Паспорт маршрута: сплав по р. Собь от п. Харп до п. Катравож.

1. Участники.
  1. Лоскутниковы Владимир и Наталья
  2. Иванов Макс
  3. Денисов Роман
  4. Баранов Иван.
  5.  
2. Сплав средства
  • экспедиционный шестиместный катамаран «Вольный ветер»,
  • лодочный мотор Хонда 2.3 л.с.
3. Нитка маршрута

Заброска до реки

11- 15 августа

Заказной микроавтобус: Уфа – жд вокзал Уфа

Поезд № 113 «Уфа-Ярославль».

Поезд № 210 «Ярославль-Харп».

Заказной УАЗ Буханка: жд вокзал Харп – берег р. Собь

Активная часть

15-24 августа

Сплав 123 км.:

р. Собь (ниже моста в п. Харп, сразу за порогом)- так называемый «ледник» ( 6 км. не доходя п. Катравож).

Выход с маршрута

25-29 августа

Катер, около 60 км: Ледник – Катравож – Лабытнанги: переправа в районе ГРС и порта.

Поезд № 021 «Харп-Ярославль».

Поезд № 47 «Ярославль-Уфа».

Заказной микроавтобус: жд вокзал Уфа -Уф

4. Бюджет похода

 

На группу, рублей

На человека, рублей

Билеты на поезда:

Уфа-Ярославль-Харп.

Лабытнанги-Ярославль-Уфа

107595

21 519

Багаж на поезда

7443

1489

Питание: активная часть, поезд

25 675

5135

Спиртное, пиво

17 320

3464

Хозрасходы:

Масло/бензин на мотор и сучкорез, газ, клей в ремнабор

4280

856

Заказной микроавтобус: жд вокзал г. Уфы (туда/обратно)

4000 руб.

800

Заказной УАЗ Буханка:

жд станция Харп – берег реки

1000 руб.

200

Катер по р. Обь:

Ледник-Катравож-Лабытнанги

20 000

4000

Грузопассажирское такси:

переправа Лабытнанги - жд вокзал Лабытнанги

2000

400

Итого

190000 рублей

38000 рублей

 
5. Контакты забросчиков

 

Наш вариант

Запасные варианты

УАЗ Буханка:

жд станция Харп – берег реки

Николай

951-982-96-51

908-864-84-29

932-095-78-32!

Катер по р. Обь:

Ледник-Катравож-Лабытнанги

Александр

Телефон/вацап: 951-985-90-51

Владимир.

900-398-83-30.

Грузопассажирское такси:

переправа Лабытнанги - жд вокзал Лабытнанги

900-396-16-24

8(34992)3-18-18/908-85-63-534.

 

 

Примечания к маршруту: сплав по р. Собь.

Заброска до начала сплава по р. Собь.

В этом году, в связи с обстановкой в стране, выбирался самый не рискованный в плане денег маршрут на Полярном Урале: без предоплат, без вездеходов, с заброской «колёсами в воду».

В наши запросы идеально вписалась река Собь.

  • Начало маршрута: п. Харп, река находится километрах в 2-х от станции.
  • Конец маршрута: п. Катравож, откуда на катере или другими способами можно по р. Обь добраться до Лабытнанги.

До этого похода, у нас отправной точкой на Полярный Урал из Уфы был город Киров. До Кирова добирались на заказном микроавтобусе, далее – поездом (прямых поездов из Уфы нет).

Но так как команда собралась небольшая, микроавтобус пришлось исключить и ехать до реки поездом из Уфы.

Как вариант, рассматривали ехать до Харпа и на своих машинах.

Но:

  • по деньгам и времени это практически тоже самое;
  • плюсом большой минус: наказанные водители, у которых отдых начинался бы не с порога дома, а только по прибытию на реку.

Самым оптимальным вариантом добраться к началу маршрута оказалась связка поездов «Уфа – Ярославль» / «Ярославль – Харп» с 15-ти часовой ночной пересадкой в Ярославле.

Обратная дорога: связка поездов «Лабытнанги – Ярославль»/ «Ярославль- Уфа» с 2-х часовой пересадкой в Ярославле.

В общем, «бюджетная» дорога поездом оказалась долгой.

Билеты на поезда покупались заранее, за 90 дней.

Дополнительно к билетам на каждый поезд были куплены 4 багажных билета на провоз туристического снаряжения. В багаж сдавались габаритные вещи: катамаран, чехол с вёслами и транцем (забитый разной мелочёвкой), 2 больших личных рюкзака. Поэтому в своём купе размещались без проблем: на верхние багажные полки пихали оставшиеся 3 личных рюкзака, 2 нижних отсека забивали общественным шмурдяком.

Надо отметить, что за последний год с багажом произошли положительные изменения. Возможно, принято во внимание моё обращение в РЖД 2021 года по поводу багажа после похода на Хадату))))

  • Теперь при покупке багажа в билете сразу прописывается номер багажного вагона: и багаж ОДНОЗНАЧНО не толкается с вами в купе.
  • Один пассажир может сдать аж 3 багажных места!
  • Можно смело отвечать проводникам на их вопрос про перевес (когда они видят кучу вещей) – «нет перевеса!», так как провоз туристских палаток и другого негабаритного туристского инвентаря бесплатный. Это чётко прописано в Правилах перевозки багажа.

От станции Харп до реки по прямой несколько километров. Наверное, можно перетаскать вещи и пешком, но проблематично.

Мы экспериментировать не стали. Ещё дома договорились, чтобы машина нас встретила с поезда. К тому же, нам был нужен бензин * на мотор, который не так просто везти в поезде. Контактами поделились знакомые забросчики из Харпа – Людмила Жданова.

* С бензином надо договариваться заранее, потому как в Харпе заправки нет. Ближайшая АЗС – в 40 км, в Лабытнанги.

Питание на маршруте при сплаве по р. Собь.

Питание на маршруте было стандартным: 2 горячих приёма пищи и один перекус. Дополнительно каждому участнику в начале похода было выдано карманное питание: один мешочек с вкусняшками около 300 грамм.

Часть продуктов везли с собой из дома: сыры, с/к. колбасы, крупы, суповые наборы из сублиматов. Их упаковали в две 20-литровые бочки*.

