Маршрут проходил по горной реке Мунали район им. П. Осипенко, в полной автономности по уникальному району, с красивейшим рельефом, было очень интересно.
Поход Мунали
Маршрут: с. Бриакан района им. П.Осипенко - база детского туристического лагеря Робинзон - река лев.Мунали, - горное озеро Безымянное, - высота 1873 - палаточный лагерь - лагерь Робинзон - п. Бриакан
Покорение горной реки Мунали

СЛЕТ, НАДЕЖД И СВЕРШЕНИЙ….

Действительно наша Родина огромна и необъятна! Она занимает самое большое место в мире, простирается от Калининграда до Камчатки, в ней более тысячи населенных пунктов; городов, сел, деревень. Еще больше красивейших мест; тысячи горных вершин, сотни тысяч озер, миллионы больших и малых рек.

Природа настолько разнообразна и уникальна, что нигде в мире нет таких красот и чудес какие, есть здесь, на Родине!
        Но поистине завораживает, забавляет, удивляет и восторгает, природа  нашего родного Дальнего Востока!

С незапамятных времен Дальний Восток покоряли мореплаватели, ходили тропами путешественники и исследователи. Люди сюда приезжали строить, работать, жить. Большинство из них авантюристы и романтики! На Дальнем Востоке огромное количество уникальных по своей природе мест, диких, неизведанных, куда и дойти то порой невозможно. Где можно проверить себя, свой опыт, испытать на прочность свой характер и нервы. И понять, кто и чего стоит в этой жизни.

Живя здесь, многие из нас фактически и не знают, какие красивейшие места находятся у них «под окнами», их затянула обыденная рутина, и суета.

Множество неистовых водопадов, крутых горных вершин, уникальных озер, ледников открыто для всех, кто неравнодушен, кому интересен каждый прожитый день, каждый миг своей жизни, кому не безразлична его судьба в наше не совсем спокойное время.

Как то сидя в своем душном и скучном кабинете, занимаясь обыденной уже порядком надоевшей рутиной, глядя в окно на буйство, красок и слыша, через открытую форточку, пение птиц, на душе стало как то совсем тоскливо, захотелось все бросить и рвануть куда-нибудь! Захотелось острых ощущений, кучу эмоций, авантюр, рвануть куда подальше от цивилизации, в общем, приключений на свою пятую точку. Не секунды не колеблясь я снял трубку и позвонил своему давнему другу и наставнику Николаю Ивановичу который по моей оперативной информации как раз готовил подходящую и очень привлекательную «авантюрку». Созвонившись и поговорив, я был приглашен на туристко - краеведческий слет с условием взять такого же, как и сам одержимого, залезть повыше и сбежать подальше туриста.

Созвонившись с Евгением Николаевичем бывшим коллегой, а ныне пенсионером и добрым другом, так же скучавшим дома сообщил о дате выезда. После чего мы стали периодически созваниваться и отсчитывать дни до отъезда. Когда пробил час «Х», загрузив рюкзаки и коробки мы сели в автобус и поехали в соседний поселок.

Так начались наши долгожданные приключения.

Приехав в с. Бриакан к Иванычу который нас уже ожидал, в это же время туда прибыли три команды со школ района, мы загрузились в автомобиль и поехали по направлению к лагерю «Робинзон». Когда за бортом нашего автомобиля исчез последний признак цивилизации и на сотовом телефоне немного мигнув, погасло последнее деление связи, меня захлестнула волна эмоций, все вокруг показалось прекрасным, живописным и ярким, стало легко дышаться, так и хотелось прокричать что «жизнь прекрасна!», однако наличие неровностей на дороге в виде ям, колдобин и ухабов, быстро утихомирили разбушевавшиеся эмоции.

Выход с базы
        Приехав на базу эколого - туристического лагеря «Робинзон», что находится в 90 километрах от последнего оплота цивилизации, в непролазной и живописной тайге, на берегу чистейшей горной реки Мунали, мы стали разгружаться, располагаться в отведенных нам Николаем Ивановичем комнатах. Пока мы суетились, по быту, Любовь Михайловна медик и по совместительству повар, приготовила для нас обед.

Перекусив школяры стали, готовится к открытию турслета, вспоминать приветствия и обсуждать планы действий. Весь день прошел в суете и подготовке. Погода во второй половине дня особо не радовала, так что на улицу без особой нужды носа не показывали, засев в столовой, проводили производственное совещание, получая ценные указания и направления деятельности.

