Велопоход по льду Байкала в марте 2017г. 9 ходовых дней. 431 километр.
Нитка маршрута
Северобайкальск - Хакусы - мыс Котельниковский - Большой Черемшаный - бухта Заворотная - мыс Арал - Хужир - Сахюрта
Вступление. Заброска. 

Решение отправиться в марте на Байкал было принято примерно за полгода до самой поездки. Андрей Басалаев давно звал прокатиться по байкальскому льду, но раньше мой ответ всегда был категоричен - " у меня нет снаряжения для зимних велопоходов..." или -  "не люблю я зимние походы...(хотя никогда в них и не ходил)". А тут меня позвали, и я, не думая, сразу согласился. Потом подумал, и пришел к выводу, что снаряжение-то у меня почти все имеется. Кроме, разве что, шипованных покрышек (которые вскоре уже были поставлены на колеса моего велосипеда) и пухового спальника (который быстро занял свое место в куче прочего снаряжения). И начались тренировки... Вернее, всего-то около 130 километров за пять-шесть выездов.

С приближением даты старта становилось все волнительней - я словно вернулся на десяток лет назад, когда только начал путешествовать, и острота ощущений вместе с приятным ожиданием новых поездок были свежи, как мировосприятие в детстве. Было просмотрено много видео на тему зимнего Байкала, близкие и коллеги были затерроризированы моими разговорами о предстоящем походе...

И вот настал день старта.

Микроавтобус забрал меня из "общаги" (комната в служебной квартире, в которой  хранится туристическое снаряжение, и откуда начинаются все мои походы) последним из нашей команды. В салоне, пригибаясь под нависающими над головами велосипедами, уже сидели парни, с которыми мне предстояло пройти и проехать многие километры вдали от дома.

 
Андрей Басалаев. 1970 г.р. Руководитель.
Андрей Басалаев. 1970. Руководитель.
Арсений Гордеев. 1983 г.р. Навигация, финансы.
Арсений Гордеев. 1983. Навигация, финансы.
Андрей Мосин. 1966 г.р. Механик.
Андрей "Борисыч" Мосин. 1966. Механик.
Антон Гольдберг 1976 г.р, Роман Мартынов 1979 г.р. Травматологи.
Антон Гольдберг 1976. Роман Мартынов 1979. Травматологи.

Проверенные и надежные друзья. Я смотрел на них и думал, что как же здорово, что мы едем именно таким составом, и едем именно на Байкал. Новичком был только Ромка - для него это вообще был первый дальний поход,-  но я нисколько в нем не сомневался.

До Тайги доехали часов за шесть. Выгрузились из микроавтобуса, перетащили вещи в здание вокзала и принялись ждать. За время ожидания, помня о новых правилах перевозки велосипедов, купили багажные билеты на велики.

Тайга.
Тайга

Поезд Москва - Нерюнгри пришел на второй путь, о чем пассажирам заранее не сообщалось. Пришлось, угадывая место остановки нашего вагона, в темноте побегать с рюкзаками и зачехленными велосипедами между путями и по перрону.

 Вагон остановился за перроном, на насыпи, прямо у одной из опор моста. Не забывая, что стоянка поезда всего три минуты, мы быстро перетащили вещи к дверям нашего вагона, откуда вышел проводник, на вид не старше тридцати лет, и заявил нам, что велосипеды мы с собой в вагон не возьмем - для них есть багажный вагон. Мы с парнями быстро разделились - половина начала грузить рюкзаки в наше купе, другая половина в поисках багажного вагона потащила велосипеды в направлении, указанном проводником.

Проводница багажного вагона встретила нас на повышенных тонах, сказав, что велосипеды в свой вагон не пустит, так как багажный он не весь, а только одно купе, и купе это уже занято. Возвращаться назад, в конец состава мы не рискнули. Вместо этого мы просто начали затаскивать велосипеды в оказавшийся небагажным багажный вагон. Проводница недовольно проверяла все наши багажные билеты. На последнем велосипеде, оказавшимся Ромкиным, она злорадно сказала, что не видит билета на этот велосипед. Арсений по перрону побежал за Ромкой. Ромка побежал из конца состава, где под пофигистически-злобным взглядом проводника он грузил наши рюкзаки, в середину, где проводница сурово не давала загрузить его велосипед. В какой-то момент поезд тронулся, благо, велосипед в этот момент уже оказался внутри, но Ромка-то еще был снаружи - на бегу он безуспешно пытался найти свой багажный билет. "Давай, залезай уже, а то останешься." - вдруг неожиданно беззлобно сказала проводница, и Ромка запрыгнул в тамбур.

Я всего этого не видел, потому что запихивал велосипеды в багажное купе, в котором уже не было места, и где стояли большие сумки с какой-то посудой. С помощью Борисыча велосипеды были запихнуты, после чего мы, уворачиваясь от чьих-то ног и рук, свешивающихся с верхних полок, пошли в конец состава, думая о том, что в такой суете могли запросто забыть что-нибудь на перроне.

