Язык тролля-Долина водопадов – Нерёйфьорд – Бессеген – Гейрангерфьорд – Нигардсбреен
Города Tyssedal - Husedalen Valley - Nærøy - Besseggen - Geiranger - Nigardsbreen
Наша светлая Норвегия 2014 июнь-июль. Как сказку сделать былью.
Наше путешествия в Норвегию -23.06.2014 – 02.07.2014
Цель: трекинг, хайкинг, водный туризм на собственной байдарке.
Отчет содержит координаты стоянок , парковок, водопадов.
Состав: я и муж.
Транспорт: свой автомобиль.
Город отправления: Москва.
Автопробег - 4700 км
План нашего маршрута Россия(Москва) – Норвегия – Россия(Москва):
20.06. Выезд из Москвы
21.06. Прогулка по Питеру, отправление в Швецию на пароме.
23.06. Швеция, Норвегия, Ставкирка Heddal. Ночевка в Норвегии на озере
24.06. Начало пути на Trolltunga (Язык тролля)
25.06. Trolltunga (Язык тролля). Долина водопадов (Tveitafossen, Nyastolfossen, Nykkjesøyfossen)
26.06. Nærøyfjord (Нерэйфьорд ), сплав на байдарке.
27.06. Nærøyfjord , Aurlandsfjord, сплав на байдарке.
28.06. Начало пути на Бессеген.
29.06. Бессеген. Озера Bessvatnet, Gjende.
30.06. Geirangerfjord. Сплав на байдарке. Водопад «Фата невесты», «Семь сестер».
01.07. Geirangerfjord, дорога на ледник Nigardsbreen (Нигардсбреен).
02.07. Ледник Nigardsbreen (Нигардсбреен). Дорога домой.
03.07. Швеция, вечерне-ночной Стокгольм.
04.07. Паром Стокгольм-Турку. Турку. Хельсинки.
05.07. Возвращение в Москву.
Состав: я и муж.
Транспорт: свой автомобиль.
Город отправления: Москва.
Автопробег за все путешествие начиная от Москвы - 4700 км,
Всего потрачена на двоих:
на бензин потрачено около 25000 руб.
Визы, страховки - 10000 руб
Паромы 8000 руб
и тд. - примерно 35000 руб
Основная часть еды была закуплена в России: тушенка, консервы, макароны, крупы, каши и т.п.
ИТОГО 80000 на двоих, включая всЁ за всю поездку.
21-22/06
До Швеции доплыли на пароме «Принцесса Анастасия» из Питера.
Небольшое отступление: негативным моментом поездки на пароме было то,
что нас не выпустили в Финляндии на экскурсии, потому что при въезде в
каждую страну на этом пароме ставится штамп о пересечении Шенгена, наша
виза была оформлена только на один въезд. А мы-то первый раз
самостоятельно выбрались за пределы нашей большой Родины, полной
возможностей для активного отдыха:) И при оформлении билета на паром про
количество въездов ничего не было сказано. Так что будьте внимательны
при оформлении визы, если захотите воспользоваться услугами данного
парома.
Принцесса Анастасия
Принцесса Анастасия
23/06, понедельник
Итак, первым пунктом назначения был Язык Тролля (Trolltunga). В 8 утра спустились с парома в Стокгольме и поехали в сторону города Tyssedal.
дорога в Швеции
Рапсовые поля в Швеции:
В первый день постарались максимально близко добраться до отправного пункта. По дороге посмотрели ставкирку Heddal.
Вот мы пересекаем границу Норвегии и Швеции (границей это назвать
можно только условно. Никого в будке на границе не было, мы просто
проехали по зеленому коридору. Вообще пограничникам можно посвятить
отдельную тему: никто ни разу не досматривал машину на предмет провоза
запретных продуктов и т.п.)