На следующий день, услышав неизменное, до боли знакомое и оттого приятное, «Лагерь Подъем!», слышанное мной не один год подряд. Мы поднялись, окунулись, в приятную, но очень холодную водицу горных Муналей, взбодрившись, а после, позавтракав, провели торжественное открытие слета, с поднятием флагов и взаимным приветствием команд. Весь день пролетел незаметно в организационной суете, нам с Николаичем выпало нелегкое бремя судейства, весь день участники слета прыгали, бегали, скакали, ставили палатки, жгли костры, решали задачи, отвечали на коварно поставленные руководителями вопросы, показывали умение пользоваться компасом и оказывать первую медицинскую помощь. День пролетел с такой скоростью, что мне так и не хватило времени сбежать с удочкой в руках в уединенное место, «порыбалить» на какой-нибудь тихой ямке под шум реки и шепот деревьев. Вечером, собрав нас Иваныч с долей загадочности и лукавым и немного коварным видом довел информацию о предстоящем походе в истоки реки Правые Мунали, выдал инвентарь, продукты питания на 5 дней, разогнал всех укладывать рюкзаки и распределять вес. Нас же с Николаичем распределили между командами, и закрепил за определенной командой, мне попалась команда Бриакана, Николаичу команда Херпучей, а сотрудник полиции, который бдил за безопасностью Виктору Викторовичу, здоровенному детине, попалась команда Осипенко, которым несказанно повезло иметь такую тягловую силу. Так как я уже знал, что подъем будет в 6 утра и заветные слова прозвучат спозаранку я быстро поужинал, завалился на боковую, предварительно набив рюкзак третью выданных продуктов и половиной имеющегося инвентаря команды.

Сдержав свое обещание, Николай Иванович, поднял нас с самого «ранья». Позавтракав и проведя последние приготовления, все «взгромоздили» свои майданы-рюкзаки на плечи и двинулись в путь, весело вышагивая по старой лесовозке. Отойдя от лагеря примерно метров 700 мы увидели свежие следы хозяина тайги, который прошел, ночью обходя свои владения и еще раз напоминая нам, что хозяин тут все-таки ОН, так как обстановка была не располагающая к беседе с «Михаилом Потаповичем», веселость шага сменилась осторожностью, перехватив свой «карамультук» я двинул в начало шествия, а полицейский Витя пошел в замыкающие со своим мелкокалиберным но очень шустрым АКСУ.

Пройдя по старой лесовозной дороге примерно около 7 километров мы вышли на большую площадку, где и решено было сделать первый небольшой привал, перед спуском с сопки к реке.

Спустившись к реке наш отряд, вышел на водораздел впадения двух рек Правые и Левые Мунали, в этом месте открывался великолепный вид на сопки и распадки контрастирующий с большими потоками воды. Все сразу же стали доставать свои фотоаппараты, фотографироваться, не представляя какие красоты их ждут впереди, тратя драгоценные заряды батарей и цифровых кадров. Закончив фотосессию, мы двинулись в путь, нужно было преодолеть первую переправу через реку. Так как сапог ни у кого не было я первый решил стать «водогреем» и пошел на ту сторону, за мной охая и ахая, двинули все остальные, один Иваныч и Николаич привыкшие к таким переходам шли, посмеиваясь над школярами. Парни, проявив себя настоящими джентльменами стали переводить женщин, руководителей команд «Азимут» и «Экстрим» Татьяну Павловну и Елену Степановну помогая преодолеть горные пороги, так же, не забыв про девчонок не давая упасть им вводу вовремя невзначай хватив за то или иное мягкое место.

Двигаясь по реке все шли и смотрели по сторонам, периодически останавливаясь фотографироваться, любуясь нетронутой дикой и необузданной природой, комментируя те или иные переправы, постоянно шутя, и по - дружески посмеиваясь над теми или иными веселыми моментами перехода.

