День 2. 08 августа 2009.
Малоугренево-Семеновод-Малоенисейское-Ключи-Усятское-Соусканиха-Каменка
Пройдено за день -70.51 км,
Средняя скорость – 12.6 км/ч,
Макс.скорость – 54.3 км/ч,
Время в пути – 5ч 34мин
Это
был один из самых запоминающихся дней. Подъем в 6-00. Утро солнечное,
но прохладное – около +12С. Позавтракали, собрались и - в путь. Выехали
на асфальт, красота. Вокруг поля, облепиха ровными кустиками, еще
что-то. Слева от дороги видна р.Бия. Дорога ровная и двигаться приятно.
Проехали Семеновод, Малоенисейское – там есть много магазинов.
Частники
возле своих домиков выставляют молоко, сметану, картошку, лук. Стало
ясно, что мы с собой взяли много лишнего. Все это можно было купить
здесь – свежее и вкусное. В деревне были колонки, заправились водой.
Стоял жуткий солнцепек. Дорога представляла собой приятную холмистость. После Усятского сделали привал и перекус на берегу речки Талая.
Воды
в ней мало, хотя по берегам видно, что весной она довольно широкая и
глубокая. Впереди уже были холмики повыше, а дорога резко брала вверх.
Именно на этом перекусе какое-то пернатое создание прицельным выстрелом
обгадило велокомп Юли, заляпав его полностью. «Техническая»
неисправность была устранена не без доли шуток и юмора. Асфальт
закончился и перешел в гравийку. Мы поднялись, и перед нами открылись
красивые пейзажи с полями и обрывистыми берегами Бии где-то внизу.
Перед Соусканихой первый крутой гравийный спуск с крупными камнями – едем с безопасной дистанцией и на тормозах, гася скорость.
В
Соусканихе покупаем хлеб и мороженое. У местных становимся объектом
пристального осмотра. Один старичок интересуется, как обычно,
откуда-куда и хороший ли это транспорт.
Следующий наш пункт - д. Каменка. На выезде из Соусканихи дорога идет вверх.
Местный
пацаненок - байкер легко обгоняя нас, показывает, как надо ездить в
подъемы. На вершине подъема разворачивается, явно довольный собой, и
спускается обратно в деревню. Вокруг цветущие поля неизвестно чего,
красиво.
Я не замечаю отходящей дороги, а у
других членов группы, как оказалось, даже и мысли не возникло, что
нужно свернуть с главной - на полевую. Возможно, дело сделала стоящая
жара, но я потом, сколько не старался вспомнить этот поворот, так и не
смог оживить его в памяти. Проезжаем небольшой мостик. Опять крутой
лобовой подъем, на котором нас обгоняет Камаз, обделав клубами пыли.
Дискутируем, почему мы тут не видим тракторов, и приходим к выводу, что
они здесь просто перевернутся через заднюю ось. Потихоньку заталкиваем
велы наверх, устраиваем перепив и отдых. Не смотрю на гпс для сверки с
дорогой – зачем, ведь она одна. Долго едем, вокруг поля и пора вставать
на перекус, но подходящего места нет.
Я смотрю на гпс: «Черт! Мы на
какой-то дороге, идущей параллельно нужной нам». И правда, посмотрев с
высоты направо, ее можно было заметить. Она шла в крутую гору – все как
на гпс. Обратно возвращаться явно не хочется, решаем двигать дальше.
«Надо спросить у местных, куда ведет дорога» - думаем мы разом. Подъехав
к очередному повороту, замечаю едущую машину оттуда, куда нам надо.
Машина выезжает на нашу дорогу. Всё - путь найден! В это время навстречу
едет Нива. Отставшая Юля и Кирилл тормозят ее и спрашивают про дорогу. Я
почему-то об этом даже не подумал в тот момент, за что и получил
«пенделя» от Юли. Не помню, сколько было у нас бутылок с водой, но она
почти кончилась к тому моменту, начали экономить, пили понемногу. Встретили
спускающегося с гор местного мотобайкера и расспросили про дорогу на
Каменку. Ложная дорога была в направлении д. Лебяжье. Нам туда было не
надо. «А где-нибудь по близости можно достать воду?» - спросили мы у
него. «Ну, если только вон там» - чувак показал на домики в
Лебяжье, где-то далеко внизу. Решаем устроить перекус здесь. Разводим
остаток воды с припасенным Кириллом вареньем – хорошо пошло!!! Жаль
только воды не осталось. Сидим, балдеем.