* Эти бочки без проблем помещаются под нижней полкой в поезде: проверено ранее. Вообще, небольшие бочки с широким горлышком стали незаменимыми в многодневных водных походах (без пешей заброски) и вытеснили обычные гермомешки:

  • Небольшие бочки удобны при транспортировке: в них много не засунешь, поэтому они не сильно тяжёлые, и переносить можно одновременно со своим рюкзаком; при сплаве их легко паковать на катамаране.
  • Бочки обеспечивают надёжное хранение: жёсткость мнущемуся; герметичность тому, что боится влаги.

Остальные продукты купили в Харпе: хлеб, сладости, сахар, соль, мало подсолнечное и т.п. В посёлке несколько неплохих магазинов, в том числе сетевых – «Пятёрочка», «Магнит».  Ассортимент неплохой. Есть практически всё. И что удивило, нормальные привычные цены.

Обилие рыбы на маршруте ежедневно разнообразило и дополняло плановое меню. Домой вернулись с лишними килограммами.

Безопасность на маршруте при сплаве по р. Собь.

Сплав по р. Собь от п. Харп не категорийный. Единственный порог находится около моста в п. Харп. В низкую воду пород труднопроходим для катамаранов: гребёнка из камней посередине реки. Но есть возможность начать сплав ниже порога.

Тем не менее, бдительность на воде терять не стоит на протяжении всего маршрута. В русле реки часто попадаются огромные камни-чемоданы, «зачалиться» на которые или налететь на полном ходу на моторе – то ещё удовольствие.

К тому же, маршрут по р. Собь достаточно автономный: через 6 км. от п. Харп река уходит от железной дороги, пропадает связь. Единственный населённый пункт – через 117 км. в конце маршрута - п. Катравож.

Поэтому, не лишним будет регистрация туристической группы в МЧС.

Сейчас процедура регистрации в МЧС максимально упрощена.

Всё, что нужно сделать: заполнить онлайн-заявку на сайте МЧС нужного региона и отправить её.

Онлайн–заявка в МЧС России по Ямало-ненецкому АО: https://89.mchs.gov.ru/deyatelnost/registraciya-turistskih-grupp/onlayn-zayavka-na-registraciyu-turistskih-grupp?ysclid=lmu64i226r25629931

На указанную в бланке электронную почту в течении нескольких часов приходит письмо-уведомление о присвоении регистрационного номера туристической группе и телефоны, по которым надо уведомить МЧС о начале и окончании маршрута. Больше никаких телодвижений делать не нужно.

Про реку Собь.

Несмотря на то, что река Собь считается «проходным двором», общие впечатления о реке остались неожиданно положительными.

Несомненные плюсы при сплаве по р. Собь:

- Заброска «колёсами в воду»: на реку попадаешь прямо с поезда (от жд станции Харп до берега около 2 км). Есть возможность доехать и на личном транспорте до п. Харп.
- На протяжении 100 км. от п. Харп: река чистая, вода прозрачная, берега галечные. Только последние 20-25 км перед п. Катравож вода мутнеет и берега становятся песчаными. Но при этом, песок не топкий, как, например, на р. Щучья, а мелко просеянный «морской».
- Также на протяжении 100 км. от п. Харп нет проблем со стоянками. Встать вполне комфортно можно на любой косе или острове, которых при малой воде предостаточно.
- По поводу «проходного двора». За 10 дней на реке встретили всего 2 группы, с которыми пересекались один раз. Да, встречались местные рыбаки на моторках и ветродуйках. Но они особо не напрягали. Во-первых, их было не так много. А участок от руч. Гэрд-из-шор до р. Хараматолоу - практически «безлюдный». Во-вторых, местные не рыбачат на сети и рыбы хватит всем.

Минусы при сплаве по р. Собь:

Река непривычно широкая – поэтому к рыбалке надо приноровиться.

 

 

Дневник похода

15-16.08 15-16.08
16-17.08 16-17.08
17-18.08 17-18.08
18-20.08 18-20.08
20-21.08 20-21.08
22-23.08 22-23.08
23-24.08 23-24.08
24-25.08 24-25.08

Дневник похода. Сплав по р. Собь.

Маршрут проходил при аномально низкой воде. Весь июль на Полярном Урале в районе похода был сухим и жарким. Это кардинально повлияло на рыбалку.

Часть 1. Заброска на р. Собь.

11 августа, пятница. Поезд № 113/114 «Уфа – С. Петербург» до станции Ярославль.

Накануне вечером к нам в Уфу приехали магнитогорцы: начались финальные сборы вперемешку с тостами «За погоду!». В общем, так начинаются все наши маршруты.

В 10.30 на наёмном микроавтобусе поехали на ж/д вокзал Уфы.

На вокзал пускали через ленту: весь багаж прошёл досмотр. На него ушло минут 40. Хорошо, что никуда не торопились.

Поезд местного формирования. Минут за 30 до того, как путь появился на табло, мы его уже вычислили и не спеша перетаскались, воспользовавшись лифтом!

Посадка прошла спокойно. Три больших рюкзака и упаковка с вёслами ушли в багажный вагон. Общественный шмурдяк (2 бочки с продуктами, маленькая бензуха, мотор, костровая сумка), легко уместились с нами в купе под нижними полками.

В 13.25 местного/уфимского - отправление.

В поезде в тихую употребляли колу с вискарём. Бутылку с колой отпивали и доливали в неё вискарь. Открытие этого похода А что, так можно было?? Следующий раз надо включать колу в бюджет, а то истратили на неё 1500 рублей)))).

12 августа, суббота. Поезд № 113/114. Прибытие в Ярославль.

Ночь на вокзале Ярославля в ожидании пересадки.

Весь день в поезде.

Большие остановки в Рузаевке, Арзамасе, Нижнем Новгороде, Иваново.

Едем непонятно: засыпаешь - поезд едет вперёд, а просыпаешься – он уже едет в обратную сторону. 

В Ярославль прибыли ночью, в 23.40 местного времени.

Перетаскали вещи на вокзал.

Я, Володя и Макс решили посмотреть ночной Ярославль. В город поехали на Яндекс-такси за 300 руб. Привокзальное такси просили 500 и убеждали, что Яндекс возьмёт столько же.

