Путешествие на велосипедах по Ярославской и Владимирской области с посещением городов Золотого кольца России
ст. Волга - Мышкин - Углич - Ростов - Переславль-Залесский - Юрьев-Польский - Суздаль - Владимир - Ковров

Участники похода: Алексей Мытарев (руководитель), Наталья Шведова, Алексей Ефремов, Сания Шкаброва, Евгений Носков, Владимир Петренко, Иван Андреев

День 1. Мышкин. На станцию Волга Ярославской ж.д. мы прибыли около двух часов ночи. Поезд здесь стоит одну минуту, поэтому к десанту подготовились заранее, предупредили проводницу, а она, видимо, своих коллег. Выстроившись цепочкой вдоль вагонов, они старательно мигали красными фонарями машинисту, пока мы с велосипедами и рюкзаками высыпались из вагона. На всю операцию ушло не более 30 секунд! Поезд еще постоял в раздумье, а потом оставил нас на платформе под одиноким фонарем возле небольшого деревянного здания вокзала. Ради любопытства заглянули внутрь – за жутко скрипучей дверью оказалось маленькое помещение зала ожидания с кассой. На улице было темно и тихо, лишь трещали цикады. Не теряя времени, начали сборку велосипедов в свете фонаря.

Ночью на ст. Волга

В начале четвертого утра, едва начало светать, отправились в путь, предварительно набрав воды в колонке возле переезда. Путь предстоял небольшой – до берега Волги недалеко от деревни Зиновская. Здесь мы собирались дождаться утра, а также нашего товарища Володю, который должен был подъехать немного позднее из Питера. Проехали километра полтора по пустынному шоссе, затянутому предутренним туманом, из которого вдруг навстречу вынырнул пьяный мужичок в какой-то (не успели разглядеть) форме, а потом свернули на проселок. Огромные лужи от края до края в начале дороги не помешали благополучно добраться до уютного песчаного пляжика с ивами. Мы сделали это даже раньше местных рыбаков! Вот они, наверно, удивились, когда прибыли на свои излюбленные места! Впрочем, мы друг другу совсем не помешали. С трудом набрав немного дров для костра, сварили завтрак, искупались. Чудесные виды рассвета за рекой, последние клочья тумана над водой, бесшумно проплывающие мимо большие теплоходы… Ура, поход начался!

Рассвет на Волге
Завтрак почти готов

Выехали около восьми часов утра. До Мышкина 20 км, дорога однообразная, рельеф довольно пологий, асфальт в меру убитый. Подъехали к Успенскому собору, зашли внутрь. За отдельную плату в 15 рублей можно подняться по витой лестнице на колокольню и осмотреть город и окрестности с высоты, что мы, разумеется, и сделали.

Вид с колокольни Успенского собора

Город Мышкин, естественно, вовсю эксплуатирует свой главный бренд, т.е. мышь. Мышиные сувениры продаются повсюду. А еще мышкари – именно так называются жители города – большие любители всякой старины. В городе целых два музея старинной техники, один из них (Клуб Экипаж) частный, а второй входит в комплекс Народный музей. Покупаешь один билет и бродишь по территории, где собраны в кучу деревянные здания (часовни, мастерские, бани и пр.), старые корабли, машины, сельхозтехника, сани, наличники, короче, все что нашлось…. За некоторые музеи надо платить отдельно – например, музей водочника Петра Смирнова (с дегустацией) и исторический музей. Цены невысокие. Слегка обалдев от такого количества старины и закупив продукты в магазине, мы отправились дальше, к парому. Остались неосмотренными Мышиные палаты, музей Мыши и Крест на месте основания города.

Сувенирная лавка
Клуб Экипаж
Клуб Экипаж. Знаменитая "Эмка"
В Народном музее
Ремесленная слободка

Паром через Волгу стартует каждый час строго по расписанию, на переправу ушло 15 минут. Билет для велосипедистов стоит 20 рублей.

На пароме
Вид на Мышкин с парома

На другом берегу мы рассчитывали пообедать, и, если повезет, еще раз искупаться. В лесу рядом с паромной переправой (по направлению к Угличу) заметили компании отдыхающих и отправились туда по грунтовой дороге вдоль берега. Довольно быстро обнаружили свободное место. Но едва расположились на обед, с другого берега надвинулись грозовые тучи, потом  подул такой сильный ветер, что стоявшая неподалеку на якоре баржа развернулась поперек реки. Едва успели натянуть тент, началась гроза с ливнем. Рассуждая о том, как хорошо, что она не застала нас на дороге, пили чай под тентом. Гроза пронеслась, выглянуло солнце. А у нас впереди еще 30 км! Поехали по этой же грунтовке (которая превратилась в грязное мокрое болото) вдоль берега дальше, и через пару километров с облегчением выбрались на асфальт.

