Норвегия / Самостоятельная поездка

Самая северная точка Европы – мыс Нордкин, Норвегия.

1 - 9 марта 2014 г.
В начале марта 2014 года Школа выживания Волчица отправилась в экспедицию на самую северную точку континентальной Европы – мыс Нордкин в Норвегии. От ближайшего городка Мехамн эта точка отделена 23 километрами скалистых гор, тундры, озер и ручьев. Именно поэтому добраться сюда проще зимой, когда все водоемы покрыты льдом.
Мехамн - мыс Нордкин

Удивительное приключение школы выживания в заполярье.

Идти приходилось в снегоступах, поскольку уровень снега в начале весны местами достигает более метра глубины. Нести большую часть снаряжения в рюкзаках тоже было тяжело. Именно поэтому в снаряжение группы были включены специальные сани – пулка, куда были загружены палатки, большей частью, спальники и наиболее тяжелые рюкзаки. Общий вес саней достигал около 100 килограммов. Тянуть их по глубокому снегу приходилось двум людям. Один впрягался в упряжь впереди, а второй тянул их за веревку, привязанную сбоку. На плечах несли лишь личные вещи, загруженные в легкие рюкзаки.

Ветер все дни похода дул с юга. Температура хоть и была около 3 градусов мороза, но при 30 метрах в секунду ощущение холода достигало около 13-15 градусов мороза. Нам повезло в том, что двигались мы на север, то есть ветер дул в спину или в бок. При попытке идти навстречу ветру, было невозможно дышать. А иногда он просто нас заваливал на снег. Поднимаешь ногу, чтобы сделать шаг, и падаешь вперед. Именно поэтому мы и использовали веревку для саней. При ее помощи мы не давали саням переворачиваться по ветру и поддерживали их на отвесных снежных склонах.
Первый раз в шторм мы попали в середине первого дня похода. Не прошло и пяти минут, как была эвакуирована одна из участниц (за ней приехал снежный патруль норвежской полиции), началась настоящая пурга. Не было видно, куда ставить ногу в снегоступе. Шли мы, лишь понимая, что ветер должен был дуть нам в левый бок. Изредка сверялись с навигатором. Кстати, в этой ситуации нести на себе рюкзак было даже некоторым преимуществом. Добавлялась масса, прижимающая тебя к земле. Некое сопротивление ветру.

К вечеру, когда ветер немного стих, мы добрались до фьорда Сандфьорден – самому северному фьорду и пляжу на европейском континенте. Предстояло выставить палатки. Ставили их по ветру. Сперва к нашим саням мы прикрепили. В ней как раз с комфортом поместилось три человека. Бок о бок под сильным ветром спалось в ней в тепле и даже относительном уюте. Чтобы ее не сдуло на следующий день, на высоту до полуметра мы обложили ее снежными блоками, которые к утру смерзлись и образовали отличную стену от ветра.

Дальше к лыжной палке, которой пользовался тянущий сани, прикрепили следующую палатку, а к ней и третью. В ней спал всего один человек, который вполне мог бы и замерзнуть, если бы не теплый спальник.
Следующим испытанием был наступивший день. Сходив налегке к самому северному мысу Европы – Нордкин, мы получили свежий прогноз погоды. На утро следующего дня ожидался настоящий шторм, ветер до 40 метров в секунду. Нам срочно предстояло снять лагерь, упаковать все вещи и выдвинуться обратно на юг. До заката оставалось около полутора часов, а пройти по заснеженным перевалам предстояло 12 километров. Средняя скорость около 2 километров в час.

На наше счастье Луна была в первой четверти. В ее слабом свечении можно было различить заструги на насте, скальные выступы и отдельные камни. Но шли на ощупь. Вытягивание саней превратилось в пытку. Хоть ветер еще не окреп до шторма, но дышать можно было только через лицевую маску. Ничего не видно. Задача – попадать своим снегоступом в след предыдущего человека. Иначе вытянуть сани по свеженаметенным сугробам было почти невозможно.Стемнело в 16.30. К 8 вечера некоторых участников приходилось поднимать чуть ли не пинками. Остановившись на привал в пять минут люди отказывались вставать из-за усталости. «Ветер такой ласковый… Я лучше останусь здесь…» Рассказы Джека Лондона могли превратиться в реальность.

Встали на привал в начале десятого вечера (ночи). Палатки ставили из последних сил. Сил придал чай. Из последних сил, прикрываясь выставленной палаткой, удалось разжечь мультитопливную горелку. Использовали бензин. Ведь его, в отличие от газа, можно купить в любой деревушке на планете. Натопили снега, вскипятили чай. Ведь обезвоживание зимой при таких физических нагрузках наступает довольно быстро. Утолив жажду чаем, калории восполнили украинским салом и абхазской чачей.

Оставшиеся 11 километров на следующий день пролетели незаметно. Ребята шли, разглядывая на горизонте путевые туры и пытаясь угадать занесенную в пургу снегом тропу, которой мы шли два дня назад. Неподдельное счастье на лицах всех нас можно было видеть при появлении в дали первых домиков Мехамна. Пожалуй, так цивилизации не радовались в экспедициях и походах Школы выживания Волчица еще ни разу.