ПРЕДИСЛОВИЕ

Пакрафтинг на Полярном Урале

Как же это увлекательно – долгими зимними вечерами водить пальцем по карте, выбирая маршрут на грядущее лето, вглядываться в загогулины рек, извилины изолиний и зеленые градиенты лесов; читать дневники и разглядывать фотки предшественников, прикидывать возможные стоянки и дневной километраж, а по ночам скользить, скользить вдоль берегов незнакомых пока рек и подсекать не пойманных еще великанов. Эх! Ради одного этого уже стоит ходить в походы )))

Вот так я и провел всю прошлую зиму. Маршрут был задуман отличный: 21-дневный полярноуральский пакрафтинг, включающий несколько пешеводных связок в равнинной и горной тундре и охватывающий все самые интересные для меня точки этой части региона. На отдельные участки имелись отчеты предшественников, но весь маршрут в целом стал результатом моей фантазии, подпитанной возможностями пакрафтинга. Что и говорить, суденышки наши дают дополнительную степень свободы любителю пешеводок, позволяя выстраивать комбинации суши и воды, труднодоступные для приверженцев «классических» судов.
К весне маршрут был просчитан до километра в пути и килограмма в рюкзаке и не единожды мысленно пройден, учтены нюансы по дровам, порогам, непогоде, возможным осложнениям и аварийным сходам. В общем, был готов.
Но Увы! Как это случается, жизнь внесла коррективы, да такие, что от 21 ходового дня на поход осталось лишь 11, так что никакой речи о прохождении полного маршрута быть не могло и пришлось экстренно (за месяц до отъезда) его перекраивать.
Результатом этих переделок явился маршрут, в который вошла лишь начальная часть исходного, а именно – пешая заброска от ст. Полярный Урал на р. Ния-Ю и ее прохождение до устья. От дальнейших этапов пришлось отказаться и заворачивать в сторону цивилизации. Ну а поскольку из особых достопримечательностей осталась одна Ния-Ю, то я решил сделать ее изюминкой похода и исследовать от самых истоков, на что заложил доп. день под радиалку. Каньон, само собой, требовал отдельного внимания и времени.
Хочу заметить, что с этого каньона все и началось, точнее, с фильма Н.Александрова, увидав который я решил для себя обязательно побывать в этих прекрасных местах. В походе 2014 г., проходя вверх по Б.Усе, я сбегал поглядеть на каньон и утвердился в желании пройти его и всю Ния-Ю на пакрафте в будущем. Вот это будущее и настало.
Далее – выход по Б.Усе и Усе. Завершать поход в Воркуте было рановато (оставалось еще 3 ходовых дня), логичное решение – обнеся плотину, идти далее по Усе до устья Ельца и выходить пешком на ст. Елецкая. Это позволило удлинить сплав и посмотреть Усу ниже плотины, что также вызывало определенный интерес. В результате получился своеобразный «матрасный пакрафтинг» на Полярном Урале, доступный и простой. Карту маршрута можно изучить тут.

Район похода, в силу небольшой удаленности от ж/д, достаточно известен и хожен, на пеших участках неплохие вездеходки, местами можно разжиться дровами (по газу хорошая экономия). Вся пешая часть идется без сложностей, по воде единственным техничным участком маршрута является каньон Ния-Ю с элементами до 3кс, что накладывает доп. требования к водной снаряге и опыту.
Основным источником при подготовке этой части был отчет М.Изотова 2014 г. Фактически, наш урезанный маршрут повторял его поход, с небольшим удлинением до устья Ельца. График движения подгонялся под исходные условия – стоянки, по возможности, в «дровяных» местах, на прохождение каньона закладывалось 1,5 дня с учетом возможной непогоды.
Кроме внешних обстоятельств, ограничивших походные возможности, были и внутренние: к лету у супруги выявились проблемы со здоровьем и ее участие в походе стало под большим вопросом. К счастью, лечение обошлось без операции, однако большие нагрузки ей были противопоказаны, что привело к максимальному упрощению пешей части и отказу от захода в горы. Фактически, график движения полностью подстраивался под ее темп, с возможной коррекцией в сторону упрощения и разгрузки ее рюкзака, благо небольшой общий стартовый вес вполне позволял мне взять до половины ее груза в случае необходимости. Ну а пороги я в любом случае планировал идти на пакрафте в одиночку.
Тренировочные ПВД давали вполне определенную надежду на успех, желание супруги пойти на ПУ было велико, так что решили идти вместе. Результаты показали, что все расчеты были правильными, поход прошел успешно.
В процессе подготовки еще первоначального маршрута на интернет-горизонте вновь проявился Саша Салтырёв с горячим желанием поучаствовать. Прошлогодний Кольский показал, что походные стили и цели у нас немного разные, так что я честно пытался отговорить его от соучастия, имея в виду, что ему будет не очень комфортно в нашем графике. Но он был тверд в своем намерении. Не отпугнуло его ни внезапное и кардинальное перекраивание маршрута из-за рухнувших сроков, ни отказ от более-менее горных составляющих по гульнаркиному состоянию, позиция его была крепка, что способно вызвать лишь уважение. Не знаю, пожалел ли он о своем решении, но на все вопросы, что звучат в его отчете, ответы ему были известны еще на стадии подготовки ))) Я же, со своей стороны, был рад его участию, т.к. для уверенного прохождения каньона Ния-Ю мне как раз не хватало напарника на взаимостраховке. Саша же, с его водным опытом, подходил более чем, что и подтвердилось на практике – фактически, каньон был пройден под его руководством, за что ему сердечный рахмат!
 Единственным условием, которое поставил Саша, была возможность идти на частично-индивидуальной раскладке, по-другому он уже ходить не может. Но и тут удалось найти выход: мы с Гульнаркой как раз собирались в этом матрасе попробовать сходить на 350 граммах, а Саша привык на 500-600, так что его индивидуальная часть уложилась в эту разницу.
В этом походе много было у нас всяких нововведений по снаряге, но все это будет описано в заключении, вместе с выводами и рекомендациями по маршруту. Теперь же пора перейти от вступительной части к повествовательной, т.е. непосредственно к походному дневнику. Он создавался нашими с Гульнаркой силами, фото и видео снимали все, авторство указано в тайтлах или подписях.
Также видеосъемка принесла свои плоды в виде ролика про каньонные бултыхания под названием "Нияйский пакрафтинг", его рекомендую вкусить перед чтением дневника в качестве своеобразного аперитива )))

Итак, вперед, навстречу Нияйке!

Матрасный пакрафтинг

НияЮ Елец

Пешеводный поход на Полярном Урале

31.07 – 15.08.2016

Нитка маршрута:
ст. Полярный Урал – р. Ния-Ю (пешка) – р. Б.Уса – р. Уса – р. Елец (сплав) – ст. Елецкая (пешка)

Дорога туда и обратно:
31.07.2016 – 03.08.2016: Казань – Москва – ст. Полярный Урал (поезд)
13.08.2016 – 15.08.2016: ст. Елецкая – Москва – Казань (поезд)

График движения и километраж активной части:
03.08.2016: 12,2км пешка (ходовые 0.5 дня)
04.08.2016: 20,6км пешка
05.08.2016: 27,2км пешка (радиалка к истокам НияЮ)
06.08.2016: 6,2км пешка (1 км радиально) + 17км сплав
07.08.2016: 11,8км сплав + проход 1-го порога (ходовые 0.5 дня)
08.08.2016: 8км сплав по каньону + ~11км пешка (осмотр порогов)
09.08.2016: 22,2км сплав
10.08.2016: 20км сплав + 1,4км пешка (обнос плотины от обеденного места)
11.08.2016: 24,2км сплав
12.08.2016: 30,1км сплав
13.08.2016: 6,7км пешка (ходовые 0.5 дня).
Итого:
85,3 км пешком, из них радиально 27,2+1+11=39,2 км
133,3 км сплав
Всего активных 218,6 км

Участники:
Искандер Карманов (Казань) – разработка маршрута, руководство;
Гульнара Замалдынова (Казань) – завхоз, повар, медик;
Александр Салтырев (Москва) – завснар, ww-инструктаж.
ДНЕВНИК ПОХОДА. Часть I

31.07.16, 19:03_Искандер
Вагон поезда Казань–Москва.

Наконец-то дорога!
Этот високосно-обезьяний год наполнен неожиданностями и сюрпризами (не всегда приятными) и уже успел порядком утомить. Планы на лето, сформированные еще зимой, менялись многократно, причем чем ближе к лету, тем больше неожиданностей преподносила эта високосная обезьяна. В результате, заготовленный с зимы и тщательно просчитанный до дня и километра замечательный пешеводный маршрут, в который мысленно уже погрузился целиком и полностью, пришлось перекраивать буквально за месяц до отъезда. Каких нервов это стоило – лучше не вспоминать. От замечательной 21-дневной пешеводки остался куцый хвост, а точнее нос – в этом году идем лишь начальный участок, а основной маршрут отложен на будущее. Увы! Утешает лишь надежда собрать к следующему сезону казанскую команду пакрафтеров и пройти маршрут как запланировано, притом бОльшим составом, поделившись красотой пешеводных связок с друзьями. В этом же походе нас всего трое и мы идем «куцый нос», или полярноуральский матрасик.
За два прошедших года соскучились по Полярному, хочется вновь увидеть тундру, космические пейзажи, ощутить хариусовую поклевку, а если повезет, то и порадоваться игрой гольца. Так что мы в нетерпеливом предвкушении. Правда, високосная обезьяна продолжает куражиться: весь июль на ПУ стоит аномальная жара под сорок, в результате в тундре начались пожары и теперь, по слухам, восточный склон закрыт в обе стороны от ж/д – объявлена пожарная опасность. На выезде из Лабытнанг кордоны, разворачивают машины (тоже по слухам, достоверной инфы нет). На западном склоне обстановка получше, вроде бы пока не тормозят, надеюсь, у нас проблем не будет.
Но и это еще не все: в последние дни перед отъездом узнали, что аномальная жара спровоцировала эпидемию сибирской язвы на Ямале (предполагают, в результате таяния мерзлоты открылись старые могильники). Погибло уже более 1,5 тыс оленей, семьи оленеводов эвакуируют из ямальской тундры в Салехард, около 20-ти человек госпитализировано с подозрением на сибирскую язву. К счастью, наш маршрут проходит вдалеке, по другую сторону Урала. Все же я решил подстраховаться и навести справки в Воркуте: обратился к модератору форума вездеходчиков «Странник» и знатоку местной тундры Евгению за информацией, он успокоил: на восточном склоне тихо и распространение туда язвы маловероятно, т.к. кочевые маршруты местных оленей проходят вдали от ямальских и не пересекаются. Эти вести меня окончательно успокоили, пользуясь случаем, хочу поблагодарить Евгения за отзывчивость и помощь. Спасибо!
Гульнарик же, как свойственно женской натуре, до сих пор мандражирует, что отразилось на объеме походной аптечки. Также решено отказаться на этот раз от малосолки, рыбу будем проваривать и прожаривать на всякий случай, специально взяли легкую сковородку. Ну и от оленей придется бегать вприпрыжку, хотя обычно наоборот, все лезут поближе к стаду – пофоткать-поглазеть-угостить печенькой. Но не в этом году! Надеюсь, все эти предосторожности не оправдаются, но береженого, как говорится…
Походные сборы в этот раз проходили медленно и рывками – неопределенность давала о себе знать, так что полностью собраться и увязать рюкзаки удалось лишь в день отъезда к обеду, а в 16:50 уже поезд. Стартовый вес получился 45 кг на двоих, загрузились по схеме 28/17. У третьего участника, Саши Салтырёва, общественной снаряги больше: он берет свое заветное титановое «ведро» (вот как раз в тундре оно будет актуальным), комплект котлов к нему, горелку и др.
В Москву мы прибываем в 6 утра, переберемся на Ярославский, сдадим рюкзаки в камеру хранения и пойдем слоняться по столице, т.к. поезд в Лабытнанги только в 20:30. Саша обещал присоединиться к нам, будем гулять вместе ))
Сегодня, по традиции, нас провожали Тимурик и Иришка, привезли на вокзал и проводили до вагона. Спасибо, друзья! На этот раз уезжали с нового вокзала (Восстание) – долгостроя советских времен, завершенного пару лет назад, теперь через него пустили транзитные поезда, а местного формирования остались на главном вокзале. Стоянка нашего поезда была всего 5 минут, провожатых в вагон не пускали, так что с Иришкой и Тимуриком простились у дверей.
Места у нас с Гульнаркой в разных купе, у нее нижнее, а у меня верхотура, сидим весь вечер в гульнаркином и общаемся с разговорчивыми жительницами Алтая. Сейчас 20:45, за окном уже темно. Утром ранний подъем, так что скоро на боковую. Завтра наша команда будет в полном составе.

02.08.2016 _Гульнара
 Вагон поезда Москва – Лабытнанги

Описываю вчерашний день, 01.08.2016.
Прибыли в Москву, сдали багаж в хранилище. То ли из-за раннего времени (6:15), то ли сдающих было много, но в очереди к единственному окну проторчали 45 минут. Притянутое боковыми стропами рюкзака весло посчитали за отдельное место и заставили оплатить третий багаж. Иудушки. Камера хранения расположена на 0 этаже, а зал ожидания на 2-м. Умылись в бесплатном для пассажиров с билетами туалете, попили кофе и, встретившись с Сашей в 8:45, пошли гулять по Москве. Покровка, набережная Москвы-реки, парк Горького. У памятника Петру I работы Церителли слопали по дорогущему мороженому (250 р/шт). Решили, что это памятник Первому Пакрафтеру, т.к. судно пропорцями и хвостом напоминает Альпаку. Только Великий Паркафтер стоит почему-то задом наперед ))).

