добровольно-принудительно зарегистрировали в системе. С тех пор на вопрос «Есть ли у Вас карта?», мы гордо отвечали «да» и чувствовали себя почти местными. Правда зачем нужны эти карты, мы так толком и не поняли.

83.Кемпинг85.Кемпинг84.Кемпинг
88.Кемпинг86.Кемпинг87.Кемпинг
90.Кемпинг91.Кемпинг89.Кемпинг

Стокгольм

Этот город стал началом и концом нашего пути. Когда на финской таможне нас спросили о маршруте, мы ответили что-то типа «из Стокгольма в Стокгольм». Стокгольм оказался одним из немногих столичных городов, по окрестностям которого приятно ехать на велосипеде. На въезде в город почти ничего не меняется: воздух остается чистым, а дороги -  хорошими. Вот только количество машин увеличивается.

Первый раз я была в Стокгольме осенью. Тогда город показался мне почти пустым. Сейчас все было иначе. Чтобы сфотографировать здания, мы специально приехали в центр города пораньше. Как показал опыт предыдущего дня, в обед на улицах уже не протолкнуться.

За полтора дня, проведенные в городе, мы обошли музей корабля Wasa, музей северных стран и королевский дворец. Первые два музея искренне рекомендую; Королевский дворец не очень понравился: на мой взгляд, много пышных украшений и мало жизни.

Посмотрели смену караула, потолкались на главной сувенирной улице. Удивительным образом мы прошли совсем не по тем местам, в которых я была четыре года назад. Попутно выяснили, что главными символами Швеции являются Лось и Пеппи Длинныйчулок.

В одном магазине с оригинальными поделками разговорились с продавцом. После дежурного «Откуда Вы? Первый раз в Швеции?» продавец сказал, что, на его взгляд, в России больше знают Карлсона, чем Пеппи и Нильса с гусями. Я рассказала, как в детстве зачитывалась книгами Линдгрен. В свою очередь он вспомнил, что в детстве видел детскую книгу на русском языке с красивыми, тонко сделанными иллюстрациями.

Почему я запомнила этот разговор? Может потому, что он выбивался из ряда обычных «и два кофе, пожалуйста». А может потому, что он показал, как происходит «культурный обмен». Просто вы читаете то, что написали ваши соседи, а ваши соседи смотрят то, что нарисовали  вы. И это создает основу для взаимной симпатии.

94.Стокгольм92.Стокгольм93.Стокгольм
106.Стокгольм95.Стокгольм103.Стокгольм
96.Стокгольм97.Стокгольм98.Стокгольм
99.Стокгольм101.Стокгольм105.Стокгольм
102.Стокгольм104.Стокгольм100.Стокгольм
109.Стокгольм108.Стокгольм107.Стокгольм
111.Стокгольм110.Стокгольм112.Стокгольм

P.S. У нас в квартире висит «Стиральная карта». Побывал в какой-нибудь стране, возьми монетку и сотри на ее месте верхний слой. После чистки государство приобретает свой цвет. Сразу видно, где ты уже был, а где еще нет. Терла я Швецию монеткой, терла, а она все не кончается и не кончается. И тут я подумала: а что если поехать на север от Стокгольма, переехать границу со Швецией, а потом… Только пусть будет хорошая погода!