Пеший поход по популярным и не популярным местам Западного Кавказа
Устье р. Архыз - р. София - р. Ак - Айры - восх. в. Надежда 1а, 3355 м - пер. Баш - Джол 1А, 3048м - р. Псыш - пер. Браконьеров 1А, 2831 м - р. Большая Лаба - рад. р. Цегеркер - р. Загеданка - пер. Загедан 1А, 2700м - р. Ацгара - пер.Ацгара н/к - траверс хребта Абишира - Ахуба (пер. Чилик - в. Речепста - пер. Речепста) - р. Архыз - устье р. Архыз.

Устье реки Архыз- река София - в. Надежда.

Вечером, 7 сентября, водитель рейсового микроавтобуса Невинномысская-Архыз, высадил меня, единственного пассажира, на развилке в долину реки София. В течение часа шёл вверх по долине Софии, мимо вакханалии которую устроили предприниматели, чтобы выкачивать деньги из туристов. За последним домиком на берегу остановился ночевать. Вечером ясно, 12°.

Долина реки София

Утром поднялся по склону на дорогу. Погода ясная, тепло. Машины едут одна за другой, везут туристов на экскурсию. Пришел к устью АК-Айры. Поднялся к среднему ручью и остановился над водопадом в черничнике среди зарослей берёзки, кустиков ивы. На сегодня хватит.

Ущелье Ак-Айры

9 сентября ясное утро, 1°. Вышел на гору Надежда 3355м, по маршруту 1А. Вдоль ручья, по крутому травянистому склону поднялся в цирк.

Подъем по левому ручью Ак-Айры

Дальше через снежник, простые скалы вылез на ледник Соловьева. Впереди внушительная громада Надежды.

Гора Надежда 3353 м

Справа от вершины поднялся на гребень. На гребне уже небольшой альпинизм. С обеих сторон глубокие пропасти.

Подъем на вершину Надежды

Пролез жандарм, вышел на снежник, ещё сотня метров и скальный гребень выводит на вершину.

На вершине

Погода позволяет долго наслаждаться видом с вершины: на востоке белоснежный Эльбрус,

Вид на Эльбрус с вершины Надежды

на юге стеной громоздится Главный Кавказский хребет,

Главный Кавказскии хребет

напротив ледник АК-Айры и на нём остроконечная София.

Гора София 3640 м

Спускаюсь к палатке по леднику АК-Айры и правому ручью, мимо камня с плитой в честь погибшего альпиниста. По тропе выхожу в 14 часов на стоянку. Рядом появились соседи и с ними огромный пёс. Соседи оказались с Краснодарского края, а пес увязался за ними в Архызе. Термометр подвешенный на палатке показывает 12°.

Перевал Баш - Джол - река Псыш - перевал Браконьеров - река Бурная.

10 сентября. Утром небо без единого облака, 0°. Сегодня собираюсь пройти перевал Баш-Джол 1А, 3048м и спуститься к реке Псыш. Побарахтался в зарослях рододендрона, нашел тропу к перевалам Кель-Ауш и Баш-Джол.

Утро на среднем ручье Ак-Айры

Сверху посмотрел на свою стоянку. Место живописное: на фоне огромного цирка каскад водопада, над ним уютный балкон с редкими берёзками.

Правый ручей Ак-Айры

Иду на перевал. Слева присыпанные снегом скалы, а справа каменистый склон заросший травой. Прошёл метров 150 снежника, преодолел осыпь, за ним небольшой ледник и дальше взлет на перевал.

Перевал Баш-Джол с востока

На седловине в туре нашел записку, где написано, что это перевал Столичный. Оставил свою записку с названием Баш-Джол. Напротив перевала возвышается с ледниками и скалами гора Пшиш.

Гора Пшиш 3789 с перевала Баш-Джол

Вниз ведет крутой склон с мелкой, противной осыпью, слева блестит небольшое озеро.

Перевал Баш-Джол с запада

Попытался уйти на правый отрог, но склон увёл меня по руслу ручья.