Прогулка по Москве. Фото И.КармановаТоже пакрафтеры ))
Памятник Первому Пакрафтеру. Фото А.Салтырёва
Памятник Первому Пакрафтеру
Потом, уже в районе Воробьевых Гор, прогулялись на противоположный берег, купили мне 1,5л минералки и по 1л пива мальчикам. Думали украинское, оказалось – клинское. Вернулись по мосту на набережную и утолили жажду. После выходных, тем более дня ВМФ, в парковых кафе пиво отсутствовало – морячки постарались :-) Да и ладно, оно тоже не дешевое – 0,5 «Балтика» – 150 р. Ну это так, для статистики больше…
Итак, осушив свои баллоны (как только в меня столько воды влезло), мы двинулись дальше. По дороге заглянули в лесок, там посидели на скамье, посмотрели 2 озерца – заросшие, удивило, что не было ни одного комарика – то ли жара, то ли обработали. Рядом со скамьей было установлено приспособление, похожее на кормушку для птиц; Саша протянул было руку, тут же прилетели синички, очень потом возмущались, что ничего съестного не обнаружили. Так мы же не знали)) Могли налить только водицы, а ее тут и так много.
Вдоль набережной оборудованы велодорожки, народ шастает очень активно. Много загорающих, а вот купальщиков почти нет – запрещено. Очень много катающихся на роликах, на самокатах, даже бабушки с внуками – продвинутые! Для любителей водных прогулок – палубные суда.
Дошли до библиотеки патентов, т.е., как я поняла, описали почти круг. Потом вышли к Киевскому вокзалу, сели в метро, доехали до Комсомольской и вернулись в свой зал ожидания (уже без Саши, он поехал домой допаковываться). Было уже часа три дня. Умылись, передохнули в прохладе – на улице жара под сорок, затем решили поесть и закупиться в дорогу. Еще пару часов пробултыхались в округе: поели в совковой столовке, зашли в «Верный», прогулялись по привокзальным улочкам.
У меня весь день было стойкое желание зайти в парикмахерскую и остричь волосы накоротко – жара, но Искандер отговорил: скоро ПУ, там прохладно, волосы будут дополнительным согревающим элементом :-) Ну я не знаю… Мыть их там точно не получится, т.к. с дровами будут проблемы, да и солнцем, возможно, тоже.
К 17:30 вернулись в зал ожидания, там послонялись до 19:30. Все-таки утомительное это дело – ожидание. Все поезда из Казани прибывают в Москву утром. Искандер даже узнавал насчет автобусов, но и они приходят с утра. Так что при любом раскладе торчать в Москве целый день. Рядом с нами сидела женщина, тоже маялась, ругала РЖД. С кем ни заговоришь, кто вынужден пользоваться поездами и живет не в Москве – все ругаются на нестыковки, ужасные цены, ликвидацию поездов, уменьшение доли плацкартных вагонов по отношению к купейным, на то, что у нас так и не научились делать что-либо для людей, все «через 5-ю точку».
Ну да ладно, в 19:45, благополучно получив багаж, вышли на перрон, где к нам присоединился Саша с новым герморюкзаком. К восьми вечера мы уже расположились в вагоне, недолго посидев (мальчики приняли за успешное начало похода), мы погрузились в сон.

По набережной. Фото Г.Замалдыновой

03.08.2016, 11:00_Искандер
Вагон поезда Москва – Лабытнанги.

Дорожный день туриста – «ешь-пей-болтай-спи», и так по кругу до бесконечности.
Количество употребленных в дороге пиволитров не поддается подсчету, а вернисаж названий не укладывается в памяти. Медик Саша говорит про «ОРЗ» и рекомендует раздавить последний баллон, пока не прибыли к точке старта, но в меня уже не лезет, я пас…
Сегодня ближе к трем должны прибыть на ст. Полярный Урал, откуда и стартанем. Планирую пройти чуть больше 11 км и встать на ручье Маниташор. За окном тундряк и пасмурняк, низкие тучи (тучняк?). Даже сквозь грязное вагонное стекло видно, что воздух пропитан влагой – недавно шли дожди, да и сейчас намечается. Похоже, придется загидриваться.
Несмотря на все наши героические усилия, много остается неучтёнки с поезда, так что стартовый вес увеличится, а жаль. Но не выбрасывать же колбасу и не выливать же водку…

За окном тундра. Фото Г.Замалдыновой

04.08.2016, 20:04_Искандер
Лагерь №2 на берегу р. Ния-Ю
Сижу в палатке и пишу при плохом освещении. Вчера вечером было много дел и до дневника руки не дошли, сегодня днем тоже суеты хватало, так что за писанину взялся лишь сейчас. На мне вчерашний день, а сегодняшний будет писать Гульнарка.

03.08.2016, первый ходовой день (точнее, полдня).
Прибыли на ст. Полярный Урал по расписанию, в 14:45, наш вагон №1 оказался последним в составе и остановился как раз напротив пробела в снегозаградительном заборе. Дождило, сразу загидрились. У нас с Гульнаркой была мысль пройти вдоль путей до станции, чтобы сфоткаться на фоне знака «Европа-Азия», но Саша уже дернул напрямую, и мы тоже двинули по склону холма, напрямик, чтобы подсечь вездеходку. Взошли на холм – камни, мелкие кочки, голубика. Срезав угол, вышли на вездеходку и потопали по ней; дорога приличная, идется легко. Вокруг все в туманно-дождевой дымке, время от времени моросит, но настроение приподнятое – поход начался!

У станции Полярный Урал. Фото И.Карманова
У станции Полярный Урал
У станции Полярный Урал. Фото И.КармановаНачало пути. Фото Г.Замалдыновой

Горы пока в тумане. Шли, стараясь соблюдать график 45/15, но не всегда получалось. Саша традиционно сайгачит впереди и поджидает нас на перекурах. Гульнарка топает хоть и не быстро, но равномерно и упорно, значит организм поправляется. Молодчина. Очень надеюсь, что сложностей не возникнет, но, в случае чего, есть потенциал по разгрузке – не зря я минимизировал вес даже по мелочам, смогу забрать к себе до половины ее груза. Хотя это будет непросто, она сражается за каждый килограмм ))

Первые километры тундры. Фото И.Карманова
Первые километры тундры

Дождик сыпал-сыпал, да потихоньку и смолк, ветер чуть разогнал пелену и справа показались хребтики. Перед Лёквожем вездеходка разветвилась и мы соблазнились более короткой, а зря! Залезли в тугой болотистый кочкарник, ковыляли в нем минут 40, даже с перекуром, а пошли бы по правой – долетели б до Лёквожа быстренько.

Вездеходки к Лёквожу. Фото И.Карманова
Вездеходки к Лёквожу
На правом берегу Лёквожа обнаружилась прекрасная роща ивняка, полноценные большие деревья, меж ними небольшие полянки, масса дров – отличное место для лагеря. Но у нас в планах дойти до Маниташора, времени и сил еще много, так что идем дальше. Брод ручья несложный, сапог хватило, что неудивительно – жаркий июль заметно поубавил воды.

Брод ручья Лёквож. Фото Г.Замалдыновой
Лёквож
После Лёквожа вездеходка разветвилась натрое, пошли по центральной и вышли (сквозь болото) на брод через Маниташор. Переходить не стали, т.к. на нашем левом берегу неплохая стоянка с деревьями, меж которыми сразу растянули тент – к тому времени опять пошел дождь. Саша поставил свою новую пирамиду в сторонке, а мы воткнули палаточку рядом, чтобы вход оказался почти под тентом. В такую мокреть это очень удобно, меньше мокнут вещи.

Лагерь на Маниташоре. Фото А.Салтырёва Лагерь на Маниташоре. Фото И.Карманова
Лагерь №1 на берегу Маниташора
Кулинарик. Фото И.Карманова
Сварили ужин на дровах (экономия!), ляпнули за первый ходовой, народ разошелся по палаткам, а я некоторое время еще сушил подмокшее за день шмотьё. Дым костра шел точно в салтырёвский типи, Саша громко чихал и ругался. Кончилось дело тем, что я раскидал костер и ушел восвояси.
Координаты Лагеря №1: N67,087580°  E64,924140°.

Ручей Маниташор. Фото И.Карманова

05.08.2016_Гульнара
Лагерь №2 на берегу р. Ния-Ю (N67,222000°  E64,997950°)
Описываю вчерашний день, т.к. вечером в палатке было темновато, а фонарики мы не взяли. Искандер вчера все-таки успел описать первый день похода, а мне света уже не хватило. Так, наверное, и дальше будет описываться с однодневным опозданием.

Вчера (04.08) встали в 6 часов, погода радовала. Ночью был сильный туман и палатки с тентом вымокли. Воздух с утра влажный, но без дождя. Поели макарошек с мясом, чай, и начали собираться. Вышли в 8:20, перешли вброд ручей Маниташор и пошли дальше по вездеходке по подошвам горок. Дорога все утро чуть в гору; шли по лесочку, что широкой полосой разросся вдоль ручья и вверх по склону, отдыхали, постепенно день разогревался, тучки развеивались и местами открывалось голубое небо. Это очень радовало.

Бродим Маниташор. Фото А.СалтырёваПодъем от Маниташора. Фото И.Карманова
Выходим из лесополосы. Фото И.Карманова

Постепенно, по мере подъема, лесополоса закончилась, и мы вышли в тундру, заросшую карликовой березкой, осокой и черникой. Дорога глинисто-каменистая, по ней стекают ручьи. Отдыхаем, как и вчера, через каждые 45 минут. В одну из таких остановок я обнаружила потерю москитной сетки на голову, мальчики пошли ее искать, но не нашли, вернулись ни с чем. Искандер отдал мне свою, но как только я встала, чтобы продолжить путь, как откуда-то выпала моя сеточка. Саша крикнул «Это что такое?!» – решил, что я и вторую обронила, а это была первая )) – видимо, выпала из куртки или капюшона. Вот так, зря погоняла их, но я не виноватая :-))

Вид на долину Лёквожа и Маниташора

ТундраТундраТундра

Еще спустя пару километров тундра преобразилась: растительности почти не стало, камни да мох, идти было бы совсем замечательно, если б не мои любимые мозоли ) Опять они выскочили, причем все на одной ноге. Ну ничего. С самого утра шли с веслами в руках вместо трек. палочек. А Саша взял, он на них палатку ставит. Новая пирамидка, украинская, легкая (вес 1,2 кг).

На подходе к ручью Косовож
Панорама тундры
Косовож
Манитанырд

К полудню солнце светило уже вовсю. Мы перешли ручей Косвож, на большом прибрежном камне были разложены несколько симпатичных образцов, но мы не стали брать – вес рюкзаков не располагает, да и выбирать камни приятнее самим. Часов в 12 перекусили колбаской с орешками и пошли искать место для обеда у ручья. Сверху нам показалось, что вдали белеют два чума, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что это светлые валуны.

Вид на Лёк-Елец
Ручей Лёк-Елец

Отдохнули чуток у ручья Лёк-Елец, обедать здесь не очень приятно – все вытоптано оленями, пошли дальше. Однако решение это оказалось ошибочным: больше ручьев с чистой водой на пути не встретилось, сухой год, воды мало. Так что мы остались без чая и полноценного обеда, подъели колбаску и тронулись дальше, к Ния-Ю.

Почти весь этот длинный день, где-то с 6-го километра пути Саша шел с полузакрытыми глазами: что-то попало в глаз – то ли ресница, то ли мушка, то ли все вместе; глаз сильно слезился и не давал толком открыть второй. Промывка в ручьях ничего не давала. Помазали тетрациклиновой мазью, но и это не помогло. После осмотра в зеркальце Саша сказал, что видел две ресницы под веком, но вытащить их ему не удалось, нам тоже.

Промывка глаза в тундреНияЮ-Елец-2016_036
НияЮ-Елец-2016_042

Тем не менее, он, как всегда, шагал впереди – Искандер поджидал меня, а я тормозила из-за мозолей. А еще на свежезастывшей глине в колеях отпечатались большие когтистые следы, похожие на росомашьи. Ну я же заяц – я боюсь, так что Искандер не отходил от меня далеко. Слева под горой вдали виднелись чумы. Раз мы их видим, то и нас должно быть видно, тем более мы в ярких одежках и рюкзаках.

Цветет тундра. Фото И.Карманова
НияЮ-Елец-2016_043НияЮ-Елец-2016_044НияЮ-Елец-2016_046
Иногда попадаются болотца
Притоки Ния-Ю
К шести вечера мы наконец-то достигли запланированной точки на берегу Ния-Ю. Расположились на возвышенности, на полянке под лиственницами. Дров много. Вечер был чудесным, несмотря на болячки и мошку. В лагере провели совместную операцию по промыванию Сашиного глаза, но все тщетно – не дается он никак, жмурится и все тут, пришлось повторить лечение тетрациклиновой мазью. Будем надеяться, что за ночь положение улучшится, а то Борода уже начал поговаривать о сходе с маршрута…
Тент не ставили: авось дождя не будет, поужинали и спать. Назавтра Искандер запланировал радиалку к истокам Ния-Ю, из которых рождается наша речка. Он решил так: если Саше не станет лучше, то пойдет один, а мы будем отлеживаться на дневке и лечить глаза-мозоли, если Саша поправится, то я останусь в лагере одна на карауле :-(( Боюся….

Лагерь №2 на берегу Ния-Ю
Сегодня (05.08) с утра зарядил дождь, вернее, он шел с ночи, то усиливаясь, то ослабевая. Встали по плану, в 6:00, Искандер с Сашей натянули тент. Пока возились, глаз у Саши восстановился, хотя с утра еще беспокоил. Пока готовили и поглощали завтрак, казалось, что погода стала налаживаться, но как только они перешли вброд Ния-Ю и помахали мне с того берега, дождь полил с новой силой. Как они там?

