Реки Великая, Аллоля, Ловать, Синяя, Судома, Исса, Шесть, Лжа, Утроя
Великие Луки - Пустошка - Бардово - Опочка - Псков

Фотоальбомы маршрута ( 192 фото в 5 альбомах )

Предыдущие походы по Псковщине
Великая-Аллоля-Ловать-Синяя-Исса-Судома
Вступление

Наша традиция сплавов в июне по рекам Псковщины связана с введением праздничных дней в июне в честь Дня независимости/ Дня России (официально с 1992г.).
Почему-то этот праздник запомнился с 1998 г., когда мы отправились на главную реку Псковщины – Великую. Ее мы уважили 3 раза, потом были Алоля (2 раза), Ловать, Исса (2 раза), Синяя, Шесть (исключение - на майские), Судома, Лжа-Утроя.
Двойные походы не повторялись, а продолжались с предыдущего финиша.
Заезжали мы на поезде с уютного Рижского Вокзала до Великих Лук, или Пустошки, или Себежа. А когда поезда на Великие Луки отменили, то освоили заброску на автобусе Москва-Опочка, благо Тушинский автовокзал был рядом с нашим домом.
Эти реки  какие-то особенные, отличаясь, они  все-таки очень похожи. Уютные какие-то что ли.
Начало  на Бежаницкой возвышенности берут Великая, Алоля и Шесть,  а Исса, Синяя и Лжа текут  из Латгалии.

Река Великая

Первый Сплав с 11 по 14 июня 1998 г.  дети были маленькие,  мы моложе.
команда на 5 тайменях. Сергей Крас и мужичок (8 лет) Димон с мамой, Илья и Наташа с сыном Андреем, Зайчики Света и Саша, Толя Горин с сыном Сережей,  я и Игорь.
Начинали с озера Ходшо. Прекрасная погода, купания, прогулки. Буйствуют желтые ирисы, белые  калы (гусочки, нар.), кувшинки и белые лилии, поют соловьи.  Пейзажи великолепны, с холмов открываются виды на многочисленные озера.
К сожалению, воды мало, первый день мы практически все время протаскивали наши таймени по камням.
Прошли озеро Острие, Хвойно  и др.  до  с. Копылок.
Второй раз (1999 г.) сплав по Великой мы начинали ниже - прошли от   с.Копылок  оз. Заволоцкое, Быстрое, Ясское.  Выезжали из с Яковлево.
Третий сплав  из Яковлева до Шершни запомнился  попутчиками - разудалой командой санитарных врачей из Пскова.
Река Алоля

Сплав 1-й, 10-13 июня 1999 г., на 4 тайменях.
команда товарищей с детьми:  Андрей с Машей, Толя с Сережей, Саша и Света,  Я (Алена) + Игорь с дочерью Юлей.
Стартуем на озере Кудеверь, где царствуют лебеди.
На выходе встречается сливная труба, в реке  воды мало, день - полтора  проводка, проталкивание байдарок под мосточками и др. препятствия.
На лугах буйствует разнотравье. Света нарисовала маслом и подарила нам эскиз с колокольчиками.
Запомнилось, что именно в этом походе отменный рыбак Саша Зайчик научил меня варить уху.
Завершаем поход в с. Бардово.
Сплав 2-й, в июне 2000 г., команда 14 человек с детьми,  от с. Бардово  до  с. Алоль.
Примечателен замеченными на песке следами медведя - размер 43-й. Уютные стоянки, кони, коровы, ламы какие-то  - дети в восторге. Грозы. Цвели ландыши, ночные фиалки, комаров много было.
Река Ловать