Спасаемся от дождя

Следующая остановка в деревне Учма, где когда-то находился монастырь Кассианова пустынь, а сейчас на его месте, от которого после постройки водохранилища остался лишь небольшой островок, местные мастера построили часовню и воздвигли крест. Также они построили в селе деревянную церковь «в духе старых традиций деревянного зодчества». Но подойти к ней мы не смогли – двор охраняла огромная злая собака. Зато напротив обнаружился Музей русской деревни, о котором мы не знали (вот его сайт http://www.uchma.info/main.asp?dir=05_museum). Ворота были открыты, во дворе, кроме маленькой девочки, никого не было. Немного побродив по двору (как раз из него видна часовня на острове), отправились дальше. В деревне много старинных домов, украшенных деревянным кружевом. Много и современных, добротных (если не сказать, роскошных) усадеб.

Часовня на месте монастыря в Учме
Музей русской деревни в Учме

Ночевка у нас была запланирована перед Угличем, в местечке Игорев ручей. Были опасения, что и там грунтовая дорога может оказаться грязной. По пути заехали в деревню Васильки набрать воды, где местные жители подсказали, что остановиться можно перед Нестерово, там от основной дороги есть асфальтовое ответвление до берега Волги. Понятно, что место популярное, но мы надеялись, что в воскресенье вечером, да еще в плохую погоду много отдыхающих там не будет. Подъехав, обнаружили просторный берег, в отдалении были еще две-три компании, к счастью, не шумные. В общем, чтобы один раз переночевать, место вполне годится, хотя в выходные и в хорошую погоду, скорее всего, там все занято. С дровами напряженка, зато подход к воде хороший – купались и вечером, и утром. Волга здесь не широкая, на противоположном берегу – большой палаточный лагерь, откуда доносится музыка. Еще утром позабавило, как капитан проплывающей баржи отматерил рыбака в лодке, который не хотел уступать ему дорогу.

Проехали 53 км.

День 2. Углич. На сегодня у нас запланирован самый длинный переезд, поэтому выехали около восьми утра. Первая остановка в Угличе – в фирменном магазине Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия (ВНИИМС). Звучит, однако! Купили сыр, топленое масло, колбасу, творог, сметану. Еще нам сказали, что у них очень вкусный хлеб, но его пока не подвезли.

Золотое кольцо (Углич)

Потом отправились в Кремль. Вход на территорию бесплатный, на велосипеде ехать нельзя, но везти можно. Приковали наших коней к заборчику недалеко от кассы. Билеты продаются отдельно в разные здания, мы взяли билеты в Церковь царевича Димитрия «на крови», где находится колокол, который за «бунт» когда-то был сослан в Тобольск (а в 19 веке возвращен обратно), и в Княжеские палаты, служившие местом изгнания Марии Нагой, оставленной жены Ивана Грозного, и её сына царевича Димитрия (убийство которого в 1591 году произошло рядом с палатами и положило конец правлению Рюриковичей на Руси). Как известно, после этого на Руси начались Смутные времена.

Угличский Кремль
Памятник царевичу Димитрию
Княжеские палаты

В Угличе довольно много музеев, в том числе, музей гидроэнергетики, но он по случаю понедельника был закрыт, а на саму плотину мы посмотрели издалека.

Выехали по Ростовскому шоссе. Дорога довольно пустынная, машин мало. Начинает потихоньку появляться рельеф. Еще поразили здешние леса – огромные ели стоят сплошной стеной, а вокруг – болото.  Населенные пункты на этом участке дороги отдалены от трассы на 1-2 км. Продукты мы купили в Угличе, но воды на обед у нас запасено не было, рассчитывали набрать по дороге. Выручил родник, оборудованный у реки Чурсовка, не доезжая до деревни Хохлово (перед развилкой на Цибеево). Он находится на противоположной (левой) стороне дороги, спуститься к нему можно по деревянной лестнице. Немного отъехав от родника, увидели грунтовую своротку (тоже на левой стороне). Проехав по ней около километра, обнаружили стоянку с большим столом, предназначенную, видимо, для пикников. Здесь мы с комфортом пообедали.

Сладкий послеобеденный сон

Ночевка намечалась у реки Устье недалеко от Селища. Ушли с трассы, не доезжая деревни Шипино. По грунтовым дорогам доехали до леса у Селища, в центре которого расположен детский лагерь (разнообразные звуки из него разносились по всей округе). В этом лесу есть несколько оборудованных стоянок, но мы решили проехать ближе к реке. Река Устье, сильно петляя, протекает по заливным лугам с высокой травой, но нам посчастливилось найти хорошую стоянку со столом и уютным пляжиком. Вода в реке очень чистая, прозрачная, довольно ощутимое течение. За дровами пришлось ехать на велосипедах в соседний лес. Вечером небо пламенело всеми оттенками заката, это было просто феерическое зрелище.