Готовка на "ведре". Фото И.КармановаСушка колбасных запасов. Фото Г.ЗамалдыновойНияЮ-Елец-2016_052

Я хотела пожечь костер (погонять росомах :-), но дождь не дал. Под тентом тоже уныло, да и мошки кусаются. Холодно-сыро, опять не постираться и голову не помыть, так что пошла я в палатку писать дневник. Включила было телефон, хотела музыку послушать, но пожалела батарейку – вдруг пригодится, потом решила поспать, т.к. читать было нечего, кроме электронных книг в том же телефоне. Ну вот, время 10:00, час прошел как они ушли, а дождь не прекращается…
…Сейчас 15:15. Храбрый заяц снова в палатке.
Сварила борщ – уже остыл, вскипятила чай – уже остыл, посушила дрова, пожгла костер – еле-еле разожгла, т.к. зажигалка сломалась. Не знаю, брал ли Искандер запасную или спички, выяснять не пришлось, т.к. разжечь все-таки получилось. Но зажигалка тю-тю, или я не умею такой пользоваться. Хотела вскипятить воду, чтоб помыть волосы, но погода очень нестабильная и ветер сильный, боялась оказаться с мокрой головой под дождем, да и прохладно.
От души дымила и шумела – отгоняла медведей и росомах, вдруг слышу: крикнул кто-то, но не с ожидаемой стороны, а со стрелки Ния-Ю и притока ниже нашего лагеря. Я обалдела. Пригляделась: на высоком берегу белая машина, наверное, вездеход. Похоже, на противоположной стороне. Что-то стало тревожно, и Искандер с Сашей все не возвращаются. Потихоньку убрала все с дороги и ушла в палатку, да и похолодало. Все считаю и считаю, когда же они вернутся!!!!!!!!!
Послышались голоса, я обрадовалась, выглянула – а на противоположном берегу двое мужчин. Сперва мне сашин оранжевый рюкзак привиделся, но это оказалась куртка, видимо вездеходчики. Чу, еще голоса – Искандер с Сашей вернулись!!! Но по нашему берегу, а я все ждала с противоположного, весть склон глазами просверлила :-)) Ура!

Гора напротив лагеря
Гора напротив лагеря. Фото Г.Замалдыновой

05.08.2016, 20:08_Искандер
Вечер в Лагере №2 на берегу Ния-Ю.
Описываю события сегодняшнего дня, в т.ч. радиалку.

Всю прошедшую ночь поливало в разной степени, от слабой моросейки до сильного ливня. Временами налетал порывистый ветер и крепко трепал палатку, но наш уютный домик достойно сопротивлялся и хранил нас от капризов погоды. В особо мокрые моменты опасался, что зальет по земле под палатку, но тундра, истосковавшаяся за июль по дождям, впитала всю воду, как губка.
В 6 утра наметились небольшие перерывы, в один из которых мы с Сашей успели растянуть тент. Как только это было сделано, небо посветлело и на ближайшие 1,5 часа установилась относительно сухая погода.
После завтрака решили, согласно плану, дернуть к истокам Ния-Ю. Река образуется тремя компонентами: ручьями Кварцитовым, Извилистым и двойным озером с отметкой 404. По прикидкам, до ни ходу километров 12. Перед выходом небо опять затянуло и полил дождь, под этот аккомпанемент мы с Сашей и тронули. Глаз его в порядке, так что Борода снова бодр и о сходе не поминает. Гульнара осталась охранять лагерь и залечивать мозоли.
Вышли в 8:20, перебродили два рукава Ния-Ю (мы стоим напротив острова) и по правобережной вездеходке тронули вдоль хребта Ния-Хой к истокам. Ветер с дождем сек в спину, подгоняя и подхлестывая. Вездеходка старая, но неплохая, идет ~2км через лиственничный лес, затем по частично заболоченным полянам; изредка ее пересекают звериные тропы, спускающиеся к реке от подошвы хребта.

К верховьям Ния-Ю
Вездеходка к верховьям Ния-Ю

Выше стрелки Ния-Ю и притока Ния-Вож вездеходка уходит на другой (южный) борт долины, пересекая Ния-Ю, мы же свернули на С-В, подсекли небольшую сопку и шли около 2 км параллельно руслу Ния-Ю по курумистой тундре. Временами дождь прекращался и пелену растягивало, но ненадолго. В один из таких моментов заметили, что по другую сторону Ния-Ю, вдоль склона горы 477 идет четко выраженная вездеходка. Через некоторое время она (или ее отвилок) перешла на наш берег, и мы встретились. Далее она переходила с берега на берег, в зависимости от рельефа, и мы переходили вместе с ней.

Русло Ния-Ю выше слияния с НиявожемПо левобережной вездеходке
Хребет Нияхой в тумане
Нияхой в тумане
Ручей Извилистый
Брод ручья Извилистый
В конце-концов вездеходка повернула вдоль ручья Кварцитового к видневшемуся на клоне балку, а мы, перебродив ручьи Кварцитовый и Извилистый, двинули к конечной цели нашей прогулки – сдвоенному озеру 404, скрытому за небольшим холмом. Перевалив его, увидели 2 озера – большое и малое, соединенные короткой протокой.

Наша цель - сдвоенное озеро 404, один из трех истоков Ния-Ю
На озере 404

Озера встретили нас сильнейшим холодным ветром с дождем, так что съемка была затруднена, а о рыбалке не стоило и мечтать. Под шквалистым ветром хлопнули по стопке, не забыв про Хозяев. Долго стоять на пронизывающем ветру не стали и быстренько дунули в обратную сторону.

Тундра у истоков Ния-Ю
Южный склон долины Ния-Ю
Скрылись за бугром, ветер немного уменьшился; нашли кусты погуще и, спрятавшись за ними, сели на перекус. Достали припасы, тут и дождь притих. Обед был скромен, но сытен – сырокопченая колбаса, сыр, галеты, немного орехов с изюмом и чай. Ну и про разведёнку, конечно, не забыли – надо ж как-то тучи разгонять )) Пока закусывали, обнаружили рядом несколько кустов Золотого Корня, я прихватил в качестве сувенира. А Саша к нему оказался равнодушен.
Перекусив, тронулись в обратную сторону, погода потихоньку налаживалась – голубые пятачки начали борьбу с небесными виннипухами. Значит, не зря наливали-разгоняли, не зря!

Тундра под солнцем
Хребет Нияхой
Обратный путь решили для разнообразия пройти по вездеходке южного склона долины Ния-Ю. Она оказалась заметно наезженней, хотя и тут не обошлось без болот. Кое-где попадались места стойбищ с мелким мусором и костями животных.

НиявожОдинокая лиственицаТундра
Дорога к лагерю

Ближе к лагерю кроме уже привычных следов росомахи увидали и медвежьи, особь не очень крупная. Вообще, живности в тундре довольно много – мыши то и дело перебегают дорогу, крупные хищные птицы провожают нас в небе, видели также чаек и гагар. Ну и заяц недалече показал нам свой откормленный зад.
Обратный путь оказался длиннее утреннего, в конце мы решили срезать напрямик и последние 800 метров до лагеря пахали по зарослям березки. В итоге, со всеми петлями и загогулинами, накрутили за полдня больше 27км, так что пришел в лагерь подуставшим, после горячего борща завалился отдыхать в палатку.

Виды вокруг стоянки
Виды вокруг стоянки. Фото И.Карманова
Верховья Ния-Ю. Фото И.Карманова

На высоком берегу наискосок от нашего лагеря появился ТРЭКОЛ. По словам Гульнарки, два мужика из него прошли вверх по правому берегу Ния-Ю. Видели наш лагерь, кричали, но Гульнарик опасливо ретировалась в палатку, где и отсиделась до нашего возвращения. Пока мы с Сашей отдыхали в палатках после радиалки, Гульнарик очистила собранные мною корешки, а потом набрала еще пучок прямо на берегу у лагеря и теперь сидит рядом со мной у костерка и перебирает коренные запасы. Костер из лиственничного сушняка ароматен и уютен, именно об этом я и мечтал прошедшей зимой – сидеть на берегу Ния-Ю у костра и наблюдать горные закаты. Так что мечты сбываются, и это здорово!
Смеркается, Саша уже спит, и мы тоже завершаем дела и скоро отправимся на боковую. Завтра по плану пешка до изотовского стапеля (а м.б. и чуть короче, надо разведать русло у отметки 187.7), т.к. здесь воды для сплава не хватает. Будем надеяться, что несколько ручьев добавит уровня, не хотелось бы пешкодралить сверх запланированного. Ну да завтрашний день покажет.

НияЮ

ДНЕВНИК ПОХОДА. Часть II

07.08.2016_Гульнара
 Утро в Лагере №3 на л.б. Ния-Ю рядом с устьем ручья Хобыткайюган (N67°20'39,69"   E65°08'26,95"). Мальчики коптят хариуса, а я описываю вчерашний день.

Вчера (06.08) встали раньше, чем обычно, в 5:40, приготовили завтрак, поели и тронулись в путь. Сегодня уже начнется сплав! С утра припекает, даже не знаю в чем идти. Перешли вброд Ния-Ю и по вездеходке двинулись на Север. По пути заглянули поздороваться к вездеходчикам. Они завтракали яичницей, наш визит прервал их трапезу. Познакомились: двое воркутинцев, забрасывали туристов на оз. Естото – группу на надувных байдарках, сегодня после обеда вездеходчики их заберут. Сделали нам фото на память, и мы пошли дальше.

Брод Ния-ЮОленье стойбище и коральВерховья Ния-Ю
НияЮ-Елец-2016

Воркутинцы сообщили, что рыбы в реке нет, якобы это подтверждают и оленеводы, которые расположились ниже по течению (мы видели их чумы в долине). Они вчера приезжали на квадроциклах к вездеходчикам, расспрашивали про нас. Вот так вот, здесь вроде тундра и глушь, на десятки километров безлюдные просторы, а все про всех всё знают )))
Дорога хорошая, сухая, я почти полпути шла в искандеровских ЭВА-кроссовках, сапоги надевала в болотистых местах. Жарко, особенно ногам. Через 4,5 км после старта Искандер решил прогуляться до реки – здесь вездеходка приближается к Ния-Ю, до берега около 500 м. Оказалось, что отсюда вполне можно плыть. Ура! Вперед, к долгожданному сплаву, рыбалке и еще более красивым пейзажам!

Вездеходка вдоль Ния-Ю
 Сквозь березку к стапелю
Последние метры до стапеля

Наконец-то вышли к воде через заросли карликовой березки и встали на стапель. Пакуемся, жара, разморило. Что-то очень много вещей :-) Но как-то упихались, хоть и не без труда. Как обычно, с первого раза укладка не очень, Искандер ворчит и придумывает новые способы трамбовки в пакрафт.

Стапель на Ния-Ю
Ну вот и долгожданный сплав! Ния-Ю, несмотря на ширину, мелковата и на перекатах приходится проводить, а мне топать по галечникам. Пройдя километра 3-4, увидели движущийся по дороге вездеход – воркутинцы поехали забирать туристов. Рыбы пока нет, ну и воды мало. День очень жаркий. Обед мы сготовили на галечном пляжике, так и тянет искупаться. Вода, кстати, не очень-то и холодная. Но как-нибудь потом искупаемся, может и помыться-постираться получится.

НияЮ-Елец-2016_092Проводка в протоках Ния-ЮОбед на Ния-Ю
Берега Ния-Ю
После обеда стали появляться ямки, но пустые. Один раз что-то бабахнуло в воде рядом с Сашиной Синичкой, в нас сразу же включился рыбацкий азарт. Но лихорадка быстро прошла, т.к. обнаружилось, что это всего лишь уточки, они потом до позднего вечера всю дорогу перед нами так и подныривали. Странные какие-то, чернявые. И назад не улетали, и в траву не прятались, заныривали с шумом посреди реки и на время исчезали, выныривая ниже по течению. Устроили прямо какой-то марафон.

Берега Ния-Ю. Фото Г.Замалдыновой

А ближе к вечеру нам все же улыбнулось рыбацкое счастье, да еще какое! Четыре здоровенных хариуса! Поскольку в пакрафте вдвоем с удилищами не развернешься, то оруженосцем-спиннингистом была я, мне и посчастливилось вытащить первую рыбку :-) Сильная! Я, как всегда, вываживала бурно, не знала, как выскочить из лодки на берег, ноги зажаты гермами, короче первым из лодки вылез Искандер и вытащил меня под мышки со спиннингом, так что можно сказать, что мы вытащили рыбу вместе :-) Пока мы бултыхались, Саша кричит: «Он мне спиннинг сломал!!!» – тоже зацепил кабанчика. Несмотря на отломанный кончик, ему удалось вытащить своего хариуса. Пока Искандер фоткал улов, я снова побежала ловить – Жадный Заяц! – так что мы с Сашей вытащили еще по одному. Итого 4 штуки, весом более 1,5 кг каждый, два самых крупных и жирных приближались к  2 кг. Искандер сказал «Баста!», ибо едоков только двое (у меня на рыбу аллергия), и таких здоровяков надо еще постараться съесть. С малосолом в этом походе не рискуем (все ж язва гуляет), так что сохранить надолго рыбу не получится. Поэтому и баста. А сам он остался без улова, только фотографировал рыбу и счастливых рыбаков.

Хариус нияйскийХариус нияйскийХариус нияйский
Хариус нияйский

Загрузили улов на Сашину Синичку и погребли дальше. Внезапно галечники закончились, деревья исчезли и по берегам потянулась голая тундра. А нам нужен лагерь с дровами – рыбу перерабатывать. Вылезли было на сырую песчано-глинистую косу, но она плотно заминирована – вся в кучках, а в кустах Искандер обнаружил свежую лежку какого-то крупного зверя. Да и место совсем неуютное, решили идти дальше. Течение к этому времени куда-то подевалось, шлось очень медленно.