По Ярославлю гуляли часа 2.

Город красивый и освещённый: гулять ночью достаточно комфортно. Есть, на что посмотреть. Путь к достопримечательностям каждые несколько метров обозначен отпечатком медвежьей лапы – это новый туристический маршрут «Медвежья тропа». Оказывается, в историческом центре установлено аж 486 таких оттисков!

О проекте «Медвежья тропа» - на портале «Правительства Ярославской области».

В городе во всю кипела ночная жизнь: на одной из центральных улиц под живую музыку веселилась молодёжь.

Ночь провели на вокзале: спали на рюкзаках на полу, как бомжарики.

13 августа, воскресенье. Поезд № 210 «Москва – Лабытнанги» до станции Харп.

Утром позавтракали в «Чайхана халяль», узбекская кухня. Кафе находится справа при выходе из вокзала в город. Вкусно и за вменяемые деньги!

Теперь в город пошли Ваня и Ромчик – нафотографировали дневной Ярославль.

Я позвонила водителю, который должен нас встретить в Харпе и слегка афигела: водитель на днях попал в больницу!  Но нас просил не беспокоиться и пообещал, что за нами обязательно кто-нибудь приедет)))).

Поезд пришёл на 1 путь!

Что приятно удивило на жд вокзале Ярославля: путь на табло появляется за 10 минут до прибытия поездов! Т.е., нам на посадку было подарено целых 10 минут к плановой 30-минутной стоянке! Прям, аж хочется написать благодарственное письмо начальнику вокзала «Ярославль Главный».

За 40 минут в спокойном темпе перетаскали все вещи.

6 рюкзаков сдали в багажный вагон. Заранее было куплено 4 багажа. Но потом, в ожидании поезда я докупила ещё 2 багажа через личный кабинет на сайте РЖД. Места у нас были неудобные – 3 места в купе (без одного нижнего), и боковушка напротив: т.е., минус 2 нижних багажных отсека под общественный шмурдяк. Возникли опасения, что мы не разместимся.

В 15.08 местного/московскогоотправление поезда.

Остаток дня практически проспали, как сурки. Дала знать бессонная ночь на вокзале. Ночью тоже спали. Проводник удивлённо вздохнул: какие мы тихие туристы)))

14 августа, понедельник. Поезд № 210 «Москва – Лабытнанги» до станции Харп.

Весь день в поезде.

На станции Микунь стояли 50 минут. Сходили в «Пятёрочку», которая в 200 м от вокзала, и купили 2 упаковки баночного пива на маршрут. Были опасения, что в Харпе пива может не быть. Как позже выяснилось, опасения напрасные: с пивом в Харпе всё хорошо. Только продают его с 10-ти утра.

Часть 2. Сплав и рыбалка на р. Собь.

15 августа, вторник. 1-й ходовой день. Прибытие в Харп.  Стапель. Сплав 6 км.

Утром в поезде почти повторили историю последнего похода на Большую Хадату с временем прибытия: ориентировались на время, которое бегущей строкой высвечивалось в вагоне. Время оказалось московским! А в Харпе время наше, уфимское, с разницей в 2 часа! Хорошо, что проводник заранее сказал о прибытии!

В 8.50 по-местному/уфимскому времени прибыли в Харп.

Разгрузились. На перроне нас уже ждал УАЗ – буханка. Ура! Николай не подвёл!

Отзвонились в МЧС о начале маршрута.

По дороге до реки заехали в магазин «Пятёрочка». Купили соль, сахар, подсолнечное масло, сладости, муку, хлеб. Цены практически как у нас. Ассортимент неплохой.

Ещё хотели докупить баночное пиво, но не получилось: спиртное продают только с 10-ти. Никакие уговоры не сработали.

До Соби доехали минут за 10.

Разгрузились за мостом, сразу после порога. В этом месте что-то вроде лодочной станции. По берегу бегали рыбаки.

Попросили водителя довезти Ваню до магазина, чтобы всё-таки купить пиво.  Обратно Ваня пришёл пешком.

Макс не удержался и собрал спиннинг. Вернулся с 2-мя некрупными хариусами – радости не было предела! Хариусов пустили на сугудай – обсосали их до последней косточки.

Стапелились 3.5 часа. За это время сварили обед.

Погода солнечная. Река мелкая. Вода в реке тёплая! Много мошки!

В 14.00 старт.

0-й км. р. Собь, ЛБ, после моста сразу за порогом.

В планах на сегодня – отойти от Харпа и найти нормальную стоянку.

Первые километры река местами совсем мелкая. Пару раз на перекатах пришлось катамаран проводить.

Берега галечные. Вода прозрачная с красивыми габброидами.

Рыбачили с катамарана и на остановках. В ходу были и нахлыст, и спиннинг. Рыбаки меняли мух и блесну, подбирая ключик. Но хариус ловился некрупный, грамм 300 - 400. Малышей мельче 300 грамм отпускали.

В реке около берега плавало огромное количество мальков – раньше ни в одной речке такого не видели.

По берегам, вплоть до притока Гэрд-из-шор, встречались местные рыбаки на автомобилях и была связь (Теле-2, Мегафон).

6-й км. стоянка, ЛБ р. Собь, перед устьем руч. Гэрд-из-шор.

В 19 часов встали на стоянку: перед устьем руч. Гэрд-из-шор.

За ходовой день прошли 6 км.

Стоянка организованная – есть костровище, заготовлены дрова. Возможно, здесь останавливаются коммерческие группы. Место хорошо продуваемое, поэтому мошка доставала не сильно. Палатки поставили прямо на галечнике. Оттяжки закрепили камнями.

Пока варился ужин, рыбаки надёргали хариуса.

Всего за короткий ходовой день поймали около 25 некрупных хариусов.

Вечером – костёр, роскошь для Полярного Урала! и воспоминания о рыбалке 2021 года на Большой Хадате, где ловили крупного хариуса, а не такую мелочь. Руки рыбаков в разговорах «скромно» изображали размеры пойманных тогда рыбин.

Ночью было жарко – спали просто на спальниках.

16 августа, среда. 2-й ходовой день.  Сплав 9 км. /Всего 15 км.

7.00 – подъём.

Утро пасмурное, но дождя нет.

11.00 – старт.

6.3 км – устье руч. Гэрд-из-шор, ЛБ.  Ручей сухой, воды нет.

После руч. Гэрд-из-шор пропали связь и движуха: по берегам перестали встречаться местные рыбаки. Мы, как бы, на реке остались одни.

Рыбачили во всех перспективных с нашей точки зрения местах. Кидали и в «рот», и в перекат, и до/после, учитывали рельеф дна. Но хариус попадался такой же мелкий. Хотя были признаки наличия хариуса покрупнее – но от тыкался в приманку и не брал.

Днём распогодилось – появилось голубое небо и стало жарко, как в Сочи.

Перекаты были мелкие, в разбоях – расчёски. Катамаран опять пришлось проводить.

Пройдя первые от притока Гэрд-из-шор разбои, остановились на рыбалку на правом берегу и на дне обнаружили яму. Поймали несколько хариусов грамм по 500. Рыбаки упорно кидали и кидали.

А вечер приближался. Я поняла, что от этого места их фиг оттянешь и пошла искать место под стоянку. Чуть выше ямы просматривался широкий галечный берег. Место оказалось вполне пригодным. Да и до ямы недалеко. Есть дрова. Палатки можно поставить на мягком сухом мхе. Видимо, в нормальное лето здесь болотина.

15-й км. стоянка, ПБ р. Собь, сразу после разбоев.

Время 18.00. За ходовой день прошли 9 км.

Хариуса, пойманного в течении дня, пустили на фарш. Фарш крутил Ромчик.  Все головы и обрезки, собираемые в течении дня, ушли на уху.

Рыбаки весь вечер бегали по берегу в поисках крупняка. Но хариус всё такой же мелкий. Завис вопрос – есть ли вообще на Соби хариус крупнее 500 грамм???

Последний улов сделали на рожнах у костра. И опять у костра разговоры о большой рыбе))))

Ночью был дождь.

17 августа, четверг. 3-й ходовой день.  Сплав 13 км. /Всего 28 км.

Дождь шёл всю ночь и, как по заказу, кончился перед подъёмом, в 6.30.

Утром жарили котлеты: на завтрак с рисом, остатки – на обед.

В 10.30 старт.

Интересно: хариус лучше брал, когда рыбачили с катамарана. Клевал как из пулемёта.

Хариус стал чуть крупнее.

Погода - жарища. Лица у всех поджарились.

Все перекаты и разбои мелкие – таскали кат.

В русле Соби встречались огромные камни-чемоданы. Камни высматривали заранее, чтобы случайно не налететь на них на моторе.

В 3 км не доходя Ханмея, Володя поймал первого «крупного» хариуса, грамм на 600. Рыбаки повеселели. Да уж, на Хадате 600 – граммовых экземпляров мы называли мелочью.

28-й км – устье р. Ханмей, ЛБ. Стоянка.

В 20.00 встали на стоянку в устье р. Ханмей, ЛБ р. Собь.

За ходовой день прошли 13 км.

Стоянка в устье р. Ханмей находится на стрелке Ханмей-Собь.

Только мы разгрузились, увидели группу сплавщиков на 3-х лодках: человек 7. Они, видимо, тоже целились сюда. Но увидев, что место занято, зачалились напротив: на ПБ Соби на каменистой отмели. Это была первая группа, которую встретили на реке.

На Ханмее у нас была плановая стоянка с днёвкой. По информации, собранной до похода, по Ханмею можно подняться вверх - там обещали неплохую рыбалку.

Но по нашей воде Ханмей в устье мелкий и «стоячий». Вода коричневатая.

К тому же, место не удобное для бани: берега практически нет. Зато море злой и надоедливой мошки! Поэтому днёвку отменили. Делать здесь нечего. Разве что, кормить голодную мошку.

Стоянка «обжитая»: оборудованное костровище, вокруг брёвна для сидения, нарубленные и аккуратно сложённые дрова.  Стоянка находится на возвышении в лесочке.

На ужин – жаренный хариус в огромном количестве. Плановая раскладка отдыхает.

Вечером – красивый закат сменили суровые тучи.

Но, как не странно, дождя ночью не было. В палатке опять жара.

18 августа, пятница. 4-й ходовой день.  Сплав 5 км. / Всего 33 км.

Утро пасмурное, но без дождя.

Перед выходом восполнили запасы истраченных дров.

Пока собирались и завтракали, Макс вытащил крупненького хариуса на 760 г.!

Приятный ажиотаж!

В 10.30 старт.

Неплохо порыбачили сразу за устьем Ханмея, там, где ночевала группа на лодках. Ваня вытащил хариуса на 740 грамм!

Потом рыбачили в основном с катамарана. С берега хариус не брал: тыкался, подтравливая рыбаков, и сваливал.

В планах сегодня - найти хорошую стоянку с крупными камнями на берегу и встать на днёвку.

Такое место подвернулось на ПБ, в 2-х км. не доходя до правого притока - р. Хувсоим: большой галечник, ограниченный лесом. По берегу камни разного калибра – отличный стройматериал для каменки. К тому же, недалеко, в 200 м. выше по реке – разбои, где неплохо порыбачили на хариуса. Вечером и завтра можно ходить туда на рыбалку.

Странно: несмотря на то, что Ханмей принёс коричневую воду, Собь опять стала прозрачной.

33-й км. стоянка, ПБ р. Собь, перед р. Хувсоим.

15.00 – встали на стоянку.  

За ходовой день прошли 5 км.

Быстро разгрузили катамаран. Общак таскать не стали – оставили на берегу, так как лагерь от берега далековато.

Володя, Макс и Ваня, на моторе поехали обратно к разбоям рыбачить.

Потом переехали вперед, на перекат при впадении руч. Хувсоим. Здесь Володя на нахлыст вытащил неплохого хариуса на 800 г.

Мы с Ромчиком остались на хозяйстве - обустраивали лагерь и готовили ужин.

Рыбаки вернулись в 21.00, когда начал капать дождь.

Решили натянуть тент. Пока натягивали - пошёл ливень.

Быстро поужинали и расползлись по палаткам.

Дождь шёл всю ночь.

19 августа, суббота.  5-й день.  Днёвка. Трофейный хариус.