Норвегия. Норвежские автомобильные дороги - это огромное количество
круговых движений, тоннелей, мостов, узких полос, серпантинов,
бесконечных американских горок, однополосных дорог с
расширениями на поворотах. Кстати, встречались даже однополосные
маленькие тоннели – все это Норвегия, но основным моментом, конечно же,
являются виды, которые открываются с этих дорог: бескрайние,
нетронутые человеком горные долины, снежные хребты, бирюзовые озера,
аккуратненькие, ухоженные крохотные поселки и города, которые как бы
змемерли на мгновение на покатистых склонах и вот-вот устремяться прямо
вниз к реке. Порой домики теснятся, ютятся, собравшись в
кучку, у самого водопада. Ограничения скорости, про которые многие
отзываются отрицательно, вполне обоснованы. Зачастую на знаках
указывается именно удобная, комфортная скорость для прохождения тех или
иных поворотов.





На ночь остановились у озера, если кому надо: съезд с трассы E134, примерные координаты 59°27′48.23″N 8°40′10.51″E. Смотрите заезды чуть вверх от дороги (прямо по траве), с противоположной стороны от озера. Вот вид с места стоянки.
Основной минус этой стоянки в наличии мошкары. Ее было
ну ооочень много. В основном в Норвегии нет насекомых, но есть места,
просто кишащие крылатыми. Вот это было одним из таких мест.
Противокомариные примочки абсолютно бездейственны в этих случаях, по
крайней мере российского производства. Они бесновались вокруг нас и
лезли в глаза, уши, рот, под одежду...
Кстати, остановиться с палаткой в Норвегии можно где угодно, места
много) Мы ни разу не воспользовались для ночевки кемпингом. В кемпинге
пользовались только душем.
24/06, вторник
Возникли небольшие проблемы с машиной, после их решения отправляемся на язык тролля.
По дороге нас встречает громадина - водопад Latefossen:
Дорога к Tyssedal очень непростая. Как раз-таки однополоска с расширениями на поворотах, под тобой обрыв с потрясающе голубым озером.
Доехали до начала тропы на Язык, машину оставили на платной стоянке.
1200 в переводе на рубли в сутки, почти, как в центре Москвы прямо у
Кремлевской стены:)
Погрузили на себя пухлые рюкзаки,
так как в планах
была ночевка наверху, и пошли покорять северные горы. Взобраться наверх
можно по ступенькам фуникулера или по тропе, которая вначале
поднимается
параллельно со ступеньками, а где-то на трети
пути отходит в сторону. Подниматься решили по ступенькам фуникулера,
судя по состоянию путей и присутствия на них ржавчины, уже нерабочего.
Было страшновато. Регулярно приходилось отползать на середину колеи,
пропускать вниз идущих, держась за деревянные ступеньки, накреняясь
в
разные стороны под тяжестью рюкзака…А по тропе мы спускались на
обратном пути и, надо сказать, если бы мне предложили снова пройти этот
маршрут, мой выбор пал бы именно на ступеньки)
Подъем был тяжелый. За ним отдых и еще один тяжелый подъем. Без
рюкзаков было бы проще(утром туда, вечером обратно). Вообще на
протяжении всего маршрута набор высоты был примерно метров 750, но в
силу того, что подъем сопровождался спуском, спуск – подъемом, эти 750
метров в итоге набирались, наверно, трижды). Тропа маркирована, и вообще
смахивает больше на бульвар, потеряться невозможно, использовать GPS
просто нет смысла.
До Языка в первый день не дошли, так как начали маршрут довольно поздно. В
22 вечера поставили палатку за 1,5 километра до финиша. Надо сказать,
что в горах было холодновато, дул пронизывающий насквозь ветер, но мы
были к этому готовы, с собой в рюкзаках лежала теплая одежда. Мы
остановились примерно на отметке 1000 м, а +-1000 м в северных горах –
безумно ощутимая разница температур. Это я могу точно сказать, так как
южные горы были нами пройдены примерно в это же время года и на 1500 м
так же жарко и ночью, и днем, как и внизу. На 3000 уже начинается
осень-зима, в зависимости от времени суток.