Спуск с перевала Баш - Джол 3048 м

Начались густо заросшие сбросы.

Спускаюсь к реке Псыш

Хватаясь за сучья кустов с большим трудом часа за 2 спустился на заросший высокой травой берег Псыша.

Ручей с перевала Баш-Джол

Вдоль реки тропа. Кругом красотища, но усталость не даёт любоваться окрестностями.

Гора Токмак-Кая и Псыш

Уже в темноте приготовил ужин. Каждую ночь небо блестит от многочисленных созвездий.

Утром небо в облаках, 5°. Спустился к реке. Река шириной метром 7, неглубокая. Разделся до пояса, перешёл брод на левый берег и начался дождь. Вдоль берега по тропе вышел на слиянии Псыш и Аманауз. Тропа упёрлась в воду. Перешёл Аманауз. Река шириной метров 5, воды по колено.

Река Аманауз

Дождь закончился. Иду по тропе в верх Аманауза к устью ручья, вдоль которого должен быть подъём на перевал Браконьеров.

К перевалам Аманауз и Браконьеров

Приняв стихийный ручеёк после дождя за истинный, полез наверх и долго лазил по густо заросшему склону пока не нашёл тропу выше границе леса.

Долины рек Псыш и Аманауз

С юга-запада полезли тучи, раздались раскаты грома, полил дождь с градом. Вскоре дождь закончился, нашёл старую стоянку и остановился ночевать. Место превосходное, кругом альпийские луга, напротив гора Пшиш. Установил палату и снова начался дождь.

Утром 12 сентября выглянуло солнце, небольшие облака жмутся к вершинам, 2°. Хорошо натоптанная тропа среди высокой травы повела далеко от левого берега ручья. На юге остроконечная вершина Аманауза, внизу ледник и озеро с плавающими в нем льдинами.

Ледник, перевал и гора Амнауз 3530

Закапал дождь. На курумнике тропа исчезла.

Перевал Браконьеров с востока

По снежнику и пологому подъёму вышел на седловину перевала Браконьеров 1А, 2831 м. На перевале сильный ветер, дождь с градом. Заглянул в тур, записки нет и сразу ныряю на спуске в облако. Натыкаюсь на сбросы, скалы. Облако слегка рассеялось, слева увидел ледник Воронцова-Вильяминова. Вправо от перевала, снизу обошёл скалу и по крутому осыпному жёлобу спустился на пологий склон.

Спуск к ручью Бурный

Мысленно осмотрел весь, очень замудренный, путь через перевал, похожий на прохождения сложного лабиринта. Дождь, то затихает, то моросит, 8°. Вышел на правый берег падающей каскадами реки Бурная.

Верховья ручья Бурный

Левый берег более крутой и заросший. Впереди показались бродившие по склонам крупнорогатые. Вся долина в коровьих лепёшках.

Долина ручья Бурный

В 16 часов остановился ночевать. С трудом нашёл ровное место под палатку. Моросит с перерывами дождь.

Река Большая Лаба - река Цегеркер - река Загеданка.

Утром небо ясное, 2°. Перешёл Бурную на левый берег в заросли малины, рядом разрушенный подвесной мостик. Тропа петляет среди огромных елей и пихт.

Мощныи лес

Нашёл распиленное дерево. Каждая чурка куба по два. На правом берегу показалась зеленая крыша домика, шлагбаум. Вышел на поляну, рядом берег Большой Лабы.

Река Большая Лаба

От поляны через реку идет дорога, а вдоль реки тропа. В начале составляя маршрут планировал пройти от Большой Лабы через перевал Абгыцха в долину реки Санчара и дальше вниз к хребту Абишира-Ахуба, либо уйти на Абишира-Ахуба по Лабе. Сегодня нужно найти тропу и подняться под перевал, а если успею, то пройти его. Прошёл брод, Лаба шириной метров 7, по колена.

