республика Якутия / Водный туризм | Спортивный туризм | Пешеходный туризм

Сплав по Сутаму, Гонаму, Учуру, Алдану, Верхней Ангаре и Байкалу

19 июля - 20 сентября 2011 г.
Гилюй(вверх), Сутам, Гонам, Учур, Алдан + Верхняя Ангара и Байкал до Хакусов с Фролихой
р.Гилюй (вверховья) - р.Сутам - р.Гонам - р.Учур - р.Алдан - Хандыга - Тында - р. Верхняя Ангара - Хакусы - Северобайкальск
Якутия

Введение

Хотелось попасть на дикие реки, где нет людей. Их нет, там где не могут пройти моторки из-за порогов. Решил идти на Гонам, но заброска туда через золотников и надо оформлять пропуск, но они могли подумать, что я идиот и не дать его. Потом нашел путь, как пройти по Гилюю на Сутам. Это было здорово. Думал, что там и вода чистая, и людей нет. Людей действительно не оказалось, но золото в верховьях все же добывают и вода грязная. Пороги оказались не слишком сложными для байдарки. Не на много сложнее шивер на Южной Шуе, но много мелких порогов, как на Воньге. В ясную погоду, и при большом уровне воды пройти можно легко, хотя написано категория 4у но наверно из-за дикости этих мест. Видео на http://video.yandex.ru/users/olegpv/?how=my
Вверх по Гилюю и Левому Гилюю. (18 июля 2011 года).

