Пешком по Башкирии

Идет загрузка карты ...
Село Гумарово – село Бискужа - р.Бухарча - село Каипово - р. Кишкильдя – р.Куруил – с. Яныбаево – с.Верхнее Мамбетшино - р.Куруил – р.Казанбулак - хр. Дзяу - Тюбе – р. Куруил – Каракусюк - р. Мал. Дергаиш – с. Малоарслангулово – р. Сакмара – г. Кабан-Турай ( 373м ) – р. Сюзя – с.Новосакмарск – с.Новокурск – с.Гумарово – г.Кувандык.
 
Справочные сведения
Тема: Подробное описание

1.Расчет категории сложности маршрута (КС):

КС = ЛП + ПП - (Г х А х К) = 39+15 - (6 х 0,2 х 1,19) = 54 – 1,4 = 52,6

Г – географический показатель района похода (Южный Урал – 6 баллов)
А – коэффициент автономности (маршрут проходит через два и более населенных пункта – 0,2)
К = 1+?H/12 – коэффициент перепада высот, где ?H – суммарный перепад высот на активной части маршрута (?H = 2,3 км)
График перепада высот
305-225=80
460-300=160
452-380=75
400-320=80
380-280=100
280-245=35
400-280=120
460-340=120
450-420=30
600-390=210
606-360=246
560-320=240
580-260=320
360-250=110
375-230=145
360-270=90
380-265=115
280-225=55
?H = 80+160+75+80+100+35+120+120+30+210+246+240+
320+110+145+90+115+55 = 2331
К = 1+2,3/12 = 1+0,19 = 1,19

Согласно «Методике категорирования пешеходного маршрута» («Русский турист», вып.7 – М: ТССР.2001), в соответствии с протяженностью (160 км) и набранным количеством баллов (52,6) данный маршрут соответствует II (второй) категории сложности.


2.Адрес хранения отчета.

Департамент по физической культуре, спорту и туризму администрации Оренбургской области. 460000 г. Оренбург, проспект Парковый 1, тел. 77-05-53.

3.Поход рассмотрен ОМКК Департамента по физической культуре, спорту и туризму администрации Оренбургской области.
Содержание отчета

Фото 1. Фото 1.
Фото 2. Фото 2.
Фото 3. Фото 3.
Фото 4. Фото 4.
Фото 5. Фото 5.
Фото 6. Фото 6.
Фото 7. Фото 7.
Фото 8. Фото 8.
Фото 9. Фото 9.
Фото 10. Фото 10.
Фото 11. Фото 11.
Фото 12. Фото 12.
Фото 13. Фото 13.
Фото 14. Фото 14.
Фото 15. Фото 15.
Фото 16. Фото 16.
Фото 17. Фото 17.
1. Общая смысловая идея похода, его необычность, уникальность, новизна.

Главная задача похода – повышение туристского мастерства и совершенствование навыков у участников, которые они получили в предыдущие походы. Работники образования многих сельских районов и городов области, занимающиеся туризмом, уже имеют опыт проведения пеших походов выходного дня, а также участия в пеших походах первой и второй категорий сложности. Кувандыкская команда как раз и относилась к числу опытных. Места, где проходил маршрут похода, были знакомы практически всем членам группы. С одной стороны это во многом упрощало задачу, но с другой – имело и свои минусы - с точки зрения «чистоты» прохождения всей дистанции, управляемости команды в составе одной большой группы.
Необычность и уникальность похода как раз и состояла в том, что впервые по этому маршруту прошла столь многочисленная группа туристов из различных районов Оренбуржья. По одному маршруту шли как бывалые, так и новички. «Зубры» со стажем делились опытом со своими коллегами и в то же время воспринимали то новое, что несли новички в своей практике. Отношения между командами с первого дня сложились весьма доброжелательными, несмотря на препятствия, погодные условия, которые вместе им приходилось преодолевать и переживать. Все очень терпимо относились к недостаткам в организации, неизбежно сопутствующим при прохождении маршрута многочисленной группой, условно разбитой на команды со своими лидерами и руководителями.
Так как туристский опыт у основной части группы был не достаточно высок, то главной целью похода было отработка и закрепление практических навыков в организации быта, питания в полевых условиях, ориентировании по компасу и карте, а также по местным предметам, правил движения в походе, техники преодоления препятствий.
Кроме того, были поставлены и другие цели: исследование туристских возможностей района (варианты подходов к интересным местам и памятникам природы, возможность пополнения продуктов на маршруте, знакомство с местным населением), повышение технического и тактического мастерства участников похода и их физической подготовленности.
Команда из Кувандыкского района намеревавшаяся принять участие в соревнованиях «Золотой колос Оренбуржья» в мае и в областном слете работников образования в сентябре решила серьезно подготовиться к предстоящим состязаниям. Многие решились на поход не только, и не столько из практических соображений, сколько для себя – еще раз испытать свои волевые качества, пообщаться в большой дружной когорте единомышленников, обменяться опытом, построить планы на предстоящее лето и будущие походы. Поэтому энтузиазма и причин не сидеть дома оказалось предостаточно.