Когда солнце уже было высоко на небе, и все понемногу стали уставать, было решено сделать большой привал на обед. Местом привала была выбрана большая, ровная, каменистая коса, на которой было достаточно дров. Команды стали разжигать костры и готовить еду. Девочки проявили недюжие кулинарные способности,  приготовив вкуснейший обед из сублимированных продуктов. Парни носили дрова, не давая костру потухнуть, следя за ним. Во время первого привала и появились первые проблемы:обувь китайского производства после первых километров перехода не выдержала, в связи, с чем пришлось воспользоваться ремнабором, пришивая обратно отклеившиеся подошвы обуви, чем и занимался судья-консультант Евгений Николаевич на протяжении всего похода, заменяя целую мастерскую по пошиву обуви. Он зашивал обувь девчонкам и учил этому ремеслу парней, Павла с команды «Азимут» и Владислава с команды «Экстрим» которые в дальнейшем с успехом и пользовались приобретенным навыками, исполняя роль подмастерьев.

Кушаем.

Вкусно и сытно пообедав и помыв посуду, я начал осматриваться, оказалось, что по берегам Муналей в изобилии растет курильский чай и ревень, а так же множество различных полезных растений. Метеорологи,  назначенные в начале похода из числа школяров, сделали очередные отметки в журналах наблюдения, замерили имеющимся у руководителя похода Николая Ивановича градусником температуру окружающей среды, отметив улучшение погоды. Все складывалось как нельзя хорошо.

Двигаясь дальше по руслу реки и переправляясь то на один то на другой берег реки, уже не слыша стонов от холодной воды, переходя автоматом броды, я любовался окружающей нас природой. Заросшие вековым лесом высокие сопки. Нависшие над руслом реки зеленые, раскидистые, деревья. Поющие птицы. Благоухание, таежных цветов и буйства растений. Выглянувшее из за тучек солнце, пригревала нас своими лучами. Все это оставляло приятный, сладкий осадок в душе и неописуемо поднимало настроение. Я и все шли, не обращая внимание на препятствия и усталость. Часто останавливались, фотографироваться, то возле отвесной стены, то около крутого прижима реки, на больших валунах или крутых порогах. Так прошел первый день пути.

Ближе к вечеру найдя подходящую площадку, ребятня стала, разжигать костры, ставить палатки, готовить ужин, и располагаться на ночь. Сделав очередные замеры и записи, метеорологи, предвнесли еще горсть хорошего настроения и оптимистичных прогнозов, отметив окончательное установление положительной погоды. Парни готовили дрова, для костров складывая их возле, девушки доготавливали ужин.

Солнце закатывалось за горизонт. Вокруг стало темнеть и на небе появились первые звезды. Стало немного прохладней. Птицы понемногу стали смолкать, то там-то тут, в отсветах костра стали мелькать летучие мыши и совы. Поужинав и попив чай, все стали собираться возле костров. Мастер ремонта обуви Евгений Николаевич и его подмастерье Владислав занимались ремонтом обуви, приводя в порядок кроссовки Анастасии с команды «Оба-На» и Ксении из команды «Экстрим». Лиза, Александр и Сергей по очереди «травила» анекдоты, поднимая настроение окружающим.

Когда уже совсем стемнело, на небе появились мириады звезд, ярких и отчетливых, а вокруг воцарилось спокойствие. Где то невдалеке тихо слышался размеренный шум реки. В костре весело потрескивали дрова, при этом давая вокруг всполохи света и невообразимо играя тенями. Многие уже разошлись по палаткам, а те, кто остался, сидели возле костра и с интересом слушали рассказы и байки. Все вокруг спало тихим мирным сном. Только изредка, где то в лесу вскрикивала ночная птица, разрывая тишину своим возгласом, а после…  снова все  замолкало и затихало, отчего все вокруг казалось таинственным и загадочным. Немного посидев возле костра допив сваренный накануне курильский чай, я побрел в палатку.

Проснувшись утром, школяры как настоящие профессиональные туристы стали готовить завтрак, четко и организовано, каждый знал, что ему необходимо делать. Умывшись и позавтракав, мы двинулись в путь. В этот день нам предстояли самые большие испытания уготованные нам судьбой. Движение по руслу было затруднено еще большим наличием валунов, множеством бродов и переправ.

Жесткий нрав реки, не давал нам расслабиться, река бежала вниз еще по более крутому склону, в итоге сверившись по имевшемуся у меня GPS,  выяснилось, что мы поднялись над уровнем моря на значительное расстояние. За прошедший и предстоящий день мы поднялись почти на километр. Группа постоянно переходила множество впадающих в реку ключей, форсируя их в самых необычных местах при этом, продолжая фотографировать все вокруг.

Девушки стали стонать, парни сбавили ход общий запал понемногу догорал. Вспомнив лукавый и немного коварный вид Иваныча на инструктаже я шел и посмеивался над ребятней, пока не зазевавшись плашмя не приземлился в реку.

