Увлекательное путешествие на катамаранах по Полярному Уралу
Нитка маршрута
Сейда - ост. 110 км - озеро Естото - р. Естовиз - р. Нияю - р. Большая Уса - р. Уса - ст. Елецкая
 

ЕСТОТО-НИЯЮ-УСА 2017

ОТЧЕТ О ВОДНОМ ПОХОДЕ ТРЕТЬЕЙ кат. сложн. ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ,

СОВЕРШЕННОМ ТУРИСТАМИ ИЗ ПЕРМИ С 28.07.2016 ПО 12.08.2016

Желание странствовать – не профессия, а склонность души.

Она или есть, или нет. У кого есть, тот уже ничего поделать

не может. У кого нет, тому и незачем.       …………………

Олег Куваев.

Пермь –Киров-ст.Сейда- ост. 110 км (пос. Полярный) – оз. Естото – р. Естовис – р. Нияю – р. Большая Уса – р. Уса – сплав за ж/д мост у Елецкой – ст. Елецкая –ст.Сейда-Киров- Пермь

28.07.2017

Пермь – Киров (выезд из Перми в 13-00)

500 км

Газель

29-30.07.2017

Киров -Сейда  (В Сейде в 6-30 мск  30.07. 2017)

1400 км

поезд

30.08

2017

Сейда ост.110 км (пос.Полярный)

Ост. 110 км – оз.Естото

120 км

41 км

поезд

вездеход

31.07

1 день

Радиалка на высоту 917.7

Сборка катамаранов. Рыбалка

14 км

01.08

2 день

Сплав по оз.Естото и р.Естовис

14

катамаран

02.08

3 день

Сплав по р.Естовиз до р.Нияю

12.5 км

катамаран

03.08

4 день

Сплав по р. Нияю до второго порога каньона

Разведка дальнейших порогов

7.0 км

катамаран

04.08

5 день

Прохождение 2-9 порогов каньона. Сплав до устья Нияю (р.Большая Уса)

10.5 км

катамаран

05.08

6 день

Сплав по Большой Усе и Усе по водохранилищу

20.8 км

сплав

06.08

7 день

Сплав до плотины 10 км, обнос плотины и сплав по Усе 5 км

15.5 км

5 км

Сплав

обнос

07.08

8 день

Сплав по Усе

22.2 км

сплав

08.08

9 день

Сплав по Усе

24 км

сплав

09.08

10 день

Сплав по Усе за ж/д мост

15

сплав

10.08

11 день

Переход на станцию Елецкая, 6.5 км.  

Елецкая - Сейда

6.5 км

60 км

пешком

поезд

10-12.08.2017

Ст. Сейда - Киров (п. Воркута –Ниж. Новгород)

1400 км

поезд

12.08.2017

Киров -Пермь  (прибытие в Пермь 12.08 днем)

500 км

Газель

Радиалка в горы  (пешком без груза)

14 км        1 день

Сплав (катамаран)             9 дней

130 км     9 дней

Переход на ст. Елецкая с грузом

6.5 км       0.5 дня

Итого активными способами передвижения

150 км

Дорога туда: Пермь-Киров

Киров-Сейда-ост.110 км

Газель 8 час

Поезд 29 + 6 час

500 км

1520 км

Ост. 110 км – оз. Естото

вездеход

41 км

Дорога обратно: ЕлецкаяСейда-Киров

Киров - Пермь

Поезд 3 +29 час

Газель 9 час

1480 км

500 км

Итого  16 дней  (10.5 активн. + 5.5 дорога)

Примерный бюджет похода

Пермь – Киров, Газель

14000 руб/7чел

2000 руб/чел

Киров – Сейда, скорый поезд

2600 руб/чел

Сейда – ост. 110 км (пос. Полярный)

200 руб/чел

Ост. 110 км – оз. Естото, вездеход

42000 руб/7 чел

6000 руб/чел

Ст. Елецкая – ст. Сейда

100 руб/чел

Ст. Сейда – Киров, поезд

2700 руб/чел

Киров - Пермь

14000 руб/7 чел

2000 руб/чел

Продукты (без С2Н5ОН)

3000 руб/чел

Питание в дороге, пиво

800 руб/чел

Разное, дополнительное снаряжение

400 руб/чел

Итого

21000 руб/чел

Состав группы 7 человек, средства сплава – 2 катамарана,  Басег-2 и Басег-4п.

     Катамаран Басег-2                              Катамаран Басег-4п

  1. Алексеев В.В.                                   1) Ширинкин В.А.
  2. Шерстнев Ю.В.                                 2) Рогальский С.А
  3. Максимова О.П.                                3) Ширинкина Е.Н.

.                                                        4) Спешилова Л.Н.

Общая характеристика района – Полярный Урал

 

Полярным Уралом принято считать отрезок Урала от истоков реки Хулги на юге до горы Константинов Камень на севере. (Смотрим на карту. Верховья Хулги это 65040? северной широты, Константинов Камень это 68050? северной широты. Река Лемва и ее притоки расположены в этом диапазоне широт, хотя в некоторых источниках Лемву пытаются отнести к Приполярному Уралу, это географически неправильно). На западе и востоке хребты Полярного Урала примыкают к таежным и тундровым пространствам Печорской и Западно-Сибирской низменностей. Территория горной области Полярного Урала занимает площадь более 25000 кв. км.