2. Варианты подъезда и отъезда.
Маршрут является кольцевым с начальной и конечной точками в селе Гумарово Кувандыкского района, что в 4 километрах от железнодорожной станции Кувандык. Это очень удобно в отношении подъезда и отъезда. Кроме того, из областного центра сюда регулярно курсирует маршрутная «Газель».

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
Аварийные выходы с маршрута можно произвести практически из любой точки маршрута, так как маршрут проходит или недалеко от населенных пунктов, или поблизости от хорошо обозначенных на карте и местности дорог. Единственный проблемный участок – северная точка маршрута в районе устьев рек Куруил, Казанбулак и Вазям. Однако и там можно довольно быстро выйти в близлежащие села Биштиряк,Уразбаево, Акъюлово (см. картографический материал), двигаясь по лесным дорогам.


II. Техническое описание прохождения группой маршрута.

День первый 27 апреля
Время выхода на маршрут 14.00 ч.
Вышли из Гумарово по проселочной дороге (см фото 1) в направлении села Бискужа (см фото 2). Пройдя в северо-западном направлении около шести километров, пересекли речку Бискужа по мосту. По дороге, плавно поворачивая на северо-запад и плавно набирая высоту, прошли еще восемь километров. Свернули с дороги в северо-восточном направлении, прошли по вершине холма и начали крутой, в 50 градусов спуск по склону горы (см фото 3)со среднепроходимым лесом. Дождь и сильный ветер заставили нас раньше запланированного времени устраиваться на ночлег - в 1,5 километрах от села Каипово. Как выяснилось, наши коллеги из других групп понесли потери – в пути от основной группы отстали 7 человек. Поскольку, как мы знали, у них не было с собой карты и компаса, было принято решение начать поисково- спасательные работы. Из числа наименее уставших туристов-спортсменов различных команд сформировалось две группы: А.Анохин, Т.Нуждин (Кувандыкская ком.), В.Порохов (Первомайская ком.) отправились по пройденному маршруту в обратном направлении, а Р.Самакаев (Оренбургская ком.), С.Исиналиев (Первомайская ком.) вышли в разведку к селу Каипово. Выбранная тактика вполне оправдала себя – четверых потерявшихся забрала первая группа поисковиков в двух – трех километрах от места предполагаемого ночлега, а вторая группа обнаружила остальных троих, которые добрались до села. Отбой в лагере в 22.00. (16 км.)


День второй, 28 апреля.
Время выхода на маршрут: 09.00.
Вдоль ручья через полтора километра вышли к левому берегу речки Бухарча. Переправились всей группой по наведенной переправе – по бревну с шестом (см фото 4). Дойдя до деревни, встретили группу туристов из города Оренбурга и продолжили движение по проселочной дороге в северном направлении. Дорога постепенно набирает высоту, огибая небольшие по крутизне вершины. Свернув с дороги в восточном направлении, поднимаемся на высоту 452,8. С высоты холма ориентируемся, и по его вершине движемся в северо-западном направлении, ориентируясь по видимому летнику и ручью – левому притоку реки Кишкильдя. Выходим за пределы Оренбургской области в Башкирию. Спускаемся по крутому в 45-50 градусов склону в долину и по невспаханному полю выходим на оставленную нами дорогу в сторону урочища Георгиевский. Через 11 километров пути от места последней ночевки пересекли речку Кишкильдя в районе села Нижнее Мамбетшино. Продолжая движение по вершинам холмов с незначительным (до 100 метров) перепадом высот, обогнули с восточной стороны пос. Калининский. Через шесть километров вышли на гредерную дорогу между пос. Калининский и с. Яныбаево. Направились в сторону села Яныбаево по левому берегу реки Куруил через легкопроходимый пойменный лес. Через 4 километра показалось село. Сделали снимки (см. фото 5) и вышли за деревню по дороге, ведущей в Идельбаково. Начал падать снег, температура воздуха резко снизилась до отрицательных значений. Возле ручья в 1,5 километрах от села встали на ночлег (фото 6). Отбой в лагере в 23.00. (23 км.)