Первая стоянка на Гилюе Первая стоянка на Гилюе
Половодье на Гилюе Половодье на Гилюе
IMG_0150 IMG_0150
IMG_0152 IMG_0152
Поезд из Тынды в Маревый приходит уже вечером и я боялся, что около реки будет много людей. Вещей было много, но чтобы побыстрее уйти от станции решил взять сразу все и быстрее уходить. Отошел метров на 100 по рельсам и упал. Хорошо, что на спину, на рюкзак, а не сломал ногу. Пришлось носить 2 раза. Еще дома заметил на карте гугле какую то дорогу к реке рядом со станцией. Оказалось это очистные сооружения. И от них идет к реке труба. Вдоль нее тропинка. Вышел туда. Людей не было. Пока собирался стали ходить люди и что-то говорить. Стало очень страшно. Они сказали что этот поселок строили строители из Тулы. Наконец то собрался и отплыл. Течения не было. Шли сплошные плесы и небольшие перекаты между ними. Воды было мало. Стало темнеть и пришлось остановиться, когда река немного отошла от поселка. Дальше она опять к нему приближалась, и было страшно идти дальше, потому что там могут быть люди. Поставил палатку и развел костер. Когда лег спать опять начались странные звуки, как тогда на Тунгуске. Тук тук тук тук. Тук тук тук тук тук тук. Тук тук тук тук тук тук. Звук шел вроде не то от лодки, не то от вещей. Хотел записать на телефон, но звук пропал и больше не появлялся все путешествие. Тоже самое было и в прошлом путешествии на Шантары.
На следующий день встал с рассветом и пошел. Решил, что людей пока много не будет, но все же одного человека я увидел. Он стоял на берегу и смотрел на меня. Он ничего не сказал и я побыстрее ушел. Это был последний человек, какого я видел за весь путь, почти до конца Учура. Почти 1000 км.
По началу плесы так и продолжались почти все время, почти 20 км, и шел очень быстро на веслах, но потом начались разбои. Это большие камни, беспорядочно разбросанные по руслу в очень большом количестве. Между ними струится вода, но провести лодку не возможно, потому, что их очень много. Приходилось разгружать почти все вещи с лодки, и нести их отдельно, затем тащить лодку по камням. Можно было нести и по берегу, но тут хоть иногда попадались участки с водой. Чтобы не сломать ногу брал палку и опирался об нее. Хорошо, что взял надувную байдарку Каньон спорт. Она не продиралась. Представляю как я намучался бы с каркасной байдаркой. Дождя не было. Так продолжалось дня 2 или 3. Дальше камни стали мелкими, и на перекатах вода собиралась вместе и тащить стало легче. Каждое утро находил дым, но потом рассеивался. Дым похоже шел как раз с той стороны, куда шел я. Было страшно попасть в пожар, особенно во время волока. Один раз когда уже хотел остановиться вдруг увидел рыжую тряпку на дереве а рядом спиленные деревья, и очень испугался. Оказалось это была дорога, но похоже что по ней ездили зимой, по тому что на поваленном дереве были засохшие свежие листья. Видно его зимой спилили. Стало страшно и пришлось еще уходить подальше от туда. Как в последствии выяснилось это дорога на вырубку на сопках и теперь она заброшена.
После впадения Серигды воды стало совсем мало, и приходилось разгружать лодку на каждом перекате. Опять встретил эту дорогу и решил, что может она идет на Сутам. Явно было, что сейчас по ней никто не ездит. Оставил байдарку рядом и пошел по ней. Не взял фотик и вообще ничего. И лодку оставил прямо на берегу. Оказалось я вообще идиот. Когда вернулся камера перегрелась на солнце и треснула, хорошо, что по шву, и пришлось ее клеить. Хорошо, что не пошел дождь и лодку не унесло. Оказалось дорога идет к вырубкам и к базе китайцев. Дальше к Сутаму дорога не шла. Базы были заброшенные. Ходил и искал зеленку, которую опять забыл дома, но не нашел. Было полно таблеток но зеленки не было. Нашел прозрачные пвхшные сапоги, но почему то не взял их. Не хотелось нести. Пришлось вернуться и продолжить подъем по реке.
Наконец 23 начались дожди. По началу вода почти не поднялась, но потом начала подниматься, и идти становилось все легче и легче. На перекатах были хариусы, но они не ловились а уплывали. Удалось убить одного палкой и съесть. Прошел Правый Гилюй. Тут видно воды не было совсем и по реке выросла трава, но сейчас она была залита. Прошел еще сильный дождь и вода начала подниматься очень сильно. Забыл козырек и накомарник прилегал к лицу. Комары кусали через него. Тут пришла в голову мысль обвязать голову тряпкой для вытирания попы, вместо козырька. Так и сделал. Помогло. Считаю, что тряпка намного лучше бумаги. Она легко стирается и не расходуется. Еще это помогает сохранить деревья, какие идут на бумагу. Поэтому в водных походах всегда ей пользуюсь. Стал гордиться какой я умный, но потом зацепился леской за куст и оторвал ее. Вместо того, чтобы разобрать спиннинг я так и оставил его, и верхняя часть отвалилась и потерялась. Понял что я идиот. Удалось пройти очень далеко. Шел до самой темноты. Утром воды стало меньше, но все еще было много. Зато она стала совсем холодной и над ней шел пар. Ноги очень мерзли. Надел неопреновые ботинки и стало тепло. Оказалось в них вообще идти по реке намного удобнее и когда идешь ноги совсем не мерзнут. Шел шел и шел вверх. Река стала совсем узкой и шла сплошным перекатом. Очень часто попадались поваленные деревья, полностью перегораживающие реку и их приходилось обносить. Наконец деревья стали попадаться очень часто и решил, что дальше идти по реке нет смысла. Остановился. На берегу лежали какие-то пеньки. Видно до меня кто-то здесь уже останавливался. Решил пойти в этот же день на Сутам. Включил gps и поставил точку. Видно надо было дождаться пока он поточнее определит место. Он показал, что до Сутама по проложенному мной маршруту идти 6,66 км. Стало жутко. Но потом поточнее определился и оказалось 6,4 км. Дома я думал, что не удастся подняться ближе чем на 10 км. Собрал вещи и пошел.

Волок (25 июля).

Идти было тяжело, постоянно шли болота, хотя зимник и был. Не так давно, видно уже после таяния снега прошел вездеход. Были лошадиные следы. Мой трек, проложенный дома шел прямо к Сутаму, а дорога по карте должна была уйти влево. Без дороги идти было тяжело, поэтому решил идти по дороге до ручья впадающего в Сутам. Но оказалось, что дорога идет теперь прямо по моему треку. Когда я это заметил, то до Сутама осталось всего 300 метров. Дальше дорога поворачивала и я пошел прямо к Сутаму. Вышел в очень удачном месте, прямо на изгибе реки в мою сторону. Оно оказалось самым высоким из всех окрестностей. Воды в Сутаме было намного больше, чем в Гилюе и решил, что отсюда и начну сплав. Сложил вещи в рюкзак от лодки и повесил его на ветку дерева, но не очень высоко. Пошел назад. Пришел когда уже почти стемнело. Точка в которой отметил базу почему то оказалась вообще на другой стороне реки и не лодки, не палатки нигде видно не было. Стал ходить вокруг, но бесполезно. Стало совсем темно. Потом прошел метров 200 и увидел палатку. Да вот тебе и 6,66 км. Возможно это место где я остановился, было стоянкой колдунов. Стало неприятно. Казалось это еще не все. Так оно и случилось. Ночью проснулся от того, что шел очень сильный дождь. Потом просыпался еще несколько раз, но он все шел.