Сурова, но величественно прекрасна природа Полярного Урала. Его бурные, полноводные реки, низвергающиеся водопадами ручьи, спокойные озера с хрустальночистой бирюзовой водой, дремучие леса на юге, пышные горные луга и синеющие дали хребтов навсегда останутся в памяти человека, побывавшего в этом крае.

КЛИМАТ И ПОГОДА

Климат Полярного Урала суровый, резко континентальный; холодная, дождливая осень быстро сменяется зимой, а короткая, прохладная весна - летом. Обычно уже в начале сентября вершины хребтов одеваются снежным покрывалом, и только в июне в горах начинает сходить снег.

3има с обильными снегопадами, сильными метелями и буранами, продолжительная и очень морозная. В декабре-феврале на предгорных равнинах температура опускается иногда до минус 54 градусов, а в июле поднимается до 31 градуса. В горах - на наиболее возвышенных плато, хребтах и массивах зима примерно на месяц длиннее, чем на равнинах; она продолжается здесь 8-9 месяцев, но морозы слабее, чем на равнинах, и редко достигают минус 45 градусов. При антициклональной - ясной, безветренной и морозной погоде высоко в горах наблюдается температурная инверсия, когда наверху бывает на 15 - 25 градусов теплее, чем в долинах рек и на предгорных равнинах. Это происходит оттого, что более холодный, а следовательно, более плотный и тяжелый воздух стекает с гор вниз и застаивается в долинах и на равнинах. Наоборот, во время вторжения циклонов - при ветрах и снегопадах - в предгорьях теплее, чем в горах: на каждые 100 м высоты температура воздуха понижается примерно на 0,6 градуса.

Осадков на Полярном Урале выпадает много: в горах от 800 до 1200 мм в год, причем на западном склоне в 2 - 3 раза больше, чем на восточном; на равнинах количество осадков снижается до 400 - 600 мм, из которых примерно половина выпадает зимой, а остальная часть - весной, летом и осенью.

Средняя годовая температура воздуха в различных районах Полярного Урала изменяется от -5 до -8 градусов. Самый холодный месяц - февраль. Средняя температура февраля в горах и на равнине около 19 градусов мороза. Почти так же холодно в декабре, январе и марте. Средняя температура этих месяцев нигде не выше -16 градусов. Значительно теплее становится лишь в апреле (от -8 - -9 градусов на равнине до -10 - -12 градусов в горах). В мае на равнине начинает таять снег, вскрываются реки, но ночью еще мороз и средняя месячная температура воздуха отрицательная (-2 градуса на равнине, до -5 градусов в горах).

Лето поздно приходит на Полярный Урал. Еще в мае в тундре и в горах завывают метели, и только в июне наступают теплые дни. К середине месяца весенние лучи солнца сгоняют снег. Глубокие сугробы остаются лишь в оврагах и в горах. В июне ночью еще часты заморозки, но днем температура поднимается даже в горах до +20 градусов. Средняя месячная температура воздуха на равнинах плюс 7-9 градусов, а в различных горных районах всего 2-5 градусов.

С наступлением теплых дней в тундре и тайге появляется бич севера - комар и мошка (гнус); все лето, особенно в тихие вечера перед дождем, тучи гнуса не дают покоя ни людям, ни животным.

Но коротко лето в горах Полярного Урала. В середине июля на склонах хребтов местами еще белеет снег, а в конце августа - начале сентября вершины гор уже одеваются новым снежным покровом. Нередко и летом в горах проносятся снежные бураны, и тогда пейзаж становится однообразно белым, зимним.

Летняя погода на Полярном Урале непостоянна: теплые солнечные дни с температурой воздуха 28-30 градусов в течение нескольких часов могут смениться ненастьем и резким похолоданием, которое почти всегда связано с вторжением циклонов с запада. Восточные ветры, наоборот, обычно приносят сухую и теплую погоду. Средняя температура самого теплого месяца - июля - изменяется от 12-14 градусов на равнинах и до 9-10 градусов на высоких плато. Август уже значительно прохладнее, в конце месяца нередки ночные заморозки, но все же средняя месячная температура в горах около 5-7 градусов, а на равнинах не ниже 10 градусов.

Различие в погоде и количестве осадков, на западном и восточном склонах объясняется тем, что основные влажные ветры, поступающие с запада, задерживаются горными хребтами. Благодаря более теплому, сухому и продолжительному лету, на восточном склоне Полярного Урала лиственничные и березовые леса встречаются по долинам рек Щучьей (67 градусов 45' с. ш.) и Байдараты (67 градусов 55' с. ш.) на 100 км севернее и значительно выше в горах, чем на западном склоне.

В разные годы летняя погода на Полярном Урале различна. Бывают годы, когда в горах и на равнинах теплые ясные дни без дождей стоят неделями.