День третий, 29 апреля.
Время выхода на маршрут: 09.15.
Порывистый ветер, метель.
По проселочной дороге в северо-восточном направлении выдвинулись к селу Верхнее Мамбетшино, куда дошли через 6 километров. Степная дорога направила нас на север, где пришлось пересечь 7 мелких весенних ручьев (фото 8). В пойменной части реки Куруил идти оказалось не совсем удобным, поскольку проселочная дорога, по большей части петляла, заставляя нас то и дело идти по ней вброд через Куруил, и, к тому же, была залита водой под нетолстой коркой наледи и снега. По этой причине, чтобы окончательно не намочить ноги, пришлось набирать высоту, траверсируя левобережные склоны и преодолевая вершины холмов с небольшим, около 120 метров, перепадом высот. Погода резко ухудшалась. Шел снег, дул порывистый сильный ветер. Переправившись через Куруил вброд, продолжили движение на северо-запад по проселочной дороге, но вскоре свернули на запад – к реке Казанбулак, траверсируя склоны со среднепроходимым лесом. По межгорьям продвигались вдоль реки в поисках места для ночлега, чтобы укрыться от ветра. Этот путь от с. Верх. Мамбетшино у нас составил 21 километр. Остановились на ночлег в районе устья р. Казанбулак.
Пока дежурные готовили ужин и кормили людей, сделали вечернюю разведку. Снежный покров в долине составлял 10-15 см. быстро смеркалось. Вышли к устью реки Казанбулак, поднялись на вершину холма, поросшего мелким кустарником, к проселочной дороге, по направлению к селу Уразбаево. Определились с планами на утро и вернулись в лагерь по своим же следам. (27 км.)


День четвертый, 30 апреля.
Время выхода на маршрут: 09.00.
Всей группой вышли к истокам ручья Кзанбулак (фото 9). По среднепроходимому заснеженному лесу, поднялись на вершину хребта Дзяу – Тюбе и вышли на проселочную дорогу в четырех километрах от места ночной стоянки (фото 10). Пошли в юго-восточном направлении к истоку реки Куруил по заснеженной дороге, где и оказались через 6 километров. Перепад высот составлял около 150 метров. Продолжили движение по проселочной дороге по левобережью Куруила в южном направлении по вершинам хребта. Прошли отметку 606,1 м., 597,6 м. Пройдя шестнадцать километров, по дороге и распадку с легкопроходимым лесом спустились к безымянному талому ручью, который впадает в Куруил. На левом его берегу имеются остатки заброшенного села Каракусюк. Ручей в этом месте достаточно широкий и как мы убедились, глубокий в месте брода – один из наших товарищей, потеряв равновесие на переправе, свалился в воду – вода по грудь. Переодели его и встали на ночевку. Отбой в лагере в 23.00. (26 км.)


День пятый, 1 мая.
Время выхода на маршрут: 09.00.
Выходим на проселочную дорогу, которая ведет нас на восток - к хребту Дзяу-Тюбе. Через 2 километра поднимаемся на вершину 559,2, причем берем ее прямо «в лоб». Набор высоты – больше 120 метров. По распадку со среднепроходимым заснеженным лесом через 8 километров спустились к истокам реки Мал.Дергаиш. Значительно потеплело. Снег сошел быстро - за полдня. По труднопроходимому лесу двигались 2 километра и вышли на лесную дорогу Верх.Мамбетшино – Малоарслангулово. Дорога лежит преимущественно по вершинам холмов с перепадами высот от 100 до 120 метров. По ней прошли 6 километров на север и 6 – на восток по заповеднику «Шайтан-Тау». (См. фото 11). С хребта Дзяу-Тюбе с высоты 576,6 м. по этой проселочной дороге спустились к селу Малоарслангулово с правого берега Сакмары. В 2 километрах от моста через речку Вазям, южнее с. Малоарслангулово, встали на ночевку. Отбой в лагере в 23.00. (26 км.)


