Водный поход из Тульской в Орловскую область с посещением двух древних городищ и одного "индейского" стойбища.

Предисловие

26 в Алябьево 26 в Алябьево
27 "военный" мост 27 "военный" мост
29 у второго городища 29 у второго городища

Одна из рек, пройденных «по следам» Михаила Трускова, а точнее под впечатлением от его отчета «Реабилитация реки Чернь», размещенного на Скитальце. Поскольку нам требовалось уложиться в формат выходных, маршрут было решено сократить по сравнению с референсным и стартовать перед деревней Синюково, а финиш наоборот слегка отодвинуть и закончить сплав во Мценске, благо это значительно упрощает выброску. Из-за этого был упущен достаточно интересный верхний участок Черни, проходимый, правда, скорее по большой воде, чем в межень, а, тем более, после такого засушливого лета, как в этом году.

Чернь можно отнести к условному географическому региону «Среднерусская Швейцария», охватывающему юго-восток Тульской, северо-запад Орловской и запад Липецкой областей. Рельеф местности здесь отличается достаточно резким (для нашей полосы) перепадом высот между речными долинами и всхолмленными берегами. Отчасти сходный с Чернью характер берегов имеют пройденная весной этого года Пшевка и пройденный в прошлом году Воргол.

Наименование рек: Чернь - Зуша.
Сложность: фон 0 кс, максимально 1 кс.
Дата прохождения: 11-12 сентября 2010 г.
Погода: ясно, +20-22 днем, без дождя.
Маршрут водной части: от дер. Синюково по Черни до устья, далее по Зуше до Мценска.
Протяженность маршрута: 48 км (из них по Черни – 37).
Заброска: автобус Орел – Мценск, такси до развилки перед Синюково.
Выброска: электропоезд, Мценск – Орел.
Течение (скорость): слабое, быстрин немного.
Ширина реки: не более 20 м.
Дно: илистое, местами каменистое.
Цвет воды: прозрачная.
Берега: зачастую крутые залесенные.
Естественные препятствия: отсутствуют.
Искусственные препятствия: несколько трубных автомостов.
Участники: Олег –Snake- Скрипкин (г. Орел) и Артем Breqwas Куликов (г. Москва).

Впечатления
Мы встречаемся с моим напарником-москвичом рано утром в зале ожидания крошечной автостанции города Мценска, берем такси, по карте показав водителю, куда нам требуется доехать. Дорога вполне сносная, так что перед таксистом не стыдно. К его удивлению, просим остановить машину в паре километров от реки у едва заметного съезда с асфальта на проселок, ведущий к деревне Синюково. Погода целиком и полностью располагает к небольшой прогулке: воздух по-осеннему прозрачен, светло-голубое небо высоко, дали теряются в легкой туманной дымке. До горизонта протянулись пологие холмы, между которыми где-то неподалеку должна извиваться Чернь. Идем сначала по проселку, а потом сворачиваем от деревни налево в сторону леса, дорога постепенно пропадает в росистой траве. Натыкаемся на местного грибника, ошалело глядящего на наши груженые байдами рюкзаки.

Наслаждаемся красотами осеннего леса, идя по его кромке. Деревья уходят по склону вниз в овраг и поднимаются по другому его борту. Достаточно быстро добираемся до реки, но решаем пройти еще немного, чтобы выбраться на солнечное место для сбора лодок. Переходим овраг, карабкаемся по его склону наверх, и, уже побросав рюкзаки в светлом, пронизанном лучами солнца березняке, обнаруживаем на излете холма над рекой подозрительно правильной формы вал. Более детальное обследование приводит нас к мысли, что перед нами остатки древнерусского городища. Вал в форме полумесяца обращен открытой стороной к обрыву над рекой (возможно, здесь он просто сполз вниз по склону), перед насыпью прослеживаются остатки рва. Перепад высот дно рва – верхняя кромка вала около трех метров, явные следы эрозии отсутствуют, на промоину это не похоже. Месторасположение городища (а поиски в Интернете после похода действительно подтвердили его наличие в этом месте) очень выгодное – с обрыва над Чернью открывается отличный обзор на две стороны, с третьей к городищу примыкает овраг, а с четвертой подходит редкий березняк. Невольно в памяти всплыли образы из школьного курса истории Древней Руси. Вот она – живая связь времен.

Собираем лодки и спускаемся с высокого, но пологого берега к реке. Сверху воды Черни, оправдывая название реки, кажутся смоляного черного цвета, контрастируя с желтыми убранными полями и выцветшей листвой деревьев. Река в месте нашего старта не шире 5-7 метров, течение незначительное, берега поросли деревьями, но завалов нет, плыть – одно удовольствие. Вода на поверку оказывается прозрачной и чистой. Мы опасались, что после такого засушливого лета застанем Чернь сильно обмелевшей, однако воды хватает вполне.

