Мы давно стремились попасть на Камчатку, и наконец, в 2015 году нам это удалось. Сентябрь был выбран с расчетом на красивую «золотую» осень и гораздо меньшее количество гнуса по сравнению с летом, всего у нас в распоряжении оказалось 21 день. Маршрут логически разделялся на два отрезка: посещение Кроноцкого заповедника (6 дней) и переход от заповедника до природного парка Налычево с выходом в обжитые места через Пиначевский перевал (15 дней).
Запланированная ветка маршрута: Елизово – Долина гейзеров – Долина смерти – кальдера Узона – вулкан Бурлящий – ПС Горячие ключи – Жупановский лиман – кордон Семячик – ручей Олений – русло пересохшего ручья – подножие вулкана Малый Семячик – домик вулканологов у вулкана Карымский – озеро Карымское – верховья ручья Карымского – приток реки Кедровой – урочище Тундровое – турбаза Дзендзур – приток реки Жупанова – перевал Сороса – природный парк Налычево – Пиначевский перевал – поселок Пиначево – Елизово. Всего около 280 километров.

Описание маршрута

5 сентября, суббота

Основная часть группы приземлилась в аэропорту в Елизово, у нас были акклиматизация, дегустация камчатских деликатесов. Погода мрачная, вертолеты не летают уже два дня, предчувствия не самые лучшие. Упаковали рюкзаки и приготовили заброски, которые планируем оставить в кальдере и на турбазе Дзендзур.

6 сентября, воскресенье

Предчувствия не обманули. Вертолеты опять не летают. Решаем отправиться в Петропавловск-Камчатский, погуляли по набережной, забрались на обзорную точку, виды с нее весьма привлекательны. В целом, интересностей мало, но при наличии времени прогуляться можно, особенно если впервые на Камчатке. Возможные альтернативы – опробовать термальные источники Паратунской зоны, посетить вулканы Мутновский и Горелый, прокатиться на яхте по Авачинской бухте. Вечером небо начало проясняться.

7 сентября, понедельник, день 1

Ура! Погода улучшилась, вылет разрешили. Жаль, день потерян, но это на Камчатке не редкость, нам рассказали страшилки, что люди порой по неделе ждут летной погоды. За вертолетной доставкой мы обратились в фирму «Край-Пурга», так как им принадлежит турбаза «Дзендзур», куда планировалось отправить нашу продуктовую заброску. В 11:00 мы взлетели и взяли курс на заповедник. В Долине сесть не смогли, все площадки заняты, сначала отправились в кальдеру. Пока экскурсионную группу водили по окрестностям, мы оставили заброску, познакомились с инспектором Григорием Журавлевым, который должен был нас сопровождать по заповеднику. Перелетели в Долину гейзеров, вслед за экскурсионной группой побродили по ней. В целом, впечатлило, правда, Долина сама по себе очень небольшая, и сошедшие сели на нее сильно повлияли. Разрешается ходить исключительно по мостикам и настилам. Вертолет с экскурсантами улетел, а наш поход только начинался.

В районе 16:00 выдвинулись в сторону Долины смерти. Погода пасмурная, с порывами ветра. В самом начале резкий подъем вверх, который дался не очень легко. Наверху идется проще, каменистая поверхность, минимум растительности. В 21:15 были в домике полевого стационара. По заповеднику все так и ходят – от стационара к стационару, при таком варианте палатка не нужна.

8 сентября, вторник, день 2

Подъем в 7:00, вышли в 9:30, в последующем на выход из лагеря уходило 2 часа и меньше. С утра метрах в 300 от домика бродил мишка, но ближе не подходил и скоро исчез куда-то по своим делам. Вышли в сторону кальдеры Узона, по пути заглянув в Долину смерти. Идется сложнее, но не намного, стало больше спусков-подъемов, появились заросли стлаников, но они обходятся без проблем. С сопки Открытая в хорошую погоду отличные виды на вулканы Крашенинникова и Кроноцкий. По пути встретили еще одного медведя, но тот задал стрекача, едва нам стоило покричать и помахать руками. В 17:30 были на месте, чуть прогулялись по закатной кальдере.