Я
зачем-то посмотрел на багажник своего велика: «Какой-то он странный,
стойка почти параллельна земле», - подумалось мне. Может жара и
отсутствие воды тормозили процессы в моем мозгу, но я все еще не мог
понять, что с ним случилось. Посмотрев на стойки еще раз, мозг прояснило
ужасной догадкой: «Еб…. багажнику пи…ц!!!!». У Кирилла было то же
самое. Только у Юлиного багажника не было трещин и перегибов.
Начало
доходить, что и всему походу приходит медленный, но верный пи…ц. Решаем
ехать до Каменки и там попробовать поискать багажники. Наличие девайса в
деревне было маловероятным, но и другого варианта тоже не было…. Хотя
нет, можно было еще спускаться в Лебяжье, но этот вариант опять не
пришел мне в голову. Добивать багажник я не хотел, оставил на нем только
пенку, спальник и палатку. Сам рюкзак я взгромоздил на плечи. Кирилл же
решил ехать до последнего. Почти сразу перед нами был лобовой подъем в
гору, ехать было невозможно - слишком круто. Но и идти тоже было нелегко
– высушенная земля катилась из-под ног. Ползем медленно. Консервы в
велоштанах больно врезались в спину своими краями. Я был насквозь мокрый
от пота, Юля и Кирилл шли сзади. На половине горы решили отдохнуть –
сил больше не было.
Юлю
осенило - в рюкзаке есть баночка консервированных фруктов со сладким
сиропом – то, что надо!!! Каждому досталось понемногу, но это была самая
вкусная еда. И хоть шевелиться уже не хотелось, но нужно идти дальше. Я
снова кое-как одел на плечи рюкзак, поднял вел и поплелся.
В этот момент, надрываясь на низкой передаче, вверх по дороге проехал
«Москвич» с местными мужичком и женщиной. Женщина с вытаращенными
глазами смотрела на троих карабкающихся идиотов.
Меня
обогнали Юля и Кирилл. Я чувствовал, что иду на пределе своих
физических возможностей, а проклятые банки выгибали спину. Вспоминались
армейские задроты и еще много случаев из жизни, когда не было сил идти,
но надо было идти. Как у Высоцкого: «…а мы все лезли топлой на нее как
на буфет вокзальный…».
Тут
Кирилл мне помог – забрал вел и затащил его наверх. Дальше снова был
спуск-подъем. Выпили по глотку оставшейся воды, ее оставалось буквально
пара сантимов на дне полторашки. Какая же она была ценная в тот момент. Я
поехал первый, и чертов рюкзак мешал смотреть назад. На спуске я почти
не тормозил, чтобы как можно выше заехать на подъеме. На велик было уже
побоку. «Возможно, это последний день его жизни и нашего путешествия» -
такие мысли крутились в голове. В какой-то момент я
обратил внимание, что глаза перестало щипать от пота. Я попробовал его –
он был абсолютно без соли. Стал его слизывать – драгоценная влага. Из
последних сил взобрались на гору - опять загадочная развилка. Менее
натоптанная дорога налево была нанесена на карту гпс, она похоже огибала
вершину 500м горы, более натоптанная шла прямо. Посовещавшись, решили,
что поедем по ней. Тут нас догнал бортовой УАЗик с местными
колхозниками. Мы его тормознули и расспросили про дорогу. В кузове
стояли 2 или 3 человека. Они подтвердили, что выбранная дорога идет на
Каменку. «А может вас подвезти?»- спросил кто-то из машины, глядя на
наши изможденные лица. «Неееее, спасибо», - ответил я с натянутой улыбкой – «мы сами». Юля и Кирилл косо на меня посмотрели «А вода у вас есть?» - спросил кто-то из нас. Из кузова нам скинули
полторашку с водой. Поблагодарили их, и они поехали дальше. Я посмотрел
на воду, там плавала какая-то перхоть, но пить хотелось «как из ружья».