Утром опять, как по расписанию, дождь кончился. Вылезая из палаток, увидели голубое небо.

Ещё одна радость – сильный ветер, который быстро всё подсушил и сдул мошку.

Тент пришлось собрать, так как ветер его просто сдирал и часть оттяжек были уже сорваны.

Палатки дополнительно укрепили камнями.

После завтрака были объявлены хозработы. Заготовили дрова на баню, натаскали камней на каменку. Только потом желающие – Макс и Иван, ушли на рыбалку.

Володя занялся каменкой.

Вскоре Иван вернулся с круглыми глазами и крупным пойманным хариусом. Весы показали 1 кг! Ура! Крупная рыба в Соби всё-таки есть! Иван был доволен как слон. А мы радовались за Ивана – это его первый большой поход и первый большой хариус.

Забегая вперёд: по хариусу это был трофей похода.

Часам к 6-ти баня была готова. Устанавливали её при сильном штормовом ветре. Чуток накосячили с высотой кольев – баня получилась высоковатой.

К бане – баночное пиво и сугудай. Счастье!

Ночью первый раз было холодно – наверное, градуса 2-3.

20 августа, воскресенье. 6-й ходовой день.  Сплав 19 км. /всего 52 км.

После бани встали поздно – в 8.30.

Но в 11.00 уже были на воде!

Погода непонятная: светит солнце – и вдруг мелкий дождь, потом опять солнце.

В 200 м от устья р. Орехеган хорошо наловили хариуса. Опять отличился Иван – поймал язя. По виду язь был килограмма на 3. Но взвешивание показало 1.300))).

Макс вытащил небольшую щучку.

39-й км. р. Орехеган, ПБ.

В устье Орехегана не поймали ни одного хвоста. Избу в устье, описанную в некоторых отчётах, не нашла.

Хорошо ловился хариус на перекатах после Орехегана. Хариус – 700-800 г. Хотели даже встать здесь на стоянку. Но тут около нас тормознула моторка, которая шла с низовьев Соби: рыбаки показали нам с лодки большого хариуса и крикнули, что такой ловится там, в низовьях. Я предположила, что местные рыбачили на Хараматолоу. Потому что эта река считается самым рыбным притоком в бассейне Оби. Поэтому решили дойти до этого притока.

До Хараматолоу шли на последнем издыхании: время семь, а до притока ещё километра 4. Хотелось уже поесть, попить, отдохнуть. Появились панические предложения: «давайте уже встанем хоть где-нибудь!».  Но, как выяснилось позже, хорошо, что стоянок до Хараматолоу не подвернулось и мы всё-таки к восьми часам дошли до Хараматолоу!

52-й км. р. Хараматолоу, ПБ.

Тут нарисовалась проблема: где встать лагерем.

Устье Хараматолоу на протяжении километра впадает в Собь несколькими рукавами.

Сначала зачалились между первым и вторым рукавами.

Вода малая. Русло первого рукава Хараматолоу сухое и определяется только по карте в навигаторе. Второй рукав с водой и более-менее полноводный.  

Между ними - галечник с небольшим куском песка, следы стоянки: костровище, дрова, заваленные жерди от бани. Но нам место для лагеря показался неудобным.

Левый берег напротив устья – высокий.

По информации с интернета, самое полноводное – русло последнего рукава Хараматолоу и там же – единственная нормальная стоянка: в лиственницах на террасе.

Поэтому пошли туда. Но дойдя до последнего рукава, воды там не обнаружили! Стоянку нашли – но до неё от берега идти метров 300. И куча злой мошки!

Решили вернуться на галечник между первым и вторым рукавами, что оказалось совсем непросто. Наш маломощный мотор с большим трудом преодолел течение в месте впадения второго рукава Хараматолоу. Мотору помогали вёслами – гребли со всей дури.

Лагерь ставили уже при закате солнца, который нарисовался в верховьях Хараматолоу.

Потом артель пошла чистить рыбу, пойманную за последние 2 часа.

Ужинали поздно, часов в 9. На ужин, в дополнение к основному меню – уха из 3-х видов рыб: язя, щуки и обрезков хариуса.

Спать разбежались быстро, так как за день хорошо ухайдакались.

Ночь была прохладной, без дождя.

21 августа, понедельник. 7-й день.  Трудовая днёвка.

Утром – ясное небо! 

Вставали по желанию – кто, когда хочет.

Самым ранним оказался Макс – часов в 6 утра ушёл рыбачить. Часам к восьми к нему присоединились Володя и Иван.

По результатам утренней рыбалки приняли решение вставать на днёвку.

На катамаране съездили за дровами на противоположный берег.

Весь день был посвящён рыбалке.

Ромчик крутил фарш. Из фарша сразу сделали котлеты – получилось 18 больших штук!

Ваня опять урвал килограммового хариуса! После чего сказал, что нарыбачился так, что можно ехать домой.

В обед к устью приехала моторка с 2-мя местными. Встали рыбачить рядом с нашими рыбаками. Потом они уехали вверх по руслу второго рукава Хараматолоу. Часа через 3 вернулись обратно с ведром крупного хариуса. Хариус на вид был от килограмма и больше.

Нам, к сожалению, на нашем катамаране и моторе по малой воде туда не подняться.

На ужин обжираловка: борщ, 3-х литровая кастрюля с жаренным хариусом, сугудай и уха.

Самым последним с рыбалки вернулся Макс с сумкой рыбы – шёл, еле волочил ноги и ругался на хариуса.

За вечерним костром вдруг разбуянился Ромчик – начал орать про политику, перекрикивая сытых чаек))).

К ночи набежали грозные тучи и пошёл дождь.

22 августа, вторник. 8-й ходовой день.  Сплав 16 км. /всего 68 км.

В 6.00 подъём. Дождь кончился!

В 8.30 старт.

Только отошли и сразу остановились на рыбалку после устья Хараматолоу. Рыбачили с катамарана.

Пока рыбачили, увидели приближающуюся байдарку–пакрафт. Это были свердловчане: отец и маленький сын лет 10-ти. Они путешествовали уже месяц! Смелые люди… Сейчас спускались с Хараматолоу. Мужчина рассказал, что, когда они были в верховьях Хараматолоу, в районе порогов, ловился крупный хариус, килограмма 1.5.