9 сентября, среда, день 3

Дневка. Долго и вдумчиво бродили по кальдере, подробно изучая все интересные места. Во второй половине дня поднялись на гору Белая, осмотрели все сверху. Признаться, кальдера Узона лично меня впечатлила даже больше, чем Долина гейзеров. Вечером разобрали заброску, упаковали вещи. Этап похода с легкими рюкзаками закончился, мы прошли акклиматизацию, завтра начинается наш путь в Налычево.

10 сентября, четверг, день 4

Встали пораньше в 5:00, так как путь до вулкана Бурлящий предстоял неблизкий, при этом хотелось прийти засветло, чтобы успеть побродить по окрестностям. Тропа начинается от кордона, идется легко, по пути необходимо преодолеть две реки, в первой глубина 1,1-1,2 метра, во второй около метра. На одной обширной поляне насчитали визуально сразу 4 медведей, но те предпочли не допускать нашего приближения и оперативно сбегали в сторону. В целом, сложность только в двух спусках-подъемах, второй подъем начинается уже перед Бурлящим, он весьма затяжной, но особых проблем не вызывает. На месте были в 17:30. Окрестности Бурлящего весьма интересны: фумарольные поля, термальные выходы, все в очень активном состоянии. Особенно примечательна фумарола, которая ревет как самолетная турбина, вблизи разговаривать непросто. Ночевали в полевом стационаре.

11 сентября, пятница, день 5

Вышли в 9:30. Через один переход бросили рюкзаки и пошли в сторону Черного озера, на которое также стоит взглянуть. Рядом мощный выход серы на поверхности, сама местность производит впечатление чего-то совершенно неземного. На осмотр всего ушло часа три. После небольшого перевального плато начинается затяжной спуск к Жупановскому лиману, тропа слабо выражена, часто приходится идти по наитию. На середине сегодняшнего пути нас перехватывает инспектор с кордона Семячик, который вел волонтера с побережья. Все прошло по плану, и мы продолжили спуск, причем уже в зоне леса тропа окончательно превратилась в нечто весьма условное, все же ей редко пользуются. К вечеру в 17:00 пришли в весьма симпатичное место – ПС Горячий ключ, домик здесь достаточно старый, но рядом находится отличная купальня с теплой водой, которая быстро снимает усталость прошедшего дня.

12 сентября, суббота, 6 день

Вышли в 9:30. От стационара к побережью океана тропа более читаемая, шли в хорошем темпе. Часа через полтора были у начала песчаной косы вдоль Жупановского лимана. По песку идется средне, ближе к прибою полегче. Было пасмурно, стоял густой туман, на океане поднялись высокие волны, впечатляющие виды нам так и не открылись. У перемычки между океаном и лиманом паслись нерпы, с любопытством наблюдая за нами. Здесь стоит небольшой домик, в котором в случае острой необходимости можно переждать непогоду. Перемычку мы преодолели на моторке, заботливо припрятанной инспектором поблизости. На кордоне сейчас достраивается просторный визит-центр, в котором есть или будут в ближайшее время все блага цивилизации, смотрится он совершенно неожиданным и инородным в этом месте. В самом доме никого не было, хотя присутствовали многочисленные следы пребывания строителей, в том числе всевозможные проявления юмора людей, работающих здесь. На кордоне мы были уже в 14:30, оставшееся время посвятили прогулкам по ближайшим окрестностям и бане.

13 сентября, воскресенье, 7 день

Не поленились встать пораньше, чтобы встретить рассвет над океаном, погода была к нам более благосклонной, и мы насладились игрой света на облаках, воде и вершинах ближайших вулканов. Я не выдержал и искупался в океане, правда, совсем недолго, температура совершенно не располагала к водным процедурам.

От кордона в 9:15 началось наше самостоятельное путешествие. Небольшое лирическое отступление: по отчетам и отзывам туристов, ходивших этим маршрутом, тропа вдоль реки Новый Семячик имеется фрагментарно, то внезапно исчезая, то столь же внезапно появляясь. Лично я берусь утверждать, что тропа сохранилась почти на всем протяжении, пусть и пользуются ей только медведи с соответствующими последствиями для проходимости человеком. Основано это убеждение на том, что даже когда мы теряли тропу (причем это происходило только после преодоления водных препятствий), мы достаточно быстро находили ее чуть в стороне в том же состоянии, в котором и оставили.