В долине Большой Лабы

Вниз и вверх по реке колея. На берегу оставил рюкзак и пошёл на разведку. Дорога в верх реки вскоре закончилась. Пробрался сквозь заросли ежевики и завалы деревьев вдоль берега ещё пару километров, но тропу не нашёл. Желание проводить эксперименты по хождению через завалы закончилось, возвратился к рюкзаку. На следующий день, после того, как перебраться в долину реки Санчары не удалось, решил сходить в верховья Большой Лабы. Вдоль правого берега пошёл по тропе через великолепный лес окруженный скалистыми, заснеженными горами.

Луга вдоль Большой Лабы

Постоянно задерживают облепленные ягодами заросли ежевики. Через час вышел к новому мостику через приток Азимба. Вернулся к устью левого притока Цегеркер и по нему вдоль правого берега поднялся к перевалу Цегеркер. За перевалом Абхазия.

Долина реки Цегеркер

Установил палатку, чтобы провести остаток дня среди окружающей сказочной природы. В 17 часов 10°.

Ужин в палатке
Вечер в долине р. Цегеркер

15 сентября ясно, 5°. В ближайшее пару дней нужно совершить марш-бросок до устья реки Загеданка и дальше на хребет Абишира-Ахуба. Спустился к устью Цегеркера. На левый берег проложен мостик, рядом памятник с абхазской фамилией. Погиб мой ровесник 1960-1991. Память лихому времени. Возвращаюсь к Бурной, через мостик выхожу на двор, как оказалась пограничного пункта. Здесь безлюдно, показать пропуск некому.

Погранзастава без пограничников

Иду по грунтовки вдоль Лабы в окружении могучих деревьев, светит солнце, тепло, 20°.

Вдоль реки Большая Лаба

Дорога упирается в реку. Перешёл брод, дальше опять брод. В очередной раз дорога ушла в реку и на противоположном берегу её не видно. Пробираюсь сквозь кусты, высокую траву, обхожу старицы и наконец выхожу на дорогу. Вот и устье реки Санчара. Вверх по Санчаре идет дорога. Продолжаю путь вдоль Лабы и в 17 часов на берегу останавился ночевать. Со стороны дороги, иногда слышно гул проезжающих машин. Народ ездит в долину Санчары к минеральным источникам. Ночью зарядил дождь, бухают раскаты грома, сверкают молнии.

Утром по-прежнему льёт дождь. Река превратилась в мутный поток, через стоянку потёк ручей.

Большая Лаба после дождя

Пришлось быстро собрать рюкзак и уходить. Вышел к мосту через Лабу, рядом пост пограничников. Проверили паспорт и пропуск в погранзону. Выглянуло солнце. Без остановки прошёл посёлок Пхия. За посёлком вдоль дороги расту яблони, груши, алыча, но даже с моим неприхотливым вкусом их есть невозможно. Через 2 часа впереди показался забор военной части, а за ним посёлок Загедан. Свернул на тропинку вдоль Загеданки, правого притока Большой Лабы, через километр тропа соединилась с грунтовой дорогой. На поляне среди промозглого леса остановился ночевать.

Перевал Загедан - река Ацгара - хребет Абишира - Ахуба - устье реки Архыз.

17 сентября утром с перерывами моросит дождь. Иду по дороге вдоль левого берега Загеданки. На правом берегу слышно шум работающей техники. Навстречу проходит груженый мешками караван лошадей с местными жителями. Вскоре вышел на развилку. Дорога повернула на юг, а хорошо натоптанная тропа на запад. Выбрал тропу. Тропа вывела к сухому руслу ручья и исчезла. Полез вверх по крутому руслу, кругом туман, густые заросли высокой травы.

Ущелье р.Загеданка

Всё сырое, мучит жажда, но рядом ни ручейка, ни родничка. Вылез выше границе леса. Не пойму, где нахожусь. В награду нашёл заросли малины. Наконец туман рассеялся, внизу увидел долину Загеданки, отару овец, кош. Понял, что нахожусь к северу от Загеданки, в районе горы Чистоган.

Долина реки Загеданка

Траверсируя северный склон спустился к реке. Дождь закончился, небо посветлело. Вот и ровное место под палатку. Жизнь налаживается. В 17 часов 10°.