Наш вагон уже не спал (было одиннадцать вечера, и до начала нашей погрузки почти все пассажиры спали). Что странно - никто не возмутился. Даже молодой проводник, сверкая из-под закатанного рукава модной татуировкой на предплечье, вроде как извиняясь, сказал, что виной всему купленные нами багажные билеты. Дескать, если бы мы не предъявили их при посадке, то он просто пропустил бы нас в вагон вместе с велосипедами - не оставлять же их на улице. А с билетами только в багажный вагон.

Следующий день прошел стандартно для пассажиров плацкартного вагона.

6 [1280x768]
7 [1280x768]
21 марта. 1 день.

Около полудня прибыли в Северобайкальск. Когда выгружали велосипеды, встретились с начальником поезда, который заявил, что все проблемы у нас возникли из-за того, что багажные билеты мы купили на груз в 10 килограмм. Оказывается, надо было покупать билеты для багажа весом 20 килограмм, и все было бы хорошо. Вот интересно, что хорошо-то? Поезд бы дольше трех минут стоял, и проводники бы не издевались? Так или иначе, но вся проблема оказалась в десяти лишних килограммах.

На привокзальной площади собрали велосипеды и пообедали в вокзальном кафе. Обед обошелся в среднем 200 рублей на человека.

За железнодорожным вокзалом небольшой рынок, где можно купить сувениры, рыбу, саган-дайлю (разновидность багульника, использующаяся как тонизирующая добавка к чаю). Саган-дайлю можно купить и газетном киоске, причем даже дешевле, чем на рынке рядом - рублей 200 за пакетик.

От вокзала до Байкала всего несколько сотен метров. Делаем небольшой крюк и заезжаем на базу спасателей - встать на учет и узнать ледовую обстановку. На базе, пока наш руководитель заполняет документы, изучаем стенды с перечнем спасательных средств для проведения разного вида спасательных операций. Внимание Арсения привлекает предмет встречающийся в каждом списке  - мешки для трупов. Весело по этому поводу шутим и узнаем метеосводку на ближайшие дни. Нас ждет ясная погода. Спасатели желают нам удачи и пожимают руки.

На часах половина третьего. Спускаемся к Байкалу, до берега которого осталось меньше километра. И вот  на повороте открывается вид на огромное белое поле с силуэтом гор вдалеке. С мыслями "Вау!!!" несемся вниз по дороге, чтобы быстрее выйти на лед. Быстро выйти не получается - минут пятнадцать плутаем по проулкам и идем по берегу, срезая дорогу. На льду нас уже ждут знакомые спасатели в служебном  микроавтобусе - ребята забыли сделать коллективное фото, нужное им для отчетности. Фотографируемся и в очередной раз прощаемся. И вот мы катим по Льду Байкала!

Зимник Северобайкальск - Хакусы.
Зимник Северобайкальск - Хакусы.

Зимник, пересекающий озеро с запада на восток, хорошо накатан. Колея представлена голым льдом, снег с которого сдут автомобилями. По бокам от дороги кажущиеся бесконечными снежные поля. Зимник отмечен воткнутыми по бокам дороги елками, оставшимися с празднования Нового Года, что весьма кстати. Когда стоишь на дороге, проблем нет. А вот если отойти метров на десять, то зимник угадывается только по пожелтевшим елкам, торчащим  вдоль дороги.

Ехать по голому льду немного боязно из-за страха упасть и от осознания глубины многих метров глубины под тобой. Интересные ощущения усиливаются периодически возникающим треском льда, похожим на звук выстрела из пушки.

Как ни договаривались мы ехать в группе, не «лосить», не рвать и, соответственно, не потеть (зима вокруг все-таки),- с первого дня формируется наш неправильный порядок движения. Первым едет Борисыч, рядом с ним Арсений, потом я с руководителем. Ромка на фэтбайке вначале вырывается вперед к Борисычу, потом отваливается назад.

Арсений впереди падает и гнет рукоятку тормоза, после чего едет значительно медленнее.

В 17.30, незадолго до заката, мы пересекли Байкал поперек, выехав на северо-восточный берег вблизи Хакусов.

Хакусы – лечебный курорт, основанный в 50-х годах прошлого столетия. Название происходит от эвенкийского слова, означающего «горячий» или «жара». Водолечебница находится почти в километре от берега, в месте выхода источников.

Договорились о размещении в домике. 450 рублей с человека, и у нас есть первый этаж с печкой, водой во фляге и возможность бесплатного посещения купальни (при обычной цене за купание в 200 рублей). Пароль для бесплатного купания - "Мы геологи".

 

Хакусы

Купальни состоят из пяти - шести бассейнов, самый горячий из которых совмещен с раздевалкой и находится под крышей. Остальные бассейны под открытым небом, температура во всех разная.

Вокруг заснеженная тайга, над головой звездное небо, а мы по уши сидим в теплой воде и веселимся как дети!

Хакусы. Водолечебница.

На выходе прикупили в баре пивка по 60 рублей за бутылку. На ужин ребята взяли мороженого хариуса.

