Реки Великая, Аллоля, Ловать, Синяя, Судома, Исса, Шесть, Лжа, Утроя
Великие Луки - Пустошка - Бардово - Опочка - Псков

Фотоальбомы маршрута ( 209 фото в 6 альбомах )

Предыдущие походы по Псковщине
Великая-Аллоля-Ловать-Синяя-Исса-Судома
Вступление

Наша традиция сплавов в июне по рекам Псковщины связана с введением праздничных дней в июне в честь Дня независимости/ Дня России (официально с 1992г.).
Почему-то этот праздник запомнился с 1998 г., когда мы отправились на главную реку Псковщины – Великую. Ее мы уважили 3 раза, потом были Алоля (2 раза), Ловать, Исса (2 раза), Синяя (2 раза), Шесть (2 раза, исключение - на майские), Судома, Лжа-Утроя.
Двойные походы не повторялись, а продолжались с предыдущего финиша.
Заезжали мы на поезде с уютного Рижского Вокзала до Великих Лук, или Пустошки, или Себежа. А когда поезда на Великие Луки отменили, то освоили заброску на автобусе Москва-Опочка, благо Тушинский автовокзал был рядом с нашим домом.
Эти реки  какие-то особенные, отличаясь, они  все-таки очень похожи. Уютные какие-то что ли.
Начало  на Бежаницкой возвышенности берут Великая, Алоля и Шесть,  а Исса, Синяя и Лжа текут  из Латгалии.

Река Великая

Первый Сплав с 11 по 14 июня 1998 г.  дети были маленькие,  мы моложе.
команда на 5 тайменях. Сергей Крас и мужичок (8 лет) Димон с мамой, Илья и Наташа с сыном Андреем, Зайчики Света и Саша, Толя Горин с сыном Сережей,  я и Игорь.
Начинали с озера Ходшо. Прекрасная погода, купания, прогулки. Буйствуют желтые ирисы, белые  калы (гусочки, нар.), кувшинки и белые лилии, поют соловьи.  Пейзажи великолепны, с холмов открываются виды на многочисленные озера.
К сожалению, воды мало, первый день мы практически все время протаскивали наши таймени по камням.
Прошли озеро Острие, Хвойно  и др.  до  с. Копылок.
Второй раз (1999 г.) сплав по Великой мы начинали ниже - прошли от   с.Копылок  оз. Заволоцкое, Быстрое, Ясское.  Выезжали из с Яковлево.
Третий сплав  из Яковлева до Шершни запомнился  попутчиками - разудалой командой санитарных врачей из Пскова.
Река Алоля

Сплав 1-й, 10-13 июня 1999 г., на 4 тайменях.
команда товарищей с детьми:  Андрей с Машей, Толя с Сережей, Саша и Света,  Я (Алена) + Игорь с дочерью Юлей.
Стартуем на озере Кудеверь, где царствуют лебеди.
На выходе встречается сливная труба, в реке  воды мало, день - полтора  проводка, проталкивание байдарок под мосточками и др. препятствия.
На лугах буйствует разнотравье. Света нарисовала маслом и подарила нам эскиз с колокольчиками.
Запомнилось, что именно в этом походе отменный рыбак Саша Зайчик научил меня варить уху.
Завершаем поход в с. Бардово.
Сплав 2-й, в июне 2000 г., команда 14 человек с детьми,  от с. Бардово  до  с. Алоль.
Примечателен замеченными на песке следами медведя - размер 43-й. Уютные стоянки, кони, коровы, ламы какие-то  - дети в восторге. Грозы. Цвели ландыши, ночные фиалки, комаров много было.
Река Ловать

IMG_3630 IMG_3630
IMG_3638 IMG_3638
IMG_3657 IMG_3657
Сплав  в июне 2012 г., мы вдвоем.
Заброска поездом до Великих Лук, потом на такси с заездом на рынок за белорусскими продуктами по наводке таксиста - они же вкуснее!
В озере Ворхобское мы пробивались через заросли реликтового ореха Чилим*** и собрали урожай. Эти орехи были основным источником питания в дозерновой период, как рассказывают археологи.  И орехи они находили и муку из них.
Красивые стоянки, просторы по берегам. Это места ожесточенных боев - много окопов.
Крупный лось, по тропам которого мы бродили по берегу, плюхнулся в воду и поплыл от нас против течения.
*** https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9

Рогульник плавающийВодяной орех плавающийЧилим или Чёртов орех (лат. Trápa nátans) — однолетнее водное растение, происходящее из южных районов Евразии и Африкивид рода Рогульник семейства Дербенниковые (Lythraceae)).
Растёт в озёрах, заводях и старицах медленно текущих рек, вырастает до 5 м в длину. У растения характерный плод, внешне напоминающий голову быка, с одним крупным крахмалистым семенем. Ради этого семени растение культивируется в Китае более трёх тысяч лет. Семя чилима варится и употребляется как лёгкая закуска.

