Дальний Восток / Автостоп

1 - 8 июля 2003 г.
на Курилы
Сахалин

* На Сахалине первое, что зацепило взгляд, это плантации лопухов -- белокопытника японского, разросшегося прямо посреди города Холмска. Как я узнал впоследствии, это растение произрастает только на Сахалине, Курильских островах и в Японии. За городом, на трассе Холмск -- Южно-Сахалинск, встретились и пугающие заросли курильского бамбука, давно известные мне из туристских отчётов и книг, а также работающие на полях китайцы, про которых в отчётах и книгах ничего не сказано. Начиная с Приморья, не встречал ни одного легкового автомобиля отечественного производства. В остальном люди живут так, как обычно на континенте.

Преодолев от Холмска на восток чуть более 200 км, мы оказались в столице Сахалинской области, появившейся на карте России совсем недавно, в 1945 г. Из телевидения и газет я знал, что здесь нет света, отопления, продуктов... Но вижу совсем иное. Обычный современный город. К моему удивлению, люди тут продолжают жить в многоэтажных домах, не голодают, ходят в модной одежде, пьют пиво и т.п. Да-а... Мне кажется, что все телевизоры надо просто выбросить.

В Южно-Сахалинске сразу пошли к "своим" -- в Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТ) на улице Академической. Нас встретили, можно сказать, с распростёртыми объятиями: "О, туристы, автостопом из Москвы... Месяц ехали! Конечно, вам негде спать, ночуйте здесь!" И снабдили нужной информацией, телефонами, познакомили с разными людьми.

По одному из телефонов я позвонил вулканологу Александру Соловьёву. Описал ему нашу малоденежную ситуацию, начал убеждать в нужности таких людей, как мы. Соловьёв отнёсся к нам с таким же пониманием и теплотой, как и сотрудники ЦДЮТ. ФУ нас планируется экспедиционный вертолёт на Итуруп, и если будут места, а они наверняка будут, мы с удовольствием заберем вас с собой. Вот только когда будет он, неизвестно. Может, через неделю, может, через две. Звоните."

Я поинтересовался, какие ещё есть варианты попасть на острова. "На теплоход "Мария Цветаева" билетов нет, даже не пытайтесь. Если только сухогруз вас возьмёт. Или пока изучайте Сахалин."

Рома съездил в порт Корсаков и всё разузнал про суда на ближайшее время. Одно отходило сегодня ночью курсом на Итуруп. Решив не упускать этот шанс, к вечеру уехали в Корсаков и ночью, договорившись с капитаном, уплыли за 1000 р. с носа.