Так как посадка прошла успешно и очень мокро, веселое настроение сменилось некоторой озадаченностью. На одной из сложных переправ парням пришлось выстраиваться цепью, что бы перевести девушек, ловко подавая руку и помогая переходить.

Руководитель команды «Оба-На» Роман Сергеевич успел удержать Настю от падения в воду, которая чуть было, не разделила мою участь стать соратником по несчастью.

Настроение у меня снова поднялось, еще забавный и гордый вид Ксении хрупкой девочки - дюймовочки с огромным, среди туристов, так называемым рюкзаком «колобком», забитым по моему разумению всякими «нужностями» и «полезностями» вселял в меня уважение к ней как к матерому туристу пешеходнику, стойкость с которой она волокла свой рюкзак указывала на сильный характер. Евгений Николаевич сжалившись над бедной девочкой, решил разгрузить её «рюкзачище», забрав оттуда продукты и спальник, однако рюкзак от этого меньше не стал. Заинтересовавшись, что же все-таки нужного и очень полезного Ксюха нагрузила в свою торбу я подошел поближе…. Когда я заглянул внутрь рюкзака я чуть не упал на филейные места, я не мог даже сказать и слова, просто стоял и таращился в недоумении на содержимое рюкзака, думал смеяться мне или рыдая смеяться, в рюкзаке лежала целый маникюрный, парикмахерский и косметический салон, куча предметов которые я видел в первый раз и которые я где то видел но точно не знал их названия и предназначения, что там только не было, спрашивать зачем ей в походе все эти мази, маски, наборы щипчиков, теней и так далее я не стал, потому что вид с которым она несла свою ношу однозначно указало на твердый вывод что «КРАСОТА СПАСЕТ МИР!».

Во время привала на сходке было решено обследовать один из впадающих ключей. Немного поднявшись вверх по течению, наткнулись на целые каскады водопадов. Ключик бежал между больших камней и срывался с отвесных стен.

Вокруг ключа рос лес, при этом деревья нависали над ним, создавая непроницаемый для солнечного света купол. Нафотографировавшись вдоволь и отдохнув, наша экспедиция продолжилась.

Двигаясь дальше мы вышли к развилке реки, чуть выше которой нам открылся вид на неописуемой красоты водопад. Срывавшейся поток воды с ревом, падал и разлетался на тысячи брызг создавая радугу, и огромные буруны воды.

Заключенный между десятком огромных валунов река гремела и прорывалась, показывая, свой неистовый нрав и пренебрежение к любым преградам на своем пути.

Сбросив свои рюкзаки, начинающие туристы забрались на один из самых больших валунов, где Александр из команды «Оба-На» их сфотографировал, сделав отличный кадр. Пообедав, было решено сделать радиальную вылазку пройти вверх по реке выше водопада, двигаясь по руслу, мы поднимались все выше и выше, вокруг вид менялся со скоростью идущего поезда.

И тут грянул гром. Неизвестно откуда появившаяся туча спутала все карты, шквальный ветер, ливень так же начавшийся мгновенно, поливал всех как из пожарного бранзбойда.

Я и без того мокрый но уже немного подсохший достал два припасенных плаща и раздал их девчонкам. Вода в реке стала прибывать так же стремительно, поэтому было решено повернуть, обратно что мы и сделали.

Добравшись до развилки реки, мы провернули влево, и пошли по руслу дальше, здесь подъем стал еще круче и валунов стало еще больше, а вот воды в реке было не так много но царившая вокруг обстановка показывала что река имеет буйный нрав. Вокруг по руслу то тут, то там были огромного  размера кучи валунов и щебня, нагроможденные водой.

Вывороченные с корнем деревья, порой создавали непроходимые завалы. А река… тихо и мирно бежала, огибая все препятствия, давая спокойно переправляться в любых удобных для нас местах и допуская ко всем её красотам, великолепным видам и творениям природы. Двигаясь дальше, мы прошли приличное расстояние. Пришло время выбирать место ночевки, однако это стало действительно настоящей проблемой.

Вокруг, берега реки, представляли собой крутые склоны сопок, где не то что поставить палатку, но и на отдых расположиться было негде. Пришлось пройти вверх по реке, еще примерно на километр до обнаружения подходящего места. Уже в сумерках поставив палатки все уставшие завалились спать.