На восточном склоне Полярного Урала и на Ямале лето 2016 года стало самым жарким за всю историю метеонаблюдений (с 1861 года) в арктическом регионе. Максимальная температура достигала 38 градусов, а вечная мерзлота оттаяла в некоторых местах до глубины 2 метра. Это привело к таянию скотомогильников в районе разведения домашних северных оленей и возникновению эпидемии сибирской язвы. Был введен карантин, в результате которого восточный склон Полярного Урала летом 2016 года был недоступен для туристов.

В некоторые годы большую часть лета стоят пасмурные дни. В горах температура воздуха редко поднимается выше 15 градусов. Низкие сплошные облака нависают над хребтами, закрывая вершины. По нескольку дней подряд моросит дождь и, дует холодный порывистый северо-западный ветер.

В начале августа ночи становятся темными. Ежедневно день убывает на 13 минут. В середине месяца кончается лето: желтеет трава, ночи становятся длинными, темными, нередки заморозки и туманы. Частая сетка дождя почти каждый день закрывает горизонт. Хмурыми и неприветливыми становятся горы и тундра. Птицы и их молодое поколение, готовясь к отлету, собираются в стаи. Только в конце сентября, когда выпадет снег и начнет замерзать вода в озерах, птицы решаются пуститься в дальний путь.

Разноцветным мозаичным ковром выглядит тундра в начале сентября, когда ночные заморозки разукрасят травы, полярную иву и березку в красновато-желтые цвета самых различных оттенков. А горы в это время уже покрыты снежной пеленой. Снег выпадает и на равнинах, но сразу же тает. Через неделю-другую в опустевшую тундру приходит зима: замерзают озера, заносятся снегом низины, холмы. Октябрь на Полярном Урале - глубокая зима с частыми метелями (от 6 дней с метелью на равнинах до 19-20 дней в горах), сильными ветрами и морозами до -25 град. Реки скованы льдом, и лишь на порогах стремительно бежит темная вода между сверкающими на солнце обледенелыми валунами и каменными глыбами.

Краткий дневник похода.

О выборе маршрута.

Куда люди ездят в отпуск?  Обычно на теплый южный берег, на берег Черного, Красного или Средиземного морей.  Мы вот уже пятый год отдыхаем вблизи южного берега… Ледовитого океана. Потому что Ледовитый океан - самый теплый, у него нет северных берегов, только южные.  Ну как там на северном берегу Индийского океана в Индии и в Шри Ланке слоны и тигры выживают, ведь это же северный берег, замерзнуть можно. Отдыхать нужно только на южном берегу, там должно быть теплее.

Маршрут у нас получился разбит на 7 условных участков:

  1. Радиалка на вершину 917 м от озера Естото, 14 км;
  2. Сплав по оз. Естото, р. Естовис и р. Нияю до каньона, 28 км;
  3. Сплав по каньону через 9 порогов 3 – 4 к. сл., 7 км;
  4. Сплав по р. Нияю, р. Большая Уса и р. Уса  до водохранилища, 30 км;
  5. Сплав по водохранилищу при сильнейшем ветре, в основном попутным. 17 км.
  6. Сплав по р. Уса за ж/д мост у станции Елецкая, 57 км
  7. Переход на станцию Елецкая, 6.5 км  

Итого:  сплав – 130 км,  пешком – 21 км

 

Участники похода

Первый катамаран

 Алексеев Владимир, капитан 1-го катамарана,  руководитель похода    

  Шерстнев Юрий, фотограф

 Максимова Оксана, рыбачка

     

Image004

Экипаж первого катамарана на берегу р. Нияю, перед каньоном.

 

Второй катамаран

Ширинкин Виктор, кэп 2-го катамарана Кинооператор 

Ширинкина Елена,  завхоз, фотограф и рыбачка    

Спешилова  Лариса, главный потрошитель рыбы

Рогальский Сергей,  главный рыбак

         

Image009

Экипаж второго катамарана на берегу оз. Естото, перед отплытием

       

Дорога из Перми до озера Естото, 28 июля30 июля 2017.

 Забрасывались до Кирова на микроавтобусе «Газель» с прицепом. Из Перми (я загружался последним в Закамске) выехали в 12-45, до Кирова добрались за 7 часов с двумя небольшими остановками. В Кирове пообедали (или скорее поужинали) в кафе в торговом центре напротив вокзала. Загрузились в скорый поезд Киров-Воркута, который в 22-50 московского (0-50 по-пермски) повез нас на север. 29 июля провели в поезде, отсыпались, пили вятское пиво.

Город Инта. Поселение Инта-рудник основано в 1942 году, статус города получен 4 октября 1954 года. Город Инта расположен в лесотундре к западу от Уральских гор на северо-востоке республики Коми, координаты 660 02мин сев. Шир.  60008мин в.д.. В Инте велась интенсивная добыча угля объединением «Интауголь». В 90-х годах, когда закрылись 5 из 6 шахт объединения, население города стало стремительно уменьшаться, если в 1992 году в городе было 60.7 тыс. жителей, то в 2005 году 38.8 тыс., в 2010 году 32.1 тыс., 2015 год 27.7 тыс. жителей, а на 1 января 2016 года 26983 чел.

