Пересечение Уральского хребта в его полярной части из Европы в Азию, с посещением Хадатинских озер. Пеше-водный.
Нитка маршрута
Казань – Киров (автобус) – Воркута (поезд) – Плотина воркутинского водозабора (авто) – р. Б. Уса (бечева, весла) – р. Изъяшор (весла, проводка) – Хадатинские озера (пешка) – р. Б. Хадата (сплав) – р. Щучья (сплав) – мост через Щучью на Бованенковской трассе (сплав) – Лабытнанги (авто) – Москва (поезд) – Казань (поезд)
 
Много слов до…

Из Воркуты в Лабытнанги 2014_108


Полярный Урал запал в наши души глубоко и, похоже, надолго. И если поход Собь–Хара’2013 был ознакомительным и потому простым, то в новом сезоне захотелось более глубокого проникновения в тундру. А еще было желание сделать поход разнообразнее, как по природным условиям, так и по способам продвижения. Понятное дело, проще всего удовлетворить разом эти требования, если выбрать маршрут с пересечением Уральского хребта: тут тебе и охват сразу двух частей – азиатской и европейской, и выход в горы с прелестями радиалок, и широкие возможности для комбинированного перемещения – бечева и проводка, пешка и сплав.

Еще при подготовке прошлогоднего похода на Собь и Хару мне на глаза попался дневник С. Дрозда «Из Лабытнанги в Воркуту 2005», после прочтения которого стало ясно, каким будет поход следующего 2014 года. Поэтому сплав по Соби стал подготовительным, дал представление об особенностях природы Полярного Урала и организации походов в этой местности, а аппендикс на Хараматолоу позволил освоить бечеву и проводку порогов вверх по течению. Все это помогло спокойно планировать поход с пересечением Уральского хребта в районе Хадатинских озер.

Маршрут интересен и разнообразен, включает в себя приличные по километражу бечеву и сплав по красивым рекам, пешее пересечение водораздела в горной местности, знакомство с красивейшими Хадатинскими озерами и крупнейшим (пока еще!) на Полярном Урале ледником ИГАН. Маршрут проходит в ненаселенной зоне, частично по территории Горнохадатинского заказника, о котором речь пойдет отдельно. Европейская часть маршрута лежит в тундровой зоне, азиатская – в лесотундре, а водораздел представляет собой горную тундру.

 

Существует два варианта прохождения этого маршрута: из Азии в Европу и наоборот. Первый менее распространен, в большинстве своем народ ходит из Европы в Азию. Но первый вариант позволяет модернизировать маршрут, сделав его более интересным и протяженным.

Во-первых, само собой напрашивается продолжение сплава по Усе ниже плотины воркутинского водозабора (обнос), вплоть до станции Сейда. Таким образом, удлиняем сплав по тундровой зоне, а заодно упрощаем выброску, т.к. в Сейде имеем большее число обратных поездов. При этом протяженность сплава по Европейской части маршрута возрастает с 90 до 200 км. А во-вторых (и это самое интересное) появляется возможность добавить еще одну изюминку – прервать сплав по Б.Усе и сделать короткий (5 км) волок на ее левый приток Ния-Ю, к началу каньона в низовьях этой речки. Каньон известен своей красотой и порогами, интересными для байдарок и т.п. небольших судов.

Первоначально поход планировался именно по этому варианту, схему проекта можно изучить здесь.

Однако у этого варианта есть и недостатки. Во-первых, в европейской части маршрута мало дров – тундра. Получается, что большую и труднейшую часть похода (бечеву и пешку) придется тащить газ, который потребуется только после водораздела. Во-вторых, известно, что Хадата – речка энергичная, с частыми шиверами, и подъем по ней требует больших усилий, чем по Большой Усе. В-третьих, удлиненный маршрут до Сейды диктует увеличение сроков прохождения, которые и так не малые, если учесть дорогу.