26 июля
Палатка была далеко от ручья и высоко. Вылезать не хотелось. Когда решил вылезти оказалось что ручей превратился в здоровую реку и уже заливает палатку. Скорее начал собирать все и перетаскивать. Спальник намок. И все вещи, но ничего не унесло, но стало тяжелым. Лодка, которую поставил сушить оказалась в воде. Подумал, что и на Сутаме наверно тоже и вода унесет мои продукты. Там было где то 2/3 всех моих запасов. Пока ел холодную, сваренную вчера гречку с сушеным мясом вода стала опускаться. Ем я очень долго, потому, что дебил.
Все ручьи превратились в реки, и перейти их было не возможно. Решил не сдувать лодку, а тащить ее по болоту. Через ручьи переправляться на ней. Тащил то ее, то рюкзак. Пока тащил ее веревка на ней оборвалась, и пришлось ее привязывать. Было полно голубики и ел ее по пути. Иногда встречалась морошка. Шел и думал, что делать если продукты унесло. То ли идти назад, то ли плыть без них как можно быстрее. Слышал, что можно долго не есть, тем более здесь река несет сама. Река река вдаль несет дурака пока. Вот наконец вышел к Сутаму. Еще из далека увидел рюкзак. Он был на месте. Висел на дереве. Место было высоким и вода до него не дошла.
Я был на берегу длинной безлюдной реки, которая понесет меня очень далеко в дикие места. И все в прядке. Было очень здорово. Река река вдаль несет дурака пока пока пока. И того прошло 8 дней и первый вечер с начала путешествия. Из них на волок ушло полтора суток.

Спуск по Правому Сутаму и Сутаму. (27 июля)