Отроги хребта Енганэпэ
Отроги Енганэпэ
Пакрафтеры на Ния-ЮОтроги хребта Енганэпэ

До запланированного места дойти уже не успевали, так что встали на первом попавшемся галечнике, поделенном надвое устьем ручья. Как только причалили, с гор набежали тучки. Место неровное, но кое-как разместились, натянули тент, приткнули к кустам палатки и стали готовить ужин.
Я отварила себе макарошки с колбасой, а мальчики занялись рыбой. Почистили, разделали, одну пожарили на ужин, а остальные присолили и подвесили на дерево от зверушек, чтобы с утра закоптить и запечь. Я ушла пораньше в палатку, а мальчишки еще сидели – вздыхали, кряхтели и причмокивали, хорошо, что я была сытая, уж больно вкусно они ели :-))

Лагерь №3 на Ния-ЮЛагерь №3 на Ния-Ю"Хариус на ведре"

Уже когда совсем стемнело, пришел Искандер, весь прокопчёный – избавлялся от рыбного запаха, чтобы мне не поплохело, мерси :-)) Однако ночь была неспокойной – чайки бесновались, ныряли у берега за хариусовыми головами, одна даже пыталась добраться до рыбного мешка. К нашей палатке тоже кто-то вышел из густых кустов, начал громко шебуршать, Искандер гаркнул – тот ускакал. Кто приходил – неясно, утром следов не нашли, т.к. ночью прошел сильный дождь, все прибило.

Отроги хребта Енганэпэ

08.08.2016, 5:15_Искандер
Утро в Лагере №4 на правом берегу Ния-Ю, в самом начале каньона (N67°25'19,95"   E65°07'19,27"). Поднялся пораньше, чтобы описать вчерашний день до завтрака.

Вчера (07.08) встали, как обычно, в 6:00, но отчалили только после обеда, т.к. долго возились с переработкой оставшегося улова. Двух хариусов запекли на угольях в фольге, а одного решили закоптить, уж больно хотелось попробовать хариуса копчёным. Коптильню сделали тоже из фольги, по рецепту LeonidS’а.

Разделка хариуса под коптильнюКоптильня из фольгиКоптильня из фольги
Подготовка ))Хариус копченый в фольгеХариус копченый в фольге

Рыба крупная и дров на угли требовалось много, поэтому тщательно прочесали окрестную растительность в поисках сушняка. Утро было пасмурным, но вскоре раздуло и настала такая жара, что я даже поплескался перед обедом.
При сборе лагеря долго мудрил с упаковкой, чтобы добиться удобной загрузки, а то уж больно тесно было в пакрафте накануне, ноги затекали нещадно. В результате родилась новая схема: две штатные плоские гермы набил мягкими вещами поставил параллельно боком вдоль бортов, заклинив таким образом в корме, получилось высокой сиденье, по герме на «батон». В образовавшуюся щель в самой корме запихнул небольшой мешок с газом и посудой. За спину поперек кормы привязал цилиндрический брикет с палаткой и разной мелочевкой, завернутыми в наши пенки. Гульнаркино сиденье сделал поплоще (утрамбовал туда только свернутые рюкзаки), чтоб снизить ей ЦТ, а за ее спиной, у себя в ногах поставил тяжелую квадратную герму с продуктами и электроникой, причем поставил на угол, так что по бокам вдоль бортов остались щели для моих ног.

Укладка вещей в пакрафтУкладка вещей в пакрафт
Укладка по-новому. Фото И.Карманова
В результате плыть стало значительно удобнее – и ноги не затекают, и обзор улучшился, т.к. я теперь сижу выше Гульнарки и ее голова не перекрывает вид по курсу. Единственный минус – моё составное сиденье получилось разной высоты для левого и правого полупопий, так что они малость затекали, пока я не выровнял это дело курткой.
Данный вариант упаковки получился заметно лучше, так что буду применять его до конца похода. Вообще же, лишний раз убедился, что пакрафт-полуторка на двоих с большим количеством вещей очень тесен. Это двушка условная, только на выходные (или в теплых краях, куда можно брать лайтовую снарягу и минимум одежды). Ну и на пороги вдвоем никак, так что весь каньон Гульнарке придется идти по берегу.
Упаковка вещей и переработка рыбы заняла много времени, так что обедать решили здесь же. Получилась спонтанная полуднёвка. После обеда, который у нас с Сашей состоял из запечённого хариуса, а у Гульнарки из остатков утреннего плова, тронулись. В планах дойти до каньона и там заночевать. Если хватит времени, начать прохождение порогов (как минимум, входного).
Ния-Ю продолжает течь в тундровых берегах, резко сменивших накануне под вечер привычные по верховьям галечники с ивняком. Пляж, на котором мы стояли, образовал устьем ручья Хобыктайюган, а далее опять тянутся травянисто-глинистые берега, неудобные для стоянки. Такая картина, вкупе с практически стоячей водой без текухи, тянется очень долго, и лишь перед устьем Естовиса появляются удобные пляжи с дровами.  Так что очень вовремя тормознули накануне.

Устье ручья Хобыткайюган
Устье ручья Хобыткайюган. Фото И.Карманова
Берега Ния-Ю выше каньона
Сам Естовис впадает в Ния-Ю несколькими мелкими протоками, образуя обширный галечник. Ближе к каньону лес по берегам редеет, но кое-какие дровишки пособирать еще можно, что мы и делаем – у Саши едет связка напиленного сушняка, Гульнарка сидит впереди с вязкой хвороста в руках. Таким макаром мы и подошли к каньону.

Дровяной пакрафтинг
Дровяной пакрафтинг  Дровяной пакрафтинг

Зачалились чуть выше входного порога и «пошли бояться».
Порог красив, шумлив. Два слива – правый более мощный, с глубокой бочкой, левый попроще, но требует некоторого маневра. На входе торчит камень, на который можно ориентироваться с воды.

Каньон Ния-Ю, порог №1 (входной)
Каньон Ния-Ю, порог №1 (входной)  Каньон Ния-Ю, порог №1 (входной)

За порогом на правом берегу нашли неплохую площадку для лагеря, туда и перетащили вещи. Место у самого порога было занято одиночной палаткой, хозяин в тот момент отсутствовал.
К прохождению первого порога каньона я готовился долго. Сперва устанавливал упоры на Барабульку и мастерил сиденье из ПЭТ-баллонов. Потом снаряжал самодельный спасик на баллонах, загидривался в сухой комплект, налаживал подвес для экшн-камеры на самодельную легкую (189 гр!) каску; все это попутно комментировал, а Гульнарка снимала на камеру – для будущих обзоров самодельной легкой снаряги пакрафтера. Наконец, приготовления закончены, вперед!

Каньон Ния-Ю, порог №1, заходит Салтырёв-Синицын
На СтартКаньон Ния-Ю, порог №1, заходитКарманов-Барабулькин

Саша, как более опытный в порогах, шел первым, Гульнарка стояла на съемке, а я сидел в лодке ниже порога, готовый к спасработам. Улово находится за поворотом, так что порог был закрыт от меня скалой и сашиного прохода, к сожалению, я наблюдать не мог. Через некоторое время после гульнаркиной отмашки Борода вырулил из-за поворота в полном порядке, довольный, со словами «как два пальца!». Он прошел левым сливом, т.к. глубокая бочка в правом внушала опасения и грозила ненужным геморроем.
Передав Саше спасконец, я пошел наверх, попутно еще раз осмотрев порог. Сел, затянул упоры и двинул. При заходе сперва шел на крупного петуха почти по центру, ошибочно приняв его нужный, но на подходе увидел камень и вырулил на правильный курс. Петух же тот заманивал в правую бочку ))) Слив прошел без особых усилий, на одном из валов хорошо хлестнуло в лодку, но опасности киля не было.

Видео_Каньон Ния-Ю на пакрафтах. Порог №1 (входной)

Довольные первым успехом, мы сфоткались в своей пакрафтерской экипировке (хотя Гульнарка намекала, что мы больше походим на телепузиков, ну да женщины – что с них взять! :))
Дружно тяпнули за удачу и решили дальше сегодня не идти, а встать лагерем здесь, т.к. уже свечерело и дальше в каньон с порогами соваться поздновато, да и так уже за день впечатлений получили немало. Лучше оставить самое вкусное на завтра.

Нияйский пакрафтинг
Пока расчехлялись, подошел молодой парень – наш сосед, чья палатка стоит на пороге. Зовут Денисом, родом из Сыктывкара, шел тем же маршрутом, что и мы, от ст. Полярный Урал на Ния-Ю, только малость напутал с вездеходками и вышел к реке выше, в долину, где мы радиалили. Идет один уже две недели, рыбачит; груза у него много, на пешке использует тележку. Лодка рыбацкая, «Омега» с надувным дном. Начал сплав с самых верховий, конечно, много протаскивался, были и обносы в местах, где русло завалено крупными камнями. Солит хариуса в ведро, но пока не заполнил, т.к. берет только крупного (от полутора кг), а мелкого аккуратно отпускает. Симпатичный парень, разговорчивый, нам понравился.
От Дениса узнали последние новости: весь восточный склон Полярного Урала закрыт на карантин из-за Сибирской Язвы, из Воркуты туда летают вертолеты с хлоркой, на ключевых перевалах стоят кордоны (в том числе на Хадатинских), разворачивают туристов; группам приходится в срочном порядке менять маршрутные планы, большинство выбирают переброску на оз. Естото и идут по Естовису и Ния-Ю до Воркуты. В результате на девственной некогда Нияйке теперь столпотворение: тянутся группа за группой на лодках, катах и байдарках, был даже один пакрафтер с каржаевской Иволгой. Кроме туристов, в каньоне стоят оленеводы со стадом, да еще на квадроциклах рыбаки приезжают. Так что, по словам Дениса, всего хариуса из каньона выловили, забирают и мелочь. На Щучьем озере щука действительно есть, но тоже мелкая.
Поболтали, я провел очередной ликбез по пакрафтам, тяпнули по рюмочке за знакомство и занялись своими делами – нам надо ставить лагерь, а Денису обносить каньон: завтра он собрался уходить на Воркуту. Вещи он таскал в несколько ходок, т.к. барахла очень много; в одну из них занес нам в лагерь презент – здоровый сухой комель, отличные дрова, рахмат!
После ужина народ разошелся по палаткам, я хотел было писать дневник у костра, но ветер задувал дым в палатку, Гульнарик ворчала, как медвежонок, так что пришлось залить костер и тоже залезть, оставив писанину на утро.

Вечер в тундре на берегу Ния-Ю

Сейчас уже 6:30, народ на ногах, завтрак варится, солнце сияет. На сегодня план такой: после завтрака мы с Сашей топаем на просмотр каньона, там и решим как идти – либо будем двигаться с вещами, разгружаясь перед отдельными порогами, либо пойдем весь каньон налегке, а вещи притащим потом. Стоянку сегодня планирую на стрелке Ния-Ю и Б.Усы или, если захотим, пройдем пешком чуть вверх до усинских «Ворот», чтобы обкатать и этот порог тоже. Ну да там видно будет, надо сперва каньон пройти. По словам Дениса, в первой половине порог посерьезней входного (а в тех редких описаниях, что удалось нарыть, главным по сложности называли именно входной). Ладно, разберемся…
Лагерь №4 на берегу Ния-Ю

08.08.2016_Гульнара
Вечер в Лагере №5 чуть выше устья Ния-Ю (N67,457780°    E65,004610°).

Сегодня был длинный и насыщенный день, к тому же экватор похода. С утра после овсянки мальчишки пошли разведывать каньон, а я осталась в лагере. Постирушки-помывка, наконец-то! Кайф )) Вода очень мягкая, мыло и шампунь отмываются плохо, зато волосы – чистый шелк :-)
Жара… Развесила барахлишко сушиться на кустах ивы, но странно – все очень долго сохнет и камни совсем не прогреваются, холодные. Зато лодки сильно надулись, спускала воздух. Так походила по лагерю и решила порыбачить. Поставила блесну №3, т.к. она дальше летит, под ямкой не клевало, как и вчера, решила пройтись по реке. Чуть ниже взял маленький хариус, сантиметров 20, удалось отпустить без травмы и без рук. А немного позже сел приличный (килограмма на 1,5) – вытащить вытащила, а дальше что делать? Сам не сходит, а снять я не могу, т.к. аллергия, всю мою рыбу обычно снимает Искандер. Решила посадить его в большую лужу среди камней до возвращения мальчишек, так и сделала. Только пошла за фотиком, а тут и они вернулись. Поснимали «артиста» на фото и видео, и даже под водой.

Хариус нияйский

Дилемма отпустить или съесть разрешилась не сразу, уж больно «артист» был хорош, но в итоге чаша весов склонилась в сторону дополнения к раскладке (все же я завхоз!). Пообедали гречкой и стали собираться. Солнце жарит не на шутку. Ну вот и все, пора на старт!

Каньон Ния-Ю, начало
Каньон Ния-Ю, началоКаньон Ния-Ю, началоКаньон Ния-Ю, начало

Меня с рюкзаком (спальник, кое-какая одежда, документы) и фотиком наперевес отправили по берегу снимать прохождение порогов со стороны, у Искандера на голове экшн-камера будет регистрировать «от первого лица», так что мы пришли сюда во всеоружии )) Каньон офигительный, хочется снимать и снимать! Жаль, что завтра таких красот уже не будет, и послезавтра, и после-послезатра. Нам ооочень повезло с погодой, надеюсь, фотки удадутся. Жарко, правда, сильно припекает, да и чая мы взяли только 0.5л на троих на весь день, т.к. все баллоны разошлись по спасикам, сидушкам и веслам.

Пакрафты в каньоне
Каньон Ния-ЮКаньон Ния-ЮКаньон Ния-Ю

В результате, удалось заснять виды всех значимых порогов, и на видео, и на фото. Но прохождения снимали только на видео. Правда, я не всегда успевала за ними по берегу – все же по тундре медленней, чем по воде )) В итоге прохождение некоторых мелких порожков осталось без фиксации, но основные 5 порогов заснять получилось, т.к. мальчишки пред ними вылезали на просмотр и я успевала подойти.