Время ближе к полуночи, за окном крепчает мороз.

Анимированный трек 1 дня https://www.relive.cc/view/996255378
22 марта. 2 день.

Утром за окном минус 25. Выехали в 9.30. К моменту старта выглянуло солнце, и температура поднялась на 10 градусов.

Невдалеке от нашего домика мы вышли на лед, вернее на пятисантиметровый слой снега, нашли слабо накатанную колею и поползли по ней со скоростью не больше 10 км в час. Спустя 5 километров вышли на дорогу вдоль восточного берега.

Вдоль восточного берега.

Показались первые торосы и куски льда, прозрачностью и размерами  напоминающие оконные стекла.

Торосы.
Торосы
15 [1280x768]
16 [1280x768]
17 [1280x768]
18 [1280x768]

Совсем забыл – сотовая связь, пропавшая после Северобайкальска и появившаяся в Хакусах, окончательно исчезла после того, как мы вышли на лед.

К полудню температура на солнце стала плюсовой. Впереди сверкали торосы, слева медленно, со скоростью 15-20 километров в час тянулась прибрежная горная гряда.

Перешли через нашу первую трещину - начинаясь от береговой линии, она пересекала дорогу поперек и уходила петлей в сторону далекого западного берега, исчезая в блестящих на солнце торосах. Перейти через эту трещину не составило никакого труда - всего-то сантиметров тридцать. Вода в ней уже покрылась слоем льда - судя по всему, лед треснул вчера-позавчера.

Первая трещина.

Проехали по дороге 30 километров. Стало ясно, что, двигаясь по накатанной колее дальше, мы все больше удаляемся от мыса Котельниковского, нашей сегодняшней цели. Решили свернуть на дорогу в сторону Байкальска, под острым углом уходившую вправо и назад. Дорога возвращала нас обратно.

20 [1280x768]

Испугавшись потери километров, мы свернули с накатанной до льда автомобильной колеи влево, в направлении Котельниковского. Дальше километры растянулись, а берега удались друг от друга - ровно такие ощущения я испытал, пешком таща велосипед по проваливающейся снежной корке.

Где же лед?
Байкальский хребет.

Мы шли и шли, а берег все не отдалялся. Наконец, показался,  и даже приблизился Байкальский хребет, возвышающийся над озером на западном берегу. А горы восточного берега стали чуть меньше и дальше.

Останавливаясь на короткие передышки, я ощущал себя песчинкой в пустыне - настолько бесконечным казалось белое безмолвие вокруг. Ощущение это усиливалось моим одиночеством - увлекшись фото-видеосъемкой, я сильно отстал от ребят. Отдыхая, я думал про 800 метров глубины, которую отделяло от меня 5 сантиметров снега и метр льда под ним.

23 [1280x768]

Пока мы ползли по снегу, солнце почти вплотную подобралось к горам на западном берегу. Это послужило сигналом к постановке лагеря. На часах было 5 вечера, к этому моменту мы прошли пешком 10 километров. Всего же километраж за день составил 44 километра.

24 [1280x768]
Между берегов.

Борисыч и Арсений довольно быстро установили свою палатку, закрепив ее на льду дюбелями вместо стандартных колышков. Дюбели вкручивались в просверленные ручной дрелью отверстия во льду.

С нашей, хоть и бызымянной, но зато с юбкой, палаткой все вышло сложнее. Купленные руководителем и испытанные им же ледобуры отказались вворачиваться в лед. Конечно же, Арсений поделился с нами дюбелями. Оттяжки мы закрепили за велосипеды.

Пока возились с палатками, Роман наколол лед и топил его в горелках – сегодня была его очередь готовить ужин.

Мокрую одежду я не снимал, стараясь по возможности высушить ее на себе, только поменял жесткие ботинки на полиуретановые теплые сапоги. И лишь когда зашло солнце, я накинул поверх почти высохшей ветровки пуховик. И все равно было холодно. После заката температура быстро снизилась до минус 17. Помогла горячая каша, прыжки и, конечно же, алкогольные напитки (хотя все знают, что польза от алкоголя на морозе сомнительна), по настоянию Борисыча, распиваемые через соломинку из лунки, выдолбленной во льду.

26 [1280x768]
27 [1280x768]
28 [1280x768]
29 [1280x768]
Закат. Байкальский хребет.

С наступлением темноты берега словно раздвинулись в стороны, скрывшись в дымке. Вокруг нас осталась лишь белая пустыня, переходящая в черно-синюю пустоту, мерцающую мириадами звезд. И тут проснулся Байкал. Сначала невдалеке как-будто выстрелили из пушки, а вслед за выстрелом глубоко подо льдом раздалось глухое и протяжное бульканье.

Уже в палатке, согревшись, я лежал на подложенном под спальный мешок пуховике и, засыпая, слушал, как стонет, трещит и булькает где-то совсем близко. Иногда звуки раздавались прямо под нами. Бодрствование и сон смешались.

анимированный трек 2 дня https://www.relive.cc/view/996445682

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Антон Гольдберг