Хлебнул глоток и выплюнул. Кирюха сказал, что ему уже пофигу, и сделал
несколько глотков очень теплой и грязной воды. Юля пить отказалась.
Остаток воды был вылит на голову, мысли несколько прояснились, и стало
полегче. Еще чуть-чуть и спуск до деревни, каменистый с большими и
маленькими кочками. Скорость легко набиралась до 50 км/ч. Я опять
отпустил тормоза, лишь бы быстрее скинуть с себя ненавистный рюкзак –
своими разъезжающимися боковинами он обволакивал меня и висел
подмышками. Кочки, ямы, легкие колеи, - все было уже не важно.
Не
доезжая 500м до въезда в деревню, притормозили с Юлей, Кирилла долго не
было. Как выяснилось, его багажник приказал долго жить, и рюкзак висел
на колесе. Дотащились до запруды, где купалась местная женщина с ребенком, спросили про магазин с багажниками . Нас разочаровали – в деревне даже великов не было. Начало было нерадостным. Она так же нам предложила картошку…
бесплатно. Естессно, мы отказались, нам бы от своего перегруза
избавиться. Юлю оставили разбивать лагерь, а мы с Кирюхой поехали искать
багажники.
Поднялись
на крутую гору, и попали в деревню – на первой лавочке сидели мужики…
очень бухие. Напрягая свои немногочисленные пьяные извилины, они
все таки сопроводили нас в один из домов, где из сарая вытащили старый
«Аист» или что-то в этом роде. Сняли с него багажник, примерили – вроде
подходит. По дороге в этот дом, нам встретилась бабка, тоже полупьяная.
Она только что где-то раздобыла чекушку спирта. Мужики сказали, чтобы
она шла пока разводить спирт, а они тут нам помогут. Пока мы крутили
болтики, они по очереди убегали в дом за дозой. Бабка начала горланить
песни. Мужички оказались довольно добродушными и доставали все, что у
них имелось из инструмента, удивлялись нашему пути на таком транспорте.
Второго багажника, к сожалению, они уверили нас, здесь не достать. Мы
поехали в лагерь, пообещав, что вернемся с тушенкой – это был хороший
вариант расплаты за добро и заодно разгрузиться. Они же были готовы нам
отдать все бесплатно. Поднимаясь снова в гору с тушенкой, заметили
мужичка, метающего сено около своего дома. Видимо, в этот вечер птица
удачи пролетала где-то рядом. Спросили на всякий случай про багажник.
«Неее, нету… ну, вот у соседа попробуйте спросить». Во дворе загавкала
собака, сосед выскочил на улицу. Мы с Кириллом узрели на крыше сарайки
снятый багажник от Урала.
«Мы
едем на Телецкое на великах и у нас сломались багажники, продайте или
отдайте нам вон тот с крыши» - повторили мы третий раз. «Зачем он вам?
Не понимаю. Можно ведь на мотоцикле или машине доехать…»
В
итоге, дали ему 4 банки тушенки, и багажник был наш. На такую удачу мы
даже и не рассчитывали. Отдали пьяным мужикам еще 4 банки. Набрали
поблизости из колонки воды в полторашки и на радостях стремительно
спустились с горы в наш лагерь. На кочках у Кирилла сначала быстрой
ракетой вылетела полторашка воды, потом вспарила бейсболка.
Остановились, кепку подобрали, а вот ценная полторашка закатилась в
болотистую траву, и мы ее так и не нашли.
Дров
не было, зато было очень много комаров и мошек, но это все ерунда. Мы
искупались, сварили ужин на газу, отметили прошедший день спиртом –
было, что отмечать. Это был решающий день похода, неимоверно трудный, но
такой удачный под вечер! Не выдержало нагрузок железо, но люди
выдержали все. Хочу сказать спасибо всем участникам за мужество в этот
день. И спасибо каменским жителям за помощь. Жаль только детей, которые
находятся рядом с ними – они каждый день видят таких взрослых, и, думаю,
когда вырастут, повторят их судьбу один в один.