Технические вопросы.
Кайты. Paraavis Xtazy-2 12 - это песня. Он умудрялся тянуть в штиль и не передозить в передоз. Съедал добрую часть турбулы. Семистропная система конечно сложна, и в случае чего норовит запутаться. Зато когда кайт в воздухе, она оправдывает себя полностью. Важный момент. По моей просьбе кайт был отшит с усиленной подкуполкой. Нисколько не жалею, что настоял на этом решении. В условиях длительного похода часто возникают всякие ситуации вроде встречи со смёрзшимся льдом или аварийной посадки в кустарник или торосы. Крепкой стропе всё нипочём, а вот штатная порвётся - проверено горьким опытом. Конечно, толстая стропа ухудшает ходовые качества, к тому же её не желательно использовать на воде, но это вполне разумная плата за неубиваемость.
Ион-2 7 использовал за поход лишь один раз. Толку от него не много. В слабый ветер он не тянет, а непродолжительные бураны можно и на Экстазике пережить. Он бы подошёл, если бы постоянно дуло сильный ветер, но такого не случилось.
Удлинители строп. Палка о двух концах. С одной стороны, на длинных стропах кайт ощутимо лучше тянет в слабые ветра. Но с другой стороны, при нормальном ветре за полчаса можно проехать такое же расстояние, как за штилевой день. В сильный ветер управляемость кайта заметно теряется. Так что вряд ли возьму удлинители в следующий поход.
Лыжи. Длинные и широкие - отличный выбор, никаких к ним претензий. (Длина - 192, ширина в талии - 11).
Спасательный комплект. Самая серьёзная опасность виделась мне в промоинах. Перед походом я поучаствовал в тренировке, организованной союзом велосипедистов "Велоуфа". Мы прыгали в полынью в одежде и учились выбираться из воды. Я постарался максимально приблизить тренировку к условиям похода: горные лыжи, рюкзак. По результатам сделал главный вывод: выбраться из воды в общем-то реально, самое главное суметь потом переодеться в сухое. Именно поэтому я всегда возил в заплечном рюкзаке гермомешок с полным комплектом сухой одежды и обуви. К счастью, вся эта одежда в итоге вошла в список вещей, которые ни разу не пригодились за весь поход. Кроме того, со мной всё время были шильца-спасалки, с помощью которых можно выбраться на лёд. Пригодились. С их помощью очищал ото льда лыжные крепления и подошвы ботинок.
Спутниковый треккер SPOT передавал мои координаты в интернет, где за мной следили и были готовы в случае чего вызвать спасателей. К сожалению, он оказался не больно-то надёжным, сломавшись без видимых на то причин. Связано это с лёгким падением или нет - вопрос спорный.
Связь. Сам того не подозревая, я чуть было не остался без неё. Дело было так. По пути следования поезда на вокзале Тюмени купил симмку Ростелекома как наиболее представленного в регионе оператора. Смартфон у меня двухсиммочный (водозащищённый Texet-TM-3200R), но никогда до этого двухсиммочном режимом я не пользовался. Вставил вторую симмку - заработала. Казалось бы, что ещё надо. Условия тарифа прочитал невнимательно, и в первые же дни похода на Ростелекоме закончились деньги. Родная же симмка МТС продолжала работать. На ней предусмотрительно была сумма порядка 500 рублей. Интернет в роуминге стоит не так уж и дорого, так что экономил я только заряд батареи. Но, как я уже писал, почему-то при наличии хорошего сигнала интернет не работал вообще или работал отвратительно. Причём ничего не изменилась даже по прибытию в город. Причина оказалась в следующем. При установке второй симмки из-за глюка прошивки сбросились настройки первой основной. Интернет продолжал работать, но в самом тормозном режиме WAP. При этом с меня списывалось по несколько рублей за каждые 40 КБ. Но я-то и не думал проверять баланс! В итоге по возвращении в город счёт составил минус 900 рублей, при пороге отключения -950. Ещё бы немного, и остался бы я в походе без связи вообще. И некого винить. МТС не виноват, сам я выбрал такой способ выхода в интернет при наличии нормального. Автор прошивки телефона? Ну-ну...
Одежда. Куртка RedFox SnowMan. Можно было подобрать более специализированное изделие, но и так было нормально. Самое главное, мембрана работала. Даже после того, как ночью с её помощью высушил мокрые перчатки, за день она полностью высохла.
Горнолыжные ботинки - самые обычные, но проверенные. Намокли сильно, но это особо не мешало.