Но в этом году мы в Инте не вышли, проехали еще 3.5 часа на север до станции Сейда, где железнодорожная развилка, на север до Воркуты и на восток до Лабытнанги.

Image010
На остановке в Котласе

 В Сейде было ожидание 7 часов и пересадка на пассажирский поезд Воркута - Лабытнанги. Поезд не скорый, у каждого столба останавливался. На станции Елецкая вообще стоял больше часа. На остановке 110 км нас ожидал вездеход.

На вездеходе за 5 часов через Естотинский перевал добрались до восточного берега озера Естото.

Image011
Вокзал в Сейде
 
 
Image012
Прогулки по перрону
 
 
Image013
Пиво из местного ларька
 
 
Image014
На перроне в Сейде
 
 
Image015
Погрузка на вездеход на остановке 110 км.
 
 
Image015
Погрузка на вездеход
 
 
Image017
Инструктаж по технике безопасности
 
 
Image018
Вещи наверху, сами в салон
 
 
Image019
В салоне вездехода
 
 
Image020
В салоне вездехода
 
 
Image021
Короткая остановка перед перевалом
 
 
Image022
А это на перевале. Естотинский перевал.
 

Image023
Image024
На Естотинском перевале
 
 
Image025
Ночной перевал, время первый час ночи.
 
 
Image026
Занимательный рассказ главного вездеходчика Жданова Юрия Васильевича.
 
 

День первый 31. 07. 2017. Рыбалка на озере Естото, радиалка в горы, сборка катамаранов.

На берег озера Естото прибыли в час ночи (время пермское). Поставили палатки и тент, на газу сварили ужин, гречку с тушенкой и чай. В три часа ночи завалились спать.

Подъем в 9 утра, для приготовления завтрака нашлись какието дрова. Пять человек из семи собрались на радиалку на самую ближайшую вершину 917.7 м. Двое остались в лагере, рыбу ловить и попытаться насобирать каких то дровишек. Удалось сделать и это, и то. К полудню поднялся сильный ветер, пришлось приземлить лагерный тент и две палатки из трех, чтобы ветром не порвало. Наши горовосходители к этому времени были на вершине, у них там ветер был еще сильнее. К четырем часам они вернулись в лагерь, быстро сварганили поздний обед. Затем народ занялся рыбалкой и сборкой катамаранов. К ужину была наловлена рыба, которую запекли в фольге. Ужин тоже получился поздний.  Когда пили чай и начали петь песни, вездеходчики на двух вездеходах подвезли очередную порцию туристов, коммерческую группу из Воркуты в количестве 11 человек.

Image027
Собрались в радиалку в горы на высоту 917 м, вершина сзади.
 
 
Image028
Крутой подъем
 
 
Image029
Вид на озеро Естото и реку Естовиз. Там будем плыть.
 
 
Image030
А это вид в другую сторону, на Естотинский перевал и на дорогу, по которой ехали.
 
 
Image031
Сильный ветер на вершине
 

Image032
На вершине
 
 

Image033
Цветы на спуске с вершины
 
 
Image034
На спуске с вершины
 
 
Image035
Обед с первыми хариусами. Уха и малосол.
 

Image036
Хариус. В озере ловился не только хариус, но и голец, разновидность красной рыбы.

Image037
А это уже на ужин готовим запеченный в фольге хариус
 
 
Image038
Будет вкусно
 
 
Image039
На ужин будет рис отварной и жаренный хариус под спирт – разведенку.
 
 
Image040
Хорошо закусили, можно и песни попеть
 

Image041
Вечер на берегу озера Естото.
 

Image042
Прибытие в час ночи на двух вездеходах группы из Воркуты.

Второй день похода 01.08.2017. Сплав по озеру Естото 3.5 км и по реке Естовиз 11 км.

Вчера днем и вечером по озеру гулял сильный западный ветер (встречный для нас), сегодня он немного стих, но не прекратился. Нам предстояло пройти около 4 км по озеру против ветра. Как всегда, в первый день сплава пришлось долго упаковываться и увязываться, при этом занятии мимо нас прошла группа воркутинцев, которые поднимались в горы. Спустили катамараны на воду и начали сплав. За 1 час 45 мин догребли до истока реки Естовиз, где уже не было встречного ветра и появилось какое-то течение. На Полярном Урале в этом году больше месяца не было дождей, поэтому воды в реках было очень мало. Приходилось слезать с катамаранов, чтобы провести их через мелкие перекаты.

Несколько раз останавливались на перспективных местах для рыбалки, но рыбы в этом году в Естовизе не было. По отчетам прошлых лет, например ярославца Ткачева, у них самая крупная рыба ловилась именно в Естовизе. Год на год не приходится.  Проплыли мимо стойбища оленеводов,  выходить не стали, перед этим натаскались с катамаранами по мелким протокам. Стали искать место для стоянки. Нашли неплохое место на правом берегу на островке вблизи оленьей тропы, но пошли дальше, не понравились свежие медвежьи следы. Через 2 км на левом берегу увидели стоянку с оборудованным каменным очагом и с остатками дров, там и остановились.

