Осенний поцелуй после жаркого лета…

Идет загрузка карты ...
Пещера Сумган на ноябрьские.
 

Тойота Приус
Поскольку коллектив собрался очень маленький - всего 3 человека, решили ехать по бюджетному плану. В целях экономии из всех автомобилей был выбран Тойота Приус, правда, экономия вышла не на 50%, как мы предполагали, а на 20-30%. Машина настолько умная, что абсолютно никаких проблем в дороге не было. Одним словом, о выборе не пожалели.

Зима
Приехали в пос. Нугуш рано утром, в 4 часа мск. Решили вздремнуть в машине, проспали 3 часа, проснулись от звуков будильников (у мобильников по плану был рабочий день), а на улице уже была зима. Не зря одели шипованную резину. В поисках горячего кофе провели еще один час. Нет там таких услуг осенью в 9.00 по местному времени. Выручил своим гостеприимством проснувшийся Рома.

Шайтан-Арба
Предварительная договоренность о заброске на вездеходе не сработала, он сломался. Едем на тракторе. Его хозяин говорит, что стандартная двуосная тележка наш путь не пройдет и показвыает на совершенно жуткую конструкцию, этакого технического Франкенштейна, по прозванью Шайтан-Арба. Мы добавили лишь единственный тюнинг, в виде двух листов железа чтоб рюкзаки тупо не адали сквозь пол Арбы.

Оренбург
Обе Оренбургские группы, с которыми мы планировали заброску - опоздали. Оформить пропуска в Нацпарк в офисе не успели, поэтому девушку-специалиста привезли прямо к месту погрузки и оформлялись возле Шайтан-Арбы. Весело загрузились и, дождавшись Диму А., который отгонял Приус в ангар к Роме, тронулись в путь.

2011-11_Сумган_р_000-006
2011-11_Сумган_р_000-005
2011-11_Сумган_р_000-023


Трактор
Въехали в лес. Успели полюбоваться его красотой под первым снегом. Но этот же снег сыграл с нами злую шутку. Земля была еще теплой, и тающий снег превращал ее в месиво, которое, в общем-то, нашему бодрому трактору Беларусь с его суперпрофессиональным водителем было трудно преодолевать даже с Шайтан-Арбой. По пути встретили забрасывающихся пешком спелеологов из Кумертау и безнадежно брошенный кем-то УАЗ Patriot. но чем круче внедорожник,тем из большей, простите, жопы его приходится вытаскивать. Так случилось и с нами. ТРИ часа мы вытаскивали наш трактор с арбой из ямы. В итоге путь в 20 км, который летом на вездеходе занимает 4 часа, в ноябре обернулся 12-часовым путешествием.
2011-11_Сумган_р_000-044
2011-11_Сумган_р_000-057
2011-11_Сумган_р_000-062
2011-11_Сумган_р_000-063


Наглая мышь
В итоге трактор выгрузил Оренбургских на их стоянке, а нас попытался забросить к Сумгану. Доехать получилось только до первой карстовой воронки. Объезжать ее водитель не решился. Пришлось нам от воронки до Сумгана таскать всю нашу снедь на себе — в три ходки. Оказавшись у Сумагна уже в полном боекомплекте, мы решили поесть перед спуском. Затягивать с этим делом не стали, т.к. уже крепчал вечерний мороз и по низу оврага дул неприятный ветерок, который частично уходил в Сумган. Снарягу скинули вниз за один раз на веревке через ролик, прикрепив все таким образом - что образ напоминал виноградную гроздь.

Моя безопасная трасса
Трасса для спуска, которую я прокладывал в 2009 и считал самой безопасной из возможных, в ноябре оказалась наиболее неудачной — полностью покрытой льдом. Капеж воды был максимальным из мною виденных в этом месте. Один из своих спитов я обнаружил под 5-сантиметровым слоем прозрачного свежего льда. Выдолбил его, а резьбу растопил зажигалкой.

4 утра
После спуска разбили лагерь — как обычно перед Идолом на пути в сухую систему. Судя по градусникам возле Идола в этой части пещеры было 8-8,5 градусов тепла. Отправились в опочивальню только в 4 утра — вырубились моментально.

Веревка
Наш сон прервали голоса Кумертауской группы. Ребята сообщили, что веревки наши уже имеют участки оледенения. Именно после этой новости было принято окончательное решение о подъеме ранее намеченного срока. Через день начали подъем. Веревки почти на всем протяжении от карниза до фирна были покрыты льдом из-за падающей воды и отскакивающих от стен брызг. Слой льда на отдельных участках веревок доходил до 4- сантиметров в диаметре. Поэтому на подъем, вопреки нашим обычным порядкам, первым шел именно я, для того, чтобы решить проблемы связанные с оледенением при подъеме.