У реки Устье
Вечерняя феерия
Пляжик на р. Устье

На этом длинный день завершился.

Проехали 84 км.

День 3. Борисоглебский. Ростов. Утром поехали в Селище по наезженной грунтовой дороге. Из поселка до Борисоглебского можно проехать на велосипеде прямо через луг, переехав реку Устье по мостику (для машин эта дорога и мостик не предназначены). Въехали в Борисоглебский по Устьинской улице и попали к автостанции. Рядом с ней находится памятник Иринарху Затворнику, который жил в Борисоглебском монастыре в конце 16 - начале 17 веков. «В тесной келье, скованный цепями и оковами, обвешанный крестами и укрощающий плоть железной палкой, он усердно трудился во славу Господа. Так он провел 38 лет. Обладал он даром предвидения и особенным бесстрашием: царю Василию Шуйскому он предсказал нападение поляков на Русь, а Сапеге, польскому гетману, скорую погибель, коли тот не уберется с земли русской. Предводителям народного ополчения, Минину и Пожарскому, он послал благословение на сражение и один из своих крестов. Духовный подвиг Иринарха был оценен современниками, к нему отовсюду шли за благословением, исцелением, чудом. Посмертно Иринарх Затворник был канонизирован и возведен в ранг почитаемых святых.»

Также нами были осмотрены памятники князю Дмитрию Пожарскому (в 1612 году Пожарский приезжал за благословением к Иринарху, чтобы возглавить народное ополчение) и иноку Борисоглебского монастыря, богатырю Александру Пересвету, чей поединок с Челубеем предшествовал Куликовской битве. Памятник работы – так и написано, с большой буквы –Знаменитого скульптора Зураба Церетели изображает узкоплечего коротконогого человека с «водопроводной трубой», как выразился Женя, в руках. Мы дружно пришли к заключению, что это просто издевательство над памятью великого человека.

Борисоглебский мужской монастырь был основан в 1363 год иноками Феодором и Павлом по указанию преподобного Сергия Радонежского. Сначала его строения были деревяными. Однако с 16 века началось масштабное строительство каменных сооружений. Оно проводилось по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича. До наших дней сохранились мощные крепостные стены, внушительные надвратные церкви. Монахи восстановили келью Иринарха, в монастырском храме проводятся службы. Мы стали свидетелями обряда, когда два монаха по очереди надевали на людей (и детей в том числе) «вериги» Иринарха, видимо, таким образом благословляя.

Сретенская надвратная церковь
Аллея, ведущая к келье Иринарха
Сергиевская надвратная церковь
"Паломницы"

После посещения монастыря отправились в Ростов. До него всего 20 км. Рассчитывали доехать быстро, но задержались на переезде перед городом, где долго стоял товарняк. В Ростове  сначала подъехали с Спасо-Яковлеву монастырю, где, как мы слышали, продают необыкновенно вкусный квас. Продавщица, хитро прищурившись, сообщила, что после кваса за руль садиться нельзя. Вот еще новость! Но, попробовав купленный напиток, поняли, что он действительно алкогольный. Веселые же эти монахи!

В Спасо-Яковлевом монастыре
Володя отведал кваску

Осмотрев территорию монастыря, поехали вдоль «набережной» озера Неро (пишу в кавычках, потому что она совершенно не благоустроена, просто грунтово-каменистая дорога да бурьян с обеих сторон) до Поклонного креста, а оттуда к знаменитому Ростовскому Кремлю. Его видел каждый человек в нашей стране, поскольку именно там снимались сцены фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Поклонный крест
Ростовский кремль "с тыла"

Нам очень повезло, что в Кремле работает племянница нашего димитровградского товарища, он ей позвонил и попросил встретить нас и все показать. Светлана оказалась очень милой женщиной, она выписала нам бесплатные билеты, показала, где поставить велосипеды, провела по кремлевским стенам и некоторым экспозициям, а потом распрощалась и сказала «гуляйте еще, где захотите». Мы сходили на выставку ростовской финифти и в Митрополичий сад (где можно на халяву поесть яблок и груш), после чего народ резко захотел обедать. В общем, мы еще заехали в «Ремесленную слободу» недалеко от Кремля, купили сувениров, а потом направились в сторону ж/д вокзала.

Ростовский кремль. Собирается дождь
Выступление певцов в старинной церкви. Божественно!
Ростовский кремль. Церковь Одигитрии
Сцена из фильма
Митрополичий сад
Халявные яблочки
На златом крыльце сидели...

Недалеко от вокзала находится кафе «Лукова слобода», где подают множество блюд из знаменитого ростовского лука, а на втором этаже устроен небольшой музей, где можно нарядиться в прикольные шляпы и пофоткаться с экспонатами музея. В кафе можно даже купить варенье и мармелад из лука, но мы не стали. Кормят вкусно, но дороговато.