IMG_0160 IMG_0160
IMG_0161 IMG_0161
Сутам Сутам
IMG_0169 IMG_0169
Ленок на Сутаме Ленок на Сутаме
Сутам и боковой приток Сутам и боковой приток
Дым и туман Дым и туман
IMG_0293 IMG_0293
IMG_0302 IMG_0302
IMG_0304 IMG_0304
На следующий день решил сразу плыть, пока вода не спала. Ее было уже и так намного меньше. Заломов было не много. Большинство деревьев было залито и я быстро дошел до впадения реки Листопад. Тут прямо над рекой висело дерево. Я не сильно наклонился, и сильно ударился об него головой. Появилась шишка. Дальше не было не одного залома и река стала широкой. Часто встречались разбои, но сейчас они были все залиты водой. Пороги были легко проходимыми. Было очень красиво. Так бывает только в верховьях реки. Вдруг послышался шум. На спутниковой карте были видны золотые прииски и про них было написано в отчете, но дороги видно не было, поэтому я подумал, что они заброшены, но оказалось они действуют. По берегам были зимовья. После того как их прошел вода стала просто отвратительная и была такая очень долго. Да и потом все равно при впадении боковых притоков видно было, что она намного хуже. Надо было уйти от прииска как можно дальше, чтобы не встретить людей. Вокруг были свежие гари. Прошел до ручья Охотничий и немного поднялся, чтобы с реки не было видно. Вода здесь была очень чистая. На следующий день опять решил пройти подальше. Один раз когда вышел на берег заметил что около берега плещется хариус. Хорошо что взял запасной карманный спиннинг, потому что половину нормального я потерял. Собрал его, и на первой проводке поймал большого ленка. Вытащил его на берег, но конец у спиннинга отломился. Может я на него и наступил. Больше он не ломался и так и работал до конца. Забросил еще, и поймал небольшого хариуса, но он сорвался. Ловил еще в таких же местах потом, но ничего не ловилось. Почему там была рыба я так и не понял, может был сток с болота. Перекаты были очень мелкими и хотя воды было много торчало полно камней. Представляю как здесь идти в малую воду. Это хуже чем подниматься по Гилюю. На берегу иногда встречались зимовья, но людей не было. Видно они бывают здесь зимой.
Остановился около устья реки Тегрюк. Дальше по карте шли пороги и была теснина. Стоянка была неудобной. Ночью в горах сверкали молнии. Утром нашел очень сильный дым смешанный с туманом и похолодало. Пошел дождь. Казалось, что горит где-то рядом и иногда приходили волны теплого воздуха, но может это и не от огня. Стало страшно. Идти в такой дым сложные пороги было опасно, но и оставаться здесь тоже. Решил раз я водник, то лучше погибнуть от воды чем сгореть. Дым мог и не пройти, а только усилится. А вода могла подняться, и как я думал это будет еще хуже, но как выяснилось потом, при большом уровне такие пороги проходить легче, только волны сильнее и то не везде, зато скрываются камни.
Пошел. Постоянно слышался сильный шум от воды идущей между камнями. Камней было полно, и из-за дыма невозможно было точно определить основной поток. Приходилось угадывать, чтобы не вылететь на камни. По основному потоку можно было идти, по тому, что воды было еще много. Уклон был не слишком большим и камни еще тормозили воду, поэтому скорость была не слишком большая. Пороги шли один за другим. Несколько порогов было глубоких. Два из них похоже отмечены на карте и по моему еще один мелкий, но с большим уклоном и камнями. Волны были большими но короткими и лодка полностью наливалась водой, но в ней есть само сток и вода быстро через него стекала. На мелких порогах задел за камни всего 2 раза. Вышел из теснины. Начало понемногу проглядывать солнце. На самом деле наверно не стоило идти в такую погоду. Скорее всего все-же горело не так близко, и надо было подождать, когда ветер повернет и дым уйдет, а туман рассеится. Нельзя паниковать. В сложных местах надо ждать хорошей погоды, иначе поход может закончится очень плохо. Когда я ехал первый раз в поезде на Байкал, то напротив ехал мужик, который сплавлялся один по Гонаму. Он переворачивался на всех порогах и на одном поломал себе ребра об камни. Видно порог был таким же. Поэтому в любом случае нельзя идти в туман, если уж совсем не горит рядом, хотя огонь мог подойти и ночью, и что тогда делать не понятно. Остановиться практически негде. Наверно надо было переплыть тогда на другой берег, привязать лодку к дереву и сидеть в ней до утра, если не задохнешься от дыма. Вода поднималась, и найти нормальное не затопляемое место для стоянки было очень трудно. Решил, что так сильно, как в прошлый раз вода не поднимется и остановился на песке, намытом прошлым потопом. Ходил собирал голубику и морошку. Морошки было не много. Дальше должен был идти спокойный участок и заброшенный поселок Сутам. От него шел подробный отчет еще с советских времен. На следующий день вода все поднималась, но намного меньше первого половодья. На следующий день прошел до реки Большая Доурка и еще немного, до огромной не заливаемой косы. Здесь по тому отчету была заброшенная база золотарей. Видно прошлое половодье было одно из самых больших. Коса была почти полностью залита. Все было в свежем песке. От золотарей остались бочки и всякие детали. Перед этим напротив реки Большая Даурка было зимовье, все засыпанное песком от того половодья. Стекла были выбиты и все разбросано вокруг. На косе сделал дневку. Постоянно шел туман смешанный с дымом. Особенно над рекой. Летали какие то вертолеты. Наверно они тушили пожар. Вода немного опустилась но потом опять поднялась. По отчету дальше должны были идти сплошные страшные пороги, а так как там было написано, что при большой воде сложность либо увеличится, либо не уменьшится, то было страшно. На второй день я так боялся, что с утра сидел несколько часов в палатке и мычал, пока чуть не описался. Потом пришлось выйти. После обеда туман немного рассеился, и решил дойти хотя бы до первого порога и посмотреть. По описанию это была небольшая шивера. Она оказалась действительно не слишком большой, но посередине был камень с бочкой. Подумал раз эта небольшая, то какие же дальше и чуть не обосрался. Но оказалось, что почти все пороги из отчета были залиты, и превратились в небольшие перекаты и только некоторые стали небольшими шиверами, и то не на все русло, а только с одного из краев. Чем дальше уходил вниз, тем дыма становилось все меньше и меньше. Места были очень красивыми. Звериных следов полно, даже волчьи, но зверей правда почти не видно. Только одного лося. Я их обычно вижу только совсем рядом. Вокруг горы подходят прямо к реке. И лес не горелый. Залезал на одну гору. Там оказалось наверху полно морошки и кедрового стланика со спелыми шишками. На косах иногда попадались ленки, но мало и не большие. Непонятно где их ловить. Рыбы наверно полно, но я ее поймать не могу, потому, что я дурак. Обычно от головы помогает шикша, и рыба начинает ловиться, но здесь ее не было. Шикша это отличная ягода, по вкусу похожая на арбуз. Когда ее ешь, то рыба ловится даже в море, а так только там где ее уже не возможно не поймать даже мне.
При подходе к Гонаму, на том месте, где отмечена геологическая база стояла моторка, но людей не было. Может они прилетают сюда на вертолете. Решил побыстрее уйти.

