9 день 24 августа воскресенье

Триптих. Утро Триптих. Утро
Винегрет Винегрет
Лето ушло в отпуск Лето ушло в отпуск
Ночью был такой жуткий холод, что я почти не спала. Кроме того, постоянно раздавался грохот обвалов. Снег шел всю ночь, причем он шел как снаружи, так и внутри. Палатка у нас – суперлетний вариант, и ветер постоянно задувал в разные сеточки и дырочки. Утром она, что называется, «стояла колом» и изнутри была покрыта инеем.
Проснулись рано, но валялись до последнего – выходить на улицу желающих не было. Иван первым вышел в открытый космос и доложил, что за бортом все усыпано снегом, и примерно -10 по Цельсию. В общем, поход на перевал на сегодня отменили и устроили матрасный день. День и вправду получился матрасный, так как в маленькой палатке втроем особо не посидишь – приходилось лежать.
В обед небо прояснилось, но по-прежнему было очень холодно, т.к. высота здесь около 3000 м. Я насмелилась и вышла из палатки пофотать пейзажи, в итоге, сфотала все – не пропустила ни один цветок, ни один камень. Камни здесь очень необычные – острые, слоистые – как лезвия торчат из земли. И очень хрупкие.
Долина Джело, откуда мы вчера поднялись, несколько раз за день сменила свой облик. Видели её и снежной, и бесснежной, видели рассвет и закат, видели пасмурную и солнечную…
10 день 25 августа понедельник Купол

Купол трёх озёр Купол трёх озёр
Южно-Чуйский хребет Южно-Чуйский хребет
Долина Тютю Долина Тютю
Тоже озеро Тютю Тоже озеро Тютю
С самого начала похода больше всего нас пугал Купол. Мы не знали чего от него ожидать. Настало время проверить в реалии…
Вышли очень рано – в 6 часов. На улице темно, холод просто ацццкий. Наверное, минус 15. Ботинки каменные – вообще не гнутся, куртка замерзла и шуршит. Брр…
Рассвет встретили уже в пути – первые морозные лучи солнца – красота! Подъем оказался не сложным, но продолжительным. Сначала довольно крутой подъем – иди и иди себе вверх, главное смотри, куда ногу ставить. На камешке поделили шоколадку и снова вверх, в 8 часов были уже на плато. Здесь бескрайние снежные просторы – выпавший за последние дни снег полностью скрыл лед, так что без проблем дошли до самой вершины. Это такой небольшой холмик, высотой 3500 м, весь покрытый острыми слоистыми камнями.
Сверху открывается необыкновенной красоты вид – практически круговая панорама. Отсюда видны долины и реки, леса и горные хребты, озера, облака на много километров вокруг.
Спускаемся к обалденному бирюзовому озеру в долине Тюте. На спуске немного поскользили, прокатились по льду. Возле озера просто невозможно не остановиться – горы отражаются зеркально, если перевернуть фотографию, не заметно никакой разницы.

Обедаем и вперед. Постепенно становится все теплее и теплее, погода просто отличная – идём уже в футболках. Дорога сплошное удовольствие – все время вниз (а мы так привыкли постоянно подниматься в гору), ноги сами идут. Природа оживает с каждым шагом, появляются растения, зелень, встречаем коней – они пасутся здесь самостоятельно, без хозяев.
А вот и долгожданный лес, здесь приходиться не отставать от парней, так как есть все шансы заблудиться – тропа постоянно теряется и раздваивается. Тут мы много раз останавливались, чтобы пособирать бруснику, которой усыпано все под ногами. Вброд переходим реку Тюте (она здесь совсем мелкая), хотя в другом месте ее не перейдешь просто так – несется стремительным потоком.
И тут уже повсюду следы человека, валяются ржавые остатки какой-то техники, что-то наподобие развалившейся беседки. Дальше по тропе все чаще попадаются вырубки леса… и о боже… дорога. Точнее колея – в дождливую погоду проехать здесь вообще не реально, кое-где местные жители попытались выложить дорогу бревнами. Хотя местные это так, образно говоря, ближайший населенный пункт Курай – 30 км отсюда.
Скоро дорога становится совсем накатанной, а лес все реже и реже – мы решаем, что пора искать место для стоянки. Место надо найти такое, чтобы было не видно с дороги – это так на всякий пожарный случай. В итоге, ставим палатку на аккуратной, скошенной поляне, где в центре стоит стог сена и столб для привязывания коня, а из кустов ведет дорога. Спрятались, называется. Главное, чтобы не пришел хозяин поля – не хочется вступать в конфликт с местным населением.