Река Синяя

Сплав в июне 2015. Заброска была непростая. Таксист чертыхался, выгрузил нас где-то среди леса, Игорь пошел искать реку. На счастье нам попался армянин-тракторист, который на какой-то совсем не пафосной машине и довез нас до разрушенного моста.
Река какая-то действительно зелено-синяя из-за сплошных водорослей, через которые несколько раз было затруднительно пробиться.
А в Красногородске к тому же в этих зарослях мы налетели на воткнутую в дно арматуру и  пропороли нашу ватерфляечку.
А в остальном река порадовала безлюдьем, щукой, просторами-далеглядами, сосняками.
Повторно на реку Синяя мы сходили в июне 2024 (8-11.06) с товарищем Андреем. Заброска через Опочку (автобус из Москвы), такси Опочка - Красногородск до разрушенной мельницы.  Все те же капканы из камыша в верховьях и почему-то в устье, великолепное безлюдье. К сожалению совсем не ловилась рыба. С погодой повезло - дождики были ночью.  Места для стоянок приходилось долго разыскивать - выбирать из-за нехоженности,  крутых береговых откосов  и густых зарослей травы.
Но зато ни одного завала, обноса, шкуродера.  Вот зверей немного. Даже уток  встретили всего дважды. Цапля сопровождала нас недолго. Бобры вроде плюхали пару раз, на песке мы видели следы косуль и один раз лося.  А на последней стоянке порадовали аисты - паслись с вечера, ночью и утром на противоположном берегу  в количестве 6 ед.
Дошли по Великой до моста в п. Крюки и отправились на такси в Псков (автобусы здесь проходят мимо, пассажиров не берут). По пути на автостанции Остров  специально остановились на кофепаузу с местной полюбившейся ранее выпечкой. Таксист рассказал, что ее делают в ресторане Меридиан - от простых пирожков до свадебных тортов на заказ.
Река Исса

Первый сплав  в  июне 2013 г. на таймень-3  от  моста в Каменец-Борисенки  до Барсаново. Заброска была поездом до Себежа и далее на такси.  Стоянки устраивали в сосняках. По берегам на обносах пробивались через заросли травы с мачете, которое наш товарищ прикупил на Кубе и взял с собой.
Второй сплав в июне 2018 г. от Барсаново  до  первого моста после впадения Иссы в Великую.  Планировали заехать в Пушкинские горы, но    задержались, так как потерялся наш товарищ Гена -  в первый же день после сытного обеда  (с захваченной из дому уткой по-китайски) он погреб против течения и старался нас нагнать.   Только на третий день, с моста мы смогли ему дозвониться и вскоре воссоединились.
Нас было много - дружная веселая команда, 4 экипажа:  Игорь и я, Володя и Ольга, Сева, Гена. Запомнилось, как Володя крошил салаты в огромном количестве в пакеты - удобно!

Река Шесть

Сплав в мае  2018 г.  описан отдельно - см. мой Маршрут  "Река шесть - это жесть"
Река Судома

IMG_5743 — копия IMG_5743 — копия
IMG_5745 — копия IMG_5745 — копия
IMG_5749 — копия IMG_5749 — копия
IMG_5763 — копия IMG_5763 — копия
IMG_5795 — копия IMG_5795 — копия
IMG_5819 — копия IMG_5819 — копия
сплав в июне 2011 г., заброска через Порхов с заездом Вышгород. То бишь мы побывали на пушкинском Лукоморье.
Мы с Игорем на Вателфляйке, Вася с двумя детьми на Таймене.
Завалы, камешки, плотины, проводки.
В Порхове на территории монастыря мы посетили интересный огород ботанический, с надписями-названиями растений.
Интересно:  Судома берет начало с Судомской возвышенности. По преданию ее название связано с вершившимися здесь судами: с неба над вершиной г.Судома свешивалась золотая цепь. Подозреваемого приводили на гору и тот, кто мог дотянуться до цепи, признавался невиновным. Однажды вор сумел свою добычу  подсунуть другому и дотянулся до цепи. С тех пор цепь исчезла.