Оксана, непривычная к таким пешеводным сплавам, пару раз упала и промочила болотники, поэтому вечером на кустах развесила одежду и сапоги. На Естовизе еще были какие-то кусты и дрова, на Нияю и Усе была уже голая тундра.

Погода разгулялась, утренние облака исчезли, исчез и ветер, погода была теплая, к вечеру к заходу солнца похолодало. За день прошли 14 км.

Image044
Катамараны на воду.
 
Image044
Второй катамаран перед стартом
 
Image045
Первый катамаран перед стартом
 
Image046
 
А это уже начало вытекающей из озера реки Естовиз
 
Image047
По мелкому Естовизу

Image048
Стоянка оленеводов на берегу Естовиза.

Image049
Вечерний лагерь на берегу Естовиза

 

Image050
Image052
Image051
Вечер на берегу Естовиза

 Image053

У вечернего костра на берегу Естовиза

Третий день похода 02.08.2017. Сплав по Естовизу до устья, до реки Нияю.

Утром в котлах замерзла вода, при абсолютно чистом небе и при жаре днем воздух ночью остывает до отрицательных значений. Этот ночной холод разогнал гнус, до конца похода мы его больше не видели, остались только наиболее живучая часть комаров.

Пока готовили завтрак и собирались, потеплело, днем было 26 градусов. При сплаве по-прежднему попадали мелкие участки, где приходилось проводить катамараны, особенно мелководным был участок перед устьем, перед впадением в Нияю. Многократные остановки в перспективных для рыбалки местах не принесли результатов.

На стоянку остановились сразу за устьем Естовиза на правом берегу реки Нияю. Рыбалка пошла, да еще какая.

За день прошли 14 км. Вечером мимо на двух катамаранах прошла группа воркутинцев, они встали ниже нас на острове перед каньоном.

Image054
Утро, завтрак на берегу Естовиза.

Image055
Мелкие перекаты Естовиза

 Image056

Естовиз в нижнем течении

 

Image057
Наш лагерь на галечной косе на берегу реки Нияю. Выше видно устье Естовиза.
 

Image058
Image059
Рыбалка пошла. Лена с уловом.

 Image060

А это Оксана с уловом

 

Image061

А это главный рыбак, Сергей Рогальский.

 
 
Image062

Итоги вечерней рыбалки

Четвертый день похода 03.08.2017.  Начало прохождения каньона.

С утра прекрасная и солнечная погода. В обычном темпе собрались, позавтракали и начали сплав к каньону. Проплыли мимо стоянки воркутинцев, они жили по московскому времени и только еще вставали.

Через 5 км подошли к входному (первому) порогу каньона. Пошли на разведку. Обнесли вещи за порог. Наша группа состояла из 7 человек, таким образом, один экипаж катамарана был неполным. Поэтому наиболее сложные пороги проходили, доукомплектовах экипаж участником со второго катамарана, один из участников проходил порог дважды.

Входной порог нами был оценен как третьей категории сложности. Прошли полными экипажами. За порогом сделали обед. Сходили на разведку участка до второго порога.

После обеда сплавились до начала второго порога, где остановились на стоянку. До ужина еще оставалось время, сходили на разведку дальнейшего участка. Осмотрели страшный третий порог, проходить его или нет- решим завтра.

Image063

Теплое солнечное утро

Image064

Перед отплытием. Через 5 км каньон.

Image065

Экипаж первого катамарана.

Image066

Карта порогов в каньоне по версии Данько.

У сплавлявшемся по Нияю в 2016 году казанца Искандера Каримова и у воркутинцев другая версия нумерации порогов. Ниже приводится соответствие нумерации порогов, слева по версии Данько, справа воркутинская и Каримовская версии:
1 пор = 1 пор
2 пор = 2 пор
3 пор = 3 пор 1 ступень   (порог "Косой")
4 пор = 3 пор 2 ступень
5 пор - нет (шивера или б/пер)
6 пор = 4 пор  (порог "Мэрлин")
7 пор = 5 пор 1 ступень
8 пор = 5 пор 2 ступень
9 пор = 6 пор
 
Image067

Первый (входной) порог каньона.

 
Image068

Прохождение первого порога, первый катамаран, эпизод 1.

 
Image069

Прохождение первого порога, первый катамаран, эпизод 2.

 
 
Image070

Прохождение первого порога, первый катамаран, эпизод 3.

 
Image071

Прохождение первого порога, второй катамаран, эпизод 1.

Image072

Прохождение первого порога, второй катамаран, эпизод 2.

Image073

Прохождение первого порога, второй катамаран, эпизод 3.

 
Image074

После прохождения первого порога

 
Image075

Второй порог, вид с левого берега

Image076

Вечерний лагерь на правом берегу перед вторым порогом.

Пятый день похода 04.08.2017.  Окончание прохождения каньона .