Ночевка возле пер Загедан

Утро, переменчивая облачность, 1°. Вдоль ручья иду на восток. Левый берег переходит в отвесы по которым стекает ручей. Дальше цирк со снежниками, верх северной стены которого скрывается в облаках.

На перевал Загедан

По осыпи выбрался на перевал Загедан 1А, 2700м. На седловине выложен тур с запиской, внизу блюдцами расположились 5 озер.

Долина пяти озер

По гребню ушёл в правую сторону, здесь ещё одна седловина перевала Загедан. На неё можно подняться по склону горы Шхуанта, через озеро Загедан. Спустился к реке.

Перевал Загедан с востока

В долине Ацгары, на склонах следы начало осени, трава, кусты, деревья живописно поддернуты зелёным, желтым, коричневым с множеством оттенков. Выше, на лугах пасутся кони.

Верховья реки Ацгара

По правому притоку Ацгары поднимаюсь к перевалу Ацгара. Навстречу, по крутой тропе, спускается отара овец с пастухом карачаем. За отарой гуськом лошади, хвост каждой лошади привязан к уздечке следующей. Остановился в 15 часов выше границе леса среди альпийских лугов.

Хребет Уруп вечером

Вечером, когда стемнело, над вершиной появился нимб, и за ним вышла луна с двумя яркими звездами.

19 сентября утро ясное, 1°. По тропе, вьющейся среди зелёных склонов поднялся на пастуший перевал Ацгара 2886 м.

Перевал Ацгара с запада

В туре записка севастопольских туристов. От Ацгары, не теряя высоты, по тропе вышел на перевал Чилик.

Перевал Чилик

На седловине сильный ветер, холодно. Северный склон хребта Абишира-Ахуба обрывается многометровыми скалами, а южный крутой осыпью.

Гребень к вершине Речепста

На востоке скальная вершина Речепсты с триангуляционной вышкой.

Подъем на гору Речепста 3215 м

По скалам выбрался на вершину 1б, 3097 м. Лавируя между скалами и осыпью спустился на платообразную каменистую пустыню перевала Речепста.

Спуск с вершины Речепста

Внизу красивое тёмно-синее озеро Перевальное с палатками на берегу.

Озера Перевальное

За перевалом поднимаюсь на гребень в сторону вершины 3097. Небо заволокло тучами, начался дождь. Из-за тумана и облаков уже ничего не видно. Спустился по северному склону до ближайшей ровной площадки и 14 часов установил палатку. Вечером с перерывами идет дождь, 2°. Всю ночь ветер пытался в клочья разорвать палатку. Несколько раз выходил натянуть растяжки и вдеть на место дуги. До 5 часов лил дождь и ветер дул порывами. После 5 часов дождь затих, а ветер задул непрерывно, и палатка затрещала пулеметом. Погода окончательно испортилась.

Утром 20 сентября 0°. Ветер не утихает. С трудом сворачиваю палатку и спускаюсь к Перевальному озеру. Здесь также дует штормовой ветер. Туристы стоявшие на берегу ушли за перевал. В такую погоду хребет Абишира-Ахуба уже не пройти.

Хребет Абишира-Ахуба

Нужно уходить в долину Архыза. Поднялся на перевал. На седловине ветер сбивает с ног. С каждым шагом вниз ветер слабеет. Наконец спустился к Архызу. По левому берегу проложена грунтовая дорога. После бессоной ночи мечтаю найти приют. В устье реки Дукка, среди густого леса, под развесистой черёмухой установил палатку. Вечером ветер по-прежнему шумит в макушках деревье

21 сентября. Утром переменная облачность, 6°. По шоссе возвращаюсь на развилку в долину Софии. Потихоньку моросит дождь. Прохожу мимо горнолыжного комплекса Лунная долина, турбазы Романтик. Кругом идет строительства. На берегу реки Псыш в сосновом и загаженном лесу останавился на последнюю ночевку. На следующий день уезжаю в забитом пассажирами микроавтобусе в Невинномысск.