Лукова слобода

Сегодня нам еще предстоял переезд на электричке до Переславля-Залесского. Путь длиной в 60 км по загруженной трассе проделывать не хотелось, тем более, тратить на это целый день. Электричка за 1 ч 20 мин довезла нас до ст. Берендеево. В принципе, можно было выйти и в Рязанцево, но мы собирались ехать по этой дороге на следующий день, поэтому для разнообразия выбрали Берендеево.

45_2
В электричке разместили велосипеды "питерским методом"

Прочухав 20 км по убитому асфальту и потратив еще время на небольшой велоремонт, мы приехали в Переславль около восьми часов вечера. Здесь у нас был забронирован домик.

Готовим ужин в цивильных условиях

Проехали (на велосипедах) 54 км.

День 4. Переславль-Залесский. Решение переночевать в Переславле в доме оказалось более чем дальновидным: ночью шел дождь, а стены сотрясал сильный ветер. Зато с утра засветило солнце, хотя ветер не прекратился. Выехали в сторону центра, и первым пунктом для посещения стал памятник Александру Невскому (который родился в Переславле в 1220 году и провел здесь свое детство) и отреставрированная белоснежная церковь (сейчас там платный музей).

У Александра Невского
На территории Кремля

Немного побродив по небольшой территории Кремля, где нам советовали посетить художественную выставку во Владимирском соборе (она еще была закрыта), отправились штурмовать земляные валы. Забрались по крутой тропинке наверх и поехали среди высоких зарослей бурьяна. Сверху видно реку Трубеж, лодочки у берега, проплыла симпатичная спортсменка на каноэ… Однако вал вскоре кончился, пришлось спускаться, а затем опять подниматься на следующий участок. В итоге решили поехать лучше вдоль реки. Место называется Рыбная слобода, это исторический район города, его еще называют «русской Венецией». Когда-то здесь жили рыбаки, а теперь район является очень дорогим и престижным и застроен шикарными коттеджами. Вдоль реки доехали до Плещеева озера. Лавочки на набережной возле церкви так и манили остановиться и посидеть в тишине. Мы не стали сопротивляться, расположились на одной из них и съели подаренную хозяином домика копченую ряпушку. Это было незабываемо: плеск волн, чайки, уточки, вкусная рыбка. Ммм…

Набережная Плещеева озера
Ряпушка, та самая
51_2

Однако культурная программа дня еще не была выполнена. Нас ждало Веськово, где находится музей-усадьба «Ботик Петра Первого».

«Впервые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Остановившись в Переславских монастырях: сначала в Никитском, а потом в Горицком, шестнадцатилетний отрок приступает к созданию «потешной флотилии». Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж. Обучали его строительству военных кораблей «по типу морских» голландские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс. К апрелю 1689 года «суды все, кроме большого корабля в отделке и удались все зело хороши» – писал Петр матушке. Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к «корабельной потехе». Теперь царский двор расположился на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу. К лету 1692 года на воду Переславского озера была спущена флотилия – около сотни кораблей, вооруженных артиллерией и укомплектованных экипажами. То был первый русский военный флот – предвестник будущего морского могущества России. Через год жажда настоящего морского простора уводит Петра в Архангельск, на Белое море, а переславские корабли остаются не у дел. Пожар 1783 года поставил окончательную точку в трагической судьбе петровской флотилии. Счастливая судьба выпала лишь на долю бота, пророчески названного «Фортуна».»

Мы осмотрели выставленный в отдельном здании ботик «Фортуна», а также небольшую территорию усадьбы, где наши ребята особо оценили установленные в отдалении образцы современных ракет (не знаю какого радиуса действия). В остальные здания не пошли, экономя время.

В музее Ботика

Но еще перед посещением Ботика мы заехали в Музей чайников, расположенный неподалеку. Небольшой деревянный домик вместил огромную коллекцию чайников, самоваров и различных аксессуаров для чаепития. Но самое приятное впечатление оставила девушка-экскурсовод. Увлеченно и весело, в форме вопросов-ответов, она за короткое время рассказала о большинстве экспонатов, вывалив на нас такой объем информации, что мы слегка ошалели. Это была самая интересная экскурсия из тех, что я когда-либо видела! В общем, очень и очень рекомендую посетить этот замечательный музей! При музее, кстати, неплохой магазинчик сувениров.

Музей чайников в Веськово

Теперь нам снова предстояло проехать весь Переславль в обратном направлении. Промышленные окраины тянулись и тянулись, нужно было внимательно следить, чтобы не пропустить нужный поворот. Выбравшись, наконец, из города, пересекли трассу и направились по дороге в сторону станции Рязанцево. Такого ужасного асфальта, как на этой дороге, я не видела давно – просто яма на яме! Каким-то даже издевательством смотрелась группа рабочих, которые на одном из участков красили бордюр и обновляли разметку пешеходного перехода. Не успела об этом подумать, как проколола колесо (к слову сказать, это был вообще единственный прокол за весь поход).