Мы отдали им рыбу, которую успели поймать за утро – штук 10 хариусов. Наверняка, с продуктами у них не очень.

По берегам много галечных кос и островов, пригодных под стоянки.

Хариус ловился весь день, вплоть до устья Луппайелги. Иногда издевался: подходил к блесне, тыкался и не брал.

68-й км. р. Луппайелга/Чёрная, база. ПБ.

На стоянку встали в 18.00, на ЛБ Соби, напротив устья Луппайелга – на галечнике, более-менее пригодном под ночлег.

Сначала хотели встать на ПБ около базы. Но там тусовались люди и на берегу стояло 2 лодки.

За ходовой день прошли 16 км.

Несмотря на то, что место хорошо продуваемое, на берегу СТАЯ мошки! Пока варили ужин – мошка чёрным слоем покрыла солянку! Ромчик даже заистерил: материл мошку на всю Собь и хотел убежать раньше времени в Лабытнанги.

Макс и Володя на катамаране перечалились на ПБ к устью Луппайелги в надежде поймать щук, про которых писали во всех отчётах. Да и весь правый берег около базы был завален высохшими щучьими головами.

Но сколько они не кидали – ни одной поклёвки.

23 августа, среда. 9-й ходовой день.  Сплав 25 км. / всего 93 км.

В 7.30- подъём.

В 9.00 – старт.

Погода нас баловало – голубое небо, тепло. И мошка – летела за нами с места ночлега, перегоняя мотор.

Рыбачили с катамарана. Удивительно: до сих пор клевал хариус.

По берегам появилась трава типа осоки. Но берега в основном ещё каменистые, а вода прозрачная. Река прямо радует.

Через 3 км. с катамарана поймали 2-х первых нормальных щук на 1.8 и 1.7 кг. –  Первую щуку вытащил Иван, и следом – Макс. Кидали с катамарана в сторону берега. Первых пойманных щук посадили на кукан, и привязали к катамарану. Так они с нами и плыли весь день.

При вытаскивании щук на катамаран быстро поняли, что это очень опасно. Щука активно сопротивляется и бьёт хвостом. Под раздачу попадает всё, что находится на судне. При этом во рту у щуки - приманка с огромными крючками, которые легко могут продрать катамаран. Поэтому решили действовать так: как только щука попадётся, сразу чалиться на берег и вытаскивать щуку уже на берегу.

На перекате в месте впадения р. Лесмисоим остановились на перекус. Наловили некрупных хариусов. Пополнили запасы сугудая.

Целью на сегодня было найти брошенный вездеход на правом берегу, про который я прочитала в одном отчёте. Писали, что от вездехода начинаются щучьи ямы, рядом 2 избы. Точных координат не было. Судя по карте, этим местом могло быть урочище Тушгорт.

Перед урочищем Тушгорт по берегам начали попадаться лодки с местными рыбаками. У одного рыбака спросили про вездеход. Ответ: «Ниже по реке вездехода не видел и первый раз про него слышу». Опа…Или вездехода уже нет, или он находится не на самом берегу, а где-то в лесу. Ещё рыбак пожаловался, что сегодня плохой клёв: щука не берёт вообще.

Потом на катамаране начался аттракцион. В очередной раз клюнула щука у Вани. Ваня занервничал. Щука бьётся и хочет уйти. На катамаране крики. Зачалились. Ваня спрыгнул с катамарана, тащит. За ним прыгает Макс с подсаком. Щука в подсаке. Но……… подсак не выдержал тяжести рыбы и сломался: довольная щука свалила под наше сплошное пи-пииии!

Только отчалили от берега, поклёвка-удар у Макса. В прозрачной воде видели, что щука большая. Опять кипишь. Чалимся.  Теперь впопыхах выпрыгивает и нервничает Макс, Ваня за ним с подсаком. Володя держит катамаран мотором. На этот раз Ване удалось подсаком подтащить щуку к берегу. Он гордо заявил Максу: «Смотри, как надо!»))))

Щука явно большая – в 2 раза свернулась в подсаке. Макс, поднимаю щуку на руки, пищал от радости. Весы показали 5.6 кг!

89-й км. Изба на ЛБ. Координаты: N66° 27.145' E65° 35.228'

На ЛБ увидели избу, решили посмотреть. Изба больше похожа на сарай, грязно. Максимум там может разместиться 3 человека. Вокруг растёт высокая трава и много мошки.

Пока смотрели избу, Ваня рыбачил на берегу и неожиданно для всех поймал щуку на 2.2 кг!

Дело было к вечеру и надо уже искать ночлег.

В 200-х метрах ниже избы, на левом берегу наткнулись на следы стоянки: небольшое костровище, дрова. По берегу и в воде валялись большие высохшие щучьи головы! Стоянка, явно, рыбацкая!

Решение встать здесь приняли мгновенно, несмотря на то, что палатки пришлось ставить на склон, заросший высокой травой.

89.2-й км. Стоянка на ЛБ, в 200 метрах от избы.

Время 18.00. За ходовой день прошли 25 км.

Макс и Иван пошли рыбачить по берегу. Володя остался: сказал, что уже накидался до того, что правая рука болит от спиннинга и с трудом поднимается.

За вечер было поймано ещё 3 щуки.

Общий вес пойманных за день 7 щук составил 19 кг!

Рыбаки разобрали нахлыст и настроили спиннинги на щуку. Рыбалка на хариуса закрыта.

Остаток вечера разделывали щук на филе. А мошка разделывалась с нами.

Филе с трудом поместилось в 10-ти литровый силиконовый таз. Его подсолили и оставили на завтра – сил уже больше ни на что не было.

Вечером долго сидели у костра, поедая четверную уху.

Всю ночь шёл дождь.

24 августа, четверг. 10-й, последний ходовой день. Трофейная щука.

Сплав 30 км. /всего 123 км.

В 6.30 – подъём и, уже как по расписанию, кончился дождь.

Утром часть щуки перекрутили на фарш – получилось полное 5-литровое ведёрко.

Помечтали о том, что сделаем котлеты и будем их продавать в поезде. Наивные….

Часть филе пожарили на завтрак к рису, остатки сложили на перекус.