IMG_3630 IMG_3630
IMG_3638 IMG_3638
IMG_3657 IMG_3657
Сплав  в июне 2012 г., мы вдвоем.
Заброска поездом до Великих Лук, потом на такси с заездом на рынок за белорусскими продуктами по наводке таксиста - они же вкуснее!
В озере Ворхобское мы пробивались через заросли реликтового ореха Чилим*** и собрали урожай. Эти орехи были основным источником питания в дозерновой период, как рассказывают археологи.  И орехи они находили и муку из них.
Красивые стоянки, просторы по берегам. Это места ожесточенных боев - много окопов.
Крупный лось, по тропам которого мы бродили по берегу, плюхнулся в воду и поплыл от нас против течения.
*** https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%B3%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9

Рогульник плавающийВодяной орех плавающийЧилим или Чёртов орех (лат. Trápa nátans) — однолетнее водное растение, происходящее из южных районов Евразии и Африкивид рода Рогульник семейства Дербенниковые (Lythraceae)).
Растёт в озёрах, заводях и старицах медленно текущих рек, вырастает до 5 м в длину. У растения характерный плод, внешне напоминающий голову быка, с одним крупным крахмалистым семенем. Ради этого семени растение культивируется в Китае более трёх тысяч лет. Семя чилима варится и употребляется как лёгкая закуска.

Река Синяя

Сплав в июне 2015. Заброска была непростая. Таксист чертыхался, выгрузил нас где-то среди леса, Игорь пошел искать реку. На счастье нам попался армянин-тракторист, который на какой-то совсем не пафосной машине и довез нас до разрушенного моста.
Река какая-то действительно зелено-синяя из-за сплошных водорослей, через которые несколько раз было затруднительно пробиться.
А в Красногородске к тому же в этих зарослях мы налетели на воткнутую в дно арматуру и  пропороли нашу ватерфляечку.
А в остальном река порадовала безлюдьем, щукой, просторами-далеглядами, сосняками.
Река Исса

Первый сплав  в  июне 2013 г. на таймень-3  от  моста в Каменец-Борисенки  до Барсаново. Заброска была поездом до Себежа и далее на такси.  Стоянки устраивали в сосняках. По берегам на обносах пробивались через заросли травы с мачете, которое наш товарищ прикупил на Кубе и взял с собой.
Второй сплав в июне 2018 г. от Барсаново  до  первого моста после впадения Иссы в Великую.  Планировали заехать в Пушкинские горы, но    задержались, так как потерялся наш товарищ Гена -  в первый же день после сытного обеда  (с захваченной из дому уткой по-китайски) он погреб против течения и старался нас нагнать.   Только на третий день, с моста мы смогли ему дозвониться и вскоре воссоединились.
Нас было много - дружная веселая команда, 4 экипажа:  Игорь и я, Володя и Ольга, Сева, Гена. Запомнилось, как Володя крошил салаты в огромном количестве в пакеты - удобно!

Река Шесть

Сплав в мае  2018 г.  описан отдельно - см. мой Маршрут  "Река шесть - это жесть"
Река Судома

IMG_5743 — копия IMG_5743 — копия
IMG_5745 — копия IMG_5745 — копия
IMG_5749 — копия IMG_5749 — копия
IMG_5763 — копия IMG_5763 — копия
IMG_5795 — копия IMG_5795 — копия
IMG_5819 — копия IMG_5819 — копия
сплав в июне 2011 г., заброска через Порхов с заездом Вышгород. То бишь мы побывали на пушкинском Лукоморье.
Мы с Игорем на Вателфляйке, Вася с двумя детьми на Таймене.
Завалы, камешки, плотины, проводки.
В Порхове на территории монастыря мы посетили интересный огород ботанический, с надписями-названиями растений.
Интересно:  Судома берет начало с Судомской возвышенности. По преданию ее название связано с вершившимися здесь судами: с неба над вершиной г.Судома свешивалась золотая цепь. Подозреваемого приводили на гору и тот, кто мог дотянуться до цепи, признавался невиновным. Однажды вор сумел свою добычу  подсунуть другому и дотянулся до цепи. С тех пор цепь исчезла.