После Рязанцево свернули на второстепенную дорогу в направлении села Будовское. Ситуация сразу поменялась – отличный асфальт, мало машин. В самом Будовском, где мы затаривались водой на вечер, тротуары (!) шире и качественнее, чем у нас в городе. Асфальт проложен до села Горки (их тут называют Горки Ленинские, потому что там бывал Ильич), а потом идет хорошая грунтовка до Петрищево. Здесь мы проехали по плотине на другой берег реки Шаха (точнее, пруда), а поднявшись на горку и обогнув небольшой лесок, выехали в широко поле. Здесь надо упомянуть, что погода в этот день была неустойчивой, солнечные периоды сменялись кратковременными дождями с грозой. Вот и сейчас черная туча на горизонте, погромыхивая, недвусмысленно двигалась в нашу сторону. А здешние глинистые дороги в сырую погоду становятся совершенно непроходимыми. Поэтому поторопились пересечь поле, въехали в следующий лесок, и тут пошел очередной дождь. Не задерживаясь, выскочили из леса и увидели огромную, во все небо, радугу!

Трое и радуга

Заорав от восторга, понеслись по полю, да еще под горку, забыв в очередной раз свериться с картой. Однако через некоторое время озадаченный командир увидел на экране навигатора, что мы уехали вообще в другую сторону (а должны были снова приблизиться к реке Шахе, где встать на ночевку). Внизу виднелись домики деревни (по навигатору определили, что Ворогово). Решили подъехать и разузнать дорогу у местных, поскольку завтра все равно ехать в ту сторону, на Юрьев-Польский. Заехали прямо во двор крайнего дома, поскольку забора там не было (зато весь двор утопал в цветах). Старушка-божий одуванчик объяснила, что из их деревни на дорогу на Юрьев-Польский не попасть, но сказала, что мы можем проехать по другой дороге по краю леса, не очень хорошей, но зато ближе, чем вдоль Шахи. Не буду описывать, как по грязной скользкой дороге с лужами мы пробирались через лес. В итоге встали на ночевку на опушке леса среди молодых сосенок. Место оказалось шикарным – на возвышенности, палатки поставили на мягком ковре из опавших иголок. Небо прояснилось, вечером показались звезды. А самое главное, в отличие от предыдущих стоянок, здесь была полная тишина, как будто никакой цивилизации вообще не существовало!

Лесная дорога
Подходим к месту ночевки

Проехали 62 км.

День 5. Юрьев-Польский. Утром, проехав еще немного по полям по более-менее наезженной дороге, оказались на асфальте недалеко от села Горки (Богдановские, не путать с Ленинскими!). Через 20 км показался Юрьев-Польский. Кстати, к Польше он никакого отношения не имеет, а название получил от слова «ополье», т.е. стоящий в полях. Здесь нас интересовал, прежде всего, Георгиевский собор. Построенный местным князем Святославом (сыном Всеволода Большое гнездо) в 1230 году и перестроенный (после обрушения) в 15 веке московским зодчим Ермолиным, собор является уникальным в своем роде произведением искусства. Он был покрыт сверху донизу белокаменной резьбой (правда, после реставрации резьба осталась на трех стенах). Горельефы, кроме ангелов и библейских сюжетов, изображают львов с человечьими лицами, сказочных птиц, грифонов, кентавров и других нетипичных для русских земель существ.

Георгиевский собор

Говорят, что если сможешь среди резьбы найти изображение слона, то можно смело загадывать желание, и оно непременно сбудется. Но, даже зная подсказку, мы сами не смогли его отыскать. Хорошо, что подошла группа с экскурсоводом, которая показала точку, откуда видно слоника (Подсказка: надо отойти от входа в собор метров на 10. Слон находится над воротами слева, и он довольно мелкий). Слоник, надо сказать, весьма специфичен: с заячьими ушами и медвежьими ногами. Экскурсовод объяснила, что так представили зодчие невиданного зверя по описанию «…с большими ногами и длинными ушами». Очень понравились росписи внутри собора. Они были выполнены позднее, в 17 веке.

Ищем слоника
Слоник

Потом мы отправились в находящийся рядом Михайло-Архангельский монастырь, который Святослав Всеволодович основал в 13 веке. На его территории музей, но все же там живут несколько монахов. Посмотрели экспозицию, посвященную Багратиону (недалеко, в селе Сима, он лечился от ран, а потом умер). А еще, по традиции, поднялись на колокольню.