Жаренное филе получилось очень вкусным!

Покидая стоянку, оставили дрова.

Перед выходом пошутили: оставили на камне щучью голову. В зубы щуке воткнули стакан. Потом ещё и налили в него. Володя толкнул речь.

В 10.30 старт.

Погода ясная.

Рыбачили опять с катамарана: с берега щука не брала.

Поймали пару щук килограмма на 2 и отпустили. После вчерашней чистки рыбы заниматься этим напоследок желания не было. Поэтому всех пойманных щук сегодня решили отпускать.

Рыбалка веселила весь день. Поржали от души. Рыбаки на каждой поклёвке бредили трофейным экземпляром. И наконец это случилось. Повезло Максу.

Через 2 км от избы Макс поймал огромную щуку. Иван и Володя подсаками с двух сторон помогали вытаскивать. Перенервничали все!

Щука стала трофеем похода – вес 8.6 кг., рост 105 см.!

После эмоциональной фотосессии щуку отпустили. Все возбуждены и радостны.

Макс, поцеловав на прощание щуку в лобик, сказал: «Я никогда в жизни не отпускал щуку на 8 кг!».

В одном месте щуки стаей плавали прямо под и рядом с катамараном. Зачалились покидать с берега. Вытащили Макс, Ваня и я! Моя щука стояла прямо под берегом – я её увидела и бросила блесну прямо под рот! Щуку благополучно вытащила на берег и была счастлива как слон. Потом со мной случилась ещё одна поклёвка. Но что-то пошло не так: видимо, плохо подсекла, и щука сошла. Только я этого сразу не поняла – всё тащила и тащила. «Помогли» пацаны – поиздевались надо мной славно.

Погода явно портилась – с верховьев Соби ползли страшные тучи, не предвещающие ничего хорошего.

Сегодня надо было дойти до финиша – до точки, которую забросчик назвал Ледником. Ориентир – 7-8 км. не доходя п. Катравож.

Проблема в том, что я не знала, где эта точка точно находится на карте: не было координат. И непонятно, какой километраж надо пройти за день.

Поэтому просто идём до упора, при этом не отказываемся от рыбалки.

Примерно от места, которое на карте обозначено как «изба Нюрапол», Собь стала широкой, глубокой и мутной. Поэтому сложили спиннинги и на полном ходу под мотором пошли до финиша, уже без остановок.

Вскоре показалась вышка и появилась связь.

Через несколько километров на правом берегу увидели высокое строения и поняли, что это ледник.

123-й км. Ледник на ПБ. Координаты: N66° 21.910' E66° 00.588'

Время 19.30.  За день прошли 30 км.

Зачаливались на вёслах – в моторе, как по заказу, закончился бензин.

Берег песчаный, но не топкий, как на р. Щучья! Песок как на море.

Всех слегка покачивало.

Обследовали здание ледника на предмет ночёвки – но всё в разрухе, крыша дырявая. Вокруг здания – помойка, хотя стоит мусорный бак. Люди всё-таки свиньи!

Вокруг здания ходили две огромные, но добродушные и, видимо, голодные, собаки.

Здесь ловит связь: Теле-2, Мегафон и Билайн.

Лагерь решили разбить в лесочке до ледника.

Пока разгружали катамаран, пошёл дождь, который минут через 30 превратился в ливень. Видимо, напоследок погода решила на нас отыграться.

Натянули тент, побросав под него вещи. Палатки ставили под дождём.

Катамаран разбирать не стали. Всё завтра.

Я позвонила забросчику Александру – он подтвердился и договорились, что завтра в 12 он за нами приедет.

Весь вечер под тентом я жарила котлеты из щучьего фарша, который везли с собой с предыдущей стоянки. Котлеты горячими сразу расходились по голодным ртам.  Наелись до полных животов. Последние штук 12 котлет уже не залезли. Решили оставить их на завтрак. Я сложила котлеты в кастрюлю с крышкой, сверху завязала пакетом и поставила под наш маленький столик. 3 штуки в кастрюлю не влезли: подвесила их в пакете на верёвку под тент. Ещё оставалось подсоленное щучье филе, которое тоже решили пожарить с утра.

Вода в реке мутная и коричневатая. Не догадались сделать запас там, где она была ещё чистой! Поэтому на чай собирали дождевую воду: поставили к краю тента котелок.

Дождь не прекращался. Поэтому после ужина в 10 часов залезли в мокрые палатки.

Дождь лил как из ведра всю ночь.

Ночью было шумно. То и дело с берега раздавались какие-то стуки, крики. Это подъезжали рыбацкие лодки и занимались чем-то непонятным. Мы опасались, что наши вещи, оставленные на берегу, уйдут.

Часть 3. Выход с р. Собь.

25 августа, пятница. На моторке по р. Обь до Лабытнанги, 60 км. Ночь на жд вокзале в ожидании поезда.

Подъём в 8.00.

На удивление, в 8 утра дождь прекратился! Голубое небо и ветер – всё, что надо для сушки!

Утром случился казус – пропали котлеты, которые были сложены в кастрюлю! Я подумала на рыбаков, а пацаны заподозрили псов, которые вчера обитали неподалёку от нас. При этом, псы теперь лежали около нашего лагеря – с явно сытыми рожами! Фиг с ним, с котлетами – мы их уже наелись досыта. Но кастрюльку то жалко! Искали её и на берегу, и около ледника, потом забили... а потом кастрюлю нашёл Макс в нескольких метрах от тента.

Вместо котлет к утреннему кофе пожарили остатки филе из щуки. То, что в нас не влезло, сложили в контейнер.

До 12 всё просушили и уложили.

В 12.00 приехал катер.

Увидев его, мы поначалу обомлели – не влезем! Забросчик Александр засмеялся: «не беспокойтесь, не первый раз такое количество вывожу».

К нашему удивлению вошли легко!

Катер с тентом. С мотором на 115 л.с.!

Погода ясная, но на после обеда по прогнозу дождь. Поэтому погрузились быстро. Отдали Александру неистраченные 12 литров бензина.

До Лабытнанги доехали за 1.20.

Выгрузили нас около переправы рядом с портом и ГРС. По нормальной воде могли бы доехать практически до жд вокзала: но по нашей низкой воде это невозможно. Протока Выл-посл мелкая

Только выгрузились, пошёл мелкий дождь.