Пакрафты на Ния-ЮНарты в тундреКаньон Ния-Ю
Пакрафты в каньоне

Ближе к середине каньона наткнулась наверху на загруженные нарты оленеводов. Также на пути повстречались два рыбака, потом видела еще четверых, переходящих речку вброд. Так и шла: справа – тундра, слева – каньон, красивый, не передать словами. Перед предпоследним порогом собралась спуститься к воде, а навстречу мальчишки с криком «Пить!». Но воды было мало, я большую часть выпила – думала, что раз они в воде бултыхаются, то жажда их не мучит, то ли дело я – в тундре, на самом солнцепеке, с рюкзаком :-) Оказалось – нет. В свете язвенных событий из реки сырую воду пить опасаемся, лучше перестраховаться.
За последним (шестым) порогом увидели Дениса – он шел не спеша, облавливал реку, добивая ведро. Мальчишки приставали на другой берег, искали место для лагеря. Самое время, т.к. я уже выдохлась, последние метры дались с трудом, да и голова разболелась не на шутку. Зато мне улыбнулся Дух Ния-Ю, успела сфоткать.

Улыбка Ния-Ю
Искандер перевез меня на другой берег, лагерь в траве, с мошкой. Пока ставились, причалил Денис, попили с ним чай. Из-за большой жажды чай решили вскипятить оперативно на газу, а костер после. Кстати, впервые за поход достали горелку – до этого обходились дровами. Перед сном наблюдали красный закат, да и ветер поднялся – что-то надует…

Вечер на Ния-Ю

09.08.2016, 6:30_Искандер
Утро в Лагере №5 на л.б. Ния-Ю, чуть выше устья (N67,457780°    E65,004610°). Дождь барабанит по палатке, так что подъем решили малость отложить, тем более, что мне нужно описать вчерашний день: Гульнара зафиксировала «вид сверху», а на мою долю выпал «вид с воды».

С погодой вчера повезло на весь день, спасибо местным Духам! Это большая удача, что каньон шли в такой благоприятной обстановке.
Сразу после завтрака мы с Сашей побежали на осмотр порогов. Первая треть каньона после входного (порог №1) без сложностей, а вот в средней части два порога (№2 и №3), требующих особого внимания.

Каньон Ния-Ю, порог №2
Каньон Ния-Ю, порог №2Каньон Ния-Ю, порог №2Каньон Ния-Ю, выходная часть порог №2

Каньон Ния-Ю, порог №3
Каньон Ния-Ю, порог №3Каньон Ния-Ю, порог №3, первая ступеньКаньон Ния-Ю, порог №3,  выход со второй ступени
Каньон Ния-Ю, порог №3, первая ступень
Далее опять все просто, порог №4 с большим камнем, делящим слив надвое, и резким сужением русла на выходе для пакрафтов прост, но от крупных судов (КАТ-4) может потребовать аккуратности.

Каньон Ния-Ю, порог №4
Каньон Ния-Ю, выход из порога №4

Затем идет длинный участок без сложностей, мелкие порожки и перекаты, а вот в конце каньона интересный двухступенчатый порог №5 (в принципе, можно разделить ступени на 2 отдельных порога, но они расположены достаточно близко друг у другу, так что не стану). Между его ступенями есть возможность чалки на левый берег.

Каньон Ния-Ю, порог №5, две ступени
Каньон Ния-Ю, порог №5, две ступениКаньон Ния-Ю, порог №5, ступень 1, вид с правого берегаКаньон Ния-Ю, порог №5, ступень 1, вид с правого берега
Каньон Ния-Ю, порог №5

После пятого порога стенки каньона уменьшаются и постепенно сходят на нет, после – финальный порог №6, последний на Ния-Ю. При осмотре каньона мы до него не пошли: я видел его в 2014-м, ничего сверхсложного там не должно было быть, решили не тратить время и быстрей вернуться в лагерь. Итоги осмотра: при нашей довольно низкой воде на этом участке имеется 6 выраженных порогов (последний, по сути, уже за пределами каньона, в тундре); из них 5 требующих внимания и осмотра (порог №4 в нашу воду для пакрафтов прост), №№2, 3 и 5 – двухступенчатые. Пороги локальные, с возможностью чалки до и после, просмотр по берегам вполне осуществим. Плюс в промежутках разбросаны мелкие перекаты и ступеньки, идущиеся без проблем сходу. Карта с примерным расположением порогов каньона лежит тут.
Первый (входной) мы прошли вчера, на повторные покатушки время решили не тратить, а сосредоточиться на оставшихся. Второй и третий решили пройти на пустых лодках, обнеся груз по правому берегу срезу за оба порога, а все остальное – с вещами.

В лагерь вернулись после 10 утра, а там Гульнарка возится с уловом – цепанула приличного хариуса, запустила в большую лужу меж камнями вместе с блесной, вот он у нее на привязи бродит по луже, как собачонка. Как раз случай испытать экшн-камеру на съемку под водой.
После фотосессии стали паковаться. Я собрал гульнаркин рюкзак ей на ходовую, сложив туда всякое ценное – деньги, документы, электронику, спальник и кое-какую одежонку. Все остальное загрузил по гермам в свой Синто, чтобы не возиться на обносе с многочисленными тюками. Этот тяжелый рюк принайтовал в носу пакрафта, а за спину, как обычно, привязал рулон пенок с палаткой. Получилась очень хорошая развесовка. Быстренько пообедали (опять на дровах, газ еще ни разу не включали, и это 6-й день похода!), загидрились и тронули. Гульнарка вышла пораньше.
До порога №2 дошли быстро, Гульнарка скакала параллельно и снимала красивые виды. Плюс я фиксировал на экшн со шлема.

Видео_Каньон Ния-Ю на пакрафтах выше порога №2
На пакрафте по каньону Ния-ЮНа пакрафте по каньону Ния-ЮПакрафты в каньоне
Идется отлично, день солнечный, вокруг красотища! Скальные стенки каньона с воды выглядят еще внушительней. Жарит вовсю, Саша высказал вслух намерение искупаться в Ния-Ю прямо в гидре, после прохождения каньона. Я скромно промолчал, предпочитая не кликать приключений на седло.
Подойдя к порогу №2, зачалились и пошли относить вещички за третий. Вылезли наверх и шли по тундре, распугивая зайцев и изнывая в гидрашках от жары, на обратном пути я не выдержал и снял каякерскую куртку, т.к. от перегрева совсем приплющило.

Каньон Ния-Ю, разгрузка перед порогом №2

В целях экономии времени решили не дежурить по очереди под порогами, а идти в кильватере на взаимостраховке, локальность препятствий вполне позволяет это. Так и пошли в порог №2 – впереди Саша, я за ним; у Саши спасконец с карабином. При прохождении первой ступени на сбойке валов Синичку почти кильнуло через корму, Борода вылетел из лодки, но успел поймать кормовой конец и дальше прошел порог с веслом и пакрафтом, хотя и самосплавом. Я рванул за ним, чтоб быстрей догнать и помочь, в результате порог прошел на автомате, не особо вникая, т.к. следил глазами за сашиным заплывом. Пару раз тряхнуло неслабо и налило воды, но в целом норм, удалось проскочить по гребням. Только нос закидывало до небес – зря разгрузились, нарушился баланс. Вот и сказалась разница между Синицей и Иволгой: больший объем и добавочные 20см длины последней сыграли решающую роль, Иволга более остойчива! Так две модели каржаевских пакрафтов прошли сравнительный тест в идентичных условиях.
За второй ступенью я догнал Сашу, придержал лодку и он забрался внутрь; весло не упустил, молодец.

Каньон Ния-Ю, порог №2

Видео_Каньон Ния-Ю на пакрафтах. Порог №2

Обменялись впечатлениями. «Вот и искупался!» – сказал Саша, а я подумал: «Духи – они люди добрые: попросил – получи ;))». Дальше погребли по каньону к третьему порогу. По сторонам – красота!
Порог №3 выглядит самым внушительным: уклон, сплетение струй, камни – все настраивает на азартный сплав. Мы пристали чуть выше к правому берегу и пошли посмотреть еще разок.

Каньон Ния-Ю, порог №3, первая ступень
Каньон Ния-Ю, порог №3, первая ступеньКаньон Ния-Ю, порог №3, первая ступень
Каньон Ния-Ю, Порог №3
В этом пороге, как и в предыдущем, 2 ступени (первая сложнее), но расстояние между ними поболее и вторая за правым поворотом, скрыта скалой. Большой подводный камень по центру первой ступени делит ее надвое, заход в левый слив осложнен мелководьем; правый слив доступнее, но уклон больше, есть камни и косые валы более метра.
Саша проскочил гладко, а я при заходе поленился заложить дугу побольше и вошел не под тем углом, в результате струя врезала в левую скулу, отбросила незагруженный нос и меня в итоге вынесло правее, чем было задумано. Но прошел успешно, хоть и не по желаемой траектории. Вторая ступень без сложностей.

Видео_Каньон Ния-Ю на пакрафтах. Порог №3

После порога отлились и погребли по каньону к заныканным вещичкам. По пути пару шиверок и перекатики. Добрались до заначки, загрузили вновь свои пакрафты. При такой развесовке (тяжелый рюк в носу) пакрафт становится более управляемым и остойчивым, нос на валах до небес уже не закидывает. Да и сидеть удобнее – упираешься пятками в рюкзак, так что пяточные упоры при такой схеме не нужны. Саша по моему совету в этот раз не стал класть рюкзак поперек носовых баллонов, а воткнул вертикально, и убедился, что так лучше – половина рюкзака оказалась ниже уровня бортов, ЦТ понизился, да и обзор стал лучше.  Дружно решили, что надо было всё идти с вещами, может, и Саша бы удержался во втором пороге. Остаток каньона шли гружеными.

До порожка №4 легкие шиверки, да и сам порог несложен, особенно для наших компактных судов. На этом участке я по невнимательности забыл снять с объектива колпачок и съемка не удалась. И Гульнарка не подоспела к четвертому порогу, так что проход остался не задокументирован. Ну да ничего там сложного, даже не запомнился особо. Шли по правой струе.

Каньон Ния-Ю, порог №4, вид с левого берега
Каньон Ния-Ю, порог №4, вид с левого берега. Фото А.Салтырёва

Видео_Каньон Ния-Ю на пакрафтах. Порог №4

В пороге №5 ступени проходили по отдельности, с промежуточной чалкой и отливом. В обеих ступенях выбрали проход слева, там меньше маневров. В сливах ступеней бочки и косые валы, накидывает прилично. Уже низковатое солнце на этом участке било прямо в глаза, так что ни черта не видать. Вторую ступень я проскочил «на грани», спас объем Барабульки и опора на весло. Ну и бедренные упоры пригодились, с ними контроль лодки лучше.

Каньон Ния-Ю, порог №5, ступень 1, осмотр с левого берегаКаньон Ния-Ю, порог №5, ступень 1, вид с левого берегаКаньон Ния-Ю, порог №5, ступень 1, вид с левого берега
Каньон Ния-Ю, порог №5, вид на ступень 2Каньон Ния-Ю, порог №5, ступень 2Каньон Ния-Ю, порог №5, чалка на отлив
Каньон Ния-Ю, порог №5

Видео_Каньон Ния-Ю на пакрафтах. Порог №5, две ступени

При скачках в валах выбило сидушку, прямо как на Кольском, пришлось поправлять на ходу. Надо придумывать надувное сиденье по типу Викинга, чтоб держалось в распоре меж бортами, за одно и жесткость пакрафта повысится.
После пятого порога стенки постепенно уменьшились и каньон практически закончился, шли вдоль тундровых берегов, скалы возвращаются лишь у заключительного, шестого порога. Левый заход блокирован грядой камней, проходить в нашу воду удобнее справа, что мы и делаем. Воды опять накидало прилично – эх, вот бы деку!

Каньон Ния-Ю, порог №6, проход Карманова-Барабулькина
Каньон Ния-Ю, порог №6

Видео_Каньон Ния-Ю на пакрафтах. Порог №6

Все, каньон пройден полностью, Ура! Да здравствует Ния-Ю!!!

А Гульнарик все это время ковыляла по жаркой верхотуре, с рюкзаком, да еще возилась с камерой на съемке. Выдохлась изрядно, бедняжка.
Пока шли каньон, видели много народу: рыбаки, оленеводы, наблюдали группу из четырех спиннингистов, которые бродили Ния-Ю на перекате – шли парами, поддерживая друг друга. Еще двое помахали нам со скалы. На правом берегу, в тундре, в двух местах видели груженые нарты, вдали виднелся чум. В одном из распадков заметили палатку, а вдалеке несколько машин. Какой-то прям проходной двор.
Глядя на такую населенку, я стал опасаться, что удобная стоянка на стрелке Ния-Ю и Б.Усы, где хотелось встать лагерем, будет занята, поэтому решили тормознуть не доходя до устья. Пока выбирали, повстречали Дениса, он шел со своей Омегой на веревочке. Нашли слева неплохую полянку у густого кустарника, с дровами, но я решил пройти еще 0,5км до лагеря Осадчих 2009 г., думая, что там будет лучше, а зря! Место оказалось не очень: дров мало, трава густая, мошки полным-полно. Но делать нечего – обратно идти далековато, а ниже, близ устья, уже видны машины и палатки, так что встали тут.
Я быстренько разгрузился и забрал с правого берега Гульнарку, она умоталась за день так, что еле брела. Сказалась жара и жажда. Первым делом вскипятили котелок, впервые использовав газ в этом походе. Да и то не с отсутствия дров, а из спешки – уж больно всем хотелось напиться горячего чаю.
Сходу осушили 2 котелка, ну и тяпнули, разумеется, за каньон, за Ния-Ю и местных Духов, что оказались столь щедры на солнце и воду. Потом был вкусный борщ, обмен эмоциями и разговоры с подошедшим Денисом. Но разошлись по палаткам рано – сказался насыщенный день, так что праздничных посиделок не было, да и водка почему-то не брала. Жарить рыбу я тоже поленился, а зря – придется делать это сегодня под дождем. Планирую пройти около 22 км и встать на Усе выше плотины.

Вечер на НияЮ

ДНЕВНИК ПОХОДА. Часть III

Уса марсианская

10.08.2016, 5:50_Искандер
Утро в Лагере №6 на правом берегу Усы в распадке безымянного ручья выше плотины (N67,463500°   E64,626030°). Описываю события вчерашнего дня.