63_2
Вид на Михайло-Архангельский монастырь с городских валов
Михайло-Архангельский монастырь
Вид с колокольни

На этом культурную программу в Юрьеве-Польском завершили, пора было подумать об обеде. После ритуального посещения магазина выехали из города и пообедали в лесопосадке. Сегодня тепло, погода радует солнышком. Это очень кстати, потому что после Леднево мы опять сошли с асфальта и направились в сторону деревни Красная горка. Тут мы заправились водой и, сообразив, что у нас осталось мало хлеба, хотели заскочить в магазин. Но, оказалось, магазин довольно далеко. Пока ждали гонцов, пообщались с местным населением. Нам сообщили, что окрестные села обезлюдели, работы нет, всё плохо… Однако все поля вокруг были засеяны. Следующее село Богородское действительно выглядело безлюдным, но, проезжая через Дубенки, были приятно удивлены красивой церковью, да и дома выглядели совсем не бедными.

Планировали встать на ночевку в лесу за Дубенками. Привлекала также близость пруда, куда можно было сходить искупаться перед сном. Но на деле оказалось, что дорога от пруда к лесу имеет неслабый подъем. Да и сам пруд не показался привлекательным в плане купания. Поэтому решили проехать подальше, тем более, время было еще достаточно раннее. Лес, на карте такой симпатичный, стоял глухой непроходимой стеной. Примерно через 1,5 км мы выехали на поле. С горы уже был виден поселок Богдановского рыбопитомника, куда нам ехать завтра. Несколько комбайнов убирали урожай и заканчивать работу не собирались. После продолжительных поисков приемлемого для ночлега места (сгоняли даже до реки Столовки – бесполезно, лес везде очень густой и темный, а земля в нем изрыта кабанами) мы вернулись немного назад и остановили свой выбор на молодом сосняке слева от дороги. Дров здесь было достаточно, а между деревьями проникали лучи заходящего уже солнца. Чего уж там, отличное место! А купаться будем завтра в Нерли.

70_2
Яблоня на краю леса
Утро на "Сониной" стоянке

Проехали около 60 км.

День 6. Суздаль. Наутро по хорошо наезженной грунтовке спустились до поселка, оттуда – асфальт на Шихобалово. Потом порядка 12 км по грунтовкам до Гавриловского. Сначала по хорошей дороге да под небольшой уклон удавалось держать скорость 30 км/ч. Потом вдруг начался участок «зубодробилки» – проехал трактор после дождя, а дальше снова отличная дорога. В Гавриловском зашли в магазин, купили продуктов на обед. Особенно хороши молочные продукты (творог, сметана, йогурт) местного производства.

Небольшой брод перед поселком рыбопитомника, где желающие смогли искупаться, а не желающие  - промочили ноги

За Гавриловским вышли на основную трассу. Грунтовый участок позволил не только отдохнуть от машин, но и немного сократил путь. Хотя в затяжную дождливую погоду туда, думаю, лучше не соваться. Пообедали в посадке перед Суздалем, чуток вздремнули по обычаю, и вперед – за очередной порцией прекрасного. Первым пунктом заранее намеченного маршрута был Покровский женский монастырь. Объехали вокруг забора с красивыми белоснежными постройками за ним, внутрь заходить не стали.

Суздаль. Покровский монастырь

Проехали по живописному деревянному мостику через реку Каменку, откуда открывается вид на мощные стены Спасо-Евфимиевого монастыря.

Вид на реку Каменку и мостик от стен Спасо-Евфимиевого монастыря

Посещение монастыря оставило очень хорошие впечатления. Красивый колокольный звон, всюду цветы… Посетили экспозиции «Суздальская тюрьма» и «Золотая кладовая», осмотрели родовую усыпальницу Пожарских, зашли в Спасо-Преображенский собор  (снаружи он выглядит лучше, чем внутри, где идет реставрация), прогулялись по монастырским стенам, отведали медовухи в павильончике у входа…. Пора ехать дальше.

Спасо-Евфимиев монастырь. Главный вход
Тюрьма
Внутри Спасо-Преображенского собора
Спасо-Евфимиев монастырь. Сувенирная лавка
Спасо-Евфимиев монастырь. Аптекарский огород

Следующая остановка – Ризоположенский монастырь, где за 100 руб. можно подняться на самое высокое здание Суздаля – колокольню. По ходу движения по лестнице можно познакомиться с небольшой экспозицией, посвященной колоколам. Вид с колокольни захватывает – видно весь город и окрестности.

Вид с колокольни Ризоположенского монастыря

Проехав еще немного по старинной улочке, попадаем в Гостиный двор. Многочисленные прилавки с сувенирами решили оставить на потом, а пока отправились в Кремль. Суровая тетенька на входе не разрешила пройти на территорию с велосипедами, поэтому разделились на две группы. Надо сказать, ничего такого особенного суздальский кремль не представляет, а толпы китайских туристов, пасущихся на газоне и беспрерывно фотографирующих друг друга, создают какую-то суматошную атмосферу.