Путь с кордона начинается за вертолетной площадкой. Поначалу идется легко, видно, что периодически ездит квадроцикл. До рощи пихты грациозной доходим без проблем, на ходу изучаем совершенно несвойственные для здешних мест хвойные деревья. Начинает одолевать гнус, что оказалось несколько неожиданным для середины сентября. Тропа раздваивается, уходя направо вглубь рощи и налево по ее границе. Мы решили, что нам достаточно и вида со стороны, поэтому пошли налево. Преодолев небольшую болотину по проложенным мосткам вышли к маленькому озерцу, в котором на солнце паслась небольшая стая кеты. Дальше значимых следов пребывания человека мы не встречали вплоть до Карымского вулкана. Остановились ради рыбалки, но ничего не достигли, так как кроме тройника ничего не было, а он мало подходил в имевшихся условиях. Тропа продолжается в северном конце озерца. Дальше просто шли, стараясь не потерять ее. Местность неинтересная и довольно унылая. Сплошные заросли. перемежающиеся небольшими полянка. Дошли до ручья Быстрый, переправились вброд, на той стороне хорошо вытоптанное ровное пространство, можно встать лагерем, только тень и гнуса неимоверное количество. Пока идешь, еще ничего, стоит остановиться и все, облепляют в момент.

После ручья выбрали неудачную тропинку, и вскоре она пропала. Постепенно забирая вправо, минут через 20 вернулись на привычную тропу, которая дальше шла то по высоким зарослям и кустам, то по небольшим полянам. В целом, движение проходит по весьма заболоченной местности. Ближе к середине дня вышли на место, где река распадается на множество рукавов. Тропа растворилась, шли просто по направлению. Здесь случился первый неприятный инцидент с медведями: я шел первым и проскочил лежку медведя, не заметив его. Видимо, у него был полуденный сон, поэтому он сначала весьма вяло реагировал на наше появление. В общем, медведь оказался между мной и остальной группой. Тут мы стали активно шуметь всеми доступными способами, размахивать руками, что мишке сильно не понравилось, и он удалился в чащу.

Наш путь продолжился, и, пройдя участок с разливами, мы снова нашли тропу, которая дальше то приближалась, то удалялась от реки. Местность была ничем не примечательна, но после обеда мы вышли к порогам, на которых наблюдали попытки кеты пройти дальше вверх по течению. За порогами потеряли тропу, в результате полчаса потратили на продирание сквозь кусты и густую поросль. Отойдя чуть дальше от реки во время привала, снова получили в свое распоряжение вполне комфортную дорожку. Пошли более сухие участки, идти стало удобнее. К 19 часам мы вышли к ручью Олений, на котором и заночевали, поставив палатки на небольшой ровной площадке чуть в стороне. До самого захода солнца невероятно донимал гнус, превращавший любой прием пищи в нетривиальное мероприятие.

14 сентября, понедельник, 8 день

Вышли в 9 утра, здесь впервые тропа именно что растворилась, а не мы ее потеряли. Час шли просто по направлению, когда тропа вновь появилась под ногами из ниоткуда. По пути прошли поворот к местной достопримечательности – водопаду (поворот отмечен треугольником из жести, примотанным проволокой). Решили вернуться к нему после установки лагеря. Еще через переход вышли к намеченной на сегодня точке – руслу пересыхающего ручья, в семи минутах ходьбы за ним имеется отличная продуваемая (что спасает от гнуса) и обширная площадка с удобным подходом к воде. На месте были уже в 13 часов, то есть подъем вдоль реки занял у нас полтора дня. Поставив лагерь, сходили на водопад: вода по всей ширине стеной высотой 12 метров обрушивается вниз, весьма живописно, проходить мимо не стоит. Вернулись к палаткам, оставшееся время отдыхали.

