Сербия и Черногория

Идет загрузка карты ...
2500 км по Сербии и Черногории.
 
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Сначала остановимся подробнее на ключевых моментах, связанных с подготовкой. Подготовка заняла у нас около двух месяцев и заключалась в бронировании гостиниц и апартаментов, бронировании автомобиля, а также покупке доступных в Москве путеводителей и поиске информации в интернете.

Путеводители по Сербии
В Москве мы не смогли найти путеводителей по Сербии. В какой-то момент даже думали, что таковых не существует в природе. Это не так. Вы их сможете купить, уже находясь в Сербии, некоторые даже на русском языке (правда те, что представлены на русском - весьма скверные). Что можно (и, наверное, стоит) купить в Москве:

1. Европа Rough Guide. Толстенный том на русском языке, в котором каждой стране посвящен десяток-другой страниц. Текст, на мой взгляд, идеально информативен, хотя и скуден. Стоит прочитать все, что в нем есть по Сербии, до начала поездки - это даст необходимые первичные сведения о стране. Стоит также сделать копии этих страниц и захватить с собой в поездку - места занимают немного, а информативность, повторюсь, высока. Однако про монастыри информации там практически нет, только про города.

2. Lonely Planet Western Balkans. На английском языке, Сербии посвящено, имхо, недостаточно много места. Маловато информации про монастыри, акцент сделан на крупные города. Но все же здесь гораздо больше сведений, чем в Европа Rough Guide. Тоже стоит купить, как мне кажется.

И теперь - про путеводители, которые будет несложно приобрести, уже прилетев в страну.

3. Serbia in your hands (www.komshe.com, www.serbiainyourhands.com) на английском языке (есть на сербском, есть, кажется, и еще на каких-то европейских языках). Лучший путеводитель по Сербии. Информация о работе музеев - наиболее достоверная, есть индексный указатель, разбивка по регионам, масса информации по всем достопримечательностям. Написан хорошо, искать информацию удобно. Как купить в Москве - не знаю, и думаю, что заморачиваться этим не стоит. Как купить в Черногории - тоже не знаю, но, думаю, это возможно где-нибудь в Подгорице или даже Будве.

4. Belgrade in your hands (www.komshe.com) на английском языке. Имхо лучший из виденных мной путеводителей по Белграду. Также покупается на месте.

5. Serbia A-Z на английском языке или Србиja од А до Ш (куски последней можно скачать осликом), www.admiral-books.co.yu. Помимо неплохого (но все равно крайне убогого) атласа Сербии содержит массу дополнительных сведений (однако путеводителем это все вместе назвать я бы не решился). Рекомендуется к покупке на месте. Кажется, был в аэропорту Белграда.

Резюме: покупайте в Москве то, что есть, или не покупайте ничего, а приходите в Белграде в "Мамут" на углу Кнез Михаилова и Сремска и купите все там (Кнез Михаилова - главная пешеходная улица Белграда, магазин пропустить сложно, он один из самых крупных в Белграде, несколько этажей, работает, кажется, до 10 вечера).

Путеводители по Черногории
В Черногории мы пользовались лишь Lonely Planet Western Balkans, а также русскоязычными "Весь мир" и "Полиглот". Некоторый объем справочной информации предоставляют информационные офисы в национальных парках. Там же обычно бывают и упрощенные карты этих парков. К сожалению, полностью полагаться на русскоязычные путеводители я бы не советовал - мы однажды потеряли из-за этого несколько часов, пытаясь проехать в Жабляк через Плужине дорогой, которая, по словам местных, в мае еще совершенно не проезжая из-за снега. В путеводителе, естественно, это был рекомендованный маршрут, а про опасность снега не было сказано ни слова. Пришлось возвращаться и ехать по-другому - почти 200 километров горных дорог.

Теперь второй ключевой момент, без которого начинать путешествие обычно бывает очень некомфортно: карты.

Карты и атласы: Сербия

Скажу сразу: с картами-атласами в Сербии полная труба. Я такого не ожидал. С учетом того, что iGO в КПК представлял Белград в виде точки, а про существование Нови Пазара и не подозревал, дополнительные 10 евро в день на GPS в машину уже через день не казались нам каким-то сумасбродством. Уж что там в этом GPS - не скажу, ибо мы пожилились 110 евро лишние платить. Но ведь предлагают же...