Вещи перетаскали наверх, к тупиковым жд путям -  туда подходит дорога.

Отзвонились в МЧС о завершении маршрута.

Володя позвонил в грузовое Яндекс-такси: с диспетчером я связывалась дома и была предварительная договорённость.

Машина приехала минут через 30: грузопассажирский Volkswagen.

Разместились без проблем: 2 человека сели вперёд рядом с водителем, трое -  в грузовом отсеке на вещах. При чём, перегородки, разделяющей кабину и грузовое отделение, нет. Поэтому ехать комфортно. Водитель доброжелательный и разговорчивый.

До вокзала - около 3 км., доехали быстро.

Вещи перетаскали на 2 этаж вокзала. Вокзал пустой. В зале ожидания - гавкающая уборщица! Прям достала и хотелось уже послать подальше, но смена её кончилась.

На вокзале пообедали – филе из щуки и чай из термоса. Последние 3 куска уже никому не полезли – пришлось их выкинуть.

На вокзале предстояло провести остаток дня и всю ночь.

Теоретически можно было выходить с реки сегодня, чтобы не ночевать на жд. Но при этом, есть риски опоздать на поезд. На Оби часто бывают шторма, которые надо пережидать.

Из развлекух на сегодня:

  • По очереди погуляли по городу.
  • Втихую на улице попили пиво. Некрасиво – но по кайфу.
  • Нашли магазинчик, где можно домой в большом количестве купить вяленную ряпушку – «ТЦ Нижегородец». Рыбный киоск, который находится около вокзала и где покупали рыбу в 2021 году, был закрыт. В магазине нам предложили забрать ряпушку завтра перед поездом – очень удобно!
  • Я рвалась съездить к Мамонту в Салехард, но охранник на вокзале сказал, что, если начнётся шторм, паром обратно не пойдёт. Ещё сказал, что даже жители Салехарда на поезда приезжают за сутки, чтобы случайно не застрять на переправе. Поэтому мамонта оставила на следующий раз.

Вечером по очереди сходили на вокзальный душ за 200 руб./чел.

Ночь провели не комфортно. Сиденья жёсткие и неудобные. Комната отдыха на вокзале одна, и она была занята. Достали коврики и расстелились на полу.

26 августа, суббота. Поезд № 021 «Полярная стрела» Лабытнанги – Ярославль.

Позавтракали в уже знакомом кафе Приуралье.  Кафе открывается в 8 утра, но по факту в это время готового ничего нет и лучше приходить к 10-ти. К кафе очень вкусные мясные блюда из оленины: отбивные, печень и гуляш за адекватные цены. Средний чек на человека 400 рублей за первое и второе с мясом!

После завтрака мы с Володей на Яндекс-такси съездили к Стелле «Ворота Ямала». До неё можно дойти и пешком – совсем недалеко от вокзала, но шевелиться было лениво. Красивая Стелла в виде арки находится на въезде в город. Недалеко от неё началась реконструкция этно-парка «Коми-деревня»: по легенде это место семи лиственниц, начало поселения Лабытнанги (Лабытнанги в переводе с хантыйского – «семь лиственниц»). Сфоткались, и на этой же машине вернулись обратно.

Потом пацаны пошли за рыбой. Заодно купили пиво.

Пока они ходили, я познакомилась с туристом-одиночкой, который тоже ждал поезд. Такие люди вызывают уважение. Мужчине 72 года, и он месяц сплавлялся в одиночку: Собь – Луппайелга – Хараматолоу - Собь. От него узнала, что Луппайелга тоже сплавная река и в ней много щуки. Что в июле на Хараматолоу было ещё достаточно воды несмотря на жару и по ней прошло 3 группы, которые ловили крупного, 1.5-килограмового хариуса. Т.е., если планировать маршрут по Хараматолоу – а эта река числится в планах, надо сплавляться в июле: даже в такое сухое лето, как это, в июле на Хараматолоу была вода.

Поезд пришёл на 2-й путь. Грузиться начали за час.

В поезде практически в открытую пили пиво с вяленой ряпушкой. Проводник спокойный. Да и мы вели себя тихо.

Потом завалились спать до утра.

27 августа, воскресенье. Поезд 021 «Полярная стрела» Лабытнанги – Ярославль.

Весь день в поезде. Спали, ели, пили, опять спали.

28 августа, понедельник. Пересадка в поезд 047 Ярославль - Уфа.

В 6.00 приехали в Ярославль. На 5-й путь. Когда забирали багаж из багажного вагона, слегка афигели: багажные квитанции к рюкзакам с гермомешками были прикреплены степлером!!!

Через 2 часа – пересадка. Поэтому вещи никуда таскать не стали.

За 50 минут до отправления на табло вокзала появился наш путь – 5й! Вот это подарок! Да ещё багажный вагон рядом – соседний!

Спокойно все перетаскали.

При посадке неожиданно и впервые за весь маршрут столкнулись с недоброжелательным проводником. Встретил он нас словами: «У вас перевес!».  Я ему: «У нас 4 багажных билета в соседнем вагоне, а в этом вагоне у нас негабаритное туристическое снаряжение!». Напомнила ему про новые правила провоза туристического инвентаря. Проводник как-то очень быстро отстал и больше не докапывался.

Макс и Иван на 50-тиминутной стоянке в Нижнем Новгороде чуть не остались на привокзальной кафешке – догоняли поезд, запрыгивая на ходу в другой вагон.

29 августа, вторник. Поезд. Прибытие в Уфу.

Спать устали, но всё равно дрыхли.

За 3 часа до прибытия в Уфу пошёл ливень. Неужели будем разгружаться под дождем????

В 21.30 приехали в Уфу. К этому времени, о чудо! - дождь кончился.

Поезд прибыл на 6 путь – жопа мира. Хорошо, хоть работал эскалатор -прямо с перрона. До машины таскались долго, минут 30: вещи проходили досмотр через ленту.

В 22.40 были дома.

Пацаны остались ночевать, в Магнитогорск решили ехать завтра с утра.

 Поход окончен. Мы усталые, довольные и счастливые.

 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте

Прикрепленные файлы