15 сентября, вторник, 9 день

Прошли немного назад до каменного русла и начали подъем от реки к Малому Семячику. Воды нет до самых склонов вулкана (из снежников). До обеда постепенно набирали высоту, идя по камням довольно долго. Альтернатив, скорее всего нет, склоны густо поросли труднопроходимым кустарником. На границе леса местность выполаживается, есть ровные площадки, дальше начинается весьма резкий подъем на перевал, выводящий непосредственно к склонам Малого Семячика. Пообедали на перевале, используя скопившуюся дождевую воду и запасы, оставшиеся с реки. В 17 часов разбили лагерь на ровной площадке недалеко от приличных размеров снежника, идущего вдоль одного из отрогов вулкана. Втроем отправились в радиалку к кислотному озеру, но из-за моей ошибки в навигации промахнулись и вышли севернее нужной точки, взамен получили отличный вид на океан и восточное подножье Малого Семячика. Как потом выяснилось, надо было пройти на один переход траверсом дальше и ставить палатки там, тогда мы бы оказались точно напротив озера, но не судьба… Зато на Малом Семячике шикарные закаты, и уже хорошо виден вулкан Карымский.

16 сентября, среда, 10 день

Самый сложный и насыщенный переход за весь наш поход. Стартовали мы в 8:30, а закончили уже в темноте у домика вулканологов. Начали с траверсирования склонов Малого Семячика с целью выйти к пересыхающему озеру. Идется несложно, проходов в лавовых полях более чем достаточно. Поля регулярно прорезают языки шлака, ведущие вниз к подножию в сторону озера. Выбрав показавшийся нам наиболее подходящим язык резко снижаемся в нужную нам сторону. Как мне думалось, оптимальнее было выбрать язык, проходящий у высоты 604,9. Он основной, а потому наиболее широкий и удобный для хотьбы. Нам же пришлось немного повоевать с кустами, но в итоге мы достигли нашей промежуточной цели. По дну озера идется очень комфортно, обнаружили следы квадроциклов, позже растворившиеся в зелени. Дальше от озера идут великолепные голубичные поля, более вкусной голубики не было нигде.

Чтобы попасть на склоны Карымского, ориентируясь по предыдущим отчетам, мы выбрали вариант идти через овраг, начинавшийся к западу от озера. Сначала шли от Карымского вниз по сухому оврагу, когда наш овраг встретился с другим, по дну которого тек ручей, сразу свернули в него и пошли вверх вдоль воды. С этого момента шлось весьма тяжело: густые заросли на дне оврага, многочисленные прижимы и скальные выходы. Часто шли просто по воде, скорость движения заметно упала. Но чем выше поднимались, тем становилось легче, ручей сужался, заросли редели. Когда дошли до точки, где вода исчезала, встали на обед на чуть ли не единственной ровной площадке (похоже, этим же местом воспользовалась группа Ляховца в 2013 г.). Провели небольшой совет, идти ли дальше и добраться до домика вулканологов до конца дня или встать тут и на следующий день со свежими силами добраться до промежуточной цели. Обильный гнус склонил решение группы в пользу движения к домику. Идти стало проще, главной задачей стало правильно выбирать дальнейшее направление на развилках, когда сходилось несколько оврагов. По большей части мы выбирали поворот налево, опираясь отчасти на интуицию, отчасти на карту.

В целом, наш выбор оказался правильным. На выходе с оврага нам пришлось метров 200 рубиться сквозь крайне неприятный ольхач, пока не вышли на открытое пространство. Склоны Карымского сплошь покрыты шлаковыми полями, он постоянно гудит и плюется облаками пепла. По шлаку поднялись еще немного выше и начали траверсировать склон с целью оказаться напротив домика геологов. Сразу напрямую идти к реке не рекомендуется, густая растительность сильно затруднит движение в таком случае. Начало смеркаться, возникла перспектива спуска в потемках. Благодаря многочисленным просмотрам удалось найти наиболее оптимальный шлаковый язык, выводящий практически к самой реке, следует выбирать тот, что идет вдоль отрога, выходящего к реке Карымская южнее домика геологов.

Пока спускались, спугнули небольшого мишку в кустах, он сразу умчался подальше от нас. К реке вышли уже в темноте, преодолели ее, благо глубина небольшая и в качестве дна каменная плита. Через речку имеется мостик рядом с лужей термального источника (там же есть раздевалка), но искать мы его не стали, хотелось уже скорее добраться к месту отдыха. На домик вышли пользуясь навигатором, видимость была уже никакая. Разместились внутри на втором этаже. Домик в неплохом состоянии, но видно, что пик его научного использования остался в прошлом.