Если вы собираетесь из аэропорта Белграда ехать на машине, прямо в аэропорту необходимо постараться приобрести Beograd bez taini (www.admiral-books.co.yu) - лучший атлас Белграда, даже по московским меркам вполне сносный, хотя автомобильной информации в нем совсем немного.

Если вы будете жить в Белграде, карта/атлас Сербии вам в аэропорту не понадобится - по указателям доедете до города, а дальше пользуйтесь атласом Белграда.

Atlas Beograd sa okolinom (www.magicmap.co.yu) - крайне дурацкий, формат больше А4, малоинформативный, продается на любой заправке. Лучше найдите Beograd bez taini - по крайней мере, пешком-то с ним ходить точно будет удобнее, чем с этим монстром.

Serbia A-Z или Србиja од А до Ш (уже упоминался выше; масштаб в 1 см 3,9 км) - возможно, стоит приобрести. Однако лучшим атласом по Сербии я его назвать не могу, ибо многие монастыри на нем никак не подписаны (например, Милешева - пожалуй, наиболее запомнившееся мне место в Сербии).

Auto Atlas Srbije i Crne Gore sa planovima gradova (маленькая книжка на пружинке, масштаб в 1 см 5,7 км) - в качестве дополнения к Serbia A-Z. Милешева на ней подписан, но многие населенные пункты не указаны (масштаб не позволяет). Это создает определенные неудобства по дороге - ты проезжаешь населенный пункт, но его название не дает тебе возможности "привязаться" к карте.

Monasteries of Serbia - карта. Стоит купить, она помогает планировать маршрут.

Putevima Srbije i Crne Gore - тоже помогает планировать маршрут, однако сербский язык и ограниченность предлагаемых маршрутов снижают ее ценность. Неплохая вещь, но советовать обязательно ее купить я не стану.

В туристических информационных центрах выдают бесплатный туристический план Белграда, однако он малоинформативен, хотя для пешего туризма, возможно, его будет достаточно.

Ничего подобного нашим двухкилометровкам и километровкам мы в Сербии не смогли найти. Вероятно, сказывается недавнее военное прошлое страны. :(

По Нишу мы видели две карты: одну, от Magic Map, можно купить на заправках, другую, местного издательства, видел только в туристических кассах достопримечательностей самого Ниша. Карта от Magic Map - хреновая, но содержит новые названия улиц. Местная - более детальная, но тоже не без недостатков (например, еще советские названия некоторых улиц). Короче, имхо лучше обе иметь.

Карты и атласы: Черногория

Картография Черногории развита не в пример лучше сербской. Мы пользовались двухкилометровой картой страны, 250-м картой Дурмитора и каньона Тары, а также некоей картой Черногорского побережья неизвестного масштаба, но снабженной горизонталями и отметками высот. Кроме того, неплохую службу в ориентировании по побережью Скадарского езера сослужила нам карта, бесплатно выдаваемая при посещении музея одноименного национального парка.

Бронирование авиабилетов

Тут больше не советов, а просто нашего опыта. Билеты на самолет мы бронировали через сайт JAT, выкупали их в офисе на М. Октябрьская. Сейчас вроде проще - они продают e-ticket'ы. Билеты туда-обратно на двоих стоили нам 16500р (покупали за 2 месяца, в марте 2008 г).
Овербукингом JAT, как выяснилось, не чурается. Наш вылет в Москву совпал с окончанием Евровидения, и когда мы прискакали, наконец-таки, к стойке регистрации, нам сообщили, что на наши места кого-то уже посадили. В итоге мы были отправлены бизнес-классом, с неплохим обедом и без лимита на вес багажа. Сзади в экономе, прямо за нашими спинами, жались Юдашкин с женой.