Вчера (09.08) подъем был задержан дождем, народ отсыпался, а я ликвидировал отставание по дневнику. К завтраку дождь прекратился, что позволило мошке украсить рисовую кашу занимательным узором.

Лагерь №5 чуть выше устья Ния-Ю

Собирались под моросейкой, а отплыли под дождем, который превратился в конкретный ливняк при выходе из Ния-Ю. На стоянке-стрелке множество народу: лодки с моторами, катамараны с бочками, целый палаточный городок. Явная перенаселёнка, совершенно не характерная для ПУ. Несмотря на ливень, народ рыбачил, перекинулись парой слов о каньоне. В самом устье очень мало воды, даже наши мелкосидящие суда пришлось проводить вдоль левого берега. На самом кончике галечника напротив за нашими упражнениями наблюдала группа парней в плащах, они махали руками, явно желая пообщаться, но дождь лил ручьем, мы тащили лодки и были заняты, так что прошли мимо. Извините, ребята, не до разговоров было.
Так мы вошли в Большую Усу. Воды значительно меньше, чем в 2014-м при подъеме на Хадатинские. Много мелей, островов, постоянно приходится высматривать проходимые протоки.

Перекаты Большой Усы
По Большой Усе
По Большой УсеПо Большой УсеПо Большой Усе
Ветрено. На обед я планировал встать на нашей стоянке 2014 г., но увидев по берегам кусты с дровишками, решил тормознуть тут. Крикнул Саше и повернул, не оглядываясь, к берегу, оказалось, что он не расслышал и упёр вниз, пришлось ему возвращаться против течения. К тому времени небесные пятачки одержали уверенную победу над виннипухами, и в небе воцарилось Солнце, да такое, что стало жарко. Отобедали на солнцепёке, а после я занялся жаркой улова.

Обед на Большой Усе
Под конец затянувшегося обеда погода опять стала портиться, на нас надвигался грозовой фронт. Загидрились и тронули в направлении осадков. Прошли пару перекатов-шиверок с валами, перед одной даже пришлось высадить Гульнарку, т.к. вода захлестывала через нос.

Большая Уса

Подгоняемые непогодой, проскочили стрелку с Малой Усой, и тут началось. Поднялся ветер, даже ветрище, с трудом дошли до конца левобережного галечника и там встали переждать непогоду – порывы не позволяли двигаться, да и лило изрядно. Сели с Гульнаркой под кустик, как зайцы, а Борода бродил по пляжу и нахваливал погоду )))

Просидели минут 20, немного стихло, двинулись дальше. После усинских «Ворот» пристали к п.б. – хотел показать нашим большой грот. Пофоткались, пожалели, что не успели сюда до дождя – хорошее место пережидать непогоду. Но ночевать я бы здесь не стал – внушительные обломки на полу взялись неспроста.

Грот на Усе
Берег Усы у пещеры

В это время небесные сферы слегка раздуло и даже показалось голубое небо, но вскоре виннипухи вновь затянули все сплошной иссиня-серой пеленой. Надо было спешить, встать лагерем до нового дождя. Тут как раз на правом берегу показался распадок ручья, решили разведать. Есть плоские места под палатку, ручей неширок, но главное – стены распадка надежно защищают от ветра. Сыровато, но после дождя везде сыро. Поднялись с грузом повыше, в центр распадка; пока перетаскивал вещи, черпанул в сапог – обидно, блин, на последней ходке )) К этому моменту уже изрядно поливало, так что сперва натянули тент и свалили барахло под него, а палатки решили ставить в сухой перерыв. Сами же расселись на гермах и стали «уговаривать погоду». Пока закусывали, полюбовались двойной радугой.

Лагерь №6 в распадке ручья
Лагерь №6 в распадке
Дождь и впрямь дал нам время поставиться и приготовить ужин, но вкушали его уже вновь под тентом. Из-за сырости и общей серости ляпнули хорошо, Саша даже прочел трактат о плохих руководах, с примерами из прошлого. Из-за густой облачности стемнело по-европейски, писать дневник не получалось, а Борода предложил сдвинуть график на пару часов, чтобы вечерять по-светлому, т.к. светает тут рано, в районе 2-х часов. Согласиться-согласились, но под журчание ручья всем сегодня спалось с особенной сластью, так что встали только в 5:30 и сдвиг графика не случился.

Сегодня с утра не льет, но холодно и серо, в распадке высокая влажность. Пока писал дневник, отзавтракали мокрой гречкой, идем паковаться. Сегодня нам предстоит обнос плотины, будет сотовая связь. Вещи потихоньку отсыревают, в т.ч. спальник (конденсат снизу, от пенок). Поскольку дров нет, то сушить можно лишь на ветру и солнце, но ветер пока влажный и Солнце перестало радовать вниманием. Но у него еще есть время вспомнить о нас: осталось три полных ходовых дня, на четвертый выходим в люди.

Лагерь №6 в распадке ручья

11.08.2016, 4:35_Гульнара
Раннее утро (4:35!) в Лагере №7 на безымянном острове (N67,376120°   E64,316840°)
Поспать не дают. Ну какое творчество в такую рань… Саша уже зевает вовсю; мне надо управиться за полчаса и описать вчерашний день.

Итак, вчера (10.08) встали в 5:30, дождя нет, Ура!
Тучки, конечно, бегают, ветер сильный южный. А нам по трубе без течения фигачить.
Собрались. Спали сегодня отлично, даже не ворочались – ручеек убаюкал. Распадок оказался очень уютным, но нам пора в путь. Расселись по лодкам и пошли. Идти тяжело, ветер встречный тормозит. Через некоторое время решили, что лучше мне пойти по берегу. Я забралась наверх и спустилась с другой стороны длинного утеса, но решила еще пройти немного. Но т.к. Искандер потерял меня надолго из вида, а криков не слышно из-за ветра, он полез наверх искать. Река очень расширилась, волны набегают на берег – прибой. В результате все нашлись, но больше меня по берегу не пустили.

Рыбаки на Усе
Где-то через километр на правом берегу увидели рыбаков с лодками и бочонками. Поболтали, заодно и передохнули. Обменялись впечатлениями от реки, от погоды, от событий в тундре. Все три рыбака, как оказалось, когда-то жили здесь, судьба разбросала их по стране, но они возвращаются сюда снова и снова, проводят время на рыбалке, получая кайф от отдыха.
Попрощавшись, мы двинули дальше. Гребли с Искандером поочередно, и оказалось, что моя переднеприводная гребля при встречном ветре эффективней.

Пакрафтинг на УсеСалтырёв-СиницынМордевинд на Усе

На обед пристали выше плотины, почти на месте стапеля позапрошлогоднего похода «Из Воркуты в Лабытнанги». Но, в отличие от того года, воды здесь намного больше, т.к. в прошлый раз из-за ремонта створов плотины спустили воду до естественного уровня. Тогда здесь было хорошее течение, перекаты, теперь же приходится выгребать при сильнейшем ветре и большой стоячей воде.

Обед на Усе выше плотины

Обед на Усе выше плотины и место стапеля-2014. Сравнение уровня воды
Обед и сушка выше плотины
Пока обедали, на ветру и солнце подсушили кое-какие вещички. Искандер решил, что целесообразнее делать обнос плотины прямо отсюда, чем выгребать против такого ветряка еще 500м, так что мы собрались, сдули пакрафты и двинули пешком. Вдоль берега как раз шла колея, а на пригорке она превратилась уже в нормальную, укатанную дорогу. Пофоткались.

Уса чуть выше плотины
Обходим плотину
За плотиной

У плотины сидела группа туристов. Оказалось, что это те самые москвичи, о которых нам рассказывал Денис, среди них пакрафтер на Иволге (Дмитрий). Они собирались идти из Европы в Азию через Хадатинские, но из-за кордонов вынуждены были перекинуться на Естовис. Мальчишки пообщались, поузнавались. Все-таки Интернет – великое дело! Оказывается, самые активные пользователи обеих групп заочно друг про друга уже знали – читали отчеты, смотрели походные фото-видео. Попрощавшись и пожелав друг другу удачного окончания походов и интересных отчетов, расстались – мы пошли на берег надуваться, а они остались ждать машину до Воркуты, их маршрут уже закончен. Сегодня нам идти еще 10 км, будет ли достаточно воды для сплава? Как говорили рыбаки выше плотины, после нее начинается пляжная река.

Стапель за плотиной

Оказалось – воды вполне хватает. Действительно, очень много отдыхающих. Но не в плане купания-загорания, а в плане рыбалки, т.к. вблизи плотины к реке можно подъехать на обычной легковой машине. Очень много рыбаков на перекатах. Мы же не задерживались с рыбалкой, т.к. нам надо было еще грести и грести до лагеря. Река широкая, течение хорошее, много галечников, попадаются и скалы.

Скальные выходы за плотиной

Отметки на скале
Водомерные отметки на скале
Несколько раз занимался дождь, иногда вылезали размяться. Прошли лагерь каких-то туристов с желтым катамараном, у них удобная стоянка на правом берегу среди ивы, растянут тент, дымит костер. При виде нас они зашевелились, но мы помахали издали, вылезать не стали – дождь на подходе. Как же без него. Посчитали: за весь поход пока только два дня без дождя обошлись, а так сыпет регулярно. Все барахло влажное, сохнет плохо, да и некогда особо сушиться, вот в обед немного успели.
Выбрали симпатичный берег для лагеря – пляжик с кустами и дровами. Думали посидеть, пожечь костерок, но не тут-то было: нас атаковала туча мошки, просто ужас! Невозможно, лезут всюду, покусали невзирая на накомарник, все просто облеплено ими. Кое-как поужинав, спасаясь за косетрок-дымокур, мы разбежались по палаткам, решив встать пораньше на часок, чтобы было время порыбачить на сплаве. Нам за следующий день нужно 25 км пройти. Но река уже несет нормально, опять вернулись перекатики :-)

Лагерь №7 на Усе

11.08.2016, 20:30_Искандер
Вечер в Лагере №8 на острове с французским именем Шерди (N67,226970°   E64,022650°). Наконец-то получилось описывать события дня текущего, а не предыдущего ))).

Сегодня встали пораньше, впервые за последние дни с утра яркое солнце. Воспользовавшись этим славным событием, вывесили на просушку все влажные шмотки. В результате, пока завтракали, сушились, бродили на жаре по галечному пляжу, сборы затянулись и вышли мы на речной простор только  в 8:10

Лагерь №7 на Усе
Сразу же, как по команде, задул сильный встречный Южак; оба плеча дружно заныли, вспомнив вчерашнюю борьбу выше плотины. Правда, в отличие от последних дней, сегодня обошлось без дождя, ура! Но мордевинд втыкал неслабо, продвигались с трудом. Саше на его птичке-Синичке было сложнее, нас спасала попеременная гребля – когда я выдыхался, Гульнарка включала «передний привод», который позволял не только передохнуть мне, но и заметно вырваться Барабульке вперед: как оказалось, при сильном встречном ветре «передний привод» на пакрафте заметно эффективней «заднего», другими словами носовая гребля продуктивней кормовой. На одной из остановок поменялись с Гульнаркой местами, и гипотеза подтвердилась. Саша, глядя со стороны, тоже это отметил.

Видео_Уса, "передний привод" на пакрафте

Уса

Берег Усы

Через пару часов после выхода обогнали желтый кат-четверку с тремя гребцами, тот самый, что лежал вчера вечером в кустах, а утром прошел мимо, пока мы завтракали. Мужики шли вдали под противоположным берегом, но и так было видно, что несладко им на таком ветру, временами бечевят.
Перед обедом миновали надувающуюся компанию, после ЛЭПки тормознулись, пройдя против встречного ветра более половины дневной нормы (14 км); на послеобеденную греблю осталось еще 11. Пока варили и закусывали, наблюдали охоту местных чайкогагар на шайбу московской, затем мимо проследовала уже надувшаяся компания рыбаков, пожелавших на приятного аппетита.

Обед на Усе
Походный натюрморт
Усинский натюрморт
По ходу сплава рыбачим, в основном на перекатах, пока на гульнаркином счету лишь мелочь, отпускаем. Местные рыбаки ловят в основном на мушки корабликом.
После обеда ветер заметно поутих и мы неспешно дошлёпали оставшиеся километры, загорая и обкидывая перекаты. Уса ниже плотины часто разбивается на протоки меж галечными островами, иногда глухие, даже пакрафты изредка приходится проводить.

Видео_В протоках Усы

Перед о. Шерди выбрали левую протоку и опять ошиблись – воды здесь меньше и текухи почти нет. Встали на острове, почти у кромки воды, подальше от травы и кустов, в надежде избежать мошки, но тщетно: как только стихает ветер, она облепляет все вокруг, включая нас и наши вещи. С таким назойливым контингентом я еще на ПУ не сталкивался.

Вечерняя мошка на Усе

Палатки поставили, но стелиться пока не стали, чтоб не запустить эту публику внутрь. Вместо этого мы с Гульнаркой прогулялись на противоположную сторону острова, к правой протоке, в надежде скрыться от мошки. Там я быстренько искупался и даже слегка обмахнулся мочалкой и мылом. Вода терпимая, но под конец мошка нас расчухала и радостно облепила отмытую тушку.
Вернулись в лагерь и разожгли два дымокура, ужинали между ними – полегчало. Дров набрали в зарослях ивняка, так что горелка опять не у дел. Завтра последний полный ходовой, послезавтра выходим к ж/д.

Марсианские хроники острова Шерди

13.08.2016, 8:45_Гульнара
Сидим на станции Елецкой, я описываю события вчерашнего дня.

Вчера (12.08) подъем был ранний, в 5:00. Пока прохладно, мошки почти нет, так, чуть-чуть – те, что встревожились при выползе из палатки.
Приготовили завтрак на дровах – рис сладкий, замоченный с вечера. Пока мы собирались, мимо нас прошли трое на желтеньком кате. Рано они встают, а может и не ложились) Парусность у них большая, трудновато при встречном ветре-Южняке. Спросили у нас: «Что за остров?» – «Шерди»,– ответили мы.