17 сентября, четверг, 11 день

Плановая дневка. Сходили искупаться в источнике. Он нам не понравился при заходе со дна поднимается муть, сидишь просто в грязевой луже. Зато виды шикарные.

В середине дня немного неожиданно появились люди: трое ребят из идут по маршруту, обратному нашему, с окончанием у кордона заповедника. Поделились полезной информацией друг с другом. В результате, ребята убедили нас скорректировать маршрут и идти в Налычево через альтернативный перевал.

Остальное время отдыхали, ночью делали фото Карымского на длинной выдержке, получилось несколько весьма впечатляющих кадров.

18 сентября, пятница, 12 день

Выдвигаемся в сторону озера Карымское, от домика к нему ведет тропа, которая через некоторое время раздваивается, мы сворачиваем направо (возможно, поворот налево будет более удачным решением). Вскоре тропа растворилась, и мы стали забирать вправо поближе к реке. Но тут нас ждало разочарование: на пути возник небольшой водопад, который совершенно невозможно пройти по низу. Пришлось карабкаться резко вверх на холмы, окружающие озеро. Не исключено, что левая тропа идет более удачно. По-моему, оптимальной стратегией будет максимально далеко пройти по тропе, а потом просто напрямую через холмы выйти к Карымскому. Вдоль идти озера удобно, песок плотный. В некоторых местах у берега есть горячие ключи, можно вполне комфортно искупаться.

К 11 часам вышли к ручью Карымскому, откуда устроили небольшую радиалку к источникам Академии наук. Времени на это ушло часа три. На берегу имеется несколько скальных выходов, в одном месте наклонная плита, уходящая в озеро, так что идти становится заметно труднее. Сами источники впечатлили не сильно, но имеющийся небольшой гейзер, к которому в отличие от Долины гейзеров можно подходить и наблюдаться с любого понравившегося ракурса, все же стоит посмотреть.

Вернулись, пообедали и стали подниматься вдоль ручья Карымский, набрали по пути воды, так как в верховьях ее нет. После двух с небольшим часов подъема, вспугнув по пути очередного мишку, вышли на отличную площадку недалеко от безымянного перевала, находящегося восточнее горы Малая разваленная и выводящего в долину реки Кедровой, где и разбили лагерь.

19 сентября, суббота, 13 день

В 9 утра вышли, за переход преодолели перевал. Идется легко, даже в подъем, местность каменистая с малой растительностью. Далее важно было с минимальными усилиями выйти в верховья Кедровой, долина изрезана множеством небольших притоков, между которыми плотные перемычки из кедрача. Нам сильно помогли координаты пропилов в кедраче из отчета Ляховца 2013 г. Пользуясь ими, мы практически идеально решили имевшуюся задачу, выйдя на один из притоков Кедровой. Спуск вдоль него через некоторое время усложнился из-за растительности и заболоченности, но когда вышли в долину непосредственно самой реки, стало попроще, периодически возникали звериные тропы. Здесь у нас состоялась самая запоминающаяся встреча с мишками.

Когда вброд преодолели Кедровую, вдали показался настоящий самец-гигант, явно хозяин этих мест. Крики, размахивания руками не произвели на него никакого впечатления, а шел он прямо на нас под углом к реке. В результате мы поспешили удалиться с его дороги, что оказалось самым удачным решением.

А потом через переход мы встали на обед. Сначала неподалеку от нас выскочили три медвежонка, мы их спугнули, но вместо того, чтобы быстро удалиться с места встречи, продолжили обед. Когда появилась мама-медведица, она практически без промедления на нас напала. Отогнать ее удалось только фальшфеером, причем один не сработал, в результате весь оставшийся путь мы проделали с единственным фальшфеером. После нападения мы быстро собрались и рванули наверх подальше от реки. Поднявшись повыше, взяли направление на урочище Тундровое и шли так вплоть до постановки лагеря в 19:00 возле одного из притоков Кедровой. Идти оказалось весьма удобно, наверху оказалась не такая плотная растительность, и препятствия нас почти не задерживали.