Так вот остановились мы у Языка….а там….белые ночи….Там были
совершенно потрясающие белые ночи…На протяжении всего нашего маршрута
белые ночи становились все белее, потому что двигались мы на север…Ну
это что-то совершенно фантастическое….Это совсем не те белые ночи,
которые мы видим в Питере. В Питере сумерки, немного освещаемые с
северной стороны, а здесь….здесь день, вообще не темнеет…Солнце,
конечно, на этой широте заходит за горизонт, расплескивая яркие краски
на остатки облаков на ясном голубом небе….
25/06, среда
Проснулись и пошли на Язык уже налегке. Хотя мимо нас утром проходило уже довольно много народу по направлению к Trolltunga,
в итоге на языке были только мы и еще одна парочка, они попросили их
сфотографировать и ушли. И мы остались там совершенно одни. Сам Язык...
Это надо видеть, это надо испытать… Синее бездонное озеро, словно
зеркало, раскинулось по ущелью; голубое приветливое небо покрывает
своими теплыми лучами пушистые горные вершины; одинокие белые облака,
как продолжение снежных шапок, парят над бескрайними пиками....Просто
невероятная игра света и цвета обращена твоему взору...И ты один,
здесь...на обрыве...сидишь, просто спустив ноги, и голова абсолютно
пуста. Эта сказочная тишина не дает думать, не позволяет мыслить, ты
окунаешься в эту норвежскую сказку с головой... Хочется бегать, прыгать,
скакать, кричать от радости, но так не хочется тревожить каменных
великанов, застывших в этой мертвой тишине.
She's crazy!

Кстати, на полпути есть комфортабельная избушка с кроватями,
укомплектованными матрацами, она оказалась открытой, можно заночевать в
случае чего:) Даже печка есть, наверное, камнями её топить...
Спуск с Языка оказался тоже нелегким, мы были прилично вымотаны.
Следующим шагом была долина водопадов.
В планах было оставить машину на стоянке и пройти мелкой поступью 3-4
км до стоянки на водопадах, видели фото тропы – такая хорошенькая
грунтовая дорожка.
Вот мы привезли авто на стоянку (60.352139, 6.757680) на первом водопаде Tveitafossen и пошли вверх по тропе.
Первый водопад
Тропа…она была немного не такой, какой мы ожидали ее увидеть) Мы были уставшие после Trolltunga,
а тут дорожка вверх с уклоном градусов 20 без передышки и река….внизу,
под нами…сильно внизу…и никак к ней не добраться…и ни одного места для
стоянки. Но по дороге встретили самый бурный и большой водопад, который
мы видели за все свое путешествие по Норвегии, Nyastolfossen (60.348654,
6.778145)
Правда, смотровой площадки, точки для хорошего фото так
и не нашли, так что водопад виден не полностью. Питьевая вода подходила
к концу, думали, если не найдем источника воды, спустимся вниз к
машине, будем искать другое место стоянки, но место для палатки все же
нашли здесь у водопада Nykkjesøyfossen (60.342588, 6.789960).
Выглядит на фото он довольно хиленько, но наяву он
совершенно другой: бурный, мощный, устрашающий. Грозные потоки воды
обрушиваются на камни и после столь сильного удара взмывают ввысь. На
этой стоянке рядом с водопадом приходилось даже кричать, чтобы быть услышанной)
26/06, четверг
Едем к фьорду Nærøyfjord, чтобы сплавляться на своей
каркасно-надувной байдарке по морским красотам. Проезжаем платный мост
через Hardangerfjord, за проезд около 900 рублей))) Вот он Hardangerbrua (60.478590, 6.830086):
Также мы обнаружили интересный норвежский транспорт по дороге, Ledebil))) Провожает встречные потоки по очереди по объездам ремонтов дорог.
Наше место стоянки с координатами перед сплавом (60.915831, 6.869879).