День шестой, 2 мая.
Время выхода на маршрут: 09.00.
Идем правым берегом Реки Сакмары по легкопроходимому лесу, преодолевая ручьи, старицы, (фото12) топкие места напротив села Большеабишево (фото 13). Перепады высот до 100 метров, но стараемся идти вдоль берега и попадаем на прижимы, которые преодолеваем, траверсируя крутые, до 50 градусов, склоны (фото15). Проходим подножие горы Караман (496,7 м). Здесь есть ручей с очень вкусной водой. За базой отдыха заходим за склон горы и находим прекрасное место для ночлега – с террасами и пологими спусками к ручью. Встаем на ночлег. Сегодня прошли 24 километра. Это первая относительно теплая ночевка.


День седьмой, 3 мая.
Время выхода на маршрут: 09.30.
Вышли по распадку вдоль пересыхающего ручья к подножью горы Кабан-Турай. Начали восхождение на высоту 373 метра по склону 45-50 градусов, густо заросшему высокой чилигой. Прошли 1 километр. Сфотографировались на вершине (см.фото 16). Стараясь не терять высоту, прошли еще 4 километра по среднепроходимому лесу до проселочной дороги между высотой 536,3 и рекой Сакмарой. Свернув с дороги на юго-запад, обошли глубокий скальный разлом с севера и оказались на склоне 60-70 градусов (см фото 17), после чего начали траверз по среднепроходиму лесу на голый склон, поросший травой. Через полтора километра спустились к ручью Сюзя (см фото 18). Вдоль ручья 5 километров шли по долине с легкопроходимым лесом, несколько раз переправляясь через ручей. Вышли в пойменную зону реки Сакмара, оказавшись между рекой и отрогами хребта Дзяу-Тюбе. Там прошли по проселочной дороге 2 километра и решили миновать прижим между Сакмарой и горой Шайтан (404,4м), обойдя прижим между горой Метряс (377,6 м) и горой Шайтан (404,4 м) (см фото 19). Снова набираем высоту, пересекая крутые склоны и глубокие впадины, направляясь к намеченному разлому хребта. Перепад высоты 100 – 150 метров. Затем, по крутому склону 60 градусов спускаемся в последний раз с хребта Дзяу-Тюбе к талому ручью. Обед. Перешли ручей, оказались на полевой дороге (1,5 км), ведущую к с.Новосакмарск. По касательной к селу ушли по южной дороге в сторону летника вдоль холмов, оставляя слева пойменную зону Сакмары. Через 5 километров вошли в лес в межгорье. Перепад высоты составил около 120 метров. Через 2 километра вышли к с.Новокурск. Показались окрестности г.Кувандыка. Вдоль холмов по полевой дороге и лугам, покрытым прошлогодней сухой травой вышли к с.Гумарово (см фото 20). Ручей, с которого начинался наш маршрут, пересох, поэтому финишировать на последнюю ночевку пришлось у берега Сакмары. Обогнув село с запада, мы и поставили палатки. (23 км.)


2. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1. В случае большого и даже среднего значения паводков потенциально опасно преодоление рек Бухарча, Куруил, Каркабар, Сюзя. Глубина рек может достигнуть 3 метров, ширина – до 10, при скорости течения 2 – 3 метра в секунду, что делает невозможной переправу вброд. Наведение любого вида переправ еще более опасно. Из опыта походов других групп по этому региону в предшествующие годы, руководители предусматривали и использовали не по одному запасному варианту маршрута в период весенних паводков.

2. Особенно опасны в случае дождливой погоды, крутые более 50 градусов склоны с зарослями чилиги и травы с западной стороны на всем протяжении хребта Дзяу – Тюбе, склоны при спуске к р.Сюзя, юго-западные склоны горы Метряс и горы Шайтан, а также восточные – в районе высоты 567,6 и горы Караман (496,7). Под снегом эти склоны опасны вдвойне.

3. Потенциально опасны встречи с дикими животными в заповеднике Шайтан-Тау и змеями в теплые солнечные дни на склонах гор и долинах рек и ручьев.

3. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте.

1. Горнолыжная база на правом берегу реки Сакмара (северо-западнее с. Гумарово).

2. Маршрут проходит через истоки рек и ручьев, отмеченных табличками или специально оборудованными лесниками колодцами и коробами.

3. Живописна цепь вершин, разделенных глубокими распадками с ручьями, простирающаяся с севера на юг, восточнее реки Куруил.

4. Прекрасные виды открываются с вершин, особенно в солнечную погоду. Пейзажи еще прекраснее, если в видоискатель камеры попадают горы, величественные в своей целостности – от подножия до вершины. Такие снимки можно сделать в районе горы Караман, Метряс и Шайтан.

5. Любитель понаблюдать за жизнью дикой природы наверняка найдет способ встретиться и сфотографировать зверей и птиц, обитающих в заповеднике Шайтан – Тау.

4. Дополнительные сведения о походе.
1. Поход проходил в неблагоприятных погодных условиях: температура воздуха опускалась ниже нулевой отметки - до минус 15 градусов, шел снег, мела метель. Такая погода держалась в течение трех дней. Высота снежного покрова местами достигала 10-20 см. Только последние два дня выдались солнечными и теплыми.
2. Нынешняя весна выдалась затяжной, а зимой выпадало сравнительно небольшое количество осадков. Уровень воды в реках, поэтому оказался на наше счастье небольшим. Из-за дождей и выпавшего снега образовалось большое количество ручьев, не обозначенных на карте. Длина существующих увеличилась значительно. Такой фактор может привести к затруднениям при ориентировании по карте.
3. В походе хорошо зарекомендовали себя легкие костюмы «Зонтик» из плащевой ткани с пропиткой. Целлофановые дождевики быстро пришли в негодность, к тому же при ветре с дождем они неэффективны. Испытанные годами ОЗК – тоже, к тому же они несравненно тяжелее «Зонтиков».
Не хватало теплых сухих вещей, приходилось заниматься просушкой каждый день – в обед и перед сном.
4. Ночью ветер выдувает тепло из палаток. Особо следует обращать внимание на выбор места для ночевок. Палатки нужно ставить на большие куски целлофана, подворачивая кверху края и закрепляя периметр к пологу палатки.
5. Хорошо зарекомендовали себя кожаные берцы, особенно если их регулярно смазывать восковым кремом для обуви. Самая ходовая обувь, конечно резиновые сапоги, однако в них ноги быстрее устают и натираются.

5. Транспорт:
Газелью «Оренбург – Медногорск» можно доехать до Кувандыка за 2 часа 45 минут. Машины отправляются от железнодорожного вокзала по мере накопления пассажиров. Стоимость проезда – 150 руб.

Расписание движения электропоездов:
(время местное)

№ поезда Маршрут движения Время отправления Время прибытия на станцию назначения Стоимость проезда
7092 Оренбург - Орск 14.50 18.10 102 руб.
6768 Оренбург - Медногорск 17.25 21.40 102 руб.
6762 Оренбург - Кувандык 07.06 11.12 102 руб.




6. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.

Маршрут соответствует второй категории сложности и успешно пройден практически всеми участниками команд, показавших хорошую физическую и техническую подготовленность, навыки организации туристского быта. На протяжении всего похода в группе не возникало конфликтных ситуаций, поддерживался хороший психологический микроклимат.
Район маршрута весьма привлекателен с точки зрения имеющихся разнообразных протяженных и локальных препятствий. Что немаловажно, в первые дни практически отсутствует перепад высот. При таком построении маршрута происходит постепенная адаптация к физической нагрузке. Большое количество рек и ручьев позволяет отработать разные способы переправ. Если в период межсезонья на маршруте имеются заболоченные участки и старицы, а также участки снежного покрова, то летом отсутствие таковых препятствий компенсируется высокотравьем на склонах и в долинах.
В случае экстренных ситуаций можно осуществить аварийный выход в населенные пункты, расположенные в пределах 15 километров от нитки маршрута.
На всем протяжении маршрута имеется большое количество полевых и лесных дорог, не отмеченных на карте, причем эти дороги нередко более наезжены, чем те, которые указаны.
В весенний период обилие талых ручьев, стекающих с гор, может дезориентировать туристов, которые могут принять их за ручьи, отмеченные на карте. Также по этой причине возможны ошибки при определении протяженности и определении действительных русел ручьев, отмеченных на карте. Это необходимо учитывать при ориентировании на местности, и, во избежании ошибок, осуществлять более частые разведки.

Комментарии
Guest21.01.11, 22:48
Я местный. 
Я из Вазяма. Случайно наткнулся на ваш маршрут. Пишите в Контакте Киргизбаев Айбулат
25.06.09, 16:25
Уфа 
Был в Башкирии всего один раз, ездил в командировку в город Уфу, город понравился своей архитектурой и строениями но слишком много ментов и гаишников
Guest24.06.09, 19:53
Шайтан-тау 
В 87-м ходили М.Чураево-Сакмагуш(Шайтан-тау)-Яныбаево-Овцевод-Чураево и обратно. Перевал через Шайтан-тау сравнить не счем
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Башкортостан
еще маршруты
О Маршруте
Категория сложности: 2