Поход к Толбачику – это не просто прогулка за красивыми картинками. Это ежеминутная борьба за выживание в суровых камчатских условиях. Даже воду добыть непросто, 90% снега смешаны с пеплом и к растопке не годятся. За извержением вулкана на Камчатке наблюдать очень просто и удобно. На Гавайях надо было получать бесчисленные разрешения и пропуска в специальные и заповедные зоны. А тут пришел и хоть колбасу жарь...
Нитка маршрута
Петропавловск-Камчатский - Лазо - Мертвый лес - Лавовые поля Толбачика - сопка Клешня
 
Летайте самолетами Аэрофлота!


(с) фото: Олег Калашев

Друзья, следите за авиараспродажами! Иногда авиакомпании предлагают совсем удивительные тарифы в совсем удивительные места. Такой авиакомпанией может стать даже Аэрофлот, предложивший осенью 2012 сверхэкономичные тарифы по всему российскому Дальнему Востоку на весну 2013. Камчатка за 10-12 тысяч «в обе стороны» звучало очень заманчиво, и мы сорвались с насиженных мест. Причем по 12 тысяч билеты покупались еще в феврале.

Идея путешествия принадлежала моим друзьям мгу-шным геологам, а традиция совершать по весне лыжный поход (каждый раз в какое-то новое место) уже давно укрепилась в сознании. А еще по счастливому совпадению на всех рейсах Аэрофлота до конца марта можно возить лыжи бесплатно, не считая их отдельным дополнительным багажом (а заодно все, что удалось кроме лыж впихнуть в лыжный чехол).

Дальше несколько отступлений. Во-первых, та Камчатка, которой все ее представляют (рыба, тайга, медведи, ягодные поля, горы и вулканы – в общем, настоящий дикий рай для путешественника) является таковой только три месяца в году (июль-август-сентябрь). Это классическая фотокартинка полуострова, золотое и самое прекрасное время для путешествий по нему. Все остальное время Камчатка похожа на вариант буддистского ада (это ад, в котором все очень заснежено и очень холодно). Разве что остаются горы (из-за зимы труднодосягаемые) и вулканы. Такова Камчатка все остальные 9 месяцев в году, в такой живут и такой ее любят камчадалы.

Во-вторых, поход наш оказался вовсе не лыжным (от всего расстояния на лыжах мы прошли 3-4 километра), а скорее просто «выживальческим». Для такого похода больше были нужны бы собачьи упряжки и чумы, а не лыжи и палатки. Ну и конечно нужна была хорошая сильная и опытная команда, без которой выживать в тех краях не получилось бы.

В-третьих, несмотря на заголовок этой части, Аэрофлот все равно умудрился доставить неудобства. На регистрации ни в Москве нив Петропавловске упорно не хотели идентифицировать мой полет с моим номером Аэрофлот-бонуса. И самое ужасное - на обратном пути у меня сломался развлекательный монитор. Посаженный отдельно от группы, не имея возможности смотреть фильмы, я никак не мог заснуть. Вообще то сложно заснуть в час дня. Так и просидел без кино, без книги, без сна, вообще без всего ровно 9 часов. Невыносимое мучение, для пытливого мозга интеллектуала!) В конце полета был чрезвычайно раздражен, поэтому пропустил все трогательные прощания и расставания, за что прошу прощения у своих друзей.


Северное сияние. (с) фото: Андрей Власенко.


"Домашний вулкан". (с) фото: Андрей Власенко.


(с) фото: Сергей Катков.

Предыдущий рейс Москва-Петропавловск-Камчатский был задержан из-за сильного снегопада на 7 часов, но нам повезло больше. Прилетели мы по расписанию. Более того, всю дорогу в окнах левого борта показывали северное сияние. Я его никогда ранее не видел, поэтому стоит признать, что оно очень красивое, хоть его и совершенно невозможно нормально сфотографировать без штатива, просто тыкая объективом в иллюминатор. Из-за округлости Земли получается, что кратчайший маршрут Москва-Камчатка пролегает через Полярный Урал, Путорану, Верхоянский хребет, Магадан. Высота – 11 км над поверхностью Земли, месяц – март. Самые идеальные условия для Авроры Бореалис, радовавшей глаз часов 6 подряд.

Петропавловск встречал солнечной погодой, прекрасными видами в иллюминатор на Трех Братьев (скалы в океане – символ города) и на домашние вулканы (Корякский и Авачинский). Не верилось, что еще вчера здесь бушевала метель и снегопад. Дома вокруг стояли закопанные в сугробы по первый этаж, а наш заказанный заранее водитель Александр Павлович радостно сообщил, что не смог откопать в сугробе свой ГАЗ-66. Вот такие дела, а еще говорят, что в Москве выпало много снега…


домик в Елизово. (с) фото: Сергей Катков.


если не лайка, то тоже очень милая (с) фото: Дмитрий Славин.


а вот и лайка, хотя фотографировали трактор (с) фото: Андрей Власенко.


вороны здесь какие-то совершенно особенные, не похожие на континентальных. и их очень много. и вообще, кажется верховный бог ительменов и коряков - ворон Кутх (а вовсе не медведь например)
(с) фото: Дмитрий Славин.