Вернулись в торговые ряды, купили медовухи на вечер (от разных производителей), петушков на палочке –  символ Суздаля. Еще один из здешних символов – огурец. Продают варенье из огурцов, но купить его решился только один из участников похода.

Петушок - символ Суздаля

Выехали из Суздаля в направлении на Кидекшу. В середине 12 века здесь располагалась резиденция Юрия Долгорукого – древняя столица Ростово-Суздальского княжества. После смерти князя Кидекша утратила свое значение. Сын Долгорукого Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше была возведена при правлении Юрия Долгорукого и датируется 1152 годом. До наших дней она дошла в отреставрированном виде. Рядом находится колокольня, построенная в 18 веке.

За Кидекшей пересекли мост через реку Нерль, а почти сразу за мостом, справа, съехали на лесную дорогу. Проехав по дороге, попадаешь в сосновый лес на берегу Нерли, который является популярным местом отдыха. Мы это имели в виду, а учитывая, что сегодня пятница, конец рабочей недели, решили отъехать подальше. Нашли шикарную ровную поляну в лесу. На соседней поляне уже находился другой лагерь, весь увешанный огромными полотнами психоделического содержания. Обитатели лагеря назвались художниками и сообщили, что скоро уезжают. Мы успокоились (как позднее выяснилось, зря), поставили лагерь, сходили искупались, приготовили ужин… Когда уже сидели за столом, отметили, как по дороге мимо одна за другой проехали несколько машин… Часы пробили полночь (или около того). «Художники» врубили музыку неопознанного нами стиля и вечер начался…. Было очень громко и сразу понятно, что поделать с этим ничего нельзя. Встреча с цивилизацией, блин! Была еще слабая надежда, что через пару часов они угомонятся. Но нет… Часа в три утра наша палатка не выдержала – собрали в рюкзак коврики и спальники, сели на велосипеды и уехали назад по дороге на замеченную вчера лесную поляну, где и проспали остаток ночи. Остальные мужественно терпели это безобразие до утра. Утром, к слову, музыка все еще играла, хотя громкость немного убавили.

Закат на Нерли
Лагерь "художников"

Проехали около 50 км.

День 7. Боголюбово и Владимир. Утреннее купание в чистой прозрачной воде Нерли быстро вернуло к жизни. А еще у нас сегодня праздник – очередной день рождения Алексея Ефремова. Именинник бодр и весел, несмотря на ночные испытания. Скромное шоу, устроенное в его честь, конечно, не могло тягаться по фееричности с давешним разгулом соседей, но, кажется, Алексей остался доволен. А впереди еще целый чудесный день, жаль только, что это последний день похода.

Утро
Утренние паутинки
Поздравляем именинника

Полевыми дорогами, от села к селу, продвигались мы в сторону Боголюбово. Особенно приятным оказался участок от Порецкого до Ославского, где мы поехали вдоль реки. Сделали остановку на тенистом бережке, пообедали, снова искупались, в очередной раз удивляясь, какая она прозрачная и быстрая, эта знаменитая Нерль!

Обед на берегу Нерли

Нерль

В Боголюбово мы собирались посетить известный храм Покрова на Нерли, который даже занесен в список ЮНЕСКО. Храм был построен по указанию Андрея Боголюбского после того, как были побеждены булгары. Победа была приписана покровительству Богородицы. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери. По некоторым данным, этот храм, построенный в 1165 году, является первым из посвященных празднику Покрова. Зодчие старались передать устремление ввысь, к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строении (множество вертикальных линий, небольшой наклон стен вовнутрь).

Чтобы попасть к храму, надо пересечь железнодорожные пути. Указывалось, что для этого существует переход, но то, что это высокий мост со ступеньками, оказалось сюрпризом, разумеется, неприятным. Правда, там есть лифт, но он не работал. Тащить велосипеды с рюкзаками по ступенькам совсем не хотелось. Выручила Соня, сказав, что посидит здесь с вещами. А мы отправились к храму пешком (это около километра по выложенной камнем дорожке), по которой в обоих направлениях шло множество людей. Наверно, можно было оставить только рюкзаки и проехать налегке, но, думаю, впечатлений было бы меньше.

