республика Тува / Спортивный туризм | Горный туризм

Восхождение на гору Ондум (Тува 2011)

4 июня 2011 г.
Восхождение на горный массив Ондум. Количество участников - трое. Сложность маршрута - низкая. Продолжительность маршрута - 9 часов. Цель маршрута - познавательная.
гора Ондум
Восхождение на гору Ондум (4 июня 2011 г.)
Подготовка

После предыдущего сплава от Бурен-Хема нам взбрело в голову взойти на гору, которую мы увидели с Енисея. Выглядело конечно впечатляюще и неприступно, но не на столько, чтобы отказаться от затеи.

Гора-ондум

Но просто так взойти на гору, посмотреть с высоты и спуститься вниз было довольно банально и совсем неинтересно. Димка предложил установить на вершине российский флаг. Все эту идею бодро поддержали. Покупать флаг для экспедиции не стали, а решили купить материал и сшить. Все бремя ответственности за создание флага я гордо водрузил на свои плечи)). Купил три цвета простого ситца, попросил маму разъяснить что к чему в швейной машинке и приступил к работе.

Создание-флага

С машинкой пришлось немного повозиться, но под чутким маминым руководством все получилось. Хотелось именно самому все сделать, вложить так сказать частичку себя. В принципе флаг получился отличный, но материал довольно тонкий. По цене флаг обошелся 150 рублей.))

Флаг-готов
Начало пути

После предварительных подготовок предстояло решить вопрос как добраться до горы. На этот раз нас выручила Чойгана. В 7 утра она нас всех забрала и повезла к подножию горы.
Я и Димка взяли по рюкзаку с водой и небольшой запас сухого пайка: тушенка, пироги, шоколадки и тд. А Мишка оказался самым хитрым - он вообще ничего не взял и шел полностью на легке да еще костюм одел адидасовский и немного не вписывался в нашу компанию и окружающий пейзаж.)) Погода стояла просто отличная не было ни облачка. С погодой нам везло уже третий раз подряд за последни е 3 недели. Сначала я думал, что нам пригодятся дождевики, но в последний момент я их выложил.

Команда.

После нескольких совместных фото мы отпустили Чойгану, договорились с ней, что после нашего возвращения она нас заберет и отправились в путь. Если посмотреть на карте то вот этот район.

Район-восхождения

На фото ниже указаны наши точки А - начало пути и Б - примерное завершение пути. Сейчас точно сложно сказать где конкретно на карте мы завершили путь. Обходных путей мы не знали, да и вообще никаких путей мы не знали и двинулись просто напрямик,  а там уже выбирали путь в зависимости от обстоятельств и окружающей местности. Так оказалось намного интереснее.)

Точки-начала-и-конца-восхождения

Можно свернуть, обрыв обогнуть

В начале пути все было очень просто. Некрутой подъем давал возможность неспеша подниматься, оглядываться и любоваться природой. У всех было приподнятое настроение и не хотелось останавливаться, но я помнил предыдущий опыт когда мы сделали очень мало фоток и поэтому просил Димку делать снимки почаще, тем более на зеркалку.

Начало пути
Оглянулись назад

Мы все шли и шли. Поднялись на очередной холм и увидели справа крутой обрыв. Хорошо, что не пошли по правой стороне, иначе бы просто уперлись в скалу и пришлось бы обходить. Сделали небольшой привал и осмотрелись.

Панорама массива

Роль командира в нашей группе никто не взял, поэтому выбирать направление решили вместе. Я предложил идти по правой стороне по хребту. Димка же настаивал идти по левой стороне. Но видимо я говорил больше и убедительней и в итоге решили идти направо.

Это издалека кажется, что дойти до вершины не составляет особого труда - иди да иди себе потихоньку. Но чем ближе мы приближались, тем яснее становились рельефы и очертания скал, которые сужали нам выбор маршрута практически до одного - двух. Приходилось выбирать из того что есть.

Итак мы пошли направо.

Завел не туда

Как там поется в песенке из фильма "Айболит-66" - "...нормальные герои всегда идут в обход...". Короче не долго мы шли направо.)) Крутые обрывы за первым же холмом отправили нас в другую сторону. "Я же говорил надо было налево" - угадайте чьи были слова?))Делать было нечего пришлось спускаться и вновь подниматься на левый хребет.

Довольный Димка

Довольный своим верным выбором Димка высказал мне пару ласковых и мы двинулись дальше. Воды взяли достаточно. По три литра с Диманом мы точно тащили. Один Мишка раздражал нас своей беспечностью и отсутствием килограммов за спиной. Хоть бы взял рюкзак понести что-ли?!))
Вскоре о легких подъемах пришлось забыть совсем. Пологие склоны закончились и начался сплошной скальник. И я поспешил одеть припасенные заранее тряпочные перчатки, чтобы не порезать руки об острые камни.

Одеваем перчатки
Арка вид снизу

На сайт 14
Арка вид сверху

Скалы были везде и обойти их не получалось. После первого штурма мы оглянулись назад. Емое! Какая красота! Первые секунды немного впадаешь в ступор от увиденного. И в голове тут же проскакивает мысль: "Вот это мы забрались...."))

Красота вокруг

Постояли. Отдышались. Посмотрели налево, посмотрели направо. Так и хочется крикнуть с высоты: "Ээээй! Люди, посмотрите сюда! Вот куда мы забрались!!!!")).