В процессе подготовки число потенциальных участников по тем или иным причинам сокращалось, и в результате осталось лишь трое, причем у одного из нас отпуск был жестко ограничен, и удлиненный сплав до Сейды никак не укладывался в этот срок. При отсечении участка от воркутинской плотины до Сейды сплав вниз получается короче подъема вверх, что нерационально. К тому же, идти столь малым и не очень опытным экипажем каньон с порогами на Ния-Ю, без возможности организовать полноценную страховку, выглядел малость легкомысленным. Так что, взвесив все за и против, было решено вернуться к традиционному варианту маршрута — из Европы в Азию, с заброской из Воркуты и выброской в Лабытнанги. В итоге, схема маршрута стала выглядеть следующим образом.

 

Отчетов и дневников по данному маршруту в сети достаточно, прочитано было много. Кроме вышеназванного С.Дрозда, при подготовке я опирался в основном на дневники А.Смолянинова и Г.Лосева. Пользуясь случаем, выражаю авторам этих трех отчетов особую благодарность, ибо польза от них оказалась поистине велика. Спасибо!

Группы Лосева и Смолянинова двигались из Европы в Азию с катамаранами. Лосевцы шли спортивным темпом, без дневок и пережиданий непогоды, что позволило им пройти данный маршрут за рекордные 13 дней. Смоляниновцы двигалась своим темпом, без спешки. Им удалось заброситься из Воркуты на Малую Усу немного выше устья, что сократило бечеву, однако они потеряли время в неудачной попытке подобраться к водоразделу через Большой Бадьяшор и оз. Кузьты. В результате всех перипетий маршрут был пройден ими за 25 дней.

Наша группа не ставила перед собой спортивных целей, скорее наоборот, было желание продвигаться по маршруту без спешки, наслаждаясь долгожданным свиданием с Полярным Уралом. К тому же, хотя мы и надеялись на заброску к устью ручья Кечшор (как у группы Лосева), но готовились к подъему от самой плотины водораздела. Таким образом, закладывался максимальный километраж бечевы. С учетом всех нюансов, включая возможную длительную непогоду, на прохождение маршрута было заложено 20 дней. Как выяснилось, расчеты оправдались, и в сроки мы уложились.

 

Немного о снаряжении.

Плавсредства. Многие идут данный маршрут с катамаранами, чаще всего с четверками. Это несколько странно, ибо каты не очень хороши на бечеве; к тому же в тундру приходится тащить рамы, и груза набирается столько, что пеший волок приходится преодолевать «челноком». К примеру, в группе Смолянинова два КАТ-4 весили в сумме 120 кг; поделив на восьмерых участников, получим по 15 кг на человека. И это только плавсредства, без продуктов, снаряги и одежды.

В качестве альтернативы напрашиваются легкие надувные байдарки, которые хорошо идут на бечеве, компактны и весят не слишком много. На них мы и сделали ставку. Первоначально число предполагаемых участников было 6 и планировалось идти на 3-х Викингах, но в итоге пошли только трое. На троих две байдарки тащить невыгодно, а одной маловато. Поэтому в довесок к открытому Викингу-4,7 был взят пракрафт Тотошка. Это опытный образец, изготовленный Сергеем Каржаевым, автором Одуванчика и Синицы, и присланный мне на сезонные испытания. Проект совместный и интересный, такого пакрафта еще не было: раздельные носовые баллоны и надувной штевень соседствуют с классической альпаковской кормой, снабженной хвостовым стабилизатором. Конструкция долго обсуждалась, проект тянулся зиму-весну этого года, и наконец летом я получил на руки прототип. Перед Полярным Уралом мне удалось обкатать Тотошку в автономном сплаве по связке рек Б.Кундыш–Б.Кокшага. Результатами я остался доволен, лодка оказалось маневренной, вместительной и достаточно устойчивой на курсе. За шесть ходовых дней было пройдено около 120 км без особого напряга. Так что на Полярный Урал я брал Тотошку без тени сомнения в ее пригодности для данного маршрута.

В итоге, общий вес плавсредств без учета весел и герм получился 18 кг, что составило по 6 кг на человека.