Перед деревней Синюково проходим первый на нашем маршруте участок с высоким, залесенным берегом, поднимающимся круто вверх от самой реки. Типичная картина «Среднерусской Швейцарии». Место красивое, на маршруте подобный ландшафт нам встретится несколько раз, уже только ради этого на Чернь стоит съездить. Речка также поражает нас своей чистотой и отсутствием мусора. Плыть приятно, возникает даже легкая иллюзия оторванности от цивилизации.

Синюково мелькает крышами на пригорке правого берега, практически не нарушая идиллию осенней природы. До впадения Розки слева Чернь течет по лесу, который становится все реже и реже, пока прямо по курсу снова не вырастает зеленая стена. Высокий левый берег тянется около полукилометра. Кроны деревьев, раскрашенные желтыми и оранжевыми мазками, склоняются к реке. Течение и без того небыстрое замедляется, намекая нам о грядущей преграде.

В Плотицыно Чернь разливается метров до 20-25, напоминая больше запруду, чем реку. Проходим подвесной железный пешеходный мост, проплывающий в нескольких метрах над нашими головами. На берегу видны следы пребывания человека – сижи, тарзанки, кострища и мусор алкопосиделок. Высаживаться здесь желания нет, но приходится. Шум воды и поросшие травой бревна впереди по всей ширине реки заставляют задуматься об обносе. При ближайшем рассмотрении преграда оказывается каменистым перекатом, забитым плавником настолько плотно, что в центре реки образовался густо заросший травой островок. Вода сочится по камням и бревнам справа и слева от острова. Причем если левый (ближний к нам) рукав оказывается абсолютно непроходимым, то правый дальний кажется поуже и слегка полноводней, оставляя надежду на водное форсирование преграды.

Прохождение выливается (прошу прощения за каламбур) в проползание по струе полтора метра шириной под нависшими кустами. Дно также ощущается, но для наших Щук это не критично. После препятствия река разливается в широкое улово, чтобы через сотню метров нырнуть в заросли. Над зарослями возвышаются остатки моста, хотя, судя по отчету Трускова («…у берегов лес бетонных свай. Похоже, все готово для строительства нового моста»), это не остатки, а наоборот зачатки моста. Подтверждаю, спустя несколько лет все по-прежнему готово для постройки моста: сваи забиты, часть из них даже обвязана поверху арматурой, вот только подъезды к этой стройке уже успели зарасти кустами и деревцами. Похоже, старый мост все еще жив и здравствует.

Едва успев сфотографировать «исторические» сваи, подплываем к действующему мосту – поверх десятка металлических труб брошен железный настил, промежутки между труб засыпаны камнями. Обнос возможен и даже не обещает быть длинным и трудоемким, но наше нездоровое внимание привлекают трубы. Их диаметр чуть больше ширины наших лодок, а уровень воды в них минимально достаточен для прохождения. Внутри наблюдается приличная тяга. Обладая здравым умом и трезвой памятью, лезть в трубы категорически не стоит. Мы (вероятно за отсутствием одного или обоих этих качеств) полезли, и на пару-тройку секунд почувствовали себя пулей в ружейном стволе. Лодка, сориентированная предварительно соосно трубе, на секунду замирает на входе, гребец распластывается в это время назад на деку, прижимая к себе весло, как копье, а потом байдарка стремительно проносится по узкому туннелю, потолок которого, кажется, чуть понижается к выходу и вылетает на мелкую послемостовую шиверу. Трубы хорошо просматриваются от входа на предмет мусора, также видно, что на выходе некоторые из них блокированы обливняками. При любом ином уровне воды с проходимостью, скорее всего, будут проблемы. Продолжаем путь, а дальше…

Перефразируя главу незабвенного В. Ерофеева «Серп и молот – Карачарово. И немедленно выпил» хочется сказать примерно следующее «Плотицыно – Пашутино. А потом мы встретили индейцев». И так же как в оригинале опустить всю остальную ярко-красочную лексику.

А если серьезно, то спустя полкилометра, ниже плотицинского моста на повороте реки, на правом ее берегу стоял вигвам. Как раз в том месте, где поросший лесом берег начинает живописно круто уходить вверх. А рядом с вигвамом лежало каноэ. А на высоком флагштоке безжизненно повис в ожидании ветра флаг Конфедеративных Штатов Америки, а, проще говоря, южан. Дополняли картину собака породы лайка и «индеец», на вид не отличимый от великоросса, рубящий дрова на опушке леса.

Побросав весла, мы, буквально разинув рты, наблюдаем эту сцену из пасторальной Америки 19 века пока вигвам не скрывается за поворотом реки. Посовещавшись, решаем не возвращаться и не приставать к «вождю» с глупыми вопросами. В конце концов, все отдыхают от цивилизации по-своему.