Последний день теплой летней погоды на Полярном Урале в 2017 году. Утром до завтрака я еше раз сходил на разведку почти до конца каньона. Второй порог 3 к. сл. состоит из двух мощных сливов и с небольшим прижимом к левому берегу на входе. Проходили полными экипажами с грузом. Юра Шерстнев прошел порог два раза.

После второго порога осторожно дошли до заводи перед третьим порогом, вблизи осмотрели его. Тянет на 4 категорию сложности, слишком много острых камней, можно серьезно разодрать катамараны. Решили обнести.

Вещи обнесли за четвертый порог, там удобней грузиться. Катамараны обнесли за третий порог. Четвертый порог сложности не представляет, где-то 2 к.сл. Четвертый порог прошли, не дополняя экипаж первого катамарана. И далее, все оставшиеся пороги каньона на первом катамаране было три человека.

После четвертого порога был крутой правый поворот реки, из-за этого на берегу нанесло дровишек. Разожгли костер и приготовили обед, часть дров взяли с собой.

Пятый и шестой пороги прошли с ходу, не останавливаясь, утром я на разведке просмотрел линию движения. (пятый- 2 к.сл, шестой- 3 к.сл.)

Перед седьмым порогом остановились на разведку, разведали заодно и восьмой порог. Кроме самих порогов, очень живописное место на реке, красивые получились фотографии. (Седьмой, восьмой и девятый пороги мной были оценены как 3-ей категории сложности, хотя видел в отчетах фото, как восьмой порог обносят, с разным уровнем подготовки народ ходит).

После восьмого порога остановились на перекур, воду из сапог вылить и попытаться хариусов половить. Здесь нас догнали воркутинцы. Вместе с ними дошли до девятого порога, вместе и прошли его. Воркутинцы пошли дальше до Большой Усы, мы же остановились на рыбалку, и оказалось, что не зря, здесь Оксана Максимова поймала самого крупного хариуса похода, 690 гр, да и другие два рыбака отлично порыбачили. Воркутинцы поймали самого крупного хариуса на стоянке на острове перед каньоном, 1590 граммов.

После остановки в неспешном темпе прошли оставшиеся  4 км реки Нияю до стрелки с рекой Большая Уса, где и встали на стоянку. Воркутинцы, как назавтра оказалось, встали на стоянку в 2 км дальше, уже на Большой Усе. Они не впервые идут по этому маршруту, водят коммерческие группы, места хорошие знают.

Последний теплый летний вечер похода, на следующий день погода резко испортится, Полярный Урал все же. Удалось даже искупаться и помыться в Большой Усе. Брали в поход походную баню, из-за отсутствия дров не использовали.  Рыбаки на стрелке пытались рыбачить, поймали несколько штук.

Вечером у костерка на привезенных с собой дровах отметили прохождение сложных порогов каньона ужином с жаренным хариусом и со спиртиком.

 Image077

Второй порог в каньоне

Image078

Прохождение второго порога первым катамараном. Эпизод 1.

 
Image079

Прохождение второго порога первым катамараном. Эпизод 2.

 
Image080

Прохождение второго порога первым катамараном. Эпизод3.

 
Image081

Второй слив второго порога (Эпизод 4)

 
Image082

Выход из второго порога (эпизод 5)

 
Image083

Третий порог каньона, самый опасный

Image084

Упакованные нарты оленеводов вблизи третьего порога.

Image085

Третий порог, вид с высокого правого берега

 
Image086

Третий порог, вид с левого берега.

 
Image087

Обнос третьего порога.

Image088

Прохождение четвертого порога.

Image089

Пятый порог

Image090

Прохождение пятого порога вторым катамараном.

  Image091

Красивый шестой порог с названием Мерлин.

Image092
Прохождение шестого порога.
 
 
Image093
В шестом пороге

Image094
После прохождения шестого порога.
 

Image095
Разведка 7-го и 8-го порогов
 

Image096
7-ой порог, основной слив.
 
 
Image097
Прохождение 7-го порога первым катамараном
 
 
Image098
Прохождение 7-го порога первым катамараном
 

Image099
8-ой порог, основной слив.
 

Image100
Прохождение 8-го порога вторым катамараном, съемка с воды.

Image101
Прохождение 9-го порога вторым катамараном, съемка с воды. Порог проходили вместе с воркутинцами.
 

Image102
Все, пороги закончились
 

Image103
Вид снизу на 9-ый порог. Здесь у нас была успешная рыбалка, была поймана самая крупная рыба похода
 

Image104
Последние километры сплава по Нияю
 
 
Image105
Впадение Нияю в Большую Усу.

Шестой день похода 05.08.2017. Река Большая Уса  и Уса. Начало водохранилища.

 Как хорошо, что вчера удалось пройти пороги каньона при хорошей солнечной погоде. Сегодня же утра небо затянуло тучами, пошел мелкий дождь. Началась осень на Полярном Урале, немного раньше обычного. Лирическое отступление о временах года на Полярном Урале. Весна длится с 20 мая по 30 июня, лето с 1 июля по 10 августа, осень с 11 августа по 30 сентября. И долгая полярная зима с 1 октября по конец мая.

