День 13. 19 августа 2009.

Пер. Чике-Таман Пер. Чике-Таман
Пер. Чике-Таман Пер. Чике-Таман
р. Б. Яломан – Купчегень – пер. Чике-Таман – Хабаровка – Улита – Онгудай – Шашикман – Каракол – Туэкта – Нефтебаза – р. Туэкта

Пройдено за день -90 км,

Средняя скорость – 15.6 км/ч,

Макс.скорость – 51.5 км/ч,

Время в пути – 6ч

Дорога вверх, но мы уже привыкли. Горы стали ниже и какими-то скучными и однообразными. Иногда замечаем выскакивающих сусликов. Без приключений и интересностей добрались до перевала Чике-Таман.
В отличие от предыдущих, он полностью асфальтирован, не очень крутой и вполне проезжаемый. Взбираемся без остановок минут за 50. Наша скорость 5,5 иногда даже 8 км/ч. Видимо в здешних местах мы представляли из себя чудо дивное, так как пока поднимались из некоторых встречных машин нас снимали на камеру или фотографировали. На вершине появляется связь. Звоним родным. Полно туристов на машинах и автобусах. Большая группа немецкоговорящих. От общей стоянки-парковки поднимаемся немного в сторону – милая полянка и почти безлюдная. Тут решаем не нарушать традицию и перекусить.
В одном из прочитанных отчетов нашли вот такое описание Чике-Тамана: «У тех, кто проезжает по этому перевалу впервые, от крутизны подъемов, резко петляющей дороги, крутых обрывов по сторонам и открывающихся горных панорам просто захватывает дух! Фотографии не передают даже сотой части ощущений от передвижения по горному серпантину». Нас же, после «взятия» Кату-Ярыка и Улаганского, он не впечатлил вообще.
Одеваемся потеплее, ведь впереди – спуск. Пролетаем Хабаровку, Онгудай. Смотрим поворот на Н. Талду – грунтовка. С моим треснувшим багажником не доехать. Решаем, что будем и дальше двигаться по Чуйскому тракту. Потихоньку начинаем присматривать место для ночевки. Очень устали, а чего-то подходящего нет. Так проезжаем Туэкту, Нефтебазу и еще несколько километров. Перед мостом через реку Туэкту замечаем поворот налево, где и находим подходящую площадку для стоянки и даже столики и скамейки. Ставим палатки и тут видим на дороге двух велотуристов, оглядывающихся по сторонам. Мы подумали, что они тоже ищут место для ночевки, но побоялись вставать рядом с нами. Сережа решает их догнать и предложить им нашу компанию. Удалось это ему сделать лишь километра через 4. Это оказались два немца. Один из них с трудом говорил по-русски, а другой и вовсе не знал языка. Как выяснилось, по плану им сегодня нужно доехать до Хабаровки. Путь не близкий – мы-то ее проскочили еще в районе обеда, а сейчас уже начало темнеть. Сережа желает им удачи и возвращается к нам.
 
День 14. 20 августа 2009.

Пер. Семинский Пер. Семинский
Пер. Семинский Пер. Семинский
Пер. Семинский Пер. Семинский
Алексей Рюмин и мы Алексей Рюмин и мы
р.Туэкта – Зайсанская Елань – пер.Семинский – Топучая – Кумалыр – Шебалино – Мыюта – Барлак - Черга

Пройдено за день -95 км,

Средняя скорость – 17.1 км/ч,

Макс.скорость – 46.6 км/ч,

Время в пути – 5 ч 34 мин


Дорога снова тянется вверх - на Семинский перевал. По подъему идут ремонтные работы, поэтому местами двигаться очень сложно. На встречу проезжают веселенькие машинки ралли «Монголия». Экипажи некоторых из них приветствуют нас и спрашивают дорогу. Ближе к вершине попадаются какие-то спортсмены-бегуны.
Сразу заметно, что Семинский перевал очень популярное место среди туристов. Большое количество сувенирных и прочих торговцев. Здесь Кирилл покупает свою давнюю мечту - комус.
Считается, что это самое высокое место Чуйского тракта (1715 м над уровнем моря), но заехать на него и вовсе не составило труда. По открывающимся видам, точнее их отсутствию, он оказался еще скучнее Чике-Тамана.
Перекус. И мчимся вниз. Асфальт тут ужасный - ямы, кочки. Вместо обещанных по табличке перед перевалом 9км мчимся вниз 37км.
И день, наверное, можно было бы считать самым скудным на впечатления, если бы не одна встреча. Пролетев Шебалино, видим велосипедиста - Алексей из Москвы, едет в противоположную нам сторону. Чисто одетый, широко улыбающийся. Никто из нас даже и не подумал, что он в пути уже больше 4-ех месяцев!!! А впереди у него еще не одна тысяча километров - тур из Мадрида во Владивосток или «ТрансЕвразия» - это вам не шутки. С таким человеком грех не сфотографироваться.(Если кому интересно, то вот его страничка http://alex-ryumin.livejournal.com/656.html)
А размах нашего путешествия сразу как-то померк – «матрасня» одним словом.
За Чергой находим крутой спуск к реке, полянку и встаем на ночевку.
День 15. 21 августа 2009.

"Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»" "Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»"
Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь» Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь»
Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь». Вход в пещеру Особая экономическая зона «Бирюзовая Катунь». Вход в пещеру
Черга – Камлак – Усть-Сема – Барангол – Усть-Муны - Известковый – Манжерок – Черемшанка – Соузга – Дубровка – Карлушка – Майма – Долина Свободы – Старая Суртайка

Пройдено за день -107км,

Средняя скорость – 16.5 км/ч,

Макс.скорость – 30 км/ч,

Время в пути – 4 ч 48 мин

Пожалуй, эти последние два дня были самыми скучными, неинтересными из всего нашего путешествия, хотя не обошлось и без своего рода приключений. Ночью, что для нас уже не удивительно, прошел дождь, и выходить утром из палатки явно не хотелось.
Тем более было еще и холодно. Но мы ведь уже едем домой! А карта нам предсказывала еще несколько достопримечательностей. Вблизи какой-то деревеньки возле дороги замечаем дедушку на москвиче, торгующего продуктами пчеловодства. Покупаем у него 1,5 л меда за 450 р. и две полтарашки медовухи за 400 р.
Снова начинается противный моросящий дождик. Въезжаем в Усть-Сему. Тормозимся возле продуктового магазина. Здесь встречаем велогруппу из Архангельска, которые ехали практически по такому же маршруту, как и мы. Только с опережением на 2 дня. Сначала решаем ехать вместе. Однако, они сразу набрали такую скорость, что мы потеряли их из виду уже через 5 минут. Догнали их только возле моста на «Бирюзовую Катунь». Тут же находился святой источник Аржан Cуу и сувенирные лавки. Множество машин, толпы туристов, в том числе и иностранцев. Я в своем красном дождевом наряде приглянулась какой-то немке. Чуть-чуть пообщались с ней на ломаном английском, разрешили сфоткать себя, за что взамен она вручила нам религиозные листовки.

По плану на сегодняшний день хотели посетить Тавдинские пещеры. Как выяснилось, они располагаются на территории «Особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь»». Заехав туда сразу стало понятно, что это действительно ОСОБАЯ зона и точно не «наше» место. А вход в пещеры был закрыт из-за погодных условий.

Выбравшись из «зоны» и проехав чуть дальше, встали на перекус в очень красивом месте на берегу Катуни.
Подкрепив силы, двигаемся дальше. Так и не прекращавшаяся морось переходит в дождь, а потом и вовсе – в ливень. Велокомпьютер периодически переставал работать от сырости, пока его хорошенечко не тряхнет на какой-нибудь кочке. Проезжаем мимо сверток на водопад Черемшанский. Осматривать вообще что-либо уже просто нет желания.
Постепенно начинается густая населенка. Стоящие вдоль дороги дома пестрят объявлениями о сдаче домиков и бань. Как же мы мечтали о том, чтобы помыться, попариться, или просто отогреться. Навстречу то и дело попадались свадебные картежи. Говорят дождь в день свадьбы к счастью. Наверное, это будут самые счастливые семейные пары J. В Майме опять замечаем архангельцев, теснящихся под крышей остановки. Машем друг другу ручками, и мы едем дальше.
Уже вечер – пора бы вставать и на ночлег. Ставить сырые палатки, да еще и под дождем…. Решаем снять жилье, но, как назло, объявлений о сдаче больше не обнаруживаем. Проезжаем остановку, где Кирилл на 5 день нашего путешествия менял камеры. Сверяемся с картой – ближайший пункт Долина Свободы через 10 км. В надежде, что там можно что-то арендовать или заселиться хотя бы в гостинице, едем. Но, увы… Ни с чем проезжаем и эту деревню. Проезжаем и сверток к Катуни, где ночевали в 4 день пути. Постепенно начинает темнеть, а мы все еще не знаем, где ночевать. Промокшие, уставшие, голодные крутим педали на автомате, а дождь все льет и льет. Автомобилисты, наверное, удивляющиеся нашей стойкости двигаться под дождем, приветственно сигналят, и это добаляет капельку оптимизма и сил. Мы в ответ машем рукой, хотя даже рукой шевелить не хочется – холодная и мокрая одежда добавляет неприятных ощущений. В голове уже даже нет никаких мыслей. Словно очнувшись, замечаю, что пейзажи вдоль дороги очень красивые, но сил, чтобы любоваться ими, тоже нет.
[StepS: К концу дня я уже начинаю «гнать» - разговаривать с дождем. Сначала, я уговаривал его перестать лить на нас, но он меня не слушает. Тогда я злюсь и говорю: «Ну давай, вылей все разом на нас и успокойся!». Он же продолжает испытывать наше терпение. «И это все, что ты можешь? Вот эти жалкие водяные потуги – это весь твой ливень?» - не успокаиваюсь я. В такие моменты дождь действительно «тужился» и начинал усиливаться, но вскоре опять ослабевал… нервы были на пределе.]
Въезжая в Старую Суртайку, замечаю знак «Мед. пункт». Ради шутки предлагаю попроситься переночевать там. Ну и что, что пахнет спиртом и медикаментами J, главное сухо и ветра нет. Тут, словно нам на милость, из какого-то дворика выходит бабулька. После непродолжительных переговоров, нас решено разместить в клубе. Хозяйка сего заведения предупредила, что, если нас не испугает с 21.00 до 24.00 дискотека, то потом это помещение будет в нашем распоряжении до утра и даже бесплатно. Такой щедрости мы даже не ожидали и с радостью согласились. А пока нас разместили в маленькой комнатушке за сценой клуба. Переодеваясь и снимая рюкзаки, мы залили весь пол водой – ее насобиралось аж 10-ти литровое ведро. Развешали все вещи сушиться, поужинали. Дождавшись пока местная молодежь напляшется и разойдется, легли спать прямо на сцене. В тот момент это для нас показалось просто раем.
Надо отметить, что к этому дню мы, незаметно для самих себя, превратились из отстающих от своего графика, к опережающим его на 2 дня. Поскольку погода дневать явно не располагала, а снимать жилье мы уже зареклись, то было решено по приезду в Бийск менять купленные билеты и ехать-таки с пересадкой в Новосибе.
 