Чернь неспешно течет мимо высокого правого берега. Вероятно, лес на склоне скрывает выходы известняка – на берегу и в русле реки наблюдаем несколько крупных камней явно скатившихся сверху. Спустя некоторое время берег понижается и деревья отступают от реки, образуя гостеприимную полочку, которая отлично подходит как для короткого перекуса с разминкой ног, так и для дневки/ночевки. Перед деревней Пашутино лес заканчивается, река течет в лугах. Деревня небольшая и малозаметная. Река снова широка, не менее 15 метров, сквозь прозрачную воду видно песчаное дно, редко поросшее водорослями. На подходе к Алябьево Чернь становится еще шире и спокойней. Проходим деревянный пешеходный мостик, с трудом протискиваемся под низкими пролетами. Выходим на берег размять ноги, и обнаруживаем печальную картину – стол с лавками и рядом гору бутылок, пивных банок и прочих следов возлияний на природе. Похоже, место локально популярно и постоянно посещается. Перейдя по мостику на другой берег оказываемся на ежевичной поляне, ходим по ней кругами, обнаруживая все новые и новые ягоды. Несмотря на сентябрь, ежевики много. Уже после отплытия не в силах удержаться от соблазна несколько раз подплываю к берегу, чтобы обобрать особенно крупные ягоды, висящие прямо над водой.

Препятствие в Алябьево слышно и видно издалека. Каменистый перекат, по которому проброшен лежащий на воде пешеходный мостик, параллельно мосту сохранились следы бревенчатого ледолома. Однозначный обнос. Обходить проще по левому берегу, заодно можно набрать воды в колодце неподалеку. Вообще родников на своем пути мы практически не встречаем, скорее всего, причина в засушливом и жарком лете.

Во время обноса легко перекусываем на мосту и продолжаем путь. На выходе из деревни проплываем под автомостом, собранным из железок явно армейского происхождения. После него Чернь ненадолго ускоряется, русло реки делит пополам длинный островок, заросший ракитником. Проходим с напарником на скорость по разным протокам. Быстринки еще несколько раз встречаются, но по большей части река остается спокойной. Несмотря на неторопливый характер, Чернь подкупает своими красотами и чистотой, гребля в данном случае оправдана, ее просто не замечаешь. На отрезке перед деревней Болгары наблюдаем интересный процесс руслообразования. Река отрезала от левого приподнятого берега полоску земли с растущими на ней деревьями. Струя проложила себе путь под самым склоном, образовав длинный (несколько десятков метров) и узкий (2-3 метра) островок, который удерживают от размывания крупные ракиты.

Идем в режиме поиска стоянки, время уже около 17-00. Безуспешно ищем родник. После плавного поворота реки на юго-запад выходим на берег размять ноги и поискать в прибрежных зарослях источник питьевой воды, но не находим его. Поднимаемся вверх по склону, отсюда воды Черни снова кажутся смолянистыми в бахроме ярко-зеленой ряски. Река описывает широкую петлю, за убранными, кажущимися бархатными, полями картинно раскинулись зеленые перелески. Вдаль от реки протянулся широкий овраг, на горизонте уходящий в лес. Простор и небо от края до края.

И снова подозрительный вал привлекает наше внимание. При ближайшем рассмотрении понимаем, что, сами того не желая, обнаружили второе на своем маршруте городище. Уже дома нашел этот отчетливо выраженный овал на Google Maps. Городище крупнее первого синюковского, месторасположение аналогичное, но обзор территории даже больше. Кстати, вал просматривается и с реки в просвет между деревьями, правда, придется отвлечься от лежащего здесь переката. Часть укрепления, обращенного к реке, сползла вниз, поэтому хорошо виден сохранившийся серповидный участок вала.

Плывем дальше, на резком повороте реки с севера на юг ищем обозначенное в отчете Михаила Трускова хорошее место для стоянки с симпатичным родником. На самой излучине правый берег образует высокий лоб, резко обрывающийся к проходящей у реки дороге. Выходы известняка весьма живописны. Родника по-прежнему не видим. Высаживаемся на берег и с трудом в зарослях крапивы находим тоненькую струйку сочащейся из камней воды. Привал! Осматриваемся, тянет взобраться с лодками на каменный лоб и встать лагерем наверху в березовой посадке, однако высота известняковой осыпи в три человеческих роста останавливает нас от этого. Становиться лагерем около дороги не хочется, наблюдается определенный трафик. Проходим по оврагу вдаль от реки, рощица наверху манит к себе, но после дня на веслах карабкаться по склону хочется меньше всего. Впрочем, если силы еще есть и не смущает идти полкилометра за водой, то рекомендую, место отличное! Мы же, набрав воды, переправились на другой берег и разбили палатки на границе убранного поля в прибрежных ракитах.