Ташкент - Самарканд - Бухара - Нукус

Ташкентская телебашня Ташкентская телебашня
Чирчик Чирчик
Старо-новая архитектура Старо-новая архитектура
Кусочек узбекского базара Кусочек узбекского базара
Фонтан около театра имени Навои Фонтан около театра имени Навои
Площадь Независимости, глобус Узбекистана Площадь Независимости, глобус Узбекистана
"Бродвей" "Бродвей"
Вид с телебашни Вид с телебашни
Резные колонны в парке рядом с площадью Резные колонны в парке рядом с площадью
Знакомство с бывшей советской республикой началось в аэропорту. В Ташкенте он кажется немного провинциальным, особенно по сравнению с московским "Домодедово". Тем не менее, все работает четко и слаженно, таможенный контроль проходится быстро и безо всяких эксцессов, которых невольно ожидаешь, первый раз отправляясь в страну. Зеленый оттиск в паспорте и все – перед тобой открыты двери в страну.
Первое, что бросается в глаза в столице Узбекистана – невероятная ширина улиц и отсутствие высотных зданий. Последние, впрочем, вскоре обнаруживаются, но в таком незначительном количестве, что впечатление не меняется. Если вспомнить историю и географию, то все быстро становится понятным – Ташкент находится в сейсмически активной зоне и здесь нередки землетрясения, одно из которых в 1966 году практически стерло его с лица земли. В последующие годы город был заново отстроен, уже советскими архитекторами. Именно тогда канули в Лету узенькие, истинно восточные улочки и появились просторные проспекты. Архитектура такого типа в городе, безусловно, присутствует, но ее не так много, чтобы создать впечатление восточного царства. В этом плане Ташкент выступает в роли шлюза – здесь все и чужое и немножко знакомое одновременно. Русский язык тут понимают девяносто процентов населения. Надписи на витринах то на английском, то на русском, то на узбекском языках. Автобусы и трамваи точно такие же, как в том же Калининграде но зеленого цвета – один из цветов национального флага. На дороге вам может повстречаться как невзрачный ишак, смиренно тянущий свою ношу, так и вполне европейский лимузин. Благодаря совокупности этих маленьких деталей уже через пару дней привыкаешь и начинаешь чувствовать себя своим в этом городе.

Здесь сделаю небольшое отступление. Ташкент – большой город и осматривать его можно долго, но, если вы сильно ограничены во времени, то для знакомства с ним будет вполне достаточно 2-3 дней. Советую воспользоваться услугами таксистов, благо они достаточно дешевы по российским меркам. За 3-4 тысячи сумов (национальная валюта, 1 рубль – примерно 55 сумов) можно проехать полгорода.

Ташкент можно смело называть городом фонтанов. Их встречается очень много, в центре фонтаны есть практически на каждом углу. Самое большое их скопление – на главной площади города – площади Независимости. Здесь находится несколько фонтанных ансамблей.

Посмотреть фонтаны, безусловно, стоит, но главное, ради чего нужно посетить площадь – это памятник, занимающий там видное место. На постаменте находится глобус Узбекистана. Это не вымысел, а самый что ни на есть достоверный факт. После распада СССР в Узбекистане была развернута кампания, целью которой являлось сплочение народа и укрепление государственности. Одним из проявлений и стало возникновение этого красивого, но немножко анекдотичного памятника. Мне, кстати, повстречалось и еще одно – Ташкент собирается устраивать большой праздник по поводу своего 2200-летия, совсем позабыв про то, что две тысячи лет ему исполнялось каких-то сорок лет назад…