День 16. 22 августа 2009.

Старая Суртайка – Быстрянка – Березовка – Образцовка – Сростки – Верх-Катунское – Бийск
Пройдено за день - 81 км.

Подъем, быстрый завтрак и сборы. Высунув нос на улицу, с радостью сообщаю Кириллу и Сереже, что с неба, пока что, ничего не льет. Поблагодарив хозяйку клуба на словах и, как она не сопротивлялась, деньгами, выезжаем. Стоило нам выехать из деревни, как закапал дождик. Уже через полчаса мы снова были мокрые до нитки.
Представить окружающий мир без дождя я уже не могла. Казалось, он лил вечно, а солнце и тепло – это что-то из области фантастики, что-то, что было в прошлой жизни и даже не со мной.
Проезжаем знаменитые Сростки. Как бы мне ни хотелось походить по шукшинским местам, настроения не было. Да и перспектива стоять даже 1 минуту сырыми под так и льющим дождем и холодным ветром ни у кого не вызывала желания. Машин стало намного больше. Водители проезжающих фур вовсе не считали нас за участников дорожного движения и постоянно окатывали новыми порциями грязной воды.
В районе обеда мы подъехали к Бийску. Дождь перестал лить, дав нам возможность подсохнуть. Поплутали чуток по городу. Когда же мы почти добрались до вокзала, дождь припустил с новой силой, да так, что в 50 метрах ничего не было видно.
Вокзал, обмен билетов, затянувшийся на час; разборка и упаковывание велов; 5-ти часовое ожидание поезда, за которое мы успели переодеться в чистую и сухую одежду, перекусить, и вот мы - в вагоне. Пьем медовуху и смакуем полученные впечатления и пережитые события.
Мысли опосля или вместо эпилога

Курган. Раннее утро. Встречает нас Роман. Все такой же добродушный, большой и улыбчивый, как чеширский кот из «Алисы» Кэрролла. Как обычно, на вокзале толпы людей провожающих, толпы людей уезжающих. Их путешествие только начинается, а наше – уже закончилось…
Что мне всегда больше всего нравится из возвращения обратно, так это тот момент, когда заходишь домой. Он встречает тебя знакомыми и любимыми до крупинки вещами, запахами, ощущениями. Только в данный момент ты понимаешь, как все это тебе дорого и необходимо. И зачем было куда-то уезжать?
Прогулка по вечернему Кургану. Душно, пыльно, шумно, тесно. Толпы гуляще-куряще-пьюще-бездельнослоняющейся молодежи. И опять возникает желание уйти от суеты городов; освободить свое Я, зажатое в стенах квартиры и сознании; уехать туда, где шепот воды, шелест листьев, гомон птиц, стрекотание жучков-паучков, аромат трав, небывалые туманы-облака, не задымленное солнце и зеркальная гладь озер…
Пусть даже там идет дождь, окутывает холод, ты все равно знаешь, что вернешься домой, и круг замкнется, чтобы начаться по-новому.


Выводы

1. Маршрут по запланированному пути непроезжаем или трудно проезжаем (мы ведь все-таки не видели участок от Тайны до Киски). Лучше ехать до Красногорки и там уходить сразу на Чуйский тракт, получается небольшая, но интересная петля.

2. При походах в глуховатые места обязательно нужно брать с собой средства отпугивания животных и средства самообороны (ракетницы, пиротехнику всякую, лучше огнестрельное оружие).

3. Запас продуктов брать максимум на 3-4 дня, чтобы не было перегруза.

4. Маршрут планировать так, чтобы не останавливаться в дали от населенки, но и не близко к ней.


Комментарии
Step260713.03.13, 07:13
Guest 
Спасибо!
Guest12.03.13, 20:08
) 
о,какие фотки классные
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Опубликовал: Степанов Сергей, Степанова Юлия