Желудок - Мурованка - Лебеда - Белогруда

ЖЕЛУДОК

Дубок :)

Костел успения Богоматери

Католическая община в Желудке появилась в 1490 году[2]. В то же время здесь был построен первый костёл по инициативе Казимира IV. Современное здание в стиле классицизм построено в 1853 году из бутового камня и кирпича по проекту Кароля Подчашинского.

  Костел Успения Богоматери

Мурованка. Храм Рождества Богородицы

Согласно неподтверждённым данным, деревянная церковь здесь появилась не позднее начала XVI века. И это неудивительно, ведь практически не существовало мест, где бы каменная церковь ставилась на пустом месте. Чаще всего – на месте существовавшего ранее храма.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь была построена в 1524 году неподалёку от нынешней деревни Малое Можейково, почему и называется нередко Маломожейковской. Скорее всего, рядом находилась какая-то деревня, однако нынешнее название населённого пункта – Мурованка – скорее всего было связано именно с появлением первого каменного – «мураванага» - сооружения. Тем более, что, несмотря на свою основную функцию – оборонительную – каменная церковь выглядела весьма привлекательно не только изнутри, но и снаружи. Правда, большинство украшений, которые мы наблюдаем сегодня, появились после обновления этого сооружения, в 1656 году, когда во время войны Речи Посполитой с Российской империей храм был значительно повреждён. Тогда же появились и новинки в виде притвора, а башни с запада стали выше.

Впрочем, во внутреннем убранстве церкви сохранились и великолепные голосники – керамические сосуды, которые замуровывались в стены церкви для создания совершенной акустики, и восхитительные по своей готической природе своды. В европейской готической архитектуре такие своды называли «цветочными» или «кружевными». И действительно, эти неимоверной красоты переплетения потолочных балок отличались редкостной красотой. И это наряду с потрясающей прочностью. Не зря же стены в таких храмах редко строились менее метра в толщину – а то и два с половиной.

Сегодня стены церкви в Мурованке представляют собой сплетение орнаментов. Даже издалека можно легко различить побеленные элементы и элементы, где красный кирпич выполняет не только свою строительную, но и эстетическую функцию. Сочетание красного кирпича и побелки, круглых башен и полукруглых двойных «обманных» арок, выпуклых и вдавленных крестов на стенах и башнях уже само по себе очень декоративно. К тому же церковь-крепость может служить настоящим аттракционом для детей: ведь так интересно угадывать, где именно «обманная» арка представляет собой просто декоративный элемент, а где в ней спрятана бойница.

Древние архитекторы предусмотрели все необходимые защитные сооружения: от толщины стен до всех требующихся уровней обороны. Имеются и бойницы для лучников – под самой крышей. Эти бойницы использовались для дальнего боя. Сперва в них заседали лучники, после – арбалетчики. Кроме того, бойницы для среднего и ближнего боя также располагались как в толще основных стен, так и башен. А некоторые из специальных военного назначения отверстий специально были предназначены для выливания горячего масла на особо невоздержанных нападающих.

Сегодня через эти бойницы можно рассматривать деревню и ближайшие дома. А ещё можно подняться на башню, в открытую колокольню и вспомнить, что такие колокольни служили, да служат и сегодня, не просто инструментом, который сообщает о церковных праздниках, но и о важных событиях в жизни населённого пункта. Ведь некогда именно с церковных колоколен сообщали и о приближающихся врагах, и о больших пожарах, и о праздниках. Все важные события «проговаривались» языком колокола на церковной башне. И о них узнавала вся округа.

Храм необыкновенной красоты почти не утратил своего первоначального вида. Церковь в честь рождения Пресвятой Богородицы похожа на средневековой замок с четырьмя башнями по углам. На каждой - многоуровневая система бойниц. Древние архитекторы предусмотрели все необходимые защитные сооружения: от толщины стен до всех требующихся уровней обороны. Имеются и бойницы для лучников – под самой крышей. Они использовались для дальнего боя.

Храм представляет собой одноапсидное трехнефное сооружение. Стены церкви сделаны в технике готической кладки из сильно обожженного кирпича-перчатки. Внешне Мурованка выглядит большей, чем внутри. А все потому, что толщина стен достигает 2 м, а фундамент — более 2,5. Согласно историческим данным, до 1817 года в стенах церкви был тайный ход.

Конструктивное и архитектурно-художественное решение храма может показаться своеобразным. Сплетения гуртов и нервюр звездчатых сводов образуют треугольники и ромбы различного очертания и величины. Готические своды. Поверхности наружных стен, фронтона и башен украшены многочисленными неглубокими нишами. Круглое окно над входом — прием, характерный для культовых памятников романской и готической архитектуры. Дело в том, что Маломожейковская церковь не раз подверглась перестройке. К западному фасаду был добавлен притвор, башни надстроены.

Первоначально, чтобы войти в церковь, надо было преодолеть железные двери (герсы). О них теперь напоминает проем в стене. А дугообразная арка, которая венчает вход в храм, сохранилась и сегодня. Она сделана из кирпича необычной формы. Веротяно, каждый кирпичик готовили в единственном экземпляре, чтобы он соответствовал своему месту.

Каждый кирпич на арке — художественное произведение. Невооруженным глазом можно заметить на нем интересные отпечатки. А напоминают они следы кота или собаки. Вероятно, животные оставили их, когда кирпич сушился на солнце. Некоторые говорят, что это клеймо мастера.

В 1863 году настоятелем назначен выпускник Литовской духовной семинарии Лев Савицкий, при котором было составлено описание церкви, напечатанное в «Литовских епархиальных ведомостях» за 1873 год. В 1928 году церковь переосвящена в костёл, а в 1993 возвращена православным.

 

ЛЕБЕДА

Церковь святителя Николая Поселение на месте деревни Лебеда существовало с 1500 года. Заселено оно было православными жителями. В этом древнем поселении на видном месте расположена была ветхая деревянная церковь во имя Святителя Николая. Время построения церкви неизвестно, хотя по сохранившимся документам существование её связано с фамилией шляхтичей Тризнов.

 БЕЛОГРУДА

 Костел пресв.Михаила Архангела

Начало 20 века


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте