Кизимен-вулкан на Камчатке,расположенный на расстоянии 265 км от П-Камчатского,который "спал" с 1928 года,а 1 января 2011 пепел от данного вулкана дошел до г.П-Камчатского и г.Елизово. с 1 по 13 сентября 2011 группа из 10 человек прошла по маршруту:П-Камчатский-п.Лазо-Тумрокские источники-влк.Кизимен-р.Лиственичная-р.Сторож-влк.Высокий-р.Комарова-Сторожевские источники-пер.Иульт-р.Большой Иульт-Тумрокские источники-Кипелые источники- кордон Ипуин-п.Лазо-БТТИ-П-Камчатский

Мы выбираем путь,идем к своей мечте..

Тригапункт-начало пути Тригапункт-начало пути
Наша команда Наша команда
Мы начинаем путь Мы начинаем путь
Кизимен Кизимен
Ручей Поперечный Ручей Поперечный
Лапа медведя на поверхности селя Лапа медведя на поверхности селя
Подпруженное озеро в долине ручья Поперечного Подпруженное озеро в долине ручья Поперечного
Тумрокские источники Тумрокские источники
Нарзан Нарзан
Озеро Озеро
Мост Л.Щапина Мост Л.Щапина
Вулкан Кизимен,северный склон Вулкан Кизимен,северный склон
Новое зеленое озеро,вид с места стоянки Новое зеленое озеро,вид с места стоянки
Наша стоянка Наша стоянка
Ключевская группа вулканов Ключевская группа вулканов
Справа озеро Теплякова,слева новое озеро (Максимовой) Справа озеро Теплякова,слева новое озеро (Максимовой)
Лавовые потоки вулкана Кизимен Лавовые потоки вулкана Кизимен
Огненное шоу Огненное шоу
Кроноцкое озеро Кроноцкое озеро
Влк.Кроноцкий,справа Кроноцкое озеро Влк.Кроноцкий,справа Кроноцкое озеро
Поля возгонов Поля возгонов
Сель Сель
Долина ручья Поперечного после схода селя Долина ручья Поперечного после схода селя
Озеро Максимовой,в нем купались Озеро Максимовой,в нем купались
В данном месте согласно карты должен быть р.Поперечный В данном месте согласно карты должен быть р.Поперечный
Пирокластический поток Пирокластический поток
Незабываемое зрелище Незабываемое зрелище
Пирокластический поток набирает силу Пирокластический поток набирает силу
Поток все ближе Поток все ближе
По пути на р.Лиственичная,уходим от влк.Кизимен По пути на р.Лиственичная,уходим от влк.Кизимен
Долина р.Лиственичная Долина р.Лиственичная
Кордон Соколиный Кордон Соколиный
Гора Сокол Гора Сокол
Влк.Конради Влк.Конради
Поэтому р.Лиственичная Поэтому р.Лиственичная
Мы выбираем путь Мы выбираем путь
Гамченский хребет Гамченский хребет
Идем в перевал Идем в перевал
Идем в перевал,крайние правые 2 холма в горной цепи-влк Комарова Идем в перевал,крайние правые 2 холма в горной цепи-влк Комарова
Наш гуру Наш гуру
Скалы на перевале Скалы на перевале
К вулкану Высокий К вулкану Высокий
На вершине влк.Высокий На вершине влк.Высокий
Вид с вулкана Высокий,на переднем плане-конус Малый с озером Вид с вулкана Высокий,на переднем плане-конус Малый с озером
Вулкан Кизимен,на переднем плане скалы влк.Конради Вулкан Кизимен,на переднем плане скалы влк.Конради
Фумаролы в кальдере вулкана Комарова Фумаролы в кальдере вулкана Комарова
Вход в грот Вход в грот
Начало пути по гроту Начало пути по гроту
Это надо видеть Это надо видеть
Без слов Без слов
На выходе из грота На выходе из грота
Покидаем долину р.Комарова Покидаем долину р.Комарова
По верхам идти хорошо По верхам идти хорошо
Приближаемся к Сторожевским источникам Приближаемся к Сторожевским источникам
Сторожевские горячие источники Сторожевские горячие источники
Р.Сторож,слева вдали пороги Р.Сторож,слева вдали пороги
Долина р.Сторож,на заднем плане Тумрокский хребет Долина р.Сторож,на заднем плане Тумрокский хребет
Красота,одиночество,беззащитность Красота,одиночество,беззащитность
Пороги,на которых как в фильме BBC прыгает рыба Пороги,на которых как в фильме BBC прыгает рыба
Вулкан Кизимен со стороны Кипелых источников Вулкан Кизимен со стороны Кипелых источников
День первый,31августа 2011года.

Наша группа из 10 человек под руководством Дмитрия Петровского отправилась в п.Лазо,откуда начинался  наш путь к вулкану Кизимен.Все участники уже ходили с Дмитрием.Его походы не назовешь легкими, скорее спортивные,может и категорийные.Половину года он проводит в лесу.Когда Кизимен в 2010 стал проявлять активность,возникла идея отправиться к данному  вулкану.Интерес был настолько велик, что Дмитрий отменил поход на Срединный хребет и был запланирован этот поход.
Я полгода мечтала о данном вулкане."Вулкан извергается,сошел сель,пепловые выбросы на несколько километров вверх,там опасно, гиганту присвоен оранжевый авиационный цветовой код,предупреждающий об опасности."Зимняя фотка,когда пепел превратил день в ночь,будоражила воображение. Остроту ощущениям придавала неизвестность.Возникали вопросы о безопасности. Форумчане на камчатском сайте вообще не поверили в этот поход, "обозвав" весь маршрут "перлы" в описаниях туров от "ведущих" компаний,"недобросовестные" программы.Так хотелось им ответить,так было обидно за самого Дмитрия,который допуская где-то неточности в названиях,описаниях ,считая все это второстепенным,в том числе и мнение о его походе,давал  повод таким вот "путешественникам по страницам инета" стебаться.
Поздно вечером,переправившись через реку Камчатка, испытав укусы комаров, прибыли в гостевой домик легендарной на Камчатке личности-Красильникова Юрия Александровича.Почему легендарной? Да потому что наверное его знают все,кто когда-нибудь путешествовал по Кроноцкому заповеднику,да и не  только.
Поздний ужин,и спать.Кто-то еще бордствует.

День второй,1 сентября 2011.Утром наc ждала автомашина  повышенной проходимости,на которой едем в сторону хребта Асхачный увал.При выезде из деревни любуемся Ключевской группой вулканов.Далее дорога,нудная,утомительная.Наконец точка нашего старта.На сопочке стоит тригапункт.Мой навигатор отметил координаты.(N55.21.945 , E160.17.104)
Сойдя с дороги,выходишь на тропу,которая идет до самих Тумрокских горячих источников.На Увале есть домик.(N 55.18.481,E 160.19.235) Серьезная преграда-река Левая Щапина.Через нее есть подвесной мост.(N 55.15.573, E 160.22.678)Частично посередине он был разрушен,но уже  кто-то положил бревно и все прошло без осложнений.После переправы через мост сразу сделали ужин, и далее уже двигались в надвигающихся сумерках и затем в темноте.При подходе в ночи к Тумрокским источникам стали видны лавовые небольшие свечения с вулкана,потоками их нельзя было назвать.Слишком громко.При подходе к Тумрокским источникам переходили какие-то речки,болотца,так как все происходило в ночи,и через неделю все повторилось,то я не могу ответить,где же расположены эти источники?:) Приди туда вновь без проводника,наверное долго буду искать источники по навигатору:) Координаты источников:N 55.12.296,E 160.23.922.На Тумрокских источниках отличная база охотничьего общества "Ипуин".Деревянные домики,настилы,дорожки,обустроенные ванны,беседки.Ванны различной температуры.А какой там теплый нарзан!Сверху оборудована беседка,висит кружечка,после купания садишься на лавочку,черпаешь водичку,пьешь,смотришь на выбивающиеся из земли пузырьки и приходишь в состояние умиротворения,наверное,можно сидеть часами.Только эти мелкие твари-мошкара немного нарушают твой покой.Обычно на данную базу летает компания "Белкамтур",но из-за извержения вулкана и пепловых выбросов,летом 2011 года сюда не летал никто и мы были одни,не считая смотрителя.
Ночью шел дождь,не хотелось думать о завтрашнем дне.

День третий,2 сентября 2011.Утром было солнце и очень тепло! Как летом! Увидели  вблизи верхушку вулкана Кизимен,от которой шел шлейф облачности и газов. На базе вулканологи установили камеру слежения за вулканом,чтобы информацию передавать в режиме он-лайн. Вообщем,знакомство с базой днем,неторопливые сборы,купание,релакс,и уже после обеда в путь!Еще часть вещей осталась здесь на базе.Были мучительные размышления,что взять из обуви.В итоге опыт показал,что нужны крепкие трекинговые средней высоты ботинки или .... обычные резиновые сапоги со стельками, в которых в советское время копали картошку и ходили в походы:)если конечно вы уже проверяли,что можете в них ходить.Лиза великолепно прошагала в них,правда форсируя реки и ручейки   без помощи Димы она бы обязательно  набрала воды,а так с его помощью  была самая сухая:),в части ног конечно же:) Кроссовки  здесь не нужны,так как веточки всевозможной растительности,камни,пепел,песок будут стремиться попасть к вам в кроссовок.Интересно  было наблюдать,как ботинки (известные  между прочим бренды) уже в середине похода начинали "трещать"по швам,отклеивались носки,появлялись дырки. Вообщем,берите КРЕПКИЕ ботинки,гамаши,ну и сандалии для брода рек.
От Тумрокских источников  по тропе дошли до ручья  Поперечного, по которому зимой 2010-2011 года из-за таяния снега от извержения вулкана Кизимен сошел сель. Сель заполнил русло ручья,но вода пробила путь,образовав каньончики,провалы.Издали селевой поток похож на снежник,и только подойдя ближе,видишь,что это не снег.Поверхность как бетон.Сгоревшие деревья,засыпанные деревья,вода с привкусом.Кое-где поверхность дымится,сначала не веришь в происходящее,думаешь,что это обман зрения,что ветер поднимает пепел в воздух,начинаешь щупать поверхность,но чем дальше вверх,тем больше таких "дымящихся" поверхностей,пока ты явно не видишь выходы фумарол.Пройдя уже 3/4 пути вверх по р.Поперечному,видим,что сель,перегородив правый приток,образовал подпруженное озеро голубого цвета, как в Долине Гейзеров.Чувствуем себя первооткрывателями.Удивительное рядом на каждом шагу.К вулкану вышли в сумерках, все было засыпано селем,не верилось,что как говорил Дима,здесь была растительность.Дул ветер,закат красный,как в преисподней.Поставили палатки.А потом....пытались заснять это огненное шоу на вулкане.Реальность была не такой пугающей,как рисовалось в городе.Нормально дышалось.Лавовые потоки,скорее это каменные,пирокластические потоки,были не такими сильными,как рисовало воображение до этого.Но впечатляюще! Лично на меня сам вулкан и особенно события,произошедшие на следующий день,оказали такое сильное впечатление,что в последующем уже все воспринималось не так ярко,не так остро, как-то обыденно и без восторженности.Слишком много впечатлений было на следующий день.По-моему в эту ночь был сильный ветер,могу ошибаться,дуги слабенькие,их погнуло.Дима держал  стенки плечами, в соседней палатке этим занимался по-моему Гриша,ну не важно.Все благополучно доспали до утра.

день четвертый,3  сентября 2011. Утром Алексей убежал к вулкану снимать фото,видео.Мы тоже решили "прогуляться" налегке. Взбираться на вулкан никто не собирался,с него сходили каменные потоки,днем не видно было,что они раскаленные,но было понятно,что они именно "горячие",ведь ночью в этом мы удостоверились.В месте,где мы остановились на ночлег, сель образовал очередное озеро зеленого цвета,которого не было на карте.Уважаемые топографы,нужно срочно вносить изменения в карты! Ведь на них,кроме озера Теплякова,других озер по ручью Поперечному нет. А мы насчитали 2 новых озера возле вулкана ну и плюс подпруженное ниже по течению! Ниже озера Теплякова,где река делала петлю,образовалось новое озеро,полностью перегороженное селем,которое по размерам больше озера Теплякова.Назвали его озером Максимовой в честь нашей участницы Танюшки. В данном месте ручей  Поперечный исчезает! Подходя к вулкану стали ощущать землетрясения,"дрожание земли".Землетрясения были очень частыми.На севере открывался обалденный вид на Ключевскую группу вулканов,а на юге стоял Кроноцкий вулкан.Озеро Теплякова и вновь образовавшееся озеро (Максимовой) завершали великолепие  картины.Какие-то банальные слова пишу,как будто реклама какого-нибудь сайта.Не могу найти подходящих фраз.Наверное,ради этих минут и стоит тащить рюкзак.Когда ты именно в момент происходящего понимаешь,что ты счастлив.Остановись мгновение,ты прекрасно!

Закрываю глаза и вспоминаю ощущения.Фотографируемся,решаем подняться чуть выше, " вон на ту полочку".Путь опасный,идем по пути схода камней.Это наше коллективное решение затем сами же и охарактеризуем "придурки года".Мы недооценили  опасность, слишком было спокойно и тихо.
Тишина вдруг нарушилась.С вершины пошли камни и пирокластические потоки.Огромные булыжники летели ,подпрыгивали и разлетались  в воздухе  с такой легкостью и скоростью ,как будто мячики в пинг-понге.Потоки камней,пепла,газов,горячего воздуха через небольшие промежутки сходили с вершины.Как зачарованные смотрели на эти приближающиеся пепловые клубы,которые с огромной скоростью проносились вниз.Мы успели пересечь опасное место и наблюдали это,находясь в безопасности.Такие минуты остаются в памяти на всю жизнь.Мощь стихии потрясла и оставила неизгладимый след.Это было самое сильное впечатление,перекрывшее все остальные.
Возвращались другим путем,гораздо ниже,куда потоки не доходили.Решили пообедать,а потом сходить на берег нового озера Максимовой:) разведать,что там происходит,так как сверху было видно-на берегу активная фумарольная деятельность.Была надежда-а вдруг откроем новый  гейзер?:) Открыть гейзер нам не удалось,но тоже было очень интересно:огромные  фумарольные поля,отложнения серы, и все это не отмечено ни в одной карте и нигде не описано.Интересно, до нас кто-нибудь здесь был?Медведь точно был:)Борис,Дима,Гриша,Алексей,Полина,Танюшка нырнули в ледяную воду озера.Сказали,что классно.Не знаю,не пробовала:)Погода стала  явно портиться.Вечером пошел дождь.Отважные Борис,Танюшка и Александра пошли там еще чего-то снимать возле вулкана, а остальные бай.Ветер стал усиливаться,завывать,порывы били в стенку.Я думала "интересно,выдержат ли дуги?"С этим вопросом и спала.

день пятый,4 сентября 2011
 Дуги выдержали.Танюшка и Борис утром обнаружили,что брошенные ими в ночи под тент мембранная куртка и плащ улетели в неизвестном направлении.Точнее известном:)Восточном.В  том же направлении искали котелок,крышку от котелка и другое имущество.К радости все нашлось.В воздухе была какая-то взвесь капель и кислоты.Немного щипало глаза.Нужно уходить.И так нам слишко много вулкан открыл и показал.Покидаем нашу стоянку.Прощай вулкан,интересно,доведется ли когда-нибудь побывать здесь?
Спустились к реке и пошли на перевал,наш дальнейший путь на реку Лиственичную и далее кордон Соколиный.С утра дождя не было,шли в тумане,немного поплутали вверху,с перевала ушли в другую долину.(вот уж точно,несколько метров вверху оборачиваются несколькими километрами внизу).Были вознаграждены встречей с горными баранами.Они на нас так снисходительно взирали сверху,пока мы опять плелись  вверх в нужный перевал.Потом вниз по какому-то там распадку и ручью к реке Лиственичной. Погода не очень.То разрывы,то дождь,то жарко,то холодно,в мембране жарко,сняв  мембранные штаны,потом об этом сильно пожалела,так как внизу в кустах все намокло,стал моросить дождь,стало холодно и тоскливо.Ненавижу кусты,кочки,траву,воду,как хорошо на лыжах весной.Поднимала настроение музыка от  плейера,который мне "пожертвовала" Танюшка.Спасибо ей еще раз.Наконец по кочкам,траве,кустам дотащились до кордона "Соколиный".Заключительным аккордом перед попаданием в дом было болотце,думаю,что его можно было обойти,но наш главнокомандующий Дмитрий со своим девизом "чем хуже,тем лучше"  шел напролом,а мы за ним.Дом разваливается,крыша в дырках,спасает чердачное перекрытие,печка еще не развалилась и топит.Был обнаружен журнал с записями.На улице к ночи дождь перестал,но ветер был такой сильный,что посбивал всю воду с кустов и утром не было росы,несмотря на звездную холодную ночь.

День шестой,5 сентября 2011.Утро было солнечное,небо глубокое и синее,чувствовалось,что уже осень.Виды вокруг из-за осенних желто-красных-зеленых красок потрясающие.Солнышко быстро нагрело воздух и подняло настроение.Идем вокруг вулкана Конради,обходя его с северной стороны и уходя сначала на юг а потом на восток,так как нам нужно на вулкан Комарова,что рядом с Гамченом.Казалось бы иди и иди,вроде сухо,кусты обходимы и проходимы.Видно,что вся поверхность усыпана пеплом.После каждого шага взметалось облачко пыли.Но потом пошли кусты голубики и кочковатая поверхность.Приходится высоко поднимать ноги и вышагивать.У меня личная неприязнь к такой поверхности.В 2009 году на реке Кедровая вот на такой кочке я подвернула ногу,которая полгода затем просто болела ,и еще полгода напоминала о себе.И я опять в коротких ботинках! Тащусь где-то в конце ,впрочем не оставаясь самой последней. Открывается Кроноцкий вулкан.Его снежная шапка все ближе и ближе,правда основание закрыто сопками.Все кусты в голубике.Едим ее как медведи. Идем медленно( по Диминым подсчетам). Дима забрал у Полины весь ее рюкзак. На востоке стала хорошо вырисовываться  горная цепь,Гамчен хорошо отличим,а где же вулкан Комарова.Ау! Как оказалось,в группе было 3 навигатора и ни одной карты.(в последний момент я бросила карту на стол )А в жпс,именно так,было 4  кратеообразных  вершины, а название   то не обозначены.И какая  из четырех верхушек наша?:) Урок на будущее-не просто смотреть в карту или на фотки в книжке,пытаясь соотнести горизонтали и реальные картинки,но и запоминать что-нибудь:))К вечеру стали уходить в горы.Это так здорово! Кочки исчезли! Встали на ночевку возле речки,вдоль которой завтра идти в перевал.

день седьмой,6 сентября 2011 года .Идем в перевал,решили,что поднявшись на плато,оценим обстановку на месте и там определимся,какая же вершина наша:)Перевал несложный,мы с Гришей ушли вправо по снежнику,а остальные шли левее,по фоткам там положе, перевал  переходит в обширную кальдеру, в которой цепью выросли  новые конусы.Мне чем-то  напомнило Горелый вулкан.Прямо перед нами высился правильный конус.Ассоциация с  конусом Авачинского,только склоны не красного цвета,а черного. В кальдере справа  активно работали мощные фумаролы.Решили,что вот этот самый высокий и красивый конус и есть вулкан Комарова.Впоследствии оказалось,что это был вулкан Высокий(Колхозный).Так как вдоль основания этого вулкана брала начало р.Комарова и нам надо было уходить вниз,решили бросить рюкзаки возле подножия,подняться на конус,спуститься, а затем выйти  к фумарольным полям и вернуться к рюкзакам.Мы находились с западной стороны конуса Высокий.Здесь подножие покрыто ледником.Может конечно это и не ледник,а снежник,но мы шли по льду.Думаю,если бы лед не был покрыт частично наносами земли,то мы бы забуксовали и не поднялись
 бы выше,где начиналась земля.Склоны крутые,подниматься было не очень комфортно.Склон сложен лавами и туфами,изрыт распадками и рытвинами.Камни не устойчивы.Но все-таки мы довольно быстро забрались. Внизу в кратерной воронке было небольшое озерцо. На противоположной стороне  кромки  кратера виднелся тригапунк-высшая точка конуса Высокий,но мы туде не пошли.Считая,что забрались на вулкан Комарова,были радостно-возбужденные.Видны были все вулканы.Пыхтел Кизимен вдали.Ключевская группа вулканов не очень впечатляла,так как из-за большого расстояния горы казались мелкими.Рядом с нами был еще один конус, а за ним борт кальдеры с двумя конусами наверху,откуда начинались лавовые потоки.Если бы мы только  знали,что вот эти "развалины" со  сдвоенными конусами и есть вулкан Комарова.Хотя ,если подумать,то  конус Высокий имеет большую абсолютную высоту,и хотя мы не пошли на эту высшую точку,не стали обходить кратер,то все равно смогли все увидеть с высоты птичьего полета. Я думаю,что  Дмитрий осенью 2012 года взойдет на вулкан Комарова и достигнет своей цели:)Затем быстро спустились вниз и стали обходить с восточной стороны стоявший прямо перед нами конус. Дмитрий потащил всех наверх.Я  с Гришей не полезли и ушли к фумарольным полям,куда затем пришли и остальные.Когда сейчас стала писать этот отчет,то возник вопрос,и как же название этого конуса,что расположился между Высоким и вулканом Комарова.Еще в сентябре,прийдя из похода, листая книгу "Действующие вулканы Камчатки" и рассматривая фотографии и подписи к ним,посчитала,что этот конус  называется вулканом Пийпа,о чем и заявила Диме. Но! Внимательно прочитав  Владимира Семенова и книгу А.Н.Сметанина и Н.Т.Демидова " Возникновение Камчатки и ее природа" понимаю,что это не  вулкан Пийпа. Если я правильно поняла из книги Семенова,что этот конус называется "Малым".Хотя может это и не важно.
У подножия вулкана Комарова  интенсивная фумарольная деятельность, кипит грязь черного цвета, как в кратере вулкана Мутновский.Пофотографировавшись,идем по кальдере вниз в сторону  истоков реки Комарова,где брошены рюкзаки.  Когда еще стали подниматься на вулкан Высокий,то   видели,что ниже наших рюкзаков река Комарова  в леднике образовала огромный грот.Дмитрий решил пройти таким же путем,как течет река : под ледником! Скажу честно-мне очень не понравилась его идея.И как же потом были благодарны ему за то,что он выбрал этот путь.Зайдя во внутрь, ахали от восторга.Солнце просвечивало ледовые своды,они были цвета морской волны.Я думаю,данный грот можно смело отнести к памятнику природы,но вот только насколько долговечно сие творение природы?Здесь бессмысленны слова,но даже фото  и видео не передает масштабности и красоты этого чуда.Мы прошли этот грот насквозь.Далее недолго двигались вниз по реке,а затем стали уходить вправо по ходу нашего движения,наметив еще наверху нитку движения.Нам идти на Сторожевские горячие источники.  Вылезли наверх из долины и двигались по верхам.Увидели  медведя,но он был небольшой,далековато и быстро удрал вверх.Дойти в этот день до Сторожевских источников не удалось.Уже в глубоких сумерках дошли до первого ручья и встали на ночевку.

день восьмой,7 сентября 2011.Погода была отличной,шли недолго,часа 2-3.Сначала  по кустам,а потом вышли на тропу,которая идет вдоль реки Сторож по правому берегу  до самих источников.Шлось хорошо,легко.День был  знаменован 2 встречами с медведями.Встреча первая: выйдя из-за поворота реки, видим в удалении метров  в 300-х медведя,который шел от реки вверх.Дима до  этого выдал нам всем фальш,так как в этом году медведи из-за недостатка корма агрессивные,выходили к людям,были человеческие жертвы.Увидев медведя,скомандовал,чтоб все достали фальши. А медведь,увидев нас, и видимо,приняв за стадо оленей,с крейсерской скоростью,понесся к нам.Сейчас смешно, мы пытались залезть на небольшую лиственницу.Я помню,что у меня не поднималась задница вверх,так и висела,зацепившись ногами и руками, как дичь для костра.Лиза скромно стояла возле дерева, как сказал Дима" Лиза,что ты там в очередь встала:)"Остановил медведя наш дикий ор,он изменил траекторию и ушел выше в кусты,стал обходить сзади.Но хоть уже не бежал. Может он и не ушел,лежал где-нибудь в кустах,мы постарались быстренько уйти.Вторая встреча была уже непосредственно перед самими домиками на Сторожевских источниках.Медведь был так близко , возле тропы,смотрел на нас и никуда не хотел уходить.Медленно-медленно, поводя головой,стоял на пригорке.Как сказал Дима,пытался унюхать.Наконец,видимо учуял,и рванул вверх.Вот они домики и источники.Место обалденное.Есть места,куда хочется вернуться.Это одно из таких.Как сказал Борис,сидя вечером за столом на улице и созерцая окрестные горы,иногда он завидует медведям,они видят такую красоту.День удался.Гриша наловил на порогах рыбу и был праздник живота.Тазик с рыбой.Ягода.Источники.Мы наконец-то отмылись.Теплый день,краски осени.А у меня перед глазами лиственница на фоне пронзительно голубого неба.Вот этим днем для меня как-то закончился поход.Он конечно же продолжался.Но я была как-то заполнена впечатлениями и увиденной красотой,не знаю,эмоционально опустошена,больше не впитывалось ничего и дальше тащилась по инерции.Вечером все тусовались возле стола.Дима даже испек лепешки с ягодой.Все ели и ели.Какая жареная рыба!М-М-М.

день девятый,8 сентября 2011.Выглянув утром на улицу,стало понятно-погода портится.Пополз туман,все стало затягивать.Дима сразу определил,что тащит с  океана,поэтому погоды не будет.А нам идти в перевал.Вчерашняя безмятежность и солнечная картинка сменилась угрюмостью,сыростью.Нам надо было сразу переходить реку Сторож на левый берег.Река сильная ,даже в сентябре течение быстрое.Не буду описывать,как мы ее переходили,пусть останется между участниками.Начал моросить периодически дождь.Здесь по пути в перевал произошла еще одна встреча с тремя медведями. Такие  три "шкафчика" вынырнули из кустов.Я рванула вперед, как сказал Дима "кто-то наложил в штаны".Ну а дальше вверх на перевал Иульт.Из-за погоды мы не пошли дальше в горы на водораздел  реки Средний Иульт, а ушли в долину реки Большой Иульт.Тащились по кустам вдоль реки.Перед нами прошли лошади и часть пути было идти более-менее нормально,но потом...прыгали по речке то на один берег,то на другой.Холодно,все мокрое.Уже перед тропой,уходя от реки,полезли вверх по веткам кедрового стланника.Помню,что я материлась,когда ветка зацепилась за шнурок гамаши,а последний растягиваясь,не давал пролезть вверх.Брожение по речке в этот день достало! Была бы еще погода,может все воспринималось бы по-другому.А так все мокрое,холодное.Вышли на тропу,пошлось легче и быстрее.Опять в ночи шли на Тумрокские, бродили речки.Уставшие,наконец-то пришли.Настроение-ноль,наш шеф Дмитрий злой.Вот такой был день,нудный,тяжелый и никакой:) (мнение только автора:))

день десятый,9 сентября 2011 года.Уже чувствовалась осень,много сброшенной листвы.Переход на Кипелые источники.Шли по тропе целый день.Вроде как 25 км,но точно не помню.Погода была сухая,солнечная.Вставали на обед,был грибной суп.Кизимен открывался с другой стороны.Дошли до источников и плюхнулись купаться.Боже,какие источники!Я бы осталась там пожить на несколько неделек!Купаться,читать книжки и задуматься о смысле бытия.Поверхность бассейна покрыта пузырями-это со дна выходит углекислый газ.Через яму перекинута палка,а к ней подвязаны качельки.Сидишь как в джакузи,струи массируют твое тело.Повиснешь на качельках и сидишь часами.Температура близка к температуре тела. Блаженство и счастье.Картину завершала висящая полная луна.Вообщем балдеж.Есть еще здесь же недалеко от домика замечательный нарзан.

день одиннадцатый,10 сентября 2011 года.
Идем на кордон Ипуин,откуда нас заберет машина.Идти недалеко.Дима с утра со всеми пошли на другой берег р.Левая Щапина,где находилась вторая лужа источников.Там выходы сильнее.Пришли довольные.Шли по дороге,стал моросить дождь. Дошли до  домиков охотобщества Ипуин.Нас уже ждали.Водители поделились своими   бутербродами.Надо сказать,что мы нагло съели их запасы.Сало,свежий хлеб,пирожки.Каждый наверное думал :"вот сейчас угощусь маленьким кусочком и оставлю водителю,в итоге все жадно за 5 минут  оставили только крошки.:)Как саранча прошлась по столу.Здесь увидели топографические карты,стали смотреть маршрут и сразу поняли: вулкан Комарова был очень рядом,мы ходили возле его подножия,но залезли на конус Высокий.Ну и ладно.Дальше в путь,п.Лазо.

день двенадцатый и тринадцатый ,11-12 сентября  2011 года. Едем в сторону БТТИ(Большое Трещинное Толбачинское Извержение). Для меня слишком тяжело .Мой  искривленный позвоночник сжимается от всяких ухабов.С нами поехал Юрий Александрович Красильников.Погоды не было.Холод, на шлаковых конусах и Плоском Толбачике,куда планировали восхождение,выпал снег.На конусах снег таял,а на Толбачике уже лег основательно.Приехали под навес рядом с БТТИ,как правильно называется точка-не знаю.Приехали уже к вечеру,успели только сходить на близлежащий конус. Кругом шлак,мертвый лес,сюрреалистическая картинка.И постоянный холод!
На следующий день 12 сентября ездили на Южный прорыв и Северные  прорывы. Последние произвели большее впечатление:неостывшая магма,разноцветная поверхность.Погода не баловала,все вулканы были затянуты,видны были подножия.Толком окружающие просторы не увидели.Очень жаль!УТанюшки 11 сентября ,а у Ивана 12 сентября были дни рождения.Съели за  здоровье сладенькое.

день тринадцатый,13 сентября 2011.Возвращение сначала в п.Лазо,а затем  уже ночью 14 сентября  в город Елизово и П-Камчатский.Поход в целом удался.Все задачи за редким исключением(не пошли на озеро Долгое,никто за исключением Дмитрия не изъявил желание туда идти) выполнены.На Тумрокские и Кипелые источники я бы с огромным удовольствием вернулась,но только весной,где-нибудь в марте.Может это и есть новая мечта?Главная трудность-это конечно отдаленность.Далеко и очень дорого из-за транспорта.Но сюда стоит прийти. На Кизимене  в голове витала мысль " я бы хотела,чтоб мне хватило  здоровья вернуться сюда лет так  через..." Пока мы мечтаем,все осуществимо.