Вместо ГАЗа-66 папа нашего общего знакомого физтеха повез нас на джипе и микроавтобусе. Микроавтобусом управлял его друг Виталий. Оказалось оба большие знатоки Камчатки, ходили, плавали, рыбачили там-то и там-то. Рассказы были интересны, да только я быстро уснул. Уж больно располагал путь к этому. Представьте себе бесконечную белую дорогу, пронзающую своей стрелой дали, горизонт за горизонтом. Взлетаем на очередной подъем, за ним спуск и виден следующий холм. Кто и когда успел расчистить – непонятно, но высота сугробов слева и справа выше человеческого роста. Остановка на санитарную паузу – а отойти то и некуда. Только вперед или назад по дороге. Растительность все время одинаковая – изогнутые каменные березы. Встречный транспорт – раз в 10-15 минут.

Ехать так примерно полтыщи километров, т.е. 6-7 часов, за все время лишь две отличающихся от остальной каменно-березовой трассы остановки – Мильково и Сокоч. На Камчатке все дорого, дороже чем в Москве. Пакет кефира – 60 рублей. Литр 92-го бензина- 40 рублей. Туалет – 20 рублей. Даже рыба и та, идет по ценам как в Москве. Разве что тут она явно свежее. Поэтому цены в Сокоче, типично придорожной пирожково-чебуречной остановке нас уже не удивили. Пирожок за 70 рублей. Однако едва купив этот пирожок – сразу же поражаешься его добротностью и типично камчатским размером. На двух ладонях не помещается, а начинки внутри гораздо больше чем теста. Самый вкусный, вроде, как с яйцом и зеленью, но яблочно-брусничный тоже неплох. В общем, на камчатских пирожках – не экономим!


Камчатку замело, сколько ехать до Петропавловска - вообще неизвестно
(с) фото: Дмитрий Славин.



трасса (с) фото: Дмитрий Славин.


вид в окно(с) фото: Олег Калашев


столовка в Мильково. (с) фото: Андрей Власенко.


ух, сейчас я вам насчитаю... (с) фото: Андрей Власенко.

Мильково – третий по величине город на полуострове, после Петропавловска и Елизово. Снега тут насыпано уже по второй этаж, суровые пролетарские мозаики на жилых домах и типично советская столовая. Все останавливаются тут. Даже транскамчатский автобус, когда пустующая столовая вдруг вмиг наполняется посетителями, и также быстро опустевает.

Конечная цель переезда – отвилка от основной трассы на восток – поселок Лазо. Сначала проезжаем оставившее удручающее впечатление, вымершее Атласово. Единственный плюс всех атласовских заброшенных пустырей – это отсутствие леса, а значит можно на северо-востоке наблюдать целиком Ключевскую группу вулканов, во всем ее великолепии. На переднем плане Плоский и Острый Толбачики. Камень и Ключевская Сопка смотрятся единой двойной горой. Просматриваются Овальная Зимина и Большая Удина.

Проезжаем Атласово и далее прямо по льду через реку Камчатка на ее правый берег. Летом тут переправа, о чем свидетельствует вмерзший в лед баркас. Но вообще-то интересно, как живется на правом берегу в месяцах вроде мая июля и ноября, когда лед еще слабый. Переправы уже нет, а машину еще не держит. Получается, что в селе Лазо в это время должен быть полный автоном.

Лазо по сравнению с Атласово смотрится очень даже благополучно. Огромные деревянные здания школы, спортзала, клуба. Добротные дома, хотя половина из них все равно заброшена и пустует. Ощущается, что полный автоном лазовчанам нипочем. Сейчас же зимой наблюдаем, шастающие по улочкам снегоходы. Другого транспорта зимой тут нет, а село большое. В гости на другой конец или в магазин люди ездят на снегоходах.


вид на Ключевскую группу из Атласово (с) фото: Дмитрий Славин.


Зум на Камень и Ключевскую(с) фото: Олег Калашев


фотографы (с) фото: Дмитрий Славин.


Юрий Красильников показывает, куда нас отвезут снегоходы (с) фото: Дмитрий Славин.

В Лазо уже чувствуешь себя оторванным от цивилизации. Мобильная связь появлялась на хорошем уровне только в Мильково, а остальные 99% трассы ее не было вовсе. В Лазо она появляется на слабом уровне, чтобы сразу же исчезнуть, едва покидаешь село. Все еще есть электричество, но отопление – уже дровяное. Баня тоже деревенская, дровяная! Паленицы свалены прямо на улицах, перед домами. Со всех сторон дышит могучая тайга, сменившая леса каменных берез.

Пасутся толстогривые лошади и бегают совершенно очаровательные мохнатые собаки, вроде лайки. Собак тут больше чем людей. Посмотришь на такую камчатскую собаку, и прямо хочется забрать ее себе домой и завести нового четвероногого друга. Ночью зажигаются звезды на бездонном небе, и вместе с ними воспламеняется склон южный склон Толбачика – наша цель.


а у вас чердак загорелся, или вечернее фото Толбачика из Лазо. Расстояние по прямой - 30 километров, но путь туда займет чуть менее сотни километров
(с) фото: Ольга Кабанова

Комментарии
Ivan28.05.13, 11:26
Ночная съёмка 
а вот отменные фотки вулканологов уже проявились :) http://lusika33.livejournal.com/34832.html
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Дмитрий Славин