Шустро прошли 19 км по Большой Усе, впала Малая Уса, теперь река будет называться просто Уса. В устье Малой Усы хотели встать на обед, но поднялся очень сильный ветер, пришлось искать место ниже, где есть укрытие за скалами от ветра. После впадения Малой Усы начинается водохранилище из-за плотины воркутинского водозабора, 17 км без течения, которые при сильном встречно ветре очень сложно преодолеть без мотора. У нас ветер был севере-восточный, с Карского моря, в основном попутный. После обеда заметили, что на первом катамаране сильно продрана шкура одной из гондол катамарана, надувашка не пострадала, видно где-то продрались на одном из перекатов Большой Усы. Пришлось искать место для незапланированной стоянки.

Дождь и ветер не прекращался, натянули лагерный тент и под тентом зашили «рану» на шкуре катамарана. Опыт зашивания имелся, в прошлом году На реке Грубею тоже пропоролись, так что женщины научились штопать дыры, в этом году я сам к иголкам не притрагивался.

Мимо проплыла группа воркутинцев, они дошли до прекрасной стоянки в устье ручья Кэчшор, они местные, знают хорошие места для стоянок. Мы же, потратив время на ремонт катамарана, дальше в холод и дождь сегодня не пошли.

За день прошли 21км, из них 3 км по водохранилищу.

Image106

Ремонт шкуры катамарана.

Седьмой день похода 06.08.2017. Сплав по Усе и обнос плотины.

С утра дождь и ветер. Завтрак готовили на газовых горелках. За 2,5 часа догребли до ручья Кэчшор, где стояли воркутинцы, они еще просыпались. Они уже закончили сплав, их сегодня на вахтовке вывезут в Воркуту.

Еще за 3 часа догребли до плотины, на одном из участков перед поворотом к плотине попали даже под встречный ветер, с трудом справились. Перед плотиной у дороги хорошая полянка, даже нашли остатки дров. Местные приезжают с резиновыми лодками с мотором на рыбалку. Развели костер, сварили запоздалый обед. После обеда начали обнос, сначала обнесли рюкзаки, затем пришли за катамаранами.

С отплытием немного задержались, ходили звонить домой. Связь нашли на горе. Там три ветряка, на одном из них, неработаеющем, с площадки брала связь.

Отплыли в 19-00, задача была пройти 1 км и встать. Хорошее место для стоянки нашли в 5 км от плотины. Ужин был в сумерках, даже в темноте.

За день прошли 20.5 км, из них 15.5 км по водохранилищу. Очень упахались (устали).

Image107

Уса перед плотиной. Последние метры сплава по водохранилищу.

 Image108

Обнос плотины 1 км

Image109
Уса после плотины
 

Image110
Продолжаем сплав от плотины.
 

Image111
Поздний ужин

Восьмой день похода 0.7.08.2017.  Сплав по Усе.

 Утром собрались без дождя, дождь начался уже во время сплава. Сегодня вечером будем решать, плыть будем до Елецкой или до Сейды, определим скорость сплава с учетом течения реки. До Елецкого моста осталось 62 км, от него до Сейды еще 57 км.

Обед сделали под дождем в районе впадения ручья Денис-шор. Дневной переход до вечерней стоянки составил около 23 км. Короткий катамаран Басег-2 сильно отставал от длинного Басега-4. Вечером решили, что до Сейды не дойдем, да и удовольствия  плыть при дожде и при сильном ветре  и при холодной погоде не было. Течение в Усе после плотины оказалось слабое. Так что решили, что идем до лецкого моста через Усу.

Image112
Черника. Или голубика. Ягод в этом году было очень мало, весь июль был без дождей.
 

Image113
Вечерние оладушки.

Девятый день похода 08.08.2017. Сплав по Усе.

Очередной холодный и ветреный день похода, во второй половине дня без дождя. После обеда, чуть отплыв, услышали звуки разрываемых нитей, стал рваться нов на гондоле. Быстро причалили, достали нитки и иголки и на этот раз в две капроновые нити заштопали шов. Потратили полтора часа времени, поэтому на вечернюю стоянку встали поздно, нужно было соблюсти график, чтобы последний день сплава закончить до обеда для просушки катамаранов и снаряжения.

Под вечер встретились со старым знакомым, туристом – рыбаком одиночкой из Лысьвы, в прошлом году на Лемве пересекались.

За день прошли 24 км.

Image114
Повторный ремонт катамарана. Шов разошелся.
 

Image115
Встреча с Владимиром Сутягиным из Лысьвы, в прошлом году на Лемве пересекались.

Десятый день похода 9.08.2017 Окончание сплава.

С утра вышли пораньше, чтобы до 14-00 дойти до места антистапеля. Погода была без дождя. Дошли до Елецкого моста. Можно было заканчивать сплав в районе моста. Мы проплыли еще 3 км, где есть кратчайшая дорога на станцию Елецкая. Нашли хорошую полянку, где можно в тени кустов за ветром поставить палатки. Пока готовился обед, разобрали для просушки катамараны. Желающие приняли водные процедуры, вымыли головы, постирали одежду на выход в цивилизацию. На ветру все быстро сохло.