Бронирование гостиниц

Все жилье, кроме апартаментов в Нови Саде, мы бронировали через замечательный сайт www.visitserbia.org. Там можно выбрать отели и апартаменты в разных областях Сербии в зависимости от ваших предпочтений и бюджета. Бронировали гостиницы в Белграде и Нише мы за 2 месяца до поездки. С этим бронированием никаких сложностей на месте не возникло, даже с учетом того, что в гостиницы мы приезжали поздно вечером. Естественно, о позднем времени прибытия мы всегда предупреждали звонками.
Проблемы возникли только с апартаментами, забронированными тоже сильно заранее - мы снова пали жертвами овербукинга. Адрес сайта этой конторы: www.prenociste-novisad.com. Лучше обходите этот сайт стороной! Там в результате того, что нам жилье нужно было на 1 сутки, нашу бронь отменили в пользу тех людей, кому бронь была нужна на более продолжительное время. Так что имейте в виду, бронируя апартаменты на короткий срок и через мелкие агентства - подобные вещи возможны. Хорошо, что мы позвонили им в тот день днем - а то доехали бы до Нови Сада и метались в поисках гостиницы...

С апартаментами в Черногории проблем не было, так как мы заранее перечислили 30% предоплаты. Адрес сайта мини-отеля - www.hoteladrovic.cg.yu. Несмотря на то, что в отеле во время нашего пребывания вовсю шли ремонтные работы в части помещений, нам это совсем не мешало - шумоизоляция отличная. Отель понравился, если еще поедем в Черногорию, думаю, будем там же останавливаться...
По поводу цен - в Черногории не в летние месяцы можно найти в любом городе на побережье приличные апартаменты за 30-35 евро; если не на побережье, то еще дешевле, в районе 20-25 евро в сутки.
Летом жилье будет стоить гораздо дороже и народу будет гораздо больше.
В Сербии более-менее приличный отель или апартаменты будут стоить в сутки в районе 35-60 евро, если, конечно, вас не угораздит явиться в страну во время проведения какого-нибудь фестиваля вроде Евровидения.
За меньшую сумму можно будет поселиться только в хостелах.

По дороге в Черногорию, возле каждого крупного города, нам встречались всякого рода мотели. Некоторые похожи на наши мотели для дальнобойщиков, а некоторые - очень даже ничего. Из-за того, что нас кинули в Нови Саде господа из www.prenociste-novisad.com, мы решили остановиться в мотеле под Чачаком. Это выглядело так: звоним в Нови Сад, нам говорят, что мест у них, оказывается, теперь нет, мы тем временем проезжаем еще несколько сотен метров и видим указатель на мотель. За 35 евро в номере большая кровать, телевизор, холодильник и балкон. Чисто, уютно, свежий воздух... В итоге ехать в Нови Сад, с учетом близившейся ночи, мы раздумали.

Бронирование машины

Я параноик и люблю ездить со страховкой без франшизы. Из великого множества прокатных контор, обосновавшихся в аэропорту Белграда, был выбран Budget, ибо Super СDW у него оказалась самой дешевой. Да и машина полностью подходила под наши задачи - Дачия Логан (московский Рено Логан, по сути, та же Дачия: производится в Румынии, а у нас только собирается). Кондиционер, 500-литровый багажник, умеренная стоимость (за 11 дней - 33000 динаров, что составляет 405 евро). Думаю, машина прекрасно подошла бы и четырем путешественникам - сзади места очень много. Из недостатков: нерегулируемая рулевая колонка (мне с моими 193 см и длинными ногами было непросто устроиться, спасла возможность приподнять сиденье вверх), умеренная, но не пугающая валкость (одноклассник Фиат Албеа в этом отношении хуже), незаводной и громкий 1,6 л двигатель, сверчки в салоне, скользкий и тяжелый руль. Достоинства: багажник (перевешивает все), кондиционер, неплохая динамика, расход 6,8...8,3 л, совершенно непробиваемая подвеска, мягкое способствующее привыканию сцепление.
Кстати, за счет бОльших колес и неуловимых различий во внешнем облике Дачия не кажется внешне таким уродцем, как наш Рено.

Еще один нюанс, связанный с арендой машины - наличие кредитки и кругленькой суммы на ней. Когда вы берете машину, на карточке блокируется залог, существенно превышающий стоимость проката. Даже не смотря на Super CDW, залог в 50000 динаров (примерно 22300 рублей) у меня заблокировали. Когда ты возвращаешь машину, залог разблокируется, но происходит это не сразу. И тут - внимание! Собственно аренду машины вы оплачиваете при возврате, и если при этом на вашей карточке не найдется нужной суммы (а разблокировка залога уж точно не успеет произойти) - могут и проблемы случиться. Так что об этом надо помнить, планируя бюджет.

