полуостров Камчатка / Самостоятельная поездка

Один деннь на Камчатке или наперегонки со временем

27 - 29 ноября 2020 г.
Нельзя застаиваться на месте, надо двигаться, идти вперед....
Москва- Петропавловск-Камчатский - Москва

IMG_1812 IMG_1812
IMG_1815 IMG_1815
IMG_1825 IMG_1825

Камчатка, это пожалуй тот единственный регион нашей страны, который знает каждый школьник,  не только двоечник или  отличник, не  только отпетый школьный хулиган, который коротал время разрисовывая самую дальнюю парту в классе  или ботаник в очках их роговой оправы, исправно готовивший доклад об уникальной природе этого полуострова… Камчатку знают все! И  не только у нас в  стране.

Так сложилось, что на Камчатке я бывал неоднократно, в это раз, по волеи судеб, мне пришлось слетать туда на одни сутки. Тяжело? Невозможно? Спросят многие, отвечу- возможно и не так тяжело, зато замечательно. К счастью добраться из первопрестольной до Камчатки не так тяжело, ежедневно  из Шереметьево и Домодедово в Петропавловск, или в Питер, как его называют камчадалы летают самолёты, время в пути  восемь с половиной часов, что в целом сравнимо в перелётом в полюбившимся многим Таиланд или Вьетнам, и   вы оказываетесь в уникальной стране среди сопок, гор и  вулканов на берегу Великого океана.

Жизнь на Камчатке значительно отличается от магаданской, несмотря на то, что ценник в магазинах и на рынках практически  одинаковый, а где-то может  быть и более высокий, увы, Камчатка не связана с материком, пусть  даже гравийкой или зимником, за всю историю развития автомбильного транспорта в мире, лишь несколько лет назад, зимой камчатские экстремалы на подготовленных внедорожниках добрались из Петропавловска до Хабаровска своим ходом. Этому событию, предшествовала тщательная подготовка экспедиции, заброска вертолетом топлива и отслеживание первопроходцев в онлайн режиме всеми и вся.  Безусловно они совершили подвиг.

Тем не менее, Камчатка строится, несмотря  на постоянный отток населения на материк, у камчадалов большим  спросом пользуется Калининград  и  Санкт- Петербург, в Петропавловске и в городе - спутнике Елизово строятся новые девятиэтажные дома, туристы, среди которых много иностранцев требуют развития туристической отрасли, подталкивают власть  и бизнес  строить современные гостиницы и другие объекты инфраструктуры, несмотря на это среднестатистическому москвичу поездка на полуостров сильно ударит по карману, тот же полет на вертолете в  Долину Гейзеров, равен по цене с авиаперелетом  в Москву и обратно … добираться же туда самостоятельно  пешком я не рекомендую, уж больно глухие там места и кругом медведи, далеко не ручные, а повторять поступок путешественницы Марины Галкиной, в одиночку добравшейся до этого чуда света, я тоже не советую, вы ведь, дорогой читатель,  не Марина Галкина и не всегда надо экстравагантно себя вести.

Путина 2020 года была крайне провальной для всех   рыбаков-дальневосточников, сейчас  ходит много версий из-за чего так произошло, не будем углубляться в них…  но даже на рыбном рынке Петропавловска или Елизово тяжело найти икру улова 2021 года, как говорят старожилы, в продаже  много икры размороженной, прошлогодних уловов, да и цены на нее колеблются от 3500-4000 руб. за килограмм, такая же ситуация и с рыбой…

Не лучше обстоят дела и овощами фруктами, которые доставляются на Камчатку окольными путями, помидоры - огурцы по 700 руб. за кило (и это  не предел), вряд ли  обрадуют любого покупателя,  впрочем как и мясо-молочная продукция... К большому сожалению, те инфраструктурные проекты заложенные в советское время,  попросту угроблены, раскритикованное   планирование - тупо и подло ухайдакано тридцать лет назад, оказывается это было простым экономическим чудом, которое вряд ли в ближайшее время сумеют восстановить, построить заново те сельхозпредприятия, которые должны были автономно снабжать сельхозпродукцией удаленные регионы, восстановить производственные мощности по ремонту и строительству техники транспорта, прежде всего морского… Но  кто это будет делать, пока кроме лозунгов и прочих речевок, заманчивых плакатов и  рекламных роликов камчадалы ничего не видят, не видят нормального здравоохранения и образования,    поэтому и бегут…бегут на большую землю.

Много говорится сейчас об  обороне страны, о защите ее территориальной целостности, и это правильно, но как можно жить и служить на крайнем севере в лачугах, выстроенных похоже хозспособом еще до полета Гагарина, возможно даже отапливаемых и геотермальным теплом, все-таки космические корабли давно бороздят околоземное пространство, да и балет Большого театра не растерял свой профессионализм… при всем при этом в армии и на флоте у нас служат патриоты и  профессионалы, глаз радуется, когда видишь  патрульный сторожевик в Авачинской бухте…

Петропавловск - Камчатский - город воинской славы, в 1854 году, во время Крымской войны англо-французская эскадра пытались атаковать и захватить город, гарнизон  военного губернатора В.С. Завойко, численность  которого, в начале оборонительной операции  составляла всего лишь 230 человек и семь пушек, а к началу боевых действий имел на вооружении уже  21 орудие, при численности личного состава около тысячи человек мужественно отбил   попытку захвата города - порта неприятелем в составе 3000 человек при 216 орудиях … не лучшие времена Петропавловск  переживал и в годы Второй мировой войны, фактически  сорок лет, с 1906 года, отрезанный от материка,   костяк воинов-камчадалов из Камчатского оборонительного района был именно тем авангардом, который освободил Курилы и Южный Сахалин от японских оккупантов.

Камчатка - относительно спокойное место, сказать о разгуле уличной преступности тоже невозможно, но пьянка и наркотики, поступающие, как говорят местные, из Хабаровска - Владивостока делают свое дело. В регионе распространены значительно шире, чем в Центральной России,    внутриквартирные  кражи и грабежи,  совершаемые чрезвычайно   банально, приходят друг к другу друзья, выпивают, колются, чего они еще там делают… нюхают и…. тащут, тащут все, что плохо лежит  в квартире и несут на продажу. Сказать, что   полиция не работает - нельзя, работают и сажают, не работают  те социальные институты, которые в свое время объединяли  молодежь на деле, давали уверенность в завтрашнем дне, дополнительные навыки и образование,  а не как сейчас, создавая объединения молодёжи в соцсетях через фейковый сленг  «креативных» мутных модераторов…

Изменение климата  коснулись и Камчатки, глобальное потепление, а кто-то называет это глобальным похолоданием дает  о себе знать, первые декабрьские дни  на Камчатке были бесснежными,   но солнечными, не работали лыжные базы и горнолыжный курорт на горе Морозной, за то солнце озаряло снежные шапки  вулканов, приветствующие  самолеты, прилетающих на край русской земли.