Пешеводка на Кольском, 4 — 17 июня 2015
Нитка маршрута
р. Кица — Умбозеро (сплав) — Саранчозеро (пешка) — Ловозеро (сплав) — Сейдозеро (пешка) — устье р. Эльморайок (сплав) — оз. Верх. Сергевань (пешка) — мость ч/з Сергевань (сплав) — пос. Ловозеро (пешка)
 

Сейд у Сейдозера

 

 
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ МНОГОСЛОВИЕ
 
 Кольский полуостров звал давно, но реализовался несколько неожиданным образом. Прошедшей зимой ко мне обратился москвич Александр Салтырёв, бравый турист и свежеиспечённый пакрафтер на Синице: он вычитал в моем прошлогоднем дневнике задумку пешеводки на ПУ и предложил объединиться для совместного похода. Поскольку нас, пакрафтеров, пока немного, и мы рассеяны по стране, как родинки по телу, то предложение его было не лишено здравого смысла.
 Казанцам пакрафтинг в диковинку и опытных компаньонов не сыскать, у Саши ситуация схожая — в Москве и Питере пакрафтеры присутствуют, но гнездятся поодиночке или малыми группами, нормального сообщества пока не сформировалось. Саша — опытный турист, с внушительным послужным списком, спец по зимним горным, опыт водный также имеется, а вот пешеводка для него — тема новая, тем паче на пакрафте. Я же в бурляшках не силён, да и в горах редко, так что сотрудничество получалось взаимовыгодным. И хотя остерегаюсь я ходить с незнакомым составом, тем более в интернет-сборной, но тут решил рискнуть — надо же хоть разок попробовать, да и случай редкий. Опять же, положительный опыт эпической пары Чугай–Опанчук, чьи замечательные походы (и дневники!) открыли обычным туристам стиль сверхдальних пешеводок, вселял надежду на успех, ибо собрались они по Инету. Ну, значит, решено — идём!
 Всю зиму шла активная переписка по планам, маршрутам, снаряге и т.п. К весне вроде определились и застолбили на август двухнедельный поход с пакрафтами на Северном Урале. Маршрут сидел в голове моей давно, да не было компании, а тут и случай в руку. Но до августа далеко, и Саша затеял для разминки сбегать в июне на Кольский, обкатать как следует пакрафт и хлебнуть «натуральной пешеводки». На недельку. Стал звать за компанию — ну как тут удержаться? Надо идти, раз случилась такая оказия. Супруга моя тоже собралась, так что нас стало уже трое.
 Но сперва нужно придумать маршрут — регион большой, куда конкретно? Хотелось, конечно, зацепить горы. Массивы на Кольском локальны, из более доступных для посещения — Хибины и Ловозёрские тундры. Поскольку они расположены рядом и разделены лишь Умбозером, возникла логичная мысль посетить оба массива разом. Придумали интересную пеше-водную связку, но когда стали прикидывать график, поняли, что в сроки не уложиться — у нас максимум 7 ходовых дней, на восьмой надо выходить к транспорту, маршрут же потребует более десяти. Скрепя сердце, отказались от Хибин, решив сконцентрироваться на Ловозерах.
 В результате родился такой маршрут: автозаброска из Апатит на мост через р.Кицу — сплав по Кице до Умбозера — пешка на Саранчозеро — сплав по озерам, протокам и речкам Раййок и Саре до Ловозера — перевал на Сейдозеро вдоль Индичйока и г.Нинчурт — сплав по Сейдозеру до устья Эльморайока — перевал через г.Карнасурта в долину р.Сергевань и далее пешка до оз.Верхний Сергевань — сплав по Сергеваню до моста — пешка в пос. Ловозеро (финиш). Схема здесь. Общий километраж около 150 км, пешки больше чем воды.
 Маршрут получился насыщенным и интересным: частые смены с пешки на воду и обратно, горные перевалы, озёра, сплав по малорасходным речкам с хорошим уклоном — практически классика пакрафтинга! И если на отдельные участки удалось найти описания прохождений, то связка в целом явилась определенным ноу-хау.
 Центральная часть маршрута, связанная с Сейдозером, довольно хоженая, а вот начало и конец практически не отражены в отчетах. Исключением явился дневник некоего москвича, опубликованный в ЖЖ под ником Aanabar: он прошел с надувной байдаркой от верховьев Кицы до Ловозера. (Забегая вперед: кроме несомненной пользы, дневник этот оказал и медвежью услугу речки Раййок и особенно Сара оказались куда заковыристее, чем описано автором).
 Про перевал на Сейдозеро вдоль ручья Индичйок и г. Нинчурт сведений не нашлось, но карта не предвещала каких-то особенных сложностей. Больше всего вопросов вызывал сплав по Сергеваню — отчетов в сети нет, но попались сведения о проводимых на нижних порогах этой реки слетах местных водников. Откровенно не нравилось, что речка рождается из сливов Карнасуртского комбината — сплавляться по такой не комильфо, не говоря уж о том, чтобы пить из нее воду. Но Сашу манил «Первопроход Сергеваня», поэтому решили рискнуть: приготовились брать воду из ручьев, рыбу не ловить, не умываться, а пороги проходить с закрытым ртом (и глазами ))))
 Все реки маршрута малорасходны, но мы шли в начале июня, когда на Кольском еще весна, и надеялись застать достаточно высокую воду (ожидания сбылись). Снег в горах ждали, но не глубокий (также подтвердилось). Надеялись на хорошую погоду, но готовились к сырой и холодной (иногда везло, но все тёплые шмотки пригодились).
 Беспокоила заброска на Кицу: асфальт от Апатит только до д. Умбозеро, а дальше разбитая грунтовка. Договаривались заранее, через Игоря Пирогова (dominica27@yandex.ru, 8-921-270-72-32, 8-911-340-72-32) нашли буханку, водитель Виталий Попков (turservis2004@mail.ru, 8-921-275-14-97, 8-951-296-14-61). За 75 километров заброски они запросили 8000 руб. Дорога оказалась даже хуже, чем ожидали (в дневнике есть фото и видео), но Виталий справился на отлично, респект!
 