Планирование маршрута

Основные достопримечательности в Сербии находятся либо в трех основных городах - Белград, Ниш, Нови Сад, - либо требуют специальной поездки. И если, скажем, для того, чтобы осмотреть Ниш, может хватить и одного дня, то на Белград следует отвести существенно большее время. Конечно, мы очень мало куда успели. Двух дней на Белград и пяти дней в целом на всю страну - очень мало, поэтому мы не считаем возможным давать советы вроде "посетите то и не посещайте это". Чуть позже мы просто выложим немного фотографий и поделимся своими впечатлениями.
Так что планируйте свой маршрут сами - это совсем несложно, ибо какой маршрут вы не выберете - увидите множество интересных мест! :)

Вкратце опишем наш изначальный план действий: прилетаем 15 мая вечером, размещаемся в белградской гостинице, 16 и 17 мая посвящаем Белграду, 17 вечером выдвигаемся в Ниш (200 км автострады), 18 проводим в Нише, 19 утром уезжаем в Черногорию через Нови Пазар, про пути посмотрев монастыри Жича, Студеница и Сопочаны, последующие 4 дня (20, 21, 22, 23) спонтанно проводим в Черногории, 24 утром едем через монастырь Милешева и Врдник (Фрушка Гора) в Нови Сад, там ночуем и с утра 25 - в аэропорт, домой. Выглядело заманчиво, однако жизнь, как всегда, внесла свои коррективы - по пути в Черногорию мы не успели засветло в Сопочаны (утром слишком долго собирались, потом много времени провели в Жиче и Студенице), а по пути из Черногории в Нови Сад назад нам пришлось отменить ночевку в Нови Саде и, соответственно, мы не смогли попасть на Фрушку Гору.

Для тех, кто хочет, как и мы, в одну поездку совместить посещение сразу двух стран, хочу напомнить, что дорога Сербия-Черногория - по большей части горная, и несмотря на небольшой по российским меркам километраж, меньше 10-11 часов занять никак не может, особенно если хоть сколько-то стараться соблюдать ПДД. А ведь по пути столько всего интересного! В общем, выезжайте рано утром и не рассчитывайте добраться засветло. :)

Я же на будущее решил для себя, что надо делать ночевку на середине пути, и лучше, наверное, на черногорской стороне - где-нибудь в районе Плевли (если ехать из Белграда) или Биело Поля (если ехать и из Белграда, и из Ниша). С помощью этой ночевки можно решить и проблему довольно долгой и тяжелой поездки с побережья в черногорские горы - в национальные парки Дурмитор (каньон Тара, Жабляк) или Београдска гора. От Будвы в Жабляк ехать не меньше 5 часов в один конец, что сильно выматывает и предполагает почти обязательную ночевку. Раз ночевки не избежать - почему бы не совместить переезд между странами с ночевкой и посещением разнообразных местных достопримечательностей?

Можно сделать и две ночевки - одну, скажем, в районе Овчара, а вторую уже в Черногории. Это превратит переезд в настоящее интересное путешествие.

В планировании маршрутов, как всегда, очень помогает www.viamichelin.com, однако надо крайне аккуратно относиться к рассчитываемому им времени пути. Умножайте его где-то на 1,3.

Была у нас такая мысль: сдать машину в Сербии, перелететь в Черногорию и там взять напрокат черногорскую. Однако получилось слишком дорого.

Была и другая мысль: переехать на машине в Черногорию, покататься, перед возвращением сдать ее в Подгорице и возвращаться в Белград самолетом. Но не все конторы, даже имеющие офисы в аэропортах и Белграда, и Подгорицы, предоставляют такой сервис, а те, что предоставляют, требуют за это сотню-другую евро. В общем, отказались и от этой идеи.

По горам лучше кататься днем. Не то чтобы ночью особенно опасно - просто не видно всей этой красоты, плюс велик риск попасть в туман, что довольно неприятно.

Во время нашей поездки, по дороге Подгорица - Биело Поле шел ремонт, на нескольких участках была организована реверсивка со светофорами. Наверное, к высокому сезону ремонт должен закончиться.

Комментарии
Dim Dimych15.01.13, 17:49
Замечательный путеводитель получился :-) 
это же сколько труда в такую писанину вбухано :-)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Европа
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: