На горных лыжах по степи

Идет загрузка карты ...
Небольшой кайт - поход на выходные.
 
Кайт - поход

"Нехороший" ручеек. "Нехороший" ручеек.
Кайт 1 Кайт 1
кайт 3 кайт 3
Парафойл Парафойл
Преодоление ЛЭП Преодоление ЛЭП
Можно ли целое считать неделимым? И если его разделить, то можно ли отдельные его части считать целым каждую саму по себе?
Такая вот дилемма возникла.
Не буду, наверное, делить и опишу все так, как оно было.
12 марта 2011г.
Идея кайт – похода возникла уже давно. Пройти его мы собирались еще в декабре. Но, честно говоря, опыта было маловато еще. А сезон заканчивался уже, а в поход мы так и не сходили.  И вот, мы все-таки собрались. Отъехав от Уфы на маршрутной газели до деревни Блохино, мы вылезли на пустынном поле. Леша утверждал, что это известное место тусовки всех кайтеров вселенной и её окрестностей. Но на поле было пусто. А я то надеялся посмотреть, как люди катаются, поучиться, перенять опыт… Но раз уж мы сюда приперлись, то пришлось перенимать опыт друг у друга. Впрочем, через пол- часа появился первый представитель местной воздушно-змеевидной фауны. За ним подтянулись и другие. В небе заскользили фойлы и надувастики всех цветов и размеров. Наш вид у многих вызывал живой интерес:
- Ух- ты, фойлы на ручках!
- Да уж, первый раз вижу такое. Раритет! Наверное, из какого-нибудь музея сперли.
- А что это вы с рюкзаками?
- А охотничьи лыжи зачем сзади пристегнул?
Впрочем, местные относились к нам вполне доброжелательно. Самый опытный из них, Сан-Саныч, наверное вожак стаи, даже покатался с нами немного. Посмотрел, не нужна ли помощь. Прикинул, стоит ли отпускать нас на маршрут.  Пользуясь случаем, хочу сказать ему спасибо за это. Потому, что там, на поле так и не успели попрощаться. 
Крепкий бакштаг подхватил наши шестиметровые крылья и унес нас от разноцветной толпы. Теперь рядом был только простор, ветер, снег и летящие по снегу лыжи.
Первый же овраг показал себя с худшей стороны. Долго выбирали, примерялись, как же его преодолеть. Пугал не сам овраг и даже не ручеек, текший по нему. Опасность представляли деревья. Но вот, найдя небольшой прогал между кустов, я все-таки решился и… повесил кайт на дерево. Леша ехал за мной следом очень осторожно, медленно и уронил кайт в овраг, туда, где нет ветра.
Выбравшись на другую сторону, мы буквально полетели дальше. Ехать пришлось в галфвинд (поперек ветра). Скорость была просто сумасшедшей, ветер – явный передоз. Лыжи на огромной скорости не всегда уверенно цеплялись за плотный снег, и нас постепенно стаскивало все ближе и ближе к автомобильной дороге. Падать при таком ветре не очень хотелось. Падение означало бы, что нас волком потащит прямиком на дорогу. Поэтому упирались как могли, местами приходилось опускать кайты к самой земле. У меня мелькнула, было предательская мысль: «А не вернуться ли». Но не вернулись. Доехали до большого поля, пересекли дорогу. Дальше было легче.
Наш путь лежал через множество перелесков, овражков и ЛЭП. Сперва ЛЭП проходили с величайшей осторожностью, а затем уже и с пренебрежением (чего делать в общем – то нельзя, но очень хочется).  Самые сложные и заковыристые участки были там, где лесополоса шла вдоль асфальтированных дорог, и единственным проходом в сплошной стене леса была просека ЛЭП. Вообще-то такие участки под кайтом не проходятся. Но как всегда победила лень. В лом было снимать лыжи, сворачивать кайт…
Еще запомнился один очень глубокий и коварный овражек. Издаля его не видно. Кажется, что перед тобой ровное белое поле. Но по этому полю бежит ручеек. А бежит он не просто по полю, а в овражке глубиной 2-2.5 метра. И очень неприятно, когда летишь эдак со скоростью 8-10м/с, и вдруг перед тобой, метрах в пяти,  открывается овраг. Затормозив на самом краешке обрывистого берега, я еще несколько секунд колебался, а потом,  кубарем обрушился вниз. Кайт пришлось отпустить. Каково же было удивление Леши, ехавшего сзади, когда я вдруг просто исчез, посреди ровного поля, и в небе остался только мой ярко – зеленый кайт, безвольной тряпочкой исчезающий в прозрачной синеве неба.   
Еще запомнился какой то забор, посредине поля. С одной стороны забор можно было объехать. Но там проходила высоковольтка и автомобильная дорога. Леша пошел первым, и все бы хорошо, но на самом интересном месте ветер вдруг стих. Кайт упал, и пришлось сматывать стропы и  обходить трудный участок пешком.