Опускаемся на воду, место просто потрясающее. Скалы, горы, снег на
вершинах, водопады, устремляющие вниз свои бурные потоки, и мы…. в
соленой воде. Плывем до места стоянки часа 2, любуемся пейзажами. Вот
координаты места стоянки 60° 56.934', E 6° 56.048'.
Аккуратное, чистое место. Есть даже туалет. Прекрасный галечный пляж,
можно искупаться, поплавать. Я, правда, этого не сделала, по мне вода
была холодновата. Просто на фьордах в основном по берегам обрывы, а тут
прямо-таки пляж с небольшим набором глубины, обустроенный и ухоженный самой природой. Кстати, стоянок на дальнейшем нашем маршруте по направлению к слиянию двух фьордов было не особо много. Буквально напротив нашего места для стоянки было еще одно, а дальше уютных мест мы не видели.
27/06, пятница
Утро, ветер, солнце и тяжелые тучи зависли, застряли, зацепились за
вершины гор, обрамляющих фьорды, но небо оставалось приветливо голубым.
Солнечные лучи застревали и терялись в морской ряби. Отплываем в сторону
слияния Nærøyfjord с Aurlandsfjord, цель – место слияния.
Ветер... покачиваемся на волнах, но так покачиваемся, что я начинаю
вспоминать в каком гермомешке документы... на случай нашего крушения)
Встречаем группу байдарочников, плывущих в обратном направлении, я
немного успокаиваюсь, вижу, что мы не одни плаваем по такому
неспокойному морю в байдарке, забываю про гермомешок с документами) Мест
для остановки, стоянки, перекуса нет ВООБЩЕ. Доплываем до соединения
двух фьордов и напротив, на другом берегу примечаем
местечко для обеда, исключительно для обеда, палатку там поставить
негде. Переплыть фьорд надо быстро, потому что здесь серьезный
теплоходный трафик, и до берега вроде бы недалеко, собираем все свои
силы, плывем. но будто тот прекрасный берег и не приближается вовсе, а
от этого берега будто и не отдаляемся) Просто между берегами 2 км, а
расстояния совсем не чувствуется. Кажется, что все настолько близко,
можно буквально рукой дотянуться…но это обман зрения…
Пока обедали, разразился ураганный ветер, налицо отлив, тучи
сорвались с горных вершин и помчались нам навстречу. Чернота, плыть
стало сложно, ветер дует в лицо, на море поднимаются волны, на нас
обрушивается дождевой шквал. Было действительно страшно. Плыть надо, а
плыть далеко и нас кидает по фьорду в разные стороны, и это совсем не те
нежные волны, на которых нас подбрасывает и катает теплоход или катер,
проплывающие поблизости...Эти волны рычали, шипели и пенились, бросались
на нас совсем недружелюбно, быстро, остро, грубо... Под конец нашего
плавательного путешествия байдарка уже захлебывалась волнами, ноги
стояли в воде, брызги летели в лицо... и вот осталось
совсем чуть-чуть до нашего места стоянки, но я снова начинаю думать о
гермомешке, который надо спасать и о том, как мы доплывем по таким
волнам 500 метров до берега, а может, и не 500, а
километр, даже несмотря на то, что мы в спасательных жилетах. Фотографий
этого штормика, конечно, нет, было просто не до них. Приплываем,
готовим еду, ставим палатку, море стихает, дождь заканчивается. Штиль,
тишина, гармония….Бархатные горы снова смотрят на нас со всех сторон в
замершем спокойствии, на морской глади появляются головы
резвящихся тюленей, над ними кружат беснующиеся чайки…медленно солнце
прячется за поседевшие вершины, и приходит наша светлая подруга –
очередная белая тихая ночь. Группа голубоглазых норвежцев-байдарочников лет по 50 приглашает нас присоединиться к посиделкам. “Hey, I’m Russian man and I have real Russian vodka?” – пронеслось в мыслях)) Нет, спасибо.
Отлив, видно, как растут съедобные ракушки, можно и приготовить)
Тык на циферку 2 ниже:) ->