20 сентября, воскресенье, 14 день

Один из самых незапоминающихся переходов. Шли по направлению к турбазе Дзендзур. Урочище Тундровое прошли фактически по краю, чему весьма порадовались – идти неудобно, высокие кочки, густая растительность под ногами. Часам к 16 вышли на берег реки Жупанова точно напротив турбазы. Покричали, помахали руками. Минут через 15 оказались на противоположном берегу.

И тут наступил праздник: добрались до закладки, отправленной сюда еще две недели назад. Особенно порадовали шоколад и фрукты.

21 сентября, понедельник, 15 день

Дневка. Погода сильно испортилась, весь день дождь. Мы гуляли по берегу, нежились в горячем источнике при базе, радовались деликатесам.

22 сентября, вторник, 16 день

Так как решили идти альтернативным маршрутом, от турбазы вдоль реки Жупанова дошли до ее притока (первый, если считать от реки Дзендзур, который тоже приток Жупанова) и пошли вдоль него. Сначала была тропа вполне сносного качества, но потом стала теряться, пока окончательно не исчезла на стрелке у высоты 344,8. Здесь мы свернули налево и долго и нудно пробивались сквозь густые кусты, держа общим направлением отмеченное на карте начало тропы у реки Чаявой, пока, наконец, ближе к вечеру не выбрались на более чистое пространство. Дальше пошли траверсом склона сопки Открытая, стало проще, из препятствий только небольшие перепады высот и островки кедрача, которые легко обходится. Прошли несколько притоков Дзендзура, ни в одном воды не оказалось. Вообще, пока на следующий не преодолели водораздел и не вышли в долину Чаявой, это была проблема. Поставили лагерь и отправились за водой, нашли ее почти у самого Дзендзура, преодолев перед этим километра два. Вернулись уже в сумерках. Наметилось небольшое отставание от графика: ночевать мы планировали возле Чаявой или хотя бы одного из ее притоков, слишком долго выбирались на склоны Открытой.

23 сентября, среда, 17 день

Вышли в 8:30. Идется несложно, по очереди спускались и поднимались в долины притоков Чаявой, всего их встретилось три. На обед встали на самой Чаявой, дальше пошли вверх к перевалу 735,6 (название его так и не удалось выяснить). Тропы нигде не обнаружилось, но и без нее двигались нормально. До перевала не хватило двух переходов, встали на удобной ровной площадке, где еще была вода из реки.

24 сентября, четверг, 18 день

Вышли в 8:45. По пути слева увидели заброшенную вертолетную площадку с парой ржавых бочек, примерно на ее уровне встретили тропу, которая повела нас дальше на перевал. За перевалом оказался достаточно резкий спуск, далее тропа повела нас вдоль ручья к Таловским источникам, периодически прыгая с берега на берег. Через полтора перехода выбрались к источникам. Тут невольно согласишься со всеми прочитанными отчетами: контраст сразу невероятный. Удобные, набитые, широкие тропы и уютные домики по пути, несколько групп, встретившихся на дороге, даже указатели имеются! В общем, после нескольких недель зарослей и бездорожья здесь просто летишь. Часам к 16 вышли на центральный кордон, недалеко от него вспугнув медведицу с двумя медвежатами. И тут подвернулась возможность уехать через день из долины с джиперами. После короткого совещания решили, что при текущем раскладе дальше топать особого смысла нет, поэтому остаемся в Налычево отдохнуть на дополнительный день. Собственно, на этом активная часть нашего отдыха завершилась.

25 сентября, пятница, 19 день

Дневка. Гуляли по долине, в частности, по бывшему поселку геологов, там есть несколько интересных объектов. Потом отмокали в ванных, их там три на небольшом удалении друг от друга, температура тоже немного отличается. Пили пиво, если икру и рыбу, в общем, дорвались до цивилизации.

26 сентября, суббота, 20 день

С утра загрузились в джип. Как выяснилось, сюда местные мужики на рыбалку приезжают. Нас провожали один здоровый медведь и одна медведица с тремя медвежатами, пасшиеся неподалеку. Дальше было 5 часов езды до Елизово, ну а там традиционные послепоходные хлопоты.