Недалеко от площади Независимости находятся театр имени Алишера Навои (главный театр города), музей Амира Тимура, более известного нам под прозвищем Тамерлан и парк его же имени. [За прошедший с моей поездки год случилась весьма неприятная вещь – парк вырубили подчистую.] Театр производит самое сильное впечатление – кажется, что он ровесник города, лишь немного отреставрированный современными умельцами. На самом деле он построен уже после землетрясения и, на мой взгляд, претендует на звание самого красивого сооружения в городе. Кстати говоря, если погулять в районе театра, то можно найти еще не одно красивое здание – здесь, в центре, очень мало жилых домов, всюду парки и административные здания, среди которых попадаются очень интересные. Тут же неподалеку находится так называемый "Ташкентский Бродвей" - собрание магазинов, дорогих и не очень, а также длинная аллея, заполненная творческим народом. Здесь можно купить картины и сувениры, здесь вам могут предсказать судьбу, здесь вас могут нарисовать на память – вполне профессионально и красиво. Кстати говоря, если вы – страстный собиратель сувениров, магнитиков, например, то лучше всего будет приобрести их тут. Поскольку Ташкент в общем и целом – не туристический город, в отличие от Самарканда или Бухары, то здесь такие вещи найти достаточно трудно, я видел сувенирные уголки только на "Бродвее" и на базарах.

О базарах разговор особый. Базар – сердце любого восточного города. Побывать в Узбекистане и не сходить на базар – значит не получить важный кусочек воспоминаний. Вместе с тем надо помнить, что на базаре вы можете пересечься и с ловким вором. Пусть не Багдадским, а вполне себе ташкентским, но легче от этого не станет.
Если же у вас все под контролем и теоретическому вору никак не подступиться к вожделенному кошельку, вам остается только вдыхать аромат фруктов и проникаться неповторимой атмосферой узбекского базара. Обязательно стоит попробовать узбекские лепешки – все они вкусные, но есть обычные, а есть праздничные, так называемые "патыры" - они, как мне сообщили, могут храниться неделями. Я не поверил и оказался прав – даже плотно завернутые, патыры сохли как и обычный хлеб. Тем не менее, они значительно превосходят обычные лепешки по вкусовым качествам (по цене, кстати, тоже).

Еще на базаре стоит обратить внимание на фрукты (само собой), халаты и ножи, которые там продают на каждом шагу. Нож и халат – самые ценные сувениры, которые вполне можно увезти с собой, особенно если помнить о том, что холодное оружие подлежит провозу только в багаже, но никак не в ручной клади. В Узбекистане делают очень хорошие и очень характерные ножи – смотрите и выбирайте.
Простившись с самой консервативной частью Ташкента, стоит обратить свое внимание на ее противоположность – торжество современной инженерной мысли – ташкентскую телебашню. Башня высотой в 375 метров входит в Ассоциацию Великих Башен Мира и занимает там почетное девятое место. [Может быть сейчас уже и более низкое, кто знает.] Внутри, помимо метеостанции и теле- и радиоаппаратуры, располагаются ресторан, музей и смотровая площадка. При входе вежливая девушка требует паспортные данные – таков порядок. Правда, на шесть туристов, которые почти одновременно со мной зашли внутрь, хватило одного моего паспорта. Похожи, наверное…

Смотровая площадка расположена на высоте ста метров, как любезно рассказывает нам гид, по совместительству – лифтер. И удручает своими толстыми стеклами и невозможностью сделать нормальные фотографии. К счастью, в Узбекистане такие мелкие проблемы решаются практически мгновенно – достаточно заикнуться и тебе сразу предлагают пути решения и прейскурант. Отдав дополнительную плату (чуть больше, чем входной билет), мы взлетаем на высоту 230 метров. Здесь нет никаких стен, перегнувшись через перила, можно даже напрямую посмотреть на далекую грешную землю, не отделенную от тебя никакими преградами. Впечатления интересные, один из поднявшихся со мной туристов даже не смог заставить себя выйти из лифта. Вид открывается тоже интересный – можно посмотреть на весь Ташкент сразу, а заодно и глянуть на горы, расположенные всего в сотне километров от города.
Горы – это следующая часть маршрута. Одно из самых красивых и при этом доступных мест – Чарвакское водохранилище. Оно располагается в долине реки Чирчик к северо-востоку от Ташкента. Добраться туда можно либо поездом, либо на рейсовом микроавтобусе. Поездом проще, потому что местоположение вокзала известно, а вот откуда отправляются автобусы, приезжему человеку угадать сложно. Хотя всегда можно обратиться к таксистам – довезут.