Оренбург
Поднялся я довольно-таки быстро. По пути старался наиболее щадящим образом очищать веревку ото льда. После подъема сразу побежал в лагерь к Оренбургским, чтобы сообщить о том, что мы выбрасываемся ранее намеченного срока и чтобы трактор, который должен был приехать за ними, подождал и нас. Уже тогда я очень сильно сомневался, что «уазик», который должен был нас забирать, сможет доехать до места. Услышал о том, что часть второй оренбургской группы (5 человек) налегке покинули Урочище. Потом поднялся через ручей к Избушке к кумертауским сообщить, что мы поднимаемся, и это займет много времени, так как было очень много снаряги для такой небольшой группы, для того чтоб они не задумали спускаться в ближайшее время. Выслушал ворчание об оставляемых мною маленьких каремах на веревках. Побежал к Сумгану - доставать снарягу. Как уже повелось по традиции, в самый нужный момент появились стройными рядами друзья из Оренбурга и помогли достать всю снарягу. Как говорится в двух словах — благодарность наша БЕЗМЕРНА, признательность им БЕЗГРАНИЧНА!!! После того как ребята отбыли в сторону своего лагеря, мы потихоньку начали замерзать, ожидая Диму А., которому было поручено крепить груз на веревку для подъема снаряги наверх и снимать навешенные веревки. В это время занялся поиском Грота старых пиратов. Нашел достаточно быстро, благодаря снегу. Понял, что при поиске в августе своим ребятам дал неправильную вводную. Искали-то грот достаточно большего размера с ящиком внутри. Дима А. к поставленной ему задаче снять веревки отнесся с огромной скрупулезностью, и поэтому подъем у него занял значительно большее время, чем мы предполагали. Тем временем холодало все больше. Мыши оборзели настолько, что почти не стеснялись нас с Димой Т.. Одна прямо под ногами пробежала по стенке к перестежке, к которой были пристегнуты перила в то время, когда я разговаривал с Димой А., и прыгнула вниз на дно колодца. Второй повезло больше, и она не стала прыгать, видимо, чтобы не разводить мышиную колонию на дне Сумгана.
2011-11_Сумган_0000-164
2011-11_Сумган_0000-175
2011-11_Сумган_0000-178
2011-11_Сумган_0000-184


Трактор
Добежали мы до лагеря Жильцовской команды очень быстро. Были с радушием накормлены и обогреты той частью команды, которая осталась в лагере. Вторая часть во главе с Сашей Ж. ходили связываться с землей обетованной для ознакомления с новостями о транспорте, который будет нас забирать. Вернувшись, Жильцов сообщил, что из-за поломки трактора теперь нашей выброской занимается Национальный парк «Башкирия» и МЧС. Завтра в 10 утра транспорт должен быть у нашего лагеря.

Чердак
Освободив место для вернувшейся группы, после связи с цивилизованной землей, в большой и теплой палатке я со своими Димками отправился в лагерь Кумертауских. Но обнаружили там всего одну шестнадцатилетнюю девочку с травмой руки у догоравшего из-за отсутствия дров костра. Принесли и накололи дров, реанимировали костер и 2 часа проговорили с перепуганной девочкой, демонстрируя отсутствие каких-либо черных намерений в своем желании зайти в дом погреться. В итоге девочка все-таки пригласила нас в свое жилище. Не успели мы отогреться, как вернулась кумертауская группа. С ее руководителем Егором мы тут же поговорили о возможности поселиться на чердаке домика, чтобы не стоять в палатке на улице, а иметь под собой теплый пол и непродуваемые стены. Одобрение было получено. Так что ближайшая ночь обещала быть для нас комфортна как никогда для этой погоды на поверхности. После этого мы сходили за палаткой и кое-какими съестными припасами, вернулись в домик и, благополучно разбив палатку, заселились на чердаке. Ужин прошел под громкое ржание после того, как Дима А. пытался укладывать стройными рядами рассыпавшийся рафинад в коробке. Вырубились моментально.
Проснулись утром от бесконечного хлопанья двери под нами. Это молодая кумертауская группа военно-патриотического содержания под руководством Егора и Киры по военному строго, бескомпромиссно и быстро просыпалась, завтракала и собиралась. Им предстояла выброска. Как рассказывают очевидцы из Оренбургских, некоторые этот стук двери восприняли как звуки двигающегося трактора.

