В глубину веков...

Идет загрузка карты ...
Автопробег проходил по горнозаводской зоне городов - заводов Челябинской области, которые объединяла металлургия: Миасс - Златоуст - урочище Пороги - Новая пристань - Сатка - Миасс
 
Автопробег

_DSC0715 _DSC0715
_DSC0714 _DSC0714
_DSC0721 _DSC0721
_DSC0747 _DSC0747
_DSC0727 _DSC0727
_DSC0728 _DSC0728
_DSC0730 _DSC0730
_DSC0736 _DSC0736
DSC04029 DSC04029
DSC03998 DSC03998
DSC04002 DSC04002
DSC04008 DSC04008
DSC04018 DSC04018
DSC04019 DSC04019
DSC04024 DSC04024
В глубину веков…

Клуб туристов «Горизонты Урала» совместно с городским обществом инвалидов г. Миасса, 21 ноября 2011 г. провели автопробег для людей с ограниченными физическими возможностями, посвященный 238 годовщине г. Миасса.
В автопробеге приняли участие члены миасского и еманжилинского общества инвалидов.
Маршрут пролегал в горнозаводской зоне Челябинской области по старинным городам, которые объединяла металлургия.
Цель автопробега: популяризация активного отдыха и туризма среди людей с ограниченными физическими возможностями. Знакомство с историей родного края.
Руководитель автопробега – директор клуба туристов «Горизонты Урала» Василий Заушицын.

Раннее утро, но двери миасского городского общества инвалидов уже давно открыты. Здесь собираются участники автопробега – члены миасского общества инвалидов. Царит обычная суета. Инструктаж, распределение людей по авто…
В 9.00 – общее построение всех участников на площади у здания администрации г. Миасса. На старт приехали гости из г. Еманжилинска. Предварительно собирались гости из Южноуральска, Златоуста, Кусы и Снежинска но, к сожалению, приехать не смогли…
«Табун лошадей» под капотами авто нетерпеливо бьет копытами. Взмах руки, и колона из четырех автомобилей пошла «в глубину веков», знакомиться с историей родного края…
Проезжая по улицам города, невольно задаем себе вопрос, откуда взялось такое непривычное слово «Миасс»???
За городом делаем небольшую остановку, здесь недалеко, на берегу реки Миасс, стоял женский староверческий скит. Во время короткой остановки мы узнали тайну и перевод слова «Миасс». В старых документах название реки пишется «Мияс», «Мияз», «Миясс». Река берет начало на склоне хребта Нурали из небольшого болотца. Старотюркские словари подтверждают древнее толкование этого слова: «мий» – топь, топкое место, «асс»– указатель малой степени, т.е. Миасс – «малая топь».
Трудно точно установить время первого поселения на месте современного города. Но, по некоторым скудным сведениям, в давние времена на правом берегу реки, у подножия Чашковского хребта, там, где позже плотина перегородила реку, в XVII веке стояли башкирские юрты или, как называли их на Урале, коши.
Когда в 1754 г. в Златоусте был пущен железоделательный медеплавильный завод, в долине реки Миасс отрыли несколько рудников: Тургоякский, Березовский, Чертанышский. В это время появились и первые рудничные селения.
В 1768 г. тульский владелец полотняных фабрик И.И. Лугинин приобрел у Мосоловых в собственность Саткинский и Златоустовский заводы, а также, рудники. Разворачивая промышленное производство, новый хозяин увидел, что отдаленность медных рудников снижает прибыль. В 1773 г. Лугинин написал Екатерине II прошение о разрешение ему строительства медеплавильного завода на реке Миасс. В том же году Государственная Берг-коллегия рассмотрела и удовлетворила его прошение.
Документы, полученные городским музеем в Центральном государственном архиве древних актов в Москве, дали возможность установить дату рождения Миасса. Решено считать этой датой 18 ноября 1773 года, когда утверждено законодательное право на строительство завода у реки Миасс, где уже фактически существовал населенный пункт. Новый завод назвали Петропавловско-Миасским.
Летом 1797 г. на речке Ташкутарганке, недалеко от Миасского завода, разведотряд Евграфа Мечникова нашел месторождение рудного золота. В 1823 г. в долине реки Миасс было обнаружено рассыпное золото. Так Миасс превратился в золотоносный Клондайк.
Миасс знаменит крупными самородками – один из них «Подкидыш», который «нашел» царь Александр I. 23 сентября 1824 г., посетив Царево-Александровский рудник, он захотел попытать счастья. Накопав 22 пуда песка, обнаружил самородок весом 8 фунтов. Свою находку царь взял на память.
В Златоустовском архиве хранится документ, это «Книга, данная из Миасской заводской конторы г. Помощнику управителя Меджеру для записи золотых самородков разной величины, находимых на прииске золотосодержащих песков». В ней запись от 23 сентября 1824 г. о находке «мастеровым Дементием – вторым Петровым, самородка в 8 фунтов 7 золотников». В народе этот самородок стали называть «Подкидыш».
Второй самородок был найден мастеровым Никифором Сюткиным, весом в 36 килограмм 21 грамм.. За форму самородок назвали «Большой треугольник».
Познакомившись с историей и легендами города, мы отправились дальше в путь
Впереди хребет скальный, позади река «Время». Наши колеса шуршат по этой реке. Колонна, урча моторами тяжело, поднимается на перевал Александровской сопки. На перевале делаем небольшую остановку, любуемся горной панорамой. Впереди нас манит белый, заснеженный хребет Уреньга. Оглянувшись назад, мы видим Александровскую сопку, одну из вершин Уральского хребта. Высота сопки 843 метра. По Александровской сопке, как и по всему Уральскому хребту, проходит граница Европы и Азии, ближайший приграничный гранитный обелиск находится южнее, возле станции Уржумка — он возведён в 1892 г. по проекту инженера-путейца и известного писателя Н. Г. Гарина-Михайловского.
По преданиям, эту вершину стали называть Александровской, когда 1837 году на нее поднялся великий князь Александр Николаевич (6удущий император Александр II).
Наделав фотоснимков, мы помчали в заснеженную даль. На спуске с перевала нас встречает «крылатый конь» – символ города Златоуста, он обещает познакомить с историей города и приоткрыть тайну его названия.
В1754 г. тульские промышленники Мосоловы получили разрешение указом Берг-коллегии на строительство металлургического завода в устье реки Тесьмы на реке Ай. В 1761 г. была запущена первая домна.
Откуда пришло название города? Золотого устья, как в Миассе, нет. До Мосоловых здесь жили люди старой веры, а до них, возможно, жили люди поклоняющиеся Заратустре. Возможно, изначально было поселение людей Заратустра, но при строительстве завода была воздвигнута церковь в честь Иоанна Златоуста и название города немного изменилось. Познакомившись с историей города Златоуста, мы начинаем подъем на Уреньгу.
На Уреньге мы попали в сказку. И вспоминаются слова: «Стоят в снегу раскидистые ели и над землей синий небосвод. И дед Мороз, раскрывши свои двери, из сказки вышел встретить Новый год». Невольно глаза стали искать среди заснеженных елей и пихт опушку, где «зима живет в избушке…».
Уставшие, мы подъезжаем к урочищу «Пороги». Нас встречают занесенные снегом небольшие домики. Урочище «Пороги» знаменито гидроэлектростанцией, построенной в 1909 г. на реке Сатка для металлургического завода. В 1910 г. завод «Пороги» назван так в память о каменных порогах, затопленных прудом. Это был первый в России электрометаллургический завод ферросплавов. Порожская ГЭС и в наши дни в рабочем состоянии, снабжает электроэнергией ближлежайшие поселки.
Познакомившись с историческим памятником, Порожской ГЭС, мы решили отдохнуть. Ниже по течению нас приютила уютная стоянка, где наша группа и приготовила обед. Жаркий костер, наваристая каша и душистый чай сняли с нас усталость.
И снова дорога уводит нас вглубь истории. За окном мелькают небольшие поселки. За очередным поворотом мы вновь прикасаемся к течению времени, здесь на излучине реки Ай в нее впадает небольшая речка Ищелька. На этом слиянии была построена пристань. Сюда свозился металл из Саткинского завода и грузился на барки, а затем барки спускали вниз по реке Ай.
От устья Ищельки в четырехстах метрах по дороге по направлению к деревне Блиновке находится памятник Социализму. В 1970 г. здесь прокопали трех-километровый тоннель через хребет для отвода воды из шахты. Летом 2011 г. сделали реконструкцию канала при выходе из тоннеля. Бетонное русло превратили в каскад небольших водопадов, а на берегу поставили скамейки для уставших путников…
Но, к сожалению, время пролетело для нас незаметно.
И скрывается солнце за дальнею елью,
И вечер приходит в обнимку с метелью.
В отчаянном вальсе по склону кружится,
А нам еще долго эта музыка снится...
Наперегонки с метелью наши авто мчат в темноту. Город Сатка встречает нас огнями фонарей. С давних пор берега бурной реки Сатки, озера Зюраткуль, склоны хребта Нургуш и горы Лукаш служили убежищем для старообрядцев, имевшим здесь свои скиты и потаённые моленные. Топоним Сатка до конца не разгадан. Одно из толкований — «перекрёсток», «развилина», «междуречье» (от башкирского «сат», «сатка»). Есть и другие толкования: «искра», «проданная земля», «река».
В 1756 г. тульские промышленники Мосоловы построили Саткинский (Троице-Саткинский) чугуноплавильный и железоделательный завод.
Вот и закончился круг, нам надо из глубины веков возвращаться домой.

Но я надеюсь, что география участников автопробега, организованного клубом туристов «Горизонты Урала», в будущем расширятся. Попутчиками нашими будут не только ребята из города Еманжилинска, но и из других городов, все те, кому надоели душные комнаты и кого манит чарующий простор.
Мы приглашаем всех, кто желает жить километрами, а не квадратными метрами…

Клуб туристов «Горизонты Урала» благодарит за оказанную помощь: главного врача МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» С.И. Приколотина (предоставление фельдшера Скорой помощи Ильи Попова для сопровождения автопробега) и А.Н. Котова, председателя Миасского городского общества инвалидов.




Директор клуба туристов
«Горизонты Урала» В. Заушицын



Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Южный Урал
еще маршруты
О Маршруте