Утро в Лагере №8 на острове Шерди
Вскоре вышли и мы. Спустя некоторое время мы их снова увидели, осматривающих правый берег, на котором были интересные возвышенности и небольшие горки. Мы не стали выходить, а пообщались с ними уже на воде. Это были три пожилых туриста из Стерлитамака, идущие с верховьев Малой Усы. Идут неспешно до Сейды. У них была частично пешая заброска, вес примерно по 35 кг на человека. Рыба в верховьях у них тоже лучше ловилась. У нас ниже плотины попадаются только 25-30 см хариусы, которых мы отпускаем, пусть подрастают)

Братья по разуму из Стерлитамака
Усинские обрывы

Река вся в веселых перекатах, рыбу ловим прямо с лодок, но встречный ветер создает сильную волну, появляются «барашки», поэтому идти спиной становиться несколько волнительно. По-другому не получается, т.к. ветер сносит блесну. В общем неспокойно, а рыбачить хочется. Искандер ворчит. Лодка маленькая, пока совершали маневр, пока доставали пакет для рыбы, чтобы в лодке не пахло, пока то да сё, несколько рыбок сошло. У меня же маленький опыт вываживания рыбы, да и нетерпеливая я. Но вот одна попалась на все три крючка, отпускать ее нет смысла, погибнет. Так и наловили небольших на жарёху. Как раз удачно нам и место с дровами, и с перекатиком, и для купания удобное попалось. Сначала отобедали борщом, а пока мальчики жарили хариусов, я искупалась, помыла шмоточки и даже обсушила на ветру. Благо солнечно и ветрено было. Мальчики тоже с удовольствием совершили водные процедуры.

Березовая роща на Усе
Березняк к обеду
Обед на Усе
Хариус на закуску
На закуску
Обедня

Ниже по течению на правом берегу увидали машину. Оказалось, что она приезжала к местному охотоведу «Дяде Васе-Людоеду» – так он представился нам, когда мы подплыли к нему. У него на возвышенности дом, он увидел нас, бултыхающихся, и пришел пообщаться. Думаю, что он наблюдал и наши купания, уж больно ухмылочка у него была загадочная… Упс… Весьма общительный сухонький пожилой дядечка с большими количеством всевозможных ножей, которые демонстративно побрякивают в разных местах его гардероба. Страшно, наверное, одному жить в тундре. Поговорили при сибирскую язву, про лодочки наши, про каньон Ния-Ю. Он сказал, что с водой нам повезло, а так-то каньон непроходим. Вода, действительно, низкая. Ветер все усиливался. Он сказал, что перед нами прошли очень много сплавщиков, но удивительно, что берега чистые, мусора не видно, стоянок явных нет. Видимо, сюда добираются настоящие ценители местных красот и бережно относятся к окружающему миру. Спросив, не нужно ли нам съестного или еще чего, дядя Вася попрощался, мы пожелали ему всего хорошего и пошли дальше жить своей жизнью. До лагеря еще примерно 15 км. Но туда хочется прийти как можно позже, т.к. мы выявили закономерность – часов в 17-18 ветер стихает, мошка начинает бесчинствовать, и уменьшается ее численность лишь с приходом вечерней прохлады, где-то в 21-22. Причем, в верховьях такого не было. Это просто какой-то «ужас на крыльях ночи».

Уса выше устья Ельца
Уса выше устья ЕльцаСалтырёв-СиницынУса выше устья Ельца

Последние километры нашего маршрута мы наблюдали горный массив в отдалении. На большинстве вершин Саша бывал зимой. Красиво, горы в дымке. Далековато, но необычно. Береговой пейзаж большей частью уже похож на равнинный, а глянешь на горизонт – а там горы…

Уса перед устьем Ельца
Мост через Усу перед устьем Ельца

Особенно хорошо их видно у железнодорожного моста. Под ним мы остановились, Искандер пошел на разведку в плане ночлега и завтрашней выброски. Ниже моста устье Ельца, там и заночуем, дорога оттуда ближе к станции, это подтвердил и проезжающий на УАЗике рыбак с белой собакой.

Видео_Вечерняя мошка

Уса перед устьем ЕльцаУса перед устьем ЕльцаУса перед устьем Ельца

Ну вот и все, это наш последний лагерь в этом походе. Место для ночлега вполне сносное. На берегу лежал каркас от катамарана с досками. Мы приспособили его под стол с лавочками. Каркас был очень прочно увязан резанной резиной от шин. Часть каркаса пустили на дрова, надо было запекать рыбу – последних хариусов в этом сезоне.

Уса перед устьем ЕльцаПоследний улов этого похода
Лагерь №9 над устьем Ельца

Сегодня вечером роса не выпала. Возможно, завтра, по закону Мерфи, будет дождь. Поэтому лодки свернули заранее, все шмотки покидали в палатку, чтобы завтра можно было укладываться посуху.
Мальчики возились с рыбой. Саша почистил, упаковали в фольгу, запекли уже в темноте, когда мошка чуток угомонилась.  Я ушла спать. Завтра ранний подъем в 4 утра...

13.08.2016, 16:26_Искандер
Вагон поезда «Лабытнанги–Москва»

Стоим в Инте, за окном льет дождь, а у нас сухо!
Сегодня встали в 4:00, причем, сперва я порывался устроить подъем в 2:00 (не разобрал спросонья цифры на часах). Выспались нормально, т.к. накануне не засиживались.
Несмотря на все признаки непогоды с вечера, встали сегодня под солнцем, правда, и под мошкой. Перед стартом сводил Гульнарку к устью Ельца (несколько десятков метров от стоянки), завершив водную часть маршрута омовением в его струях.

Гульнарик достигла устья Ельца
Гульнарик достигла устья Ельца! Фото И.Карманова
Завтрак
Завтрак. Фото А.Салтырёва
Перед стартом
Перед стартом
Вышли в 6 с чем-то утра: неплохая грунтовка, правда с частыми крупными лужам, проходима для Нив и УАЗиков. Бродили Лёк-Елец без штанов, но обутыми, вымыв таким образом ноги и прополоскав сапоги. А я еще и поплескался – жара! Лёк-Елец здесь вполне сплавной для пакрафтов, так что поставил себе еще одну галочку на будущее.

Дорога от устья Ельца к станции Елецкой
Дорога от устья Ельца к станции ЕлецкойДорога от устья Ельца к станции ЕлецкойБродим Лёк-Елец
Лёк-Елец
По краям дороги лес, ивовый и березовый, на полпути к станции начинают попадаться елки и лиственницы. Пару раз останавливались, прогуливались к речке. Идется хорошо, даже с удовольствием – соскучились по пешке.

НияЮ-Елец-2016_310
Дорога к станции ЕлецкойПо дороге к ЕлецкойЛес на подходе к Елецкой
Вид на протоку Ельца
Вышли к станции в 8:20, забрались в пустой зал ожидания (точнее, в его предбанник, т.к. основной зал был заблокирован) и стали переодеваться. Сменили все ходовое барахло на чистую цивилку и принялись ждать открытия магазинов (с 10:00). Параллельно осматривались и проветривали ходовые вещички, чтобы меньше несло из рюкзаков.

На подходе к Елецкой
На подходе к станции

На станции ЕлецкойНа станции Елецкой
ФИНИШ
Дождавшись заветного рубежа, мы с Сашей дернули в поселок, а Гульнарка осталась на карауле.
Перешли через пути и начали поиски искомых закромов. Поспрашивав прохожих, вышли к так называемому «Государственному» магазину и... попали в советскую эпоху! Пахнуло чем-то давно забытым, из детства: аж два просторных холла на одну продавщицу, длинные полки вдоль стен, а на них вереницы одинаковых товаров. Бедность ассортимента компенсируется множественностью экземпляров – знакомая картина, хоть и порядком подзабытая. Бесконечный патронташ полторашек-близняшек минералки, сопровождаемый снизу бесконечным же многоточием банок то ли сайры, то ли скумбрии, покрыл стены заведения восклицательным орнаментом скупого схупайка, и лишь этажерка с растительным маслом привнесла в этот северный натюрморт оттенки тепла и южного солнца…
Все это, конечно, весело, но ПИВА НЕТ! Есть водка двух сортов и какие-то печенушки. Зато хлеб свежий белый, сразу видно – хорош, его-то и взяли, еще семечек да сыра. Пиво, говорят, только в «коммерческих точках». Делать нечего – двинули к «точкам», благо недалеко. На подходе были атакованы местной чудо-юдой – суровой помесью росомахи с водолазом. Намерения этого существа, как нам показалось, были серьезными и спасло безоружных пакрафтеров лишь вмешательство трезвых клиентов ларька, а непроспавшийся и не менее чудоюдистый хозяин животины в тот момент затаривался на кассе свежим зельем. Когда же спасители наши попытались урезонить его насчет собачины, тот выказал полное духовное единство со своим питомцем. Не зря, не зря говорят, что собаки копируют как достоинства, так, увы, и недостатки своих хозяев…
Однако, все закончилось благополучно, и мы приступили к закупкам. «Коммерческая точка» – полная противоположность «государственному заведению» – попросту сарай, приспособленный для торговли: длинный прилавок, лампочка да касса, зато полки ломятся от ассортимента, и никаких повторов! Газировка, рекомендованная молоденькой продавщицей, малость смахивала цветом на шампунь, но, по словам Гульнарки, оказалась вполне себе ничего. Взяли каких-то сухариков, чипсов, чего-то еще, не забыли и о пиве. А вот колбаса не внушила, обошлись без нее. Обратно двинули огородами, избегая встречи с росомахолазом.
Вернулись на станцию, наконец глотнули долгожданного, закусили запеченным с вечера хариусом и кайф был пойман незамедлительно. А вскоре и поезд подошел.
Погрузились. В нашем купе на гульнаркиной нижней полке расположился пожилой армянин, при нашем появлении сыгравший роль почти немочного в целях выцыганить местечко. Сыграл успешно, Гульнарка прониклась (в отличие от умудренного опытом Бороды) и согласилась поменяться, так что мы с ней оказались «на равных», т.е. верхних. Правда, часок спустя немочь позабылась, морщины разгладились и старичок стал скорее дядечкой, с удовольствием балагурил и даже водочкой нашей не побрезговал, не говоря уж о пивасике. Приятно, когда природный артистизм приносит человеку пользу ))) Еще позже, видимо испытав под воздействием винных паров легкий приступ джентльменства, сосед попытался расплатиться с Гульнарой жареной курицей, но потерпел полное фиаско – аллергия и тут выручила )) Так вот и едем: ведем ленивые беседы, потягиваем пиво, в перерывах пишется дневник. Скоро ужинать.
Активная фаза похода закончена, осталась лишь дорога домой...

У станции Елецкой

15.08.2016, 14:00_Искандер
Вагон поезда «Москва–Нерюнгри», который везет нас – О радость! – в родную Казань.

Вчерашний день в поезде до Москвы ничем особым не запомнился, кроме суперкартофельного обеда и трагедии пятнадцати минут, когда при просмотре отснятого материала с экшн-камеры обнаружилась тяжелая потеря: самый интересный проход в каньоне, сопровождаемый сашиным художественным оверкилем, был заснят с колпачком на объективе (( Все пригорюнились, особенно я, и на пятнадцать минут в купе повисло унылое молчание. В конце-концов Гульнарка не выдержала, слезла с верхней полки и потребовала повторной экспертизы, которая дала положительный результат: то видео все же было снято открытым объективом, просто я заблудился в многочисленных роликах. Ура! Но все-таки процент «колпачковых» съемок оказался велик, так что на будущее решил после установки камеры на шлем снимать колпачок нафиг, чтобы не было подобных эксцессов.

Сегодня, в связи с ранним прибытием, поднялись в аж 4:00, но, несмотря на это, пришлось отстоять долгую очередь в тубзик – вагону очень не хватает биоудобств. Столица встретила проливным дождем, изрядно промочившим нас вместе с рюкзаками за короткую перебежку от вагона до вокзальных дверей. Попрощавшись с Сашей, нырнули под крышу Ярославского, чтобы переждать дождь; нашли уютный уголок у окна с широким подоконником, где и подсушились.
Дождавшись перерыва в дожде, быстренько перебазировались на Казанский; зал ожидания традиционно переполнен, с трудом отыскали себе два местечка напротив туалетов. Также недалече оказался новомодный мусорокомплекс с разделением емкостей по видам отходов. Занятно было наблюдать, как пассажиры послушно распихивают бутылочно-огрызочный ассортимент по разным отделениям; особенно старалось юное поколение, включаясь в эту мусорную движуху как в своеобразную игру, способную скрасить скуку ожидания. Идиллию сию разрушил вокзальный уборщик южных кровей: он подкатил свою телегу, не спеша вытряхнул содержимое всех отделений в единственный контейнер и спокойно укатил восвояси. Труды пассажирские пропали даром…
А дождь на улице полил с прежней силой, и шел вплоть до нашего отправления. Под дождем сбегал в «Верный», затарился «Докторской» и прочим – вымок изрядно, но одежка вся быстросохнущая, так что на посадку шли сухими. Благо, наш 14-й вагон оказался под крышей, грузились на сухую.
В нашем купе оказалась молодая семья с двумя пацанами дошкольного возраста. Они тоже возвращаются с отдыха, но, в отличие от нас, полярников, из Туниса; полет был тяжелым, дети устали и простужены, а добираться им еще дальше, чем нам – до Ижевска. Уступил им свою нижнюю, загорелая мама залезла наверх, а пацаны в обнимку с планшетом расположились внизу и теперь тихонько воюют за последние проценты зарядки. Старший, как водится, побеждает, но играть им осталось совсем недолго – планшет уже попискивает.
Ну вот, заканчивается и этот поход. Поход удачный, все прошло по наилучшему варианту, погода позволила выполнить задуманное, особенно порадовала в нияйском каньоне, ну и на выходе подарила сухие полдня, как раз до поезда. Хотя, в общей сложности, дождливых дней было больше, чем сухих. Малая вода (последствие жаркого июля) позволила пройти все пороги каньона – это большой подарок! В высокую воду на пакрафтах, возможно, пришлось бы что-то обносить.
И теперь, после прохождения каньона, окрепла уверенность в возможностях Барабульки, да и в своих; отныне можно спокойно планировать «большой» маршрут, который сорвался в этом году, и в котором прохождения Ния-Ю является начальным этапом. Поскольку самые сложные пороги «большого» маршрута лежат именно в нияйском каньоне, то, имея опыт этого года, проще будет планировать оставшуюся часть.
Так что оценка нашего «полярноуральского матраса» – весьма успешно! Спасибо Саше за компанию и помощь в водной части, без его участия и взаимостраховки я бы чувствовал себя в каньоне менее уверенно, полного прохождения могло и не случиться.
Сейчас же в голове происходит вытеснение мыслей походных приближающимися городскими: ночью будем дома, утром на работу, а горячей воды нет и придется опять кипятить, и прочие-прочие-прочие заботы. С нетерпением жду возможности посмотреть отснятый материал на нормальном мониторе, руки чешутся, глаза хотят, ибо Ния-Ю прекрасна, Уса хороша, а Полярный будет еще манить и манить своими неповторимыми пейзажами. Тем более, что с каждым походом открываются все новые горизонты.