Гонам (3 августа).

IMG_0400 IMG_0400
IMG_0404 IMG_0404
IMG_0408 IMG_0408
Выход из теснины Выход из теснины
IMG_0429 IMG_0429
IMG_0537 IMG_0537
IMG_0541 IMG_0541
IMG_0542 IMG_0542
Когда вышел в Гонам вода в нем была намного грязнее, чем в Сутаме. Она была вся рыжая, хотя ее было явно меньше, чем в Сутаме. Почему это, я так и не понял. Читал, что вода в нем чистая, но может тогда было половодье на чистых притоках и они давали много чистой воды, а сейчас наоборот на грязных от золота. Дальше начиналась Сутамская теснина. Там мало мест для стоянок и полно порогов. Горы с обоих сторон подходят к реке. Вода прибывала. На следующий день пошел дождь, но и солнце появлялось. Решил идти. Тумана особенно не было, только с холодных боковых ручьев не много. Над горами он тоже поднимался. Было очень красиво, особенно когда выходило солнце. Первый порог (по отчету номер 23) оказался одним из больших, но хоть волны были и большие прошел его легко. Просмотреть к сожалению не успел. Когда решил смотреть, было уже поздно. Дальше пороги все шли не большие, но я многие осматривал и снимал. Встретился лабаз. Рядом росла черная смородина, но было навалено полно всякого мусора и решил лучше ее не есть. Вокруг все погорело. Потом прошел до острова, походил по нему и нашел табличку о смерти. Потом оказалось что он погиб просто от сердца. Но так можно и дома погибнуть. Остров был не заливаемым и места вокруг красивейшие. Надо было бы остановиться, но времени было мало и решил еще немного пройти. Дальше нормальных не заливаемых мест вообще не было. Дошел до большого порога, пошел смотреть и тут началась гроза и туман, а потом вообще потемнело. Пришлось остановится. Место оказалось заливаемым, а вода поднималась. Пришлось ночью ходить и смотреть, чтобы не залило, но вода поднималась не слишком быстро и утром до палатки оставалось еще далеко. Пришла медведица с медвежатами, но испугалась и убежала. Прошел этот порог. Он оказался простым. Дальше порогов долго не было. Они были все залиты. Следующие два порога уже были самыми большими, на выходе из Сутамской теснины. Перед ними шло красивейшее место, описанное в отчете Сибирцевых — длинный поворот с не заливаемой косой. Решил дальше не идти, а сделать дневку там. Около горы росла какая то странная розовая смородина, но мало. Напротив гора 1747 м, прямо около реки. Решил ждать на косе, пока воды не станет меньше. На следующий день решил там и остаться. Вода убывала. Но под вечер мне пришла в голову идиотская мысль, что пойдет дождь, и она еще больше поднимется. Времени уже было много, но я вдруг решил пройти самый сложный порог сегодня и начал собираться. Собрался и поплыл. Времени на просмотр почти не осталось. Но и смотреть оказалось особенно нечего. Первый порог легко проходится вдоль левого берега, вообще почти без волн. Второй так пройти не возможно, и надо идти посередине. Волны действительно большие, но может и не 3 м. Непонятно как их мереть. Но они правда большие и короткие, правда длиннее, чем в теснине на Сутаме, и вода даже не залилась в лодку. Даже если там перевернуться на надувной лодке, то ничего не будет, потому что течение быстро вынесет на спокойный участок за порогом. Вещи конечно должны быть привязаны. Спас жилет я не брал. Он оказался и не нужен. Я отстегнул от рюкзака поясной ремень, надевал его, и привязывал его к веслу, а весло к лодке. Это лучше чем таскать спас жилет, который занимает полно места. А если останешься без лодки, то все равно так там и подохнешь. Дошел до отличного места, названного в отчете пляжем Чемодурова. Тут кто-то останавливался раньше, видимо в том году. Пробовал ловить ночью на мышь, но бесполезно. Утром летало полно кузнечиков с красными крыльями. Они бывают только в Сибири, и у нас в Туле, между Труфановым и Ясной поляной, только на одной поляне. Они очень красивые, и летают подолгу как стрекозы, и поют когда летят, и сверкают красными крыльями. Не грибов, ни ягод не было, хотя в отчете про них написано. Дальше идти было уже не страшно. Ясно было, что пройти остальные пороги можно легко, но начали приходить мысли о встрече с людьми, от каких становилось жутко. В устье Нингама была зброшенная геобаза. На какой то геобазе здесь погибли 3 человек. У них унесло половодьем плот, и они остались без еды. Думал, что на этой, но наверно нет. По берегу ходил медведь и не боялся меня. Удалось его поснимать. Видно он не понял, что я человек. Может я похож на дебила. Потом я сказал ему, что я человек и он убежал. Попробовал ловить рыбу и даже поймал 3 ленков, но все они сорвались и уплыли. Пошел смотреть геобазу, но ничего не нашел. Росла смородина. Отплыл, и прошел немного дальше и на тот берег. Остановился в красивом месте. Началась жуткая гроза. На следующий день дошел до красивейшего соснового бора, на крутом большом повороте реки, выше впадения реки Космос. Походил там везде. Были какие то непонятные красные ягоды, а нормальных почти нет. Набрал каких то грибов, думал моховики, но они оказались горькими и пришлось их выбросить. Надо было там и остановиться, но я пошел дальше, а красивые и удобные места закончились. Зато на реке, похоже Чайдах поймал с первой проводки здорового ленка. На следующей еще такого же. Больше ловить не стал. Места стали хуже и остановиться не удобно.
По моему в этот день видел моторку и очень испугался, но она оказалась разбитой. Все чаще стали приходить мысли о скорой встрече с людьми, но делать было нечего и я шел дальше.
На следующий день к вечеру пошли дожди и шли и утром и днем. Стоянка оказалась еще хуже. Решил, что вода поднимется, но нормальных стоянок не было. Так и плыл до темноты, пока не остановился на какой то длинной длинной косе. До конца гонама оставалось уже не много. Тут появились какие-то здоровые комары, видно северные. Они сильно кусались. И вообще похоже климат изменился. Стало как то холоднее. На Гонаме вода не поднялась. Видно циклон был местным, наверно с моря. Зато на Алагаме и Учуре было хоть и небольшое, но половодье. При подходе к Алагаме по левому берегу шли скалы с соснами. По ним прыгали мои любимые кузнечики. Дул сильный ветер с Учура.