Одежда и снаряга. Тут ничего особенного, акцент был на разумную минимизацию веса с учетом возможной непогоды и холодов. Можно было обойтись одной трехместной палаткой, но по просьбе трудящихся для комфорта взяли две. На первую (тундровую) часть маршрута мы везли газовую горелку и к ней шесть 227-граммовых цанговых баллонов с газом, а также складную ветрозащиту. Еще брался групповой тент 3х5 м, который пригодился лишь пару раз – по прямому назначению и для организации помывочной кабины. Из рыболовных снастей взяли 2 спиннинга и 2 набора блесен. Также был взят небольшой топорик, пригодившийся в азиатской части маршрута. Для бечевы брался 30 м капроновый шнур. Закольцованный на Викинге, он позволяет легко держать угол к течению и обводить водные преграды.

Питание. В этом походе обошлись сух. продуктами, не взяв ни грамма свежих овощей и ни одной тушенки. Купленная прошлой осенью электросушилка полностью обеспечила нас необходимым количеством сушеных овощей, включая картофель, а также сушеного мяса (говядина, индейка, фарш). Поскольку мясо постное, дополнительно взяли сало, а для разнообразия прихватили сырокопченой колбаски. Свежий хлеб заменили галетами и сухарями. Раскладку составили из расчета 500 гр. на человека в день, подножный корм не учитывался.

В результате, общий стартовый вес составил 121 кг на троих, к началу пешей части предполагалось снизить его (путем уничтожения продуктов и газа) до 100 кг.

 

Темп движения планировался не очень высоким, без рывков и перегрузок, с учетом разброса по возрасту и физ. подготовке участников.

Стратегия движения по маршруту была такой. Верх по Усе – бечевой и на веслах силами двух участников (мужчин) попеременно, сложные участки проводятся вдвоем; третий идет по берегу, занимаясь сбором грибов-ягод и ловлей рыбы. Подъем по Изъяшору (насколько удастся) – совместно. На весь этап подъема закладывалось 10 дней, включая 2 дневки.

Пеший волок через водораздел к Хадатинским озерам планировалось преодолеть за 2 ходовых дня, весь груз несли сразу, без челнока. На озерах, основной изюминке маршрута, предполагалось задержаться и побыть не менее 2 дней.

Ну а поскольку хотелось растянуть удовольствие и от матрасной части похода, то на спуск по Хадате и Щучьей заложили 6 дней, включая 1 дневку.

В итоге, на активную часть маршрута было заложено 20 дней, из них 4 дневки.

С учетом приличного запаса в виде неспешного графика и дневок, обратные билеты решили купить заранее, т.к. не хотели иметь сложностей с покупкой плацкарта непосредственно в Лабытнангах.

 

Ну и последнее. Часть маршрута проходит по территории Горнохадатинского заказника. До лета этого года особых проблем с нахождением там у туристов не возникало. Однако все в этой жизни меняется и, к сожалению, часто не в лучшую сторону. В начале этого сезона по туристским интернет-ресурсам прошел слух об ужесточении условий: теперь установлен жесткий контроль посетителей с проверкой разрешений на прохождение заказника, не имеющие оного туристы считаются правонарушителями и на них составляется протокол. Получить разрешение можно пока бесплатно, направив запрос в соответствующую структуру.

Поскольку состав нашей группы устаканился только к середине лета, запрос на посещение Горнохадатинского заказника удалось отправить лишь в июле. До самого отъезда мы ждали ответа, но его так и не последовало, так что вынуждены были идти нелегалами.

 

Что же из всего этого вышло – расскажет дневник похода, а мне пора сворачивать затянувшееся вступление. Скажу лишь, что все закончилось счастливым образом, маршрут пройден полностью и в запланированные сроки, цели достигнуты, все живы, здоровы и бодро смотрят в туманное будущее.

Данный дневник писался по очереди, в основном двумя участниками. Большая часть фото и видео, представленных здесь, снято И.Кармановым, остальные – А.Бакулевым, его авторство отмечено в комментариях.

 

Приятного чтения!

 


Комментарии
орлов-бух15.10.22, 15:35
 
Hrapitan08.01.21, 13:51
Благодарю, Алексей ) 
Спасибо большое за красочный и подробный отчет!!!удачи в новых приключениях ! 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Искандер Карманов

Прикрепленные файлы