Я же, поступил креативнее: разогнавшись, я поехал прямо на забор. Не знаю, о чем я думал в тот момент. Наверное, ожидал, что забор испугается и отбежит в сторону. Но ни один столбик, ни одна жердочка даже не дрогнула. Пришлось мне перелазить. Надо сказать, что лазать по заборам в горных лыжах очень даже весело. Особенно когда над тобой еще висит шестиметровая тряпочка и ветер ее тянет то в одну, то в другую сторону.
Дело шло к вечеру, а поля все не кончались. Не очень, знаете, весело встретить темноту посреди бескрайних полей. Нужно было выходить к людям. И мы выходили, как могли, наплевав на все правила и уже не очень обращая внимание на все возрастающую скорость. Когда пытались пройти очередной овражек, ветер стих, а потом и совсем прекратился. Стало совсем грустно. У нас на двоих была только одна пара запасных охотничьих лыж. Идти же по глубокому снегу на горных лыжах  - то еще удовольствие. Смеркалось. Леша ковырялся по пояс в снегу, преодолевая очередной овраг. Я стоял уже «на том берегу» и просил бога тайги Подю, чтоб дал нам хоть немного ветра. Хорошо просил, искренне. И подуло!!! Еще как подуло. Пока ехали по ветру, еще все было ничего. Но вот, через 2-3 километра, слева загорелись огоньки деревни Юрмаш.  Повернув налево, мы поняли, что Подя перестарался. Сильнейший ветер приподнял Лешу, вырвал из рук кайт, сорвал с рук варежки и разметал их по полю. Леша упал, но вроде ничего не сломал, только лыжи от удара отстегнулись. Пустой кайт потащило в темноту. Странно, где я успел выработать такие рефлексы, но первым делом  я помчался не к упавшему другу, а погнался за кайтом. Это, наверное, от работы с лошадьми так. Когда всадник падает с лошади, то первым делом ловят лошадь, а уж потом оказывают первую помощь человеку.
Как бы то ни было, после этого падения мы стали осторожнее. Проехав еще полтора километра, я решил больше не испытывать судьбу, а свернул кайт, сменил лыжи и пошел пешком. Леша же, каким то чудом умудрился доехать прямо до деревни. Не просто доехать, а еще и покататься на сильнейшем шквальном ветру. Еще долго на фоне уже темного неба мелькал его упрямый парафойл, давая мне ориентир, куда нужно идти.
И все-таки мы везунчики. Во-первых, мы остались живы и ничего не сломали, во-вторых, прошли маршрут так, как запланировали, и третье, самое приятное, успели на последнюю маршрутку идущую в город.
А еще у нас выработалось некое чувство взаимопонимания. На следующий день, мы не сговариваясь, оба остались дома. Никуда больше не пошли. Отлеживались.
19 марта 2011г.
Вторую часть маршрута пошли только через неделю. На этот раз подготовились получше, даже спальники с собой взяли.
Доехав на электричке до Алкино, прошли немного пешочком для приличия, вышли на поле за деревней и развернули крылья. Ветер тут же подхватил нас и понес. Предвкушая радостное чувство скорости и свободы, мы просто летели по полю и наслаждались. Так мы ехали почти две минуты - целых 300 метров, а именно до речки Уза. Сходу реку форсировать не удалось. Крутые берега и лесок на другом берегу задержали нас надолго. Не сговариваясь, мы оба повесили кайты на деревья.
Далее наш путь проходил почти без приключений. Огромные, от горизонта до горизонта поля, редкие, но легко преодолимые перелески, скорость, пение строп на ветру вызывали захватывающее чувство восторга.
Ближе к обеду, подъезжаем к деревне Салихово. Тут Уза становится шире, глубже. По берегам растут уже не кусты, а полноценные деревья и, что само неприятное, река уже открылась. Льда нет. Единственный способ преодолеть реку – пройти через мост и по деревне. Складываем фойлы и едем на лыжах прямо по дороге. Местные автомобилисты аж выворачивают головы, чтоб получше разглядеть замысловатых «клоунов» неожиданно нагрянувших в их края. И мы уже прошли деревню и уже на поле перед кладбищем разложили свои крылья, когда случился апофеоз «представления». Из соседней деревни подъехал целый автобус школьников. Нужно ли объяснять, что мы тут же были окружены детворой и сделались в буквальном смысле центром внимания. А какой крик восторга пронесся над толпой, когда наши крылья наполнились ветром и поднялись в воздух! И уж чего точно не ожидали детишки, что «ого, оно еще и лыжника тянуть может!».  Но нам не нужно дешевой славы и мы постарались побыстрее уехать, чтоб не дай бог никого не зацепить стропами.
И снова бескрайние поля, скорость и ветер.