Топор
После того, как «пионеры» покинули лагерь, мы остались полноправными хозяевами гостеприимной избушки. Сразу же пригласили всех стоящих за ручьем людей воспользоваться теплотой избушки. Очень быстро закипели на огне около домика вчерашние щи и свежий чай. При этом хлеб сало лук и другие продукты зачастую нарезались топором — как оказалось потом, температура ночами в эти дни переваливала за -20 в поселке Нугуш, а в тайге и того ниже.
 
Мэр

В ожидании двух связистов, отправленных на хребет Ямантау, знакомились с обеими командами под кружку мира, одновременно наслаждаясь теплом нашей небольшой избушки. Кроме всяких бизнесменов и безработных порадовало наличие трех профессиональных медиков. Связисты принесли нерадостную новость — пока никакой транспорт не может до нас добраться. Вторая оренбургская команда предлагала многим выбраться налегке в то время, пока они будут дожидаться транспорта для вывоза всего оборудования. Их руководитель — Слава, который накануне вывел часть людей до Нугуша, оказался главой администрации в каком-то районе Оренбургской области. И люди, пришедшие с ним на Сумган, ни секунды не сомневались в том, что у Славы получится решить поставленную перед ним задачу, и при этом ласково называли его Мэром. Именно он и нашел-таки возможность нашей выброски, приехав на гусеничном тракторе с той же Шайтан-Арбой. По началу никто не хотел верить в то, что трактор все-таки к нам едет — списывали на глюки.

«Итог такой: пришел тягач, а там был трос и там был врач»

Водитель был тот же, его почему-то все называли Васей, хотя звали его толи Радик толи Ренат. Практически за 5 минут забросили наше снаряжение на Арбу, начали помогать Оренбургским, делать то же самое. Выяснилось, что после какой-то ямы с водой левую ногу у нашей арбы совершенно заклинило морозом – выручил Железнодорожник Леша, который с самого начала нашел общий язык и с трактором и Арбой. Он поколдовал с газовой горелкой и нанес несколько десятков ударов тупым предметом по колесу. Не в пример большинству милицейских хроник в арбе стали появляться признаки жизни. Под крики: Вася ……. давай ……… быстрее ………. мать ………. пока не замерзла …... наша довольная и сплоченная группа двинулась по дороге к поселку. Дорога обратно заняла примерно столько же времени, что и путь к урочищу. С единственной лишь разницей, что нигде ни разу не застряли. Кто-то догадался, не прятать спальники в рюкзаки и часть народа этим успешно воспользовалась. Получив заманчивое и, как выяснилось позже, весьма опрометчивое предложение от Марины укрыться частью ее спальника, воспользовался им сначала скромно, а потом попривык и даже обнаглел слегка, так что в относительной теплоте удалось и немного вздремнуть по пути. Дрему иногда прерывали крики о слетающей у трактора гусенице и звук от тупого предмета по последней. Диме А. повезло менее, и чтоб не замерзнуть, ему почти 2/3 пути пришлось бежать за трактором. При этом, как рассказывают очевидцы, он успел еще на бегу открыть банку тушенки и съесть ее, не снижая темпа. Весело перестукивая ногами и зубами от холода, наш «паровоз» добрался до выезда на асфальт, где нас ожидал Женя, приехавший с этой целью с Оренбурга на своем авто. Пересадив девочек в теплый Матиз, еще долго ехали по открытому пространству с очень неприятным ветром и снегом, бившим в лицо тем, кто не подставил другие места.

Разошлись пути
В Нугуше уже стояли газель для Жильцовских и внедорожник для оставшихся участников второй Оренбургской команды. Раскидывали и отсортировали вещи. Сразу же отправил Диму А. за нашей машиной на Матизе. Через две минуты обнаружился Рома, который несколько усомнился в возможности без его участия забрать наш Приус из ангара. После того, как Рома упомянул несколько магических слов типа ключ, злая собака и т.п., пришлось его в экстренном порядке отправлять к ангару на внедорожнике второй Оренбургской группы. Вернулся Матиз, а потом и внедорожник. Результаты итогов переговоров о послепоходной точке и обмене фотками переложили на могучий и вездесущий инет, электрическую почту и скайп. Обнимая на прощание всех участников, приятно обрадовались наличию термоса с горячим кофе у Жени в Матизе.