Учур (11 августа).

IMG_0589 IMG_0589
IMG_0591 IMG_0591
IMG_0600 IMG_0600
Когда вышел на Учур, ветер оказался встречным. Если бы не сильное течение, идти бы было не возможно, но и так вполне могло перевернуть. Ночью стало совсем холодно. Везде были следы людей. То бочки, то костры. Было очень страшно. Особенно страшно встретить первого человека. Вдруг он бандит и знает, что тебя давно никто не видел. Что он может сделать. Что угодно.
Места здесь тоже красивые, вокруг горы, подходящие прямо к реке. Место для стоянки найти очень трудно, по тому что вода здесь может подняться очень высоко и либо рисковать и останавливаться внизу, либо лезть неизвестно куда. И то, только обычно около притоков. Течение не слишком быстрое. При приближении к метеостанции Чульбью все время казалось, что вот-вот увижу людей. Но когда подошел начиналась гроза и видно они все ушли в дом и не заметили меня. Решил не заходить, а пройти подальше. Хорошая стоянка была напротив Чертового острова, но останавливаться в таком месте не хотелось и пришлось идти дальше до ручья Чайдах. Пришел туда уже в темноте, но место отличное. Утром походил вокруг и набрал немного брусники. Она кое где начала уже спеть. Около острова Гусиный увидел первых людей и чуть не обосрался. Они плыли на моторке по перекату вниз по течению. Начали со мной говорить и когда я сказал, что на Учуре нет не рыбы не зверей, то подумали, что я идиот и начали смеятся. Оказывается здесь полно рыбы и зверей. Я сказал, что и на Енисее я не поймал не одной рыбы. Сказали, что за поворотом может быть сильный встречный ветер, но сейчас его нет. Все думал когда же они меня замочат, но они уплыли. Первая встреча с людьми оказалась нормальной. Дальше все время казалось, что вокруг люди и пахнет сигаретным дымом и я плыл часов до 3 ночи и проплыл весь участок где может быть ветер, а после спрятался в лесу и остановился. На следующий день еще видел людей, но и они меня не замочили, и даже не подплыли. Остановился недалеко от устья Учура, на правом берегу. Здесь было полно неспелой брусники.