Возле деревни Шемяк, произошел неприятный случай. Нужно было форсировать автомобильную дорогу и линию телеграфных проводов. Как всегда победила лень и самоуверенность. Мы же не первый день в походе, знаем уже что к чему. В общем, не стали снимать лыжи и складывать кайты. Преодолевая дорогу можно поднять кайт в зенит и он практически не будет тебя тянуть. Но вся сложность такого препятствия в том, что после дороги сразу же идут провода и нужно провести крыло именно под проводами. У меня получилось, а вот Леша с разгону въехал на асфальт, лыжи затормозились, а кайт продолжал тянуть вперед. И мой напарник красиво, как в бассейн нырнул щучкой. Только не нужно думать, что нырнул он в воду, нет, даже не в снег. Красивый прыжок пришелся как раз рожей об асфальт. И по всем правилам  ныряния, он «проплыл» по асфальту еще метра три, пока ему не удалось загасить купол. Но нужно отдать ему должное, после такого красивого финта, он все же встал и нашел в себе силы улыбнуться.
От Шемяка до Султанаево ехали без остановок и перекуров. Торопились добраться в деревню до темна. Надеялись найти теплый ночлег. Но получилось так, что складывали крылья и переодевались уже в темноте. Приятно удивило, что к нам на поле прибежали вездесущие мальчишки. Познакомились, по- взрослому пожали руку, много расспрашивали о том, о сем. И в конце даже проводили до школьной котельной, где как они сказали, можно посидеть ночью. Однако сторож  нас отшил кратким «не положено». Потыкавшись наугад в несколько домов, и нигде не найдя понимания, мы не очень то расстроились. Изначально «теплая» ночевка была у нас запасным вариантом. Зря чтоли мы с собой спальники тащили?
Отойдя от деревни 1.5- 2км,  мы увидели столб с надписью «рыбалка запрещена». Скорее всего это была шутка, потому что, спустившись в овражек к речке Шемяк, самой реки мы там не обнаружили. Тек небольшой ручеек, из которого даже кружкой воду зачерпнуть было сложно – слишком мелко. Мы выкопали ямку в снегу, развели костер и прекрасно переночевали.
20 марта 2011г.
Уже стало традицией, что день в походе начинается с форсирования какой – нибудь реки.
Вот и это утро принесло нам сюрприз. Сперва, мы перебрались через прибрежные заросли кустов на другой берег Шемяка. Но буквально через пять километров нас ждала река Кармасан. Приятно удивило, что на ней еще стоял лед. И все таки переправа заняла много времени. Наученные горьким опытом разматывания строп с деревьев, мы опустили крылья на землю и налегке сбегали вдоль реки и нашли участок с крепким льдом и чистыми, без кустов берегами. Дальнейшая переправа была делом техники.
И вновь полетели бескрайние поля от горизонта до горизонта. Честно говоря, даже немного скучновато стало. Едешь себе и едешь, а вокруг все та же картина, и ни деревца на горизонте, ни кочки под ногами. Может быть, поэтому я и сделал очередную ошибку. Вдали  показалась небольшая редкая лесополоса. Ее можно было объехать стороной, но  я рванул к ней. Вернее к прогалу меж деревьев, посреди лесополосы.  Леша за мной. Прогал был небольшим и очень узким. Я то проехал, а вот Лешин кайт, немного поколебавшись, повис на самой макушке здоровенного тополя. Все попытки стянуть крыло вниз к успеху не привели. Пришлось лезть на дерево. Это была настоящая эквилибристика! Представьте себе человека в горнолыжных ботинках балансирующего на тонкой веточке и пытающегося развязать узел на высоте 35 метров над землей. Не буду рассказывать, чего нам это стоило, но этот номер не видел никто, и через час наш цирк уже был в пути.
 
А еще через час ветер стих.
Не было ветра и еще через час.
Согласитесь, не очень приятно стоять посреди поля и отчетливо осознавать, что до ближайшей цивилизации выбираться придется долго и упорно. И ещё неплохо бы знать в какую сторону идти. С ориентированием вроде бы проблем небыло. На поле был наст, который почти не проваливался. Говоря «почти» я имею в виду, что два шага из трех можно было сделать без опаски. О том, чтоб идти без лыж, не могло быть и речи, и мы поехали коньковым шагом. Через какое то время вышли на дорогу, а там (спасибо доброму мужику, не побоявшемуся погрузить три пары лыж, санки, два рюкзака и двух странного вида клоунов), на попутке доехали до трассы М7. К вечеру мы были уже дома.


Комментарии
tourmestoru28.04.11, 11:50
Супер! 
Поеду и попробую 100%!!
Виктор13.04.11, 12:48
Классно покатались! 
Огромное спасибо и за рассказ и за фото и за путешествие!
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Башкортостан
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка:
Опубликовал Егор Хоттабыч