Виды вокруг стоянки

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Лето пролетело, за ним осень, и теперь этот високосно-обезьяний год стремительно приближается к финишу, чтобы передать эстафету году петушиному. Постпоходные месяцы были плотно забиты делами и только сейчас, в преддверии Нового Года, удалось засесть за дневник с надеждой оформить и выложить этот маршрут в новогодние праздники. Итак, пришло время размышлений и выводов по пройденному походу.

Маршрут. Как и предполагалось, не вызвал особых сложностей, ибо стратегия движения, темп и дневной километраж планировались в более-менее матрасном режиме, в соответствии с физ. состоянием участников. На всех пеших участках имеются приличные вездеходки, что весьма облегчает передвижение.
Водная составляющая в данном маршруте сложнее пешей за счет каньона р.Ния-Ю, где расположены пороги с элементами до 3 кс. Общее число значимых порогов 6, из них первые три требуют особого внимания. Космоснимок с примерным расположением порогов лежит здесь (метки на расставлены по памяти). Данная схема нумерации порогов расходится с описанием в отчете А.Салтырёва, а именно: порог №4 Салтырёв не нумерует (видимо, из-за его простоты), хотя и упоминает, а две ступени порога №5 рассматривает как отдельные пороги (в его описании они фигурируют как пор. 4 и 5). В остальном нумерация совпадает.

Погода. После аномальной июльской жары август принес на ПУ переменчивую прохладную погоду, дождливых дней было довольно много. Но на критичных участках маршрута Природа нам благоволила и одаривала солнцем, особенно порадовала в каньоне. В целом было довольно тепло, а иногда и знойно, пару раз плескались, а на Усе так и вовсе устроили заплыв.

Снаряга. В этом походе у нас было довольно много нововведений, большинство которых касались водного снаряжения. Каньон Ния-Ю накладывал доп. требования к водной снаряге – как минимум, спасик, морковь и каску. Ну и гидру, в условиях тундры, хотелось иметь сухую.
Итак, гидрашка. Вероятность заплыва в ледяной воде была довольно высокой, а принудительной сушки – весьма низкой, т.к. тундра в районе каньона практически лишена дров. Вариант неопрена был отметен еще на стадии подготовки изначального «большого» маршрута, т.к. каньон находился на первом его этапе, и тащить весь оставшийся поход груду мокрого неопрена совсем не улыбалось. Поэтому выход я стал искать в области «сухих» решений. Покупать за неразумные деньги фирменный драйсьют желания не было, поэтому решил собрать «квази-сухой комплект» из бюджетных составляющих. Основой послужила куртка каякера (Tribord DG500 из Декатлона, вес 416гр), которую посчастливилось отхватить на распродаже всего за 999 руб. Латексные манжеты на рукавах и шее + неопреновый пояс с липучкой. Совместил ее с декатлоновскими же непромокаемыми штанами (270гр), которые хорошо согласуются с голенищами моих ЭВА-сапог. Т.к полной герметизации все эти соединения не дают, дополнительно приобрел комплект латексных лент Bradex «Эластик» (120x15см), которыми решил обматывать проблемные места. Как выяснилось, на конечностях они работают хорошо, а вот пояс нормально затянуть не удается – ленты слишком тонкие, скатываются. Собирался вклеить в куртку подобие внутренней юбки, чтобы делать скрутку со штанами, но руки не дошли. В каньоне Саша поделился широким поясом из рыжухи от старой гидры КС, вот он подошел как раз. В итоге, «квази-сухой комплект» выглядел в походе примерно так. Розовые латексные ленты придали костюму дополнительный шарм )))
Спасик. Взамен «Каскада-Н» от ВВ решил изготовить более легкий, на ПЭТ-баллонах и надувных емкостях. За основу взял вариант от КВН. Получилось неплохо, подробно описан тут.
Каска. Та же история, решил отказаться от полноценной Bumper в пользу чего-то полегче. Поскольку в сети путного не нашел, то спроектировал и изготовил сам. Представляю самодельную каску из ПЭТ-баллонов весом 189 грамм! Получилась неплохая защита начального уровня для пешеводных маршрутов, когда полноценная каска не обязательна, а совсем без защиты уже не комильфо. Позволяет не чесать репу перед каждым сливом и при этом не жалеть, что протаскал в рюкзаке без толку лишние 400 грамм.
Страховка. Для страховки на воде взяли один спасконец 15м на два пакрафта.
Обувка. В качестве основной обуви, в том числе на сплаве, я традиционно использовал ЭВА-сапоги, а качестве дополнительной (поезд, лагерь, сухие вездеходки) – легкие кроссы из ЭВА. Они описаны в статье по обуви.
Остальная снаряга была уже проверенной в прошлых походах.
Пакрафт «Барабулька» (Иволга). Изделие мастерской Каржаева, проверенное, прочное и удобное судно. Вес – менее 3кг. Единственный в своем роде российский пакрафт-полуторка, позволяет утрамбоваться вдвоем в не очень длительный автоном. В пороги – только одному, но возможны покатушки вдвоем без вещей (не пробовали). Саша шел на каржаевской же Синице (одноместный пакрафт).
Весло. Второй сезон использую RST "Эко" от ВВ, довольно легкое (1065гр) и позволяет грести вдвоем канойным стилем. Жаль, нет варианта 4-составного, было бы компактней в транспортировке.
Палатка. Удобная и довольно легкая полубочка RockLand Trek 2, очень нам с женой нравится. Саша брал новомодный типи из силиконки.
Спальник. Двухместный Double-200 от СПЛАВа на прималофте, хороший, но дорогой и размеры на сайте не соответствуют действительности (в реальности он заметно уже, нам с женой хватает, но кто-то может и не уместиться).
Рюкзаки. Который год используем легкие модели от почившей в бозе фирмы Синто – «В-120» и «Валдай-80». В спину своей 120-ки я вшил карманы из широкой стропы, при большом грузе вставляю туда две дюралевые трубки. Для хождения вдвоем на одном пакрафте вариант «компактно складывающиеся рюкзаки + набор герм» считаю оптимальным.
А вот для хождения на пакрафте в одиночку подумываю о переходе на драйбэг – выгоды применительно к пакрафтингу для меня очевидны, но, к сожалению нет приличных объемистых вариантов. Ближе всех подошел к  идеалу СПЛАВ, но в Canyon-60 меня не устраивает его миллипиперный объем, а у Canyon-90 геометрия похуже и нет нормального пояса. Существуют еще переноски для герм, но мне эта конструкция напоминает советскую сетку-авоську, из которой в самый неподходящий момент высыпался негабарит. Не хочется рыскать по лесу в поисках выпавшего из-под ослабевшей обвязки какого-нибудь важного мешка. Можно попробовать сделать вариант «переноска + одна плоская герма литров на 100», но по отношению к традиционному тандему «рюк + гермовкладыш» выигрыш в весе будет невелик.
Групповой тент. Очень полезная вещь на ПУ с его изменчивой погодой. Саша брал свой из силиконки весом в 525 гр.

Питание и кухня. Шли на сушеных продуктах (овощи и мясо сушили сами), для разнообразия взяли копченую колбасу. Мы с Гульнаркой на 350гр, Саша доводил свою раскладку до 500-600гр индивидуальными заначками. Отличным дополнением к раскладке служили хариус и спирт )) Для запекания рыбы брали фольгу, из нее же изготовили походную коптильню по рецепту LeonidS. Получилось супер, спасибо автору!
Для готовки взяли сашину «Бомжуйку», в условиях тундры она была ожидаемо актуальной, в основном готовили на ней. На бездровье взяли горелку и три 450гр баллона с газом. По факту почти на всем маршруте, кроме каньона Ния-Ю, можно было собрать дров на готовку, а перед каньоном мы запаслись хворостом и смогли готовить на нем. Горелкой пользовались лишь в сырую погоду и после каньона (чтобы быстрей обеспечить чай, не заморачиваясь с поиском дров). Еще один бездровный и мокрый лагерь был на Усе, в распадке выше плотины (Лагерь №6). За весь поход истратили один баллон газа и чуть начали второй.

Вес. Применение пакрафтов позволяет существенно уменьшить вес рюкзаков, наш стартовый составил 45 кг на двоих, у Саши ~25 кг.

Некоторые рекомендации по маршруту

Как уже говорилось, маршрут не представляет особой сложности, пешая часть проста (вездеходки), темп неутомительный. График движения строился так, чтобы стоянки по максимуму были в зоне дров, дабы брать поменьше газа и иметь возможность подсушиться. Во всех лагерях, кроме 4, 5 и 6 дров много, да и в №5 их можно было собрать, но лучше встать на поляне в 500м выше по течению, там кусты гуще. Или, как вариант, на стрелке Ния-Ю и Б.Усы, но в этот раз оно было занято. Ниже воркутинской плотины найти галечник с дровами не проблема.
Водная часть (каньон) требует доп. снаряги, внимания и опыта. Тут рекомендации будут более подробными.
Особенности прохождения порогов на пакрафтахСперва мы попробовали поочередно дежурить с морковкой под порогом, но потом убедились, что такие локальные препятствия на пакрафтах лучше идти друг за другом, на взаимостраховке. Если киляется задний – передний страхует его под сливом, если передний – задний догоняет и также помогает забраться в пакрафт. Эта техника как раз сработала в пороге №2. Забраться на воде вне порога в пакрафт вполне осуществимо, нужно только приноровиться, ибо лодка очень легкая и норовит выскользнуть в последний момент. Лучше потренироваться в этом заранее на какой-нибудь домашней речке, как мы с Сашей делали перед походом. Конечно, при заплыве важно не выпускать из рук весло и лодку; для облегчения этой задачи весла были снабжены доп. поплавком (0,5л баллон), а пакрафты – плавающим кормовым концом 1,5-2м (без узелков и петель!).
Теперь по загрузке-развесовке. Три первых порога, которые нам показались самыми внушительными, мы решили идти пустыми, как выяснилось, зря: разгруженный нос лодки становится слишком легким по сравнению с кормой, на валах его сильно подбрасывает. И хотя до кормовой свечки дело не дошло (спасала объемная корма пакрафта), но Саша слетел с Синицы именно из-за легкого носа. Мои пятки тоже взлетали до небес, но доп. объем и 20см длины Иволги по сравнению с Синицей позволили обойтись без килей (еще одно очко в пользу пакрафта-полуторки). Когда же груз вернулся в суда, их поведение в пороге заметно улучшилось. Так что разгружаться без особой надобности не стоит, нос пакрафта должен быть весомым. И груз желательно вязать не поверх баллонов, как принято у большинства, а размещать ближе ко дну, чтобы снизить центр тяжести и, соответственно, килючесть. Для полутораместной Иволги это не проблема – места в носу достаточно, а вот на одноместных пакрафтах типа альпак, нортиков и Синицы это трудноосуществимо. Но, тем не менее, возможно: Саша вязал свой драйбэг вертикально в носу, сложив ко дну самое тяжелое, таким образом убивая сразу двух зайцев – снижал ЦТ и улучшал обзор.
Бедренно-пяточные упоры, которые я установил на свою Барабульку, заметно прибавили управляемости и пару раз выручили в каньоне. Как видно из фото, схема упоров проста, но собираюсь переделывать стяжки – заменю на трехщелевки, с ними проще будет подтягивать упоры наплаву. А от пяточного блока можно вообще отказаться, если в порогах не разгружать нос – ступни будут упираться в носовую герму/драйбэг.
Теперь по «ровной» воде. Текуха на Ния-Ю неплохая, за исключением трубного участка практически стоячей воды, который начинается пониже устья левого притока Нанги-Тоолыктальба и тянется примерно до правого притока Нияшор. На Большой Усе течение бодрое, подпор плотины начинает чувствоваться ниже стрелки с Малой. Как раз тут мы впёрлись в мощный мордевинд и поймали все прелести пракрафтинга на большой воде )) И хотя после плотины текуха возобновилась, ветер, разыгрывающийся в первой половине дня, не давал почувствовать себя отпетыми матрасниками. Но не обошлось и без пользы: применяя разные варианты гребли, выяснили, что при гребле в мордевинд байдарочным веслом «передний привод» на пакрафте продуктивней «заднего», т.е. гребец на носу выдает больший КПД (кстати, то же касается подъема против течения).

Вот, собственно, все выводы и рекомендации по маршруту; надеюсь, эти рассуждения кому-нибудь будут полезны. Мне же пора закругляться с походом прошлого лета, чтобы в оставшиеся месяцы зимы успеть побродить по карте в поисках новых маршрутов и помечтать о новых реках и берегах…