Спальник. Я уже упоминал про изолоновый вкладыш. Технология называется паробарьер. Смысл - сохранить спальник сухим, защитив от выделяемой телом влаги. В такой спальник можно без проблем залезть с головой. Для меня это актуально - раньше всегда замерзал нос. А как же влага? Влага впитывается в куртку, которую я не снимал, а днём она высыхала. Изолон оказался неудачным выбором, поскольку он сохранял форму трубы, через которую выходил тёплый воздух. В следующий раз заменю его чем-то вроде армированного полиэтилена. Без паробарьера зимой ходить не хочу.
Санки. Идея не моя, многие с такими ходят. Сделаны из горных лыж, алюминиевых профилей и фанерки с загнутым носом. Минут за 15 собираются и разбираются. Единственное, прогадал с креплением фанерки и верёвочками, которые оказались слишком тонкими и постоянно перетирались. На их ремонт ушёл весь запас верёвки, и всё равно, к концу похода от них ничего не осталось. В целом доволен. Конструкцию надо усилить, и можно идти в серьёзные походы.
Три рюкзака. Нет, всё ж это многовато. В заплечнике был только гермомешок, фотоаппарат, штатив и перекус. Всё равно, тяжеловато. Саночные рюкзаки надо очень хорошо закреплять. Думаю, сделать ремни с затяжками.
Еда. Пеммикан - вещь! Смесь орехов, кусочков шоколада и сушёных яблок также уходила на перекусах на ура. Неплохо было бы взять термос, но не завёл я такую традицию. Экономить на весе еды не надо. Чем больше ешь, тем лучше едешь. Главное, до места старта дойти и не надорваться.
Горелка. Китайская мультитопливная. Оказалась на удивление работоспособной и простой в обслуживании. В сутки сжигал до полулитра бензина-калоши. Конечно можно было и гораздо меньше, но я особо не экономил и жёг для сугреву. На видео кажется, что в момент растопки от неё может загореться палатка, но это не так. Большое пламя длится не более 5 секунд, и то если разжигать неаккуратно. За это время мокрая ткань палатки становилась чуть тёплой, зато лицо и руки обдавало приятным жаром. Это были самые приятные моменты в походе.
Фото/видео. Основная камера - Canon 650D 18-135 STM. Выбрал её именно из-за этого самого STM - следящего автофокуса при записи видео. И именно этот STM испортил треть видеоматериала. Даже при хорошем освещении, аппарат не знал, на чём фокусироваться, и елозил фокусом взад-вперёд. В общем, в другой раз буду использовать только ручной фокус. А так фотик понравился. По уму, надо было бы взять комплект из 4-5 китайских аккумуляторов, но к началу маршрута они ещё были где-то в пути. GoPro Hero-1 960P. Знаю, старая и плохая камера, но другой тогда ещё не было. Отвратительная цветопередача, вечно широкий угол, искривляющий горизонт. 4 аккумуляторов как раз хватило на весь маршрут. Само собой, снимал только при необходимости.
Маршрут. Ну что тут сказать, маршрут классический. Не самый удачный. Если до меня его с двух попыток не прошёл опытный кайтер, на что я надеялся? Впрочем, я ничего не планировал. Маршрут точно соответствовал моему уроню подготовки к нему: на более сложный я бы на тот момент не решился. На Оби как-никак есть цивилизация и связь. В этот район относительно легко добраться и выбраться. Время похода я выбрал в начале апреля. Думаю, надо было отправляться раньше. Морозы - это конечно не очень комфортно, но и в положительных температурах нет ничего положительного. Не говорю уж про дождь, из-за которого я принял окончательное решение завершить маршрут в Андре.
Точка финиша должна была определиться на пути. Так и получилось. Как учебно-тренировочный поход засчитать можно. Основная цель - испытать снаряжение и проверить свои силы - достигнута.
Статистика. За 6 дней прошёл по руслу реки 285 км, по треку - 425 км (с учётом лавировок). Из этих шести дней только три были хорошими ходовыми, из них один против ветра.
0 день. Прошёл 3 км по Иртышу в черте города. Встал возле моста.
1 день. Прошёл/проехал 18 км, ночевал в избе в устье Иртыша.
2 день. Прошёл/проехал 25 км. Ночевал рядом с посёлком Троица.
3 день. Проехал 77 км. Если бы не потеря рюкзака, было бы ещё больше. Ночевал у пос. Красноленинский.
4 день. Всю дорогу против ветра. Проехал 53 км, встал не доезжая пос. Карымкары.
5 день. Тоже против ветра, но ветер дул редко. По руслу вышло всего 23 км. Встал не доезжая Больших Леушей.
6 день. Последний и самый результативный. 86 км. Доехал почти до Андры.
Искренне благодарю тех, кто оказал мне помощь, как в пути, так и дома, отслеживая моё перемещение. Отдельная благодарность Сергею Прощенко как первопроходцу и вдохновителю. Его четырёхлетней давности лыжня до сих пор проглядывала из-под сугробов и указывала правильное направление.