 Идём, само собой, на пакрафтах — у Саши Синица, а вот мы с Гульнаркой до последнего момента были на нервах: Каржаев все тянул с новой лодкой и прислал ее буквально накануне похода, так что ни упоры изготовить, ни испытать не успели. Пакрафт — слегка модифицированная Иволга, нюансы описаны в начале дневника.
 Примерно за месяц до похода к нам неожиданно присоединился еще один участник — москвич Михаил Бертов, сашин знакомый. Таким образом нас стало четверо, а это уже коллектив! Миша с пакрафтами знаком не был, но имел Каньон-Спорт. Весовая категория, разумеется, совсем другая (11 кг против 2,85 Иволги), да и идея чисто пакрафтного похода разрушалась, но что делать — брать пакрафт напрокат он не решился. Из-за разницы в весе лодок решили не загружать Мишу общественной снарягой, поделили ее на двоих.
 Роли и обязанности распределили следующим образом: Саша — руководитель; Гульнарка — завхоз, повар и медик; за мной навигация и картография; Миша стал казначеем. Саша предложил попробовать новое для нас и привычное для него — общественно-индивидуальную раскладку, при которой часть продуктов берется на всех (супы, гарниры и сушеное мясо), а доп. мясной рацион, сладкое и прочие ништяки каждый тащит и лупит сам, сколько может и что хочет. Ярый противник индивидуализма, и в походном быту, и в питании, я все-таки поддался на Сашины уговоры, решив, что 7 дней мы как-нибудь потерпим, зато потом сможем критиковать с позиции реального опыта )).
 Готовить Саша предложил на мобильной печке, хотя на всем маршруте, исключая перевалы, ожидались дрова. Для гор брали газовую горелку, и таскать дополнительные 350 гр. железа не хотелось, но Командор мечтал пустить в дело свое новое изобретение, отговорить не удалось ))
 Подробно по использованной снаряге будет сказано в заключении, вместе с остальными выводами; теперь же пора переходить непосредственно к дневнику похода. Он создавался силами двух человек (меня и Гульнары), Миша от графоманства открестился, а Саша увильнул, сославшись, что ему предстоит составлять официальный отчет, туда он и направит свои таланты (и ведь не обманул!). В связи со спецификой похода и графика, дневник писался урывками, с большими задержками, так что многие нюансы, впечатления и детали замывались непрерывным потоком новых. Что вспомнили, то и записали, а уж как получилось — судить не нам, а читателям ))

Комментарии
Hrapitan15.01.16, 11:52
Спасибо за отзыв! Дорога из Апатит ничем особым не примечательна, кроме огромных луж и ухабов. 
Так что тратить на нее время имеет смысл лишь в целях экономии бюджета.

Частая смена воды-пешки — это изюм! Так и задумывалось )))
В нем как раз проявляется преимущество пакрафтинга перед "классической" пешеводкой, где с тяжелыми судами в рюкзаках совершают короткие пешие марш-броски через перевалы к началу длительного сплава, либо бечевят вверх по течению до точки волока в другую речную систему.
Пакрафт дает заметно бОльшую свободу в передвижении, и, следовательно, в построении маршрута, позволяя конструировать пеше-горно-водные связки, недоступные для байдарок и катамаранов.
Да и нет в тех локальных массивах длинных рек, чтобы организовать "классическую" пешеводку. Потому массы идут на Афанасию, Варзугу, Поной и т.п...

У печки этой есть своя ниша полезности, но не в данной местности и данном маршруте. В этом походе без дров был только один обед (готовили на газу), во всех остальных случаях дров хватало на нормальный костер.
Михаил15.01.16, 07:42
Чрезвычайно интересно, но такое впечатление, что участников поджимали сроки. 
Думаю, что поскольку поход задумывался как пеше-водный, то и первый участок (что на буханке) тоже можно было в него включить, что избаляло от поисков машины.
На мой взгляд, немного неудобны такие короткие перемежающиеся пешие и водные участки. Но тут уже - что есть, то есть, других не было.
Вариант маршрута, предложенный в заключении интереснее.
О самодельной печке для готовки и мнении участницы о том. что костер удобнее. Думаю. что вопрос экономичности. В условиях наличия, но дефицита дров, скорее всего будет удобно. Правда. с распространением газа такие вещи теряют свою актуальность.
Спасибо.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Искандер Карманов

Прикрепленные файлы