На следующий день было решено, что сниматься с места ночевки никто не будет. Палаточный лагерь останется на этом месте, так как выше по реке мы можем не найти места ночевки. Да и цель похода уже очень близка. Позавтракав и оставив в палаточном лагере лишение вещи и продукты, налегке мы двинулись дальше.

Идти, однако, стало не легче, тут река стала настолько круто уходить вверх, что идти приходилось с большими остановками, останавливались не только на отдых, но и фотографироваться.

По пути было много красивейших водопадов и каскадов, что порой остановки были через каждые 50 метров. Природа здесь была отлична от той, которую мы видели в начале пути, вокруг преобладали низкорослые деревья и кустарники, сопки были практически без леса.

Истоки реки Мунали

На одном из узких участков реки пришлось обходить большой завал деревьев и пробираться через густые заросли стланика. Деревца были густо усыпаны зелеными шишками. Запасшись шишками и, обойдя завал, мы двинулись дальше. Примерно через три часа движения мы вышли к цели похода.

Согласно карты, тут, должно было располагаться горное озеро. Однако каково же было удивление, что озеро просто исчезло. С момента составления карты, с 1989 года, перемычка между озером и руслом разрушилась, и озеро попросту исчезло. Как впоследствии выяснилось, это произошло совсем недавно. Однако разочарования по этому поводу ни у кого из участников похода не было.

Сверившись с GPS навигатором стало известно, что за дни путешествия группа поднялись на отметку 1873 метра над уровнем моря. Воздух тут был приятным мягким и чистым. Дышалось легко. Виды, открывавшиеся вокруг, были красивы и величественны. Горные кручи, множество останцев, огроменные валуны  на склонах, большие белые поля ледников…

Множество и множество больших и малых водопадов по руслу реки и прилегающих ключах. Все это и составляло цель нашего маршрута.

Все были довольные пройденным расстоянием, виденной красотой и изменчивостью природы. Вернувшись в палаточный лагерь уже ближе к вечеру, стали готовится к выходу обратно в «Робинзон», жгли костры, делились впечатлениями, ремонтировали снаряжение и обувь, разговаривали на различные темы, обсуждая предстоящие походы и уже готовясь к новым маршрутам еще более экстремальным и сложными. Я присев у костра, размышлял о красоте и изменчивости природы, в голову приходили воспоминания о былых временах, проведенных на лоне природы, достигнутых вершин, покоренных перевалах, проплытых и пройденных километров, хотелось затянуть старую знакомую песню, в голове сама по себе звучала музыка, тишина и безмятежность вокруг делали этот вечер особенным.

Идем обратно

На следующий день мы вышли в 8 утра и, до лагеря добрались почти без приключений. На одном дыхании. По дороге встретили медведя, уже перед самым лагерем, который, не показываясь, просто рыкнул откуда-то из кустов, обозначая свое присутствие и, давая понять о том, что беседовать теперь не настроен он. Идти вниз по реке было намного легче, плюс испортившаяся погода подгоняла нас как хлыстом обратно и,  в лагере мы были уже часов в 20.

Промокшие, уставшие, но весьма довольные собой. В лагере нас ждал царский ужин из сваренного борща и плова, и несколько вкуснейших салатов и, конечно же, горячо натопленная  банька, со свежесрезанными, березовым и можжевеловыми веничками. Уже прейдя в лагерь и поблагодарив Любовь Михайловну за вкуснейше приготовленную еду и, горячо натопленную баньку, все стали наперебой рассказывать про поход:

кто сколько раз упал, кто что видел, кто куда поднялся. Хоть поход и продлился так недолго, но оставил массу ярких впечатлений и эмоций! Теперь уже всем было все равно, кто победит на турслете, кому достанется победа. За прошедшие дни все сдружились.

Пройденные километры бездорожья, горные ключи и переправы через реку дали отличный опыт всем участникам. Теперь каждый из тех тогда еще школяров, кто приезжал на этот турслет,  с гордостью может называть себя настоящим туристом. Туристом с большой буквы.

Довольные собой
     Мы желаем всем, кто жаждет познания и новых маршрутов крепкого здоровья и хорошей серьезной подготовки!!!

Мавланов Бахт

Фото: Попков Николай Иванович, Ребезов Евгений Николаевич, Бобков Роман Сергеевич, Мавланов Бахт Батирович, Жевлакова Татьяна Павловна, Пастернак Александр, Байдуков Сергей.