Храм Покрова-на-Нерли

Оставшиеся 10 км до Владимира приятными назвать никак нельзя – огромное количество несущихся машин, жара, пыль… Нам еще повезло, что крайнюю полосу в это время ремонтировали, и часть пути мы ехали по ней одни. Наконец добрались до забронированного заранее хостела с обещающим названием «Вау!» в центре Владимира (но на очень тихой улице!), где приветливая администратор Рита разрешила нам поставить велосипеды в подсобном помещении. Быстро приняв душ, отправились бродить по городу. Все музеи уже закрылись, но мы не слишком расстроились (хотя изначально планировали посетить «Музей иллюзий и наук Да Винчи»). Сходили в величественный Успенский собор (очень впечатляет!), осмотрели окрестности с высоты смотровой площадки и памятник князю Владимиру и святителю Феодору неподалеку. Сегодня суббота, на улицах много народа, особенно китайцев. Наши чрезмерно загорелые и небритые (у некоторых) физиономии, наверно, выделялись на общем фоне, но никто на нас внимания не обращал. Потом прошли по Большой Московской до Золотых ворот. На этом знакомство с Владимиром решили закончить.

Хостел Вау
Возле хостела
Владимир. Успенский собор
Памятник Владимиру и святителю Федору
Золотые ворота

В хостеле большая кухня, есть длинный стол как раз на нашу компанию. Дружно приготовили праздничный ужин, еще раз поздравили нашего именинника, а потом отправились спать в «Общий 10-местный номер для мужчин и женщин» с двухэтажными кроватями и китайцем, не говорящем ни на каком языке, кроме китайского.

Проехали 60 км.

День 8. Ковров. Отъезд. До Коврова (где останавливается наш поезд С-Петербург-Уфа) решили доехать на электричке. Есть возможность также проехать на «Ласточке», это в три раза быстрее и во столько же дороже. «Жаба» победила, поэтому поехали на дополнительной электричке в 9.15 (которая ходит только по выходным). Велосипеды разобрали и упаковали на вокзале во Владимире, хотя можно было и в Коврове. Попрощались с Володей (у него поезд ближе к вечеру), который помог нам погрузиться. Народу в электричке, вопреки опасениям, оказалось немного.

В Коврове, сваливши вещи в кучу возле скамейки в стороне от перрона, сходили сначала в кассу за багажными билетами на велосипеды, а потом отправились небольшими группами побродить по городу (до поезда было еще три часа). Ковров произвел интересное впечатление: как будто советский период истории здесь еще не закончился. Осмотрели памятник знаменитому оружейнику Василию Алексеевичу Дегтяреву в сквере и парк отдыха. Все очень «чистенько, но бедненько», совсем нет цветов, неработающий фонтан явно 50-х годов постройки, хорошо, хоть трава подстрижена. Ребята еще случайно забрели в музей-квартиру Дегтярева и были весьма впечатлены тем, как скромно жил этот в высшей степени заслуженный человек.

Ждем поезд в Коврове
Памятник Дегтяреву
Ковров. Памятник Дегтяреву

Приятным сюрпризом оказалось то, что наш поезд стоит в Коврове полчаса (а думали, одну минуту, как в противоположную сторону). Поэтому спокойно погрузились, даже обедать начали до того, как поезд тронулся.

Рискну предложить вниманию читателей некоторые выводы из нашего путешествия:

1) Места здесь обжитые, поэтому блага цивилизации в виде магазинов доступны практически повсеместно.

2) Общедоступные колонки и колодцы есть не в каждой деревне, иногда приходилось просить набрать воды у местных жителей, в чем нам ни разу не отказали. Кроме того, не всегда деревни расположены прямо у трассы, бывает, что в стороне, а тратить время и силы на «крюк» все-таки жалко.

3) В сырую погоду лучше даже не соваться на грунтовые дороги, особенно во Владимирской области. В районе Волги все-таки почва преимущественно песчаная, хотя в первый день по проселку мы проехали с трудом.

4) Надо быть готовым к тому, что хорошие места для стоянок у воды обжиты отдыхающими с машинами, а совсем «диких» мест мало. Типичная картина вдоль дороги – глухая стена леса с высоченными деревьями, а перед ней – болото. Да еще кругом высокая трава, на которой по утрам выпадает обильная роса. А еще здесь очень красивые туманы по утрам и вечерам.

5) Ожидали, что будет много комаров, но их, на удивление, было очень мало. Не могу сказать, всегда здесь так или нам просто повезло приехать в «бескомарный» период.

6) По поводу достопримечательностей.... Были готовы к тому, что везде будет много экскурсантов, но если приезжать с утра пораньше, народу совсем немного, иногда мы вообще были одни. Цены в «государственных» музеях небольшие, обычно 60-70 рублей, льготы только студентам и детям. Пенсионерам скидки были в двух-трех местах, процентов на 30 от полной цены. Пенсы (которых в нашей группе больше половины) были несколько разочарованы этим фактом. Зато студент Иван гордо проходил практически везде со скидкой. Немного раздражали толпы китайцев в Суздале и Владимире, где мы оказывались уже после обеда.

7) Общее впечатление от общения с русской стариной и русской природой осталось благоприятное. По крайней мере, хотя бы один раз здесь стоит побывать. Хотелось бы когда-нибудь еще сюда вернуться и посетить Кострому, Плес…