В глубине кустов обнаружили дорогу, эта дорога от деревни Елец на станцию Елецкая, по ней завтра пойдем. После обеда просохшие катамараны упаковали в сумки, рамы и весла в чехлы.

Время до ужина посвятили упаковке личных вещей в рюкзаки.

За ужином отметили окончание водной части похода. Но сам поход еще не закончился, назавтра предстояло пройти 6.5 км с грузом до станции Елецкая. Вечером уже в сумерках сожгли три файера, брали их для отпугивания медведей, медведей не встретили, пригодились для салюта.

За день прошли 14 км.

Image116
Мост через Усу недалеко от станции Елецкая

Image117
Деревня Елец напротив одноименного притока в 1 км ниже нашей последней стоянки.
 
 
Image118
Подготовка к выходу в цивилизацию.
 
 
Image119
Последний вечер на берегу реки
 
 
Image120
Салют в честь окончания сплава. Файеры брали для защиты от медведей. Медведей не встретили, пригодились для салюта.
 

Image121
Сжигаем последний файер

Одиннадцатый день похода 10.08.2017. Пеший переход 6.5 км до станции Елецкая и отъезд домой.

 С утра пасмурно, но без дождя. Позавтракали, окончательно упаковали рюкзаки, одели походные ботинки. Сапоги далеко не убирали, так как предстоял брод через приток Усы речку Лекъелец. Шли переходами по 15 минут, 10-12 минут отдых. До брода дошли за 4 перехода. Затем за несколько переходов добрались до окраины поселка Елецкий, долго шли через него до станции.

На станции сходили в близлежащий магазинчик, купили белого хлеба и батон вареной колбасы, не забыли и про пиво.

Купили билеты на местный поезд Лабытнанги – Воркута до станции Сейда, там у нас будет пересадка на скорый Воркута – Нижний Новгород до Кирова.

Местный поезд на Елецкой стоит 50 минут, не спеша загрузились и за 3 часа добрались до Сейды.

В Сейде предстояло 2 часа ожидания Кировского поезда и стоянка всего 2 минуты, но ничего, с посадкой управились.

В Сейде на вокзале встретили туристов – пешеходников из Подмосковья. Они были вынуждены поменять свой маршрут, так как после похолодания с 5 августа на их пути все перевалы были засыпаны снегом, который так и не таял.

Image122
Брод через речку Лекъелец.
 

Image123
На станции Елецкая.
 
 
Image124
Покупаем билеты
 
 
 

Дорога домой. 10-12. 08. 2017.

За 30 часов в поезде отоспались, в Киров прибыли в 4час 30мин утра 12 августа. Газель нас подвела, прибыла только к 10-00. Успели сходить в самую рано открывающуюся кафешку рядом с вокзалом (время в Кирове московское), где было пиво и шнапс. До Перми добирались долго, выехали из Кирова поздно, оживленное движение и километровые пробки в районе Карагая с реверсивным движением из-за ремонта моста.  В прошлом году при аналогичных условиях я в 11 часов уже был дома. К себе в Закамск мы с Оксаной приехали в 19-00, на день рождения к дочери опоздал. Но ничего, по дороге в кафе взял бутылку коньяка и отметили всей командой. Остальные в центре добрались до дома в 19-30.

Image125
На привокзальной площади в Кирове.
 
 
Image126
В Газели. Дорога Киров – Пермь.

Выводы, рекомендации.

Пройден достаточно напряженный маршрут по удивительно красивым местам, получен большой заряд впечатлений и андреналина. Полярный Урал, мы к тебе еще раз вернемся, может быть даже в следующем году.

Некоторые рекомендации для желающих побывать в тех краях. Пропуск в национальный парк и транспорт нужно заказывать по электронной почте по интернету, смотрите сайт «Вездеходы Урала», через дирекцию парка и непосредственно напрямую через водителей, указанных на этом сайте (бассейн Лемвы и ее притоков не входит в границы национального парка). Билеты на поезда на прямую и обратную дорогу заказывали за 60 дней до отправления, за 30 дней нормальных билетов уже не было, с 2018 году билеты заказываются уже за 90 дней

По срокам. Мы привыкли путешествовать в самом конце июля – начале августа, в это время бывает значительно меньше кровососущих друзей туриста. Это справедливо для Приполярного  и южной части Полярного Урала. Но в этот раз мы были в северной части Полярного Урала. Лето, хотя и жаркое, и с комарами, в этом году закончилось 5 августа. Но все равно лучше с мошкой и в тепле, чем в холодине с ветром и дождем. Так что в северную часть Полярного Урала лучше идти с 20 июля, а не с 1 августа.

Отчет подготовили:  Алексеев В.В.

Фотографии:     Ширинкиной Е.Н.,  Шерстнева Ю.В.,  Рогальского С.А.,  Алексеева В.В.


Комментарии
Красивые пороги! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Полярный Урал
еще маршруты
О Маршруте