Разошлись пути 2
В ожидании Димы А. мне в голову пришла мысль о том, что он может проехать поворот к базе, где мы его ждали. Во избежание возможной потери времени пошел встречать его на перекресток. Выкурил две сигареты. Начал нервничать и решил продвинуться до следующего перекрестка, мимо которого он никак не мог проехать. Потом был еще один перекресток мимо, которого он тоже не должен был проскочить. Потом я в итоге дошел до поста полиции, где у дежурного спросил, не проезжал ли мимо Приус в течение последнего получаса. Ожидая услышать в ответ да или нет, удивился третьему варианту – я только что сменился!.. В голову полезли мысли о собаке, которая встретила Диму А. У ангара и возможные вариации рваных ран и алого снега. Пробежав еще километр, с огромной осторожностью зашел на территорию, где мы оставили автомобиль. Звал Диму сначала с 200 метров, постепенно с криками, прошел еще 120 метров. Увидел, что все-таки есть свежие следы на снегу от ангара – двинулся в обратный путь к месту, где мы выгрузили вещи с трактора. Около поста полиции встретились два одиночества – я и а/м Приус. Рассказал о логике своего поведения - выслушал от Димы А. все, что он обо мне думал на тот момент. Бедолага до сих пор еще верил, что появится на следующий день на работе вовремя. Одним словом, выдвинулись в направлении г. Набережные Челны.

Лошадь
Тем не менее, отъехав от Нугуша на 10-15 километров, пришлось резко нажимать на педаль тормоза, для того чтобы не врезаться в мертвую лошадь, недавно сбитую кем-то и лежащую посередине дороги. Задумались о том, что может быть, и не зря мы так глупо потеряли друг друга в поселке. И может быть, как раз мы могли бы ее и сбить, если б выехали ранее. С того момента хаос мыслей в голове от пережитого за предыдущие несколько дней потихоньку начал упорядочиваться. Разобрались с ситуацией, когда мы разминулись в поселке — дорога стала идти обычным спокойным темпом и ритмом. Судьба, тем не менее, готовила еще один подарок, о котором не могу не рассказать.

МВД, ФСБ
Перед поворотам на Дюртюли нас остановили на посту. Пригласили всех в КПП и переписали данные с водительских прав. Заодно выписали еще и небольшой штраф за отсутствие страховки. Следующая остановка была в Верхнеяркеево, где оба Димы поели вкусных блинчиков с мясом. Проехали до Исаметово. Там нас снова остановили сотрудники полиции и произвели досмотр всего автомобиля, мотивируя какой-то антитеррористической спецоперацией. Диму А. как водителя пригласили в дежурную буханку, в это время мы с Димой Т. с небольшим удовольствием показывали все грязные веревки баулы и другие прибамбасы, которые были уложены под самый потолок в нашем Приусе. Продемонстрировав все новинки современной спелеологии и прочий скарб, начали укладывать все обратно. В это время приехал большой начальник в каракулевой шапке и, надев наручники на Диму А., лично конвоировал его до РОВД в Верхнеяркеево. Дима Т. сел за руль Приуса, меня же забрал к себе в машину огромный человек без погон и опознавательных знаков. До момента приезда «каракулевой шапки» он явно был самым старшим по должности на этом выездном посту полиции. Пока ехали он совершенно спокойным тоном объяснил причину такого поведения. У Димы А. слишком подозрительно выглядели водительские права. Итог таков — три часа нами занималась полиция и три часа ФСБ. Из этих шести часов Дима А. четыре часа провел в наручниках... Порадовало одно — отношение к нам не было скотским.
Одним словом добрались мы домой потом без больших приключений.

Размышления
Не знаю, как на самом деле устроен мир, в котором мы живем, но с нами иногда происходят события, цепочка которых приводят к совершенно определенному результату. Наша очередная поездка на Сумган точно подтвердила тот факт, что не все от нас зависит в этом мире. Это, конечно, не значит, что стоит просто, как щепка в реке поддаться воле течения и спокойно давать крутить себя в водовороте происходящих событий.

P.S. Лифт
Через сутки после возвращения с похода - застрял в лифте, чего уже более десяти лет со мной не происходило...

2011-11_Сумган_0000-164


Комментарии
Guest30.11.11, 14:50
Привет от мэра-Славы. 
приятно что упомянул про меня ,приятно что мои архаровцы
все-таки в меня верили,и вообще все было здорово. Особенно
постоянно дымивший костер,гитара в 20 градусов мороза и стоящие колом ото льда летные штаны.Привет ребятам!
Guest21.11.11, 01:44
Сумган 2911 
Привет!
Отчет читала с огромным удовольствием. Местами просто смеялась:))
Опрометчиво - это как:)))
Если интересно - наш вариант отчета
http://marina-desember.livejournal.com/5185.html
Azal55516.11.11, 19:57
Летом ) 
Мы и летом там три раза были )))
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Башкортостан
еще маршруты
О Маршруте
Опубликовал Михаил Анциферов