Воздух как буд-то замер - не было ни одного намека на ветер. Солнце с каждой минутой поднималось все выше и становилось все жарче. Нужно было двигаться дальше, пока мы раньше времени не уничтожили всю воду.

Впереди было два маршрута прохождения участка пути, но везде он заканчивался в одной точке. Один путь шел прямо в гору по скалам, второй более безопасный по небольшому ущелью между скалами. Димка решил штурмовать скалу, я же пошел в обход. У каждого были свои причины поступить именно так. Димке хотелось полазить по скалам, мне же хотелось сэкономить силы до следующего крутого подъема (рюкзак с водой и едой прибавлял несколько килограммов). Мишка же шел на легке и пошел вместе с Димкой.

Обходной путь

Со стороны кажется, что я иду по
давно кем-то протоптанной тропинке, но это не так. Это мелкий осыпавшийся скальник вдоль ущелья и идти по нему очень сложно. Он очень рыхлый как песок и весь состоит из мелких острых камней. Когда поднимаешься нога просто зарывается в осыпающуюся щебенку. После таяния снегов влага скапливается и по ущелью и поэтому склон обрастает кустарниками.

Путь вверх
На сайт 18

Обменялись фотографиями. И встретились в условной точке. Дальше штурмовать пришлось всем вместе.

Фоткаем
Встретились
На краю обрыва
На сайт 24

Большое разочарование

Поднялись еще немного... еще немного... и тут нас ждал сюрприз и довольно печальный.
Тупик

Мы просто уперлись в вертикальную стену. Дальше подняться было невозможно. Вот блин.
Вершина

Димка попытался обойти слева... и встретил крутой обрыв.Мишка попытался обойти справа... Там была крутая скальная стена, на которую не взобраться. Но за поворотам были пещеры, которые было бы интересно посетить.
Обойти слева нельзя
Обойти справа нельзя
Сотовая связь ловит
На сайт 31-
На сайт 32-
Обойти справа нельзя

Мы забрались так высоко и были почти у цели. Внизу расстилалась долина и текла река. И даже ловила сотовая связь, но выше нам не забраться. Такого мы от нашего путешествия не ожидали.

Ну уж нет! Так далеко тащили флаг и унести его обратно?! Начали колхозить из подручного материала (походной палки) древко для флага. Достали флаг, а он высотой со всю палку)) Ну и ладно. Пусть будет как будет.
На сайт 33
На сайт 34
На сайт 35
На сайт 36
На сайт 37
Пещеры

На вершине стоит мачта на растяжках. Как то же она туда попала! Скорее всего подход на вершину есть, но с другой стороны. Для того чтобы попасть на эту "другую сторону" нам нужно спуститься, потом опять подняться. Причем с того места где мы оказались сделать это было нереально. Нужно было идти назад. Было уже около часа дня, вода была на исходе, силы и энтузиазм тоже. Идею искать другой подъем никто из нас не поддержал. Решено было возвращаться к трассе по другой дороге и мы пошли посмотреть пещеры, которые увидел Мишка, когда пытался найти подъем справа.

На сайт 38-

Мы с Мишкой пошли исследовать пещеры, а Димка остался отдыхать в тени. Пещеры оказались не на столько глубокими как мы ожидали. Даже летучих мышей мы здесь не встретили. Зато увидели наскальные надписи молодых туристов-восьмиклассников из 11 школы, которые здесь были в далеком 1972 году!!! А может надпись "8 Г" относится только к первому участнику, дальше идут фамилии "Огнев Огнева, Штейнберг  Л. Штейнберг Э.". Наверное муж и жена... Хотя кто их знает может быть братья и сестры.Прошло почти 40 лет с момента их пребывания здесь.
Кстати были они здесь 15 июня - в мой день рождения))
На сайт 39-
На сайт 40-
На сайт 41-
На сайт 42-
На сайт 43-
На сайт 45-
На сайт 44-

Спуск домой

Вдоволь изучив пещеры, мы спустились вниз к Димке. Время было обеденное и мы достали все, что припасли с собой: булочки, консервы, шоколадки. Запили все это обычной водой, немного отдохнули и двинулись в обратный путь по совершенно другому направлению.
На сайт 46-
На сайт 47-
На сайт 50-

Обратно мы шли уже подуставшими и не фотографировали. Дорога вниз вначале была довольно крутой, но потом сменилась на пологие склоны, по которым мы задолбались идти. Они просто не заканчивались. Наконец мы спустились к дороге. Сфотографировали на максимуме оптики и все что можно было разглядеть снизу через объектив - это маленькое белое пятнышко - наш флаг)).

После спуска все были довольны путешествием. Позвонили Чойгане - она приехала через 30 минут и увезла нас обратно к цивилизации. Подъезжаем к городу - вокруг суета, все куда-то спешат. Сразу съеживаешься от резко сменившей тебя действительности и потом постепенно превращаешься из покорителя скал в обычного городского жителя.

Приехал домой, принял душ и завалился спать - оказывается я безмерно устал.))

На сайт 48-
На сайт 49-

Подводя итог нашему походу вывод можно сделать однозначный - поход удался. Никто не расшиб коленки, воды и еды хватило, погода была прекрасной, а команда веселой. Жаль, что мы так и не добрались до самой вершины. Но несмотря на это, поход оказался очень интересным и запоминающимся. Вот пишу этот отчет спустя 2 года, а до сих пор помню все так, как буд-то это было недавно. Ну а то, что вершина нам так и не покорилась переживать не стану - наоборот это еще один повод вернуться сюда снова за очередной порцией впечатлений.